Как без ГАИ оформить ДТП

Электронное оформление ДТП без ГИБДД

С 1 ноября 2019 года было официально запущено электронное приложения для оформления Европротокола после ДТП. Заказчиком приложения «Помощник ОСАГО» является Российский союз автостраховщиков, а на тестовый период его пока можно использовать только в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Татарстане.

Когда допускается электронное оформление ДТП

Возможность заполнить Европротокол в электронном виде стала доступна еще с сентября 2019 года. Однако до внедрения мобильного приложения «Помощник ОСАГО» (App Store, Google Play) эта функцию госуслуг было невозможно реализовать на практике. Чтобы воспользоваться электронным вариантом оформления извещения о ДТП, должны быть соблюдены следующие условия:

  • в аварии должно быть не более двух автомашин;
  • у обоих участников должны быть действующие полисы ОСАГО;
  • в ДТП не должно быть пострадавших водителей, пассажиров или пешеходов;
  • автовладельцы не должны иметь разногласий по обстоятельствам аварии, причинам столкновения, виновности, характере повреждений.

Если указанные условия не соблюдаются, необходимо вызывать на место инспектора ГИБДД и заполнять извещение с его участием.

Электронное оформление ДТП заключается в заполнении и передаче всех данных через мобильное приложение «Помощник ОСАГО». Подразумевается, что информация будет сразу передана в страховую компанию, которая будет осуществлять проверку и принимать решение о выплатах. На данный момент использовать приложение можно только в 5 регионах — Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Татарстане. По итогам тестового режима будет принято решение о доработке программы либо о распространении ее на всю территорию страны.

Мобильное приложение можно использовать только в случае, если у обоих участников есть аккаунты на портале госуслуг. Через этот сайт происходит идентификация пользователей, заполнение личных и паспортных данных. По указанной причине нельзя оформлять ДТП через приложение, если машина зарегистрирована на предприятие.

Оформление ДТП через приложение “Помощник ОСАГО”

Чтобы воспользоваться электронным порядком оформления после ДТП, на смартфоне одного или обоих водителей должно быть установлено мобильное приложение «Помощник ОСАГО». Оно доступно для скачивания на всех мобильных устройствах и операционных системах. Учтите, что без доступа к интернету приложение бесполезно. Поэтому при ДТП на загородных трассах или в удаленных местностях придется использовать стандартный способ заполнения.

Алгоритм заполнения данных о ДТП заключается в следующем:

  • сразу после аварии нужно выполнить обязательные требования ПДД — не передвигать машины, убедиться в отсутствии пострадавших, включить сигнализацию и выставить знаки аварийной остановки;
  • нужно уведомить о ДТП своего страховщика по телефону (хотя всю информацию страховая компания получит через приложение, пункт об уведомлении должен соблюдаться);
  • через аккаунт портала госуслуг заполняются данные об участниках ДТП;
  • сведения о полисах ОСАГО и регистрационных данных машин можно заполнить вручную либо путем сканирования QR-кода;
  • чтобы внести в систему информацию о местах расположения автомобилей, нужно сделать несколько фотографий;
  • вводятся данные о повреждениях (их водители устанавливают путем визуального осмотра машин);
  • нужно заполнить бумажную версию схемы, сфотографировать и загрузить ее в приложение;
  • после заполнения всех данных оба водителя должны подтвердить правильность информации (для этого вновь используется уведомление через портал госуслуг).

Вся информация будет мгновенно зарегистрирована в системе РСА (Российского союза автостраховщиков). Для подтверждения приходит СМС, если соответствующая функция включена в настройках приложения.

После отправки данных через мобильное приложение все равно придется представить автомашину для осмотра в страховую компанию. Также желательно сохранить бумажную версию всех схем и извещения, сделать фото и видеозаписи. В период проведения эксперимента приложение может работать со сбоями, о чем свидетельствуют отзывы пользователей.

Сколько можно получить при электронном оформлении ДТП

Переход на электронный порядок оформления Европротокола не изменил лимиты выплат. В стандартных условиях можно получить не более 100 тыс. руб. Если авария произошла в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области можно получить страховку до 400 тыс. руб. Однако для этого автомобили обоих участников должны быть подключены к системе GPS/Глонасс либо иметь телеметрическое оборудование. Приоритетным вариантом страхового возмещения по ОСАГО является выдача направлений на ремонт в СТО.

Как правильно оформить ДТП без вызова ГАИ

Как правильно оформить европротокол без сотрудников ГАИ на месте ДТП.

Ранее мы уже писали про возможность оформления ДТП без вызова сотрудников Госавтоинспекции. Однако, до сих пор многие водители не пользуются таким правом. В данной статье мы расскажем, как оформить европротокол в случае небольшого ДТП самостоятельно, чтобы затем получить страховую выплату.

Европротоколом называется процесс самостоятельного оформления ДТП его участниками без вызова сотрудников ГАИ. Для его оформления необходим стандартный бланк извещения о ДТП, который вам должны выдать в страховой компании во время оформления договора.

Стоит отметить, что не все дорожно-транспортные происшествия можно оформить по европротоколу. Существуют определенные условия:

  • участниками ДТП стали не более 2 транспортных средств;
  • ущерб был нанесен только автомобилям-участникам ДТП и никакому другому имуществу;
  • в ДТП нет пострадавших или погибших (водителей, пассажиров или пешеходов);
  • у обоих водителей есть водительское удостоверение соответствующей категории;
  • участники ДТП имеют действующий договор обязательного страхования гражданской ответственности;
  • у участников ДТП нет разногласий относительно обстоятельств и причин ДТП, а также нанесенных автомобилям повреждений;
  • у участников ДТП нет претензий к состоянию друг друга;
  • размер причиненного каждому автомобилю вреда оценивается в размере до 800 евро по курсу НБ.

Все данные условия должны быть соблюдены. Так, самостоятельно оформлять ДТП нельзя, если повреждены три и более автомобиля, светофор или дорожный знак, если один из водителей не согласен с оценкой причиненного ущерба или не признает вину, а особенно если участник аварии пьян или агрессивен. В таких случаях необходимо вызывать сотрудников ГАИ.

Если же все условия соблюдены, можете приступать к заполнению бланка.

Порядок действий при оформлении ДТП по европротоколу:

  1. сразу после аварии необходимо остановиться и выставить знак аварийной остановки (все следы ДТП должны сохраниться);
  2. необходимо прийти к соглашению со вторым участником ДТП касательно того, кто является виновником аварии, каковы были причины и обстоятельства, какой вред причинен транспортному средству (помните – размер максимальной выплаты 800 евро по курсу НБ);
  3. далее, совместно со вторым участником ДТП, необходимо заполнить бланк извещения о ДТП: четко укажите личные данные участников, обстоятельства и причины ДТП, виновника ДТП, нанесенные автомобилям повреждения;
  4. соберите максимум доказательной информации о ДТП: фото (видео) на котором будет видно расположение автомобилей после ДТП, номерные знаки на авто, следы торможения, поврежденные детали обоих автомобилей включая осколки и обломки, оставшиеся на месте столкновения;
  5. не лишним будет взять контакты и показания очевидцев ДТП, запись видеорегистратора;
  6. один экземпляр заполненного бланка остается у потерпевшей стороны, чтобы в дальнейшем вместе с заявлением предоставить его в страховую компанию для получения страхового возмещения, второй – у виновника ДТП (оригинал извещения – для потерпевшего, копия – для виновника).

Образец заполненного бланка извещения о ДТП

Образец заполненного бланка извещения о ДТП:

Важно: бланк извещения о ДТП должен быть заполнен правильно, без противоречивых показаний, быть легко читаемым, не поврежденным и подписанным обоими участниками ДТП. Не оставляйте в нем пустые строки и графы – при необходимости ставьте либо прочерки, либо «зачеркните» их крест-накрест или буквой Z.

Оформив европротокол, участники могут покинуть место аварии.

Затем потерпевший в течение пяти рабочих дней должен обратиться либо в страховую компанию виновника, либо в ту, где был оформлен его договор страхования.

Служба оформления ДТП без ГАИ по номеру 140 заработала с 19 августа 2019 года в круглосуточном режиме. Колл-центр для консультаций по оформлению аварий на дорогах без вызова ГАИ создан Белорусским бюро по транспортному страхованию при участии страховых организаций и принимает звонки по короткому номеру 140 со стационарных телефонов и любых мобильных операторов. Граждане могут прояснить вопросы оформления ДТП без участия сотрудников ГАИ: специалисты пошагово разъяснят порядок действия при оформлении европротокола, помогут заполнить бланк извещения о ДТП, оперативно проверят наличие действующего договора обязательного страхования автогражданской ответственности и т.д. Услуги колл-центра бесплатны, пользователи оплачивают лишь стоимость звонка согласно действующему тарифному плану мобильного оператора.

Читайте также  ДТП как избежать

Действия водителей при совершении ДТП в Беларуси

Действия водителей при совершении ДТП в Беларуси

Дорожно-транспортное происшествие может случиться даже с автолюбителем, имеющим многолетний стаж, так как причины попадания в аварию зачастую не связаны с собственными действиями. На попадание в ДТП влияют и внешние факторы, среди которых невнимательность, самонадеянность, плохое состояние дорожного полотна, пьянство за рулем, неисправность транспортного средства и ряд других.

Авария вызывает стресс у каждого водителя, что нередко приводит к растерянности. В такой ситуации забываются общие обязанности и допускаются несвойственные ошибки. В этой статье мы расскажем о том, как нужно правильно действовать на дороге после попадания в ДТП.

Содержание

Ваши первые действия после ДТП

Алгоритм действий водителя вне зависимости от его роли в ДТП (виновник/пострадавший) следующий:

Пункт 1. Прекратить движение транспортного средства. Законы РБ обязывают водителя заглушить мотор на месте ДТП и включить аварийную сигнализацию. Нельзя уезжать с места аварии.

Пункт 2. Позади транспортного средства разместить знак аварийной остановки на расстоянии 40 м за границами населенного пункта и 15 м в его пределах. В ряде случаев авария происходит на перекрестках и путях движения трамваев, что серьезно осложняет передвижение автомобильного транспорта. Но даже в таком случае не допускается перемещение в сторону, так как потом будет трудно (или невозможно) доказать свою невиновность, что повлияет на отказ в получении страховой компенсации.

Важно! На основании ч.3 ст.18.13 КоАП за нарушение правила применения знака аварийной остановки и использования аварийной сигнализации наступает административная ответственность в форме предупреждения либо штрафа в сумме до трех базовых величин.

Пункт 3. Попытаться совладать с эмоциями и успокоиться. Факт ДТП случился, обсуждать это бессмысленно и дальше нужно действовать максимально рационально. Попытайтесь узнать, есть ли пострадавшие в аварии, какова степень тяжести их травм, есть ли погибшие.

При наличии пострадавших необходимо обязательно вызвать бригаду скорой помощи, воспользовавшись единым номером 103. Он доступен для всех мобильных операторов.

До приезда скорой нужно попытаться оказать первую медпомощь посредством средств и препаратов, имеющихся в автомобильной аптечке.

Пункт 4. Вызвать сотрудников Госавтоинспекции по единому номеру 102 или позвонить в дежурную часть ГАИ по месту совершения аварии. Также можно позвонить в дежурную часть подразделения, расположенного по месту дорожно-транспортного происшествия. По приезду сотрудников ГАИ нужно предоставить им документы:

  • водительское удостоверение;
  • талон техосмотра;
  • технический паспорт;
  • полис, подтверждающий заключение договора об обязательной гражданской ответственности.

В ГАИ необходимо обращаться во всех случаях, кроме тех, которые попадают под условия Европротокола. Иначе будет сложно подтвердить факт наступления страхового случая.

Европротокол представляет собой особую форму извещения о ДТП, заполняемую участниками аварии без присутствия сотрудников ГАИ. Его использование заметно сокращает время оформления аварии и позволяет быстро покинуть проезжую часть, не создавая помех другим участникам движения и уменьшая риск новых столкновений.

Что нужно сделать и что категорически нельзя делать до момента приезда сотрудников ГАИ?

Ожидая приезда сотрудников Госавтоинспекции, можно заняться составлением списка свидетелей ДТП. Как правило, это пешеходы и водители из попутного либо встречного потока. Они не станут ждать приезда автоинспекторов для того, чтобы помочь определить обстоятельства аварии. Но у них необходимо взять номер телефона и записать инициалы, по которым в случае спорной ситуации можно будет взять пояснения.

Если есть пострадавшие и они нуждаются в срочной медицинской помощи, нужно останавливать попутный автотранспорт, чтобы без задержки доставить их в медучреждения.

Законно ли если виновник оплатит потерпевшему ущерб без вызова ГАИ

Если по каким-то причинам невозможно оформление извещения (Европротокола) о дорожно-транспортном происшествии для получения потерпевшим возмещения ущерба, вызов ГАИ обязателен. Так как ответственность за скрытие с места совершения ДТП в Беларуси регламентируется по п.2 ст.18.16 КоАП. Санкцией статьи предусмотрена выплата штрафа в сумме от 5 до 25 базовых величин либо водитель будет лишен права на управление транспортным средством на срок до двух лет.

Меры ответственности водителей РБ за совершение ДТП, а также действия, повлекших создание аварийных ситуаций рассмотрены ниже.

Штрафы и ответственность за ДТП в Беларуси

Законодательство республики не разрешает покидать место ДТП виновнику или невиновной стороне, даже если с этим был согласен второй участник аварии. Согласно ст.18.16 КоАП Беларуси если водитель решил оставить место дорожно-транспортного происшествия на него накладывается штраф 5-25 базовых величин или он лишается прав на срок до двух лет.

Если автолюбитель своими действиями создал на дороге аварийную ситуацию, которая вынудила других участников дорожного движения изменить направление и скорость передвижения, а также заставила их использовать меры по обеспечению своей безопасности он привлекается к административной ответственности на основании п.12 ст.18.13 КоАП. Она предусматривает штраф от 5 до 20 базовых величин с лишением водительского удостоверения сроком до 2 лет или без него. В п.1-14 этой статьи приводится перечень подобных ситуаций, например, несоблюдение правил движения по автомагистрали или нарушение правил движения по перекрестку.

Меры ответственности водителей республики Беларусь за действия, которые могут стать причинами ДТП

Разобраться без ГАИ: как правильно заполнить бланк для страховой, чтобы не остаться без выплаты

Разобраться без ГАИ: как правильно заполнить бланк для страховой, чтобы не остаться без выплаты

Как многие уже знают, на днях Президент Беларуси подписал указ о внесении изменений и дополнений в документы по вопросам страховой деятельности. Теперь в нашей стране вдвое увеличился размер страховой выплаты при оформлении ДТП без вызова сотрудников ГАИ — с 200 до 400 евро. Сделано это было в том числе и с целью популяризации среди граждан такого метода разрешения конфликтных ситуаций.

В 2010 году, когда эту систему только-только ввели, из каждого утюга автолюбителям вещали о том, что данный метод является очень прогрессивным, цивилизованным и давно используется в разных странах. Однако популярности среди наших граждан за эти годы он так и не сыскал. По информации страховых компаний, хорошо если одно мелкое ДТП из 15-ти оформляется с помощью бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии. В подавляющем большинстве белорусы предпочитают вызывать ГАИ, даже если повреждения минимальны, а ждать инспекторов придется долго. Результаты опроса, проведенного среди читателей abw.by, показали, что основной причиной, по которой автолюбители так поступают, является боязнь неправильно заполнить бланк и потом получить отказ в выплате страхового возмещения.

Человека, который никогда с этим не сталкивался, действительно пугает неизвестность. Учитывая, какое внимание в нашей стране уделяется правильности заполнения документов, люди боятся, что любая ошибка может обернуться дополнительными хлопотами, и уже будешь не рад, что ввязался в эту «упрощенку». Корреспондент abw.by решила выяснить, так ли страшен черт, как его малюют, и какие сложности могут подстерегать тех, кто соглашается на оформление ДТП без вызова ГАИ.

Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон

Как мы знаем, самое главное условие, при котором участники ДТП могут прибегнуть к его оформлению путем составления извещения для страховой, — обоюдное согласие. Для этого как минимум один из участников аварии должен признать свою вину.

Читайте также  ПДД ДТП это

Второй момент: участников ДТП должно быть двое, не должно быть пострадавших. Если во время аварии были повреждены какие-то другие объекты, к примеру, забор, цветочная клумба или каким-то другим образом причинен посторонний материальный вред, в этом случае вопрос решается только через вызов ГАИ.

Еще один момент: у обоих участников ДТП должен быть полный порядок с документами. Если у кого-то просрочено в/у или не уплачена вторая часть взноса за страхование автогражданской ответственности, то лучше сразу вызывать ГАИ, потому что это обязательное условие, нарушение которого может стать основанием для отказа в выплате страховки. Все это прописано в первом пункте на обратной стороне бланка. Как считают представители страховых компаний, если сесть и спокойно прочесть ту самую обратную сторону, то большинство вопросов отпадет само собой. Беда только в том, что далеко не всем суждено понимать специфический язык, на котором написана «обратка», как и избежать волнения и спешки при заполнении документа.

Какие ошибки допускаются чаще всего

На помощь в подготовке этого материала нам пришла Лариса Шуманова, начальник отдела по работе с клиентами филиала Белгосстраха по урегулированию убытков транспортного страхования. С ней мы сначала выяснили, какие затруднения чаще всего испытывают автолюбители при заполнении бланка, а потом попросили проверить, получилось ли все оформить правильно у автора этих строк.

Первое, с чем стоит определиться участникам ДТП, это кто какую сторону бланка заполняет. Виновник, как и потерпевший, может выбрать любую сторону – синюю или желтую (они одинаковы), но главное – не запутаться потом.

Для простоты восприятия мы решили, что левую сторону (раздел «Транспортное средство «А») заполняет потерпевший, в роли которого и выступал автор этих строк.

Итак, начнем по порядку. С 1 по 5 пункт все предельно ясно: дата, время ДТП, место и наличие материального вреда (имеется в виду постороннего, кроме поврежденных в ДТП транспортных средств, которого, как мы уже знаем, быть не должно, а посему ставятся отметки в графе «нет»).

Первый вопрос вызвал пункт №6 «Страхователь». На специфическом языке страховщиков страхователем именуется лицо, которое заключало страховой полис автогражданской ответственности. То есть это человек, чье имя прописано в страховке. Плохо, что пояснение, взятое в скобки, ничуть не проясняет сути задания. На самой деле в 6-м пункте всего лишь требуется написать ФИО того лица, на которое оформлена страховка, и указать адрес его прописки или проживания с контактным телефоном.

Люди же очень часто думают, что в эту графу их просят вписать данные своей страховой компании.

Пункт 7 «Транспортное средство (марка, модель, регистрационный знак, страна регистрации) и прицеп» — здесь также все понятно, данные лучше заполнять из техпаспорта.

Пункт №8 «Страховщик» — именно здесь нужно вписать компанию, в которой оформлена «автогражданка», с серией, номером полиса и сроком действия.

Проблемный момент в этом же пункте – вопрос, застраховано ли ТС от вреда? Здесь имеется в виду, есть ли у автовладельца договор добровольного страхования, именуемый в народе КАСКО. Если такового нет, то «галочка» ставится в соответствующем квадрате.

Пункт №9 касается водителя, который находился за рулем ТС в момент аварии. Это может быть как владелец автомобиля, так и любой другой человек, которому он в рамках законодательства передал управление. Но в этой графе вписываются данные именно по водителю.

В «правах» нового образца пришлось побегать глазами в поиске серии и номера. Это пятый пункт.

В самом низу пункта №9 есть требование перечислить все категории, которые указаны в «правах», а также указать срок действия водительского удостоверения. По словам Ларисы Васильевны, это также часто забывают сделать, что, к слову, подтверждаю на личном опыте: почему-то после перечисления категорий внимание сразу перекинулось на следующее задание.

10-й пункт тоже понятен: из трех условных транспортных средств (мотоцикл, легковой автомобиль и грузовик) нужно выбрать одно и стрелкой указать место повреждения.

Далее пункт №11 «Видимые повреждения ТС». В этой графе можно как просто перечислить поврежденные элементы – бампер, крыло, фара, так и указать характер повреждений – царапина, вмятина и т.д. Не забываем указывать расположение кузовных элементов (справа или слева, спереди или сзади).

Пункт №12 «Обстоятельства ДТП» — посередине этого раздела создателям нужно было бы провести жирную вертикальную линию, чтобы заполняющие понимали, что левая часть относится к транспортному средству «А», а правая – к транспортному средству «В». В бланке сделано по принципу «к какой стороне ближе». Под колонкой с пометкой «А» заполнявший синий раздел с помощью «галочки» указывает обстоятельства с его стороны, которые сопутствовали ДТП. Соответственно тот, кто заполнял желтую часть, отмечает свои обстоятельства. Внизу нужно подытожить результат.

Пункт №13 «Схема ДТП» – самая творческая часть задания. Но даже если вы художник от слова «худо», ничего страшного.

— Первым делом лучше всего рисовать дорогу, — советует Лариса Васильевна. — Затем непосредственно транспортные средства. Расположение автомобилей на схеме должно соответствовать моменту столкновения. Его участники подписываются «А» или «В» в соответствии с тем, кто какую сторону бланка заполнял. Помимо этого, стрелкой указывается направление движения обоих транспортных средств. На схеме можно также помечать расположенные рядом здания, светофоры, указатели и т.д. для уточнения места.

Пункт №14 «Мои примечания» заполняется в случае, если таковые имеются. Если их нет, так и нужно написать.

Пункт №15 «Подписи водителей» — под схемой ДТП свои подписи (каждый с соответствующей стороны) ставят оба водителя. Именно водители, а не владельцы ТС!

Чаще всего люди допускают ошибку при заполнении пункта №16. Это можно назвать результатом того, что те, кто составлял этот бланк, не «разнесли» по углам отдельно виновника и пострадавшего. Поэтому обе стороны бланка оказались идентичными, что смущает тех, кто их заполняет. В 16-м пункте под словами «Утверждаю, я являюсь ответственным за причинение вреда» подписывается только виновник ДТП. Но, по словам Ларисы Васильевны, в этом пункте часто подписи ставят обе стороны, что является ошибкой.

Вот, собственно говоря, и все.

Этот прикол ходит по Интернету уже несколько лет. Тяжело было обойти его вниманием при подготовке данного материала :)

Что делать с извещением и когда его могут не принять?

После того как бланк заполнен в двух экземплярах (обратная сторона бланка сделана по принципу копирки — написанное автоматически переносится на второй бланк, если его подложить снизу), один передается виновнику ДТП. Второй экземпляр потерпевший в течение 5 рабочих дней должен привезти либо в страховую компанию виновника, либо в ту, где была оформлена его «автогражданка».

— Если нет уверенности в том, что все заполнено правильно, лучше подъехать в страховую обеим сторонам, — советует Лариса Шуманова. — В случае обнаружения критичных ошибок извещение можно перезаполнить на месте, но только в присутствии обеих сторон!

— А если в бланке есть исправления? Это критично?

— Нет. Бланки с исправлениями принимаются, главное, чтобы написанное было читаемым.

— В каких случаях извещения могут не принять?

— Если нарушены требования тех пунктов порядка заполнения бланка извещения о ДТП, о которых мы говорили в самом начале: если кто-то из участников с чем-то не согласен или, к примеру, не признает свою вину, если просрочены «права» или страховка, если было повреждено еще что-то помимо этих двух транспортных средств. В таком случае мы не имеем права даже принять обращение, не говоря уже о том, чтобы произвести по нему выплату. При наличии каких-то мелких ошибок все решаемо.

Читайте также  Расписка что нет претензий после ДТП

Где взять бланк

Как видно из результатов опроса наших читателей, 11% респондентов отметили, что у них даже не имеется бланка для оформления ДТП без вызова ГАИ. Изначально бланк извещения выдается при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности одновременно со страховым свидетельством. При отсутствии у водителя такого бланка его можно получить как у своего страхового агента, у которого вы выписывали «автогражданку», так и в ближайшем офисе любой страховой компании или в точках продаж страховых услуг (например, в крупных супермаркетах). Еще можно получить бланк извещения на АЗС или некоторых СТО.

Черт не страшен. Можно брать

Мы заполняли бланк, не заглядывая на обратную сторону, чтобы выяснить, насколько это сложно. В принципе, если не спешить и вчитываться в написанное как в билеты по ПДД на экзамене, то все оказалось довольно просто.

Самое главное при заполнении – не перепутать и правильно указать страхователя (того, на чье имя оформлена «автогражданка»), страховщика (страховую компанию, с которой заключен договор страхования автогражданской ответственности) и водителя (человека, который находился за рулем в момент ДТП). И не «подмахнуть», не глядя, пункт №16.

Стоит отметить, что иногда сами сотрудники ГАИ, вызванные на место происшествия, советуют автолюбителям заполнить извещение, даже помогают это сделать. В таком случае виновник ДТП избавляется от необходимости платить штраф.

Для наглядности мы подготовили читателям образец того, как правильно заполнять бланк. При желании его можно распечатать и положить в «бардачок» или в случае необходимости зайти на сайт и посмотреть что к чему.

Если какие-то вопросы по этой теме остались без ответа, мы с радостью восполним эти пробелы. Пишите об этом в комментариях.

Правительство утвердило правила оформления ДТП со смартфона

Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Правительство утвердило последний элемент, который позволит работать новому «суперсервису» по дистанционному оформлению ДТП. Правила соответствующих электронных извещений и требования к передающим их техническим средствам зафиксированы в постановлении правительства, с которым ознакомился РБК, его подлинность подтвердил собеседник в аппарате кабинета.

C 1 ноября в нескольких регионах попавшие в аварию водители смогут оформить ДТП по европротоколу, не вызывая инспектора ГИБДД, не заполняя документов на бумаге, а всего лишь отправив электронное извещение через интегрированное с ЕСИА (Единая система интеграции и аутентификации; «Госуслуги») мобильное приложение. Концепцию «суперсервиса» (комплекс оцифрованных госуслуг, сгруппированных по типичным жизненным ситуациям), позволяющего оформлять ДТП через интернет, президиум правительственной комиссии по цифровому развитию одобрил в июле. Вице-премьер Максим Акимов заявил, что к 2021 году заработает 25 «суперсервисов», в том числе «Рождение ребенка», «Оформление ДТП по европротоколу», «Оформление в вуз», получение и оформление льгот, пенсий и т.д.

Формально направлять страховщику электронное извещение об аварии можно с 1 сентября 2019 года, если данные о ДТП зафиксированы и переданы в информационную систему (АИС) ОСАГО через ЭРА-ГЛОНАСС и специальное мобильное приложение. Его разработку начали ЦБ и Минкомсвязь, затем ее передали Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Однако само мобильное приложение «Помощник ОСАГО», с помощью которого можно будет оформить европротокол за 10–15 минут, к этой дате не было готово из-за отсутствия необходимых нормативных документов, в том числе постановления правительства, поясняет представитель РСА.

В итоге Союз автостраховщиков стал готовить приложение к запуску без них, ориентируясь на проекты документов, говорит он. Запуск состоится 1 ноября в четырех пилотных регионах — Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, сообщил представитель РСА.

РБК направил запрос в ЦБ.

Водитель должен зарегистрироваться на портале госуслуг, установить приложение на свой смартфон. Если он попадет в аварию, которую можно оформить по европротоколу, необходимые для извещения страховщика данные поступят из его личного кабинета, а ему самому останется лишь загрузить фотографии с места аварии. Бумажное извещение при этом оформлять не понадобится.

Система работает, только если оба водителя зарегистрированы на портале госуслуг, оба сделали фотографии повреждений с места аварии и не имеют разногласий по поводу ее обстоятельств, уточняет представитель РСА: при наличии разногласий придется оформить бумажное извещение.

Если все будет сделано в соответствии с действующими нормативными актами, страховщик не будет иметь права отказать в выплате, а неправомерный отказ можно будет обжаловать у финансового омбудсмена, рассказывает управляющий директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперт РА» Алексей Янин.

Как оформить аварию без ГИБДД

Сейчас оформить ДТП по европротоколу можно, если участников аварии двое и оба застрахованы по ОСАГО, их автомобили оборудованы техническими средствами оповещения, люди в ДТП не пострадали (нанесен лишь ущерб автомобилям), а предполагаемая сумма возмещения не превышает 100 тыс. руб. Исключение составляют Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области, где возмещение может составить до 400 тыс. руб., если обстоятельства аварии зафиксированы и переданы через ЭРА-ГЛОНАСС или мобильное приложение «ДТП.Европротокол» в автоматизированную информационную систему (АИС) ОСАГО. Однако участникам все равно необходимо заполнить и направить страховщикам бумажные извещения (при новой системе такой необходимости не будет). С 1 октября лимит увеличится до 400 тыс. руб. во всех регионах, если обстоятельства аварии зафиксированы и переданы через ЭРА-ГЛОНАСС или мобильное приложение.

Какие данные получат страховщики

Передать сведения о ДТП в АИС ОСАГО можно будет либо при помощи оборудования ГЛОНАСС, либо при помощи интегрированного с ЕСИА мобильного приложения, следует из постановления правительства. В первом случае нажать кнопку SOS на устройстве нужно будет в течение 10 минут после аварии. Данные поступят в государственную информационную систему ЭРА-ГЛОНАСС, а оттуда — в АИС ОСАГО. Во втором случае у водителя есть час, чтобы передать информацию о ДТП в систему обязательного страхования (если он гражданин России, то должен для этого авторизоваться в «Госуслугах»). Собранные данные потом будут предоставлены страховым компаниям по запросу.

Оборудование ГЛОНАСС передает координаты автомобиля в момент аварии, ее дату и время, направление и скорость движения, а также параметры замедления или ускорения машины при ДТП.

Мобильное приложение передает следующую информацию:

  • информацию из ЕСИА (паспортные данные, адреса проживания и регистрации, номер мобильного телефона, электронную почту, данные о водительском удостоверении и регистрации автомобиля);
  • о договорах ОСАГО обоих участников аварии или одного, если другой застрахован по международным системам страхования (в таком случае передаются сведения о его договоре «Зеленая карта»);
  • о страховой компании участника ДТП;
  • при отсутствии данных в ЕСИА отдельно передаются сведения о водительском удостоверении, идентификационном номере или государственном регистрационном знаке застрахованного по ОСАГО автомобиля, его марке и модели либо информация об отсутствии действующего договора ОСАГО.

Приложение также передает координаты места фотосъемки, дату и время аварии, типы транспортных средств, перечень поврежденных из-за ДТП узлов и деталей, фотографии самих автомобилей, их повреждений и договоров ОСАГО с места аварии. ЦБ заявлял, что файлы направляются автоматически с помощью программного обеспечения, за работу которого водители ответственности не несут, напоминает директор группы рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства НКР Евгений Шарапов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: