Как описать место ДТП

Осмотр места происшествия при ДТП

Осмотр места происшествия при ДТП

Первоочередным действием, выполняемым должностным лицом правоохранительных органов, прибывшим для документирования дорожно-транспортного происшествия, является осмотр места происшествия.

Осмотр места происшествия при ДТП производится с участием сторон, их представителей и иных заинтересованных лиц, причастных к нему.

В целях достижения максимальной эффективности в реализации прав, принадлежащих участникам дорожного происшествия, при производстве по делу о ДТП, им необходимо знать и понимать правовую и сущностную природу осмотра места происшествия.

Характеристика осмотра места ДТП

Несмотря на то, что дорожно-транспортное происшествие, по своей природе, возникает, развивается и заканчивается за считанные секунды, на месте происшествия образуется большое количество объектов, которые содержат в себе всю информацию о ДТП.

Однако, первоначальная обстановка места происшествия не может сохраняться длительное время.

Возникает необходимость в освобождении проезжей части для восстановления движения транспортных средств, происходит неосторожное «закатывание» и «затаптывание» следов аварии.

Вероятны и возможны воздействия погодных факторов, а в некоторых случаях, имеют место и умышленные действия недобросовестных лиц, направленные на уничтожение или искажение обстановки места происшествия.

Перечисленные выше факторы обусловливают необходимость проведения безотлагательного и квалифицированного осмотра места происшествия.

Осмотр места происшествия при ДТП (ОМП при ДТП), включает в себя совокупность последовательных и взаимосвязанных между собой действий, направленных на выявление, фиксацию, исследование и собирание доказательств, находящихся на месте дорожного автопроисшествия.

К целям осмотра места происшествия при ДТП относятся:

    Выявление следов, относящихся к происшествию.

К следам автодорожного происшествия относятся следы, оставленные на проезжей части дороги транспортными средствами – участниками происшествия (следы юза, скольжения, торможения, наслоения лакокрасочного покрытия и ГСМ).

К этой же категории относятся следы в виде царапин, задиров, заломов и выбоин.

При участии в ДТП пешеходов, часть следов могут принадлежать им.

Располагаются следы на поверхности дорожного покрытия, элементах дороги, на транспортных средствах, одежде пострадавших.

К вещественным доказательствам относятся осколки стекол от транспортных средств, частицы лакокрасочного покрытия, отдельные узлы и детали автомобилей и пр.

При производстве уголовного дела по правилам уголовного процессуального законодательства вещественными доказательствами по делу признаются транспортные средства, участвующие в ДТП.

Под механизмом дорожно-транспортного происшествия принято понимать совокупность факторов, условий и причин, определяющих наступление ДТП.

Наибольшую значимость имеет определение фактического места столкновения, наезда, опрокидывания ( в зависимости от вида происшествия).

Определяются направления движения транспортных средств (пешеходов) на всех фазах происшествия, места контактного взаимодействия транспортных средств между собой.

Фиксируется окончательное положение транспортных средств и пешеходов по отношению друг к другу и элементам дороги.

Установление круга очевидцев происшествия, изъятие записей камер наблюдения и слежения, расположенных в зоне места ДТП, выявление причин, способствующих его совершению, направление участников происшествия для прохождения медицинского освидетельствования (наркологическое, судебно-медицинское).

В процессе осмотра места происшествия при ДТП составляется протокол и схема.

Схема места происшествия является неотъемлемым приложением к протоколу, который заполняется лицом, выполняющим осмотр, в соответствии с требованиями определенными Законом.

Данный документ приобщается к материалам происшествия и является доказательством по делу.

Если дорожная авария произошла по причине неудовлетворительного состояния дороги, то наряду с протоколом ОМП составляется акт обследования дорожных условий.

Подробности читайте в статьях:

При назначении по делу независимых автоэкспертиз протокол ОМП и схема наряду с другими материалами дела предоставляются в распоряжение экспертов.

Подробности читайте в статьях:

В установленных Законом случаях ОМП выполняется водителями транспортных средств — участниками ДТП, которые по его результатам самостоятельно составляют схему места происшествия.

Подробности читайте в статьях:

Правовые основы осмотра места происшествия при ДТП

Процедура проведения осмотра места происшествия и оформления протокола регламентируется нормами административного, уголовно – процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального законодательств.

Прикладное значение для участников автодорожных происшествий имеет знание правовых основ ОМП, установленных процессуальными нормами законодательства РФ об административных правонарушениях (статья 28.1.1 КРФ об АП) и уголовно-процессуальным кодексом РФ (статьи 176, 177, 180 УПК РФ).

Протокол осмотра места происшествия имеет ключевое значение при проведении автотехнической экспертизы, рассмотрении споров по делам о возмещении ущерба и обжалования вины.

Подробности читайте в статьях:

Общие условия производства ОМП

Производится должностным лицом – сотрудником ГИБДД, следователем, дознавателем.

Проведение осмотра места происшествия при ДТП обязательно при наличии последствий в виде причинения вреда здоровью потерпевшего любой степени тяжести, либо причинении смерти, то есть при совершении правонарушений, предусмотренных статьей 12.24 и частью 2 статьи 12.30 КРФ об АП, преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ.

К процедуре ОМП привлекается не менее двух понятых, права и обязанности которых регламентированы Законом (статьи 25.7 КРФ об АП и 60 УПК РФ).

Участники происшествия, находящиеся на месте дорожно-транспортного происшествия, привлекаются к процедуре осмотра и наделяются комплексом прав (знакомятся с протоколом и подписывают его, дают пояснения и заявления, подлежащие внесению в протокол).

Законом определен круг сведений, которые в обязательном порядке заносятся в протокол ОМП: сведения, относящиеся к месту происшествия, его участникам и транспортным средствам, погодные и иные условия и прочее.

Законодательно закреплена возможность применения технических средств и способов фиксации вещественных доказательств (фото- и киносъемки, видеозаписи).

Законом предусмотрена процедура изъятия и приобщения к материалам дела вещественных доказательств, обнаруженных в ходе осмотра места происшествия при ДТП.

Рекомендации участникам ДТП при осмотре места происшествия

Соблюдайте меры личной безопасности на месте происшествия, по возможности оградите место аварии.

До прибытия на место сотрудников правоохранительных органов, примите меры к сохранению следов происшествия.

Примите активное участие в осмотре места происшествия.

Контролируйте полноту и достоверность сведений, заносимых в протокол.

Помните о том, что на месте происшествия нет главных и второстепенных следов и объектов.

Дублируйте результаты замеров, вносимых в схему места происшествия.

При необходимости фиксируйте проведение ОМП путем фото-видео съемки.

При выявлении нарушений порядка и правил со стороны должностного лица или других лиц, участвующих в осмотре, делайте об этом заявления.

При изъятии с места происшествия вещественных доказательств, удостоверьтесь о том, что в протоколе ОМП имеется об этом соответствующая запись.

Перед подписанием протокола внимательно ознакомьтесь с его содержанием, сверьте результаты замеров с Вашими записями. При наличии несоответствий добивайтесь либо их незамедлительного устранения, либо укажите о них в графе протокола «Заявления и замечания».

По окончании ознакомления с протоколом ОМП выполните фотокопию протокола (при производстве по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьей 28.1.1 КРФ об АП – получите копию протокола).

В заключение статьи, обращаясь к читателям, заинтересовавшимся темой осмотра места происшествия при ДТП, настоятельно рекомендую не ограничивать себя рамками изложенной информации.

Характеристика места ДТП

Характеристика проезжей части: тип, состояние покрытия, план и профиль дороги на участке ДТП, ширина проезжей части, характеристика видимости дороги и объекта, создавшего опасность.

Например: асфальтобетон, мелкошероховатый, мокрый, дорога прямая, уклон — 1" 15′ на подъем, видимость дороги с рабочего места водителя более 300. м. Ширина проезжей части — 9,6 м для движения в одном направлении.

Если проезжая часть не горизонтальная, в дорожном управлении, в ведении которого находится данный участок дороги, запрашивается выкопи-ровка профиля участка с указанием величины уклона.

Особое место среди характеристик автомобильной дороги занимают расстояния видимости дороги в направлении движения и видимости препятствия при расследовании ДТП, происшедших в темное время суток. Это различные понятия и разные величины. Под первым понимается расстояние от передней части транспортного средства, на котором с места водителя четко различаются элементы дороги на пути движения, ориентирование на которые позволяет вести транспортное средство в соответствующей полосе.

Расстояние видимости препятствия — расстояние от передней части транспортного средства, на котором с места водителя препятствие может быть указано по его характерным признакам.

Наиболее простой из приемлемых способов определения видимости препятствия следующий. Автомобиль отводится от препятствия на некоторое расстояние, с минимальной скоростью приближается к препятствию. Замеряется расстояние, с которого объект будет полностью виден и опознан. Это расстояние и составит расстояние видимости препятствия.

Расстояние видимости дороги можно определить на участке дороги, по которому двигалось транспортное средство перед ДТП, примерно в тех же погодных условиях и при том же уровне освещенности, что и на момент ДТП, следующим образом.

Заранее подготавливается сигнальный знак, представляющий собой щиток размером 1,0 х 0,1 м, с одной стороны оранжевого цвета — для использования на заснеженном покрытии, с другой стороны белого — для темного асфальтобетонного или грунтового покрытия.

На транспортном средстве, причастном к ДТП, или другом аналогичной марки включается свет фар, с которым оно двигалось перед происшествием. Один из участников эксперимента с сигнальным знаком в опущенной руке удаляется от автомобиля вдоль кромки проезжей части, периодически поворачивая щиток контрольной стороной к наблюдателю. Расстояние, на котором край проезжей части поверхности дороги будет виден последний раз, замеряется. Это и будет расстоянием видимости дороги.

Как правило, расстояние видимости дороги больше, чем препятствия. Исследования ДТП в темное время суток показывают, что водитель может четко распознать препятствие на меньшем расстоянии, чем позволяет видимость дороги.

Если еще видимость дороги приближенно можно принять соответствую-, щей средней «стандартной» видимости (при движении с дальним светом! фар — 100 м, с ближним — 30 м), то для определения расстояния видимости препятствия нужно проводить эксперимент на месте ДТП.

Нередко, расследуя ДТП, связанные с заносом, опрокидыванием транспортных средств на повороте, необходимо знать радиус поворота дороги. Наиболее простой способ определения радиуса в месте ДТП или в пределах обследуемой зоны заключается в измерении длины хорды L (между двумя точками, находящимися на кромке проезжей части) и высоты. сегмента / (перпендикуляра, восставленного из середины хорды до пересечения с кромкой проезжей части). Измерив, с точностью до 0,1 м, указанные величины L и/, можно вычислить фактический радиус R по формуле

где/— высота сегмента; L — длина хорды.

Для упрощения расчетов в полевых условиях можно воспользоваться заранее приготовленным приспособлением, которое состоит из двух мерных лент различной длины: 20 и 1,5 м.

К середине 20-метровой ленты (в отметке 10 м) крепится полутораметровая лента.

Натягивая 20-метровую мерную ленту между двумя точками на кривой, измеряем высоту сегмента по полутораметровой ленте, которая также натягивается. Для удобства в работе можно использовать табл. 4, которая составлена на основе заранее проведенных расчетов (для ленты длиной L = 20 м).

Читайте также  Что делать, если виновник ДТП не признал свою вину?

ДТП. Понятие, виды, причины, условия, последствия

Статья 2 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет и описывает «дорожно-транспортное происшествие» как событие, возникшее в процессе движения по дороге, с участием транспортного средства, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Схожее определение содержится в Постановлении Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий». ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Перечень видов ДТП и их определения приведены в Приложении 6 к Приказу МВД РФ от 18 июня 1996 г. № 328:

1) столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством;

2) опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось;

3) наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп;

4) наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.);

5) наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.);

6) наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

7) наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное;

8) падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду дорожно-транспортных происшествий.

Падение пассажира из не движущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием;

9) иной вид дорожно-транспортного происшествия — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

В соответствии с перечисленными видами ДТП необходимо наличие трех условий: транспортное средство должно двигаться; само событие должно быть связано с транспортным средством; последствия события должны соответствовать названным условиям (погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб).

Под условиями возникновения ДТП понимается совокупность характеристик дороги, транспортных средств, водителя и окружающей среды в момент совершения дорожно-транспортного происшествия. Эти характеристики могут оставаться неизменными до и после возникновения дорожно-транспортного происшествия и не обязательно имеют с ним причинную связь.

Обстоятельства возникновения ДТП — действия (или бездействие) участников дорожного движения, иных причастных к дорожно-транспортному происшествию лиц, а также другие события, имевшие место до момента и в процессе возникновения дорожно-транспортного происшествия. В отличие от условий, обстоятельства представляют собой описание механизма возникновения дорожно-транспортного происшествия по времени.

Причины возникновения ДТП можно определить как некоторое явление или совокупность условий и обстоятельств возникновения ДТП, устранение которых сделало бы невозможным возникновение данного дорожно-транспортного происшествия. Различные виды ДТП могут быть вызваны одной причиной или несколькими.

Большинство специалистов, считает, что к дорожно-транспортному происшествию приводит большое число одновременно возникающих факторов, а поскольку число этих факторов и динамика их изменения в цепи событий, ведущих к дорожно-транспортному происшествию, составляют различные комбинации, изучение причинных связей является сложной задачей с множеством неизвестных.

Исходя из статистики, в 80 — 90% случаев причины ДТП связаны с человеческим фактором, в оставшихся 10 — 20% — носят техногенный характер.

Такое разделение основано на предположении, что участник дорожного движения должен приспосабливаться к любой ситуации, возникающей на дороге, компенсировать сбои, происходящие в системе водитель — автомобиль — дорога. Однако процесс исследования причин будет более эффективным, если выяснять, почему человек действует ошибочно при данных обстоятельствах и в данной ситуации. При таком подходе часто могут быть выявлены устранимые причины ДТП в системе организации движения, организации перевозок, конструкции автомобиля и т.д.

В зависимости от степени тяжести последствий ДТП делятся на повлекшие: материальный ущерб; легкие телесные повреждения; телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие; смерть потерпевшего; особо тяжкие последствия (погибло 4 и более или ранено 15 и более человек).

Материальный ущерб от ДТП может, например, складываться из стоимости ремонтно-восстановительных работ при повреждении транспортного средства, грузов, дорожных и иных сооружений; затрат на выполнение функций правоохранительных органов либо аварийно-спасательных служб; оказание первой или медицинской помощи; потерь от остановки движения.

Степень тяжести вреда здоровью.

Судебно-медицинская экспертиза устанавливает характер телесных повреждений участников ДТП и причины смерти, причины телесных повреждений и их связь с ДТП.

Квалифицирующими признаками тяжести вреда здоровью являются: опасность вреда здоровью для жизни человека; длительность расстройства здоровья; стойкая утрата общей трудоспособности; утрата какого-либо органа или утрата органом его функций; утрата зрения, речи, слуха; полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; неизгладимое обезображивание лица (установление неизгладимого обезображивания лица не входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта, так как это понятие не является медицинским); психическое расстройство.

Для установления тяжести вреда здоровью достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда здоровью устанавливается по тому признаку, который соответствует большей тяжести вреда здоровью.

С судебно-медицинской точки зрения стойкой утратой общей работоспособности следует считать утрату общей трудоспособности либо при определившемся исходе, либо при длительности расстройства здоровья свыше 120 дней.

Легкие телесные повреждения.

Телесные повреждения признаются легкими, если сопровождаются: кратковременным расстройством здоровья, продолжительностью не свыше 21 дня; либо незначительной стойкой утратой работоспособности (до 5%).

Телесные повреждения средней степени тяжести.

Признаками вреда здоровью средней тяжести являются: отсутствие опасности для жизни; длительное расстройство здоровья (более 21 дня); значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее, чем на одну треть (от 10% до 30% включительно).

Тяжкие телесные повреждения.

Вред, причиненный здоровью, считается тяжким, если это: опасный для жизни вред здоровью; потеря зрения, речи, слуха; потеря какого-либо органа либо утрата органом его функций; неизгладимое обезображение лица; расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть (более, чем на 33%); полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; психическое расстройство.

Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни.

Отметим, что согласно Правилам учета ДТП «погибшим» считается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток. Российский порядок учета количества погибших в ДТП многие годы был основан на 7-дневном правиле, слегка «улучшавшем» статистику: если участник ДТП умирал в больнице на восьмой день после аварии, его погибшим в ДТП не считали. Только с начала 2009 г. отечественный порядок соответствует международным нормам (Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 859).

«Раненый» — это лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.

Как описать место ДТП

Как определить место столкновения транспортных средств при ДТП

Как определить место столкновения транспортных средств при ДТП

Опытные автоюристы знают — от правильного установления места столкновения транспортных средств, зачастую, зависит исход всего дела о дорожно-транспортном происшествии. Ошибка в определении этого злополучного места может стоит весьма и весьма дорого. И хорошо, если речь идет о мелком ДТП с механическими повреждениями, где на кону стоит пару десятков тысяч рублей. А если это уголовное дело по ст. 264 УК РФ, где от квалификации юристов и экспертов зависит судьба человека или определение подлинного виновника трагедии? В этой ситуации цена ошибки в определении места ДТП возрастает многократно.

Например, в нашей практике был случай, когда во встречном ДТП на узкой загородной дороге на большой скорости по касательной столкнулись фургон и легковой седан . Авария закончилась трагедией – водитель и пассажир легковушки, которая, потеряв управление, вылетела с трассы, погибли на месте. Единственным очевидцем происшествия оставался водитель грузовой машины – заинтересованное лицо. Оценив ситуацию, он сразу же выдвинул версию о том, что ехал ровно по своей полосе и в момент встречного разъезда с легковушкой, та неожиданно заехала левыми колесами на его полосу и по касательной задела грузовик.

Ситуация осложнялась тем, что столкновение действительно произошло в районе осевой сплошной линии и контакт между ТС был именно по касательной. Казалось бы, оснований не верить показаниям водителя фургона нет. Однако, результаты тщательного и грамотного осмотра места происшествия, а также квалифицированное проведение последующих автотехнических экспертиз, дали серьезные основания сомневаться в правдивости слов водителя грузовика. В итоге, по результатам расследования было доказано, что местом столкновения была все-таки полоса, по которой ехал легковой автомобиль, а правила нарушил водитель фургона, который в самом конце этой юридической эпопеи признался в том, что на секунду отвлекся от дороги и заехал на встречную полосу.

Читайте также  ДТП это административное правонарушение

Вот так, благодаря качественно проведенной работе по установлению всех деталей происшествия, был установлен настоящий виновник гибели двух человек.

Именно поэтому в расследовании ДТП установление места столкновения транспортных средств считается едва ли не самым ключевым моментом, от которого зависит весь дальнейший ход разбирательства.

С юридическо-технической точки зрения, установление места столкновения транспортных средств при ДТП – это сложное комплексное мероприятие, требующее совместных усилий юристов и экпертов-автотехников. От первых требуется тщательно и грамотно зафиксировать все следы аварии и собрать все установочные данные, без которых невозможно провести экспертизу, а от вторых – качественно и глубоко проанализировать представленные данные, произвести сложные расчеты и сделать точный экспертный вывод о месте столкновения.

Какие же обстоятельства позволяют следователям и экспертам наиболее достоверно установить место столкновения? На самом деле их очень много, поэтому мы назовем лишь те, которые чаще всего учитываются на практике:

— Показания участников ДТП и очевидцев. По правде говоря, это далеко не самый надежный способ установления места аварии, поскольку, показания очевидцев могут быть весьма далеки от истины, т.к., участники ДТП, либо пассажиры из числа друзей и родственников водителей, зачастую, намеренно искажают истинную картину аварии в более выгодную для себя сторону.

— Осыпь стекла, грязи, обломки мелких деталей, пятна от разлива технических жидкостей и других Чем больше следов осталось на месте ДТП, тем более точно можно установить место столкновения, выбрав из всех объектов самые информативные. Вообще, в экспертном сообществе считается, что наиболее объективным материальным критерием определения места столкновения ТС является осыпь земли с элементов машины (с арок, днища, брызговиков и т.п.). Все дело в том, что при ударе в момент ДТП, земля осыпается с деталей машины мгновенно и остается практически в том же месте, где произошла авария. Прочие детали, такие, как стекло, мелкие детали автомобиля и т.п. позволяют установить место столкновения со значительной степенью погрешности, поскольку, разлет обломков в разные стороны может быть обусловлен многочисленными факторами, учесть которые невозможно.

— Следы торможения, юза, волочения и т.п. характерные отметки, оставляемые автомобилем на асфальте или на земле в момент до и после столкновения. Следы данного типа также считаются весьма объективными информативными признаками.

— Следы деформации на кузове и деталях автомобилей. Этот способ весьма сложный в применении и заключается в «состыковке» участков ТС, которые контактировали друг с другом при ударе. Однако, такой метод работает, как правило, при одиночных механических повреждениях. В случае, если в серьезном ДТП автомобили получают обширные множественные повреждения, рассредоточенные в разных частях кузова, такой способ оказывается бесполезным.

— Расположение прочих объектов, имеющих отношение к аварии, например, выпавший груз.

— Взаимное расположение транспортных средств после того, как они остановились.

Как мы уже сказали, это далеко не полный перечень факторов, которые помогают следователям и экспертам устанавливать место столкновения ТС.

Впрочем, мы не назвали еще один, самый достоверный способ установить место столкновения транспортных средств. Это видеозапись.

При наличии хорошей видеозаписи с регистратора или камеры уличного наблюдения, все остальные мероприятия, описанные нами выше, превращаются в пустые формальности. Именно поэтому автоюристы советуют не экономить на покупке видеорегистратора и выделить из семейного бюджета необходимую сумму на приобретение этого полезного устройства.

  • Полезный совет. Если вы стали участником ДТП, не рассчитывайте на то, что прибывшие на место аварии сотрудники ГИБДД или следователи детально и качественно зафиксируют всю обстановку. Как показывает практика, большинство проблем на дальнейших стадиях разбирательства ДТП происходит по причине того, что осмотр места происшествия был проведен из рук вон плохо. Поэтому, во избежание дальнейших трудностей с доказыванием своей правоты, по возможности фотографируйте, а еще лучше, снимайте на видео всю обстановку после столкновения, включая самые мельчайшие детали. Если не можете сделать этого сами – попросите знакомых, родственников и т.д. Не поленитесь несколько раз обойти место аварии и зафиксировать все с разных ракурсов. Поверьте нашему опыту — в таком деле мелочей не бывает.

Как мы уже упомянули, в правоприменительной практике достаточно часто определение места столкновения транспортных средств устанавливается в ходе проведения специальной автотехнической экспертизы. Современные экспертные методики позволяют, при наличии достаточных исходных данных, весьма точно установить расположение транспортных средств на дороге в момент их столкновения.

Что это за исходные данные, мы уже говорили выше – следы торможения, осыпь, повреждения на кузове и т.д.

Что касается, непосредственно, сути экспертных исследований, то это довольно сложная «кухня», вникнуть в которую дано не каждому.

Не вдаваясь в детали, скажем, что, к сожалению, существующие методики установления места столкновения транспортных средств в некоторых особо сложных и запутанных ситуациях, зачастую, порождают больше вопросов, нежели ответов. К тому же, специалисты государственных экспертных учреждений (ЭКЦ системы МВД, ЛСЭ Минюста и др.) при проведении экспертиз руководствуются только официально утвержденными методиками их проведения экспертиз, несмотря на то, что многие из них откровенно устарели.

В целом, процедура установления места столкновения ТС экспертным путем – весьма непрозрачная и очень субъективная процедура, результаты которой зависят от точки зрения конкретного эксперта.

Например, нередко, эксперты-автотехники делают вывод о том, что местом столкновения ТС является участок наибольшей концентрации осколков стекла и пластика при отсутствии других следов, хотя, по факту эти осколки разлетаются на большую площадь. При этом, по другим аналогичным делам многие эксперты-автотехники, ничуть не смущаясь, пишут в заключениях, что определить место столкновения «по расположению oтдельных частей ТС не представляется возможным, т.к. их перемещение от места удара зависит от многих неподдающихся учету факторов».

Впрочем, суды, при оценке экспертных заключений не слишком вдаются в «детали производства» и как правило, принимают выводы экспертов о месте столкновения в качестве «истины последней инстанции».

В завершение, хотелось бы еще раз посоветовать вам максимально подробно фиксировать всю обстановку после ДТП, не игнорируя даже незначительные мелочи. В этом случае шансы на точное установление места столкновения транспортных средств, а следовательно, и истины по делу, будут близки к 100%.

Дорожно-транспортное происшествие: характеристика, участники, последствия

Дорожно-транспортное происшествие: характеристика, участники, последствия

Владение и пользование механическим транспортным средством сопряжено с риском столкновения с другим участником дорожного движения, либо препятствием. Как бы ни был аккуратен водитель, не всегда правила дорожного движения соблюдаются проезжающими мимо.

Многие люди считают, что любое повреждение машины – это ДТП. Однако характеристика дорожно-транспортного происшествия имеет ряд особенностей, исходя из которых не все ситуации, случившиеся с автомобилем или мотоциклом, можно отнести к ДТП.

Данная статья поможет разобраться, что же все-таки входит в обозначенное понятие и как избежать ошибок при возникновении неприятной ситуации.

Что такое ДТП и как расшифровывается данная аббревиатура

Аббревиатурой ДТП дословно обозначается словосочетание «дорожно-транспортное происшествие». Значение имеет каждое из слов, входящих в состав данного понятия. При понимании правового смысла этих терминов исключены ошибки в толковании его сущности.

Ключевым моментом здесь является именно территориальный признак – происшествие должно случиться именно на дороге. К дорогам ПДД относят часть земной поверхности (естественная или искусственная), предназначенная для движения транспортных средств. Важно понимать, что обочины и тротуары тоже входят в состав дороги.

Второй составной часть понятия является указание «транспортное». Это слово означает, что в событии участвует транспорт. При этом нет обязательного требования, что он должен быть механическим. Соответственно, лошадь с телегой под управлением ямщика также может стать транспортным средством, участвующим в ДТП.

Слово «происшествие» подразумевает случайный характер события, то есть его незапланированность.

Признаки дорожно-транспортного происшествия

Авария имеет ряд характеристик, позволяющих отнести ее с правовой точки зрения именно к дорожно-транспортному происшествию. Важно наличие всех атрибутов. Если хотя бы одного из признаков не будет, авария перейдет в регулирование иной правовой плоскости.

Специальных статей в законе, содержащих признаки дорожно-транспортного происшествия, нет. Все они вытекают из толкования самого определения данного понятия. Среди признаков ДТП следует выделить следующие.

Территориальный признак

Происходит авария на дороге, а не на других участках земли. К примеру, не будет являться ДТП столкновение самосвала, привезшего песок, с крыльцом дачного домика на садовом участке.

Любой участок дороги и любая ее часть может стать местом происшествия. Не имеет значение расположение транспортных средств после аварии. Важно именно место столкновения. Так, к примеру, если после удара обе машины вылетели с дороги, все равно будет иметь место дорожно-транспортное происшествие.

Субъектный признак

Хотя бы один участник аварии должен управлять транспортным средством. Без ТС не будет и ДТП.

Бегущий по «зебре» пешеход, сбивший бедром детскую коляску посреди пешеходного перехода на дороге не создаст этим дорожно-транспортного происшествия.

А вот если человек бегущий по дороге снесет рукой зеркало отъезжающей от обочины машины, это уже будет дело ГИБДД.

Признак последствий

Следствием аварии является причинение материального ущерба самому транспортному средству и/или иным материальным объектам, причинены физические повреждения людям.

Если машину занесет на дороге, развернет поперек полосы, но при этом никто не пострадает и ничего не поцарапается, то тоже будет ДТП.

Самым страшным последствием аварии является гибель человека. Данное последствие также специально прописано в Правилах дорожного движения применимо к понятию ДТП.

Следует отметить, что смерть водителя может быть не только следствием, но и причиной аварии. Так, внезапный сердечный приступ может сыграть роковую роль в жизни прочих участников дорожного движения, находящихся в этот момент рядом.

Признак динамики

Событие ДТП должно произойти именно в результате движения, совершаемого ТС.

Повреждение стоящего на дороге автомобиля открываемой дверью соседней машины будет рассмотрено как причинение имущественного ущерба, не относящееся к юрисдикции ГИБДД.

Данный признак непосредственно связан с территориальным признаком. То есть, во-первых, должно иметь место движение, во-вторых, оно должно быть на дороге.

Субъективная сторона

Отсутствие умысла на столкновение хотя бы одного из участников аварии влечет отнесение ее к рассматриваемой категории событий.

Если же авария запланирована, при этом правомерными методами, то она не относится к ДТП. К примеру, специально организованная авария машины на съемках фильма на дороге не будет являться дорожно-транспортным происшествием.

Читайте также  Какой срок при ДТП со смертельным исходом

Участники ДТП

Все лица, имеющие отношение к происшествию являются его участниками. Исходя из категорий участников дорожного движения, можно определить и субъектный состав аварии.

  • водитель транспортного средства;
  • пешеход;
  • пассажир.

При этом, водитель и пассажир относятся к лицам, находящимся в автомобиле, на мотоцикле. Это обстоятельство объединяет их вместе с самим ТС в одну условную сторону правоотношений. Пассажир же является внешним участников, не связанным с ТС.

Можно применить также иную классификацию, опирающуюся на характер вовлеченности в аварию:

  • виновник;
  • пострадавший.

Если объединить обозначенные классификации, то получится наиболее полная и подробная:

  1. Водитель-виновник.
  2. Водитель-пострадавший.
  3. Пассажир (не получивший в аварии увечий).
  4. Пассажир, которому был причинен физический вред.
  5. Пешеход-виновник аварии.
  6. Пострадавший пешеход.

Все участники в результате дорожного происшествия «получают» определенные обязанности и/или права, связанные с конкретной аварией.

Сюда можно отнести право на получение компенсации имущественного ущерба и/или вреда здоровью, а также корреспондирующая данному праву обязанности их возместить; право обращения в страховую компанию за выплатой; право на возмещение морального вреда.

Страхование ДТП

Источники риска дорожной аварии – автомобиль или мотоцикл. Данные транспортные средства водитель вправе эксплуатировать только при страховании гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Обязательное страхование именуется ОСАГО. Этот страховой продукт направлен на обеспечение финансовых гарантий получения компенсаций пострадавшими в результате аварии лицами.

В данных правоотношениях имеет существенное значение отнесение события к категории ДТП. Если такого ассоциирования не произойдет, то авария не будет признана страховым случаем.

Существует также страховка для обеспечения ремонта своего автомобиля, независимо от виновности его водителя. Этот вид страхования называется КАСКО.

Важным преимуществом данной страховки является то, что она покроет даже повреждения машины, не являющееся ДТП (если, например, хулиган оторвет боковое зеркало или разобьет стекло).

Причины ДТП

Аварии происходят из-за разных факторов, а чаще всего, при стечении сразу нескольких обстоятельств.

Причины дорожно-транспортных происшествий можно условно разделить на несколько блоков.

потеря управления в результате усталости, сонливости

открытые люки колодцев

отказ тормозной системы

возгорание автомобиля на ходу

Существует поговорка, что в ДТП не бывает невиновных.

Действительно, даже при формальном соблюдении водителем ПДД, всегда есть элемент невнимательности, самоуверенности, без которых столкновения можно было бы избежать.

По этой причине не стоит рассчитывать на то, что собственная правота защитит от аварии. Лучше иногда уступить дорогу нарушителя, чем стать жертвой его нарушения.

Виды ДТП

Можно условно выделить несколько классификаций дорожно-транспортных происшествий. Все разделения не прописаны в нормах права, определены по смысловому принципу, имеют своей целью определение групп событий, регулируемых определенным специфическим образом.

По степени причиненного вреда:

  • незначительные;
  • крупные.

Обозначенная классификация очень обобщенная. С точки зрения размера убытков, крупность может быть разная, в зависимости от достатка пострадавшего. Кому-то 10000 руб. покажется крупной суммой, а иным и 100 тысяч «не деньги». По этой причине под «крупностью» подразумевается именно масштабы ДТП, степень ее последствий.

По количеству участников:

  • один участник (столкновение с препятствием – столб, дорожное ограждение, здание);
  • два участника (стандартное и самое распространенное ДТП);
  • три и более участников (множественность).

Данная классификация немного пересекается с предыдущей. Ее суть также может характеризовать масштабы происшествия, исходя из количества вовлеченных лиц и машин.

По характеру причиненного вреда:

  • с причинением повреждений ТС;
  • с повреждением иного имущества;
  • с причинением вреда здоровью;
  • со смертельным исходом.

Как правило, обозначенные классификации имеют перекрестное применение. Правовые последствия аварии зависят от сочетания тех или иных видов.

Основные действия участников ДТП

Самым главным правилом является «не покидать место аварии». Остановив машины после столкновения водители должны выставить знак аварийной остановки, включить «аварийку». Очень важно убедиться в отсутствие пострадавших, а при наличии таковых – срочно вызвать неотложку.

При незначительных повреждения двух автомобилей и отсутствии пострадавших, можно обойтись «европротоколом» (если конечно нет спора между водителями).

При всех прочих случаях нужно вызвать ГИБДД (можно и аварийного комиссара) и терпеливо ждать их приезда. На это может уйти и полдня, но от этого не уйти. Если нервы сдадут, терпение лопнет и водитель уедет, не дождавшись ни ГАИ, ни комиссара, то он может и прав лишиться.

Не лишним будет сделать фотографии места аварии (потом может пригодиться). Не нужно поддаваться ни на какие провокации. Главное всегда сохранять спокойствие.

Заключение – коротко о главном

На первый взгляд, важность определения понятия «дорожно-транспортное происшествие» не так велика.

Однако четкое представление относимости того или иного события к ДТП позволит его участнику существенно сэкономить время и обратиться в нужные органы.

Так, если произошло дорожно-транспортное происшествия, то обращаться стоит в ГИБДД. Если же повреждения ТС причинены без наличия признаков ДТП, вызов Госавтоинспекции будет бессмысленным.

В такой ситуации необходимо либо решать вопрос с другим участником события в мирном или гражданско-правовом порядке. Если же причинитель вреда скрылся, то нужно обратиться с заявлением в полицию.

Схема ДТП, как правильно она должна быть составлена ?!

Схема ДТП, как правильно она должна быть составлена

Абсолютно любое ДТП в нашем государстве фиксируется и оформляется согласно нормам действующего законодательства. И схема ДТП является важнейшим документом необходимым для органов ГИБДД, суда, представителей страховой компании. Она помогает полностью ознакомиться с событием и деталями произошедшего ДТП.

Вообще оформление дорожных аварий осуществляется следующими путями:

  • С участием инспекторов Государственной автомобильной инспекции;
  • Самостоятельно при помощи оформления европротокола.

Схема ДТП требуется в случае не только если при составлении протокола участвует ГИБДД, но и при составлении европейского протокола. Она собой представляет графическое изображение, относящееся к участку автомобильной дороги где случилось столкновение двух машин. Схема нужна в первую очередь для разбора всех обстоятельств ДТП в период рассмотрения дела в судебном органе или обращении к страховой фирме. Считается схема ДТП одним из доказательств, позволяющих доказать вину либо невиновность водителя. Также используется при получении ущерба по КАСКО и ОСАГО. Важно! Нахождение и расположение объектов на схеме дорожно-транспортного происшествия не должно противоречить фото и иным документам которые были оформлены на месте ДТП.

Кто составляет схему дорожно-транспортного происшествия ?!

Если участники ДТП оформили европейский протокол, то тогда схема составляется водителям на специальном бланке-извещении. После того как она была составлена бланк передается в страховую компанию вместе с другими документами для того, чтобы получить компенсацию материального ущерба по ОСАГО. В ситуации, когда на место ДТП вызывается представитель Государственной автомобильной инспекции схема составляется не самим автомобилистами, а инспектором. Инспектор в свою очередь для оформления схемы ДТП пользуется показаниями свидетелей, очевидцев аварии и визуальным осмотром места происшествия.

Только инспектором схема ДТП составляется в следующих случаях:

  • Машина потерпевшего лица получила материальный ущерб свыше ста тысяч рублей;
  • Водители, попавшие в дорожно-транспортное происшествие не имеют единого солидарного мнения о виновности и причинах случившегося;
  • Оба или один из водителей находятся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения либо кто-то из них не обладает правами на управление автотранспортным средством;
  • У одного или обоих водителей нет действующего страхового полиса ОСАГО;
  • Виновник дорожно-транспортного происшествия скрылся с места аварии;
  • В результате ДТП есть погибшие или пострадавшие лица.

Составлять схему могут как водители, так и в особых случаях, регламентированных нормами гражданского законодательства автомобильные инспекторы ГИБДД.

Правила составления схемы ДТП.

Правила составления схемы дорожно-транспортного происшествия регламентируются Приказом МВД РФ №664 от 23 августа 2017 года.

В данном документе должны быть отображены следующие моменты такие как:

  • Место ДТП. Это обычно участок автомобильной дороги, населенного пункта или улицы;
  • Ширина проезжей части дороги, дорожная разметка, общее количество полос;
  • Светофоры и дорожные знаки в зоне которых случилось столкновение машин;
  • Разделительные полосы, тротуары, газоны, дорожные ограждения, пункты остановки общественного транспорта, здания вместе с их номерами;
  • Расположение машин которые столкнулись, подтеки техжидкости, следы шин на дороге, рассредоточенность оторванных и поврежденных деталей, выпавший груз;
  • Направление движения по автомобильной дороге двух машин по словам, как водителей, так и очевидцев аварии.

Четкое представление о том, как надо составить схему дорожно-транспортного происшествия обязан иметь каждый автомобилист. Эти знания могут потребоваться абсолютно в любой момент, так как от аварий никто не застрахован. Никто не требует точно изображать схему, но важно чтобы все объекты на ней были максимально отчетливыми и понятными чтобы в ходе разбора ДТП не было вопросов.

Инспекторы Государственной автомобильной инспекции обычно составляют схему ДТП на листе офисной бумаги формата А4 или используют особые бланки в клетку. Сам документ обязан иметь заголовок. Над рисунком схемы дорожно-транспортного происшествия указывается дата и время. Авто обозначаются цифрами или буквами которые расшифровываются внизу схемы ДТП. Точно также схему могут составить при наличии оснований водители. При наличии более двух участников дорожно-транспортного происшествия схема составляется в порядке очереди. Например, если одна машина столкнулась сразу с двумя другими автотранспортными средствами, то тогда водителю надо составлять две отдельные схемы непосредственно с каждым из участников автомобильной аварии.

А что делать, если дорожно-транспортное происшествие произошло непосредственно на дворовой территории ?!

Тут надо опираться на положения статьи 1 Федерального закона №40 от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности собственников автотранспортных средств». Под аббревиатурой «использование машины» подразумевается не только участок автомобильной дороги, но и парковки, автозаправочные территории, дворовые территории жилых домов. Следовательно, любые аварии на дворовых территориях также могут считаться страховым случаем и при ДТП можно получить страховые выплаты ОСАГО.

Если один из автомобилистов не хочет подписывать схему дорожно-транспортного происшествия, то тогда оформление аварии по закону производится только с участием государственного автомобильного инспектора. В схеме должно быть отмечено, что второй участник отказывается ставить свою подпись, с указанием причины такого поступка. В завершении надо сказать о том, что если случилось дорожно-транспортное происшествии паниковать не надо. Лучше пригласить опытного автомобильного юриста, который поможет вам составить схему ДТП грамотно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: