Если на территории предприятия произошло ДТП

ДТП на территории предприятия

ДТП на территории предприятия случаются не так уж и часто и при расследовании данных случаев существует очень много нюансов. Зачастую принимаются дополнительные меры для скорейшего выяснения причин случившейся аварии. Территория предприятия – это земельный участок, которым владеет организация по праву собственности или арендует его. На нем может быть установлен пропускной режим и действовать внутренние правила и распорядки.

Что делать при ДТП на территории предприятия?

Авария на территории предприятия может иметь три варианта происшествия:

  • оба автомобиля являются собственностью компании;
  • машина компании столкнулась с посторонним автомобилем;
  • оба автомобиля посторонние.

В первых двух случая создается специальная комиссия организации, на территории которой случилось происшествие. Если в ДТП участвовали машины предприятия, то комитет имеет право сам наказать виновного в аварии. Это может быть лишение премии, выговор или увольнение по статье. При столкновении автомобиля организации с посторонней машиной наказание ограничивается – штрафом или увольнением.

Если виновник ДТП не является сотрудником организации, то специальная комиссия может только провести расследование и передать дело в суд, где водителю назначат наказание. В случае с двумя посторонними машинами комиссия имеет право передать расследование сотрудникам ГАИ.

При аварии на территории предприятия необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  • автомобили должны быть зафиксированы в положении, в котором находились в момент ДТП. Запрещено что-либо изменять до приезда дорожной полиции;
  • сообщить о происшествии директору предприятия;
  • вызвать ГАИ, задержать очевидцев ДТП до их приезда;
  • оказать медпомощь раненым, при необходимости позвонить в скорую или пожарным.

ДТП на территории предприятия расследуется со всей тщательностью и сведения перенаправляются в ГИБДД.

Кто несет ответственность за проведение расследования?

Ответственность за проведение расследования несет специальная комиссия, состоящая из сотрудников организации. Количество членов служебной группы и ее председателя обычно выбирает директор компании. В ее составе обязательно должен присутствовать сотрудник, регулирующий дорожное движение на территории фирмы, также в комиссию могут быть включены сотрудник ГИБДД и независимый эксперт.

Данная комиссия может быть сформирована как на этапе создания предприятия, так и непосредственно после ДТП.
Сотрудники ГАИ должны всячески оказывать содействие расследованию происшествия.

Как действовать, если нет доступа ГИБДД к предприятию?

Некоторые предприятия строго охраняются, т. к. их деятельность может быть строго засекречена или она несет вред здоровью граждан. В таких случаях доступ ГИБДД на территорию предприятия запрещен, при этом необходимо:

  • уведомить руководителя организации о ДТП;
  • сообщить о случившемся дорожной инспекции, указав, что доступ на территорию предприятия им запрещен;
  • сфотографировать или зафиксировать на видео место аварии;
  • создать специальную служебную группу для анализа причин ДТП;
  • итоги следствия предоставить сотрудникам Госавтоинспекции.

Когда территория организации закрыта для посторонних лиц, разбирательство ведется только уполномоченными лицами.

Документальное сопровождение аварии

При оформлении ДТП специальная комиссия составляет карточку происшествия, в которую включаются такие данные, как:

  • дата, место и время ДТП;
  • информация о водителях и автомобилях;
  • сведения о пострадавших;
  • цель поездок автомобилей;
  • находились ли водители в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотиков;
  • нанесенный вред.

По окончанию расследования комиссия обязана оформить акт расследования ДТП на территории предприятия, в котором должны быть указаны данные о членах комиссии, информация об участниках аварии, выводы, поврежденное имущество и результаты разбирательства.

Производится фото- и видеосъемка происшествия, на которой необходимо зафиксировать общий план аварии, каждую машину по отдельности, повреждения автомобилей, состояние дороги и пострадавших.

Скачать бланк документа по поводу ДТП, случившегося на территории организации, можно по ссылке.

Возмещение расходов

Вопросами возмещения издержек занимается специальная служебная группа, при этом:

  • если пострадали автомобили предприятия, то расходы на ремонт возлагаются на виновника аварии;
  • если пострадала машина предприятия, а виновник – стороннее лицо, то расходы может взять на себя организация, которой принадлежит пострадавшая машина;
  • если обе машины посторонние, то возместить понесенные сторонами расходы обязан виновник ДТП.

Авария, случившаяся на территории частной организации, должна быть расследована в кратчайшие сроки.

Сроки проведения расследования

Служебное расследование по аварии на территории организации должно происходить максимально быстро. Сроки проведения расследования при ДТП:

  • без пострадавших и погибших составляют 5 дней;
  • при наличии раненых – не более 14 дней.

В определенных случаях по приказу руководства или решению суда данные сроки могут быть увеличены.

ДТП на территории предприятия – особый случай, требующий серьезного расследования специальной комиссией. При этом следует оказать первую помощь пострадавшим и не забыть оповестить ГИБДД о происшествии.

ДТП-на территории предприятия

Произошло ДТП на территории режимного предприятия, участники ДТП 2 автомобиля принадлежащие юридическим лицам, но не предприятию владельцу территории. Как оформить ДТП. Доступ ГИБДД на территорию закрыт, оформление въезда долгая процедура.

На территории режимного предприятия произошло столкновение двух ТС, пострадал человек. Виновник и пострадавший — работники предприятия, оба ТС принадлежат предприятию. Должно ли ГИБДД оформлять этот случай как ДТП или предприятие оформляет только несчастный случай на производстве?

На территории предприятия произошло ДТП с участием моего авто. Приказ на заезд на территорию есть. Охраной труда служебное расследование не проводилось. Гаи не вызывали. Территория частная и охраняемая. Подаю иск на предприятие и на водителя как третье лицо. Оценку ущерба сделала — 49500. нужно ли мне платить госпошлину? Спасибо.

Вопрос №223069 от 25 февраля 2005 г. 08:12

Добрый день. Объясните мне, пожалуйста, что на юридическом языке означает «территория предприятия». У меня возник спор по автогражданке. Машину ударили на территории предприятия машиной этого предприятия. При этом предприятие указывает на то, что данная территория — проезд общего пользования. Фирма-страховщик не возмещает ущерб, а предприятие имеет в доказательство своей позиции ответ на запрос из земельного комитета администрации города, в котором говорится, что четко установить принадлежность этой территории не представляется возможным.

25 февраля 2005 г. 11:57

Светлана. Добрый день!

Не понимаю — какое отношение имеет понятие «территория предприятия», если собственник источника повышенной опасности, виновный в ДТП, установлен?

Какая разница на какой территории произошло ДТП?

Или уточните, или этот факт не может иметь значения.

Добрый день, уточняю: по ОСАГО страховая компания не выплачивает ущерб, если авария произошла на внутренней территории предприятия. Предприятие же страхует свой транспорт именно на тот случай, если он станет виновником аварии (ну водитель, разумеется, не важно). Поэтому страховая фирма стоит на своем, не подкрепляя своей позиции ничем, а предприятие доказывает, что это не их территория.

ДТП произошло на территории завода пока не оформляли посоветовали выехать за территорию завода. И снова стукнуться, вроде как не оплачивают по ОСАГО на территории завода.

Вопрос: т.е. если есть подзаконные акты, которые регламентируют требования к внутренней территории предприятия (огороженная территория, знаки, шлагбаум при въезде и т.п.) у завода на внутреннюю территорию, то по ОСАГО выплаты не будет? А КАТО ТУДА ОПЛАЧИВАЕТ.

Закон оговаривает ситуации которые не считаются страховым случаем: если ДТП произошло на территории частного предприятия.

Подскажите пожалуйста, Парковка магазина, ТЦ, ТРк и ТД территория частного предприятия?

Я работаю в администрации поселения. В прошлом году, на территории поселка, произошло ДТП с участием большегруза, т.е., по верху автодороги походит трубопровод (4 м.)принадлежащий одному предприятию, (земля под трубопроводом отмежевана предприятием), знак «Ограничение высоты» отсутствовал. Автопоезд совершил наезд на препятствие (трубопровод), отпустил воздушные подушки, уехал с места ДТП на территорию предприятия, разгрузился и вернулся обратно, вызвал ГИБДД. На данный момент подал в суд на администрацию и предприятие о возмещении ущерба. Кто тут прав? Разве может администрация вешать знаки на чужую собственность?

На территории внутри предприятия автомобиль повредил конструкцию. Предприятие починит своими силами, но сумму ущерба хочет выставить владельцу авто. ДТП оформлено, но со стороны предприятия не хотят заниматься возмещением через страховку. В силу торговых отношений, предприятие против воли может удержать сумму за ущерб из своего долга перед владельцем авто. Может ли владелец авто возместить по страховому полису ущерб от ДТП себе лично, либо на своё доверенное лицо. Либо это должен быть человек именно со стороны предприятия?!

ДТП произошло на охраняемой территории предприятия. Как я понимаю с марта этого года ДТП на территории предприятия также подпадает под определение страхового случая по ОСАГО. Подскажите пожалуйста обязаны ли сотрудники ГИБДД прибыть на место ДТП и зафиксировать его и что делать если я получил от них отказ? В общем не понятна процедура оформления ДТП на территории предприятия.

Я работаю водителем электрокары на территории машиностроительного завода, электрокары не застрахованы, попал в ДТП по своей вине, страховая фирма истца собирается взыскать ущерб с предприятия, может ли предприятие взыскать ущерб с меня?

Территория предприятия огорожена (забор, шлагбаум, кпп) на территории при уборке снега водитель трактора допустил наезд на пешеход. Какая статья 264 или 118 ук рф? И является ли это ДТП?

Произошло ДТП на территории предприятия с участием транспортного средства.

Совершили ДТП на территории предприятия, мед.освидетельствование показала алкогольное опьянение.

Мой муж совершил ДТП на производственной территории и был признан виновным на разборе. Погрузчик, на котором он работает не имеет страховки и принадлежит предприятию. Предупреждающих знаков о том, что на территории есть опасность нет. Обязан ли муж возмещать ущерб потерпевшему или это обязано сделать предприятие? Легковая машина, на которую был совершен наезд к предприятию никакого отношения не имеет. Спасибо.

Наступит ли страховой случай при ДТП на ограниченной территории предприятия?

ДТП на территории предприятия. Машины-собственность этого предприятия. Какие действия должны быть приняты? Страховка КАСКО. Подведомственно ли ДТП сотрудникам ГИБДД, Является ли страховым случаем? Спасибо.

На территории нашего предприятия произошло ДТП. Наш водитель на служебной машине, двигаясь задним ходом, повредил частную машину, стоявшую на территории. Руководство вовремя не поставили в известность, расследования не было. Доступ на территорию посторонним был запрещен. Водители сначала обоюдно договорились о возмещении ущерба, но спустя время наш водитель отказался возмещать ущерб, а пострадавший подал на него в суд. Сейчас суд вызывает наше предприятие в качестве соответчика. Вопрос: как нам быть в такой ситуации?

Читайте также  Европротокол ДТП что это

Если ДТП произошло на территории двора предприятия (столкнулись два авто принадлежащие работникам этого предприятия) считается ли это страховым случаем по ОСАГО?

Произошло ДТП с участием погрузчика и пешехода на территории предприятия. Нужно ли вызывать ГИБДД?

Поясните ситуацию: ДТП произошло на территории предприятия, внутри здания, т.е не на дороге. Каким образом решается этот вопрос — через ГБДД или администрацию предприятия?

Я производил буксировку автомобиля на гибкой сцепке на территории предприятия, в результате заноса буксируемый автомобиль/задний/совершил наезд на препятствие и получил сильные повреждения. На рассмотрение ДТП вызова сотрудников ГИБДД не последовало, т.к.происшествие было совершено на территории предприятия. В результате руководство предприятия обвинило меня в совершении данного ДТП, по причине того что я находился за рулем переднего автомобиля и обязало возместить ущерб.

Причинили материальный ущерб на территории предприятия. На припаркованный автомобиль, совершил наезд автопогрузчик предприятия. Является ли это ДТП. Полицию не вызывали, как можно написать заявление на возмещение ущерба?

ДТП произошло на территории завода пока не оформляли посоветовали выехать за территорию завода. И снова стукнуться, вроде как не оплачивают по ОСАГО.

1. на территории завода или предприятий по ОСАГО производят выплату пострадавшему в ДТП,

2. и на всякий случай тоже но с каско и по подробней пожалуйста со ст. закона, чтоб в страховой можно было по закону объяснить.

Совершено мелкое ДТП (наезд на припаркованный автомобиль), ущерб незначительный. Виновник ждет владельца пострадавшей машины около 2 часов, а его все нет. Дольше ждать нет возможности. Вызывать ГИБДД бесполезно, так как ДТП совершено на территории закрытого предприятия. Узнать владельца машины у окружающих рабочих не представляется возможным (очень уж крупное предприятие, расположено в пригороде). Что нужно делать виновнику, чтобы его потом не обвинили в оставлении места ДТП?

Ситуация такая, попал в ДТП на служебной машине, (на скользкой дороге на подъеме на территории предприятия) отказали тормоза пробил ограждение, перевернулся, машина восстановлению не подлежит. Других участников ДТП нет. работодатель не заключил со мной трудовой договор, прошла комиссия и предприятие предъявило ему претензию за поврежденное ограждение в размере 170000. предлагают мне оплатить пополам, если откажусь подаст иск по полной (стоимость машины, ограждения и всех издержек)

ДТП на территории предприятия грузовой авто сдавал задним ходом и наехал на легковой обе машины на балансе предприятия. Обязаны ли ГИБДД выехать для оформления? Ущерб более 50 т р Сказали рисуйте и сами приезжайте.

Моя машина стояла на территории предприятия, где я работаю, водитель «Газели» совершая маневр задним ходом, совершил наезд на мою машину, в результате требуется большой ремонт. Я сразу составил акт о ДТП, с тремя подписями свидетелей, сфотографировал место ДТП, повреждений машины. Виновник написал расписку о возмещении затрат на ремонт машины с указаниями как произошел наезд, описание повреждений, полное признание своей вины. Вопрос, если виновный откажется возмещать ущерб, что мне нужно предпринять в данном случае. Машина застрахована. Но страховое агентство сказало, что на территории предприятия страховка не действует, но мне ведь нанесен ущерб. ГАИ при вызове сказало, что мы на охраняемую территорию не выезжаем. На предприятии где я работаю, есть ответственный за безопасность движения. Он присутствовал при составлении акта и написании расписки. Кстати эту расписку и добровольное возмещение ущерба предложил мне сам виновник ДТП. А сейчас он (виновный) пытается повернуть это дело так, что возмещать ущерб он не будет. С Уважением Виктор.

Что делать, если ДТП с жертвами произошло не на дороге?

В отечественных реалиях, особенно вне населенных пунктов, ситуация такова, что водители зачастую вынуждены двигаться по бездорожью: по полям, по пляжу, в лесу. И нередко встречаются ситуации, когда, двигаясь не по официальной дороге, водитель совершает наезд на пешехода с причинением ему смерти или тяжкого вреда здоровью. У правоприменителей возникает вопрос, квалифицировать ли действия водителя как причинение смерти или тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст.ст.109,118 УК РФ) или как нарушение ПДД, повлекшее указанные последствия — ст.264 УК РФ. От того, как будет разрешена проблема, зависят не только особенности расследования уголовного дела, но и возможное наказание виновного лица.

Для сравнения: если действия лица будут квалифицированы как причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, максимальное наказание составит 3 года ограничения свободы (хождение со специальным браслетом на ноге). Если же действия лица будут квалифицированы как нарушение ПДД, повлекшее указанные последствие, то возможно и назначение лишения свободы сроком на 3 года.

Первое, на что нужно обращать внимание при разрешении этой спорной ситуации, это формулировка ст.264 УК РФ — нарушение Правил дорожного движения. Возникает вопрос о том, что именно считается дорогой. Абз.13 п.1.2 ПДД РФ содержит определение: дорогой считается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли или поверхность искусственного сооружения. Получается, что понятие дороги является оценочным. Непонятно, может ли оно использоваться при движении не по асфальтовому покрытию или грунтовой дороге, а к, например, утрамбованной полосе пляжа или полю. Ситуация осложняется еще и тем, что приспособленность той или иной поверхности для передвижения обычного автомобиля и грузовика КАМАЗ может быть разной.

Далее, спорная ситуация возникает тогда, когда автомобиль участвует в погрузочно-разгрузочных, строительных и иных работах. Неясно, считается ли проведением таких работ именно движением.

Из судебной практики

Т., управляя механическим транспортным средством — колёсным трактором по грунтовой дороге (бахчевому полю), буксировал с помощью троса автомобиль КАМАЗ; в пути следования под колёсами трактора на грунте образовались колеи, из-за которых трактор не смог выехать. После того как потерпевший Г. пытался отсоединить буксировочный трос от передней части автомобиля КАМАЗ, Т., управляя трактором, продолжил движение трактора задним ходом, в результате чего совершил наезд на Г., находящегося в это время позади трактора у передней части автомобиля КАМАЗ.

Поскольку совершаемый Т. манёвр на транспортном средстве был выполнен в результате управления транспортным средством вне дороги, на грунтовой дороге бахчевого поля, в результате которого по неосторожности причинена смерть потерпевшему Г., суд апелляционной инстанции переквалифицировал действия Т. с ч.3 ст.264 УК РФ на ч.1 ст.109 УК РФ.

Проблемы с квалификацией деяния были настолько частыми, что Верховный суд РФ в 2010 году опубликовал разъяснение: если последствия виде причинения вреда здоровью или смерти возникли не из-за нарушения ПДД, а при ремонте транспортных средств, производстве погрузочно-разгрузочных, строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работах, они не должны квалифицироваться по ст.264 УК РФ (п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

Однако такое разъяснение вызывает много сомнений, связанных, в первую очередь, с неопределенностью того, когда именно действуют ПДД. Более того, в последние несколько лет судьи стали в противоречие с указанными разъяснениями квалифицировать такие случаи по ст.264 УК РФ.

Однако суды действовали достаточно осторожно и советовали разрешать указанные случаи в соответствии с ситуацией. Так, если причинение вреда здоровью или смерть наступили не в процессе работ, а при движении специализированного транспортного средства (бульдозер, гриндер и т.п.), то действия водителя следует квалифицировать по ст.264 УК РФ.

Однако встречаются и более явные попытки идти вразрез с разъяснениями Верховного суда РФ. Так, по ст.264 УК РФ было квалифицировано причинение тяжкого вреда здоровью при движении по пляжу (апелляционное постановление Московского областного суда от 05.03.2015 по делу № 22–1396/2015) или берегу реки (апелляционное постановление того же суда от 21.01.2016 по делу № 22–75/2016).

В качестве мотивировки судьи использовали положение, что некоторые нормы ПДД имеют универсальный характер и применяются вне зависимости от того, где движется автомобиль.

Такие решения были достаточно частыми, поэтому Верховный суд РФ изменил свою позицию и исключил из п.4 указанного Постановления указание на движение вне дороги. Это изменение представляется обоснованным, поскольку место совершения деяния, предусмотренного ст.264 УК РФ, — на дороге — не является обязательным при квалификации преступления. Более того, транспортное средство является источником повышенной опасности вне зависимости от того, где оно движется.

Однако необходимо принять во внимание, что это изменение ухудшило положение виновных лиц и сделало возможным при совершении такого деяния назначить наказание в виде лишения свободы. Следовательно, указанные положения на основании ст.10 УК РФ применимы только к деяниям, совершенным с 2016 года.

РАССЛЕДОВАНИЕ ДТП С УЧАСТИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

Эксперт SRG-ECO Артем Борисов рассказал редакции журнала “Охрана труда и пожарная безопасность”, как расследовать дорожно-транспортное-происшествие (ДТП) с участием автомобиля компании.

Артем Борисов

руководитель проектов SRG-ECO

Основные тезисы

  • Внутреннее служебное расследование аварии: что важно сделать до его начала
  • Зоны ответственности в ходе расследования
  • Обязательная информация в акте служебного расследования ДТП

Если автомобиль организации попал в дорожно-транспортное происшествие (далее — ДТП), то, независимо от формы собственности, необходимо провести внутреннее служебное расследование аварии.

Цель процедуры

— выявление причин и разработка
мероприятий для предотвращения подобных происшествий в будущем.

Данное требование закреплено законодательно.

  1. Необходимость анализа ДТП и определение причин происшествия установлены Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ (далее — Закон № 196-ФЗ).
  2. Методика проведения расследования аварии со служебным автомобилем определена приказом Минавто транса РСФСР «Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий» от 26 апреля 1990 года № 49. Но перед началом анализа следует пройти ряд предшествующих этапов.

Водитель должен незамедлительно сообщить об аварии в органы внутренних дел и вызвать сотрудников ГИБДД на место происшествия. После чего сразу же следует сообщить о случившемся в организацию — специалисту, ответственному за безопасность дорожного движения (далее — БДД), или руководителю.

Читайте также  Проверить участвовала ли машина в ДТП

Зона ответственности

Безусловно, за все события внутри организации ответственен руководитель. Однако в статье 20 Закона № 196-ФЗ установлено, что если в структуре организации есть транспортные средства (далее — ТС), то в штате должен быть специалист по безопасности дорожного движения.

А расследование ДТП с ТС компании, в том числе и поиск причин, оформление результатов проверки и проведение профилактических мероприятий — прямые обязанности специалиста БДД.

Сроки расследования

Проведение внутренней проверки ДТП строго ограничено временными рамками. Для всех аварий установлен единый срок проведения анализа — пять календарных дней. Таким образом, даже если происшествие кажется несерьезным, сроки изменить не получится.

Начало расследования

Первый этап расследования — утверждение приказа о создании комиссии по расследованию ДТП. Документ составляется руководителем организации, чье ТС оказалось участником аварии.

Комиссия состоит минимум из трех человек, ее председателем назначается сам руководитель организации или один из его заместителей.

Членами комиссии могут стать сотрудники HR-отдела, бухгалтеры, работники технических подразделений. Особенно важно присутствие специалиста, ответственного за охрану и безопасность труда. При наличии специалиста по БДД желательно его включить в состав комиссии.

Непосредственный руководитель сотрудника, попавшего в ДТП, в ко-
миссию не включается — это гарант объективности результатов

Сбор данных

Для получения полных сведений об аварии не обойтись без выезда
на место происшествия. Туда отправляется специалист по БДД, если он есть в штате, или любой другой сотрудник, назначенный руководителем

Специалист проводит детальный осмотр места ДТП и фиксирует в письменной форме полученные сведения:

  • дата и время происшествия;
  • описание места аварии с учетом погодных условий;
  • сведения о попавших в аварию ТС с указанием госномеров;
  • количество пострадавших и полученные травмы;
  • цель поездки и перевозимый груз (при наличии);
  • физическое состояние водителя;
  • рабочий час сотрудника – по графику;
  • обстоятельства аварии;
  • классификация происшествия.

Для полноты данных необходимо запечатлеть место аварии на фото и видео, важно все – следы на дороге, характер повреждений, расположение машин и так далее.

Расследование

Когда все возможные сведения о ДТП собраны, можно переходить к основному этапу – расследованию. Участники комиссии проводят детальный анализ полученной информации.

Цель процедуры – не только установление причин происшествия, но и:

  • определение правильности действий сотрудника с позиции правил дорожного движения (ПДД);
  • оценка обстоятельств и всех факторов, которые могли повлиять на возникновение происшествия;
  • выявление ошибок со стороны компании;
  • разработка мероприятий для минимизации риска возникновения повторных ситуаций.

Если в ходе проверки медработники установят, что во время аварии водитель был в состоянии алкогольного опьянения, комиссия еще должна будет найти тех, кто допустил нетрезвого водителя к выполнению обязанностей.

Чтобы достичь всех поставленных целей нужно ответить на ряд вопросов:

  • Водитель соблюдал внутренние правила перевозок и ПДД?
  • Было ли отклонение от установленного маршрута?
  • Как происходит отбор персонала на должность водителей?
  • Как осуществляется обучение работников и повышение квалификации?
  • Какое было состояние ТС перед выездом на рейс?
  • Могли ли погодные условия оказать влияние на исход событий?
  • И так далее.

Таким образом, в ходе анализа произошедшей аварии нужно выявить не только виновных, но и сделать все, чтобы предотвратить ДТП с участием служебных автомобилей.

Отчетность по расследованию

Когда члены комиссии сошлись в едином мнении, расследование подходит к завершению: осталось оформить необходимую документацию.

Так, комиссии необходимо составить акт служебного расследования. Форма его оформления не установлена, но примеры заполнения можно найти в интернете или составить документ в произвольной форме – важно отметить следующие моменты:

  • Состав комиссии с ФИО и должностями;
  • Сведения о водителе ТС, попавшего в ДТП;
  • Техническая характеристика ТС, попавшего в аварию, в том числе – дата последнего техосмотра;
  • Обстоятельства ДТП с описанием внешних факторов.

В конце акта комиссия должна зафиксировать сделанные выводы о расследуемой аварии. Однако, следует отметить, что итоговое решение о виновности принимается судом.

Важно при расследовании сотрудничать с сотрудниками Госавтоинспекции, по возможности проверять корректность изложенных данных и правильность оформления документации со стороны ГИБДД.

К акту нужно приложить и пакет документов:

  • Копия протоколов осмотра ТС и места аварии.
  • Копия схемы ДТП.
  • Перечень пострадавших, погибших в ДТП с указанием полученных
    травм.
  • Объяснение работника и должностных лиц, причастных к ДТП.
  • Справка о проведении корректирующих мероприятий по устранению выявленных причин происшествия.
  • Приказ руководителя с результатами проведенного расследования.

Далее на основе составленного акта оформляется форма учета ДТП установленного образца (приказ Министерства транспорта РФ от 2 апреля 1996 г. № 22) и направляются в территориальное отделение Госавтоинспекции, следственные органы и другие организации, принимающие участие в расследовании.

Если происшествие случилось в филиале предприятия, необходимо направить копии составленных документов в головной офис компании.

Кроме того, информация о ДТП водителе и выводах комиссии должна быть внесена в журнал учета ДТП.

Кроме того, информация о ДТП водителе и выводах комиссии должна быть внесена в журнал учета ДТП.

Вам доступна полная версия статьи:

Источник: Журнал “Справочник специалиста по охране труда”, 03-2021

Работник попал в ДТП: как расследовать несчастный случай

Если сотрудник в рабочее время попал в ДТП, этот несчастный случай нужно расследовать. Ведь, скорее всего, травму работника, которую он получил в аварии, комиссия признает производственной. В прошлой статье мы рассказали о первых действиях работодателя и о том, в какие органы он должен сообщить о произошедшем несчастном случае. Теперь вы узнаете, как правильно расследовать такой несчастный случай.

Действия членов комиссии

Расследуя несчастный случай с сотрудником, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, члены комиссии должны установить точное время и место происшествия (адрес). С разрешения органов следствия и дознания они могут осмотреть место происшествия и поврежденное транспортное средство, прилегающие к месту аварии сооружения и дорожные ограждения.

Также для дальнейшего расследования может пригодиться информация об организации, которая обслуживает дорогу.

Нужно зафиксировать погодные условия (дождь, снег, гололед, туман и т. д.), освещенность участка дороги, видимость и наличие дорожных знаков, горизонтальной и вертикальной разметки, следов автоторможения.

Члены комиссии должны выяснить, кто управлял транспортным средством, попавшим в ДТП. Записать все необходимые данные о водителе, цель его поездки. Если за рулем был сотрудник предприятия, узнать, отклонялся ли он от маршрута, по назначению ли использовал транспортное средство. Нужно проверить водительское удостоверение, техталон, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.

Комиссия должна ознакомиться и иметь копии протокола осмотра места происшествия и транспорта. Запросить в управлении ГИБДД справку о ДТП и другую информацию, необходимую для расследования несчастного случая.

Члены комиссии должны проверить, как в организации обеспечена безопасность дорожного движения, в том числе:

соответствует ли техническое состояние, комплектация транспортных средств требованиям нормативных документов;

соблюдает ли работодатель установленные правила организации пассажирских и грузовых перевозок;

был ли обеспечен режим труда и отдыха водителя данного транспортного средства;

проходил ли водитель медицинское предварительное (периодическое) освидетельствование;

имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушения трудовой дисциплины;

как организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей;

есть ли на предприятии наглядная агитация, информация водителей об условиях движения, погоды и опасных участках;

как организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

При проверке и расследовании комиссия опрашивает всех причастных должностных лиц организации, уточняет или дополняет обстоятельства ДТП. Все полученные сведения заносит в материалы расследования.

Все этапы расследования комиссия должна отразить в материалах расследования. Для этого она использует утвержденные формы документов из постановления Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 :

осмотр места происшествия — форма № 7 ;

опрос очевидцев происшествия и при возможности пострадавшего — форма № 6 ;

акт об обстоятельствах и причинах ДТП — форма № 2 ;

заключение государственного инспектора труда — форма № 5 ;

запись о ДТП на производстве в журнале регистрации несчастных случаев — форма № 9 .

Если в ДТП один или несколько сотрудников получили легкие повреждения здоровья, комиссия должна провести расследование в течение 3 дней . Если в аварии один или несколько работников погибли или получили тяжелые повреждения здоровья, на расследование отведено 15 дней .

На практике эти сроки могут существенно увеличиваться. На то, чтобы получить от сотрудников ГИБДД необходимые для расследования документы, уходит немало времени. По согласованию с этими органами время расследования несчастного случая можно продлить, в том числе неоднократно и на сроки, превышающие 15 дней ( ст. 229.1 ТК РФ). Главное, приобщить к материалам расследования обоснованное решение о продлении расследования.

Приостановка расследования несчастного случая на производстве

Если в момент несчастного случая в действиях пострадавшего сотрудника есть признаки уголовного правонарушения, комиссия приостанавливает расследование и ждет официального постановления (решения) правоохранительных органов, которые квалифицируют указанные действия. О своем решении члены комиссии обязаны сообщить руководителю предприятия (если комиссию возглавляет его представитель) и в прокуратуру, куда направлено извещение о несчастном случае.

Выводы комиссии

Нарушение сотрудником ПДД не может стать основанием для квалификации несчастного случая как не связанного с производством

На основании собранных материалов комиссия:

устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая;

выявляет виновных, допустивших нарушения требований охраны труда;

вносит предложения по устранению выявленных нарушений, причин и предупреждению аналогичных случаев;

определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с предприятием;

квалифицирует происшествие как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

Сроки расследования несчастных случаев исчисляют в календарных днях, начиная со дня издания работодателем приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая

Если комиссия квалифицировала несчастный случай в результате ДТП как не связанный с производством, она оформляет два акта по форме 4 — для работника и работодателя.

В течение трех дней копии акта и материалов расследования нужно отправить в ФСС, ГИТ, прокуратуру (тяжелый несчастный случай или со смертельным исходом).

Один документ вместе с материалами расследования работодатель обязан хранить у себя в течение 45 лет.

Если ДТП признано как производственный несчастный случай, то члены комиссии оформляют акты:

в трех экземплярах по форме Н-1 — для работника, работодателя и ФСС;

Читайте также  Какие документы нужны для страховой при ДТП

в двух экземплярах по форме 4 — для работодателя и прокуратуры.

Несчастный случай фиксируют в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.

В случае группового, тяжелого или со смертельным исходом несчастного случая на производстве работодатель в течение трех дней отправляет:

в прокуратуру (при тяжелом несчастном случае и со смертельным исходом) оригинал акта по форме 4 и копии акта Н-1 и всех материалов расследования;

ФСС — оригинал акта Н-1 и копии всех материалов расследования;

ГИТ, территориальное отделение профсоюза и Ростехнадзор (при необходимости) — копии всех материалов расследования.

Несчастный случай на производстве. Водитель перевозил груз с одного склада предприятия на другой. По пути нарушил правила дорожного движения. В результате автомобиль вылетел на обочину. Водитель получил многочисленные переломы и сотрясение головного мозга. После расследования всех обстоятельств дела комиссия приняла решение, что этот несчастный случай нужно квалифицировать как производственный с установлением степени вины пострадавшего.

Несчастный случай, не связанный с производством. Водитель молокозавода повез продукцию на базу. По дороге заехал домой. Выезжая из своего двора, попал в ДТП. В результате водитель получил черепно-мозговую травму и многочисленные ушибы. Комиссия установила, что сотрудник использовал транспортное средство не по назначению и отклонился от маршрута следования в личных интересах. Поэтому квалифицировала несчастный случай как не связанный с производством.

После того как у пострадавшего закончилась временная нетрудоспособность, работодатель обязан направить информацию о последствиях несчастного случая и мерах, которые он принял для снижения производственного травматизма в ГИТ (в некоторых ситуациях в территориальные органы Ростехнадзора или Ространснадзора).

Если несчастный случай был со смертельным исходом сотрудника, то сообщение работодатель направляет в течение месяца, после окончания расследования.

Если пострадавший водитель привлечен к уголовной ответственности, означает ли это, что несчастный случай можно признать не связанным с производством?

Нет, не означает.

Статья 229.2 Трудового кодекса РФ позволяет квалифицировать как не связанный с производством несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим уголовно наказуемых деяний ( ст. 264 УК РФ).

Некоторые специалисты по охране труда уверены, что если пострадавший в ДТП водитель будет привлечен к уголовной ответственности, то комиссия по расследованию несчастного случая должна автоматически признать такое происшествие несчастным случаем, не связанным с производством.

Однако это не совсем справедливо. Многие не обращают внимание на одну фразу в статье: «Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии… в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством…».

Комиссия по расследованию должна убедиться, что со стороны работодателя выполнены все требования, возложенные на него ст. 212 ТК РФ по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Возможно, с работником не был проведен предрейсовый медосмотр, и он сел за руль с температурой или повышенным давлением? Или водитель только что вернулся из одного рейса, не успел отдохнуть положенное время перед следующим.

Исправен ли был автомобиль перед поездкой? Может быть, водитель неоднократно указывал на технические неисправности, например, с тормозной системой, но до несчастья никто на его слова внимания не обращал?

Комиссия в ходе расследования должна поднять все документы: журналы предрейсовых и послерейсовых медосмотров, технического осмотра транспортного средства, рабочие графики и т. п. Если откроется факт невыполнения работодателем своих обязанностей перед работником, то такой несчастный случай нельзя будет признать не связанным с производством.

Дорожно-транспортные происшествия

1. Протокол об административном нарушении, в котором указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В соответствии со ст. 25.5 Кодекса с момента составления протокола об административном правонарушении в производстве по делу об административном правонарушении для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. В случае если лицо, в отношении которого составлен протокол, не оспаривает своей вины, в отношении его выносится постановление. Копия постановления вместе с копией протокола вручается ему на месте. В случае если лицо, в отношении которого составлен протокол, не согласен, то он подписывает протокол и указывает, что не согласен с вменяемым ему нарушением ПДД. Копия протокола вручается немедленно после его составления лицу, совершившему правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе.

2. Схема ДТП, в которой должно быть указано: • место дорожно-транспортного происшествия (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности); • ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением; • ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии); • положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги; • направление движения участников ДТП до момента его наступления. 3. Справка об участии в ДТП (форма 12). Выдается обоим участникам.

4. Объяснения участников ДТП, в которых они описывают обстоятельства произошедшего ДТП; При оформлении материалов по факту нарушения Правил, повлекшего причинение вреда здоровью потерпевшего, рекомендуется составлять протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия (приложение N 3), схему места дорожно-транспортного происшествия (приложение N 4), протокол осмотра транспортного средства (приложение N 5), справку по дорожно-транспортному происшествию (приложение N 6), водители направляются на мед. освидетельствование. Вы должны внимательно изучить все составленные документы и если с чем то не согласны, то вместе с подписью написать что не согласны с тем то. Отказываться от подписи из-за несогласия с чем то в документах не имеет смысла.

  1. Ко мне отказываются выезжать сотрудники ГИБДД, для того, чтобы зафиксировать ДТП, ссылаясь на то, что я нахожусь в лесу, поле, удаленной деревне, не на дороге. Сотрудники ГИБДД обязаны выехать на место ДТП в любой район. Помните, что ГАИ лучше вызывать по телефону 02 (при наборе с мобильного 002 или 112). При звонке настаивайте что вы находитесь на дороге (понятие дороги в ПДД довольно расплывчатое). Если долго никто не приезжает также через 02 сообщить свою жалобу и узнать телефон доверия ГИБДД и пожаловаться туда..
  2. Не пройден тех. Осмотр действует ли полис ОСАГО при ДТП? А) Для виновника ДТП. Действует Б) Для пострадавшего в ДТП. Действует
  3. Не пройден тех.осмотр действует ли полис КАСКО при ДТП? Действует. Хотя при страховании талон техосмотра обязательный документ при оформлении полиса КАСКО. Во многих страховых компаниях в правилах прописано не является страховым случаем повреждение транспортного средства в результате нарушения Страхователем или лицом, допущенным к управлению застрахованным ТС по Договору, правил эксплуатации транспортных средств, в том числе использование технически неисправного ТС. В случае не прохождения техосмотра ТС может расцениваться, как неисправное. Для большей уверенности внимательно прочитайте условия договора КАСКО, у каждой страховой компании они могут отличаются.
  4. ДТП произошло на трамвайных путях (свидетелей нет). Действия водителей. Автомобили не передвигать, поставить знаки аварийной остановки, вызвать сотрудников ГАИ. Действия такие же как и при обычном ДТП
  5. ДТП произошло на неохраняемой стоянке (супермаркет, рынок). Действия ГАИ. Действия аналогичны действиям при ДТП на проезжей части (оформление и выдача всех необходимых документов)
  6. ДТП произошло на стройплощадке (охраняемая территория завода, охраняемая стоянка). Действия ГАИ и водителей.

На внутренней охраняемой территории организации, предприятия (юридически документально оформленной и принадлежащей организации, а не просто огороженную без юридического оформления) сотрудники ГИБДД фиксировать ДТП не будут. Вы можете вызвать сотрудников ГИБДД, если они приедут и зафиксируют ДТП, то это не внутренняя охраняемая территория организации. Либо вызвать на оформление происшествия участкового. Полис ОСАГО в этом случае не действует (ФЗ об ОСАГО статья 6 часть 2 пункт и), т.к. это внутренняя территория организации.

Виновник уехал с места ДТП. Действия пострадавшего. Запомнить и записать номер, марку скрывшегося автомобиля. Постараться установить свидетелей, взять у них данные, ФИО, адрес, телефон. Не передвигать автомобиль и предметы имеющие отношение к ДТП, поставить знак аварийной остановки, вызвать сотрудника ГАИ. Сотрудники ГИБДД оформят ДТП, объявят скрывшийся а/м в розыск, установят собственника а/м. Вынесут постановление. Если виновник не появится, либо не сообщит данные страховщика, у которого застрахована его гражданская ответственность. нужно обращаться в суд к владельцу, либо к виновнику о возмещении ущерба. 9. Сотрудники ГИБДД долго не приезжают на место ДТП, куда обращаться. В службу доверия ГИБДД или по телефону 02.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: