ДТП это несчастный случай

ДТП это несчастный случай

Библиотека инженера по охране труда, N 10, 2009 год

В.Шумский, заместитель начальника

Управления надзора и контроля за соблюдением

законодательства о труде Роструда

О практике расследования несчастных случаев, происшедших в результате дорожно-транспортных происшествий

Проблема обеспечения безопасности движения на дорогах нашей страны входит в состав мер, направленных на реализацию положений Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, и приказа Минздравсоцразвития России от 06.05.2008 N 222 "Об обеспечении выполнения Плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года". Ежегодно в России в ДТП погибают более 30 тыс. граждан, более 100 тыс. получают тяжелые увечья, что значительно выше названных показателей в развитых странах. В последнее время в результате ДТП произошло несколько групповых несчастных случаев с тяжелыми последствиями.

В результате ДТП — по причине нарушений Правил дорожного движения в РФ — в 2008 году произошло 1299 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, которые квалифицированы как несчастные случаи на производстве, что составляет более 11% их общего количества.

Чтобы предупредить ДТП, необходимо знать их объективные причины, для чего надлежит выполнить комплекс целенаправленных действий, установленных ТК РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, при расследовании каждого несчастного случая, происшедшего в результате ДТП.

При этом комиссии по расследованию следует, в ограниченные законом сроки, объективно установить все обстоятельства ДТП и причины, его вызвавшие, с последующим выбором эффективных мер предупреждения, установить лиц, ответственных за допущенные нарушения законодательных и иных нормативных правовых и локальных нормативных актов, явившихся причинами происшествия, решить вопрос о квалификации несчастного случая и его учете.

Если расследование проведено не объективно, без выявления всех причин происшествия и лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, такими же формальными будут и меры профилактики, такие же выводы будут сделаны самими работниками и их руководителями как в организации, где произошло ДТП, так и в соответствующей отрасли в целом, с сохранением вероятности повторения аналогичных событий.

Расследование несчастного случая, происшедшего в результате аварии или иного повреждения транспортного средства, возложено на работодателя, осуществляющего грузопассажирские перевозки, и требует от него устранения выявленных причин ДТП и других нарушений при эксплуатации автотранспорта, предупреждения их в дальнейшем. Данное требование установлено ст.20 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и ст.229 ТК РФ.

Расследование несчастного случая проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования, проведенного федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (ГИБДД, государственная инспекция труда, прокуратура), а также владельцем транспортного средства. Надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, происшедших в результате ДТП, осуществляет государственная инспекция труда. Расследование несчастного случая, происшедшего в результате ДТП, всегда имеет массу сложностей, так как в настоящее время не отработан механизм взаимодействия должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, представители которых участвуют в расследовании. Процедура расследования установлена Положением о порядке проведения служебного расследования ДТП, утвержденным приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.90 N 49.

Основные требования к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения установлены Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Минтрансом России от 09.03.95 N 27, в числе которых: проведение служебного расследования, учета и анализа ДТП, допущенных нарушений водителями и должностными лицами организаций установленных требований по обеспечению безопасности движения, а также выявление причин, способствующих их возникновению.

Учет дорожно-транспортных происшествий установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.06.95 N 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий", сведения о которых являются открытыми для опубликования и предоставляются заинтересованным юридическим лицам в установленном порядке.

Учет несчастных случаев на производстве, происшедших в результате ДТП, установлен требованиями статей 229.2, 230 и 230.1 ТК РФ.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ

Расследование несчастного случая на производстве, в том числе с тяжелыми последствиями, происшедшего на транспортном средстве в результате ДТП, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем) в порядке, установленном статьями 229, 229.1, 229.2 ТК РФ, с обязательным использованием материалов расследования, проведенного соответствующими органами ГИБДД и владельцем транспортного средства.

Если в результате ДТП пострадали работники, выполнявшие трудовые обязанности на проезжей части дороги или около нее и получившие повреждения, относящиеся к категории тяжелых, расследование несчастных случаев проводится комиссией, формируемой работодателем и возглавляемой государственным инспектором труда, равно как при несчастных случаях, происшедших на транспортном средстве при его ремонте и обслуживании, погрузке и разгрузке материалов, посадке людей или падении работника при резком торможении, повороте, развороте и др.

НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ПРОИЗВОДСТВОМ

Из статьи вы узнаете: к акие несчастные случаи считают не связанными с производством? Какие особенности есть в классификации несчастных случаев? Какие особенности есть в расследовании несчастных случаев, не связанных с производством? Какая ответственность грозит работодателю за несчастный случай с работником? Как классификация несчастного случая влияет на выплаты работнику?

Какие несчастные случаи считают не связанными с производством?

Несчастные случаи с работниками бывают разными. Но не каждый из них можно связать с производством: будь то незначительная травма или тяжелое увечье. Как не ошибиться в классификации несчастного случая и правильно его оформить? Давайте разберемся.

Работодатель должен расследовать и учитывать несчастные случаи, если они:

  • произошли с работниками во время выполнения трудовых обязанностей или других поручений работодателя (ч. первая ст. 227 ТК РФ);
  • привели к необходимости перевести сотрудника на другую работу, к утрате работником трудоспособности или к его смерти (ч. третья ст. 227 ТК РФ).

Не связанными с производством принято считать следующие несчастные случаи:

  • смерть работника из-за общего заболевания или в результате самоубийства, подтвержденного медучреждением и следственными органами;
  • смерть или повреждение здоровья, которые работник получил в состоянии алкогольного, наркотического или другого токсического опьянения (если это не связано с нарушением технологического процесса, в котором используют технические спирты, ароматические, наркотические или токсические вещества);
  • инциденты, произошедшие с работником во время его незаконных действий (например, работник получил травму, когда по заданию работодателя выкапывал медный электрический кабель на территории чужой организации).

Особенности классификации несчастных случаев

Чтобы понять, нужно ли расследовать инцидент как несчастный случай на производстве, необходимо определить:

  1. Что произошло (обстоятельства инцидента).
  2. Где произошло (рабочее место, путь на работу или с работы, место командирования и т. д.).
  3. Когда произошло (время выполнения потерпевшим служебных обязанностей и заданий работодателя).

Остановимся подробнее на некоторых неоднозначных вопросах.

Травма по дороге на работу или с работы

Если несчастный случай произошел, когда сотрудник следовал на работу или домой на корпоративном транспорте, то его признают связанным с производством (ст. 227 ТК РФ). Ситуация усложняется, когда работник, например, пострадал в ДТП по пути на работу на личном автотранспорте. Травма будет признана не связанной с производством, если невозможно подтвердить факт использования автомобиля в служебных целях. Для подтверждения понадобятся следующие документы:

  • трудовой договор, в котором закреплено условие использования личного автомобиля в служебных целях;
  • соответствующий приказ руководителя или локальный нормативный акт;
  • путевые листы или другие документы учета служебных поездок работника.

Если работник ехал к месту работы на общественном транспорте или шел пешком, то несчастный случай с ним также будет считаться непроизводственным.

Пример №1

Бухгалтер в конце рабочего дня поехал сдавать отчеты по поручению работодателя. После этого он сразу отправился домой, не заезжая в офис. Автобус, в котором ехал бухгалтер, попал в ДТП, работник получил сотрясение мозга. Травма не будет считаться связанной с производством, потому что инцидент произошел после выполнения бухгалтером трудовых обязанностей.

Пример №2

Начальник отдела кадров шла на работу пешком. Войдя через ворота на территорию предприятия, сотрудница поскользнулась на льду и сломала руку. Травму признали производственной, так как она получена в пределах организации, а работодатель не осуществил надлежащего ухода за принадлежащей ему территорией.

Пример №3

Начальник отдела в компании, специализирующейся на продаже элитного алкоголя, в рабочее время находился на презентации вин, где участвовал в дегустации нового товара. После мероприятия мужчина отправился в офис на такси и попал в ДТП, в результате которого он получил серьезную травму ноги. Несмотря на то, что работник был в состоянии алкогольного опьянения, несчастный случай признали связанным с производством: начальник отдела участвовал в презентации по заданию директора, и комиссия не нашла причинно-следственной связи между травмой и опьянением сотрудника.

Отдельно стоит упомянуть несчастные случаи с работниками по пути в командировку. Служебная поездка начинается с момента отправления сотрудника, например, в аэропорт или на поезд. Если несчастный случай произойдет в это время, его можно будет отнести к производственным с учетом всех обстоятельств.

Травма в установленный перерыв

Время перерывов и их продолжительность устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем (ч. вторая ст. 108 ТК РФ). Несчастный случай во время установленного перерыва могут признать производственным при определенных обстоятельствах.

Пример №1

В установленное время сотрудник отправился на обед в ближайшее кафе. При входе в заведение на него упала часть кровли с крыши, и работник получил перелом предплечья. Несмотря на то, что несчастный случай произошел за территорией организации, его признали связанным с производством. В трудовом договоре работника было прописано условие его питания, которое работодатель обязался организовать в злополучном кафе.

С неустановленными перерывами ситуация обстоит иначе. Несчастный случай, который произойдет в это время, вряд ли свяжут с производством.

Пример №2

В рабочее время секретарь вышла покурить в соседний с офисом сквер. Там на нее напал неизвестный и отобрал мобильный телефон. Сотрудница получила вывих лучезапястного сустава. Несчастный случай не отнесли к производственным, так как корпоративная политика фирмы запрещает курение, а правилами внутреннего распорядка не предусмотрено время для перекуров.

Травма в нерабочее время

Казалось бы, понятно: травмы, полученные в нерабочее время, не связаны с производством. Но не все так просто, ведь работник может действовать в интересах работодателя в любое время.

Читайте также  Диагностика авто после ДТП

Пример №1

По окончании рабочего дня сотрудник отправился на ужин с деловыми партнерами, где планировал обсудить предстоящую сделку. Деньги на встречу выделил работодатель. Во время ужина в ресторане начался пожар. Работник отравился угарным газом и попал в больницу. Инцидент признали несчастным случаем, связанным с производством, так как сотрудник находился в ресторане по поручению работодателя.

Что касается несчастных случаев во время корпоративных праздников, то относить их к производственным нельзя.

Пример №2

Во время корпоративного празднования Нового года сотрудники решили запустить фейерверки. Салюты были закреплены ненадежно, и один из залпов попал в толпу. Несколько работников получили ожоги. Несчастный случай не был связан с производством, потому что он произошел не в рабочее время и не при исполнении работниками трудовых обязанностей.

Особенности расследования несчастных случаев, не связанных с производством

Однозначно классифицировать несчастный случай с работником возможно только после расследования, которое проводят в общем порядке.

Если комиссия, изучив обстоятельства несчастного случая и опросив свидетелей, признает несчастный случай не связанным с производством, она оформляет акт. Есть мнение, что его нужно составлять в произвольной форме. Однако это требование касается только несчастных случаев с профессиональными спортсменами. К тому же, Трудовой кодекс указывает на то, что несчастный случай, не связанный с производством, нужно оформить актом установленной формы. Для этой цели больше всего подходит форма 4. Документ составляют в двух экземплярах: для работодателя и работника.

Несчастный случай, признанный не связанным с производством, не нужно фиксировать в Журнале регистрации несчастных случаев на производстве. Не забывайте, что срока давности расследования несчастного случая на производстве не существует. Кроме того, работник может оспорить результаты расследования в любой момент. Поэтому работодатель должен хранить акт о несчастном случае и все связанные с ним материалы в течение 45 лет.

Какая ответственность грозит работодателю за несчастный случай с работником?

Несчастный случай на производстве может стать поводом для внеплановой проверки организации трудовой инспекцией. В связи с этим, некоторые работодатели предпочитают скрывать несчастные случаи на производстве или намеренно оформляют их как не связанные с производством. Это грозит работодателю наказанием.

Таблица 1. Ответственность работодателя за несчастный случай с работником

Ответственность
Нарушение Должностное лицо Организация Индивидуальный предприниматель
Сокрытие несчастного случая с застрахованным работником (ст. 15.34 КоАП РФ) Штраф от 500 до 1000 рублей Штраф от от 5000 до 10 000 рублей Штраф от 500 до 1000 рублей
Нарушение требований охраны труда (в том числе, неправильное расследование несчастного случая) (ст. 5.27 КоАП РФ) Штраф от 1000 до 5000 рублей Штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток Штраф от 1000 до 5000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Как классификация несчастного случая влияет на выплаты работнику

Прежде всего, классификация несчастного случая с работником влияет на выплаты, которые ему положены.

министерства труда и социального развития Краснодарского края

Расследуя несчастный случай с сотрудником, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, члены комиссии должны установить точное время и место происшествия (адрес). С разрешения органов следствия и дознания они могут осмотреть место происшествия и поврежденное транспортное средство, прилегающие к месту аварии сооружения и дорожные ограждения.

Также для дальнейшего расследования может пригодиться информация об организации, которая обслуживает дорогу.

Комиссия должна ознакомиться и иметь копии протокола осмотра места происшествия и транспорта. Запросить в управлении ГИБДД справку о ДТП и другую информацию, необходимую для расследования несчастного случая.

Члены комиссии проверяют, как в организации обеспечена безопасность дорожного движения:

  • соответствует ли техническое состояние, комплектация транспортных средств требованиям нормативных документов;
  • соблюдает ли работодатель установленные правила организации пассажирских и грузовых перевозок;
  • был ли обеспечен режим труда и отдыха водителя данного транспортного средства;
  • проходил ли водитель медицинское предварительное (периодическое) освидетельствование;
  • имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушения трудовой дисциплины;
  • как организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей;
  • есть ли на предприятии наглядная агитация, информация водителей об условиях движения, погоды и опасных участках;
  • как организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

При проверке и расследовании комиссия опрашивает всех причастных должностных лиц организации, уточняет или дополняет обстоятельства ДТП. Все полученные сведения заносит в материалы расследования.

Если в ДТП один или несколько сотрудников получили легкие повреждения здоровья, комиссия должна провести расследование в течение 3 дней. Если в аварии один или несколько работников погибли или получили тяжелые повреждения здоровья, на расследование отведено 15 дней.

На практике эти сроки существенно увеличиваются. На то, чтобы получить от сотрудников ГИБДД необходимые для расследования документы, уходит немало времени. По согласованию с этими органами время расследования несчастного случая можно продлить, в том числе неоднократно и на сроки, превышающие 15 дней (ст. 229.1 ТК РФ). Главное, приобщить к материалам расследования обоснованное решение о продлении расследования.

Приостановка расследования несчастного случая на производстве

Если в момент несчастного случая в действиях пострадавшего сотрудника есть признаки уголовного правонарушения, комиссия приостанавливает расследование и ждет официального постановления (решения) правоохранительных органов, которые квалифицируют указанные действия. О своем решении члены комиссии обязаны сообщить руководителю предприятия (если комиссию возглавляет его представитель) и в прокуратуру, куда направлено извещение о несчастном случае.

Нарушение сотрудником ПДД не может стать основанием для квалификации несчастного случая как не связанного с производством

На основании собранных материалов комиссия:

  • устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая;
  • выявляет виновных, допустивших нарушения требований охраны труда;
  • вносит предложения по устранению выявленных нарушений, причин и предупреждению аналогичных случаев;
  • определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с предприятием;
  • квалифицирует происшествие как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Важно

Если комиссия квалифицировала несчастный случай в результате ДТП как не связанный с производством, она оформляет два акта по форме 4 — для работника и работодателя.
В течение трех дней копии акта и материалов расследования нужно отправить в ФСС, ГИТ, прокуратуру (тяжелый несчастный случай или со смертельным исходом).
Один документ вместе с материалами расследования работодатель обязан хранить у себя в течение 45 лет.

Если ДТП признано как производственный несчастный случай, то члены комиссии оформляют акты:

  • в трех экземплярах по форме Н-1 — для работника, работодателя и ФСС;
  • в двух экземплярах по форме 4 — для работодателя и прокуратуры.

Несчастный случай фиксируют в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.

После того как у пострадавшего закончилась временная нетрудоспособность, работодатель обязан направить информацию о последствиях несчастного случая и мерах, которые он принял для снижения производственного травматизма в ГИТ.

Если несчастный случай был со смертельным исходом сотрудника, то сообщение работодатель направляет в течение месяца, после окончания расследования.

Как квалифицировать несчастные случаи: отвечает инспектор ГИТ

При разборе несчастных случаев необходимо верно определять квалификацию и отделять ее от причин: основанием могут быть неудовлетворительные действия самого пострадавшего, но единственным квалифицирующим принципом является статья 229.2 ТК РФ. Также от квалификации несчастного случая зависит, будет ли он расследоваться. Существуют ситуации, когда специалистам по охране труда сложно определить, относится ли конкретный несчастный случай к производственному виду, и кто виноват в произошедшем: работник или работодатель? Нередко вину пытаются возложить на первого. Разбираем конкретные примеры, вызывающие наибольшую сложность у специалистов по охране труда, определяем их квалификацию и необходимость проведения расследования.

Травмы, полученные на территории предприятия в нерабочее время

После окончания рабочего времени работник выходил из офиса и упал, сломав руку.

Ситуация будет отнесена к несчастным случаям, если офис принадлежит непосредственно работодателю (как здание), или это территория, которая определяется административно-технической инспекцией (то есть тоже является территорией работодателя). Данная категория несчастных случаев называется пограничной, она однозначно должна расследоваться, а квалификация зависит от того, что в результате расследования будет установлено в ходе оперативных мероприятий, опросов, изучения документов и ситуативного плана.

Организация, осуществляющая деятельность в сфере общепита, имеет свой ресторан. Бухгалтер после рабочего дня зашла в ресторан и, будучи на кухне, получила травму.

Этот случай подлежит расследованию: если бухгалтер прибыла для осуществления функций (инвентаризации или контроля материальных средств), то травма будет отнесена к категории несчастных случаев на рабочем месте. В иных обстоятельствах (если работница, например, пришла поесть) квалификация будет отличаться.

Работник пришел на работу в состоянии алкогольного опьянения, решил пройти на свое рабочее место через другой цех, где и получил травму.

Расследование должно проводиться. Различные цеха — единая территория работодателя, а 76 ст. ТК РФ обязывает начальника не допускать к работе лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и это ключевой момент. Здесь та категория несчастных случаев, когда отягощающие обстоятельства пытаются приписать пострадавшему, хотя законодательно ответственность не его.

Работник после окончания рабочего дня по территории предприятия следовал домой и получил травму от проезжавшего автомобиля.

Ситуация расследуется и квалифицируется как несчастный случай на производстве. Это не ДТП, а наезд автомобиля на работника, поскольку произошло все на территории предприятия, где машины осуществляют свое передвижение в строгом соответствии со схемой движения и установленными ограничениями в рамках не ПДД, а работы предприятия.

Несколько работников остались после работы, чтобы поиграть в карты. В процессе игры между двумя работниками произошла ссора, и возникла обоюдная драка, в которой оба работника получили травмы.

Случай свидетельствует о неправильной организации труда. Потому что у любых работников есть руководители структурных подразделений, и вторые всегда покидают территорию после того, как сами убедились, что все работники закончили осуществление производственной деятельности, переоделись и убыли за территорию предприятия. При этом есть и нарушения трудовой и производственной дисциплины со стороны работников. Но первичным является не то, что они остались играть в карты, а то, что у них была такая возможность. Поэтому драка расследуется по причине несчастного случая, и в первую очередь будут разбираться в действиях системы управления охраны труда.

Квалификация несчастных случаев, произошедших на рабочем месте и связанных с производственными работами

Работник находился в рабочее время на территории предприятия в местах общего пользования (в коридоре офисного здания) и, поскользнувшись, получил травму.

Здесь один из самых распространенных видов травмирования работника, подлежит расследованию такой случай однозначно. Уже на предварительном этапе понятно, что это относится к разряду несчастных случаев на производстве: работник находился непосредственно при исполнении своих функций и в этот момент получил травму. Несмотря на то, что травмирование произошло не на подведомственной его работодателю территории, это часто распространенная практика, когда у собственника или арендодателя снимают часть помещения. Центральный вопрос заключается в определении лиц, ответственных за допущенные нарушения, если травма связана не с личной неосторожностью работника, а с неправильным уходом (обслуживанием) территории (например, мокрые полы). По документам (договору аренды или субаренды) легко выделить все категории людей, которые должны быть опрошены, и на основании этого принимается решение о причинах несчастного случая и тех, кто ответственен за произошедшее (это могут оказаться сотрудники разных организаций или разные работодатели, что устанавливается индивидуально в процессе расследования).

Работник, страдающий эпилепсией, в результате приступа болезни потерял сознание и упал в неогражденный котлован, получив травму.

Расследование ситуации необходимо: первое — по профессии нужно смотреть, как он был допущен медиками, если страдает эпилепсией, второе ключевое тут — неогражденный котлован. Ни на одном строительном объекте или ином месте ограждения от перепадов по высоте не могут отсутствовать. Работодатель не произвел все меры безопасности, при этом допустил персонал к работе.

Работница учреждения среди ночи была вызвана на работу сотрудниками ЧОП в связи со срабатыванием охранной сигнализации. После выполнения необходимых действий она доставлялась домой машиной ЧОП. Но автомобиль попал в ДТП, в результате которого произошел несчастный случай с работницей учреждения и водителем автомобиля.

Это категория несчастных случаев на производстве, потому что работница не принимает самостоятельное решение, а действует в рамках своего функционала и должностной инструкции (значит срочные вызовы должны быть прописаны). Расследование в данном случае проводится.

Инженер-технолог обнаружил возгорание на складе готовой продукции, организовал вызов пожарных, затем, самостоятельно приступив к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, получил значительные ожоги.

Случай подлежит обязательному расследованию с подключением пожарно-технической экспертизы. И выводы о квалификации и причинах сделать на этапе до проведения расследования нельзя, поскольку нет многих составляющих: обучен ли работник по ТМ пожарно-техническому минимуму? Имеет ли наряд допуска?

Работник в понедельник пришел на работу, а сообщил своему руководителю о том, что он заболел. Через неделю он вышел на работу, сдал руководителю подразделения листок нетрудоспособности с записью о производственной травме. В своем объяснении работник указал, что в пятницу на работе он подвернул ногу, однако никому об этом не сказал, отработал до конца смены. К врачу в этот день не обращался, а обратился в организацию здравоохранения в связи с усилением боли только в субботу, сообщив врачу, что травму получил на работе. Очевидцев травмирования не оказалось, о происшествии работник не сообщил своему руководителю, не рассказал он об этом ни сменщику при передаче смены, ни коллегам по работе, когда переодевался в домашнюю одежду в гардеробной. Однако, в ходе расследования выявился очевидец, который видел, как в пятницу после окончания рабочей смены работник бежал от проходной к остановке транспорта общего пользования, чтобы успеть сесть в автобус и именно в это время подвернул ногу.

Необходим анализ для выяснения истинности ситуации. При опросе пострадавшего обман, если он есть, будет выявлен, но заранее обвинять работника во лжи, опираясь на догадки, нельзя. Часто ухудшение состояния здоровья происходит не сразу. Также нельзя сказать о том, что работник повел себя неподобающе. Достаточно часто персонал молчит из страха, не желая раздражать работодателя или тратить свое и его время на, возможно, незначительное травмирование. Однако, когда человек не говорит о травме, он рискует создать для себя еще более невыгодную ситуацию. Лучше, как и предписано законом, обо всем сообщить работодателю сразу.

Травмы, полученные на территории предприятия в рабочее время, не связанные с выполнением профессиональных функций

Бухгалтер по своей инициативе решила заменить перегоревшую лампочку и при падении получила травму.

Случай неудовлетворительной организации производства работ и отсутствия контроля со стороны работодателя за созданием условий труда для работников. Также здесь может быть ответственность самого бухгалтера за нарушение трудовой и производственной дисциплины, а именно: осуществление действий без согласования с работодателем и выполнение непрофильной работы. Даже при первичном анализе ясно, что это несчастный случай на производстве, который подлежит расследованию.

Молодой рабочий в механической мастерской незаметно для всех изготавливал нож для собственных нужд и получил травму при работе на заточном станке.

Должно проводиться расследование с целью установления квалификации: осуществлял рабочий действия в собственных интересах, а не на благо работодателя, или же по поручению? В первом варианте это несчастный случай, не связанный с производством. Потому что функции по поручению либо по действиям, которые могут принести доход работодателю, он не осуществлял.

Рабочему предприятия было разрешено разрубить и отвезти домой на топливо списанный шкаф. При выполнении этой работы произошла травма.

Если он выполнял эти действия в рабочее время и получил разрешение работодателя, то ситуация квалифицируется как несчастный случай на производстве. Не был проведен инструктаж, не обеспечена безопасность труда, нет инструкций по порядку труда при разрубке шкафа на доски. Работодатель из лучших побуждений сам создал себе проблемы.

Несчастные случаи, произошедшие на корпоративе/в командировке/в обеденное время

Травма на корпоративном мероприятии

Квалификация и дальнейшие действия по расследованию зависят от того, был ли корпоратив добровольным волеизъявлением сотрудников с учетом согласования работодателем или осуществлялся по приказу. Перед началом расследования государственный инспектор выясняет этот момент, если мероприятие проводилось на основании приказа, то это была трудовая функция работника, и в рамках закона — это его использование не по специальности.

Травма во время/по дороге из или в командировку

На весь период осуществления своей деятельности при откомандировании работник находится при исполнении своих трудовых функций. Поэтому любая травма будет относиться к несчастным случаям на рабочем месте.

Травмирование в обеденное время на территории предприятия

С одной стороны, по ТК РФ обеденный перерыв не включен в состав рабочего времени, но с другой, если человек не убывает с территории предприятия, то он остается при исполнении своих обязанностей. Поэтому такие ситуации рекомендуется расследовать, но выводы о квалификации можно делать только на основании проведенного анализа.

Несчастные случаи, которые не нужно расследовать

Как показывает практика и разобранные ранее примеры, расследование нужно проводить почти в 100% случаев за редким исключением, например:

По дороге на работу работник поскользнулся и вывихнул ногу

Данная категория несчастных случаев не попадает под расследование, поскольку обеспечение транспортировки работников к началу и по окончании производства работ не осуществляется силами и средствами работодателя. Если работник добирается на общественном транспорте, собственном авто или пешком, то случай попадает под 227 ст. ТК РФ и определяется как бытовая травма. К этой категории будут отнесены все ситуации, которые связаны с травмированием до прибытия на трудовое место в рабочий или выходной день.

ДТП или несчастный случай: что известно о странном инциденте Виталия Кушнарева с пенсионеркой

Первая информация о происшествии появилась в telegram-канале «Выстрел в голову» в 11:03 в субботу, 23 октября. Сообщалось, что Виталий Кушнарев якобы сбил 84-летнюю пенсионерку накануне, 22 октября. Через час на канале появились подробности. ДТП произошло на улице Королева. А пенсионерку госпитализировали в больницу с переломом шейки бедра и челюсти. Причем в VIP-палату. По словам очевидцев, в машине находилась также семья Виталия Кушнарева. Также telegram-канал написал, что бывший мэр вызвал для пенсионерки скорую и уехал по своим делам. Информацию о ДТП подтвердили источники «Блокнот Ростов» и ряда других СМИ.

3nu4UyTMaW0.jpg

Как только появилась информация об улице, где произошло ДТП, журналисты сразу же обратились в ГИБДД с просьбой прокомментировать историю. Хотя бы сообщить подробности ДТП с пешеходом на улице Королева. Однако оперативно получить комментарий не удалось. В пресс-службе партии «Единая Россия», членом которой является Виталий Кушнарев, изначально тоже не смогли прокомментировать ситуацию.

Спустя 2,5 часа в ГИБДД написали, что в Ворошиловском районе 22 октября ДТП с участием пешеходов не зарегистрировано.

Практически в это же время ТАСС опубликовал комментарий самого Виталия Кушнарева о произошедшем, где он полностью отрицал факт ДТП.

— ДТП не было, инцидент произошел вчера во дворе жилого дома по улице Горького. Я остановился — ехал в ковидный госпиталь навестить родителей. Проехал заезд в больницу и остановился, чтобы сориентироваться на местности. А бабушка, которая спускалась с бордюра, подвернула ногу и упала. Я включил заднюю передачу, намеревался сдавать назад и, по моим ощущениям, контакта никакого с ней не было. Я увидел, что она лежит на асфальте, вышел, оказал ей первую помощь, вызвал скорую, ее осмотрели и госпитализировали. У нее оказались ушибы, — приводит ТАСС слова Виталия Кушнарева. — То, что пишут, что у женщины сломана шейка бедра, что я был в состоянии алкогольного опьянения — это все фейки. Я был с семьей, был намерен заехать к родителям и потом домой.

aaaaaaaaaaaaaaaa.jpg

Виталий Кушнарев. Фото: соцсети

При этом Виталий Кушнарев заявил, что в субботу с ним связались сотрудники ГИБДД и предупредили, что опросят потерпевшую (интересно, почему бывшего мэра вдруг решили об этом предупредить). Также уточняется, что Кушнарев на это согласился.

— Все, что нужно было с точки зрения внимания и заботы, мы проявили. Единственная ошибка — я не вызвал патрульную машину ГИБДД, надо было просто подстраховаться, — передавал ТАСС со ссылкой на депутата Госдумы.

Виталий Кушнарев также рассказал, что звонил пенсионерке, и она чувствует себя хорошо.

После объяснения у «Блокнот Ростов» возник ряд вопросов. Они были озвучены в публикации, но новых комментариев с ответами от Виталия Кушнарева не поступило.

s0brcwg9JQM.jpg

Например интересно, как Виталий Кушнарев собирался навестить родителей в ковидном госпитале? В подобные медучреждения посетителей не пускают, независимо от их статуса. Как должна была бабушка упасть с бордюра, чтобы попасть в больницу? И когда у нас начали госпитализировать людей с банальными ушибами? Мог ли человек не почувствовать, наехал он на пешехода, сбил его или нет? Раз Виталий Кушнарев утверждает, что «по его ощущениям контакта не было».

Читатели «Блокнот Ростов» не поверили в версию бывшего мэра города. В голосовании на сайте приняли участие 796 человек. Поверили ему лишь 46 из них.

Чуть позже появился комментарий и партии власти. В пресс-службе также стали отрицать, что Виталий Кушнарев сбил пенсионерку.

Единственное, что могло бы внести ясность в эту историю — видео с дорожных камер или видеорегистратора (которое должно быть в ГИБДД). Но его, увы, нет.

Из-за резонанса и общественной важности «Блокнот Ростов» направил официальный запрос в пресс-службу МВД с просьбой предоставить имеющиеся видео, которые бы подтвердили или опровергли факт ДТП.

WhatsApp Image 2021-10-23 at 18.30.54.jpeg

Заинтересовался историей и депутат Заксобрания Ростовской области от ЛДПР Евгений Федяев. Он обещал подключиться к выяснению обстоятельств, если на запрос «Блокнот Ростов» не предоставят видео.

Screenshot_2.png

В воскресенье, 24 октября, видео появилось, правда другое. С той самой пенсионеркой, которая стала участницей этой истории. По крайней мере, так о женщине с видео рассказали в Сети. На кадрах некая пенсионерка сидит на больничной койке и рассказывает, что произошло. В ряде СМИ видео опубликовали в обрезанном виде, где не видно всех травм пенсионерки. Но в telegram-каналах оно появилось в изначальном варианте.


На кадрах видно, что у женщины перебинтована одна нога, есть кровоподтеки под глазом и травма на лбу.

Сама пенсионерка заявила посетителю, что никакого автомобиля она не видела. При этом Виталий Кушнарев увидел из машины, что пенсионерка упала и лежит на асфальте.

В telegram-канале «Выстрел в голову» появилась также информация, что в БСМП экс-мэр приехал на «Ауди», которая принадлежит его сыну. Где тот самый «Мерседес» неизвестно. Причем в своем комментарии Виталий Кушнарев не опроверг марку машины, о которой писали СМИ и каналы.

— Медики же утверждают, что по характеру травм пенсионерку сбили, ведь получить подобные повреждения при падении просто невозможно, — пишет telegram-канал «Выстрел в голову».

«Блокнот Ростов» продолжит следить за этой неоднозначной ситуацией.

Григорий Мелихов

Видео: Выстрел в голову

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.

Кто ответит за гибель работника в дороге

Кто ответит за гибель работника в дороге

Судебная практика по таким делам «достаточно последовательна и хорошо сформирована», отмечает Александр Карпухин, партнер Five Stones Consulting Five Stones Consulting Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Управление частным капиталом Профайл компании × : нужно, чтобы потерпевший исполнял служебные обязанности или следовал на работу или с работы в момент происшествия.

Но есть и другие трудности. Например, потерпевшим или их родственникам бывает сложно доказать, что сотрудник исполнял служебные обязанности в момент происшествия, говорит адвокат Алексей Михальчик. Он представлял интересы детей погибшего директора по строительству крупной региональной строительной компании «Сталь-М» Ильи Надежкина.

Рабочий полет

В ноябре 2017 года в Тамбовской области произошло крушение частного вертолета Eurocopter EC-120, который летел из ресторана «Лесная сказка» в Липецк. За штурвалом находился учредитель компании «Сталь-М» Александр Федосеев, вместе с ним летел Надежкин. Оба погибли.

Жена Надежкина от своего имени и от имени двух несовершеннолетних детей заявила иск. Они попросили признать крушение вертолета несчастным случаем на производстве и потребовали выплатить им по 1 млн руб.

Суды сначала решили, что произошедшее никак не связано с исполнением Надежкиным своих обязанностей по соглашению с работодателем. Суд обратил внимание на то, что, во-первых, директор по строительству формально работал на полставки, и его рабочее время тогда закончилось в полдень. Во-вторых, в районе кафе «Лесная сказка» не оказалось никаких строительных объектов «Стали-М», что, по мнению суда, тоже подтвердило тот факт, что Надежкин находился там по личным делам. В-третьих, вертолет Eurocopter EC-120 не был в собственности или в аренде у организации, а принадлежал учредителю общества.

С этими выводами согласились и в апелляции, но Второй кассационный суд направил дело на новое рассмотрение. Кассация обратила внимание, что строительные объекты компании «Сталь-М» находились в разных регионах и на значительном удалении друг от друга и от рабочего места Надежкина. Он должен был их постоянно посещать, а работодатель в тот день не предоставил ему служебного транспорта. «Работник мог воспользоваться личным транспортом учредителя для поездки домой», – допустила столичная кассация. Ответчик, по мнению суда, не привел доказательств того, что Надежкин погиб не в пути с места работы.

Убедить кассацию вернуть дело на пересмотр помогли доказательства, которые адвокатам удалось получить из материалов уголовного дела о крушении вертолета. «В рамках уголовного дела фактически было установлено, что вертолет хоть и был оформлен на номинальных лиц, но фактически являлся собственностью учредителя компании», – рассказал Алексей Михальчик. Кроме того, в ходе допроса свидетели рассказали, что на вертолете учредитель и сотрудники компании летали в командировки. В рамках гражданского процесса реальные правовые отношения было бы сложно установить, считает адвокат.

При новом рассмотрении заявителям присудили по 400 000 руб. за гибель их родственника (хотя потерпевшие просили по 1 млн руб. – максимальный размер компенсации в подобных спорах). Эти деньги должен выплатить Фонд социального страхования (дело № 33-2908/2020).

Важность доказательств

Практически всегда, если работодатель имел отношение к организации перевозок сотрудников, травма будет квалифицирована как несчастный случай на производстве, комментирует Александр Карпухин. Это подтверждает и практика Верховного суда.

Так, в начале 2020 года гражданская коллегия рассмотрела спор о компенсации морального вреда за гибель работника АО «РЖДстрой» (№ 14-КГ19-28). Несчастный случай произошел на автомобиле, который предоставил субподрядчик АО «РЖДстрой» по согласованию с самим работодателем. На этой машине сотрудник ездил по объектам и проверял качество строительных работ.

В споре суд первой инстанции сделал вывод о том, что смерть сотрудника наступила по пути следования к месту выполнения работы на автомобиле, которым работники воспользовались по своему желанию. Работодатель не давал своего распоряжения о предоставлении машины в производственных целях, установил суд.

Но в Верховном суде юристы потерпевшей обратили внимание, что именно работодатель не исполнил свою обязанность по обеспечению безопасных условий труда для погибшего сотрудника. Судам следовало проверить этот довод, прежде чем выносить решение, определил ВС; признал решение незаконным и вернул дело на новое рассмотрение. В итоге суд взыскал по 700 000 руб. в пользу каждого из трех родственников-заявителей по делу.

Елена Балашова, управляющий партнер Balashova Legal Consultants Balashova Legal Consultants Федеральный рейтинг. группа Трудовое и миграционное право (включая споры) × , обращает внимание работодателей: даже если нет документов о передаче автомобиля работнику или распоряжения о выполнении определенного задания, в суде в пользу потерпевшего могут сыграть другие доказательства. Например, электронная переписка, пояснения сторон или договоры с контрагентами работодателя, по которым работал погибший. Работодателю же в подобных спорах могут помочь документы в подтверждение инструктажей по охране труда и безопасности предоставляемых работнику средств труда.

Чтобы повысить шансы на получение компенсации морального вреда, крайне желательно представить медицинские документы: заключения, справки, рецепты, – которые подтвердили бы душевные переживания самого пострадавшего или его родственников. Такой совет дает Александра Акимова, руководитель трудовой практики компании Лемчик, Крупский и Партнеры Лемчик, Крупский и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 9 место По количеству юристов 16 место По выручке 20 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × . А старший юрист Eversheds Sutherland Eversheds Sutherland Федеральный рейтинг. группа Экологическое право группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) Профайл компании × Татьяна Кандрина советует указывать на конкретные незаконные действия работодателя и в суде доказывать, что именно они стали причиной физических и нравственных страданий потерпевшего.

Елена Балашова отмечает, что право на компенсацию морального вреда появляется у потерпевшего или его родственников при перемещении с работы, на работу или по работе на следующих видах транспорта:

  • на автомобиле, предоставленном работодателем (например, определение Мосгорсуда по делу № 33-12111/2016);
  • на транспорте перевозчика, который оказывает соответствующие услуги на основании договора с работодателем;
  • на служебном транспорте;
  • на личном автомобиле работника, который находится в пользовании работодателя по договору аренды (например, определение Шестого кассационного суда по делу № 88-3014/2020).

Но если травма получена при следовании из дома на работу на своем транспорте (без использования в качестве служебного) или общественном транспорте, или даже пешком, то такая травма будет признаваться бытовой. В этом случае и говорить о компенсациях не приходится, предупреждает Александра Акимова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: