Тактика отдельных следственных действий при расследовании ДТП

Тактика отдельных следственных действий при расследовании ДТП

До выезда на место происшествия следует позаботиться об оказании помощи пострадавшим, подготовке технических средств осмотра, приглашении необходимых специалистов (судебного медика, криминалиста, автотехника и т.п.), охране места происшествия. При организации осмотра места происшествия следует иметь в виду, что имеющиеся следы могут быть уничтожены погодными факторами, участниками дорожного движения, заинтересованными лицами. Поэтому движение следует полностью или частично перекрыть, место происшествия оцепить, неустойчивые следы накрыть, избегая соприкосновения с их поверхностью.

На стадии общего осмотра с учётом показаний очевидцев нужно определить границы осмотра и его порядок. Рекомендуется начинать осмотр с участка, на котором находилось транспортное средство непосредственно перед появлением факторов, создавших аварийную ситуацию. Если выявить эту точку невозможно, то начинать следует от места наезда, столкновения и т.п. В процессе детального осмотра устанавливаются взаимное расположение объектов, следов, их состояние. По ходу осмотра производятся необходимые измерения.

Важным элементом следственного действия является осмотр следов транспортного средства. При осмотре следов колёс измеряется длина следа (отдельно качения, скольжения и т.п.), в случае, если автомобиль крылся необходимо измерить ширину колеи, длину колеса и по возможности – базу автомобиля. Следы описываются в протоколе, фотографируются, с них изготавливаются слепки, зарисовки.

Если происшествие окончилось смертью пострадавшего, то осмотр места происшествия включает в себя осмотр трупа. При этом фиксируется его положение по отношению к предметам обстановки, транспортному средству, поза, состояние одежды, телесные повреждения.

Осмотр транспортного средства является важным элементом ОМП. Желательно, чтобы данный осмотр проводился с участием специалиста – автотехника. При осмотре фиксируется тип, марка, номерной знак автомобиля. Важно обнаружить и зафиксировать все видимые повреждения. Осуществляется тщательный поиск следов, появившихся в процессе ДТП – кровь, волосы, частицы мозгового вещества, волокна ткани от одежды потерпевшего, частицы покрытия объектов, с которыми контактировало транспортное средство, в том числе следы лакокрасочного покрытия другого автомобиля (при столкновении). Как правило, осмотр начинают с той части транспортного средства, которая находилась в контакте с другими объектами (чаще это передняя часть автомобиля).

При осмотре кабина фиксируется положение переключателей источников освещения, указателей поворота, ручного тормоза, рычага переключения скоростей. Осуществляется поиск следов рук, ног, микрочастиц с одежды водителя и пассажиров, их волос и крови, особенно если есть основания полагать, что водитель и пассажиры также получили повреждения.

В качестве приложения к протоколу осмотра места происшествия составляются планы и схемы.

В качестве свидетелей по делам о ДТП могут выступать очевидцы события, знакомые и родственники потерпевших, сослуживцы водителя – профессионала, сотрудники милиции, первыми прибывшие на место происшествия, медицинские работки, оказывавшие помощь пострадавшим.

Основное внимание необходимо обратить на допрос очевидцев, поскольку их показания, как правило, наиболее объективны. Следует выявить максимальное количество очевидцев прямо на месте происшествия. Свидетелями могут оказаться водители и пассажиры транспортных средств, находящиеся на дороге во время ДТП, пешеходы, местные жители. Очевидцы могут быть установлены и с помощью средств массовой информации. Как показывает практика, в тех случаях, когда очевидцы сами приходят к следователю через некоторое время после ДТП, то, как правило, ими оказываются люди, пришедшие по просьбе заинтересованной стороны с целью дать искажённые показания. Чаще всего, данные «очевидцы» вообще отсутствовали на месте происшествия. При подозрении на сговор с кем-либо из заинтересованных лиц, показания должны проверяться особенно тщательно.

Неблагоприятное воздействие на показание очевидцев могут оказать быстротечность и эмоциональность события, поэтому при допросе целесообразно применять приёмы, направленные на активизацию мыслительных процессов и памяти. Этому способствую предъявление схемы и фотографий с места происшествия, допрос на месте происшествия.

При допросе очевидцев необходимо выяснить вопросы о взаимном положении транспорта и препятствий на дороге, каким образом участники происшествия реагировали на возникшую аварийную ситуацию (подавались ли звуковые сигналы, производилось ли торможение, снижалась ли скорость, изменялось ли направление движения и т.п.), о положении объектов после аварии. Если в происшествии участвовал пешеход, нужно выяснить, в каком месте и когда он появился на дороге, куда направлялся, где произошёл контакт с транспортом, где оказался пешеход после наезда. Очевидцы могут не только рассказать, но и показать, где какие события происходили. В этом случае целесообразно произвести проверку и уточнение показаний на месте.

Знакомые и родственники пострадавших допрашиваются о том, с какой целью, куда и в каком состоянии направлялся пострадавший, каково было его здоровье, не страдал ли он физическими и психическими недостатками.

От сослуживцев водителя могут быть получены сведения о его личности, деловых и моральных качествах, уровне профессионализма, добросовестности, состоянии транспортного средства перед выездом и т.п.

Медицинские работники оказывавшие помощь пострадавшим допрашиваются о состоянии потерпевшего, его положении к моменту их прибытия, о том, не говорил ли он что-либо. Особенно важной данная информация может оказаться в случае смерти потерпевшего.

Работников милиции, которые первыми прибыли на место происшествия необходимо допросить о первоначальной обстановке происшествия, о том какие изменения и с какой целью вносились и т.п.

Судебно-медицинское освидетельствование подозреваемого

Данное действие производится с целью установления алкогольного или наркотического опьянения водителя или пешехода. Производится освидетельствование в психоневрологических диспансерах, поликлиниках, больницах, амбулаториях, а при их отсутствии в обычных лечебных заведениях. В процессе освидетельствования устанавливается сам факт употребления алкоголя или наркотических средств, их количество, давность употребления, степень опьянения. При этом используется осмотр, экспресс тесты, также у подозреваемого могут быть отобраны образцы крови и мочи для их биохимического исследования.

Допрос подозреваемого и обвиняемого

Содержание допроса подозреваемого и обвиняемого диктуется предметом доказывания, то есть, при допросе последовательно должны быть выяснены все обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу. Тактика допроса зависит от позиции, занятой допрашиваемым. В большинстве случаев, обвиняемые склонны к даче правдивых показаний, однако стремятся облегчить свою участь, ссылаясь на различные обстоятельства: плохое состояние дорожного покрытия, ухудшенную видимость, нарушения со стороны потерпевшего и т.п. Если подозреваемый или обвиняемый даёт правдивые показания, не следует «успокаиваться», так как по прошествии какого-то времени, при обнаружении неполноты расследования он может изменить свою позицию. Вся тактика допроса и последующие действия должны быть направлены на подтверждение информации, полученной от подозреваемого, в первую очередь, путём приобщения к делу объективных доказательств.

Если обвиняемый не признаёт вину, при его допросе следует использовать приёмы, основанные на эмоциональном воздействии, обращении к его лучшим личностным качествам, обострении чувства сострадания к потерпевшему и его родственникам. Когда данные приёмы оказываются бесполезными, необходимо приступить к разоблачению лжи путём предъявления собранных доказательств и других приёмов, уместных в данной ситуации.

Особенности назначения экспертиз

Судебно-медицинская экспертиза в настоящее время назначается по всем делам о ДТП, поскольку состав преступления предусматривает только те случаи, когда авария влечёт за собой гибель людей или причинение вреда их здоровью – тяжкого или средней тяжести. На разрешение данной экспертизы ставятся следующие вопросы:

  1. Какова причина и время наступления смерти?
  2. Каково количество, характер, локализация, степень тяжести и механизм образования повреждений на теле пострадавшего?
  3. Какие повреждения образовались во время аварии, а какие до неё?
  4. В каком положении находился пострадавший во время наезда?
  5. Носят ли повреждения прижизненный или посмертный характер?
  6. Какое или какие повреждения привели к смерти пострадавшего?
  7. Не страдал ли пострадавший какими-либо заболеваниями на момент аварии?
  8. Не находился ли пострадавший в состоянии алкогольного или наркотического опьянения либо под воздействием сильнодействующих средств?

В большинстве случаев для выяснения обстоятельств дорожного происшествия необходимо проведение автотехнической экспертизы. На её разрешение как правило, ставятся следующие вопросы:

  1. Какие повреждения имеются на транспортном средстве, когда они образовались в процессе аварии или до неё?
  2. Каков механизм образования данных повреждений?
  3. С какой скоростью двигалось транспортное средство перед происшествием?
  4. Имел ли водитель возможность при данных условиях видимости, состоянии дорожного покрытия, скорости движения предотвратить происшествие путём торможения?
  5. Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства и дорожной обстановкой способствовали ДТП?

В распоряжение экспертов, кроме транспортных средств и вещественных доказательств предоставляются материалы уголовного дела: протоколы осмотра места происшествия, вещественных доказательств, допросов очевидцев и других свидетелей, заключение судебно-медицинской экспертизы, фото и видео материалы. Часто эксперту необходимо самому – осмотреть место происшествия.

Для исследования частиц смазки, топлива, лакокрасочного покрытия и т.п. может назначаться криминалистическая экспертиза материалов веществ и изделий (КЭМВИ). Эта же экспертиза проводится в целях исследования волокон, обнаруженных на деталях транспортного средства и произошедших от одежды потерпевшего.

Из криминалистических экспертиз наиболее часто назначается трасологическая экспертиза для идентификации транспортного средства, установления целого по частям (при исследовании осколков стеклянных элементов транспортного средства), направления движения транспортного средства, идентификации подозреваемого по следам рук и т.п.

В некоторых случаях могут быть назначены комплексные экспертизы: медико-криминалистическая, автотехническая и судебно-медицинская.

Следственный эксперимент является достаточно распространённым следственным действием при расследовании данной категории уголовных дел. Проводится он чаще всего для определения границ видимости с мета водителя, установления возможности слышать звуковые сигналы, шум движущегося транспорта с определённого места или конкретным лицом, для определения возможности заноса транспортного средства, ослепления водителя светом фар встречного транспорта, возможности образования отдельных видов следов при определённом положении транспорта и препятствий и т.п.

При проведении следственного эксперимента следует стремиться с наиболее точному воспроизведению обстановки и условий происшествия. В то же время необходимо принять меры строжайшего обеспечения безопасности участников эксперимента и окружающих граждан. Участок дороги, где проводится эксперимент должен быть надёжно ограждён и охраняем. Опыты должны планироваться так, чтобы не причинить вреда участникам эксперимента. С этой целью в ряде случаев следует пригласить специалиста, который поможет произвести необходимые расчёты и консультации.

Особенности методики расследования преступлений против безопасности и эксплуатации автотранспорта обуславливаются неосторожной формой вины субъектов преступления. Криминалистическая характеристика отличается наличием таких элементов, как виды и механизм ДТП, а также особенностями личности виновного. Программа действий следователя включает в себя действия, обязательные для любой следственной ситуации (осмотры места происшествия и транспортных средств, назначение судебных экспертиз, освидетельствования, допросы участников ДТП и очевидцев). В усложненных ситуациях производятся действия по розыску водителя и транспортного средства, назначаются комплексные судебные экспертизы, проводятся очные ставки.

Типичные ситуации и программа действий следователя на первоначальном этапе расследования ДТП

По делам о ДТП на первоначальном этапе расследования выделяют три типичные ситуации:

  • 1) водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия;
  • 2) водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия;
  • 3) транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся.

Самой распространенной является первая ситуация, когда и водитель, и транспортное средство находятся на месте ДТП. Следует учесть, что в данной ситуации не имеет значения, находится водитель непосредственно на месте происшествия или направлен в лечебное учреждение либо в ОВД: главное – его личность установлена и место его нахождения достоверно известно. Основной задачей в данной ситуации является установление всех обстоятельств ДТП и виновности конкретных участников.

Наиболее характерными для этой ситуации являются следующие следственные действия: осмотр места происшествия (включая осмотр транспортного средства и, если есть жертвы, трупа); допросы свидетелей ДТП; освидетельствование водителя и потерпевшего с целью установления алкогольного и наркотического опьянения; допрос водителя; допрос потерпевшего; назначение судебных экспертиз.

Вторая ситуация – когда ни водителя, ни транспортного средства на месте происшествия нет (есть лишь информация о самом событии и его последствиях). Основная задача в таком случае – установление и обнаружение как транспортного средства, так и его водителя. Для этого проводятся: осмотр места происшествия; допросы свидетелей, потерпевшего; медицинское освидетельствование потерпевшего на предмет установления алкогольного или наркотического опьянения; назначение судебных экспертиз, а также дается поручение органам дознания производства соответствующих ОРМ.

Для третьей ситуации, когда транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся, характерны те же следственные действия (в ходе осмотра места происшествия проводится также осмотр транспортного средства). Поскольку водители, совершившие ДТП, нередко делают ложные заявления об угоне транспортного средства, таким образом создавая себе ложное алиби на это время, основная задача расследования в данной ситуации – разоблачение виновного путем проведения как следственных действий, так и ОРМ, которые поручаются органам дознания.

Читайте также  Обвинили в ДТП которого не совершал

Экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях

Из числа судебных экспертиз, назначаемых при расследовании ДТП, наиболее характерными являются: судебно-автотехническая (дорожно-транспортная), судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств (биологическая), трасологическая, судебная экспертиза веществ, материалов и изделий. Могут также назначаться комплексные экспертизы (медико-автотехническая, медико-криминалистическая, трасолого-автогехническая) и другие в зависимости от конкретных обстоятельств.

В ходе проведения судебно-автотехнической (дорожно-транспортной) экспертизы выясняются следующие обстоятельства: какие повреждения имеются на транспортном средстве; когда и в результате чего они образовались – до ДТП, после или в момент ДТП; с какой скоростью двигалось транспортное средство до наезда (столкновения); с какой скоростью двигался пешеход; на каком расстоянии находилось транспортное средство по отношению к пешеходу (другому транспортному средству, препятствию) на различных этапах события (в момент нахождения пешехода на обочине, проезжей части, в пределах зоны видимости и т.п.); каков тормозной и остановочный путь транспортного средства; была ли техническая возможность предотвратить происшествие; какова непосредственная техническая причина происшествия; какие обстоятельства способствовали ДТП.

На разрешение судебно-медицинской экспертизы чаще всего выносятся следующие вопросы: какие повреждения имеются на теле потерпевшего; каковы их характер, расположение, механизм образования, последовательность нанесения; какие повреждения явились непосредственной причиной смерти потерпевшего; когда причинены повреждения; когда наступила смерть; явились ли повреждения результатом ДТП, и если да, то каков механизм их происхождения (удар, переезд, сдавливание и т.п.); в каком положении находился потерпевший в момент нанесения ему повреждения; какими частями транспортного средства могли быть нанесены повреждения; с какой скоростью двигалось транспортное средство; принимал ли потерпевший незадолго до смерти алкоголь, наркотические средства; если да, то в каком количестве; имелись ли у потерпевшего физические недостатки (дефекты зрения, слуха); какова его группа крови.

При обнаружении на транспортном средстве, дорожном покрытии различных веществ биологического происхождения (кровь, волосы) появляется необходимость в проведении судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств (биологической), в ходе которой решаются следующие вопросы: не является ли обнаруженное на месте происшествия вещество веществом организма человека; если да, то каким именно; к какой группе и типу оно относится; какова региональная природа вещества (из какой части тела оно происходит); какова давность происхождения данного следа; может ли это вещество принадлежать потерпевшему и т.п.

Объектами исследования трасологической экспертизы по делам о ДТП являются следы транспортного средства, оставленные на дорожном покрытии и препятствии, а также предметы и их части, отделившиеся от транспортного средства, и следы от препятствия на самом транспортном средстве. Так, при обнаружении на дорожном покрытии следов шин транспорта наиболее распространенными вопросами являются следующие: какой моделью шин оставлены следы на месте происшествия; на каких транспортных средствах устанавливаются шины данной модели; транспортным средством какого типа (модели) оставлены следы; не оставлены ли следы шин конкретным транспортным средством; если да, то каким колесом (колесами).

При обнаружении осколков стекла, частей кузова, одежды проводится трасологическая экспертиза для установления целого по частям.

При оставлении места происшествия водителем, если транспортное средство находится на месте ДТП, возникает необходимость в проведении дактилоскопической экспертизы с целью исследования следов пальцев рук, оставленных на различных механизмах, предметах транспортного средства (рулевое колесо, рычаг переключения скоростей, ручка двери, стеклоподъемника и т.п.). При этом основной вопрос таков: не оставлены ли следы пальцев рук конкретным лицом.

Для установления однородности того или иного вещества, обнаруженного на месте происшествия, транспортном средстве, потерпевшем, проводится судебная экспертиза веществ, материалов и изделий (ГСМ, лакокрасочных покрытий, жидких и сыпучих грузов).

Первоначальные следственные действия по делам о дорожно-транспортном происшествии

На начальном этапе планирования перечень первоначальных (неотложных) следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий зависит от наличия на месте ДТП участвовавших в нем транспортных средств. Если лицо, совершившее ДТП, скрылось с места происшествия на автомобиле или без него, в плане расследования предусматриваются меры по розыску того и другого, которые осуществляются параллельно с осмотром места происшествия.

Уголовное дело возбуждается обычно по факту ДТП, о котором органу расследования становится известным из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а иногда и от водителя транспортного средства.

Расследование начинается, как правило, с осмотра места ДТП. Основными задачами этого следственного действия являются:

  • — установление факта ДТП, точного места и времени его совершения;
  • — предположительная классификация ДТП;
  • — установление направления движения участников события в момент возникновения опасной ситуации и самого ДТП;
  • — установление местонахождения и действий участников до и в момент ДТП, в конечной стадии ДТП;
  • — определение состояния груза, дорожных сооружений и других элементов вещной обстановки в связи с ДТП.

Особенностью следственного осмотра места ДТП является то обстоятельство, что до прибытия следователя там могут быть произведены на законном основании существенные изменения, требующие учета и корректив в ходе осмотра. В соответствии с установленными правилами инспектор ГИБДД, прибывший на место ДТП, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помощь и при необходимости отправить их в лечебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фиксируют на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных доказательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения (если необходимо наладить дорожное движение, разрешает отбуксировать поврежденные транспортные средства в сторону, отметив предварительно их положение на месте происшествия); устанавливает участников ДТП, изымает у водителей документы (водительские права, технический паспорт транспортного средства и др.), устанавливает очевидцев ДТП, налаживает нормальное движение транспорта и ожидает приезда следственно-оперативной группы.

До выезда на место ДТП следователь с учетом поступивших сообщений определяет круг лиц, которых следует привлечь к участию в осмотре (специалист-автотехник, специалист в области транспортной трасологии, судебный медик), а также дает указания относительно необходимых технических средств (осветители, средства для измерения, видеосъемка и проч.). Если известно, что водитель скрылся, то в группу включают работника уголовного розыска или иного оперативного сотрудника.

В начальной стадии осмотра следователь изучает и фиксирует (в протоколе, на схеме) дорожную обстановку: тип и состояние дорожного покрытия; ширину и разметку дороги, ее обустройство, наличие дорожных знаков, характеристику прилегающих участков; обзорность, видимость, освещенность; интенсивность и плотность движения; наличие помех движению.

Далее следователь устанавливает местонахождение центра (узла) происшествия. Для этого учитывают: расположение осколков осветительной аппаратуры транспортного средства, пролившегося топлива, тормозной жидкости, смазки, охлаждающей жидкости, следов, оставленных на дорожном покрытии колесами и иными частями транспортного средства, следов на объектах обустройства дороги. Отмечают зону распределения выявленных объектов и следов, их размеры, осуществляется привязка к неподвижным ориентирам (столбу на обочине, осевой линии, бордюрному камню и проч.). Особое внимание обращают на наличие или отсутствие следов торможения, отмечая вид следов (сплошные, прерывистые) и их длину.

Если опрокидывание транспортного средства произошло при заносе на повороте, то при помощи специалиста устанавливают радиус поворота, радиус закругления дороги и ее поперечный профиль.

Осмотр транспортного средства начинают с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное соприкосновение с другим транспортным средством, телом человека или иным объектом при столкновении или наезде. При этом фиксируют форму образовавшихся следов, их размеры и местоположение по отношению к частям транспортного средства, а также по отношению к дорожному покрытию, высоту расположения верхней и нижней границ следа. Повреждения транспортного средства характеризуют как вмятины, царапины, разрывы, изломы, отслоения и наслоения лакокрасочного покрытия, почвенных загрязнений.

При наезде на пешехода основное внимание обращают на детали передней части транспортного средства, которыми чаще всего травмируется пешеход: бампер, облицовка радиатора, фары, крылья. Фиксируют их деформацию, отслоение загрязнений, лакокрасочного покрытия, наложение волокон ткани, крови, эпидермиса, других веществ, отпечатки ткани одежды.

Если произошло столкновение двух транспортных средств, то осмотр начинают с поверхностей, контактировавших при столкновении. Учитывают, что столкновения бывают встречные, попутные и угловые. Осматривая следы первичного соударения, выделяют так называемые контрпары следов, т. е. следы, взаимно переходящие с одного транспортного средства на другое. Для того чтобы определить, какой частью транспортного средства оставлены следы на другом транспортном средстве, учитывают форму следа, его размеры, высоту от дорожного покрытия как следа, так и предполагаемой следообразующей детали.

При осмотре боковых и задней поверхностей транспортного средства особое внимание обращают на выступающие детали и части ручки дверей, порожки, боковые зеркала заднего вида, катафоты, осветительную аппаратуру. Осматривая нижнюю часть транспортного средства, фиксируют наличие отсоединившихся при ДТП частей, а также состояние деталей и узлов, которые могли оставлять следы на дорожном покрытии, на теле человека.

Наряду с наружными поверхностями осматривают и внутреннюю часть салона (кабины), обращают внимание на состояние ветрового стекла (его повреждения) боковых окон, зеркала заднего вида, рулевого колеса, рукоятки переключения скоростей, рукоятки ручного тормоза; отмечают положение органов управления и показания спидометра.

Если имеется заявление водителя о том, что транспортным средством управлял не он, а другое лицо (обычно указывают на погибшего), то предпринимают меры к обнаружению и фиксации следов рук на рулевом колесе и рукоятке переключения передач. С этой целью изымают также резиновые коврики и резиновые накладки педалей для последующего их экспертного сопоставления с возможными следами на подошвах обуви.

В ходе осмотра транспортного средства следователь совместно со специалистом (в том числе инспектором ГИБДД) проверяет техническое состояние рулевого управления, тормозной системы, действие осветительных приборов, замеряет давление в шинах. При выпадении человека проверяется состояние дверных замков.

Когда на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехода, переезд, выпадение), то осмотр трупа и одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет прийти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном как ДТП. Осматривая труп, отмечают его местоположение по отношению к осевой линии, обочине, базовым ориентирам транспортного средства, фиксируют местоположение, форму и размеры следов крови на дороге. В наружном осмотре трупа обязательно участвует судебный медик или заменяющий его врач. В протоколе осмотра фиксируют наличие и форму повреждений, их размеры, расстояние от подошвы стопы.

При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и загрязнения (разорвана, имеются следы волочения, протектора, наложения частиц лакокрасочного покрытия, грязи и т. п.).

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия вместе с транспортным средством, особое внимание обращают на следы, которые помогут установить модель транспортного средства и будут использованы для его розыска, а также последующего отождествления. Сначала фиксируют следы ходовой части: ширину колеи, ширину беговой части протектора, рисунок протектора, базу транспортного средства. Затем изучают следы, возникшие от транспортного средства на объектах окружающей обстановки, замеряют верхнюю и нижнюю границы следа. Обращают внимание на отделившиеся от транспортного средства детали, части, кусочки краски, осколки и т. п. С учетом следов на потерпевшем и на иных объектах может быть сделан вывод, какие повреждения и следы могли остаться на транспортном средстве, на каких его частях. Суммируя полученные данные, следователь определяет ориентирующие данные для розыска транспортного средства и дает задание по его розыску сотрудникам уголовного розыска и ГИБДД.

Если транспортное средство осталось на месте происшествия, а водитель скрылся, то при осмотре транспортного средства выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач, ручном тормозе, крышке ящика для мелких вещей, изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне (кабине). Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку (стереофотосъемку), видеозапись.

Водителя транспортного средства направляют в медицинское учреждение для судебно-медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

При допросе водителя после его свободного рассказа следователь выясняет, было ли исправно транспортное средство перед ДТП, в чем заключалась неисправность, в какой момент водитель ее обнаружил, какие меры принял к ее устранению или прекращению движения. Сведения, сообщаемые водителем, сопоставляются с данными осмотра и проверки транспортного средства на месте происшествия. Впоследствии при назначении судебной дорожно-транспортной (автотехнической) экспертизы перед экспертом должен быть поставлен вопрос о наличии неисправности, ее причине и влиянии на происшедшее ДТП.

Читайте также  Как подать в суд на виновника ДТП

При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоятельства, предшествующие ДТП:

  • — кто, кроме него, находился в кабине (салоне);
  • — сколько времени до ДТП он непосредственно находился за рулем;
  • — куда ехал, по какой улице (дороге), с какой скоростью, на какой полосе движения;
  • — какова была видимость, обзорность;
  • — какие транспортные средства находились на дороге и каким было их взаиморасположение;
  • — какие дорожные знаки, светофоры видел водитель непосредственно перед ДТП.

Выясняют обстоятельства механизма самого ДТП:

  • — когда водитель увидел и осознал аварийную ситуацию;
  • — в чем она выражалась;
  • — какие действия он предпринял или собирался предпринять;
  • — принимал ли меры к прекращению движения путем торможения или применил маневр.

В случае столкновения транспортных средств у каждого водителя выясняют, как ему представлялись действия другого водителя.

При допросе водителя, скрывшегося с места происшествия, выясняют, почему он скрылся, какие меры предпринимал для уничтожения следов, возникших на транспортном средстве во время ДТП.

При допросе свидетелей следует иметь в виду: редко бывает так, чтобы одно лицо видело во всех деталях развивающиеся события и действия их участников. Обычно присутствующие реагируют на звук резкого торможения, сигнала, удара чаще уже после того, как ДТП произошло. Кроме того, для восприятия свидетелем происшедшего существенное значение имеет его местоположение в данной дорожной ситуации, что и необходимо выяснить в начале допроса.

У свидетелей-очевидцев выясняют: направление движения транспортного средства; приблизительную скорость его движения; наличие других транспортных средств; поведение потерпевшего и другие обстоятельства. Если столкнулись транспортные средства, то свидетеля спрашивают о направлении движения каждого из них. Если свидетель находился в кабине (салоне) вместе с водителем, у него выясняют: как давно он ехал с водителем; не употреблял ли водитель спиртные напитки; отвлекался ли водитель во время движения; вели ли они разговор; смотрел ли свидетель на панель приборов; замечал ли он, с какой скоростью двигалось транспортное средство и какова была скорость транспортного средства непосредственно перед ДТП и во время него; когда свидетель осознал аварийную ситуацию; какие меры предпринимал водитель, чтобы ее предотвратить.

Особенности тактики следственных действий, проводимых на первоначальном этапе расследования

Деятельность по расследованию ДТП не может быть целенаправленной и эффективной, если она не будет спланирована и организована. На основании первоначально полученных фактических данных составляется план расследования, в котором с учетом выдвинутых версий отражается последовательная система следственных действий и оперативно-розыскных мер, направленных на розыск скрывшегося с места ДТП водителя и транспортного средства.

В плане первоначального этапа расследования нужно предусмотреть соответствующие следственные осмотры; установление личности виновного; выявление очевидцев и иных свидетелей, их допросы, допросы водителей транспортных средств, участвовавших в ДТП; их судебно-медицинское освидетельствование; назначение и проведение необходимых экспертиз.

К числу неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мер относятся: осмотр места происшествия, осмотр транспортного средства на месте ДТП или в месте его обнаружения, осмотр трупа, осмотр документов, изъятых у водителя, медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего (для определения состояния алкогольного или наркотического опьянения), изъятие и осмотр одежды потерпевшего, допросы очевидцев и иных свидетелей, водителя. Назначается судебно-медицинская экспертиза трупа, последний предъявляется для опознания (если личность погибшего не известна). При необходимости могут быть назначены другие экспертизы (автотехническая, судебно-химическая и др.), проведены следственный эксперимент, проверка показаний с выходом на место, розыск и задержание скрывшегося водителя, установление транспортного средства, участвовавшего в ДТП, и др.

Осмотр места происшествия почти всегда предшествует другим следственным действиям и является одним из основных способов собирания доказательств по делам данной категории. В любую погоду и любое время суток выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее, ибо ДТП чаще случаются на дорогах с интенсивным движением, нередко при неблагоприятных метеорологических условиях (дождь, снег, туман, гололед и т.д.), вследствие чего следовая обстановка быстро изменяется. Нужно учитывать также, что несвоевременным прибытием следователя на место происшествия может воспользоваться виновный водитель транспорта для уничтожения следов происшествия, повреждения узлов автомобиля, чтобы потом заявить о его внезапном выходе из строя.

Следует учитывать определенную специфику осмотра места происшествия по делам данной категории. Практически всегда необходимо как можно быстрее освободить проезжую часть дороги для обеспечения нормального движения транспорта. Поэтому на трассе целесообразно отметить места нахождения трупа, транспортного средства и других объектов, значимых для дела, произвести нужные измерения, а затем осмотр. Кроме традиционной фиксации обстановки места происшествия (фотографирования) целесообразно использовать видеозапись.

Важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП, являются дорожные условия. Поэтому необходимо определить качество дорожного покрытия (асфальт, бетон, гравий и др.), его эксплуатационное состояние (сухое, с наледью и др.), особенности (спуск, крутой поворот, подъем и т.п.). Границы осмотра иногда составляют несколько метров, а нередко они имеют протяженность в несколько сотен метров. На проезжей части дороги могут быть обнаружены следы торможения, капли масла, тосола, позволяющие определить скорость и направление движения транспорта, капли крови, мозгового вещества, осколки фар, лобового и ветрового стекла, частицы лакокрасочного покрытия и т.п.

Определенные особенности имеет осмотр дороги. Важны ее конфигурация (прямая трасса, развилка, перекресток, поворот), наличие уклона (горизонтальная дорога, спуск, подъем), тип покрытия (грунт, асфальт, бетон), его состояние на проезжей части (сухое, мокрое, заснеженное и т.д.), наличие обочин, тротуаров, газонов, дорожных знаков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д. Далее изучается расположение транспортных средств, следов, других вещественных доказательств по отношению к проезжей части, элементам дороги (обочине, разделительной полосе) и постоянным ориентирам (перекрестку, углу дома, дорожному знаку и т.п.).

Границы осматриваемого участка дороги рекомендуется увеличивать как в сторону движения автомобиля, так и в противоположную. Нужно точно зафиксировать ширину проезжей части, обочин, тротуаров, следы пятен крови, мозгового вещества, бензина, масла, отделившиеся детали транспортного средства и части перевозимого груза, осколки фар и стекол, отслоившуюся краску. Определенную специфику имеет осмотр трупа потерпевшего. Если позволяет обстановка, труп лучше осматривать на месте его обнаружения.

Осмотр транспортного средства,участвовавшего в ДТП, имеет не меньшее значение, чем осмотр места происшествия, особенно для выяснения механизма преступления и установления виновного лица. Транспортное средство после аварии обычно сохраняет на себе множество следов, достаточно очевидных. Обязательно фиксируется его положение на месте происшествия по отношению к постоянным ориентирам (угол дома и т.д.); другим транспортным средствам. Делается это посредством фотографирования, вычерчивания плана, схемы, и, конечно, протокольного описания.

Допрос свидетелей.Свидетельские показания являются ценным источником сведений об обстоятельствах ДТП. Свидетелями-очевидцами по делам данной категории могут быть водители других автомашин, пассажиры городского транспорта, пешеходы, работники ГИБДД и т.д. При их допросах следует учитывать, что быстротечность и драматизм события, его неожиданность и кратковременность восприятия могут привести к неточным, отрывочным и противоречивым показаниям очевидцев об обстоятельствах происшествия. Поэтому важно

выявить всех свидетелей, сопоставление показаний которых поможет максимально полно выяснить обстановку и роль каждого участника ДТП.

Допрос подозреваемого.Перед допросом подозреваемого следует ознакомиться с его документами: удостоверением на право вождения автомобиля, техническим паспортом и путевым листом, находящимися у водителя-профессионала, выяснить его квалификацию, маршрут движения, не привлекался ли он ранее к административной или уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения.

Допрос потерпевшегообычно производится после его доставки в медицинское учреждение, с разрешения врача. У потерпевшего-пешехода выясняют, не страдает ли он каким-либо физическим недостатком (например, хромотой, близорукостью, глухотой), помешавшим ему быстро сориентироваться в возникшей обстановке (по этому вопросу рекомендуется проконсультироваться с лечащим врачом, допросить родственников и знакомых потерпевшего). Затем важно уточнить, где он был в момент происшествия и что делал (шел, стоял, бросался из стороны в сторону), видел ли приближающийся автомобиль, каковы его характеристики, какой сигнал светофора горел в тот момент. Если водитель скрылся с места происшествия, то у потерпевшего нужно выяснить вид, марку и другие внешние признаки автомобиля, приметы виновного водителя (пол, возраст и пр.). При оценке показаний потерпевших следует иметь в виду, что они могут добросовестно заблуждаться, преувеличивать скорость приближения автомобиля и т.д. Как и подозреваемый, потерпевший, будучи лицом, заинтересованным в исходе дела, может дать необъективные показания. Кроме того, страх, стресс, физические страдания влияют на его восприятие произошедшего, поэтому показания потерпевшего необходимо тщательно проверить.

Освидетельствованиеводителя и потерпевшего производится для установления алкогольного или наркотического опьянения. Констатируются факт и давность употребления спиртного или наркотиков, степень опьянения, наличие остаточных явлений, свидетельствующих о перенесенном опьянении. Обычно производится также биохимическое исследование проб крови и мочи испытуемого для качественного и количественного определения в его организме алкоголя и наркотиков.

Судебно-медицинская экспертиза назначается во всех случаях, когда ДТП привело к гибели людей или причинению им телесных повреждений. Помимо общих вопросов о причине наступления смерти, времени, характере, локализации и степени тяжести телесных повреждений, состоянии здоровья потерпевшего перед происшествием, судебный медик решает вопрос о наличии на теле и одежде потерпевшего специфических следов автотранспортной травмы. Они возникают вследствие удара конкретных частей тела об автомобиль и дорожное покрытие; сдавливания тела между колесами и дорогой или двумя автомобилями; трения при волочении тела по дорожному покрытию и т.д.

Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательствисследует объекты биологического происхождения, чаще всего кровь, волосы, частицы костей, тканей и органов человеческого тела, обнаруженные при осмотре места ДТП. Перед экспертом ставятся такие вопросы: не происходит ли обнаруженная кровь от человека, если да, то совпадает ли она по группе и типу с группой и типом крови потерпевшего.

Тактика отдельных следственных действий при расследовании ДТП

До выезда на место происшествия следует позаботиться об оказании помощи пострадавшим, подготовке технических средств осмотра, приглашении необходимых специалистов (судебного медика, криминалиста, автотехника и т.п.), охране места происшествия. При организации осмотра места происшествия следует иметь в виду, что имеющиеся следы могут быть уничтожены погодными факторами, участниками дорожного движения, заинтересованными лицами. Поэтому движение следует полностью или частично перекрыть, место происшествия оцепить, неустойчивые следы накрыть, избегая соприкосновения с их поверхностью.

На стадии общего осмотра с учётом показаний очевидцев нужно определить границы осмотра и его порядок. Рекомендуется начинать осмотр с участка, на котором находилось транспортное средство непосредственно перед появлением факторов, создавших аварийную ситуацию. Если выявить эту точку невозможно, то начинать следует от места наезда, столкновения и т.п. В процессе детального осмотра устанавливаются взаимное расположение объектов, следов, их состояние. По ходу осмотра производятся необходимые измерения.

Важным элементом следственного действия является осмотр следов транспортного средства. При осмотре следов колёс измеряется длина следа (отдельно качения, скольжения и т.п.), в случае, если автомобиль крылся необходимо измерить ширину колеи, длину колеса и по возможности – базу автомобиля. Следы описываются в протоколе, фотографируются, с них изготавливаются слепки, зарисовки.

Если происшествие окончилось смертью пострадавшего, то осмотр места происшествия включает в себя осмотр трупа. При этом фиксируется его положение по отношению к предметам обстановки, транспортному средству, поза, состояние одежды, телесные повреждения.

Осмотр транспортного средства является важным элементом ОМП. Желательно, чтобы данный осмотр проводился с участием специалиста – автотехника. При осмотре фиксируется тип, марка, номерной знак автомобиля. Важно обнаружить и зафиксировать все видимые повреждения. Осуществляется тщательный поиск следов, появившихся в процессе ДТП – кровь, волосы, частицы мозгового вещества, волокна ткани от одежды потерпевшего, частицы покрытия объектов, с которыми контактировало транспортное средство, в том числе следы лакокрасочного покрытия другого автомобиля (при столкновении). Как правило, осмотр начинают с той части транспортного средства, которая находилась в контакте с другими объектами (чаще это передняя часть автомобиля).

Читайте также  Если с места ДТП уехал пострадавший

При осмотре кабина фиксируется положение переключателей источников освещения, указателей поворота, ручного тормоза, рычага переключения скоростей. Осуществляется поиск следов рук, ног, микрочастиц с одежды водителя и пассажиров, их волос и крови, особенно если есть основания полагать, что водитель и пассажиры также получили повреждения.

В качестве приложения к протоколу осмотра места происшествия составляются планы и схемы.

В качестве свидетелей по делам о ДТП могут выступать очевидцы события, знакомые и родственники потерпевших, сослуживцы водителя – профессионала, сотрудники милиции, первыми прибывшие на место происшествия, медицинские работки, оказывавшие помощь пострадавшим.

Основное внимание необходимо обратить на допрос очевидцев, поскольку их показания, как правило, наиболее объективны. Следует выявить максимальное количество очевидцев прямо на месте происшествия. Свидетелями могут оказаться водители и пассажиры транспортных средств, находящиеся на дороге во время ДТП, пешеходы, местные жители. Очевидцы могут быть установлены и с помощью средств массовой информации. Как показывает практика, в тех случаях, когда очевидцы сами приходят к следователю через некоторое время после ДТП, то, как правило, ими оказываются люди, пришедшие по просьбе заинтересованной стороны с целью дать искажённые показания. Чаще всего, данные «очевидцы» вообще отсутствовали на месте происшествия. При подозрении на сговор с кем-либо из заинтересованных лиц, показания должны проверяться особенно тщательно.

Неблагоприятное воздействие на показание очевидцев могут оказать быстротечность и эмоциональность события, поэтому при допросе целесообразно применять приёмы, направленные на активизацию мыслительных процессов и памяти. Этому способствую предъявление схемы и фотографий с места происшествия, допрос на месте происшествия.

При допросе очевидцев необходимо выяснить вопросы о взаимном положении транспорта и препятствий на дороге, каким образом участники происшествия реагировали на возникшую аварийную ситуацию (подавались ли звуковые сигналы, производилось ли торможение, снижалась ли скорость, изменялось ли направление движения и т.п.), о положении объектов после аварии. Если в происшествии участвовал пешеход, нужно выяснить, в каком месте и когда он появился на дороге, куда направлялся, где произошёл контакт с транспортом, где оказался пешеход после наезда. Очевидцы могут не только рассказать, но и показать, где какие события происходили. В этом случае целесообразно произвести проверку и уточнение показаний на месте.

Знакомые и родственники пострадавших допрашиваются о том, с какой целью, куда и в каком состоянии направлялся пострадавший, каково было его здоровье, не страдал ли он физическими и психическими недостатками.

От сослуживцев водителя могут быть получены сведения о его личности, деловых и моральных качествах, уровне профессионализма, добросовестности, состоянии транспортного средства перед выездом и т.п.

Медицинские работники оказывавшие помощь пострадавшим допрашиваются о состоянии потерпевшего, его положении к моменту их прибытия, о том, не говорил ли он что-либо. Особенно важной данная информация может оказаться в случае смерти потерпевшего.

Работников милиции, которые первыми прибыли на место происшествия необходимо допросить о первоначальной обстановке происшествия, о том какие изменения и с какой целью вносились и т.п.

Судебно-медицинское освидетельствование подозреваемого

Данное действие производится с целью установления алкогольного или наркотического опьянения водителя или пешехода. Производится освидетельствование в психоневрологических диспансерах, поликлиниках, больницах, амбулаториях, а при их отсутствии в обычных лечебных заведениях. В процессе освидетельствования устанавливается сам факт употребления алкоголя или наркотических средств, их количество, давность употребления, степень опьянения. При этом используется осмотр, экспресс тесты, также у подозреваемого могут быть отобраны образцы крови и мочи для их биохимического исследования.

Допрос подозреваемого и обвиняемого

Содержание допроса подозреваемого и обвиняемого диктуется предметом доказывания, то есть, при допросе последовательно должны быть выяснены все обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу. Тактика допроса зависит от позиции, занятой допрашиваемым. В большинстве случаев, обвиняемые склонны к даче правдивых показаний, однако стремятся облегчить свою участь, ссылаясь на различные обстоятельства: плохое состояние дорожного покрытия, ухудшенную видимость, нарушения со стороны потерпевшего и т.п. Если подозреваемый или обвиняемый даёт правдивые показания, не следует «успокаиваться», так как по прошествии какого-то времени, при обнаружении неполноты расследования он может изменить свою позицию. Вся тактика допроса и последующие действия должны быть направлены на подтверждение информации, полученной от подозреваемого, в первую очередь, путём приобщения к делу объективных доказательств.

Если обвиняемый не признаёт вину, при его допросе следует использовать приёмы, основанные на эмоциональном воздействии, обращении к его лучшим личностным качествам, обострении чувства сострадания к потерпевшему и его родственникам. Когда данные приёмы оказываются бесполезными, необходимо приступить к разоблачению лжи путём предъявления собранных доказательств и других приёмов, уместных в данной ситуации.

Особенности назначения экспертиз

Судебно-медицинская экспертиза в настоящее время назначается по всем делам о ДТП, поскольку состав преступления предусматривает только те случаи, когда авария влечёт за собой гибель людей или причинение вреда их здоровью – тяжкого или средней тяжести. На разрешение данной экспертизы ставятся следующие вопросы:

  1. Какова причина и время наступления смерти?
  2. Каково количество, характер, локализация, степень тяжести и механизм образования повреждений на теле пострадавшего?
  3. Какие повреждения образовались во время аварии, а какие до неё?
  4. В каком положении находился пострадавший во время наезда?
  5. Носят ли повреждения прижизненный или посмертный характер?
  6. Какое или какие повреждения привели к смерти пострадавшего?
  7. Не страдал ли пострадавший какими-либо заболеваниями на момент аварии?
  8. Не находился ли пострадавший в состоянии алкогольного или наркотического опьянения либо под воздействием сильнодействующих средств?

В большинстве случаев для выяснения обстоятельств дорожного происшествия необходимо проведение автотехнической экспертизы. На её разрешение как правило, ставятся следующие вопросы:

  1. Какие повреждения имеются на транспортном средстве, когда они образовались в процессе аварии или до неё?
  2. Каков механизм образования данных повреждений?
  3. С какой скоростью двигалось транспортное средство перед происшествием?
  4. Имел ли водитель возможность при данных условиях видимости, состоянии дорожного покрытия, скорости движения предотвратить происшествие путём торможения?
  5. Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства и дорожной обстановкой способствовали ДТП?

В распоряжение экспертов, кроме транспортных средств и вещественных доказательств предоставляются материалы уголовного дела: протоколы осмотра места происшествия, вещественных доказательств, допросов очевидцев и других свидетелей, заключение судебно-медицинской экспертизы, фото и видео материалы. Часто эксперту необходимо самому – осмотреть место происшествия.

Для исследования частиц смазки, топлива, лакокрасочного покрытия и т.п. может назначаться криминалистическая экспертиза материалов веществ и изделий (КЭМВИ). Эта же экспертиза проводится в целях исследования волокон, обнаруженных на деталях транспортного средства и произошедших от одежды потерпевшего.

Из криминалистических экспертиз наиболее часто назначается трасологическая экспертиза для идентификации транспортного средства, установления целого по частям (при исследовании осколков стеклянных элементов транспортного средства), направления движения транспортного средства, идентификации подозреваемого по следам рук и т.п.

В некоторых случаях могут быть назначены комплексные экспертизы: медико-криминалистическая, автотехническая и судебно-медицинская.

Следственный эксперимент является достаточно распространённым следственным действием при расследовании данной категории уголовных дел. Проводится он чаще всего для определения границ видимости с мета водителя, установления возможности слышать звуковые сигналы, шум движущегося транспорта с определённого места или конкретным лицом, для определения возможности заноса транспортного средства, ослепления водителя светом фар встречного транспорта, возможности образования отдельных видов следов при определённом положении транспорта и препятствий и т.п.

При проведении следственного эксперимента следует стремиться с наиболее точному воспроизведению обстановки и условий происшествия. В то же время необходимо принять меры строжайшего обеспечения безопасности участников эксперимента и окружающих граждан. Участок дороги, где проводится эксперимент должен быть надёжно ограждён и охраняем. Опыты должны планироваться так, чтобы не причинить вреда участникам эксперимента. С этой целью в ряде случаев следует пригласить специалиста, который поможет произвести необходимые расчёты и консультации.

Особенности методики расследования преступлений против безопасности и эксплуатации автотранспорта обуславливаются неосторожной формой вины субъектов преступления. Криминалистическая характеристика отличается наличием таких элементов, как виды и механизм ДТП, а также особенностями личности виновного. Программа действий следователя включает в себя действия, обязательные для любой следственной ситуации (осмотры места происшествия и транспортных средств, назначение судебных экспертиз, освидетельствования, допросы участников ДТП и очевидцев). В усложненных ситуациях производятся действия по розыску водителя и транспортного средства, назначаются комплексные судебные экспертизы, проводятся очные ставки.

97. Тактика производства неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании дтп.

При получении сообщения о ДТП инспектор ГИБДД (ГАИ) производит осмотр места происшествия, со­ставляет протокол осмотра ДТП, получает рапорт от инспектора ГИБДД (ГАИ), обслуживающего трассу, объяснение водителя, проверяет техническое состоя­ние автомашины, направляет водителя на освидетель­ствование для установления состояния алкогольного или наркотического опьянения. В случае смерти по­терпевшего, причинения ему тяжких телесных повреж­дений на место происшествия направляется следст­венно-оперативная группа в составе следователя и инспектора ГИБДД (ГАИ), при необходимости — опе­ративного работника уголовного розыска, судебного медика, специалиста-криминалиста и специалиста-автотехника. Поводами для возбуждения уголовного дела являются непосредственное обнаружение мили­цией (главным образом ГИБДД (ГАИ)) признаков пре­ступления, заявления потерпевших или их близких, очевидцев, водителей транспортных средств, прича­стных к происшествию. В самом начале расследования возникают следую­щие типичные следственные ситуации.1. Водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия. 2. Водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия. З. Транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся.4. Водитель на автомашине скрылся с места проис­шествия и увез потерпевшего или его труп. Наиболее распространена первая ситуация, в этом случае чаще всего наблюдаются телесные поврежде­ния пострадавших или причинение существенного материального ущерба. Следователь должен немед­ленно произвести осмотр места происшествия, транс­портного средства, опросить и в последующем до­просить всех осведомленных лиц, произвести освидетельствование водителя и потерпевшего для установления алкогольного или наркотического опья­нения, назначить судебно-медицинскую экспертизу потерпевшего и другие виды экспертиз. При 2, 3 и 4-й ситуации исключительно большое значение приобре­тает розыск скрывшегося водителя и транспортного средства. Прежде всего должно быть обеспечено не­медленное информирование подразделений ГИБДД (ГАИ) и соседних территориальных органов милиции о случившемся, произведен опрос возможных свиде­телей в местах по направлению предполагаемого сле­дования транспортного средства, организовано пре­следование по горячим следам. Розыск транспортных средств и водителя чаще всего осуществляется по материальным следам, обнаруженным на месте про­исшествия. Обычно сразу же после осмотра места происшествия и проведения других первоначальных следственных действий следователь выдвигает и про­веряет версии о причинах ДТП.

98. Типичные судебные экспертизы, назначенные при расследовании дтп.

Судебно-медицинская экспертиза назначается во всех случаях, когда в результате ДТП гибнут люди или им причиняются телесные повреждения. Эта экспертиза помимо общих вопросов о причине смерти, времени, характере, локализации и степени тяжести телесных повреждений, состоянии здоровья потерпевшего перед нанесением ему повреждении, имеет своей задачей исследование вопросов о наличии или отсутствии на теле и одеж-, де потерпевшего следов транспортной (автомобильной) травмы. Кроме того, проводится судебно-медицинское I освидетельствование водителя и потерпевшего для установления алкогольного или наркотического опьянения. При необходимости проводится судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств, которая исследует различные объекты биологиче­ского происхождения (кровь, волосы, кости), обна­руженные в ходе осмотра места ДТП. Дорожно-транспортная (автотехниче­ская) экспертиза — назначается для опре­деления технического состояния транспортных средств и исправности отдельных его частей, меха­низмов и его частей, механизмов и узлов, установ­ление механизма ДТП, исследование технических возможностей предотвращения ДТП. Судебно-химическая экспертиза назначается, когда необходимо определить, не однородны ли частицы краски, смазочных материалов, жидких и сыпучих грузов, обнаруженные на месте проис­шествия, определение последовательности воз­никновения следов, направления движения транс­портного средства, идентификация человека по следам рук, оставленных на рычагах управления. Иногда возникает потребность в проведении комплексной экспертизы, включающей в себя не­сколько видов экспертиз. В необходимых случаях проводится судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертиза.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: