ДТП на регулируемом перекрестке

Суд определил виновника аварии на перекрестке

Суд определил виновника аварии на перекрестке

Зимним вечером 2018 года Олег Иващенко* на своем Hyundai GK двигался по улице Юбилейной города Березники Пермского края. На нерегулируемом перекрестке водитель поворачивал налево на улицу Комсомольскую. Занял крайний левый ряд, включил поворотный сигнал. Когда все встречные автомобили остановились на светофоре, он начал маневр. Но вдруг на перекресток выехал Renault Sandero Дмитрия Иванова*, и машины столкнулись.

В результате разбора виновником ДТП признали Иващенко. Его привлекли к административной ответственности за то, что он нарушил правила проезда перекрестка и не уступил дорогу автомобилю, который ехал прямо (ч.2 ст 12.13 КоАП). Назначили штраф в 1 000 руб.

Обжаловать не удалось

Иващенко пытался обжаловать постановление инспектора. Он настаивал, что второй участник аварии, Иванов, не имел приоритета в движении, поскольку ехал на "красный". Перед перекрестком улиц Юбилейной и Комсомольской находился регулируемый пешеходный переход. Иванов, как утверждает истец, проигнорировал запрещающий сигнал светофора. По словам Иващенко, он не мог предвидеть, что Иванов нарушит правила, а значит, не имел возможности предотвратить ДТП.

Перекресток, где произошло ДТП. Направление движения Иващенко

Ответчик парировал, что двигался еще на желтый сигнал светофора. Выехав на перекресток, он имел преимущество, так как ехал прямо. Иванов рассказал, что слишком поздно заметил поворачивающий автомобиль. Пытался затормозить, но не успел остановиться.

Эти доводы суд принял во внимание, проигнорировав аргументы истца. Что в ДТП виновен именно Иващенко, согласились Березниковский городской суд, Пермский краевой суд и его зампреда. Как указали суды, согласно п.13.12 Правил дорожного движения, при повороте налево или развороте водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

ВС: у второго водителя не было преимущества

В жалобе в ВС Иващенко приводил те же доводы, что и в нижестоящих инстанциях — что второй участник аварии двигался в нарушение ПДД. Ответчик с доводами не соглашался и просил оставить постановление без изменений.

Но судья ВС Сергей Никифоров встал на сторону заявителя. То, что Иванов нарушил правила, подтвердило и составленное в отношении него постановление. Вечером 19 декабря 2018 года (именно тогда произошло ДТП) Иванову выписали штраф за нарушение п. 6.13 Правил дорожного движения, который требует остановиться перед стоп-линией при запрещающем ("красном") сигнале светофора. Постановление Иванов не обжаловал. Правда, в суде он утверждал, что двигался на "желтый". Но судья Никифоров написал, что согласно п. 6.2 Правил дорожного движения, желтый сигнал запрещает движение, помимо предусмотренных случаев, которые в материалах дела не установлены.

ВС посчитал, что важную позицию для рассмотрения дела содержит п. 14 постановления Пленума ВС от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»:

Водитель, который двигается в нарушение правил, не имеет преимущества.

Следовательно, Иващенко не обязан был уступать дорогу Иванову. Исходя из этого Верховный суд отменил постановления инспектора и судебных инстанций(№ 44-АФ19-1489).

Далеко не первое дело

Суды нижестоящих инстанций пренебрегли своей обязанностью по полному и всестороннему исследованию фактических обстоятельств дела, считает адвокат АБ S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 18 место По выручке 25-27 место По количеству юристов 6 место По выручке на юриста (более 30 юристов) × Александра Стирманова. По ее словам, неточное определение судами предмета доказывания является одной из самых распространенных ошибок, которые приводят к неправильным решениям.

В этом году Верховный суд уже рассматривал аналогичное дело — №11-АД20-5. Истцу пришлось дойти до ВС, чтобы доказать свою правоту. Суды нижестоящей инстанции не исследовали все обстоятельства дела – то, что ДТП произошло по вине другого участника аварии, который двигался задним ходом и не убедился в безопасности своего маневра. В производстве ВС было и еще одно похожее дело (№46-АД19-27), на этот раз водитель двигался по обочине.

В каждом из этих случаев ВС констатировал: водитель, который нарушает правила не имеет преимущества. Следовательно, в случае аварии других участников движения нельзя признать виновниками ДТП.

Как определить виновника ДТП на перекрестке?

Как определить виновника ДТП на перекрестке?

Чтобы определить, кто виноват в ДТП на перекрестке, потребуется руководствоваться правилами движения, учитывая при этом даже малейшие нюансы и сопутствующие факторы. Впрочем, большая часть аварийных случаев на участках с пересечением дорог отличается типичностью, поскольку таковым предшествуют одни и те же распространенные нарушения. Водителям полезно быть осведомленным об ошибках, наиболее часто совершаемых при проезде перекрестков, чтобы не только их избежать, но и при необходимости самостоятельно выявить виновника аварии.

Основные причины аварий на перекрестках

Зоны, где дороги пересекаются друг с другом, считаются одними из наиболее опасных участков, проезд которых требует от автовладельцев особого внимания. Основной проблемой признается трудность в грамотном определении приоритета в движении, когда водители не могут сориентироваться, кто именно должен проехать первым. Результат – столкновение автотранспортных средств. При этом авария на перекрестке опасна еще и тем, что таковая способна принять глобальный масштаб, поскольку другие водители могут не успеть затормозить, что приведет к катастрофе.

Проезжая зону пересечения дорог, автовладелец должен контролировать ситуацию на сто процентов. Обращать внимание, как на регулирующие знаки, так и на наличие светофора, а также помнить об основных правилах перемещения на таких участках автомагистралей.

Чаще всего аварийные случаи на перекрестках выступают итогом одних и тех же нарушений. В качестве основных причин ДТП в зоне пересечения дорог можно выделить следующие:

  • не верное определение приоритета в движении, когда пересекаются второстепенная и главная дороги, либо имеются указатели, регулирующие порядок;
  • пересечение перекрестка на недопустимый сигнал светофора (красный либо желтый) одним из участников транспортного случая;
  • превышение допустимого порога скорости;
  • обгон, в месте пересечения неравнозначных дорог.

На самом деле ситуаций и спорных моментов, связанных с ними, намного больше. А главной причиной можно однозначно назвать невнимательность водителя и поверхностное знание правил поведения на дорожной магистрали.

При учете чего определяется вина водителя

При учете чего определяется вина водителяЧто касается того, как определить виновника ДТП на перекрестке, здесь, прежде всего, учитывается тип нарушения и конкретные положения свода ПДД, регулирующие поведение водителя. Берется во внимание наличие светофора и указателей. При этом последние могут быть размещены как на самом перекрестке, так и перед въездом на него.

Существует несколько общих правил пересечения таких участков дороги, несоблюдение которых может привести к аварийной ситуации. Соответственно, водитель, допустивший нарушение и будет признан виновным.

Полный перечень правил проезда перекрестков указан в пункте 13 ПДД. Суть их такова:

  • Водитель, совершая поворот в какую-либо из сторон, обязан предоставить дорогу пешеходам, или, например, велосипедистам, пересекающим участок, на который он поворачивает.
  • Запрещено заезжать на перекресток, если таковой отмечен разметкой 1.26 (желтые линии, пересекающиеся друг с другом), если впереди образовалась пробка, по причине которой водителю потребуется остановить авто. Тем самым создается препятствие, тормозящее передвижение других авто в поперечном направлении. Исключение – поворот налево либо направо в отдельных случаях.

Вдобавок, поскольку существует 2 варианта перекрестков – регулируемые и нерегулируемые – следует по очереди рассмотреть основные правила движения по ним, поскольку таковые обладают отличиями. Только так возникнет представление о том, как выявить реального виновника ДТП.

Регулируемый перекресток

Регулируемый перекресток подразумевает очередность движения согласно светофору, либо сигналам регулировщика. Перед въездом на участок крайне важно определить его разновидность. От этого будут зависеть дальнейшие действия водителя.

Важно помнить о таких правилах:

  1. При повороте влево либо развороте при наличии зеленого сигнала, дорога уступается тем ТС, что движутся по встречной полосе прямо или же направо.
  2. При движении, соответствующем направлению стрелки, загоревшейся в дополнительном окне светофора, при включенном в этот момент красном либо желтом сигнале, водитель должен уступить автотранспорту, едущему с прочих направлений.
  3. Водитель, заехавший на перекресток при допускающем сигнале, может выехать в планируемом направлении, при этом сигналы на выходе с участка роли играть не будут. Но если на дороге перед светофором, размещенном на линии следования авто, находятся стоп-линии (знак 6.16), следует учитывать сигнал каждого светофора.
  4. При загоревшемся сигнале, допускающем движение водителя, последний обязан уступить дорогу машинам, завершающим движение через зону пересечения дорог, а также пешеходам, еще не перешедшим через проезжую часть данной линии направления.

При ДТП на регулируемом перекрестке, прежде всего, потребуется выяснить, кто из автовладельцев двигался на сигнал светофора, запрещающий проезд. А также провести анализ общей ситуации, на предмет выявления нарушения указанных выше правил. Совокупность факторов, свидетельских показаний выявит виновного водителя.

В случаях, когда мигает желтый сигнал, обозначающий неисправность светофора, либо таковой вовсе не подает признаков жизни, руководствоваться следует правилами проезда, разработанными для нерегулируемых перекрестков. А также указателями, определяющими приоритетность движения.

Нерегулируемый перекресток

Если зона, где дороги пересекают друг друга, не оснащена светофором, при этом отсутствует регулировщик – перекресток считается нерегулируемым. Как правило, проезд таких участков осуществляется в соответствии со знаками приоритета, размещенными на нем.

К таким указателям относят:

  1. Главная дорога. Знак допускает движения водителя, едущего в зоне действия регулятора (по главной дороге), без остановок для пропуска других авто.
  2. Уступи дорогу. На подъезде к перекрестку указатель обозначает, что требуется уступить дорогу тем авто, что движутся по главной дороге. Направление движения роли не играет.

Также действуют правила:

  • если идет речь о равнозначных дорогах на перекрестке, водитель должен уступить дорогу ТС, приближающимся с правой стороны;
  • если главная дорога изменяет свое направление, автовладельцы, движущиеся по ней должны регулировать свои действия, учитывая правила проезда перекрестка равнозначных дорог (включая водителей авто, перемещающимся по второстепенным линиям);
  • при повороте влево либо развороте следует уступить проезд тем ТС, что двигаются по равнозначной полосе по встречной полосе прямо либо направо.

Вина водителя в этом случае определяется по алгоритму, аналогичному для ДТП на регулируемых перекрестках. Только вместо изучения работы светофора, здесь во внимание берутся указатели, размещенные на участке дорожного полотна. По результатам составляется схема, исходя из которой устанавливается виновник столкновения.

Стандартной ситуацией, провоцирующей ДТП при пересечении такого типа перекрестка, считается выезд водителя со второстепенной дороги без пропуска тех авто, что двигаются по главной. Автовладелец будет признан виновным, поскольку он обязан пропустить ТС согласно правилам ПДД.

Авария при повороте налево: кто виноват

Авария при повороте налевоДля большего понимания вопроса, как происходит выявление вины водителя при аварии в зоне пересечения дорог, стоит разобрать наиболее типичную ситуацию – столкновение в момент поворота влево.

Часто происходит так, что водитель, желает совершить маневр, пропускает авто, едущие по главной дороге, но при попытке вывернуть вдруг сталкивается с двигающимся автотранспортом. В подобных случаях обычно требуется помощь ГИБДД. Инспектора составляют протокол, при этом вина за ДТП на перекрестке при повороте налево, скорее всего, будет возложена на водителя, выезжающего с второстепенной дороги.

Происходит это по причине того, что водитель, поворачивающий влево, должен уступить дорогу ТС, двигающимся по встречной полосе либо вправо. При этом следует дождаться полной остановки движения после того, как вспыхнет желтый сигнал светофора. И только затем можно приступать к совершению маневра и поворачивать налево. Нередко, автовладельцы торопятся и не замечают, что кто-то в потоке машин продолжает движение. Так и происходит столкновение.

Читайте также  Как посчитать ущерб при ДТП

Несмотря на то, что обычно сразу понятно, кто выступил нарушителем, при обжаловании решения инспекторов, вполне вероятно обнаружатся дополнительные факторы, когда вина будет признана обоюдной. Например, если второй водитель, перемещающийся по главное дороге, не остановил вовремя свое авто и продолжил движение, когда сигнал светофора уже сменился на запрещающий.

В любом случае, если виновный не согласен с признанием его таковым, стоит не просто обжаловать решение, но провести дополнительную независимую экспертизу, заручиться показаниями очевидцев и видеоматериалами регистратора. После составить иск и передать его в судебные органы.

Процедура выявления виновника в ДТП на перекрестке отличается многочисленными нюансами. Прежде всего следует опираться на свод ПДД, но не стоит упускать из внимания и сопутствующие факторы. При несогласии водителя с тем, что его признали виновным, допускается обжаловать подобное решение. А вот чтобы не потребовалось заниматься столь неприятными моментами, стоит быть внимательным на участках с пересечением дорог, и строго следовать правилам передвижения по ним. Тогда и виноватого искать не потребуется.

ДТП на регулируемом перекрестке

Где посмотреть примерный перечень вопросов для проведения автотехнической экспертизы по ДТП на регулируемом перекрестке.

На регулируемом сотрудником ГИБДД перекрестке происходит ДТП. Можно ли показания данного сотрудника ГИБДД считать свидетельскими?

У меня произошло ДТП на регулируемой перекрестке как да я подъехал к перекрестку горел уже желтый сигнал светофора я медленно продолжил движения в сторону перекрестка при загорание зеленого сигнал я продолжил движениями в этот момент произошло столкновение с автомобилем несущим я славой стороны перекрестка в момент удара у него горел уже красный дпсник в начале ма мент оформления говорил что обоюдное по приезду в гаи стали объяснять что я не прав вместе с комиссаром от коми ара я отказался.

Как определить виновника ДТП на регулируемом перекрестке при перпендикулярном столкновении оба водителя ехали на желтый сигнал светофора.

О ДТП на регулируемом перекрёстке. Я начал обгон до перекрестка по прерывистой линии и закончил обгон до перекрестка на прерывистой линии почти перед перекрестком. Замигал зелёный сигнал я начал тормозить автомобиль, а сигнал переключился на жёлтый и я полностью остановился. А взади меня догнала фура и ударила в левую сторону задней части автомобиля. Вопрос кто виноват?

Завершал поворот налево на регулируемом перекрёстке уже на красный сигнал светофора. На встречу на красный выехал автомобиль. Произошло ДТП.

Ехал на питбайке по городу на не регулируемом перекрёстке меня не пропустил автомобиль в результате ДТП сломал ногу Что делать?

ДТП на не регулируемом перекрестке двигался по главной дороге включил поворотник и начал обгонять автомобиль, заканчивал маневр на не обозначенном знаком перекрестке но разметка присутствовала тот автомобиль которого я обгонял без указателя поворота повернул на лево и тем самым произошло ДТП.

Я сбил пешехода на регулируемом перекрёстке отвёз его в больницу а после сотрудники ГИБДД подъехали в больницу и мы поехали на место ДТП.

Супруга ехала по главной. Спереди ее двигался автомобиль подъезжая к Т-образному не регулируемому перекрестку, спереди идущая машина начала поворот на право. На перекрёстке стояла машина он начал движение на лево на главную дорогу. Чем спровоцировал ДТП. что-бы избежать бокового удара пыталась отвернуть. Но все ровно въехала ему в бок.

ДТП на регулируемом перекрестке зеленый сигнал светофора я поворачивала направо а машина та ехала прямо и там горела зеленый сигнал но он был на главной дороге сделали меня виновной ДТП.

В сентябре 2019 г был штраф за пересечение сплошной (оплачен). В марте 2020 г случилось ДТП на регулируемом перекрестке. Ехал прямо, а с права автомобиль стал поворачивать на лево произошло столкновение. ДТП оформляли на следующий день в ГАИ. По схеме я как бы пересек сплошную, но на самом деле её там нет (сделали фото и видео этого перекрестка). Удастся ли оставить права? Как действовать в этом случае?

Я попала в ДТП на регулируемом перекрестке совершала поворот на лево по зеленой стрелке со встречной полосы в меня врезался мотоциклист, он в тяжелом состоянии перелом позвоночника задет спиной мозг, камеры на перекрестке не работают, подскажите исход дела.

Поясните, пожалуйста. Я попала в ДТП при завершении маневра (поворот налево с главной) на не регулируемом перекрестке. Удар пришелся в правое заднее колесо. Это однозначно моя вина?

Попал в ДТП на регулируемом перекрестке, вторая сторона в нетрезвом состоянии. Ехал на разрешающий сигнал светофора. После ДТП забрала скорая, при оформлении ДТП не присутствовал. Если вторая сторона так же будет утверждать, что ехали на зеленый, как быть?

Случилось ДТП, на регулируемом перекрёстке, ехал на моргающий зелёный, когда заканчивал манёвр горел уже красный, и в меня въехала машина справа, поток был плотный, кто прав? Регистратор все заснял.

ДТП на регулируемом перекрёстке. Иномарка поворачивала налево с правого ряда. Я её зацепил при повороте налево Он заплатит 500 руб за нарушение правил. А я должен ли восстанавливать иномарку?

Друг попал в ДТП на моем автомобиле, ездил по доверенности. ДТП произошло на перекрестке регулируемом светофором. Ехали оба водителя на желтый свет. Снесли сам светофор. Что мне будет в таком случае? Провели освидетельствование, но результат будет в понедельник.

Совершая маневр на регулируемом перекрестке впереди идущая машина совершила экстренное торможение. На дороге была наледь и из-за ABS машине не хватило тормозного пути и произошло столкновение. Кто виноват в этом ДТП?

Произошло ДТП на перекрестке не регулируемом, меня признали виновным, т.к. не главная дорога у меня была, при мед освидетельствование у второго участника обнаружили алкоголь, может ли это повлиять на степень моей вины?

Произошло ДТП на регулируемом перекрестке. Я ехал на зеленый. Виновник нашел лжесвидетеля, который утверждает, что машина виновного ехала на зеленый. Дело нужно передавать в суд. У меня тоже есть свидетели, в том числе и водители которые стояли на красный свет, только на другой стороне перекрестка. Машину отремонтировать не могу, т.к. не определен виновный. Как правильно подать заявление в суд на определение виновного, и сразу ли включать в заявление соответчиком страховую компанию.

ДТП на регулируемом перекрестке. Естественно оба водителя утверждают что ехали на зеленый, какие действия предпринять для подтверждения правоты и какую помощь, как юристы можете оказать. Целесообразно ли вообще прибегать к услугам юриста в этом случае?

Попал в ДТП, ОСАГО у меня нет и я был пьян.

Но в аварии виноват второй водитель (п.13.9 пдд) не пропустил мня на регулируемом перекрестке) у него есть ОСАГО. Выплатит ли мне страховая ущерб?

При повороте на лево на не регулируемом перекрестке произошло ДТП с обгоняющей попутной машиной. Удар пришелся на левое заднее колесо. Мы перевернулись в кювет и та машина еще раз в нас ударила уже на левый задний фар.

При повороте налево на регулируемом перекрестке водитель пересек стоп-линию на желтый сигнал светофора, в результате чего допустил столкновение с автомобилем, двигающемся по встречному направлению и пересекшим стоп-линию на красный. Подскажите, кто виноват в данном ДТП.

При совершении мной левого поворота на регулируемом перекрестке, водитель встречной машины с которой произошло ДТП, въехал на перекресток на красный свет. ГИБДД выставляет вину мне т.к я должен был его пропустить, но я не согласен. Кто прав?

Скажите пожалуйста, на равнозначном, не регулируемом Т-образном перекрёстке без знаков и разметок, я совершал обгон. Другой участник не пропустил меня, из за чего наехал на него, т.к у него действует помеха справа. Кто виноват в ДТП?

На регулируемом перекрестке при повороте на лево произошло ДТП. Я въехала на середину перекрестка на зеленый. Пропустила встречный поток. На дублирующем светофоре загорелся красный. На светофоре машин не было, в метрах 150 на встречу ехала одна машина с ней и произошло ДТП. Как я полагала я уже завершала маневр но водитель принял вправо и стукнул меня. Как оказалось на встречной полосе красный загорается позже секунд на 10. Водитель ранее был лишен вод. Удостоверения. Т.е. в момент ДТП не имел прав. Я по протоколам виновата. Посоветуйте.

С благодарностью, Олеся.

Я подъезжал к регулируемому перекрестку, где-то со скоростью 50 км ч. На перекрёстке стояла машина с включенным левым поворотником. Горел зелёный мигающий свет, после пересечения стоп линии загорелся жёлтый. Машина с включенным поворотником не уступил мне дорогу и повернул налево, результате произошло ДТП. Приехавшие сотрудники оформлять схему ДТП, мне говорили, что по записям видеокамер моей вины нет. Но, уже позже в отделении ГИБДД, виновник ДТП привез с собой флеш-карту и сотрудник ГАИ изменил свою позицию и начал говорить что я виновен.

Попал в очень серьезное ДТП на регулируемом перекрестке, получил телесные повреждения квалифицированное СМИ как легкий вред здоровью. Вина другого участника ДТП была доказана в городском суде и он был лишен права управления ТС на полтора года. В дальнейшем он подал жалобу в Верховный суд республики. ВС Республики отменил решение городского суда в связи с недоказанностью обстоятельств. Сотрудники ГИБДД не составили протокол осмотра места происшествия ограничившись лишь схемой ДТП. В связи с этим решением Вер. суда мне отказали в страховой выплате по ОСАГО со ссылкой, что не установлен виновник ДТП. Получается, что нет виновных на регулируемом перекрестке. Ущерб во много раз превышает чем максимальная выплата по ОСАГО.

Авария на ровном месте. Попадают даже опытные водители (разбор и советы)

На примере изображен традиционный перекресток, где разрешен поворот налево. Два водителя планируют со встречного направления совершить поворот налево, пропуская встречный транспорт. Автомобиль А расположен вверху схемы, автомобиль В — внизу. И, казалось бы, все просто: убеждаемся, что перекресток свободен и поворачиваем. Но, как предупредила юрист и эксперт в области ПДД Катерина Соловьева, непредвиденные маневры других участников ПДД приводят к авариям.

«Мы видим, что из-за автомобиля С, который поворачивает налево, на высокой скорости неожиданно перестраивается другой автомобиль и следует прямо по перекрестку. Поскольку автомобиль В уже начал поворот налево, водители С и В неизбежно встречаются — и происходит столкновение. Это одна из самых коварных причин ДТП, о которой водителям стоит помнить», — разобрала пример Соловьева.

Юрист предупредила, что в такой ситуации поворачивающим налево водителям нужно не только подождать, чтобы все автомобили остановились. Крайне важно убедиться, что во встречном направлении прямо не следуют другие автомобили — ведь точно спрогнозировать, какой им горит сигнал светофора, невозможно.

Статьи 21 сентября Водители так делают, когда пропускают поворот. За это штраф или лишение

«Для нас на повороте сигнал светофора может быть желтым, а для встречного потока еще может гореть «зеленый». Ведь сейчас много ситуаций, когда светофоры работают в разных фазах для потоков в разных направлениях. И только когда вы точно уверены, что путь свободен, можно поворачивать. Потому что просчитать такой поворот сложно. А если на таком перекрестке прямо поедет мотоциклист на высокой скорости, а машина уже поворачивает, избежать столкновения будет практически невозможно», — предупредила Соловьева.

Как объяснила Соловьева, в ситуации, когда водитель поворачивает и в него врезается следующий прямо автомобиль, совершившему такой маневр автомобилисту грозит ответственность по ч.2. ст. 12.13 КоАП «Нарушение правил проезда перекрестков» — за непредставление преимущества грозит штраф в 1000 рублей.

Читайте также  Страховая подала в суд на виновника ДТП, что делать?

Если же прямо следующий автомобиль нарушит ПДД и проедет на запрещающий сигнал светофора, его накажут за проезд на запрещающий сигнал светофора по ч.1 ст. 12.12 — за это штрафуют на 1000 рублей, и виновником ДТП могут признать именно этого водителя.

«Но если следующий прямо автомобиль пролетит на «зеленый», штраф получит только поворачивающий. При этом, если скорость у автомобиля была значительно выше разрешенной, то экспертиза может просчитать, была ли у поворачивающего налево вообще техническая возможность предотвратить столкновение и увидеть едущего прямо», — уточнила Соловьева.

Если окажется, что такой возможности не было, тогда ответственность будет солидарной, либо виновным может быть признан только водитель, превысивший скорость. Например, следующий со скоростью свыше 150 км/ч.

В свою очередь преподаватель программ теоретической подготовки водителей из автошколы «А — Плюс» из Оренбурга Сергей Самарин предупредил, что поворот налево — один из самых опасных на дороге.

«Неспроста составители ПДД обязали водителя при повороте налево уступать дорогу тем, кто двигается по этой же дороге прямо или направо. Это правило работает как на регулируемых перекрестках по разрешающему сигналу светофора, так и на нерегулируемых перекрестках при равном праве на проезд. А среди обучающихся вождению и начинающих водителей левый поворот — самый нелюбимый и волнительный маневр», — рассказал Самарин.

По оценке эксперта, даже большой водительский стаж может не выручить водителя, пытающегося поскорее проскочить. Эксперт в области ПДД рекомендует: если водитель выехал на перекресток и готовится к левому повороту, то начинать маневр нужно только при полной уверенности, что это будет безопасно.

«И не стоит реагировать на сигналящих сзади водителей-торопыг, если такой уверенности нет, — советует Самарин. — Что важнее: выполнить маневр безопасно, без вреда для кого-либо, или красиво смотреться в глазах стоящих сзади водителей? Все проедут в порядке очередности. Даже если маневр будет завершаться уже на красный сигнал светофора, что полностью соответствует положениям ПДД».

Произошло ДТП при повороте налево по рядам – кто виноват по ПДД?

Разбор ДТП со схемами левых поворотов

Простая ситуация: вы поворачиваете налево на перекрёстке или вне его, как вдруг (чаще всего внезапно) происходит столкновение с другим автомобилем. Что делать в таких случаях, кто виноват и какими пунктами Правил оперировать? Последствия и виновность в ДТП при повороте налево прямо зависят от объяснений его участников на самом первом этапе – при оформлении. Сотрудникам ГИБДД нужно правильно составить схему с ваших слов, а вам – правильно указать траекторию движения, наличие поворотников и другие обстоятельства. В статье мы проведём разбор различных ситуаций со схемами, ссылками на пункты ПДД, актуальными на 2021 год.

Законодательная база – что говорят ПДД?

Итак, в вопросе левых поворотов нам требуются, в основном 2 важных раздела Правил дорожного движения:

  1. раздел 8 ПДД, регламентирующий общий порядок маневрирования и траекторий движения при повороте налево,
  2. раздел 13, регулирующий правила проезда перекрёстков – как регулируемых со светофорами, так и нерегулируемых.

Итак, в Правилах есть правило помехи справа (пункт 8.9), но действует оно только тогда, когда траектории движения автомобилей пересекаются, а порядок проезда этих траекторий ПДД чётко не указывают.

Кроме того, есть и правила поворотов (в порядке важности):

  • обязанность занять крайнее положение при повороте налево (пункт 8.5 ПДД),
  • правило помехи справа (п. 8.9),
  • и исключение из этой обязанности, когда из-за габаритов или по иным причинам этого сделать невозможно (п. 8.7),
  • обязанность уступить дорогу встречному транспорту (п. 13.4),
  • но при этом возможность завершить манёвр на красный светофор на перекрёстке, если он начат на зелёный (п. 13.7 и 13.8),
  • обязанность поворачивающему направо двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части (п. 8.6)
  • обязанность уступить дорогу при перестроении (а оно может быть неочевидным даже при левом повороте) – п. 8.4,
  • прямой запрет Правилами выезжать на встречку при завершении поворота (п. 8.6),
  • обязанность включать поворотники (п. 8.1),
  • необходимость уступать дорогу всем при движении по стрелке (п. 13.5).

Это не все нужные пункты – при разборе ДТП каждое дело рассматривается сотрудниками ГИБДД или судом в комплексе со всеми другими. Также мы не осветили наиболее очевидные пункты, обязывающие поворачивающему по второстепенной дороге налево уступить тем, кто движется по главной и другие.

Итак, давайте теперь выясним в различных схемах дорожного движения, кто будет виноват при повороте налево касаемо рядности и обязанности уступить дорогу, на перекрёстках и вне их.

Разбор ДТП №1: повернул налево с правого ряда на перекрёстке

Довольно типичная ситуация, схема ДТП при которой выглядит следующим образом:

Схема перекрёстка: поворачивал налево не из крайнего ряда – случилось ДТП

Кто здесь виноват, очевидно не всем! Увы, но многие водители пытаются увидеть здесь правило помехи справа, следуя которому, синий обязан уступить дорогу красному. На самом же деле здесь действует пункт 8.5 (8.7 при наличии «иных причин») для красного.

Красному в данной ситуации будет выписан штраф за то, что тот не занял крайнее положение перед поворотом налево. Это же станет причиной ДТП. Наличие или отсутствие светофора роли не играет.

Если нет полос

Тогда нужно просто занять крайнее левое положение. Напомним, что по ПДД при наличии двустороннего движения и отсутствии разметки дорога делится пополам. Следовательно, вам необходимо встать так, чтобы окажись кто-либо левее вас, он был бы уже на встречном направлении.

Вот неочевидная ситуация ДТП, когда водитель не занял крайнее левое положение перед поворотом в отсутствие полос для движения.

А если с левой полосы можно налево?

Но вышеприведённая схема организации дорожного движения бывает редко. Чаще всего установлены знаки движения по полосам или аналогичная разметка. Если из правой полосы повернуть налево запрещено ПДД, то здесь всё понятно. Но что, если можно, вот так:

Схема: поворот налево из правой полосы разрешённый – ДТП

Здесь ситуация уже более спорная – с одной стороны, нигде ничего в Правилах не указывает, что знаки особых предписаний отменяют действие пункта 8.5, обязывающее занять крайнее левое положение. С другой, оба транспортных средства совершают поворот по разрешённой траектории.

И здесь есть 2 лагеря сторонников противоположных мнений (в их числе и инспекторы ГИБДД, проводящие разборы ДТП):

  • первые утрвеждают, что знаки движения по полосам нисколько не отменяют предписание пункта 8.5 ПДД занять крайнее левое положение перед поворотом,
  • вторые – что оба автомобиля движутся по разрешённой для каждого траектории и ничего не нарушают, а, значит, для водителя синей машины здесь действует правило помехи справа (пункт 8.9).

Соответственно и судебная практика 2021 года пестрит прямо противоположными решениями при таких ДТП с поворотом налево по разным рядам на перекрёстке. Поэтому, если такая авария произошла и в вашем случае, то здесь какой инспектор или судья попадутся.

Аналогичная ситуация происходит и при других схемах движения:

  • если полос больше 2,
  • если это односторонняя дорога.

Если поворот всем авто разрешён только налево

Схема: поворот налево на одностороннюю дорогу

Здесь ситуация аналогична самой первой – то, что на данном участке дороги поворот вообще разрешён только налево, ещё не означает, что не нужно соблюдать тот же пункт 8.5 Правил. Виноват будет водитель красного автомобиля.

Важное замечание!

Разбор ДТП №2: из левого ряда в правый

Ещё одна типичная ситуация – вы поворачивали налево с крайнего левого положения, но повернули сразу в правый ряд. Вот по такой схеме:

Схема ДТП: из левого ряда повернул в правый

Данную ситуацию многие автолюбители также трактуют неверно, опираясь на то, что каждый должен двигаться из своей полосы в свою полосу. Но здесь ничего не запрещает водителю синей машины повернуть из крайнего левого ряда в правый ряд на выходе с перекрёстка.

Аналогичную обязанность предписывает только пункт 8.6 при повороте направо, но это уже совсем другая история!

А вот при ответе на вопрос, кто виноват в ДТП при таком повороте налево, возможны 2 варианта:

  • в отсутствие разметки красный нарушил 8.5 ПДД, поэтому виновен в любом случае он,
  • если разметка и/или знаки разрешают поворот из правого ряда налево, то снова видим 2 лагеря оппонентов практики ПДД:
    • с одной стороны, 8.5 не делает исключение для красного занять крайнее положение, даже если левый поворот ему разрешён по его траектории,
    • с другой – практика ДТП показывает, что «виноватят» синего за нарушение движения по полосам (хотя данного нарушения здесь нет, так как не размечены полосы).

    Если на перекрёстке есть разметка движения по полосам

    А вот синий виновен будет только в том случае, если на перекрёстке нанесена разметка траектории движения: левому в левый ряд, правому – в правый, так как синий пересечёт разметку:

    Схема ДТП: разметка 1.7 и её пересечение при манёвре

    Как видим, при таком манёвре поворота налево совершается пересечение разметки 1.7 движения по полосам на перекрёстке, поэтому в ДТП виноват уже водитель синего авто.

    Разбор ДТП №3: уступить встречному транспорту

    Ещё одна типичная ситуация, когда вы не пропустили встречную машину (машины) при левом повороте:

    Схема: не уступил дорогу встречному при повороте

    Здесь виновность в ДТП при повороте налево должна быть также очевидна для любого водителя в зависимости от наличия светофора и знаков приоритета:

    • если перекрёсток регулируемый (есть светофор или регулировщик) и обоим горит зелёный, то виноват красный (нарушение п. 13.4 ПДД), аналогично, если обоим горит красный сигнал, и, соответственно, оба нарушают,
    • если перекрёсток нерегулируемый и главная проходит прямо для синего, то виноват красный; если главная поворачивает налево по траектории красного авто, то синий виноват.

    Если встречный едет на жёлтый или красный

    То всё будет зависеть уже от разрешённости движения для синего по последней схеме. Так, если он выехал на перекрёсток уже на красный, то обязанность уступить ему дорогу у красного пропадает (уступать можно только тому, кто имеет приоритетное право движения, если синий не имеет права на движение, то и приоритета у него нет по определению пункта 1.2 ПДД).

    А вот если на жёлтый, то всё будет зависеть от разбора ДТП. Отметим лишь, что на практике ДТП в ГИБДД и судебной всё будет зависеть от доказанности участниками аварии своей позиции, ведь водитель синего может указать на то, что двигался на зелёный (чаще всего все так и делают). И от наличия видеорегистратора и свидетелей будет завиесть реальный исход по определению виновника.

    Вот, к примеру, в данном случае в случившемся ДТП был бы винован водитель, проехавший на жёлтый.

    Если встречный поворачивает направо на в свою полосу

    Ещё одна типичная ситуация: синий обязан при повороте направо двигаться возможно правее, но он лезет в левую полосу – туда, куда движется и красный:

    Схема ДТП: поворот налево и пропуск встречной машины, поворачивающей направо

    В случае, если красному нужно на выезде с перекрёстка в правый ряд, то обязанность уступить синему для него регулируется пунктом 13.4 Правил дорожного движения. Но что, если наоборот – синий хочет в левую полосу, а красный – тоже в левую, кто будет виноват в таком ДТП?

    Здесь кроется неоднозначность 8.6 ПДД. Дело в том, что он указывает синему двигаться как можно правее лишь по возмножности:

    При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

    Таким образом, видим, что если у синего была возможность двигаться правее, а он ей не воспользовался, то он и нарушил и виновен в ДТП. Обязанности красного здесь уступать дорогу не было, так как синий не имел права на движение в намеченном направлении, а, значит, и не имел приоритета.

    Что такое «возможность» в контексте пункта 8.6? Этого неизвестно никому. Является ли, например, пешеход на правой полосе причиной отсутствия такой возможности? Или тот факт, что на следующем перекрёстке синему нужно будет повернуть налево, поэтому он сразу решил занять крайнее левое положение уже при повороте на эту дорогу направо.

    Но ясно одно: практика разборов ДТП в ГИБДД здесь ведёт в сторону виновности водителя красного автомобиля, потому что синий может указать на то, что возможности не было (препятствие, остановившийся другой автомобиль и тому подобное). Поэтому при отсутствии записи видеорегистратора у красного доказать иное будет сложно.

    Важные тонкости любого ДТП

    Первую тонкость, которую необходимо запомнить – не всегда нарушение именно пунктов маневрирования или движения по перекрёсткам становится причиной ДТП. Важно помнить про пункт 10.1 ПДД, когда при превышении скорости можно стать виновником, вне зависимости от обязанности уступить дорогу другим участником движения.

    Второй нюанс заключается в динамике ДТП – ведь именно в динамике его рассматривают сотрудники ГАИ и судьи (при наличии видеорегистраторов особенно). Например, если нарушающий правила уже проехал первый, и вы в него въехали сзади, то далеко не всегда виновным признают именно его, так как если он уже проехал, то не его нарушение привело к аварии, а то, что вы его догнали, когда тот был в своей полосе. Но речь идёт, конечно же, о случаях, когда вы успели бы затормозить и избежать столкновения. Например, в ситуации как на видео ниже (это не поворот налево, но описанный случай в нём ярко выражен).

    Разворот на перекрестке в 2021 году: как правильно развернуться по ПДД

    Разворот на перекрестке считается, пожалуй, одним из самых популярных действий на дороге, потому так важно правильно его выполнять. А это далеко не простейший маневр, поскольку требует внимания к деталям.

    Разворот на перекрестке считается, пожалуй, одним из самых популярных действий на дороге, потому так важно правильно его выполнять. А это далеко не простейший маневр, поскольку требует внимания к деталям. Например, ваши действия будут сильно отличаться зависимо от того, на каком участке дороги на данный момент находитесь. Хотя есть и общие правила практически для каждого действия подобного характера.

    Например, прежде чем совершать разворот, выезжая с перекрестка, следует перейти на левый ряд, и обязательно тот, что находится на самой крайней позиции. Это позволит выполнить разворот без заезда на встречную полосу. Но, даже зная это общее правило, все же не помешает разобраться в последовательности действий для разных форматов перекрестков. Если сделаете что-то не так, представители ГИБДД обязательно вычислят нарушителя и придется платить штраф. Хотя возможны гораздо более трагические последствия, вплоть до аварии. Так что давайте поговорим не только о самих правилах, но и последствиях их нарушения.

    Разворот на регулируемом перекрестке

    По праву считается, что разворот на перекрестке со светофором относится к самым простым. Как его сделать, без труда может догадаться даже водитель с минимальным опытом. Достаточно просто следить за сигналами светофора и когда появится нужный, двигаться. Светофор не единственное, что регулирует направление. На регулируемом перекрестке может работать регулировщик. Тогда водителю следует наблюдать за траекторией его движения.

    Когда регулировщик даст разрешающий сигнал, от водителя требуется проверить наличие приоритетного ТС, после чего разворачиваться самому. Разворот нужно делать по достаточно большому радиусу, но следить, чтобы не «затронуть» поток встречных машин. Если сделаете разворот по малому радиусу, можете схлопотать штраф от сотрудников ГИБДД, которые часто рассматривают это действие как нарушение правил о выезде на встречку. Интересно, что сам по себе такой формат разворота в рамках перекрестка не запрещается, но лучше не рисковать, а ждать когда загорится светофор.

    Разворот на нерегулируемом перекрестке

    Ещё больше внимания следует уделить тому, как правильно делать разворот на перекрестке, что не регулируется. Есть правило, что о своем маневре вы должны сообщить. Начиная преодоление перекрестка, включите поворотник, и перестройтесь в крайний ряд. Теперь следите за общей ситуацией, чтобы пропустить авто, что имеют приоритетное право в рамках этого перекрестка. Учтите, на повороте со светофором общий поток частично остановлен, но на нерегулируемом участке приходится смотреть в оба.

    Разворот на Т-образном перекрестке

    Выполнять разворот на т-образномперекрестке разрешается не всегда. Но когда рассматриваемое действие т-образныйперекресток запрещает, об этом сигнализируют специальные знаки. Если т-образный перекресток не обозначен знаком, можно не волноваться и действовать.

    Делать разворот разрешается в любом из направлений, что предлагает ваш т-образный перекресток. Но выполнить действие бывает проблематично из-за того, что обычно т-образныеперекрестки довольно узкие, а это усложняет выполнение маневра. Если делаете разворот, обратите внимание на встречку. Не заезжайте на неё. Сдавать назад, чтобы попробовать повторно совершить не получившийся маневр, не лучшее решение на т-образном перекрестке, поскольку такое действие запрещено правилами. Придется поискать более габаритный тип перекрестка.

    Перекресток улиц с односторонним движением

    Правила разворота на перекрестке с движением в одном направлении мало чем отличаются от разворота на других участках дороги. Но учтите, что если нужно выполнить разворот с правой стороны на левую, могут стоять знаки запрета. Хотя если знаков нет, значит, разворот разрешен при условии, что пропустите все встречные авто. А вот если разворачиваетесь в противоположном направлении, тогда практически никаких препятствий этому нет.

    Если уже едете по дороге с односторонней траекторией движения, развернуться не получится. В данном случае правило разрешает только поворот. Потому если все же нужно развернуться, придется заново выстраивать свой маршрут.

    Перекресток с разделительной полосой

    Многим интересно, разрешается ли разворот на перекрестке где есть разделительная полоса? Такой тип перекрестка встречается все чаще, и водители теряются, когда видят непривычный для себя объект. Но бояться не нужно и разворачиваться на подобном перекрестке можно. Иногда на них дополнительно устанавливаются светофоры, чтобы водители не терялись. Хотя прежде чем делать разворот, нужно посмотреть на проездную часть. От того какой на ней тип движения, следует выбирать дальнейшую траекторию.

    Например, когда разворачиваетесь через встречный поток, обязательно пропускайте автомобили приоритетного значения, вне зависимости от того, какая у вас траектория движения. А чтобы это было проще сделать, следует выбрать относительно большой радиус для разворота. Разворачиваться стоит после пересечения разделительной полосы, чтобы избежать выезда на встречку. Чтобы было проще ориентироваться, следите, чтобы полоса была слева.

    Перекресток с трамвайными путями

    Если перед вами тип перекрестка с путями для трамвая, следует обратить внимание на знаки, что определяют приоритетность траектории движения для того или другого транспорта. Кроме того, не редко используется светофор. Но даже если знаков приоритетности нет, следует помнить, что в таком случае всегда нужно пропускать исключительно транспорт на рейсах.

    Что касается разрешения на выполнение правильного разворота по ПДД, то оно практически всегда разрешено, если нет знаков утверждающих обратное. То есть, если нет прямого указания, что здесь разворачиваться не разрешается. Перестраивайтесь на левую крайнюю полосу и, пропустив весь приоритетный транспорт, выполняйте желанное действие.

    Разворот на узком перекрестке

    Интересная тема, можно ли на перекресткевыполнитьразворот, если места мало. Узкий тип перекрестка встречается довольно часто, и разворачиваться на них непросто именно из-за того, что для правильного разворота нужно относительно много места. Но правила все же не запрещают выполнять рассматриваемый маневр, хотя он и требует от водителя большой ловкости. Сегодня водители вывели целую схему действий, что нужно предпринять для удачного разворота.

    Убедитесь, что задняя ось автомобиля находится на середине перекрестка, а значит, траектория движения безопасна по ПДД. И только после этого выворачивайте руль, чтобы преодолеть поворот перекрестка. В таком положении автомобиль получит максимально удобную ось для разворота. То есть, можно будет не переживать, что во время маневра заденете бордюр или выедете на встречку. Причем правильный разворот можно выполнять справа, главное чтобы не задевать встречный и попутный поток.

    Чтобы правильно развернуться на узком перекрестке, нужно знать одно важное правило. Выворачивать руль до упора следует, когда середина перекрестка примерно проходит по задней оси автомобиля.

    Круговое движение

    Выполнить правильный разворот на круговом типе перекрестка довольно просто, хотя на первый взгляд так не кажется. Правильныйразворот на перекрестке по пдд даже не требует выкручивания руля и перекрытия потока автомобилей. Просто подождите, когда автомобили войдут в круг и влейтесь в этот поток, а потом выходите на нужном вам выезде. Делать правильный разворот до того, как въедете в круг, нельзя, поскольку в этом случае окажетесь на встречке, нарушая все возможные и невозможные правила. Также важно соблюдать приоритетность и обращать внимание на знаки.

    Перекресток с дополнительной секцией

    Иногда на светофоре перекрестка, помимо основных секций, есть дополнительные – со стрелкой. Но эта секция действует для авто, двигающихся в каком-то одном направлении. Они могут выбрать только определенную траекторию. Подобный тип перекрестка относится к регулируемым, но действовать нужно немного иначе. Конечно, здесь также пропускается поток встречного транспорта, а разворачивающееся авто пропускают, когда загорается соответствующий сигнал. Но если горит стрелка в нужном вам направлении, развернуться можно даже из самой дальней полосы.

    Где разворот запрещен по знакам ПДД

    Если со случаями правильногоразворота разобрались, давайте обсудим ситуации, когда выполнять даже правильный разворот не разрешается. Запрет на выполнение рассматриваемой манипуляции обычно обозначается специальным знаком. Также нельзя разворачиваться на мостах, в тоннелях, путепроводах, пешеходных переходах.

    Также по ПДД следует отказаться от рассматриваемого маневра на местах, где недостаточная видимость, чтобы сделать его безопасно. Нельзя разворачиваться через сплошную линию дорожной разметки. Регулировщик также запрещает даже правильныйразворот, как и некоторые сигналы светофора. Что касается знаков запрета, то маневр запрещается, если видите знак 3.19, 4.1.1 или 4.1.2. В местах, где действуют рассматриваемые знаки, разворот по ПДД под запретом.

    Существуют также специальные знаки запрета разворота. Обычно запрет обозначается знаком 3.19 «Разворот запрещен».

    Штрафы за разворот на перекрестке

    Штраф можно схлопотать, даже если просто неправильно выбрана траектория разворота на перекрестке, но ни одно правило не нарушено. Это скорее исключение, поскольку существуют специальные правилаПДД, нарушение которых влечет штрафные санкции. Например, не игнорировать запрещающие знаки, специальную разметку, сигналы светофора и регулировщика. Также обязательно пропускайте приоритетные автомобили, выбирайте правильную полосу и не выходите на встречку. И ещё очень важный момент – нужно оповещать других водителей о своем маневре.

    Если нарушите предписания ПДД, наказание указано в статье 12.13 КоАП РФ. К примеру, если правильно разворачиваться, но не включив поворотник, заплатите штраф 500 рублей. Такая же сумма будет списана, если разворачиваться на мосту и других запрещенных местах. А вот если разворачиваться на техническом разрыве дороги, платить придется уже 2500 рублей. Но самым популярным нарушением является игнорирование знаков или разметки на перекрестке, что карается штрафом до 1,5 тыс. руб. Это далеко не все, а зависимо от статьи нарушения ПДД, штраф может достигать 5 тыс. рублей.

    Получить юридическую помощь по вопросам правильного разворота на перекрестке можно на нашем сайте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: