ДТП обоюдно разъехались

Какова страховая выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП?

Наверняка каждый водитель слышал о том, что бывают ДТП, в котором две стороны являются как потерпевшими так и виновными – т.е. у водителей обоюдная вина. Но не многие знают когда ДТП признается обоюдным, и чем водителям грозит такая ситуация.

Сразу хочется отметить, что эта ситуация всегда бывает непростой и приносит неприятности всем участникам данного дорожного происшествия.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Что значит несколько виновников в дорожно-транспортном происшествии?

Чаще всего ДТП происходит по вине одного из участников дорожного движения. Но бывают и такие ситуации, когда виновником аварии признается не одно лицо, а несколько. То есть в отношении нескольких лиц выноситься постановление об административном правонарушении. Именно такая ситуация называется «обоюдкой», т.е. вина у водителей попавших в ДТП в данном случае обоюдная.

Также бывает, что сотрудники ГИБДД в силу противоречивых показаний участников аварии не могут определить виновность кого-то конкретно (чаще всего это происходит при мелких авариях во дворах).
В такой ситуации считается, что виновника ДТП нет, следовательно, и обоюдной вины нет.

Сотрудники ГИБДД не могут установить того, кто виновен в аварии. Автоинспекторы в данном случае могут только зафиксировать нарушение ПДД. Виновного же в ДТП будет устанавливать суд. Если же виновен в ДТП был один водитель, то соответственно его и признают виновным, но и в этом случае свою виновность данный гражданин может оспорить через суд.

В том случае если ПДД нарушили оба водителя, то соответственно считается, что они виновны в данной ситуации в равной мере. Однако, для того чтобы определить конкретную степень виновности каждого из участников дорожного движения им придется обратиться в суд.

Ведь например, один из водителей может быть виновным в нарушении ПДД, но не виноват в самом ДТП.

Яркий пример такой ситуации – это когда машина, шофер которой был пьян или же у него не было действующего полиса автогражданской ответственности, но при этом данный водитель не нарушал другие пункты ПДД, и, к примеру, он стоял на светофоре, а в него врезалась другая машина из-за несоблюдения дистанции.

Казалось бы оба водителя нарушили правила, однако первый не был виновен в аварии, так как его машина стояла. В данном примере говорить об обоюдной вине нельзя, ведь в самом ДТП виновен второй водитель, который не соблюдал дистанцию и врезался в стоящее авто.

Именно поэтому очень важно установить причинно-следственную связь с конкретным ДТП, а не только сам факт нарушения ПДД. Только если оба водителя из-за нарушения ПДД виновны в ДТП можно говорить об обоюдной виновности.

Возможна ли компенсация от страховых компаний?

Если посмотреть в «Закон об ОСАГО», то можно увидеть, что там есть позиция, которая призвана регламентировать данные случаи (ст.12 п.22). В данной статье говориться о том, что компенсационные выплаты при обоюдной вине водителей производятся с учетом степени вины лиц установленной судом.

Казалось бы все понятно, но в данной же статье говориться и о том, что если степень вины участников не установлена, то выплату СК выплачивают в равных долях.

Ведь степень виновности каждого из участников дорожного происшествия может быть не установлена судебными органами при различных обстоятельствах, например:

  1. Если в процессе разбирательства суд не смог по каким-либо причинам определить какая степень виновности у каждой из сторон в данном ДТП.
  2. Водители не стали обращаться в суд и поэтому степень их вины не установлена.

Казалось бы обе данные позиции подходят под отраженную в «Законе об ОСАГО» фразу, но у каждой из них есть свои сторонники. Некоторые утверждают, что не обращение в судебные инстанции в этом контексте предполагают слова «судом не устанавливалась».

А вот формулировка «судом не установлена», говорит о том, что судебные органы пытались установить степень виновности. При обоюдной виновности сторон, законом предусмотрены судебные разбирательства, так как в законе иные варианты не рассматриваются.

Но многие автолюбители, трактуют данную статью по своему и говорят о том, что данная статья говорит о том, что СК обязаны возместить 50% ущерба каждой из сторон и для этого вовсе не обязательно обращаться в судебные органы. Свою позицию автолюбители аргументируют, в том числе и перечнем необходимых для выплаты компенсации документов.

Данный перечень установлен Правилами и СК не имеют права требовать с автолюбителя какие-либо дополнительные документы.

В перечне документов, требуемых для выплаты компенсации, не фигурирует судебное решение, а следовательно и предоставлять его водитель не обязан.

От чего зависит их решение?

Страховая организация решает вопрос о выплате компенсации опираясь на достаточно большое количество факторов. Во избежание различных неприятных инцидентов, участнижм ДТП следует заранее узнать по какой причине СК может отказать в выплате компенсации.

Чаще всего СК отказывает в выплате компенсации в следующих случаях:

  • один из водителей, который был участником ДТП не вписан в полис автогражданской ответственности;
  • один из водителей в момент ДТП находился в наркотическом или же алкогольном опьянении;
  • страховая организация оппонента или же один из участников ДТП подал заявление об обжаловании решения суда;
  • виновный в ДТП скрылся с того места где произошло ДТП (как получить при этом денежную выплату, читайте здесь).

К примеру, если в вашу машину въехала дочка собственника другого авто, при этом девушка не была вписана в полис автогражданской ответственности, СК возможно попытается отказать вам в принятии от вас документов на выплату.

В данной статье говориться о том, что право требования переходят к гражданину причинившему вред потерпевшему, т.е. к непосредственному виновнику ДТП. Поэтому согласно данной статьи СК обязана произвести выплату компенсации ущерба пострадавшей стороне.

Аналогичное правило действует и в случае, если СК отказывает в выплате потому, что виновник ДТП в момент аварии находился в алкогольном или же наркотическом опьянении (а что делать если у виновника ДТП поддельный полис ОСАГО?). В том случае, если участник ДТП обжаловал решение судебных органов, СК может приостановить процедуру оплаты ущерба, но отказать в ее осуществлении не имеет права.

Данное правило действует и в том случае, если лицо виновное в ДТП покинуло место аварии (может страховая компания взыскать деньги с виновника ДТП?). Вы не сможете получить возмещение ущерба лишь в том случае, если личность виновного в ДТП не установлена. В случае же ДТП в котором виновными являются оба водителя, они оба имеют право на получение компенсации.

Кто платит за причинённый ущерб?

Давайте разберем ситуацию когда оба водителя виноваты в ДТП в равной степени. В данном случае оба участника ДТП подают заявления на выплату в свои страховые компании (каковы правила обращения в СК после ДТП?). А уже далее начинаются «юридические нюансы».

Каждый из участников ДТП в данном случае имеет право лишь на 50% от суммы ущерба.

Таким образом получается, что если ремонт вашего авто стоит 50000 рублей, то СК заплатит вам всего лишь 25000 рублей. Бытует мнение о том, что оставшуюся часть денег на ремонт вы имеете право потребовать с другого участника аварии, но данное мнение неверно.

Ведь как мы уже знаем при обоюдке вы имеете право только на половину компенсационной выплаты и не более. Бывают и более сложные случаи, например, если при обоюдке пострадали две машины, но ремонт первого обойдется в 200 тыс.руб., а второго в 1 200 тыс.руб. В данном случае водители могут рассчитывать на выплату компенсации первый на 100 тыс.руб., а второй на 600 тыс.руб. Однако на сегодняшний день сумма компенсации не может быть выше 500 тыс.руб.

Все подробности о том, от чего зависит сумма компенсаций, вы найдете в этой статье.

После того как водители получат выплату по полису автогражданской ответственности они имеют право подать в суд на другого участника ДТП, затем чтобы получить оставшуюся сумму ущерба. Но в этом случае возмещение получит лишь второй водитель и сумма подлежащая возмещению в данном случае будет равна 50% за минусом той выплаты, которую участник ДТП получил от СК, т.е. 1200000*50%-500000=100000.

Как показывает практика чаще всего данные дела решаются в досудебном порядке, но иногда водители вынуждены судиться.

Какие последствия могут быть, если водители покинули место ДТП по обоюдному согласию?

Если в результате аварии не пострадали люди, а вина одного из водителей не является предметом споров, то водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД. В данном случае есть три варианта развития событий, а именно оформление Европротокола (какие выплаты предусмотрены при ДТП по Европротоколу можно узнать здесь), не оформление протокола или его оформление в ближайшем отделении ГИБДД.

В том случае если у вас обоюдка, то оформление протокола вам не подойдет, ведь его оформление производиться лишь в случае если виновником является одна из сторон участвующих в ДТП. В ближайшем ГИБДД вы можете оформить происшествие лишь в случае если у вас нет споров относительно виновного в ДТП.

Если же участники ДТП решили ничего не оформлять и просто разъехаться, то никакого наказания за данное деяние они не получат, главное в данном случае оформить расписки о том, что вы не имеете претензий друг к другу.

Читайте также  Куда звонить если случилось ДТП

Но и в данном случае есть свои нюансы, если в аварии пострадали люди, тогда вы не имеете права покидать место ДТП, в противном случае вам грозит либо уголовная, либо административная ответственность. Наказание зависит от тяжести вины и тяжести повреждений, которые получил пострадавший.

В данном случае ответственность будут нести оба участника ДТП. А в том случае, если при ДТП погиб человек, то можно и срок за решеткой получить.

Случаи с пострадавшими

Если в результате ДТП пострадал человек, который не является виновником данной аварийной ситуации, к примеру пассажир авто, то за причинение травм или же смерти ответственность понесут все виновники ДТП.

Однако не стоит забывать о том, что наказание грозит лишь в случае если ДТП произошло в результате нарушения ПДД.

Только в данном случае виновному грозит наказание. Данное положение закреплено в постановлении Пленума Верховного Совета РФ No 25.

Полезное видео

Смотрим видео по теме:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Самая необходимая информация о выплатах по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Полис ОСАГО – страховая гарантия для водителей на случай дорожно-транспортного происшествия. Человек, который попал в такую ситуацию, может рассчитывать на частичную либо полную компенсацию расходов на транспортное средство.

Но как происходит выплата, когда виновниками ДТП являются обе стороны, то есть при так называемой «обоюдке»? Какие права и обязанности в таком случае возникают для каждого из участников аварии?

Что это такое?

Большая часть аварий, которые случаются на дорогах, являются следствием вины одного из водителей. Но случаются ситуации, когда они спровоцированы несколькими участниками.

Результатом этого является Постановление о правонарушении в отношении обоих водителей. Именно это есть обоюдная вина.

В законодательных источниках данный термин отсутствует. Его используют лишь сотрудники ГАИ, оформляя аварию, если обнаружены четкие подтверждения того, что обоими водителями были нарушены правила. Обоюдное нарушение фиксируется сотрудником ГИБДД в индивидуальном протоколе каждой стороны.

Документ обязательно включает себя два пункта: правило, которое было нарушено, и ответственность, которую за это предусматривает закон.

Об обоюдной вине можно говорить лишь тогда, когда каждый из водителей получил протокол и Постановление об административном правонарушении, которое было им совершено.

Возможно ли денежное возмещение ущерба?

В «Законе об ОСАГО» присутствует позиция, которая регламентирует подобные случаи (ст. 12 п.22). Она говорит о том, что выплаты при обоюдной вине водителей производят на основе степени вины сторон, которая была установлена судом. При этом та же статья говорит, что если степень вины не установлена, то страховыми компаниями компенсация выплачивается в равных долях.

Причина в том, что уровень виновности каждого участника может не устанавливаться судовыми органами при разных обстоятельствах:

  • Если при разбирательстве суд не установил, какова степень виновности каждой из сторон ДТП.
  • Водители не обращались в суд, ввиду чего степень вины не была установлена.

Обе позиции подходят под то, что описано в законодательстве. Однако каждая из них имеет своих сторонников. Так, некоторые утверждают, что отсутствие обращения в судовые инстанции и значит, что степень сторон не была установлена судом.

А формулировка «судом не установлена» гласит, что со стороны судебных органов были попытки установить уровень виновности. При обоюдной вине сторон судовые разбирательства являются неодолимыми, поскольку закон не предполагает иные варианты.

Однако автолюбители нередко трактуют закон по-своему и утверждают, что страховые компании должны возмещать по 50% компенсации каждой стороны, и обращаться в суд для этого не обязательно. Аргументируют они это тем, что список необходимых для выплат документов не включает в себя судовое решение.

Выплаты в данном случае, конечно, возможны, то точное решение об этом принимает страховая компания.

От чего зависит решение страховой компании?

Вопрос о выплатах решает страховая компания, учитывая при этом ряд факторов. Отказ в компенсациях чаще всего возможен в следующих случаях:

  • один из водителей-участников ДТП не был вписан в полис гражданской ответственности (можно ли получить выплаты в такой ситуации узнаете здесь);
  • одна из сторон находилась в алкогольном либо же наркотическом опьянении;
  • одним из участников ДТП или страховой компанией оппонента было подано заявление об обжаловании судового решения;
  • виновник скрылся с места аварии (как в такой ситуации можно получить компенсацию по ОСАГО читайте тут).

Например, если в ваше авто въехала, допустим, жена владельца другой машины, которая не была вписана в полис ОСАГО, страховая компания может отказать в подаче документов на выплату.

Эта статья гласит, что право требования в данном случае переходит к гражданину, который причинит потерпевшему вред, то есть, тому, кто является непосредственным виновником ДТП. Поэтому пострадавшей стороне должна быть выплачена компенсация. То же самое касается ситуаций, когда виновник был в наркотическом или алкогольном опьянении. В данном случае при обжаловании участником решения суда страховщик может приостановить процесс выплат, но отказать в них не может. То же самое касается ситуаций, когда виновное лицо покинуло место ДТП.

Не получить возмещение ущерба можно только тогда, когда личность виновника не была установлена. Если же виноваты оба водителя, у них обоих есть право получить компенсацию.

Кто платит за причинённый ущерб?

Стоит рассмотреть ситуацию, при которой участники ДТП виновны в нем в равной степени. Тогда они оба подают заявления на выплаты в свои СК. После этого возникает ряд юридических аспектов, которые нужно учитывать.

Каждый из участников в этом случае может получить лишь 50% суммы ущерба. Допустим, если ремонт будет стоить 50 тысяч, то будет выплачено только 25 тысяч.

Существует мнение, что остаток суммы на ремонт можно требовать со второго участника аварии, однако это не так.

Есть и более сложные ситуации, когда пострадали обе машины, но ремонт одной стоит, допустим, 300 тысяч рублей, а второй – 1200 тысяч. В этом случае каждый из водителей может также рассчитывать на половину: первый – на 150 тыс. рублей, второй – на 600 тысяч рублей. Однако на данный момент размер компенсации не может быть выше 500 тыс. руб.

После получения водителями выплаты по ОСАГО они имеют право подавать на другого участника в суд для получения оставшейся суммы ущерба. Однако в этом случае возмещение возможно только второму водителю, и сумма будет равняться половине за минусом выплаты, полученной участником ДТП от страховой компании, то есть 120 тыс.*50% – 500 тыс. = 100 тыс.

Что может быть, если водители покинули место происшествия по взаимному согласию?

Если в ДТП отсутствуют пострадавшие, и то, у кого какая степень вины, у его участников не вызывает разногласий, они могут не вызывать сотрудников ГАИ, а воспользоваться одним из следующих путей:

  1. Самостоятельно оформить Европротокол (о порядке получения компенсации в случае оформления ДТП по Европротоколу читайте в отдельном материале).
  2. Оформить аварию в отделении ГИБДД.
  3. Не оформлять ничего в официальном порядке.

Первый вариант не подойдет для случаев обоюдной вины, поскольку в соответствии с Европротоколом виновен должен быть только один водитель.

Второй вариант имеет право на существование, однако в данном случае должны отсутствовать разногласия относительно вины, что на практике встречается нечасто.

Если же участники ДТП не планируют оформлять происшествие, поскольку каждый осознает свою вину, и уровень пострадавших при этом отсутствует, то на законных основаниях они могут просто разъехаться, и никакого наказания за это не предполагается.

Но в последнем случае важно обязательно написать расписку о том, что взаимные претензии отсутствуют. В противном случае можно оказаться виноватым в дорожно-транспортном происшествии на 100% , и за оставление места аварии утратить права.

Последствия, если в аварии есть пострадавшие

При наличии в дорожно-транспортном происшествии пострадавших или погибших виновнику будет грозить административная либо даже уголовная ответственность в зависимости от тяжести повреждений. Такие ситуации рассматривают уже суды по уголовным делам. Если вина обоюдная, то нести ответственность будет каждый из виновников. И если речь идет о смертельном исходе, как правило, это лишение свободы.

Конечно, за причиненный самому себе вред нести наказания не придется. Если серьезно пострадает только один водитель, то уголовное либо административное наказание полагается лишь второму виновнику участнику вне зависимости от степени его вины.

Если же пострадало лицо, которое не является виновником аварии, к примеру, пассажир, то наказание за причинение травм либо смерти по неосторожности будут нести все виноватые. При этом нужно помнить, что причиной происшествия должно быть нарушение водителем правил дорожного движения. Лишь в этом случае он будет считаться виновным в произошедшем. Это было закреплено постановлением №25 Пленума Верховного Суда.

Обоюдная вина в ДТП – довольно неприятная ситуация, поскольку каждый виновник является одновременно и виновником, и пострадавшим, то есть, во-первых, он несет ущерб сам, а, во-вторых, отвечает за вред, нанесенный им другим, соответственно, получить выплату по ОСАГО в данном случае возможно, но она будет серьезно занижена.

Как лучше расходится. при ДТП

если незначительные повреждения с обеuх сторон (ну типа царапин), то можно без гай, а так, лучше вызывать, чтобы зарегистрировали дтп, да и по-любому выгоднее получится. иногда гаевые сами предлагают разойтись полюбовно.

18 лет на сайте
пользователь #5272

что ни говори,а рассходиться самим, без вызова гаевых намного проще, лучше и без лишних затрат времени, сперва на то, чтобы дождаться ГАИ, потом замер, оформление и т.д., а потом по всяким страховкам, оценщикам, короче — геморой на . А так, деньги на руках — поехал и сделал

19 лет на сайте
пользователь #1847

нда. зимой напротив моих окон стукнулась 626 в попу 405..Было это по моему 30 декабря.. так они стукнулись когда было еще светло.. а разьехались через часа 3-4. я не знаю что они так долго делали,но я успел с друзьями пива попить и домой вернуться.. смотрю в окно а габариты моргают ((

19 лет на сайте
пользователь #2813

я когда в жопу 8-ке въехал

заплатил на месте и уехал

а когда я был на рено — мне засадили — я бы тоже говорил, время дороже.

но типа не я виновник и т.д. приехали , написали и уехали. я даже в контору страховую не ходил.

может лист-два и дали бы. но гемморно, имхо

18 лет на сайте
пользователь #5261

Если денег много и изх некуда девать, то можно платить везде и за всех. А если хватает только на хлеб, да и то без масла ?

Нафига придумали страховку, и не только ГО ? Для понтов ? Почему кто-то должен платить за тех, кто зазевался или за ездЮков без мозгов ?

Не такой уже это и гимор страховку получить. Тока если всеми правдами-неправдами стараются занизить калькуляцию ущерба или страховая оттягивает выплату.

З.Ы. Разъедешся полюбовно. А где гарантия, что тот товарисч не вызовет ментов ? Типа ТЫ виноват и удрал.

18 лет на сайте
пользователь #6023

Естественно, всё зависит от конкретного случа.

Вот в меня заехали, извинялись и деньги предлагали. Я решил, что этого не хватит и предложил вызвать ГАИ. Теперь по моей страховке его отремонтируют

19 лет на сайте
пользователь #2813

и как ощущения когда менты тебя рассказали что и как

20 лет на сайте
пользователь #687

если сумма ущерба небольшая , то лучше отдать сразу. Штраф 2 минималки минимум, плюс повышенная страховка и потраченное время и нервы с гаи не стоят 30-50 бареллей.

Что бы с товарищем не возникло проблем в дальнейшем, берешь с него расписку, что за повреждение того и того получил сумму эквивалентную ХХ у.е.

Ну а если тебе заехали, плюс грубо и нагло ведут себя на дороге и при разборке, то можно в «наказание» и гаи вызвать. Но что бы была уверенность, что не перенесут осевую в протоколе на 30 см. правее.

18 лет на сайте
пользователь #7265

Проще вызвать гайцов и ничего никому не платить! Да я согласен — шираф, запись — плохо. Зато гарантировано без последствии типа — сбежал с места ДТП и т.д.

18 лет на сайте
пользователь #5272

Проще вызвать гайцов и ничего никому не платить!

тут проще рукоприкладство сделать, а не париться с гаевыми, которые посмотрят на все это и пошлют по дальше

18 лет на сайте
пользователь #7265

Killer Killerovich, как пошлют, так и вернутся если по телефонудоверия позвонить.

19 лет на сайте
пользователь #3827

в пятницу слегка дал кенгурятником в жопу А6 на въезде на мост Притыцкого с кольцевой. По Притыцкого летел гонщик (наш человек ) на другой авди, передо мной ехала А6, я смотрел в зеркало на гонщика и когда сообразил что А6 тормозит в пол, то было позновато — оттормозился, но последние 10 км/ч в его бампер. Прикольно то, что пассажир ментом оказался. Очень спокойно посмотрели бампер — пара мелких вмятин на пластике и краска почти нигде не содрана кроме них и разошлись за 20 тыр с моей стороны. Парень даже красить стопудово не будет бампер — так на пиво, да и незаметно. В некоторых случаях реально стоит решить вопрос на месте.

18 лет на сайте
пользователь #7265

В некоторых случаях реально стоит решить вопрос на месте.

Случаев таких мало. А разъехаться можно если "съедутся" 2 умных человека!

20 лет на сайте
пользователь #164

Царапыч:

в пятницу слегка дал кенгурятником в жопу А6 на въезде на мост Притыцкого с кольцевой. По Притыцкого летел гонщик (наш человек ) на другой авди, передо мной ехала А6, я смотрел в зеркало на гонщика и когда сообразил что А6 тормозит в пол, то было позновато — оттормозился, но последние 10 км/ч в его бампер.

На 10 км/ч кенгурятник бы пластиковый бампер разнес наверняка. Так что нормально ты оттормозился, дай бог 2-3 км/ч осталось.

19 лет на сайте
пользователь #3827

Дядюшка Сэм, что-ты Я когда-то на 50 км/ч Тойотой Селикой зарядил человеку в бочину — стойка внутрь ушла, двери заклинило. А у меня бампер-нос (там цельное) чуть примялся и почти полностью за пару минут расправился и треснул в одном месте, краска содралась. Так что пластик крепче металла и имеет способность самовостанавливать свою форму. Поэтому и делают уже давно пластиковые бампера-юбки. А в данном случае дал не так и слабо, бо уже остановившаяся А6 после удара на добрый метр вперед прыгнула. Но повреждений почти никаких не было. Согласен с Ромуальдом — главное чтобы обе стороны нормальные были и без заскоков и [censored by Guin]. За все случае что бывали у меня, ни разу до гаевых/полиции дело не доходило. Хотя лучше ездить аккуратно. Чего и вам советую.

18 лет на сайте
пользователь #5681

Царапыч, у меня, например, страховка «автокаско», и мне по-любому надо протокол чтобы был. Без гайцов не обойтись.

Ну это, конечно, в случае, если повреждения одной из сторон больше 30-40 баков.

Ничего страшного в ГАИ и страховке нету. Правда минимум час прождешь, пока приедует оформлять. Но можно сказать, что блокируешь движение, тогда очень быстро приезжают.

У меня уже было 4 зарегистрированных ДТП (всегда виноват) и ни разу запись в талон не сделали.

ГИБДД разъясняет, в каких случаях можно уехать с места ДТП, чтобы не лишиться водительских прав

Уезжать с места аварии даже по обоюдному согласию с другим участником происшествия чревато лишением прав. Как ни странно, даже если у другой стороны нет к вам претензий, они остаются у государства.

Вот конкретный пример.
Некто Дмитрий Олейник выезжал из двора на своей "Тойота Аурис". С ним случилась неприятность: он задел "Субару Форестер". Касание было незначительно: буквально уголок бампера чиркнул по уголку другого бампера. Дмитрий вместе с хозяином "Субару" осмотрел повреждения, которые даже обнаружить невооруженным глазом было сложно. Убедившись, что ничего страшного нет, они решили разъехаться. Дмитрий свою вину не отрицал, но очень спешил — у его ребенка был день рождения, нужно было успеть купить подарки. Оба водителя решили, что из-за таких мелочей беспокоить ГИБДД не стоит. А страховых бланков извещений о ДТП под рукой не оказалось. Поэтому они составили на бумажке схему ДТП, Дмитрий написал расписку, что претензий к водителю "Субару" не имеет, оставил свои координаты и паспортные данные и поехал по своим делам.

Однако водитель "Субару", у которого машина была застрахована по КАСКО, решил на всякий случай обратиться к своему страховщику. Тот настоял на вызове ГИБДД, а иначе претендовать на оплату ремонта этого повреждения по КАСКО даже не стоит. Через три часа на место происшествия приехали представители автоинспекции. Не обнаружив виновника, они завели на него административное дело как на оставившего место ДТП. А за это в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность: лишение прав на год-полтора или административный арест. И это решение выносит суд.

Дмитрий объяснял, что, если бы он хотел скрыться, не оставлял бы координат, данных паспорта и страхового полиса. Кроме того, второй участник аварии заявлял, что не имеет никаких претензий, но. претензии остались у государства.

Как пояснили "РГ" в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, в правилах предусмотрено три сценария действия для аварии без пострадавших.

Вызвать на место происшествия сотрудников ДПС, которые оформят ДТП.
Самим зафиксировать на схеме положение транспортных средств и подъехать на ближайший пост для оформления происшествия.
Третий вариант — это действовать в соответствии с законом и правилами ОСАГО. А они разрешают обойтись без ГАИ только при соблюдении довольно большого количества условий: если в аварии участвовали только два автомобиля, если оба они застрахованы по ОСАГО, если при этом не пострадали люди, если у обоих участников ДТП нет разногласий в обстоятельствах происшествия, если сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей.

А теперь самый важный момент: при этом оба участника должны заполнить извещение о ДТП и подписаться под ним. Только после этого участники аварии каждый со своим экземпляром могут разъехаться и никто к ним не сможет предъявить претензий, что они оставили место ДТП.

Это тот случай, которые в страховании называется упрощенная система выплат (Европротокол). К сожалению, ею не часто пользуются.
Во-первых, согласие у водителей — довольно редкий случай, во-вторых, не всегда есть уверенность, что ремонт обойдется дешевле, чем в 25 тысяч рублей.
В КАСКО такой системы вообще не предусмотрено, поэтому у таких застрахованных вообще нет альтернативы, кроме оформления ДТП автоинспектором.

Надо сказать, что, несмотря на существование ОСАГО, при незначительных повреждениях многие водители стремятся разобраться, что называется, на месте. То есть заплатить, чтобы, с одной стороны, не терять времени, а с другой — при оформлении нового полиса обязательного страхования платить придется больше в полтора раза, с учетом коэффициента 1,5.

Однако такой расчет на месте может грозить тем, что вашу машину объявят в розыск, и, даже если у вас будет на руках расписка второго участника, что он к вам претензий не имеет, закончиться эта история может для вас однозначно — лишением прав.
Именно так она закончилась и для Дмитрия. Суд второй инстанции подтвердил решение мирового судьи, и Дмитрий лишился прав на один год.

Правозащитники считают, что это довольно суровое наказание за, казалось бы, нарушение, которое и нарушением сложно назвать. Это тот самый случай, когда дух закона подменяется его буквой. Лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков предлагает переписать нормативные акты таким образом, чтобы предоставить право страховым компаниям решать, кого считать оставившим место ДТП.

Можно ли разъехаться, если ДТП не оформлено?

Можно ли разъехаться, если ДТП не оформлено?

Порядок оформления ДТП, произошедшего на дороге, установлен Правилами в пунктах 2.5-2.6.1. Существуют и другие законы, касающиеся данной проблемы, но основные условия описаны именно в ПДД. В них уже несколько раз за последнее время происходили изменения.

Когда можно не оформлять аварии в 2021 году? В какой ситуации можно не оформлять документы и не вызывать полицию? Что делать, если инспектор ГИБДД не приехал? Когда обязательно требуется заполнять европротокол? Что делать, если участники аварии разъехались, а позже возникли проблемы и понадобились документы об аварии? Об этом узнаем в нашем обзоре.

Можно ли по новым Правилам не оформлять ДТП

Такое возможно, но разговор идет о том, чтобы не оформлять через инспекторов ГИБДД. Это допускается, если нет пострадавших с причинением вреда здоровью, или погибших. В прошлой версии ПДД была установлена четкая линия не оформлять ДТП, если у участников отсутствуют претензии. Это означает, что они между собой договорились, а вред нанесен только машинам. В этом случае допускается не регистрировать аварию, а уехать с места происшествия.

В новой версии текста Правил такое указание отсутствует. Без оформления документов по закону не получится. Дело состоит в неверной трактовке закона по оформлению. Теперь, если вы не желаете оформлять происшествие, то все равно необходимо заполнить бланк европротокола. Это нужно для соблюдения формальности, а передавать его страховщикам нет необходимости. Если ДТП вообще никаким образом не оформлено, то в таком случае вас могут лишить прав.

В чем здесь проблема? Давайте выясним причины, согласно логике законодательства. В Правилах есть пункт 2.6.1, который устанавливает порядок действий участников ДТП, которое совершено без пострадавших. Он определяет, что документы можно не заполнять и уехать с места происшествия, если это допускает законодательство о страховании. Другими словами, ПДД в данном вопросе дает ссылку на закон об ОСАГО.

Давайте разберемся, о чем сказано в этом законе о страховании. Ответ можно найти в Федеральном законе об ОСАГО в статье 11.1 пункте 1.

В нем указано, что оформлять аварию без инспектора ГИБДД можно при соблюдении следующих факторов:

  1. В ДТП участвовало два транспортных средства.
  2. Оба участника имеют правильные полисы страхования.
  3. Пострадавшие люди отсутствуют.
  4. Условия аварии и повреждения автомобилей всем понятны, и с ними согласны оба участника.
  5. Автовладельцы заполнили европротокол.

Из последнего пункта видно, что если вызывать полицию не требуется, то оформлять европротокол нужно в обязательном порядке. Но при этом не требуется передавать документы страховщикам или в другие инстанции.

Инспектор ГИБДД не оформляет

Часто бывает, когда вы вызвали наряд полиции на место аварии, но никто не приехал. Если такое происходит, то существуют законные и незаконные способы действий.

Вас заставляют заполнять европротокол

Такие действия полиции незаконны. Правила, устанавливающие, в каких ситуациях водитель должен, а в каких нет вызывать инспектора, определяют именно эти действия. Ни один закон прямо не указывает на то, что участники происшествия на дороге должны в обязательном порядке оформлять европротокол.

То же самое изложено и в инструкциях для сотрудников ГИБДД, которые определяют, что они могут предложить автовладельцам оформить европротокол, но не принуждать к этому. Такое указание отмечено в Административном регламенте пункте 284, который утвержден Приказом МВД №664. Если ознакомиться с пунктом 285 того же регламента, то в нем указаны действия сотрудника полиции, если автовладелец отказывается от оформления европротокола. В таком случае ему будет предложено прибыть на пост ГИБДД и оформить аварию как положено.

Практически часто бывает так, что сотрудники приезжают, ДТП не оформляют, а заставляют заполнять европротокол для страховщика, а затем уезжают. При этом необходимо повторно позвонить в дежурную часть полиции, и высказать жалобу на действия сотрудников, сообщить, что вы по-прежнему стоите и ждете их для оформления документов.

Рекомендуется также узнать у дежурного номер входящего звонка. После оформления происшествия, вам необходимо повторно отправить жалобу через форму на официальном сайте ГИБДД.

Чтобы не портить отношения с сотрудниками полиции, можете сообщить им, что у вас нет бланков европротокола, нечем писать.

Сотрудники предложили прибыть в ГИБДД

Такие действия будут вполне законными. В пункте 2.6.1 ПДД сказано, что участник ДТП должен выполнять указания инспектора, который предлагает прибыть для оформления в определенное место. В Административном регламенте в пункте 285 об этом также имеется указание для сотрудников.

Чтобы правильно оформить происшествие на посту ДПС или в отделении ГИБДД, вначале нужно сделать фотоснимки дорожного происшествия. Только после этого можно составить схему аварии на листе бумаги от руки.

Практически можно прибегнуть к такой хитрости. Согласно Правилам, вы должны сделать снимок места происшествия в обязательном порядке. Исключением является тот случай, когда на ДТП прибывают сотрудники полиции. Это означает, что при отсутствии у вас возможности сделать фотографии или записать видео, нужно ждать прибытия автоинспекторов. По телефону сообщите дежурному, что у вас нет фотоаппарата и видеокамеры.

Аварийные комиссары

Существует другой вариант событий, когда к вам отправят аварийных комиссаров, либо они прибудут самостоятельно до приезда сотрудников. Если вы не можете отличить сотрудников ГИБДД и комиссаров, то дело обстоит хуже. Отличие между ними большое – аварийный комиссар не относится к сотрудникам полиции, и для вас он не играет важной роли.

Поэтому, если происшествие оформлено с участием комиссара, это считается действием без сотрудников ГИБДД. В таком случае лучше не прибегать к их помощи.

Если участник ДТП не прибыл в ГИБДД

В Административном кодексе 2021 года можно найти две части статьи 12.27, которые подходят под наш случай:

  • Первая часть определяет наказание за оставление места происшествия на дороге -лишением водительского удостоверения до 1 года 6 месяцев.
  • Вторая часть содержит ответственность за иные нарушения по ДТП и штраф за них 1000 рублей.

Первая часть содержит более мягкое наказание, и сразу кажется, что она подходит под случай, когда вы не прибыли в ГИБДД для оформления. Ведь вы сами сообщили о происшествии на дороге, просто решили не оформлять аварию.

На самом деле ситуация обстоит по-другому, теперь за это могут изъять водительское удостоверение. Это связано с нарушением Правил, ведь водитель уехал с места происшествия. Наказание при этом будет не за то, что он скрылся, а только за оставление, независимо от того, что вы самостоятельно сообщили о ДТП дежурному.

Если решили не оформлять, а виновник не хочет платить

Разберем ситуацию сложнее, когда вы попали в ДТП, но решили ее сразу не оформлять. Договорились с виновником, что он оплатит повреждения машины. Но позже он отказался платить, называя различные причины. Это может случиться, если у него нет полиса страхования, он просрочен, либо не вписан в страховку.

Если в такой ситуации вы вызовете сотрудников полиции, когда прошло много времени, то на вас могут выписать постановление о лишении вас права управления автомобилем. Это предусмотрено Административным кодексом статьей 12.27 частью 2. Европротокол вы не оформили, а Правила не разрешают при отсутствии страховки не вызывать наряд инспекторов.

Как поступить

В такой ситуации есть один вариант. Можно оформить в суд гражданский иск на виновника ДТП. Но при этом у вас также могут изъять права, но не всегда это делают.

Риск остаться без прав небольшой по следующим причинам:

  1. Судья не будет разбираться в том, оформлялось происшествие или нет, и сообщать об этом в ГИБДД. Вы можете сообщить, что оформили европротокол, а затем узнали, что у второго водителя нет полиса. Кстати, он также будет заинтересован вести себя аналогично, чтобы не забрали права. Ему нужно постараться сообщить об этом.
  2. Пока в суде будет готовиться дело и назначаться дата заседания, уже могут закончиться сроки привлечения. По закону для лишения прав предусмотрено 3 месяца после дорожной аварии. Даже после сообщения судьей о ДТП инспекторам, что вы оставили место аварии, наказывать вас по закону будет поздно.

Но подобный вариант может получиться, если у вас имеются подтверждения события. Виновник наверняка откажется в суде, что ДТП вообще было. В этом случае помогла бы расписка, которую неплохо было бы получить с виновника об обещании выплаты ущерба. Кроме того, устроит в качестве доказательства видеозапись автомобильного регистратора самого происшествия. На нем должны хорошо различаться лицо нарушителя и его автомобиль с номером.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: