ДТП при обгоне на нерегулируемом перекрестке

На каких перекрёстках обгон разрешён и запрещён? Обзор ПДД

Обгон на перекрёстке по ПДД

Перекрёстки принято считать сложными элементами дорог. А обгон – одним из самых сложных манёвров. И не безосновательно за его нарушение предусмотрено лишение прав или крупный штраф. Поэтому важно знать тонкости, когда обгон на перекрёстке разрешён, а где запрещён, от чего это зависит и как правильно понять, что выполнить манёвр нам точно можно. Об этом мы и поговорим в этой статьи со ссылками на официальные ПДД.

Правила обгона на пересечениях в 2021 году

Итак, прежде всего, нам нужно знать, что означает сам термин обгон по ПДД РФ и отличать его от другого похожего манёвра.

  • Опережение – есть в Правилах такой термин. Это движение со скоростью выше другого автомобиля, который едет в том же направлении. То есть ехали вы сначала позади этой машины, и оказались впереди него. И не важно, приходилось вам для этого перестраиваться или вы двигались по соседней полосе.
  • Обгон – это опережение другого автомобиля (или любого другого транспортного средства), которое обязательно сопряжено с перестроением на встречную полосу движения и возвратом в свою при завершении манёвра.

Это обгон по Правилам
Это обгон, так как жёлтый автомобиль выехал на встречную полосу; при условии, что дорога двусторонняя.

Это опережение по ПДД 2021 года вне перекрёстка на трассе за городом
А это уже опережение: на схеме слева на двухполосной дороге, на картинке справа – по односторонней (то есть также нет выезда на встречку)

Есть целый ряд правил обгона. Но на перекрёстках действуют в дополнение к ним ещё и специальные пункты ПДД, поэтому к такому манёвру следует подходить внимательно. Поэтому давайте по порядку рассмотрим, можно ли обгонять на пересечениях, как это правильно делать, а где совершать такой манёвр вовсе нельзя.

Можно ли мне обгонять – быстрый ответ

  1. На регулируемых перекрёстках
  2. На нерегулируемых, если вы едете не по главной, или на равнозначных
  3. На нерегулируемых, если вы едете по главной, но главная поворачивает налево или направо (нарушается пункт 8.6 ПДД)
  4. На пешеходных переходах
  5. Через сплошную
  6. Если число полос на вашей дороге более 4.

На каких перекрёстках обгон разрешён?

Действующие на 2021 год ПДД, на самом деле, устанавливают всего один такой вариант. Но не подчёркивают, что есть различные виды перекрёстков, где обгонять также можно.

На неравнозначном нерегулируемом по главной

Обилие прилагательных в этом подзаголовке не зря говорит об очень тонком условии, которые регулирует пункт 11.4 ПДД. Итак, для того, чтобы обгон разрешался на перекрёстке, должны он должен выполнять одновременно 3 условия:

  1. быть нерегулируемым (без светофора и регулировщика – даже временного),
  2. быть неравнозначным – то есть у кого-то главная дорога, а у кого-то второстепенная,
  3. обгонять можно, если вы едете на перекрёстке только по главной дороге.

При этом, в ПДД прямо не говорится ещё о 2 важных сопутствующих условиях, которые запрещают обгон везде:

  1. на перекрёстке не должно быть сплошной линии разметки (описание разметки 1.1), через которую вы будете обгонять,
  2. если вы совершаете манёвр обгона (едете по встречной полосе) в том числе перед и/или после пересечения, то не должно быть сплошной соответственно до и после, а также пешеходного перехода, так как на последнем также такой манёвр запрещён (пункт 11.4 Правил дорожного движения),
  3. если ваша главная дорога имеет 4 и более полос движения, то выполнять обгон запрещает уже пункт 9.2 ПДД.

Как видим, обгонять на можно, если выполнены все условия: у вас главная дорога на неравнозначном пересечении, не более 3 полос в обоих направлениях, нет сплошной, перекрёсток нерегулируемый.

Разрешённый обгон на нерегулируемом перекрёстке по главной
Схема, где обгон на перекрёстке разрешается

А вот на рисунке ниже обгонять уже нельзя:

Запрещённый обгон на регулируемом перекрёстке

Как можно увидеть, здесь несколько условий запрещают совершать манёвр:

  1. пересечение равнозначное, о чём свидетельствуют предупреждающие знаки перекрёстка, также отсутствуют знаки приоритета,
  2. но даже равнозначность не учитывается, так как мы видим светофор – это значит, что он ещё и регулируемый,
  3. здесь есть сплошная линия разметки, через которую мы проезжаем,
  4. есть также пешеходный переход, на котором мы оказываемся с выездом на встречную полосу при завершении обгона.

Если главная поворачивает?

Есть ещё одна тонкость в нашем вопросе – а что, если все вышеперечисленные условия выполняются, однако, главная дорога, по которой мы движемся, поворачивает, а не прямая? Например, вот так:

Можно ли опережать, когда главная дорога поворачивает?

Формально, казалось бы, ПДД не запрещают совершать обгон на таком неравнозначном перекрёстке, так как все условия соблюдаются. Да, манёвр становится вдвойне опасен, риск ДТП повышается – причём, с вашей виновностью с большой долей вероятности.

Однако, такое запрещено другим пунктом ПДД 2021 года:

  • пункт 8.6 предписывает, что нельзя оказываться на встречной полосе при выезде с перекрёстка,
  • он же указывает двигаться как можно правее при повороте направо.

Таким образом, если главная дорога на неравнозначном перекрёстке поворачивают – без разницы, направо или налево, то обгонять уже нельзя ни при каких других разрешающих условиях.

На каких перекрёстках обгон запрещён?

А теперь настало время перечислить другие дорожные ситуации, когда нельзя обгонять.

На регулируемом

Как мы уже не раз упоминали выше, обгон на регулируемом перекрёстке запрещается. Это диктует нам пункт 11.4 ПДД 2021 года.

Обратите внимание при этом, что регулироваться данный участок дороги может не только светофором, но и регулировщиком. Таким образом, если дорога вам, к примеру, знакома, и вы знаете, что светофорного движения на перекрёстке нет, то прежде, чем начать обгон, убедитесь, что на нём не также и сотрудника ГИБДД в качестве регулировщика.

Запрещено совершать обгон на регулируемом перекрёстке

На нерегулируемом неравнозначном при движении по второстепенной

Если обгон разрешён при движении по главной дороге как исключение перечня запретом пункта 11.4 Правил, то при езде по второстепенной дороге он запрещён.

Правила обгона с выездом на встречную по второстепенной дороге

На двухполосной дороге

Вне зависимости от наличия перекрёстка нельзя совершать обгон на проезжей части, которая имеет 4 или более полос в обоих направлениях, из которых 2 или 3 в попутном для вас. Это регулирует пункт 9.2 ПДД, актуальный на 2021 год.

При этом, прямо в Правилах не запрещено обгонять, если имеется 3 полосы в обоих направлениях. При этом, важно соблюдение нескольких условий такой дороги:

  • есть разметка, разделяющая их на 3 полосы,
  • отсутствуют сплошные линии такой разметки,
  • вы едете по главной на нерегулируемом перекрёстке.

Запрещён ли обгон на двухполосной дороге на перекрёстке

На пешеходном перекрёстке

По определению ПДД перекрёсток в принципе не может быть пешеходным, так как соединяет разные проезжие части. То есть есть именно примыкание или пересечение проезжих частей образует перекрёсток. Пешеходные же переходы или дорожки не образуют такового.

В этом случае это просто дорога с пешеходным переходом, и совершать обгон на ней нельзя, так как в любых случаях он запрещён на пешеходных переходах по пункту 11.4 Правил.

Если пересечение Т-образное?

Т-образный перекрёсток в контексте обсуждаемой нами возможности обгона ничем не отличается от стандартного 4-хстороннего. На таких перекрёстах действуют особенные правила парковки, но вот обгонять на них также можно только при соблюдении тех же условий, что мы обсуждали выше:

  • при движении по главной дороге,
  • Т-образный перекрёсток нерегулируемый и неравнозначный,
  • нет сплошной линии разметки и пешеходных переходов,
  • при выезде с перекрёстка вы не окажетесь на встречной полосе движения, если вы поворачиваете (и главная дорога, соответственно, тоже поворачивает).

Разрешённый обгон на Т-образном перекрёстке

Можно ли перед и сразу после перекрёстка?

Обгон разрешён в тех случаях, когда вы едете по встречной полосе в том числе до и после перекрёстка, при следующих условиях:

  • если вы не захватываете при выезде на встречную полосу пешеходный переход,
  • вы не окажетесь слева от сплошной линии разметки,
  • в случае, когда обгон совершается на перекрёстке и после – вы едете прямо, не поворачиваете.

Разрешён ли вне населённого пункта на трассе?

Да, при соблюдении вышеназванных условий: вы едете по главной по нерегулируемому перекрёстку и нет других запретов обгона по данному участку трассы.

В данном контексте перекрёстки в населённом пункте и вне такового действующие на 2021 год Правила не различают – требования для манёвров для них те же.

Какой штраф?

Как вы успели заметить, такой манёвр, как обгон на перекрёстке сопряжён с огромным риском нарваться на наказание. При этом, Административный кодекс не содержит наказания за запрещённый обгон конкретно на перекрёстке. Более того, непосредственно за манёвр обгона нет наказания – есть за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.

Действующая редакция КоАП предусматривает 2 меры ответственности за такое нарушение в зависимости от того:

  • совершено ли правонарушение впервые,
  • совершено ли повторное нарушение в течение года после полного погашения (окончания срока лишения или полной оплаты штрафа) после первого.

Итак, если вы впервые попались инспектору или на камеру автофиксации, то вас ждёт либо штраф в размере 5 000 рублей, либо лишение прав на 4-6 месяцев – в зависимости от того, что назначит суд. Это предусматривает часть 4 статьи 12.15 КоАП.

Обратите внимание, если нарушение зафиксировано на камеру автофиксации, то будет назначен только штраф.

А при фиксации инспектором на дороге привлечение к ответственности происходит следующим образом:

  1. непосредственно на дороге сотрудник ДПС составляет протокол и далее передаёт его своему начальнику, так как сам он рассматривать дела по этой норме санкции не имеет права,
  2. начальник на разборе ГИБДД либо назначит вам штраф, либо передаст дело на рассмотрение в местный суд, если решит, что вас лучше лишить прав (при этом, дело рассматривается в вашем присутствии),
  3. далее уже в суде судья решает, назначить штраф или лишение прав – это зависит от набора смягчающих или отягчающих обстоятельств.
Читайте также  Как рассчитать сумму морального ущерба после ДТП

Повторное нарушение

Если же вы уже привлекались ранее по части 4 статьи 12.15 КоАП и снова попались на запрещённом обгоне на перекрёстке, то в отношении вас уже составят материал по части 5 этой же статьи. Она предусматривает лишение на 1 год, но при автофиксации тот же штраф 5 тысяч.

Повторность – это когда не прошло года с даты полной оплаты штрафа или окончания срока лишения по части 4 статьи 12.15.

ДТП при обгоне на перекрестке

как вести себя, оказавшись в ДТП

Представить современную жизнь без огромного количества автомобилей попросту невозможно. Только вот современные средства передвижения нельзя назвать абсолютно безопасными, и зачастую на дорогах возникает немало опасных ситуаций, которые могут привести к фатальным последствиям.
По статистике, около половины всех аварийных ситуаций на дороге происходит из-за неправильного обгона. Это весьма опасный маневр, который требует большого внимания и тщательного соблюдения правил. Тем не менее, по разным причинам избежать ДТП при обгоне крайне сложно. Нужно разобраться, как поступить, если вы столкнулись с подобной проблемой.

Как правильно обгонять впереди идущую машину?

Обгон можно назвать одним из наиболее рискованных и опасных маневров. И чтобы совершить это действие без негативных последствий, необходимо обладать достаточным опытом вождения и умением моментально анализировать и оценивать свои действия.

Для того, чтобы избежать ДТП при обгоне необходимо предварительно изучить правила дорожного движения. Именно в них можно отыскать подсказки к совершению маневра. Кроме того, нельзя забывать про внимательность на дороге.

Если необходимо совершить обгон на дороге в городе, то необходимо внимательно оценить ситуацию и при этом проявить немалую выдержку. Городские трассы характеризуются наличием огромного количества автомобилей, которые одновременно передвигаются. Вместе с тем, скорость движения на городских улицах имеет ограничения, и потому, при правильном подходе, вероятность устроить ДТП при обгоне минимальная.

Условно маневр обгона состоит из 3 этапов:

  • выезд на встречку;
  • движение рядом;
  • обгон автомобиля и возврат на свою полосу.

Для того, чтобы избежать ДТП при обгоне по встречке, необходимо приблизится к авто, которое идет спереди на расстояние 30-50 м. Далее необходимо всмотреться в зеркало заднего вида, чтобы убедится в том, что позади нет других автомобилей, планирующих этот же маневр.

Сроки расследования ДТП с пострадавшимиЧто делать если я задел машину во дворе?

Как составить исковое заявление на возмещение страховых выплат читайте тут.

Параллельно с тем необходимо просчитать ситуацию таким образом, чтобы обгон не произошел на том участке трассы, где это категорически запрещено. О том, где именно запрещено выполнять этот маневр можно узнать из ПДД.

Что касается маневра обгона на пригородных трассах, то тут все несколько сложнее. Как правило, за городом отсутствуют скоростные ограничения, и потому интенсивность движения тут гораздо выше. А это чревато аварийными ситуациями.

Для того, чтобы совершить обгон на трассе необходимо быть особенно внимательным. Убедитесь, что расстояние между машинами на трассе не меньше 30 м, и оцените ситуацию на дороге, в частности наличие других автомобилистов, которые планируют совершить этот же маневр. Убедитесь, что на встречной полосе отсутствуют машины, или же они находятся на значительном расстоянии.

Как правильно обгонять впереди идущую машину

ДТП при обгоне на нерегулируемом перекрестке где разрешен обгон

Как показывает статистика, очень часто ДТП при обгоне происходят на нерегулируемых перекрестках, где этот маневр разрешен. Зачастую аварийные ситуации тут возникают из-за невнимания водителей и попыток нарушить правила движения.

Прежде чем изучить принцип обгона на нерегулируемом перекрёстке, необходимо напомнить пункт 11.4 ПДД. Именно он регулирует маневр и устанавливает основные правила. Согласно с ними обгон будет запрещен в следующих случаях:

  • если маневр планируется совершить возле пешеходного перехода;
  • на опасных поворотах, в конце подъема и на других участках, где видимость имеет ограничения;
  • возле железнодорожных переездов, в тоннелях, на мостах и путепроводах.

Если ограничений нет, то в таком случае обгон можно совершить. При этом стоит заметить, что нужно проявить особую внимательность. Приближаясь к автомобилю, который вы планируете обогнать, необходимо подать ему сигнал о выполняемом маневре и убедится в том, что он не планирует совершить поворот.

Что делать если сдавал и врезался в машину читайте тут.

В любом случае, даже несмотря на меры предосторожности, ДТП при обгоне все же происходят. Виновными в них будут объявлены те водители, которые не соблюдают правила движения. Если водитель, который планирует совершить обгон не следует правилам, то ему грозит штраф. Если же обгоняемое авто не включает поворотник и не сигнализирует о предстоящем изменении движения, то именно оно будет виновником в аварийной ситуации.

Штраф за нарушение будет составлять 500 рублей. А если в результате ДТП машины были повреждены, то в таком случае ремонт будет оплачен каждым из водителей в тех пропорциях, которые установит суд.

ДТП при обгоне на нерегулируемом перекрестке

ДТП при обгоне на нерегулируемом перекрестке, где запрещен обгон

В данной ситуации водители движутся по автомобильному маршруту по второстепенной дороге, а потому должны самостоятельно контролировать ситуацию, осматриваться по сторонам, чтобы не нарушать ПДД. Следует помнить, что на некоторых отрезках дороги обгон строго запрещен и опасен.
Не следует идти на обгон:

  • на нерегулируемых перекрестках, в случае если ваше авто движется по маршруту не по главной дороге;
  • пересекая полосу пешеходного перехода;
  • у знака железнодорожного переезда, придерживаясь дистанции в 100 метров;
  • на мостах и в тоннелях;
  • на крутых поворотах, где плохая видимость.

У водителя, который посмеет нарушить эти общеизвестные правила, могут отобрать права, ведь его вина и так очевидна. Виновником ДТП при обгоне на нерегулируемом перекрестке посчитают именно владельца автомобиля-нарушителя, хотя следует разобраться во всех нюансах аварии. В любом случае, чтобы не попасть в эту неловкую ситуацию, лучше почаще заглядывать в зеркало заднего вида.

Только разобравшись в ситуации сотрудники службы ГИБДД смогут установить истинного виновника случившейся ситуации. Нарушитель должен будет уплатить материальный ущерб пострадавшей стороне в зависимости от нанесенных травм пассажирам другого авто и поломок транспортного средства.

ДТП при обгоне на нерегулируемом перекрестке

ДТП при обгоне по обочине

Совершив ДТП при обгоне на обочине, кто виноват сложно понять. Виновником могут признать каждого из автомобилистов, пока не выяснится истинный нарушитель. Эта ситуация довольно сложная, а потому здесь никак не обойтись без грамотного юриста. Признать виновными могут одновременно нескольких человек. Чтобы не допускать подобного, следует более тщательно изучать ПДД, сигнализировать соседним автомобилистам о том, что совершаете обгон.

Если же сотрудники службы ДПС заметят нарушение, то они вправе лишить автомобилиста водительских прав сроком на 4-6 месяцев. Поэтому можно сказать, что на каждом из участников дорожного движения лежит ответственность за безопасность в пути.

ДТП при обгоне по встречке

Прежде всего следует заметить, что ДТП при обгоне по встречке – ситуация довольно частая, ведь сам обгон предполагает, что водителю придется сменить полосу движения своего направления на встречную. Собираясь выполнить этот маневр, обязательно стоит убедиться в том, что это никому не причинит вреда и будет безопасным для других автомобилистов.

Особенно интересна ситуация, когда впереди виднеется перекресток, а автомобиль продолжает нестись не по своей полосе. Это наверняка послужит причиной для ДТП, а все нарушения должны быть зафиксированы работниками ДПС, чтобы не допустить произвола на дороге.

В этой ситуации нарушитель должен понести вину. Его оправданием может быть разве то, что полоса движения, по которой он ехал, была перекрыта стражами правопорядка или здесь уже произошло ДТП и водителям позволили постепенно обойти место столкновения.

ДТП при обгоне по встречке

Спорные ситуации при ДТП во время обгона

Чаще всего при возникновении спорной ситуации на дороге большинство автомобилистов уверены в своей правоте. Допустим, совершив поворот налево и обгон дтп, кто виноват помогут выяснить свидетели аварии. Именно основываясь на их слова и показания, а также записи с видеорегистратора, сотрудники дорожной полиции смогут составить полноценную картину случившегося. Верным решением со стороны пострадавшего будет вызвать автоюриста, который сможет попытаться убедить в правоте автомобилиста всех окружающих, ведь он владеет знаниями относительно законодательной системы.

В случае возникновения спорной ситуации при ДТП при обгоне, кто прав можно понять, если не забывать и об аудиозаписях, в которых возможно станет понятно, что все произошло из-за случайной ошибки водителя, который и должен нести вину за совершенную аварию.

Если вы не согласны с результатами следственной экспертизы и мнением инспектора ГИБДД, то следует обратиться в суд для дальнейшего разбирательства, куда также стоит отнести видео-, аудиоматериалы.

Спорные ситуации при ДТП во время обгона

Видео, ДТП во время обгона

ДТП при обгоне на перекрестке

В этой статье речь пойдет про ДТП при обгоне на перекрестке, которое, как показывает практика, является достаточно распространенным.

Важной особенностью этого типа ДТП является тот факт, что сотрудники ГИБДД не имеют четкой позиции по поводу того, кого из водителей выбрать виновником ситуации. Поэтому на практике в случае столкновения автомобилей на перекрестке во время обгона, виновником назначают то одного, то другого водителя. Несколько таких ДТП недавно рассматривались в разделе дорожно-транспортные происшествия форума pddclub.ru.

Читайте также  Что считается оставлением места ДТП

В этой статье будут рассмотрены несколько вариантов ДТП при обгоне на перекрестке. В каждой из ситуаций будут приведены пункты правил, нарушенные каждым из водителей, а также будут рассмотрены дополнительные штрафы, которые будут наложены на каждого из водителей.

ДТП на перекрестке, где разрешен обгон (обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге)

Для начала давайте вспомним, в каких случаях разрешается выполнять обгон на перекрестке. Поможет нам в этом пункт 11.4 ПДД:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Таким образом, рассмотрим обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге:

ДТП при движении по главной дороге

В данном случае синий автомобиль выполняет поворот налево, а черный автомобиль выполняет разрешенный обгон синего на перекрестке. Кто же виноват в описанной ситуации?

К данной ситуации относятся следующие пункты ПДД:

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
следующее за ним транспортное средство начало обгон;
по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Пункт 8.1 относится к водителю синего автомобиля, а пункт 11.2 к водителю черного.

Так вот, если во время обгона на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге произойдет ДТП, то теоретически в нем могут быть виноваты оба водителя, т.к. синий создал помеху другому участнику движения (пункт 8.1), а черный выполнял обгон автомобиля, который подал сигнал поворота налево (пункт 11.2).

Однако в описанной ситуации обычно назначают виновным одного из водителей и вот по каким причинам:

1. Водитель синего автомобиля вообще не подает сигнал поворота или включает его только после того, как черный уже начинает обгон. В этом случае виноват только синий.

2. Водитель синего автомобиля включает сигнал левого поворота заблаговременно, но несмотря на это водитель черного автомобиля начинает обгон. В этом случае виновным могут назначить только черного.

Как видите, в основном все зависит от действий водителя синего автомобиля. Поэтому запомните, что при повороте налево, во-первых, следует заблаговременно включать сигнал поворота, а во-вторых, непосредственно перед маневром смотреть в левое зеркало заднего вида.

Также хочу обратить внимание, что эти меры предосторожности нужно соблюдать при любом повороте налево, независимо от того, едите Вы по главной дороге или второстепенной, по регулируемому перекрестку или по нерегулируемому, поворачиваете на перекрестке или вне него. И после рассмотрения следующих ситуаций Вы поймете, почему.

Приведу дополнительные наказания, которые будут наложены на водителей автомобилей в вышеописанной ситуации:

1. Водитель синего автомобиля отделается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей (статья 12.14 пункт 1 1 ).

2. Что касается водителя черного автомобиля, то за нарушение пункта 11.2 ПДД наказания в настоящее время не предусмотрено.

3. Говоря об оплате ремонта автомобилей, попавших в ДТП, следует заметить, что платить за него будут оба водителя. Конкретные пропорции определит судья.

ДТП на перекрестке, где запрещен обгон

Давайте рассмотрим ДТП на перекрестке, где запрещен обгон:

ДТП при движении по второстепенной дороге

В данном случае автомобили движутся по второстепенной дороге, поэтому кроме приведенного выше пункта 11.2 водитель черного автомобиля нарушает и требования пункта 11.4:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

За нарушение этого пункта водитель черного автомобиля будет лишен прав. Тем не менее виновным в ДТП также могут признать и водителя синего автомобиля (пункт 8.1 ПДД).

Еще раз подчеркиваю, что даже при движении по второстепенной дороге следует смотреть в зеркала заднего вида перед поворотом налево.

Еще одна ситуация:

ДТП при движении по четырехполосной дороге

Водитель черного автомобиля выполняет обгон на перекрестке при движении по четырехполосной дороге. В данном случае он дополнительно нарушает пункт 9.2 ПДД, за что и будет лишен водительских прав на 4-6 месяцев. Однако как и в предыдущих случаях, вину могут разделить между водителями.

Отмечу, что в любом случае ДТП, в котором один из автомобилей поворачивает, а другой выполняет обгон, ситуация довольно скользкая. Виноватым в нем могут признать как любого из водителей по-отдельности, так и обоих одновременно. Поэтому рекомендую в случае возникновения подобной ситуации пользоваться услугами грамотного адвоката.

Лихачество на дороге, Или чем закончится ДТП при обгоне

дтп при обгоне

Торопливость и невнимательность – особенности езды многих водителей. Неудивительно, что немалая часть аварий случается при обгоне одного ТС другим. Это бывает, если ускоряющийся автомобиль обходит более медленный с правой и левой стороны, на перекрестке и вне его. Установление виновника определяется обстоятельствами столкновения.

Обгон поворачивающего налево и ДТП

Самый распространенный случай аварии при попытке обойти другой автомобиль – это обгон, когда идущий впереди поворачивает налево. При нарушении правил получается, что оба ТС устремляются навстречу друг другу и сталкиваются.

Виновным в этой ситуации могут быть как один, так и другой водитель, или оба сразу. Это зависит от обстоятельств:

  • По требованию пункта 8.1 ПДД перед поворотом нужно дать знать о своем намерении другим участникам движения. Это значит, водитель должен включить левый поворотник или сделать соответствующие движения рукой до того, как начать маневр. Если он проигнорировал необходимость или опоздал с сигналами, вина за ДТП возлагается на него.
  • В соответствии с пунктом 11.1 ПДД тот, кто управляет обгоняющей машиной, тоже обязан выполнить маневр определенным образом:

Он должен также соблюсти пункт 11.2 ПДД, то есть воздержаться от маневра при наличии запрещающих его выполнение условий. Нарушение обоих правил делает его виновным. Водитель второго авто не должен обгонять, если идущее впереди ТС уже начало поворачивать, или на нем включился соответствующий сигнал. Виновным автомобилист становится и в случае, когда машины по его полосе движутся плотным потоком, и отсутствует возможность вернуться назад.

  • Ответственность будет обоюдной, если водители обеих машин не включили соответствующие сигналы перед маневрами. Бездействием они лишились возможности понимать намерения друг друга и создали аварийную ситуацию. Теоретически вина делится на двоих, когда водитель первой машины забыл включить поворотник, а второй начал обходить его авто, не имея возможности вернуться в прежний ряд из-за идущего следом ТС.

Классификация ДТПРекомендуем прочитать о классификации ДТП. Вы узнаете о видах ДТП и их причинах, классификации ДТП по принципу предотвратимости.

А здесь подробнее об оказании первой помощи при ДТП.

ДТП при обгоне, когда никто не поворачивал

Если движущаяся впереди машина еле тащится, другие идущие в том же направлении стремятся ее объехать. И в такой ситуации аварии случаются нередко. В большинстве из них виновным называют того, кто шел на обгон. Ведь это действие должно совершаться с соблюдением пунктов 11.1 и 11.2 ПДД:

ТС, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

ТС, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

следующее за ним ТС начало обгон;

по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому ТС, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Нарушенными оба требования оказываются в следующих случаях:

  • на дороге со сплошной разметкой;

дтп при обгонах

  • на пешеходных переходах;
  • на перекрестке, если ТС движется по второстепенному направлению;
  • в конце подъема;
  • на отрезках дороги с плохой видимостью;
  • на мостах, в тоннелях, эстакадах;
  • на железнодорожном переезде или в 100 м от него.

Если авария произошла там, где обгон запрещен, виновным назовут того, кто совершал маневр.

В ПДД есть также пункт 11.3:

Если в ходе разбирательства ДТП докажут, что он намеренно мешал другому автомобилисту обойти его, водителя первого ТС и обвинят в случившемся. Но это при условии, что маневр осуществлялся в разрешенном месте.

ДТП при обгоне на перекрестке

Обогнать чужой автомобиль можно и там, где дороги пересекаются. Но только если:

  • перекресток нерегулируемый, то есть на нем не установлен светофор, и нет управляющего движением сотрудника ДПС;
  • автомобили едут по главной дороге, которая в этом месте не изменяет направления (обозначается знаками 2.1 или 2.3.1-2.3.7 без дополнительных символов).

дтп при обгоне на перекрестке

На всех остальных перекрестках маневр запрещен. При игнорировании водителем обгоняющей машины этого требования виновным в ДТП признают его.

Читайте также  Скрытые дефекты после ДТП

Если авария произошла на разрешенном для выполнения действия перекрестке, все сложнее. Здесь определение виновного в происшествии основывается на поведении на дороге обоих участников. Учитывается соблюдение ими условий обгона, указанных в пунктах 8.1, 11.1, 11.2, 11.3 ПДД, а также других правил движения. В зависимости от этого называют одного из водителей виновным, или делят ответственность на двоих.

Авария при обгоне справа: кто ответит

Споры о том, разрешен ли обгон с правой стороны, существуют только среди автомобилистов. Сотрудники ГИБДД уверены, что такой маневр не разрешается. Их правота подкрепляется пунктом 9.9 ПДД:

Отсутствие законной возможности на обгон справа отражен и в пункте 11.2 ПДД, где говорится о необходимости возврата на свою полосу без создания угрозы объезжаемому ТС. Поэтому в аварии, вызванной недопустимым маневром, виновным станет тот, кто его выполнял.

О том, как правильно совершить обгон ТС и в каких случаях обгон разрешен, смотрите в этом видео:

Судебная практика по ДТП, совершенным во время обгона

Решения судов по поводу дел об авариях подобного рода так же разнообразны, как обстоятельства происшествий. Больше всего проблем возникает у сотрудников ГИБДД с определением того, кто первый начал маневр — поворачивающий водитель или обгоняющий его. Это выясняют с помощью свидетелей или видеофиксации, так как оба участника обычно отказываются признавать вину.

Но в большинстве случаев сразу и точно выявить, кто же был первым, невозможно. Поэтому виновными сотрудники ГИБДД, оформляющие аварию, называют обоих водителей. И перекладывают дальнейшие заботы на судей. Ведь при обоюдной вине от выплат за поврежденные автомобили страховщики уклоняются. И водители подают судебные иски друг к другу о возмещении ущерба. В ходе заседания определяется и виновник.

варианты дтп при обгонах

Что влияет на решение суда, как показывает практика:

  • другие нарушения автомобилистами ПДД и КоАП;
  • место столкновения (правая, левая полосы движения либо разделительная линия);
  • характер повреждений авто;
  • скорость обоих ТС, выясняемая с помощью экспертизы.

Нюансы могут «рассказать» больше, чем говорят сами участники ДТП и очевидцы. Например, если столкновение произошло на левой полосе движения, это значит, что поворачивающий автомобиль уже завершал маневр. А обгоняющий должен был подождать или вернуться в свой ряд, чего не сделал. Следовательно, он и виноват.

Или выясняется, что поворачивающее ТС врезалось в обгоняющее авто. Очевидно, что первый нарушил правила. Ведь такие повреждения могли возникнуть, только если сначала второй начал обгон. Значит, виновен поворачивающий.

Но если таких красноречивых деталей происшествия не обнаруживается, суд поровну делит вину на обоих автомобилистов. Иногда одному из участников инкриминируют большую ответственность, что зависит от обстоятельств дела. Словом, типовых решений по ДТП при обгоне не существует, все индивидуально.

как узнать была ли машина в дтпРекомендуем прочитать о том, как проверить, была ли машина в ДТП. Вы узнаете о том, для чего нужна проверка ТС на ДТП в прошлом, методах проверки авто (автокод, сайт ГИБДД, Vincar и др.), обследовании специалистами.

А здесь подробнее о том, что делать, если попали в ДТП без страховки ОСАГО.

Спешка и беспечность – нередкие спутники аварий. При обгоне это проявляется особенно часто. Поэтому перед маневром стоит просчитать все возможные риски и совершать его, лишь убедившись в безопасности.

Обгон на нерегулируемом перекрёстке. Всё не так однозначно

Не смотря на то, что существующие правила дорожного движения были утверждены ещё в далёком 1993 году (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090) и по настоящее время они постоянно подвергаются изменениям имеющихся формулировок, можно отметить, что и по сей день их редакция не является совершенной.

Для рядовых водителей, большинство изменений внесённых в Правила дорожного движения не существенны, так как зачастую суть того или иного требования Правил не меняется, а лишь появляются какие-либо уточняющие моменты, значимость которых зачастую могут оценить те немногие, чья деятельность так или связана с безопасностью дорожного движения.

Однако встречаются ситуации, когда требования конкретного пункта Правил дорожного движения изложены достаточно прозрачно и не имеют двоякого толкования, но вступают в противоречие с другим пунктом, тех же Правил.

Для наглядности рассмотрим дорожно-транспортную ситуацию, которая возникает практически с любым водителем (илл.1):

Иллюстрация 1.

Водитель автомобиля «В» намерен совершить манёвр обгона впереди движущихся транспортных средств, а именно автомобиля «А» и «Б». Полоса, предназначенная для движения во встречном направлении свободна, на участке проезжей части имеет место пересечение нерегулируемого перекрёстка неравнозначных дорог, при этом автомобиль «В» движется по главной дороге (дорожный знак 2.3.3).

Таким образом, учитывая требования пунктов Правил дорожного движения 11.1 («Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения»), 11.2. («Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия; транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево; следующее за ним транспортное средство начало обгон; по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу») и 11.4. («Обгон запрещен: на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной…») водитель автомобиля «В» может начать обгон движущихся впереди транспортных средств, и при этом в его действиях несоответствий перечисленным выше пунктам Правил дорожного движения не будет усматриваться.

Однако перед движущимся автомобилем «Б» замедлил движение и включил сигнал левого поворота водитель автомобиля «А», что собственно вынуждает несколько снизить скорость водителя автомобиля «Б».

Водитель автомобиля «А» как положено заранее обозначил, что намеревается совершить манёвр левого поворота (включил левый сигнал поворота), заблаговременно начал снижать скорость, посмотрел в зеркало заднего вида, убедился, что движущийся за ним автомобиль также притормаживает и осознаёт его намерение осуществить левый поворот. При всём при этом при подъезде к перекрёстку полосы движения начинает разделять сплошная линия разметки (1.1 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств).

Иллюстрация 2.

В итоге возникает следующая дорожно-транспортная ситуация, когда водитель автомобиля выполняет манёвр левого поворота, при этом водитель автомобиля «В» выполняет манёвр обгона.

При условии, что водитель автомобиля выехал на полосу встречного движения до начала сплошной линии разметки, формально несоответствий требованиям Правил дорожного движения в его действиях не усматривается.

Так как он не мог наблюдать, что за движущимся впереди него автомобилем «Б» автомобиль «А» подал сигнал левого поворота и намеревается повернуть налево. Когда водитель выехал из занимаемой полосы и начал манёвр обгона, он мог обнаружить, что движущийся впереди автомобиль «А» намеревается повернуть налево. Однако в данной ситуации, уже у водителя автомобиля «В» «приоритетное» положение на проезжей части, и водитель автомобиля «А» должен убедиться перед началом маневра, что не создаст опасности для движения, а также помех другим участникам дорожного движения. В данной ситуации, водителю автомобиля «В», осуществляющего манёвр обгона.

Даже если водитель автомобиля «А» первым включил указатель поворота, то исходя из пункта 8.2 Правил дорожного движения, ни каких преимущественных прав, перед иными участниками дорожного движения у него не возникает. И если водитель автомобиля «В» первым начал выполнение маневра, то водитель автомобиля «А» должен отказаться от выполнения намеченного поворота налево, в соответствии с требованием пункта 8.1, до тех пор пока автомобиль «В» не завершит манёвр обгона.

При этом не исключено, что водителю автомобиля придётся произвести полную остановку своего автомобиля, что в свою очередь может явиться неожиданностью для водителя автомобиля «Б», который, ввиду технических особенностей, не сможет обеспечить столь интенсивное торможение, для предотвращения столкновения с задней частью автомобиля «А».

В итоге мы приходим к тому, что Правила дорожного движения сводят к тому, что кто первый начал манёвр, тот и «получает преимущество».

Зачастую ситуация выглядит гораздо проще, из приведённой схемы выпадает автомобиль «Б», и водитель автомобиля «В», когда начинает манёвр обгона имеет возможность увидеть включенный левый указатель, движущегося впереди автомобиля «А», но игнорируя этот факт всё равно начинает манёвр обгона, что в дальнейшем, в подавляющем случае, приводит к дорожно-транспортному происшествию.

При разборе подобного типа дорожно-транспортных происшествий, устанавливается техническая возможность, водителю автомобиля, которому создаётся опасность для движения, предотвратить происшествие, в соответствии с требованием пункта 10.1 абзац 2 Правил дорожного движения. И в случае отсутствия таковой, всё бремя ответственности за произошедшее, ляжет на плечи водителя автомобиля «А». Который ехал размерено и максимально безопасно, однако из-за имеющейся «противоречивости» требований Правил дорожного движения и стечения обстоятельств, может попасть в достаточно сложную жизненную ситуацию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: