Как считает страховая компания при ДТП

Как рассчитать полис ОСАГО самостоятельно в 2020 году? Проверяем страховщиков перед покупкой

Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для оформления полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах расчета страховой премии по ОСАГО с учетом всех поправок 2020 года.

Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п. Важно, что с 5 сентября 2020 года размер страховой премии определяется по новым правилам (Указание Банка России от 28 июля 2020 г. № 5515-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Указание).

Рассчитаем стоимость страхового полиса ОСАГО для водителя 40 лет, зарегистрированного в Москве и имеющего водительский стаж с 2000 года. Страховать он будет легковой автомобиль категории В с мощностью двигателя 148 л.с., ездить на нем собирается один. В качестве такси автомобиль использоваться не будет. Ни одной аварии по своей вине раньше водитель не допускал.

Расчет страховой премии производится по формуле:

Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС, где:

ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет «вилку» базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию). Законодатель дал страховым компаниям возможность индивидуализировать базовые ставки тарифов для конкретного водителя в пределах установленного коридора (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее — Закон об ОСАГО). Так, за полис придется заплатить дороже, если водителя неоднократно в течение года до заключения договора ОСАГО штрафовали за проезд на красный свет, превышение допустимой скорости более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу — за исключением случаев, когда эти нарушения повлекли ДТП (в такой ситуации изменится коэффициент КБМ, подробно о котором ниже) или были зафиксированы камерами.

К сожалению, закон не расшифровывает понятие неоднократности нарушений, поэтому страховые компании смогут решать данный вопрос по своему усмотрению.

Страховые компании могут по своему усмотрению учитывать при определении базовой ставки и иные факторы, перечень которых открыт. Банк России приводит в качестве примеров такие из них, как возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и т. д. (Информация Банка России от 25 августа 2020 г. «Индивидуальный тариф ОСАГО: зарегистрировано указание Банка России») Утвержден также перечень обстоятельств, которые не могут выступать в качестве таких факультативных факторов: национальная, языковая и расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям и общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии (Приложение 5 к Указанию).

Все учитываемые факторы страховая компания должна отразить в своей методике расчета премии и указать на официальном сайте. Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (п. 3 ст. 8 Закона об ОСАГО).

Для транспортных средств категорий «В» и «ВЕ», принадлежащих гражданам либо ИП и не используемых в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 2471 руб., максимальный – 5436 руб.(Приложение 1 к Указанию). Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (5436 руб.).

КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Он определяется по месту жительства собственника автомобиля, указанному в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства, либо в паспорте гражданина. Для Москвы этот коэффициент составляет 1,9, для Санкт-Петербурга – 1,72. Максимальный коэффициент (1,99) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,64) – для Еврейской автономной области, Республики Тыва, Чукотского автономного округа, Республики Крым, Севастополя, Байконура и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п. 1 Приложения 2 к Указанию).

КБМ – так называемый коэффициент «бонус-малус». Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент «бонус-малус» у него будет максимальным (0,5), что соответствует 15-му классу. Проще говоря, полис ОСАГО он сможет купить со «скидкой» в 50% по сравнению с водителем, который только сел за руль.

Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя содержатся в автоматизированной системе, за ведение которой отвечает Российский Союз Автостраховщиков (РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года. На своем сайте РСА подчеркивает, что не уполномочен вносить какие-либо изменения в систему – все данные заносятся в нее страховыми компаниями, что является их обязанностью. Если информация о КБМ конкретного водителя в базе отсутствует, следует обратиться с претензией к страховщикам, с которыми этот водитель ранее заключал договоры ОСАГО. В случае, если это не даст желаемого результата, действия страховой компании могут быть обжалованы в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращение может быть направлено в электронном виде через интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru.

КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя. Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения). Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 21 года включительно со стажем вождения менее года – КВС составит в этом случае 1,93.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Если страховой полис дает право управления автомобилем нескольким водителям (но их число при этом ограничено и фамилия каждого прописана в страховке), то будет использоваться КВС, который окажется максимальным среди всех водителей. Иными словами, при расчете стоимости полиса страховые компании будут ориентироваться на самого неопытного из всех указанных в страховке водителя.

Если же выдается полис без ограничения количества водителей, допущенных к управлению, КВС будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических.

В нашем примере этот коэффициент будет равен 0,94 (п. 5 Приложения 2 к Указанию).

КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Если страховка предусматривает ограничение по количеству водителей, которые допущены к управлению автомобилем (вне зависимости от фактического их количества), коэффициент составит 1. В случае, если оформляется полис ОСАГО «без ограничений», то есть с допуском к управлению неограниченного круга водителей, этот коэффициент будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических (п. 4 Приложения № 2 к Указанию).

КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя. Мощность автомобиля определяется по паспорту транспортного средства или свидетельству о его регистрации. Если в этих документах нужные сведения отсутствуют, страховая компания будет вынуждена ориентироваться на данные из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников.

Мощность автомобиля в нашем примере равна 148 л.с., поэтому будет использоваться КМ, равный 1,4 (табл. 2).

Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В», «BE») (п.3 Приложения № 2 к Указанию)

Какая будет стоимость страховки, если водитель попадал в ДТП?

С каждым годом автомобилей на дорогах России становится все больше. Некоторые водители крайне аккуратны и внимательны, другие же любят скорость и лихачить на каждом повороте. В любом случае от аварий и ДТП не застрахован ни один из нас.

Какая будет стоимость страховки, если водитель попадал в ДТП

Как влияют аварии на стоимость обязательной страховки и можно ли избежать подорожания полиса, разберемся далее.

Самый важный коэффициент

КБМ является одним из факторов, который активно влияет на стоимость ОСАГО. Но далеко не все водители знают, что означает эта аббревиатура. Коэффициент бонус-малус (КБМ) представляет собой некую скидку, которая может значительно уменьшить стоимость страховки. Показатель имеет накопительный эффект, и возрастает с каждым годом беспрерывного стажа езды без аварий на дороге.

Единственное исключение из правил – это когда полностью доказано, что виновником аварийной ситуации был другой водитель, а вы полностью безгрешны.

Максимальный показатель КБМ составляет 2.45. А за каждый год вождения транспортного средства без ДТП стоимость следующего полиса будет уменьшаться на 5 %. А вот если авария все же случилась, то следующее оформление документов будет значительно дороже. Поэтому лучше и дешевле ездить, не нарушая правила, соблюдать дистанцию и не отвлекаться от дороги.

Какие показатели влияют на цену полиса ОСАГО

Но, кроме КБМ, есть еще ряд показателей, которые могут поменять стоимость ОСАГО:

    . В больших городах и столице, где количество аварий значительно больше, принимается максимальное значение, равное 2.1. В менее населенных регионах страны этот показатель значительно ниже. , который будет ездить за рулем. Больше всего придется заплатить водителю, стаж управления транспортом которого составляет менее 3 лет. Эта категория считается незрелой, а потому и количество аварий на их долю припадает большее.
  1. Мощность двигателя также берется во внимание. Так, моторы до 50 лошадиных сил имеют коэффициент 0.6, а вот больше 150 лошадиных сил – уже 1.6.
  2. Количество нарушений договора, который заключался при оформлении ОСАГО. Если такие факты наблюдались, и не однократно, то применяется показатель 1.5, если нарушений не было, показатель равен 1.

Как видите, КБМ является одним из основных показателей, который делает страховку дороже, но не единственным.

Для того чтобы рассчитать стоимость страховки для каждого отдельного автомобиля, берется базовый тариф, который одинаковый для всех, и поочередно умножается на каждый из коэффициентов. Логично, что если ваши показатели больше чем 1, это сделает ОСАГО намного дороже, а если меньше чем 1, то дешевле.

Можно сделать расчет и самостоятельно, чтобы быть готовым к озвученной сумме, или проверить честность компании. Для этого достаточно зайти в калькулятор стоимости ОСАГО на нашем сайте и ввести несколько параметров:

  1. Тип транспорта и мощность мотора, который в нем установлен. Срок, на который будет заключаться договор. Чаще всего, это 1 год.
  2. Данные о водителе: его класс, стаж, возраст.
  3. Регион страны, где зарегистрировано транспортное средство.

Далее все операции делаются автоматически, и уже через несколько секунд вы получите примерную стоимость оформления документа. Если в отделении компании вам предлагают уплатить большую стоимость, то срочно ищите добросовестных работников, которые не будут пытаться обмануть вас.

Как применяется таблица КБМ

Что же касается коэффициента бонус-малус, то для его вычисления используется специальная таблица.

п.2 приложение 2 указания ЦБ №3384-у

Таблица КБМ

За основу берется класс, который был присвоен водителю еще в начале страхового периода.

Таблицей можно воспользоваться и самостоятельно. Для этого необходимо знать, сколько лет уже оформляется ОСАГО, и посчитать количество страховых случаев за каждый отдельный период времени.

Читайте также  Выплата страховой компании после ДТП

Когда страховка оформляется в первый раз, водителю присваивается класс 3, при котором коэффициент равен 1. Это значит, что он никак не влияет на основную сумму.

Если за первый страховой период у человека не возникало аварийных ситуаций по его вине, и не было обращений за страховыми выплатами, то класс повышается, и становится 4, а сумма, которую нужно уплатить за страховку, уменьшается на 5%.

Но если в течение года авария все же была, и доказана вина собственника автогражданки, то его класс понижается до 1, а КБМ будет составлять 1.55. Это значит, что стоимость следующего страхового полиса будет больше на 55%.

Но если виновником был не водитель транспортного средства, то стоимость ОСАГО после ДТП не изменится.

Как влияет ДТП на цену полиса

Поскольку большинство собственников машины оформляют страховку на 1 год, то и рассчитываются изменения на этот же промежуток времени. Изменения в значении коэффициента бонус-малус полностью основываются на таблице приведенной выше. В среднем, цена ОСАГО после ДТП вырастает на 10-30% стоимости.

К примеру, сидящий за рулем человек имеет 5 класс и, после всего одной аварии, его показатель увеличится с 0.9 до 1, а значит, и цена станет выше на 10%.

Водитель же, который достиг 12 уровня, при провоцировании всего одного ДТП, сразу теряет 6 пунктов, и переводится в 6 класс, КБМ возрастает с 0.55 до 0.85. Увеличивается страховка после ДТП на 30%.

Снижение класса КБМ после одного ДТП

Важно знать, что чем чаще вы обращаетесь в компанию за страховыми выплатами, тем выше будет показатель того, на сколько вырастет страховка после ДТП.

Например, если водитель автомобиля, с присвоенным ему классом 7, по собственной вине попадет в две аварии за год, то КБМ станет выше на 60%, при трех и более обращениях – на 165%.

Потому, сколько будет стоить страховка после ДТП, напрямую зависит от ваших навыков вождения и внимательности на дороге.

Как избежать подорожания полиса ОСАГО

До того, как в Закон «Об ОСАГО» №40-ФЗ были введены поправки, не допустить подорожания страховки можно было несколькими способами:

  1. Не вписывать в перечень водителей, которые могут управлять машиной того, кто спровоцировал ДТП.
  2. При переходе в другую организацию подавать все данные о нарушении договора в прошлый период времени было не обязательно. Но такой выход был удобен только для некоторых начинающих автомобилистов. Тем же, кто имел 6 класс или выше, даже при участии по собственной вине в одном ДТП, все равно предоставлялись скидки. Но после нового пересмотра и дополнения закона теперь, даже при переходе в другую компанию, собственник авто должен предоставить полную информацию обо всех фактах нарушения и авариях за прошлый год.
  1. Оформить ОСАГО с неограниченным количеством водителей на одно транспортное средство. Но не стоит забывать, что при расчете берется во внимание показатель Ко, равный 1.8. Получается, что снизить стоимость можно, только если водителю присвоен класс 0.

На данный момент официально и правомерно можно использовать только первый способ, все остальные приравниваются к мошенничеству и караются по закону.

Стоимость ОСАГО после ДТП меняется только в том случае, если виновником признаны вы. В таком случае стоимость в следующем году будет на порядок дороже. Но, если виноват другой водитель, то вас такие меры не коснутся никаким образом.

Все об ОСАГО 2021: правила, нюансы, лайфхаки и подводные камни

Систему ОСАГО ждет очередная волна реформ. Страховщики планируют отказаться от территориальных коэффициентов и коэффициентов мощности, а также износа, а компенсируемый вред по здоровью поднять до 2 млн рублей. Из-за этого стоимость полисов по этой причине может вырасти. Осенью 2021 года в Госдуме должны начать обсуждение таких предложений. Разбираемся, как сейчас работают полисы ОСАГО, когда за их отсутствие штрафы начнут приходить с камер и что еще изменится совсем скоро.

Содержание:

Что такое ОСАГО?

ОСАГО — это договор обязательного страхования автогражданской ответственности водителей. После заключения договора ОСАГО страховщик обязуется за обусловленную договором плату (ее еще называют страховой премией) при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу.

Согласно закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [1] оформление полиса ОСАГО обязательно для каждого автовладельца.

Зачем нужен полис ОСАГО?

Полис ОСАГО нужен, чтобы застраховать ответственность каждого автомобилиста перед окружающими. При этом не всегда у граждан есть финансовая возможность компенсировать вред пострадавшим по их вине участникам дорожного движения. Именно по этой причине полис ОСАГО считается обязательным документом для каждого водителя и выезжать без него на дороги запрещено.

Что покроет ОСАГО?

Выплаты по ОСАГО положены за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании автомобиля, на который оформлен документ и только в ситуации, когда ДТП произошло на территории России. Если застрахованный автомобилист станет виновником ДТП, его страховая компания выплатит денежную компенсацию стоимости ремонта поврежденных автомобилей потерпевших или же проведет ремонт в пределах определенной договором страховой суммы. Максимальная сумма выплаты по ОСАГО по «железу» чужому имуществу — 400 тыс. рублей.

Статьи 17 сентября «Это эгоисты, из-за них проблемы». За езду без ОСАГО арестовывают
Новости 18 августа В ГИБДД объяснили, как определить поддельный полис ОСАГО у виновника ДТП

Если потерпевшим понадобится лечение, по ОСАГО за причинении вреда жизни или здоровью по полису можно получить до 500 тысяч рублей — такая выплата будет распространяться на каждого потерпевшего.

Принцип работы ОСАГО такой: если в ДТП по вине застрахованного водителя будет поврежден чужой автомобиль и пострадает человек, каждую разбитую машину можно будет отремонтировать по ОСАГО на сумму до 400 тыс. рублей. Одновременно можно будет и покрыть расходы на лечение — на сумму до 500 тыс. рублей. Если разбито два автомобиля, каждый можно отремонтировать на сумму до 400 тыс. рублей. А если проблемы со здоровьем из-за ДТП возникли у двух человек, то лечение каждого также компенсируют на сумму до 500 тыс. рублей.

Ущерб имуществу можно получить в следующих ситуациях:

  • застрахованный разбил один или несколько автомобилей или мотоциклов;
  • автомобилист повредил светофор, дорожные знаки и дорожные конструкции;
  • автомобилист повредил здание;
  • автомобилист наехал на пешехода и тот получил вред жизни или здоровью.

При причинении вреда здоровью потерпевшего возмещению подлежат:

  • утраченный заработок/доход;
  • расходы на лечение и приобретение лекарств, на бесплатное получение которых потерпевший не имеет право (в том числе сверх базовой программы обязательного медицинского страхования).
  • дополнительно понесенные потерпевшим расходы:
  • на дополнительное питание;
  • на протезирование;
  • на посторонний уход;
  • на санаторно-курортное лечение;
  • на приобретение специального транспортного средства;
  • расходы, связанные с необходимостью профессиональной подготовки/переподготовки потерпевшего;
  • расходы, связанные с погребением потерпевшего;
  • возмещение вреда в связи со смертью кормильца.

Важно, что сам автомобилист-виновник поправлять собственное здоровье и чинить свою машину будет за свой счет.

Что не покрывает полис ОСАГО

  • причинение вреда при использовании другого автомобиля, который не указан в договоре обязательного страхования;
  • причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
  • причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
  • загрязнения окружающей среды;
  • причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию;
  • причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
  • обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
  • причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
  • причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
  • повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
  • причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Существует ли ОСАГО без ограничений

Нет, но можно дополнительно застраховать некоторые риски при помощи полиса ДСАГО: дополнительно доплатить за страховку и получить возможность повысить возможные выплаты потерпевшему в случае ДТП. Например, если водитель устроит ДТП и ремонт автомобиля потерпевшего будет стоить не 400 тыс. рублей, а 1 млн рублей, то остальную сумму потерпевший может взыскать с виновника в рамках гражданского кодекса. Если у виновника будет оформлено ДСАГО на выплату до 1 млн рублей, полис покроет все убытки.

Однако этот вид дополнительного страхования будет стоить дорого — в первый год пользования водителю придется оформлять и каско, да и сам размер доплаты существенен: он зависит от возраста и стажа вождения, а также от лимита покрытия сверху обязательной суммы 400 тыс. рублей и сравним с ценой полиса ОСАГО. В целом, как говорят сами страховщики, средняя выплата по ОСАГО составляет около 70 тыс. рублей, что делает ДСАГО неинтересным продуктом.

Нужно ли всегда возить с собой полис ОСАГО?

В случае оформления электронного полиса ОСАГО, возить с собой распечатанный документ не обязательно. Но желательно иметь его при себе — у инспектора ГИБДД не всегда есть техническая возможность оперативно выйти в интернет и проверить действительность страховки. Чтобы избежать таких проблем, страховщики вовсе настоятельно советуют всегда возить распечатанный полис ОСАГО в автомобиле.

В чем разница между ОСАГО и каско

Каско это — добровольная форма страхования собственного автомобиля и связанных с его владением рисков. В отличие от ОСАГО, водитель сам решает, оформлять ему каско, или нет. Условия договора по каско могут быть абсолютно разными: водитель может выбрать подходящие именно ему пункты. Например, если автомобиль популярной марки и модели среди угонщиков, стоит выбрать риск «угон».

Также по каско можно застраховать практически любой риск:

  • повреждения в ДТП;
  • пожар;
  • падение деревьев и другие проблемы, связанные с качеством работы коммунальных служб;
  • полное уничтожение;
  • актуальные для водителя риски.

На автомобили стоимостью от 2 млн рублей страховщики рекомендуют оформлять полис каско. Преимуществ несколько: в случае ДТП ремонт по страховке будет дешевле, чем без каско. Ведь без каско можно рассчитывать на выплаты по ОСАГО до 400 тысяч. Остальные придется взыскивать по суду в рамках гражданского делопроизводства. И часто бывает так, что у виновников просто нет таких денег и затраты на ремонт приходится возмещать годам, получая минимальные суммы от виновника. Каско также рекомендуется оформлять новичкам, которые смогут в случае неприятностей отремонтировать свою машину.

Нужно ли оформлять ОСАГО, если есть каско?

ОСАГО — обязательный вид страхования и полис каско без него не получить. Поэтому да, полис ОСАГО должен быть у всех.

Читайте также  Исковое заявление после ДТП

Расчет ОСАГО: стоимость и коэффициенты

C августа 2020 года в России действуют новые правила расчета стоимости полисов ОСАГО. Речь идет о так называемом коэффициенте страховщика. В списке есть такие пункты как, например, пол, профессия, марка машины и многое другое.

По заявлениям Центробанка, использование страховщиками всей доступной информации о водителях повысит точность разделения водителей с низким и высоким уровнями риска и, соответственно, позволит точнее отражать в цене полиса фактический риск. А влиять на риск могут разные факторы, в том числе нарушение правил дорожного движения или иные обстоятельства: возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение водителя и наличие у него детей, установка на автомобиле телематических устройств и так далее.

Страховщикам также важно, сколько человек будут допущены к управлению автомобилем и есть ли у страхователя в собственности другие транспортные средства. Наличие истории страхования будет плюсом, а предоставление недостоверных сведений при заключении договора — наоборот.

Как ДТП влияет на стоимость ОСАГО?

Многие водители знают, что попадание в аварии приводит к увеличению стоимости страховки. И совершенно естественно возникает вопрос: как влияет ДТП на стоимость полиса ОСАГО?

Система страхования автогражданской ответственности учитывает интересы двух сторон – автовладельцев и страховых компаний. Вторые для снижения финансовых рисков, связанных с выплатой возмещений, определяют стоимость полисов ОСАГО индивидуально, оценивая надёжность клиента с точки зрения его «склонности» к авариям. Результатом этой оценки является применении специальных коэффициентов к базовому тарифу, повышающих или, напротив, понижающих стоимость страхового полиса.

Что такое КБМ?

Одним из коэффициентов, оказывающих влияние на стоимость полиса ОСАГО, является КБМ – коэффициент бонус-малус. Его размер определяется профессионализмом автовладельца, которая выражается степенью безаварийности езды.

Если за год, предшествующий оформлению страхового полиса, автовладелец не совершил ни одной аварии, то он может рассчитывать на ощутимую скидку. Если же водитель стал участником ДТП, что повлекло возмещение ущерба страховой компанией, при расчёте стоимости полиса на следующий период страховщик применит повышающий КБМ, что повлечёт за собой повышение стоимости оформления полиса ОСАГО.

  • обеспечивает снижение финансовых рисков страховых компаний, в том числе уменьшает число обращений за компенсацией незначительного ущерба;
  • стимулирует водителей к безаварийной езде.

Конечно, никакой КБМ не гарантирует, что автовладелец не попадёт в ДТП по вине другого водителя или пешехода. Однако наличие или отсутствие вины в аварии является существенным фактором, которые учитывают страховые компании при определении КБМ конкретному клиенту.

КБМ не используется и, соответственно, и не оказывает влияния на стоимость полиса при оформлении ОСАГО на:

  • прицепы;
  • транзитные автомобили;
  • транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и поставленные на временный учёт в РФ.

Как изменится КБМ после аварии при вине водителя?

Насколько изменится стоимость полиса ОСАГО при безаварийной езде или, напротив, после ДТП по его вине, автовладелец может определить самостоятельно. Страховые компании используют значения КБМ, которые рассчитываются по специальной таблице. Стартовым является коэффициент бонус-малус, равный единице.

Значения коэффициента бонус-малус

Значение Кбм на начало
действия полиса
Значение Кбм в зависимости от количества
обращений за возмещением
Нет Одно Два Три Более трех
2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

Из таблицы видно, что при расчёте КБМ во внимание принимаются:

  • класс, присвоенный водителю на начало очередного периода;
  • количество возмещений, произведённых в течение года.

Изначально автовладельцу присваивается коэффициент, равный единице. В последующие годы КБМ может снижаться или повышаться, что удешевляет или делает дороже полис ОСАГО.

Изменение КБМ производится в большую или меньшую сторону в зависимости от попадания клиента в ДТП, которое привело к выплате страхового возмещения. Для начинающего автовладельца эти изменения будут выглядеть следующим образом:

  • езда без аварий приведёт к снижению КБМ, который на будущий год составит 0,95, то есть полис ОСАГО на следующий год будет оформлен со скидкой 5%;
  • при одной аварии КБМ возрастет до 1,55, стоимость страховки повысится на 55%;
  • при двух и более ДТП КБМ вырастет до максимума, равного 2,45, что означает рост стоимости полиса на следующий год на 145% по сравнению с предшествующим годом.

К автовладельцам с длительной историей безаварийной езды страховые компании относятся гораздо более лояльно, чем к начинающим водителям. При попадании в ДТП для клиентов с опытом грозит лишь снижение ранее предоставленной скидки по полису ОСАГО.

Из приведённой таблицы видно, что совершение даже одного ДТП, не говоря уж о нескольких, снижает уровень скидки, чем повышает его безаварийная езда. Подход довольно жёсткий, но зато хорошо дисциплинирующий участников дорожного движения.

Как долго действует повышающий коэффициент?

Сколько действует коэффициент бонус-малус? Значение КБМ пересматривается один раз в год, в процессе оформлением нового полиса ОСАГО для каждого конкретного страхователя-автовладельца.

Следует иметь в виду, что сведения об участии конкретного автовладельца в ДТП вносятся в общий информационный ресурс, к которому имеют доступ все страховые компании. Поэтому смена одной страховой компании на другую после истечения срока действия полиса с целью избежать пересмотра КБМ и понижения класса не принесет водителю-хитрецу ожидаемого результата.

Можно ли избежать увеличения цены полиса ОСАГО после ДТП?

Не все аварии приводят к перерасчёту стоимости полисов ОСАГО путём применения повышающих коэффициентов. Класс не будет понижаться, если клиент попадёт в ДТП, но будет признан невиновным и пострадавшим от действий другой стороны.

Роста стоимости полиса ОСАГО можно избежать и при исключении виновника ДТП из перечня водителей, которым будет разрешено управлять транспортными средствами на следующий год.

В таком случае применение повышающих коэффициентов будет осуществляться страховой компанией, исходя из истории тех лиц, которые останутся в списке.

По большому счёту наиболее правильный, естественный способ сэкономить на полисе ОСАГО – предельно внимательное поведение на дороге и уважение прав других участников движения.

Что делать после ДТП и как получить справедливую оценку ущерба автомобиля?

Дорожно-транспортные происшествия случаются регулярно, они портят нервы многим автолюбителям. Если в процессе ДТП пострадало только транспортное средство, то главным неприятным последствием оказывается ремонт автомобиля, и связанные с ним траты.

Чтобы минимизировать потери важно правильно провести процедуру и оценить ущерб. Как же не допустить ошибок и почему возникают неточности во время того, как он оценивается, мы и расскажем в следующем материале.

От чего зависит размер выплаты?

Правительство приняло поправки в закон «Об обязательном страховании», предусматривающие рост максимально возможных выплат по полису ОСАГО. Для возмещения ущерба, полученного ТС после дорожно-транспортного происшествия, выплата может составить до 400 тысяч рублей согласно ст. 7 ФЗ-40.

Размер компенсации на ремонт транспортного средства зависит от двух главных показателей.

    Первым показателем является полученный ущерб, насколько сильно пострадало транспортное средство, какие детали подлежат замене. Проведение такой экспертизы на месте ДТП может стать оптимальным вариантом для небольших ДТП, где весь ущерб сводится к поцарапанному бамперу.

Как страховые компании оценивают стоимость повреждений по ОСАГО?

Где проходит расчет?

Страховщики могут провести оценку как на месте аварии, так и в автосервисе. Если, будучи в стрессе, водитель не сориентировался и не вызвал представителей страховой компании на место ДТП, ничего страшного. Оценка сразу после ДТП в любом случае не подходит для аварий, в ходе которых машины получили объемные повреждения.

Только так станет понятно, какие комплектующие придется заменить на запасные части и во сколько это обойдется. Однако оформить ДТП необходимо правильно, чтобы получить документы для страховки. Вам понадобится:

  • справка о дорожном происшествии от инспектора; , заполненное самостоятельно водителем;
  • справка о невозбуждении уголовного дела.

Более подробный список документов для страховой после ДТП по ОСАГО можете узнать тут.

Кто этим занимается?

Несмотря на распространенное утверждение о том, что страховая компания сама проводит экспертизу, страховщики для таких целей привлекают посторонних специалистов. Оценку для страховой фирмы может проводить автосервис или любая другая компания, с которой страховщики заключили договоренность. По факту, независимой такая экспертиза не является, эксперты работают со страховыми фирмами, а не с пострадавшими клиентами. Детальнее о том, когда необходимо обратиться к эксперту для оценки ущерба и какие бывают виды экспертиз, можете узнать из нашей статьи.

В некоторых случаях, как только водитель соглашается на предложенный размер компенсации, которую считала страховая компания, оценка может не организовываться. В российском законе «Об ОСАГО» сказано, что техническая экспертиза должна быть проведена экспертом-техником.

А таким экспертом, согласно Приказу Минтранса РФ №277 от 22.09.16, может быть физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию или переподготовку и внесенное в реестр экспертов-техников.

Что учитывают?

Возмещение ущерба ТС включает в себя средства, которые владельцу предстоит потратить на ремонт автомобиля (покупка запчастей, оплата услуг автосервиса по их замене и другие ремонтные работы).

  1. Оценщик рассчитывает стоимость работ, с этим пунктом, как правило, возникает немного споров. Главное, определить продолжительность работ.
  2. Затем количество часов умножается на расценки местных автосервисных центров.
  3. Более сложная ситуация выходит со стоимостью комплектующих. В ДТП часто попадают не новые, бывшие в эксплуатации какое-то время, автомобили, к таким ТС применим термин износа.

В законе Российской Федерации «Об ОСАГО» сказано, что водитель имеет право получить деталь, которая соответствует по стоимости изношенному комплектующему. После установки степени износа и, соответственно, стоимости товара, перед пострадавшим возникает серьезная проблема поиска таких деталей.

Рынок изношенных запчастей в России беспорядочен и не очень развит, автосервисы часто предлагают установку исключительно новых запчастей. Такая политика компенсации по ОСАГО приводит к тому, что водителю приходится компенсировать разницу между стоимостью новой детали и изношенной из своего кармана.

С 2015 года в Российской Федерации действуют обновленные справочники с ценами материалов и запчастей, их подготовил Российский союз автостраховщиков (РСА).

Какие сроки?

Федеральный закон «Об ОСАГО» ограничивает сроки проведения экспертизы пятью календарными днями, однако не с момента ДТП, а с того времени, как пострадавший в дорожно-транспортном происшествии подал в страховую компанию необходимые документы.

Почему это часто не выгодно страховой?

Страховые компании всеми способами стараются занизить выплаты пострадавшему, поскольку размер возмещения ущерба напрямую связан с прибылью предприятия. Чтобы получить адекватную компенсацию, водителю придется все перепроверять и уточнять. Страховщики часто пытаются занизить стоимость подлежащих замене запасных частей, несмотря на то, что все они указаны в специализированных каталогах на сайте РСА. Стоимость часа работы также определена официально Центробанком РФ.

Если страховая компания блокирует доступ к калькуляции, возможно, она составлена неверно. В отчет по ДТП должны быть включены все повреждения, случаются ситуации, когда в отчете просто нет поломки, соответственно, и компенсацию за нее вам не выплатят.

Инспекторы на месте ДТП не обязаны описывать весь перечень повреждений, их интересуют вмятины и царапины, по которым можно установить место удара.

Страховые компании иногда завышают процент износа, неправильно определяя величину этого параметра. Страховщики иногда учитывают вместо даты первой регистрации автомобиля следующую дату: 1 января года выпуска транспортного средства. Допустим, пострадавший автомобиль был изготовлен в 2013 году, а водитель начал эксплуатировать его в марте 2014 года. Страховщики могут дополнительно «добавить» к эксплуатационному сроку 1,5 года, что отразится на коэффициенте износа. Утрата товарной стоимости также часто становится предметом спекуляций. Детальнее о том, почему после ДТП повышают коэффициент и сколько он действует, читайте в нашей статье.

Этот параметр характеризует сумму, на которую уменьшится рыночная стоимость транспортного средства даже после осуществления ремонта. Страховые компании очень редко добровольно идут на уплату УТС, при том, что владелец нового (менее одного года эксплуатации) автомобиля может получить в рамках компенсации УТС от 5 до 10% стоимости автомобиля. Добиваться ли выплаты УТС через судебные органы, решать приходится самостоятельно каждому владельцу машины.

Что делать, если не согласны с суммой компенсации?

Клиентам, не согласным с окончательной суммой компенсации, необходимо обратиться к независимому эксперту. Перед этим ознакомьтесь с документацией самих страховщиков, чтобы потом выяснить, сколько вам недоплатили. Однако проведение дополнительной независимой экспертизы согласно ст. 12.1 ФЗ-40 не убедит страховую компанию заплатить вам больше, не обойтись без судебного разбирательства, в ходе которого вам и придется доказать, что ущерб был большим.

Как посчитать самостоятельно онлайн на сайте РСА?

Каждый автолюбитель может самостоятельно рассчитать стоимость выплаты по ОСАГО, если была авария, на этой странице РСА выберите пункт «Проверка средней стоимости запасных частей, нормочасов и материалов».

Такая опция поможет вам понять, не занизила ли страховая компания выплату. По указанному адресу вы найдете интерфейс для создания запроса на оценку ущерба.

  • Средней стоимости запасных частей.
  • Средней стоимости нормочаса работ.
  • Средней стоимости материалов.

Считаем:

    Выбираем среднюю стоимость запасных частей (выбранная плашка окрашена в синий цвет, остальные – остаются белыми) и нажимаем на «Новый запрос».

Открывается интерфейс запроса:

Теперь мы должны посчитать среднюю стоимость нормочаса работ, для этого нам понадобится следующая информация:

  • дата, на которую необходимы сведения;
  • экономический регион;
  • марка и тип транспортного средства.

Данные вводим в соответствующие окошка, предварительно кликнув на плашку «Средняя стоимость нормочаса работ».

Давайте теперь посчитаем, сколько будет стоить час работ в Северном экономическом регионе для легкового автомобиля BMW.

Получаем ответ: Средняя стоимость нормочаса работ, руб. – 1100.00.

Вписывать тип и марку автомобиля не следует, вам нужно просто выбрать подходящий вариант из выпадающего меню, кликнув на каждую плашку последовательно сверху вниз. На сайте вы также можете посчитать, сколько стоят материалы для вашего авто.

Алгоритм действий аналогичный. Чтобы получить достойную компенсацию материального ущерба после ДТП по ОСАГО, водитель должен внимательно следить за работой страховщиков, во многих случаях результаты такой экспертизы не соответствуют реальному положению вещей.

Страховые фирмы используют разные способы, чтобы занизить выплаты, но, помните, что владелец ТС имеет возможность отстоять свои права в суде.

Что такое износ и как рассчитываются выплаты по ОСАГО с учетом амортизации? Действия при обмане страховщиками

Автомобиль попал в ДТП и пострадал? Сразу возникает вопрос – какая выплата положена по полису автогражданского страхования. В соответствии с ФЗ-40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 сумма компенсации зависит от расходов на восстановление транспортного средства в доаварийное состояние.

К таким затратам относятся ремонт, приобретение запчастей и материалов, необходимых для замены поврежденных. При этом стоимость «пострадавших» узлов оценивается с учетом их износа.

Что это такое?

Износ деталей по автогражданке является естественным процессом, который происходит во время эксплуатации авто.

На естественный износ транспортного средства и его деталей влияет ряд факторов. К ним относятся:

  • год выпуска, год введения авто в эксплуатацию (в некоторых случаях эти даты могут отличаться, к примеру, если в автосалоне был куплен новый автомобиль, выпущенный годом ранее);
  • пробег;
  • общее состояние покрышек, которые установлены на машину (срок эксплуатации, размер протектора и проч.).

Этот параметр учитывается только в том случае, когда требуется заменить определенный узел или деталь. Если поврежденные элементы можно восстановить, износ не учитывается. Чаще всего размер естественной амортизации составляет 8-15% от начальной стоимости автомобиля.

Расчет

В первую очередь необходимо разобраться, как действует автогражданка или ОСАГО. Данное страхование направлено на возмещение ущерба пострадавшей в ДТП стороне. Выплаты осуществляются за счет полиса виновника аварии. Поэтому ОСАГО является обязательным для всех владельцев транспортных средств.

Страховая компания компенсирует расходы на восстановление только тех узлов и агрегатов, которые пострадали при столкновении. При этом нужно помнить, что пострадавшее авто не было на 100% новым. Поэтому страховые выплаты рассчитываются не по стоимости новых частей, ас учетом их амортизации.

Кто выполняет?

Производить расчет износа авто по автогражданке может только независимый эксперт, с которым заключили договор страховщики. По этой причине многие владельцы транспортных средств жалуются на небольшие компенсации, не покрывающие все затраты на ремонт.

Чтобы избежать подобной ситуации, автовладельцам рекомендуется самостоятельно ознакомиться с методикой расчета амортизации.

Методика и формула

Для расчета износа по ОСАГО страховые компании применяют единую методику, утвержденную Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014, главными факторами которой являются:

  • год выпуска транспортного средства;
  • пробег;
  • срок использования узла или детали (только в том случае, если по ним существует необходимая информация).

При определении размера компенсации основным показателем является год изготовления авто. Всего за год размер вероятной страховой компенсации может снизиться на 8-10%.

На сумму выплаты по покрышкам влияют такие характеристики:

  • высота рисунка протектора у новой «резины»;
  • высота рисунка протектора на момент аварии»;
  • установленная нормативными документами высота рисунка.

Если в аварии пострадали новые шины, то при наличии документов, подтверждающих дату приобретения, можно получить компенсацию без амортизации по страховке.

В соответствии с существующей методикой износ рассчитывается по формуле:

  • Ики – амортизация комплектующего элемента транспортного средства (процентов);
  • е – основание натурального логарифма (е ≈ 2,72);
  • ∆T – коэффициент, который учитывает влияние на амортизацию узла или детали их возраста;
  • Тки – возраст комплектующего элемента автомобиля (лет);
  • ∆L – коэффициент, учитывающий воздействие на амортизацию комплектующей части общего пробега машины с этим элементом;
  • Lки – пробег (тыс.км).

Значения коэффициентов ∆L и ∆T для разных типов транспорта указаны в приложении №5 к Единой методике расчета износа по ОСАГО.

Расчет для реального автомобиля

Разберем на наглядном примере, как рассчитывается амортизация по ОСАГО:

  1. авто марки – CHERY T11 TIGGO;
  2. дата выпуска – 2009;
  3. пробег – 85251 км;
  4. дата аварии – 18 июля 2015 г.

Для данной модели транспортного средства вышеназванные коэффициенты будут иметь следующие значения:

  • е ≈ 2,72;
  • ∆T = 0,057;
  • Тки = 6 (лет);
  • ∆L = 0,0029;
  • Lки = 85,25 (тыс. км).

Подставляем их в исходную формулу и получаем, что Ики=44,52%. Это значит, что для расчета страховой суммы будет учитываться амортизация равная 44,52%

Какой максимальный процент амортизации по автогражданке?

Раньше максимальный размер амортизации по автогражданке составлял 80%, что составляло достаточно существенную сумму. К примеру, при стоимости транспортного средства 500 тыс. рублей, автовладелец может получить не более 100 тыс. рублей. Это не выгодно ни с точки зрения экономики, ни логики.

Поэтому в октябре 2014 года в законодательство, действующее в данном направлении, были внесены некоторые поправки. После вступления поправок в силу максимальный размер износа стал составлять 50%.

При этом комплектующие изделия, существенно влияющие на безопасность движения и жизнь людей, страховщики почти всегда оплачивают в полном объеме, независимо от износа и других факторов.

Детали и узлы, для которых нет учета амортизации

При расчете страховой выплаты амортизация учитывается на все узлы и детали транспорта, кроме тех, которые напрямую влияют на безопасное использование авто. Перечень деталей, для которых не учитывается износ по автогражданке, приведен в 7 приложении Постановления Центрального Банка РФ. К ним относятся:

  1. детские кресла, подушки и ремни безопасности;
  2. пневматика и гидравлика тормозов;
  3. элементы антиблокировки;
  4. тормозные колодки, диски, барабаны;
  5. индикаторы повреждения тормозов;
  6. пружины тормозных колодок и педалей;
  7. суппорты;
  8. элементы рулевого управления;
  9. отдельные узлы сцепления.

Выплата с учетом затрат на ремонт или покупку запчастей

Размер выплаты по ОСАГО зависит от затрат на осуществление ремонта, покупку материалов и запасных деталей. Рассчитывается стоимость необходимых запчастей с учетом амортизации по формуле:

  • k – количество запчастей одного типа, которые требуется заменить;
  • СД – стоимость одной детали;
  • И – амортизация элемента.

Количество комплектующих изделий, нуждающихся в замене, определяют независимые эксперты, а их стоимость регулируется специальными справочниками.

Определяя стоимость запчасти, требуется учитывать регион регистрации автомобиля.

Из формулы следует, что страховая выплата уменьшается за счет амортизации.

Например, в ДТП был поврежден бампер. Стоимость нового бампера 6 500 рублей, монтаж нового бампера обойдется в 2 000 рублей. Износ авто составляет 25%.

С учетом амортизации стоимость нового бампера составляет: 6 500 – 6 500/100*25 = 4 875 руб.

Размер страховой выплаты: 4 875+2 000 = 6 875 руб.

Полученная компенсация на 1 625 руб. меньше.

На первый взгляд сумма небольшая, но если в аварии пострадало больше элементов, а износ транспортного средства больше, то невыплаченная сумма может серьезно отразиться на финансовом состоянии автовладельца.

Что делать, если СК обманывает при оценке

Так как расчетом амортизации занимаются сотрудники страховой компании, заинтересованные в большей прибыли, то ее размер может быть серьезно завышен. Но не все автовладельцы знают, как поступить в такой ситуации и что нужно делать, чтобы получить все соответствующие выплаты в полном объеме. Если СК обманывает при оценке владельцу транспортного средства нужно действовать по такой схеме:

  1. провести повторную экспертизу у независимого эксперта, несвязанного со страховой компанией;
  2. подать исковое заявление в суд (на этом этапе рекомендуется обратиться за помощью к профессиональному автоюристу, который поможет правильно оформить пакет необходимых документов);
  3. дождаться решения суда.

При незначительном уменьшении страховой выплаты суд может принять решение в пользу СК.

Если такое произошло, то можно обратиться в вышестоящую инстанцию. По мнению специалистов, современная методика расчета компенсации по ОСАГО еще не совершенна и нуждается в доработке. Поэтому автовладельцам следует самостоятельно изучить схему расчета выплат и амортизации по ОСАГО. Это поможет в дальнейшем избежать конфликтных ситуаций с СК.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: