ДТП это административное правонарушение

ДТП это административное правонарушение

Состав административного правонарушения — это совокупность установленных законодательством объективных и субъективных признаков, характеризующих действие (бездействие) как административное правонарушение.

В соответствии со ст. 24.5КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В юридическом составе любого административного правонарушения содержатся 4 элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Отсутствие состава административного правонарушения означает, что само процессуальное событие в форме противоправного деяния имело место, однако в нем отсутствует любой из образующих состав указанных элементов.
Объектомадминистративного правонарушения признаются охраняемые законом общественные отношения, на которые административное правонарушение посягает.
Объективная сторона— действия (бездействие), посягающие на объект административного правонарушения и причиняющие (создающие угрозу причинения) ему вред.
Субъектомправонарушения является физическое (гражданин, индивидуальный предприниматель) или юридическое лицо, совершившие административное правонарушение.
Субъективная сторонаправонарушения – это отношение виновного лица к совершенному деянию и в некоторых случаях к его последствиям. Субъективная сторона определяет форму вины привлекаемого к административной ответственности лица (умысел, неосторожность).
Административное правонарушение признается совершенным только при наличии всех предусмотренных законом элементов состава правонарушения (см.: абз. 2 п. 19Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 №О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», абз. 3 п. 12Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», ПостановлениеВерховного Суда РФ от 25.05.2016 № 205-АД16-4).
Отсутствие объекта обычно устанавливается одновременно с отсутствием объективной стороны правонарушения (см.: ПостановлениеВерховного Суда РФ от 25.08.2016 № 44-АД16-25), вместе с тем отсутствие лишь объекта также влечет прекращение производства по делу (см.: ПостановлениеДевятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2018 № 19АП-3624/2018 по делу № А64-5267/2017).
Ситуации, в которых устанавливается отсутствие состава административного правонарушения, как правило, сводятся к тому, что при оценке времени, места, способа совершения деяния, наступивших последствий и иных значимых обстоятельств не усматриваются признаки объективной стороны правонарушения, описанные в инкриминируемой норме КоАПРФ (см.: РешениеМосковского городского суда от 16.02.2017 по делу №7-3344/2017).
Состав административного правонарушения отсутствует при не установлении виновности или установлении невиновности лица в совершении административного правонарушения (см.: ПостановлениеВерховного Суда РФ от 18.02.2015 по делу № 307-АД14-8543, ПостановлениеВерховного Суда РФ от 29.06.2016 № 308-АД16-6709 по делу № А53-19447/2015, ПостановлениеАрбитражного суда Поволжского округа от 13.07.2017 № Ф06-22351/2017 по делу № А06-11122/2016).
Отсутствие состава административного правонарушения не следует путать с отсутствием события административного правонарушения (см.: РешениеХабаровского краевого суда от 24.02.2015 № 21-827/2014). В первом случае процессуальное событие, оцениваемое с точки зрения КоАПРФ, имеет место, но ответственность за него не наступает ввиду отсутствия одного или нескольких элементов состава административного правонарушения. А в случае с отсутствием события административного правонарушения принимается во внимание, например, отсутствие обязанности лица, за неисполнение которой предусмотрена административная ответственность (См.: ОпределениеВерховного Суда РФ от 18.06.2019 № 307-ЭС19-8311 по делу № А56-80396/2018).
При рассмотрении жалоб на постановления и решения по делам об административном правонарушении производство по делу может быть также прекращено по специальному процессуальному основанию (п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 4 ч. 2 ст. 30.17КоАП РФ) — недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (решение).
В основном такое основание соотносится с положением ч. 4 ст. 1.5КоАП РФ о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ПостановлениеВерховного Суда РФ от 08.04.2019 № 32-АД19-4, ПостановлениеВерховного Суда РФ от 01.03.2019 № 24-АД19-1).

Административная ответственность за нарушения ПДД РФ

В статье рассмотрена процедура привлечения нарушителей правил дорожного движения РФ (ПДД РФ) к административной ответственности, порядок производства по делам об административных правонарушениях, права и обязанности участвующих в производстве лиц, а также некоторые иные вопросы, относящиеся к данной теме.

При возникновении дополнительных или уточняющих вопросов или при необходимости получения бесплатной квалифицированной правовой помощи наших юристов гости сайта могут обратиться в службу поддержки по указанным выше телефонам или через форму обратной связи либо задать вопрос в комментариях к статье.

Все подробности читайте:

Правила и порядок привлечения к административной ответственности за нарушения ПДД РФ

Административная ответственность за нарушения ПДД РФ

Административная ответственность являются мерой государственно–правового воздействия на нарушителей установленных правил поведения в различных сферах общественной жизни.

Разновидностью такой ответственности является применение административных наказаний к лицам, нарушившим правила безопасности дорожного движения.

Глава 12 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее в статье – КоАП РФ) содержит совокупность статей, каждая из которых регламентирует условия и основания правовой ответственности участников дорожного движения за отдельно взятое нарушение ПДД, а также устанавливает вид и размер наказания.

В общих чертах порядок производства по делу об административном правонарушении за нарушения требований ПДД включает в себя следующие стадии:

выявление факта правонарушения;

применение мер, обеспечивающих производство по делу об административном правонарушении;

собирание и фиксация доказательств вины нарушителя;

составление протокола об административном правонарушении;

рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления (решения);

обжалование постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с правилами, установленными КоАП РФ, первые четыре стадии, осуществляются должностными лицами органов ГИБДД МВД России в соответствии с предоставленной законом компетенцией.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях также относится к компетенции указанных органов.

Вместе с тем, рассмотрение дел о нарушениях ПДД, за которые установлено наказания в виде административного ареста, лишения специального права и некоторых других, осуществляется судьями федеральных судов и мировыми судьями.

Последняя стадия — обжалование постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях, наряду с ведомственным, предусматривает также и судебный порядок рассмотрения жалоб.

Административной ответственности за нарушения ПДД в соответствии с российским законодательством подлежат как физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица, индивидуальные предприниматели, так и юридические лица.

Ответственность за административные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения устанавливается на федеральном уровне и уровне субъектов РФ.

Порядок и правила производства по делам данной категории, гарантии прав лиц – участников административных правоотношений закрепляются положениями КоАП РФ.

В статье 4.5 КоАП РФ определены сроки давности привлечения к административной ответственности, то есть сроки, по истечении которых, нарушителя нельзя наказать. Общий срок составляет 2 месяца со дня совершения правонарушения, рассматриваемого должностными лицами и 3 месяца – по делам, отнесенным к компетенции судов.

Однако по отдельным видам правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, эти сроки увеличиваются до 1 года (например, за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения).

Поэтому в каждом случае при привлечении водителя транспортного средства к административной ответственности следует обращать внимание на соблюдение указанных выше сроков.

Протокол за нарушение ПДД РФ по делу об административном правонарушении

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при выявлении нарушения, предусмотренного главой 12 (Административные правонарушения в области дорожного движения), сотрудник ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении.

Этот документ не оформляется только в случаях, прямо указанных в КоАП РФ (например, при выявлении нарушений ПДД РФ камерами, работающими в автоматическом режиме, а также, при выявлении дорожным инспектором полиции нарушения, за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, когда нарушитель не оспаривает факт совершения им административного проступка).

Административный протокол о нарушении ПДД составляется в присутствии лица, — водителя, пешехода или иного лица, привлекаемого к ответственности.

Нарушителю разъясняются его права и обязанности, порядок, время и место рассмотрения нарушения.

В протоколе отражаются все доказательства, подтверждающие факт нарушения, формулируется фабула нарушения, дается правовая квалификация действий, указываются очевидцы нарушения и понятые, привлеченные к участию в деле.

Лицо, в отношении которого составлен протокол за нарушение ПДД, вправе давать пояснения в письменном виде.

Объяснения нарушителя в обязательном порядке прилагаются к материалам административного производства.

Также нарушитель ПДД вправе ходатайствовать о рассмотрении его дела по месту жительства или по месту пребывания. Такое ходатайство подлежит внесению в бланк протокола. Копия протокола вручается нарушителю ПДД и потерпевшему (при его наличии) под роспись.

В дальнейшем, именно на основании сведений, содержащихся в протоколе, рассматривается дело об административном правонарушении и выносится постановление.

При составлении протокола нарушитель имеет право пользоваться помощью защитника.

Подробности читайте в статье:

Виды административных наказаний за нарушения ПДД РФ

Административные наказания за нарушения ПДД представляют собой меры ответственности, определяемые санкциями статей главы 12 КоАП РФ. Назначение наказаний является прерогативой должностных лиц ГИБДД или суда.

По результатам рассмотрения дела выносится решение о привлечении к административной ответственности, которое оформляется в виде процессуального документа — постановления по делу об административном правонарушении.

Читайте также  Какой штраф при ДТП

При несогласии с постановлением, оно может быть обжаловано по правилам, предусмотренным КоАП РФ.

Подробно о том, как обжалуются постановления, читайте в статьях:

Наиболее распространенными видами административных наказаний являются:

предупреждение – выражается в официальном порицании, выносится в письменном виде;

административный штраф – наиболее распространенная мера материальной ответственности нарушителей ПДД, является денежным взысканием, выраженным в рублях, в пределах, предусмотренных санкцией соответствующей статьи главы 12 КоАП РФ;

лишение специального права управления транспортными средствами, предоставленного физическому лицу на срок от 1 месяца до 3 лет, назначается только судьей, устанавливается за грубое или систематическое нарушение;

административный арест – содержание нарушителя ПДД в условиях изоляции от общества, назначается судьей на срок не более 15 суток, устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях;

обязательные работы, назначаются судьёй на срок от 20 до 200 часов и заключаются в привлечении нарушителя для выполнения бесплатных общественно полезных работ в свободное от основной деятельности время.

Возбуждение административного дела при ДТП — нужен автоюрист

Возбуждение административного дела при ДТП - нужен автоюрист

При попадании в аварию очень важно сразу же правильно определить, наступила ли при ДТП административная ответственность одного из участников (или всех). Так как от этого будет зависеть дальнейший ход действий всех участников ДТП и их взаимоотношения как между собой, так и со страховыми и с органами ГИБДД. Обычно большинство аварий попадает под определение административного нарушения, но это не означает, что при этом происходит автоматическое возбуждение административного дела при ДТП. Возбуждение административного дела при ДТП происходит только при определённых обстоятельствах, за определённые проступки и при этом должны быть соблюдены определённые правила. Об этом мы сегодня и поговорим.

Варианты развития событий

Варианты развития событий, касающихся наличия или отсутствия административного правонарушения в самой аварии

Итак, при ДТП есть 3 варианта развития событий, касающихся наличия или отсутствия административного правонарушения в самой аварии:

  1. При ДТП административного правонарушения выявлено не было, соответственно, ответственности тоже нет и возбуждение административного дела при ДТП тоже не последует.
  2. Сотрудник ГИБДД точно установил, что произошло административное правонарушение (со всеми вытекающими последствиями – наказаниями).
  3. Точно установить, имеет ли место быть административное правонарушение при ДТП невозможно без проведения дополнительного расследования.

При любом из вышеописанных исходов сотрудник ГИБДД на месте аварии обязан выдать участникам ДТП официальную бумагу, которая подтверждает сам факт ДТП и фиксирует все его обстоятельства (если в дальнейшем возникнут какие-то проблемы).

Самый приемлемый для всех вариант развития ситуации – это, конечно же первый. При этом сотрудник ГИБДД выдаёт участникам аварии официальный документ (отказ в возбуждении административного дела при ДТП). В этом документе обязательно должны быть указаны причины, по которым возбуждение административного дела при ЖТП не было начато (свидетельские показания и прочие факты, свидетельствующие об отсутствии состава административного нарушения при ДТП). Инспектор ГИБДД обязан прямо на месте аварии выдать участнику/участникам документ об отказе в возбуждении административного дела.

ГИБДД установило административное правонарушение

При втором варианте развития событий инспектор ГИБДД обычно составляет следующее:

  • Если административное правонарушение было установлено и за него полагается только штраф, либо предупреждение, то выписывается штрафная квитанция.
  • Если за правонарушение полагается что-то кроме штрафа, то инспектор ГИБДД составляет протокол об административном нарушении (дальнейшее наказание определит суд.
  • Если без дальнейшего расследования не обойтись, выписывается протокол о составе административного нарушения и дело передаётся для расследования.

При первых двух вариантах, опять же, у инспектора ГИБДД для подобного решения (штраф и/или лишение прав) должны быть веские аргументы (показания свидетелей, видеозапись и прочие факты, свидетельствующие об административном правонарушении).

Расследование, было ли административное нарушение

При назначении же расследования времени для определения того, было ли административное нарушение и какое именно, требуется гораздо больше. Ведь не всегда возможно непосредственно на месте аварии определить, что произошло, и кто виноват. Могут потребоваться дополнительные поиск и опросы свидетелей, поиск видеозаписей, проведение экспертиз. Но при этом инспектор ГИБДД обязан сразу, на месте ДТП составить и вручить участникам аварии протокол о составе административного нарушения.

Обычно, расследование проводят, когда при ДТП есть пострадавшие или один из участников аварии уехал, не дождавшись прибытия экипажа ГИБДД, а также, когда показания участников аварии и свидетелей расходятся.

Если при ДТП есть погибшие, то автоматически возбуждается уголовное дело.

Кто проводит расследование по делу об административном нарушении

Расследование по делу об административном нарушении проводит подразделение ГИБДД. В ходе него проясняются обстоятельства аварии и решается, необходимо ли возбуждение административного дела при ДТП в отношении одного из участников аварии (или обоих сразу) или можно обойтись штрафом.

Поясним ещё раз – сотрудник ГИБДД в ходе расследования, по сути, делает то же самое, что и на месте ДТП, только более обстоятельно, с привлечением экспертов, с поиском дополнительных свидетелей и видеозаписей момента аварии. Сотрудник ГИБДД не принимает решения о виновности или невиновности, он лишь устанавливает факт самого административного нарушения и что именно было нарушено. За принятие решения о наказании отвечает только суд.

Также итоги расследования могут быть опротестованы и признаны недействительными, а гражданин, в отношении которого оно проводилось, оправдан.

Расследованием занимается тот отдел ГИБДД, сотрудники которого приехали на место аварии. Создаётся следственная группа, при некоторых действиях понадобится присутствие участников ДТП. Если при ДТП есть пострадавший, то сотрудник ГИБДД, проводящий расследование, запрашивает сведения из больницы, куда обращался потерпевший, о тяжести урона, о медицинском заключении.

Важно. Если выяснится, что урон, полученный пострадавшим, оказался тяжёлым, то вместо возбуждения административного дела при ДТП открывают уголовное.

На проведение расследования административного дела при ДТП отводится 30 дней с того момента, как было вынесено определение. Обычно, инспектор ГИБДД, проводящий следственные действия, вполне укладывается в этот срок, но, если возникли непреодолимые обстоятельства, срок расследования может быть продлён.

Если по итогам следственных мероприятий установлено совершение административного нарушения, начинается возбуждение административного дела при ДТП и составляется протокол. Если наличие нарушения не доказано, дело прекращают.

Если выяснится, что за совершённое административное нарушение полагается штраф, то сотрудник ГИБДД, проводивший расследование, сам выписывает его и направляет виновнику. Если кроме штрафа за совершённое нарушение полагается более суровое наказание, то дело передают в суд.

Постановление об административном правонарушении может быть опротестовано как в суде, так и в отделении ГИБДД, проводившем расследование. Отводится на это 10 дней.

Вопросы административного расследования ДТП

Согласно совокупности положений ст. 24.1, ст. 26.1, ч.1 ст. 26.2, ст. 26.11 КоАП РФ обоснованность постановления по делу об административном правонарушении заключается в:
1) правильном определении всех обстоятельств, имеющих значение для дела, т.е. предмет доказывания;
2) доказанность этих обстоятельств;
3) соответствие выводов инспектора установленным обстоятельствам.

При вынесении постановления инспектором часто допускается ряд нарушений процессуального законодательства и неправильно применяются нормы материального права.
Законность должна быть связана с правильным выбором норм материального и процессуального права согласно положениям ч. 1 ст. 1.6. КоАП РФ.

Возьмем для примера ситуацию, когда проезжающий транспорт сносит дверь приоткрытого автомобиля на парковке.

Излюбленным алгоритмом инспектором является применение положения п. 12.7 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее – ПДД РФ), согласно которой запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.

Чаще всего инспектор приходит к умозаключению с неизвестными посылками в суждении, что открытая дверь создала помеху движущемуся транспортному средству.
Данный вывод на месте иногда делается инспектором не в достаточной мере обоснованным и практически всегда не соответствует действительности, поскольку основан на недостаточном определении всех обстоятельств, а всего лишь является следствием формализма.

Измерьте ширину проезжей части на участке дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП), возможно удастся доказать, что она позволяет проезжать транспортным средствам беспрепятственно мимо припаркованных справа автомобилей при соблюдении безопасного бокового интервала даже в условиях высадки/посадки пассажиров.

При этом в целях определения расстояния безопасного бокового интервала можно использовать техническую характеристику транспортных средств- габаритная ширина. Направляйте заявления об обнаружении в схеме ДТП ошибок, составленных инспектором.
Открытая дверь не может являться помехой иным движущимся автомототранспортным средствам на участке дороги, если на указанном участке дороги отсутствовала сплошная линия разметки.
В рамках административного расследования необходимо ходатайствовать об извлечении видеозаписи с камер наблюдения улиц, с видеорегистратора второго участника ДТП (например, если это общественный транспорт), которым оснащены большинство маршрутных транспортных средств, что необходимо для определения таких обстоятельств как скорость движения, соблюдение бокового интервала, момент ДТП и иных обстоятельств.
Обратите внимание на обстоятельство, связанное с тем, что иным транспортным средствам помеха не создавалась, если все движущиеся транспортные средства проезжали мимо беспрепятственно, не прибегая к маневрированию.
п. 9.10 ПДД РФ регламентирует обязанность водителя при движении соблюдать безопасный боковой интервал.
В соответствии с ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ ходатайства в адрес инспектора рассматриваются немедленно, решение выносится в виде определения.
Приводите доказательства, доводы, фактические данные и иные обстоятельства касающиеся дела.
В силу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и в отсутствие оформленного надлежащим образом извещения не отвечает требованиям КоАП РФ и влечет нарушение прав лица на защиту. Допущенные нарушения являются существенными и влияют на законность принятых по делу об административном правонарушении документов.
Согласно п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи почтовые отправления разряда «судебное» и разряда «административное» при невозможности их вручения хранятся в отделениях почтовой связи в течение 7 дней. В соответствии с п. 35 Правил почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу, помимо прочего, при обстоятельствах, исключающих возможность доставки, в том числе из-за отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.
Документы, подтверждающие направление инспектором почтового отправления в ваш адрес разряда “административное” с уведомлением о вручении или отметкой отделения почтовой связи о причинах возврата отправления, должны находиться в материалах дела .
В противном случае заявитель будет лишен возможности полноценно участвовать в административном расследовании ДТП вследствие неинформированности о выносимых инспектором процессуальных документах и защищать свои права и законные интересы, представлять свои возражения и доказательства относительно обстоятельств ДТП.
Во время получения объяснения от свидетеля инспекторы на бланке объяснения иногда пишут свой вопрос о том, каким именно образом произошло ДТП.
Подобный вопрос не имеет под собой смысла при опросе очевидца ДТП, поскольку очевидец может только сообщить об увиденном, изложив это в устной или письменной форме, но не может давать автотехническую консультацию о ДТП, не обладает специальными знаниями в науке и технике для описания траектории движения ТС в момент ДТП и геометрии ДТП.
Согласно положению ст. 26.4 КоАП РФ именно эксперт дает письменное заключение по поставленным вопросам перед ним и в заключении отражает итог проведенного исследования. Либо инспектор имеет возможностью воспользоваться консультацией специалиста, привлекая к участию в производстве по делу об административном правонарушении в соответствии с положениями ст. 25.8 КоАП РФ.
Поскольку, согласно ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ, в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
Часто в нарушение ч 2 ст 26.3 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении не указан свидетель.
Таким образом, инспектор, помимо неправильного применения норм материального права, при административном расследовании может допустить существенные нарушения процессуальных прав участника ДТП вследствие несоблюдения инспектором ряда процессуальных норм, а именно, следующие вышеописанные положения законодательства об административном правонарушении: ст. 26.11 (оценка доказательств), ч. 2 ст. 24.4 (рассмотрение заявлений по делу), ч. 4.1 ст. 28.2 (направление протокола в течение 3 дней со дня составления), ч 2 ст 29.11 (направление постановления в течение 3 дней со дня вынесения постановления), ч 2 ст 26.3 (указание свидетеля в протоколе) КоАП РФ, нерассмотрение направленных заявлений, неисследование доводов и доказательств, содержащиеся в них, не дается оценка доказательствам, содержащиеся в заявлениях, далее основываясь на формальном подходе при административном расследовании инспектор может вынести решение без необходимого сбора и исследования доказательств, без всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и доводов участников ДТП.
Таким образом, нарушения должностным лицом ГИБДД норм процессуального и материального права могут явиться существенными, и повлиять на исход административного расследования.
Участники дорожного движения могут совершать несколько следующих друг за другом действий, нарушающих действующие положения ПДД РФ, выражающиеся в резком торможении, невыполнении требования уступить дорогу трогающемуся с места остановки маршрутному транспортному средству (автобусу), пользующемуся преимущественным правом движения (п.18.3 ПДД РФ); несоблюдении бокового интервала и дистанции (п.9.10 ПДД РФ) без применения заблаговременной подачи светового указателя поворота (п. 8.1. ПДД РФ), несоблюдении правила перестроения (п.8.4 ПДД РФ), несоблюдения скоростного режима, позволяющего обеспечить безопасность движения (п. 10.1 ПДД РФ).
В соответствии с п.9.10 ПДД РФ водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
В соответствии с п. 10.1 ПДД РФ водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Читайте также  Оценка ущерба автомобиля после ДТП росгосстрах

Согласно п. 8.1. ПДД РФ водитель перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой обязан подавать сигналы световыми указателями поворота, не создавая при выполнении маневра опасности для вождения и помех другим участникам дорожного движения, сигнал светового указателя также не должен вводить в заблуждение других участников движения (п.8.2 ПДД РФ), далее при этом подача сигнала указателями поворота должна производиться заблаговременно (а не непосредственно перед началом маневра) до начала выполнения маневра, чтобы у другого водителя имелась возможность для принятия всех зависящих от него мер для предотвращения столкновения, также следует учесть, что подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

Поведение водителя при управлении ТС может быть признано по совокупности действий имеющими признаки опасного вождения (7 абз. п.2.7 ПДД РФ).

Ответственность за ДТП

Авария на дороге – достаточно распространенное явление, которое происходит по причине нарушения ПДД участниками дорожного движения. Именно для избегания аварийных ситуаций и снижения числа, пострадавших на дорогах, за любое нарушение водителя ждет наказание. Штраф за ДТП зависит от масштабов аварии и последствий для ее участников.

Ответственность виновных лиц за ДТП

Ответственность виновных лиц за ДТП

В соответствии с действующим законодательством РФ, лица, виновные в дорожном происшествии, могут нести следующие типы ответственности:

  1. Гражданскую – предусматривает возмещение пострадавшему лицу либо лицам ущерба, образовавшегося в результате происшествия, в полном объеме, а также дополнительные компенсации, связанные с ДТП (например, заработок, который недополучен пострадавшим вследствие возникновения ДТП).
  2. Административную – она применяется на основании главы 12 КоАП, когда виновник дорожного происшествия является нарушителем правил дорожного движения. Сама ответственность может состоять в:
  • денежном штрафе в отношении нарушителя;
  • запрете управлять автомобилем в течение определенного периода;
  • аресте нарушителя до 15 суток;
  • принуждении к проведению исправительных работ в течение 100 – 200 часов.

Эта ответственность возникает, если в результате ДТП нет тяжких последствий для здоровья пострадавших либо гибели участников происшествия.

  1. Уголовную – она возникает, если в результате ДТП пострадавшим причинены тяжкие повреждения либо наступила смерть. В таком случае виновник будет:
  • отстранен от управления автотранспортом в течение 3-х лет;
  • его будет ждать наказание в виде принудительных работ до 5-ти лет либо лишение свободы до 9-ти лет.

Если ДТП наступило в случае, когда за рулем находился нетрезвый водитель, такое обстоятельство будет расценено как отягощающее.

Наказание виновника в аварии

Наказание виновника в аварии

Говоря о наказании лица, которое виновно в ДТП, нужно различать, что оно может возникнуть вследствие наступления гражданской (непосредственная компенсация ущерба участникам аварии) либо административной ответственности (сумма штрафа, которая взимается с нарушителя и направляется в бюджет). Нужно понимать, что административный штраф взимается не за сам факт аварии, а за нарушения, которые привели к ее возникновению.

  • Москва: +7 (499) 577-00-25 доб 152
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 425-66-30 доб 152
  • Все регионы: 8 (800) 350-84-13 доб 132 (Звонок бесплатный)

Глава 12 КоАП определяет степень наказаний, которые ожидают виновников ДТП:

  1. Согласно статье 12.1, если у водителя, который виновен в ДТП, автомобиль не был зарегистрирован в рамках действующего законодательства, то его ждет наказание в размере до 800 рублей.
  2. Статья 12.2 определяет санкции для виновника аварии при проблемах с автономерами. Если они были установлены неверно, то штраф будет составлять 500 руб. При отсутствии гос.номера на машине, сумма штрафа вырастет до 5 тыс. рублей. В качестве альтернативной меры может применяться лишение водительского удостоверения. Если на автомобиле, который совершил ДТП будут поддельные номера, то наказание составит 15 000 – 20 000 рублей, дополнительно водителя лишат удостоверения на управление транспортным средством.
  3. В случае отсутствия документов на машину либо полиса ОСАГО, виновник дорожного происшествия заплатит 500 – 800 рублей в виде штрафа, в соответствие со ст. 12.3 КоАП.
  4. Статья 12.4. определяет размер санкций для нарушителя, у которого на автомобиле обнаружены неразрешенные сигналы и наклейки. Так, установка красных огней и светоотражателей приведет к штрафу в размере 3 тысячи, а запрещенные звуковые и световые сигналы, наклейки и обозначения приведут к наказанию в сумме 5000 руб.
  5. Согласно статье 12.5, лицо, управлявшее автомобилем, имевшим неисправности либо запрет на эксплуатацию и ставшим виновником ДТП, будет оштрафовано на 500 рублей.
  6. В случае, когда виновник ДТП двигался на автомобиле не пристегнутым ремнем безопасности либо на мотоцикле без защитного шлема, размер штрафа, в соответствии со статьей 12.6 КоАП, составит 1 000 рублей.
  7. В ситуации, когда лицо, управлявшее автотранспортом, виновным в совершении ДТП, не имело прав на управление, размер штрафа составит 5 000 – 15 000 рублей. Если же управление автомобилем осуществляло лицо, лишенное водительского удостоверения, то размер наказания составит 30 000 рублей. Об этом говорит статья 12.7.
  8. В ситуации, когда виновник в произошедшем ДТП управлял автотранспортом в алкогольном либо наркотическом опьянении, наказание составит 30 тысяч рублей, согласно статье 12.8.
  9. В случае, когда ДТП произошло по вине водителя, проехавшего на красный сигнал светофора, ему будет выписан штраф на 1 000 рублей, в соответствии со статьей 12.12.
  10. Аналогичный штраф будет и в случае нарушения требований ПДД виновником аварии при проезде перекрестка (статья 12.13).
  11. Нарушение порядка маневрирования, не подача согнала оповещения о маневрировании, движение задним ходом либо разворот на запрещенном участке дороги, приведшие к ДТП, согласно статьи 12.14 означают штраф в сумме 500 рублей.
  12. Если ДТП произошло по вине водителя, который ехал по обочине либо пытался вклиниться в колону, в соответствии со статьей 12.15 он будет наказан на 1500 рублей. Если же авария произошла в следствие того, что автомобиль передвигался по тротуару либо велодорожке, то сумма штрафа будет 2 тысячи рублей.
  13. При аварии, которая произошла в результате выезда на «встречку» либо трамвайные рельсы, виновник заплатит 1 000 – 1 500 рублей. Если же он двигался по встречной полосе, то наказание увеличится до 5 000 рублей.
  14. Не включение аварийной сигнализации, приведшее к ДТП, обойдется нарушителю в 1 000 рублей.

Так выглядит основной список нарушений, которые могут привести к аварии, а также размер наказаний за них.

12.27 ч. 2 КоАП РФ – оставление места ДТП. Есть ли шанс остаться с правами?

Добрый день, уважаемые читатели! Продолжаем изучать вопросы, связанные с административными правонарушениями, за совершение которых грозит лишение водительских прав, и сегодня рассмотрим правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Что говорит закон

КоАП РФ. Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

Часть 2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Пунктом 2.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090 (далее – Правила дорожного движения), предусмотрено, что при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Читайте также  Что делать, если попали в яму на дороге?

На сегодняшний день существуют следующие установленные правила:

Согласно ст. 12 27 ч. 2 КоАП РФ, после поездки в медучреждение водитель обязан опять вернуться к месту ДТП, а до этого в присутствии свидетелей зафиксировать положение своего автомобиля во время аварии и зафиксировать другие детали и подробности происшествия. Если у участников нет разногласий в том, кто является виновником инцидента, можно оформить ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. На основании этих документов страховщиком будет произведена компенсационная выплата. Ст. 12 27 предусмотрена возможность избежать наказания на отъезд с места аварии, если есть необходимость освободить дорогу, поскольку транспортное средство мешает движению.

Есть ли возможность избежать лишения водительских прав?

Есть. В силу ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Если говорить языком не юридическим, если совершено мелкое ДТП, в котором нет пострадавших лиц, нет признаков общественно опасного деяния, отсутствуют какие-либо опасные угрозы для личности, общества или государства – дело могут прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, освободив лицо от административной ответственности, и ограничиться устным замечанием.

Пример из практики

Гражданка П., при управлении своим транспортным средством, осуществила столкновение с припаркованным во дворе жилого дома автомобилем. С места ДТП гражданка П. скрылась. Ее личность была установлена сотрудниками ГИБДД, возбуждено административное дело по ч. 2 ст.12.27 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 (один) год. Подана апелляционная жалоба в районный суд, в которой П. просила постановление об административном правонарушении в отношении нее отменить, дело – прекратить за малозначительностью. У нее на иждивении трое несовершеннолетних детей, одному из которых постоянно требуется консультация и наблюдение врачей, данное наказание для нее чрезмерно суровое, так как автомобиль ей необходим для доставления детей в садик, в больницу. Данное наказание отрицательно сказывается на условиях жизни ее семьи. Никаких неблагоприятных и негативных последствий от ее правонарушения не наступило, вину она признала полностью, ущерб потерпевшей стороне погашен. Вину она признала сразу, потерпевшая сторона к ней претензий не имеет, что и подтвердила в ходе судебного заседания, и не возражала против прекращения административного дела. При рассмотрении дела районным судом установлена малозначительность совершенного административного правонарушения. Судом учитывалось, что столкновение имело место со стоявшим во дворе транспортным средством, в котором людей не было, столкновение было незначительным, никто не пострадал, каких-либо неблагоприятных последствий не наступило. Сама П. после того, как была установлена работниками ГИБДД, скрываться не пыталась, случившиеся обстоятельства не отрицала и вину признала полностью. Юридическая ответственность является тем средством оценки поведения правонарушителя, которая призвана соблюдать баланс справедливости, и позволяет компенсировать причиненный вред. Апелляционная жалоба была удовлетворена, постановление мирового судьи – отменено.

Выводы

Судебная практика такова, что избежать лишения водительских прав по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ очень тяжело. Как правило, наши судьи лишают прав, не особо разбираясь в ситуации, так сказать «автоматически», поэтому если вы совершили административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, доводы «я не почувствовал столкновения», «я не заметил», «я хотел вернуться» судами во внимание не принимаются. Поэтому не занимайтесь самодеятельностью, незамедлительно обращайтесь за помощью к юристу: только оценив всю ситуацию, имеющиеся материалы дела, позиции всех сторон, можно составить грамотную линию защиты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: