Возмещение ущерба при ДТП если автомобиль продан

Купили автомобиль по ДКП, не поставили на учёт и попали в ДТП – какие последствия и что делать?

Попали в ДТП на машине по ДКП

Автомобиль, на котором вы передвигаетесь только по договору купли-продажи – это всегда повышенный риск. В том числе при аварии. Но здесь у нас для вас хорошие новости, если вы потерпевший участник такого происшествия – все правила работают также, как если бы авто было оформлено в ГИБДД. А вот если виновник, то последствия могут грозить уже более печальные. Но давайте по порядку разберём ситуацию, когда владелец транспортного средства попал в ДТП, передвигаясь по ДКП, так как недавно купил машину и не успел её оформить. Все данные в этой статье актуальны на 2021 год.

Будет ли что-то грозить бывшему хозяину авто?

Нет. Говоря по-простому – предыдущий владелец данного автомобиля является именно предыдущим. Никаких прав и обязанностей в отношении отчуждённого имущества у него нет, потому как он передал право собственности вам как новому собственнику, получив за это деньги (или что-то другое – например, при договоре мены). Не будет ответственности ни за вред имуществу, ни если в происшествии оказались пострадавшие или даже погибшие люди.

В данном случае законодательство 2021 года оперирует термином «собственник». У него вся ответственность, права и обязанности в отношении конкретного имущества. В свою очередь, право собственности старый владелец машины вам в момент подписания договора купли-продажи (далее – «ДКП»). Так гласит часть 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ.

То есть бывший хозяин машины ни за что не ответственен:

  • никакого наказания ему не грозит за передачу управления попавшему в ДТП на неоформленном автомобиле,
  • равно как и не будет штрафа непосредственно за ваше нарушение ПДД, которое привело к аварии,
  • обязанность по возмещению вреда, если вы стали виновником происшествия, передвигаясь по ДКП – пусть даже просроченному – у прежнего владельца также не возникает.

Таким образом, после подписания ДКП право собственности переходит покупателю машины. И уже вне зависимости от иных нарушений в виде пропусков сроков постановки автомобиля на учёт ГИБДД, просрочки договора и других новый владелец отвечает за все последствия использования транспортного средства. Если быть точнее, передача ответственности происходит при подписании акта приёма-передачи авто, если этот документ был в составе договора купли-продажи. Если не был, то на основании даты и времени в ДКП (часть 2 статьи 223 ГК РФ).

Впрочем, к бывшему собственнику могут приехать из полиции, если, к примеру, новоявленный владелец покинет место ДТП. Но здесь дело за малым – показать экземпляр ДКП о переходе права собственности.

Что нужно делать в первую очередь, если попали в ДТП на неоформленной машине?

Здесь порядок действий ничем не отличается от обычного происшествия: выставить знак аварийной остановки, включить «аварийку», вызвать полицию.

Что делать при ДТП на не оформленном автомобиле

Однако, здесь для вас как владельца автомобиля, который ещё не оформлен в ГИБДД, может ключевую роль сыграть невиновность в ДТП, если на первый взгляд оно выглядит спорным. Поэтому нужно сразу запастись доказательствами:

  1. сохранить запись с видеорегистратора при его наличии,
  2. общаться со вторым участником и сотрудниками ГИБДД только под видеосъёмку или хотя бы аудиозапись,
  3. осмотреться или пройтись в округе в ожидании полиции в поисках камер наружного наблюдения – если найдёте таковые, попросите сразу их хозяина сохранить запись, а затем ходатайствуйте в документах от ДПС о запросе видеозаписей и приобщении их к делу.

Какие документы понадобятся?

Непосредственно на месте оформления ДТП, произошедшего с участием машины, которая не оформлена в ГАИ, вам нужно будет предъявить только те документы, которые прописаны в пункте 2.1.1 ПДД, в случае их наличия:

  • свидетельство о регистрации (если машину вы не переоформили, то нужно предъявить СТС, которое вам передал бывший владелец; если автомобиль новый с салона, то этот документ вообще не понадобится
  • ваше водительское удостоверение,
  • действующий полис ОСАГО (вы всё ещё можете ездить первые 10 дней после покупки без договора страхования, но это может вылиться вам в плохие последствия).

А вот договор купли-продажи и ПТС как подтверждение того, что именно вы новый собственник не оформленного авто, на месте ДТП вам не понадобятся. Хотя, на практике 2021 года их нередко требуют инспекторы как доказательство того, что вы не просрочили обязанность по постановке автомобиля на учёт на себя.

Зато эти бумаги могут быть необходимы далее для получения страхового возмещения по ОСАГО, если вас признают потерпевшей стороной, а также для суда. Поэтому позаботьтесь заранее об их сохранности.

Что будет, если ДКП просроченный?

Разумеется, автоматически виновником ДТП это вас не сделает.

Но здесь следует уяснить одну важную законодательную тонкость – договор просроченным быть не может, это не кефир. Законом установлен срок 10 дней для перерегистрации автомобиля на вас как нового собственника. И просроченным тут может быть только этот период.

Штраф за просроченный ДКП при аварии

И за данное нарушение может грозить целых 2 наказания:

  • штраф 500-800 рублей налагается конкретно за езду с просроченным ДКП на непереоформленной машине по части 1 статьи 12.1 КоАП РФ,
  • если вы уже ранее в течение приблизительно года привлекались по указанной выше норме, то за повторное нарушение будет уже лишение прав на 1-3 месяца либо штраф возрастёт до 5 000 рублей (часть 1.1 этой же статьи),
  • и есть ещё один штраф ГИБДД – 1 500 – 2 000 рублей за сам факт просрочки регистрации (то есть вне зависимости от факта управления такой машиной) по части 1 статьи 19.22 КоАП.

Ещё раз напомним, что «просроченный» ДКП никак не может стать ни подспорьем в определении вашей виновности в ДТП, ни отягчающим фактором при другом нарушении ПДД, которое непосредственно к этой аварии привело.

Я потерпевшая сторона – что мне грозит за такое ДТП в 2021 году?

Ровным счётом ничего, если не прошло 10 дней с даты заключения договора купли-продажи либо если сотрудники ГИБДД не узнают о том, что прошло. Иначе будет по меньшей мере один из вышеперечисленных штрафов.

И это всё, ничего более за ДТП на неоформленной машине вам в 2021 году не грозит.

Будет ли отказ в выплате по ОСАГО, если я езжу по ДКП?

Нет. Дело в том, что по ОСАГО страховой случай наступает в момент возникновения ответственности водителя транспортного средства. А если виновным признали второго участника ДТП, то нужно, чтобы его автогражданская ответственность была застрахована – то есть у него был действующий полис ОСАГО.

В вашем случае в зависимости от наличия полиса могут быть только 2 варианта:

  • если вы ездите по ДКП и не оформили автомобиль в ГИБДД на себя, попав в ДТП, а также ещё не приобрели страховку ОСАГО, то вам нужно будет обращаться в страховую компанию виновника ДТП,
  • если же вы успели заключить договор ОСАГО, то сможете обратиться к своему страховщику, если соблюдены иные условия для этой возможности.

Впрочем, в очень редких случаях страховщики считают иначе – якобы, если вы не переоформили машину на себя в ГИБДД, то и выплата положена не вам, а прежнему собственнику. И доля логики в отказе в страховом возмещении тут есть – ведь в списке обязательных документов для его получения при предъявлении страховой компании отсутствует и ДКП, и ПТС, где могла бы быть запись о переходе права собственности. То есть страховщик в принципе не может убедиться в том, что вы являетесь выгодоприобретателем, то есть именно вам должна быть произведена эта выплата по ОСАГО.

Ну и пусть считает так! Конечно, вы можете показать страховщику ваш экземпляр договора и/или ПТС, чтобы тот убедился. Но это будет акт вашей доброй воли, но никак не условие для получения возмещения и, тем более, не обязанность.

Выплата по ОСАГО, если авто не оформлено в ГИБДД

Судебная практика Верховного суда РФ

В подтверждение вышеописанного ещё раз приведём некоторые официальные пункты законодательства 2021 года.

  • Согласно ФЗ Об ОСАГО, страховое возмещение производится потерпевшему, то есть лицу, имуществу на праве собственности которого, в том числе при использовании другим лицом, причинён вред (то есть вашим не оформленным автомобилем мог управлять и другой человек, попав в ДТП).
  • Согласно ГК РФ, право собственности приобретается заключением ДКП.
  • Статья 223 указывает, что момент перехода такого права случается при подписании договора (или акта приёма-передачи машины).

Однако, страховщики нередко ссылаются на пункт 2 статьи 223, которая говорит о том, что если отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, то и до постановки на учёт в ГИБДД автомобиль всё ещё принадлежит прежнему владельцу. И это в корне неверно!

Дело в том, что в указанной норме законе говорится не о регистрации транспортного средства, а именно о регистрации отчуждения права собственности. Сюда подпадает, к примеру, недвижимость, сделки по которой нужно заверять в госучреждении. Договор купли-продажи же такой регистрации не подлежит, поэтому собственность появляется у вас именно в момент подписания ДКП.

Такое положение дел подтверждает и Верховный суд, который в своём Определении №41-КГ16-25 указал буквально следующее:

При этом, регистрация транспортных средств носит учётный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности.

Таким образом, именно вы являетесь выгодоприобретателем по ОСАГО – то есть вам положена страховая выплата, если есть договор купли-продажи автомобиля вам, и вне зависимости от того, успели вы оформить машину в ГИБДД или нет на момент попадания в ДТП.

  • В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
  • В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.

На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).

Читайте также  Как снять с учета машину после ДТП

Я виновник – какие последствия, если автомобиль не переоформлен, в 2021 году?

Пункт 2 статьи 4 закона Об ОСАГО даёт тот же срок 10 дней для покупки полиса при приобретении автомобиля, но до регистрации в ГИБДД. Следовательно, всё зависит от того, была ли у вас страховка на дату ДТП:

  • если ОСАГО вы не успели приобрести, то увы, придётся оплачивать ущерб из собственного кармана,
  • если же у вас есть действующий полис, где собственником уже указаны вы, то новости для вас хорошие – всё (или почти всё) за вас заплатит страховщик.

Если страховка только от предыдущего владельца?

К сожалению, она не работает, так как конкретно риск вашей ответственности не застрахован – только риск прежнего владельца.

Однако, некоторые автовладельцы прибегают к незаконным методам – например, если просто никому не говорить о наличии ДКП и, соответственно, переходе права собственности, и предварительно договорившись об этом с продавцом автомобиля, то полис ОСАГО может быть действующим – просто вы управляли автомобилем как водитель. Но здесь нужно быть внимательным – договор ОСАГО должен быть неограниченным, либо вы должны быть в него вписаны как допущенный водитель, иначе от этого мало что меняется: страховщик выплатит всё потерпевшему, но вам предъявит регресс на всю эту сумму.

Ещё один способ мог бы быть рабочим – договориться со вторым участником ДТП оформить его через несколько дней, и за это время приобрести страховку. Однако, имейте в виду, что это мошенническая схема, а в ряде случаев полис ОСАГО начнёт действовать не ранее, чем через 3 дня со дня покупки (в случае с электронным полисом всегда). А для приобретения страховки личным посещением офиса страховщика вашу машину сфотографируют на предмет наличия повреждения от старых ДТП. А у вас эти повреждения уже будут.

А если машина не будет восстанавливаться, она продана без восстановления, по какой методике считать ущерб?

Добрый день!

Согласно ст. 12.1 Федерального закона «Об ОСАГО», В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России и содержит, в частности: а) порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом; б) порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), в том числе номенклатуру комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), на которые при расчете размера расходов на восстановительный ремонт устанавливается нулевое значение износа; в) порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства; г) справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств; д) порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов). Данные указанных справочников должны обновляться не реже одного раза в течение шести месяцев, в том числе на основании сведений об оплате страховщиками проведенного восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств станциям технического обслуживания в соответствии с настоящим Федеральным законом. Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника. Требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Эксперты-техники несут ответственность за недостоверность результатов проведенной ими независимой технической экспертизы транспортных средств. Убытки, причиненные экспертом-техником вследствие представления недостоверных результатов независимой технической экспертизы, подлежат возмещению экспертом-техником в полном объеме. Судебная экспертиза транспортного средства, назначаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страхового возмещения потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования, проводится в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утверждаемой Банком России, и с учетом положений настоящей статьи. Согласно п.п.3-10 Положения Банка России от 19 сентября 2014 г. N 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства», для проведения экспертизы страховщик, потерпевший, получивший направление на экспертизу у страховщика или заказывающий проведение экспертизы самостоятельно в случае, когда страховщик не организовал экспертизу транспортного средства потерпевшего в установленный срок, либо заказавший повторную экспертизу, привлекает эксперта-техника (экспертную организацию) на основании соответствующего договора. Первичная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего). В случае несогласия страховщика (потерпевшего) с выводами первичной экспертизы повторная экспертиза проводится иным, не проводившим первичную экспертизу экспертом-техником (экспертной организацией), по тем же вопросам и основаниям. Дополнительная экспертиза проводится экспертом-техником (экспертной организацией) по заявлению страховщика (потерпевшего) для исследования дополнительных вопросов или обстоятельств, которые не были рассмотрены в первичной экспертизе или повторной экспертизе. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) имеет право: запрашивать у страховщика (потерпевшего) информацию, необходимую для проведения экспертизы; получать от страховщика (потерпевшего) разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления экспертизы; привлекать к участию в проведении экспертизы других экспертов-техников (экспертные организации) и специалистов. При проведении экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) обязан (обязана): сообщать страховщику и потерпевшему о невозможности своего участия в проведении экспертизы в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы; обеспечивать сохранность документов и объектов исследования, получаемых от страховщика (потерпевшего) и третьих лиц в ходе проведения экспертизы; не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе проведения экспертизы, и результаты экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. К обстоятельствам, препятствующим проведению экспертизы экспертом-техником (экспертной организации), относятся случаи, когда: эксперт-техник (экспертная организация) является учредителем, собственником, акционером, страхователем (клиентом) или должностным лицом страховщика; эксперт-техник или хотя бы один из экспертов-техников экспертной организации состоит в близком родстве с потерпевшим; страховщик (потерпевший) является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом экспертной организации. Расходы, связанные с организацией и проведением повторной экспертизы, оплачиваются за счет инициатора ее проведения, если соглашением между страховщиком и потерпевшим не установлено иное. При организации повторной экспертизы эксперт-техник (экспертная организация) должен быть уведомлен (должна быть уведомлена) инициатором ее проведения о наличии уже проведенной экспертизы, а другая сторона (страховщик или потерпевший) в письменном виде заблаговременно уведомлены о месте и времени проведения повторной экспертизы. Если у инициатора экспертизы (страховщика или потерпевшего) нет возражений по содержанию уже имеющегося акта осмотра поврежденного транспортного средства, то экспертиза может быть проведена без осмотра транспортного средства, на основании имеющегося акта, с обязательным указанием на это в экспертном заключении. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме. Экспертное заключение должно включать: полное наименование, организационно-правовую форму, место нахождения экспертной организации / фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации; порядковый номер и дату составления; основание для проведения экспертизы транспортного средства (с реквизитами); фамилию, имя, отчество (при наличии) потерпевшего — физического лица, или полное наименование и место нахождения потерпевшего — юридического лица; перечень и описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования в ходе экспертизы, а также полные данные транспортного средства, включая пробег и дату начала эксплуатации; дату повреждения транспортного средства (дату дорожно-транспортного происшествия); данные транспортного средства страхователя (с указанием на факт его осмотра либо указанием документа, из которого получена информация о транспортном средстве); сведения о документах, в том числе о страховых полисах обязательного страхования гражданской ответственности потерпевшего и виновного в дорожно-транспортном происшествии, рассмотренных в процессе экспертизы, и полные наименования страховых организаций, их выдавших; вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы; перечень нормативного, методического, информационного, программного и другого обеспечения, использованного при проведении экспертизы; описание проведенных исследований; ограничения и пределы применения полученных результатов экспертизы; выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые им (ею) были установлены в процессе проведения экспертизы; выводы в целом по экспертизе и каждому из поставленных вопросов. Выводы экспертного заключения излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой они были поставлены. На каждый из вопросов должен быть дан ответ по существу в формулировках, не допускающих неоднозначного толкования, либо указаны причины невозможности дать ответ. Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые им (ею) были установлены в процессе исследования, излагаются в конце заключения. Экспертное заключение подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу. Экспертное заключение, подготовленное экспертной организацией, подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется ее печатью. Экспертное заключение прошивается (с указанием количества сшитых листов) и передается инициатору экспертизы под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении. Копии экспертных заключений и другая документация, связанная с проведением экспертизы, подлежат хранению экспертом-техником (экспертной организацией) в течение трех лет. Таким образом, в случае, если Вы несогласны с результатами экспертизы, проведенной страховщиком, спор подлежит разрешению в судебном порядке.

Таким образом, независимо от того, собираетесь Вы проводить ремонт автомобиля или нет, сумма ущерба подлежит расчету при проведении независимой технической экспертизы.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

ВС объяснил как быть, когда ремонт автомобиля обходится дороже его цены при покупке

При решении вопроса о возмещении ущерба на ремонт пострадавшего в ДТП автомобиля необходимо опираться на среднюю стоимость идентичного транспортного средства, а не на сумму, которую владелец в своё время заплатил за машину, разъясняет Верховный суд РФ. Высшая инстанция отмечает, что продавец имеет право по собственным мотивам отдать автомобиль по цене ниже реальной, но покупатель не должен впоследствии страдать от подобных условий купли-продажи.

ВС также подчёркивает, что суды не могут подозревать владельца автомобиля в злоупотреблении правом без обоснованных причин: водители могут получить моральный ущерб и штрафы, если они не препятствовали страховщику в оценке ущерба.

Суть спора

Читайте также  Оценить машину после ДТП

До высшей инстанции с жалобой дошёл житель Ростова, машина которого была повреждена в ДТП. Заявитель обратился в страховую компанию, где была застрахована ответственность виновника аварии, за возмещением ущерба, однако получил отказ. Страховая компания сослалась на заключение эксперта о том, что заявленные повреждения не могли быть причинены в этом ДТП. Претензию заявителя также не удовлетворили, поэтому он обратился в суд.

Каменский суд Ростовской области частично согласился с аргументами заявителя и взыскал в его пользу более 250 тысяч страхового возмещения, 4 тысячи в качестве компенсации морального вреда, а также штраф 126 тысяч рублей.

Суд руководствовался выводами назначенной им экспертизы, которая сочла, что повреждения автомобиля истца образовались все же в результате ДТП, а стоимость ремонта с учётом износа составляет 252 тысячи рублей.

Однако Ростовский областной суд это решение отменил и принял новое: в пользу пострадавшего было взыскано страховое возмещение в размере 200 тысяч рублей, а в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Апелляция указала на то, что возмещение вреда должно обеспечивать восстановление нарушенного права, но не приводить к неосновательному обогащению, а поскольку истец купил автомобиль за 200 тысяч рублей, то и размер страхового возмещения не должен превышать эту сумму.

Отказывая же в удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда и штрафа, суд апелляционной инстанции сослался на злоупотребление правом.

Позиция ВС

ВС напоминает, что размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:

а) в случае полной гибели имущества — в размере действительной его стоимости на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков;

б) в случае повреждения имущества — в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая (пункт 18 статьи 12 Закон об ОСАГО)

ВС в специальном пленуме разъяснял, что под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт повреждённого имущества невозможен либо стоимость ремонта равна или превышает стоимость имущества на дату наступления страхового случая (пункт 42 постановления от 26 декабря 2017 года No58).

При принятии решения об экономической целесообразности восстановительного ремонта необходимо принимать величину стоимости транспортного средства на момент ДТП равной средней стоимости аналога на указанную дату (пункт 6.1 Единой методики, утверждённой положением Центрального банка РФ от 19 сентября 2014 года No432-П), напоминает ВС.

При этом проведение восстановительного ремонта признаётся нецелесообразным, если предполагаемые затраты на него равны или превышают стоимость аналога.

Таким образом, не имеет значение за какую сумму владелец приобрёл поврежденный автомобиль, опираться надо на среднюю стоимость идентичного транспортного средства, поясняет высшая инстанция.

«В отличие от действительной стоимости автомобиля на день наступления страхового случая цена договора купли-продажи — это согласованная сторонами денежная сумма, которую покупатель обязан уплатить продавцу.
С учётом свободы договора и различных мотивов продажи автомобиля цена договора купли-продажи автомобиля может не соответствовать действительной стоимости автомобиля», — отмечает ВС.

Он указал, что по данному делу имеются два экспертных заключения о стоимости восстановительного ремонта с учётом износа деталей, причём оба эксперта указали размер ущерба в пределах статистической погрешности — 247 и 252 тысячи рублей.

Выводов о нецелесообразности ремонта либо о том, что стоимость ремонта превышает стоимость неповреждённого автомобиля на момент ДТП, экспертами сделано не было, обращает внимание ВС.

Таким образом, считает он, если у суда апелляционной инстанции возникли сомнения в том, что стоимость восстановительного ремонта превышает стоимость автомобиля, то он должен был поставить этот вопрос на обсуждение сторон и назначить экспертизу именно по этому вопросу.

Моральный вред как злоупотребление

Нельзя согласиться и с выводом суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда и штрафа по мотиву якобы злоупотребления истцом правом, решил ВС РФ.

Он напоминает, что закон не допускает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

При этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).

ВС в пленуме разъяснял, в каких случаях следует отказывать во взыскании морального вреда с автостраховщиков: когда установлено, что в результате действий потерпевшего страховщик не мог исполнить свои обязательства в полном объёме или своевременно, например, предоставлен не полный пакет документов или недостоверные сведения, либо автомобиль не предоставляют для осмотра и независимой технической экспертизы. В данном деле таких фактов не установлено.

К тому же, частично удовлетворяя требования, областной суд тем самым признал факт нарушения страховой компанией обязательств и обоснованность исковых требований водителя, отмечает ВС.

«Таким образом, в судебном постановлении суда апелляционной инстанции содержится противоречие между выводами об удовлетворении требований истца и выводами о его недобросовестности», — считает ВС.

В связи с чем он отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в областной суд.

Продажа потерпевшим автомобиля после ДТП не лишает его права на страховое возмещение по ОСАГО?

Все владельцы авто прекрасно знают и понимают, что нас принудительно заставили страховать своего коня по ОСАГО. Но вот при случившихся ДТП, страховые компании не спешить полностью или вообще не хотят возмещать ущерб, находя при этом множество причин. Суды в основном встают на сторону потерпевших, но при этом суммы всегда загружаются оценщиками страховых компаний. Так один из потерпевших попав в ДТП и проведя все необходимые процедуры, продал своего коня и на данном основании, а что было от Вас лишь потребуется дочитать статью. В данной статье хочу привести пример как один человек дошел до ВС России.

Суд первой инстанции.

Потерпевший обратился в суд с иском к страховой компании (далее СК) и виновник у ДТП, в котором просил взыскать в его пользу: с СК-страховое возмещение в размере 400 000 рублей, неустойку на день вынесения решения, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей; с виновника — сумму материального ущерба в размере 226 300 рублей, расходы, понесёные в связи с оплатой услуг оценочной компании, в размере 7 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 5 463 рубля; с СК и виновника солидарно — расходы, понесёные в связи оплатой услуг представителя, в размере 15 000 рублей (как видете без знающего юриста в этой области не обойтись).

Решением суда первой инстанции исковые требования потерпевшего удовлетворены частично.

Суд апелляционной инстанции.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда решение суда Республики первой инстанции в части удовлетворения требований о взыскании с СК страхового возмещения, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, возмещения расходов на оплату услуг представителя отменено и в данной части принято новое решение об отказе потерпевшему в иске.

Решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований о взыскании с виновника ущерба, судебных расходов, расходов на оплату государственной пошлины изменено.

Суд апелляционной инстанции взыскал в пользу потерпевшего с виновника: ущерб — 114 800 рублей, расходы на оплату услуг представителя — 5 148 рублей, расходы на оплату оценочных услуг — 5 460 рублей, расходы на оплату государственной пошлины — 3 229,20 рубля.

Верховный Суд Российской Федерации.

В кассационной жалобе истцом ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики как незаконных.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации кассационная жалоба потерпевшего с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Гражданину, автомобиль которого получил повреждения в результате ДТП, решением суда было отказано во взыскании страхового возмещения со страховой компании причинителя вреда. Суд усмотрел в поведении истца злоупотребление правом, поскольку тот, первоначально ошибочно обратившись к своему страховщику в порядке прямого возмещения убытков, затем продал транспортное средство и тем самым лишил страховщика причинителя вреда возможности произвести его осмотр. Кроме того, суд исходил из того, что законодательством об ОСАГО по общему правилу предусмотрена натуральная форма возмещения в отношении принадлежащих гражданам легковых автомобилей, в связи с чем на стороне страховщика не возникла обязанность по выплате страхового возмещения в денежной форме.

Верховный Суд РФ нашел эти выводы нижестоящей судебной инстанции ошибочными. Он отметил, что при первоначальном обращении потерпевшего в его страховую компанию в порядке ПВУ был произведен осмотр транспортного средства, результаты которого являются достаточными для определения страховщиком причинителя вреда размера подлежащих возмещению убытков. Запрета же на отчуждение потерпевшим поврежденного транспортного средства закон не содержит. Следовательно, эти обстоятельства сами по себе не могут расцениваться как безусловное свидетельство злоупотребления правом со стороны потерпевшего и не исключают его права на получение денежной выплаты в порядке страхового возмещения.

Таким образом Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации сочла жалобу подлежащей удовлетворению. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Удмуртской Республики.

Собственник продал машину на словах, а теперь заплатит за чужое ДТП

Один мужчина в Новгородской области ехал на жигулях и врезался в Тойоту Камри.

Когда стали разбираться, оказалось, что автомобиль принадлежал ему только на словах. Владелец машины и этот мужчина договорились, что когда-нибудь в будущем заключат договор купли-продажи, а пока пусть покупатель ездит без документов: денег-то у него все равно нет, а машину хочется. Собственник хотел себя обезопасить: вдруг переоформит машину, а денег не получит? Пусть уж лучше она по документам будет принадлежать ему.

Читайте также  Независимая оценка ущерба автомобиля после ДТП

Ни доверенность, ни договор мужчины тоже не оформляли, в ГИБДД переход права собственности не регистрировали. Единственное, что сделал собственник машины, — оформил полис ОСАГО с неограниченным количеством водителей. Правда, к моменту ДТП и его действие уже закончилось.

Пострадавший водитель Тойоты Камри не стал долго разбираться и подал в суд на них обоих: и на водителя, который управлял автомобилем в момент аварии, и на собственника, ведь по документам автомобиль принадлежал именно ему.

Аргументы сторон

Водитель Тойоты. Мужчина управлял жигулями на законном основании: автомобиль ему передали по договору купли-продажи, пусть и только устному. Он сам это подтвердил, когда сотрудники ГИБДД оформляли аварию. Но так как договор не зарегистрировали в ГИБДД и переход права собственности на машину не оформили, то виноваты оба — и водитель, и собственник. Они должны отдать мне деньги за ремонт — 60 тысяч рублей. Кто именно — без разницы, пусть между собой разбираются.

Собственник жигулей. В момент ДТП за рулем автомобиля был его новый владелец. Мы с ним договор купли-продажи не оформляли, потому что сейчас у него нет денег. На машине он ездит как бы в долг. Но мы все обговорили: как только появятся деньги, мы подпишем договор, я получу плату, а он зарегистрирует машину на себя. Я даже специально сделал страховку на неограниченный круг лиц, чтобы, если что, водитель мог всем доказать, что находится за рулем законно. Никакая доверенность не нужна: ведь по закону об ОСАГО главное, чтобы тот, кто за рулем, был вписан в страховку. А то, что на момент ДТП страховка закончилась, — это проблемы водителя, это же теперь его машина, должен был думать. Пусть он выплачивает эти деньги.

Водитель жигулей. Пожалуй, просто не пойду на судебные заседания. Пусть разбираются без меня.

Что сказали суды

За рулем машины, которая спровоцировала ДТП, был водитель, который якобы был ее новым собственником.

Но при этом договора купли-продажи машины нет, акта приема-передачи нет, переход права собственности на этого человека не зарегистрирован, деньги в счет покупки машины он собственнику не передавал. Доверенность на право управления машиной у него тоже отсутствует. Получается, что за рулем в момент аварии находился вообще посторонний человек.

Возмещать ущерб будет тот, на кого записан автомобиль. Никаких других вариантов тут даже быть не может.

Собственник жигулей не согласился с таким решением суда. Он уже больше года не пользовался машиной и, конечно, не хотел платить 60 тысяч за эту аварию. Он подал апелляцию.

Ни собственник, ни водитель автомобиля не отрицали тот факт, что между ними заключен устный договор и автомобиль принадлежит водителю. Когда они заключали этот договор, действовал полис ОСАГО, по которому управлять автомобилем мог неограниченный круг лиц.

То, что этот полис закончился, а у водителя не было ни действующего полиса, ни документов на машину, не говорит о том, что водитель был за рулем неправомерно. Собственник ничего не должен возмещать, это ошибка райсуда. Разъяснения, на которые они сослались, касаются случаев причинения вреда жизни и здоровью, а не материального ущерба.

Решение суда первой инстанции отменяем. Виноват водитель, который находился за рулем жигулей в момент ДТП. Он должен выплатить владельцу Тойоты 60 тысяч рублей как возмещение ущерба, а еще 14 тысяч — как компенсацию судебных расходов. А владелец Тойоты должен возместить предыдущему собственнику жигулей его расходы на судебного представителя, так как он тут вообще ни при чем.

Такое решение не устроило уже владельца Тойоты Камри. У водителя жигулей не было денег даже на покупку старой машины — как же он выплатит 60 тысяч? Так дело дошло до Верховного суда.

Апелляционный суд ошибся. Доказывать, что машина сменила владельца, должен собственник. Если не докажет — он и возмещает ущерб.

Первая инстанция установила собственника автомобиля, а мужчина, который был за рулем жигулей, транспортным средством только пользовался. Суд апелляционной инстанции это не опроверг. Значит, доказывать, что автомобиль был продан, должен именно собственник, указанный в документах.

Отменяем апелляционное определение и возвращаем его обратно. Переделывайте.

Ой, и правда. Значит, решение районного суда надо оставить в силе.

Получается, что вред причинил водитель, который управлял автомобилем, не являющимся его собственностью. При этом собственник машины не застраховал ее по ОСАГО. Значит, он самостоятельно должен возмещать вред, причиненный чужому имуществу его транспортным средством.

Да, собственник убеждал нас в том, что на момент ДТП автомобиль ему уже не принадлежал. Но он ничем не мог это обосновать и никаких доказательств не представил. Он говорит, что заключил договор купли-продажи автомобиля, — но это только слова, документов-то нет. К тому же собственник передал право управления автомобилем третьему лицу без оформления каких-либо правомочий. С точки зрения закона владение транспортным средством должно основываться на юридическом, а не на фактическом владении. Собственник не смог доказать переход права собственности на автомобиль к водителю, поэтому и возмещать ущерб будет сам — как законный владелец.

Оставляем в силе решение суда первой инстанции. Собственник жигулей возмещает владельцу Тойоты все расходы — как на ремонт, так и судебные. Всего 74 тысячи рублей.

Что в итоге

Собственник хотел продать свой автомобиль, который, судя по всему, был ему не очень-то нужен, но не стал связываться с бумажками. Наверняка водитель и собственник были хорошо знакомы: ведь вряд ли кто-то отдаст постороннему человеку машину с условием заплатить за нее «когда-нибудь, когда деньги будут».

В результате виновник аварии как будто бы и ни при чем, а собственник автомобиля вместо дохода от продажи получил обязательство исполнить решение суда. Как он будет выяснять отношения с водителем — можно только догадываться.

Можно ли Продавать Машину После ДТП до Выплаты Страховки

Конечно страховая компания может потребовать назначить экспертизу, потому что предыдущая экспертиза проводилась без их привлечения. Хотя, думаю, что вы приглашали на осмотр водителя-виновника. этого может быть, также, для суда достаточно.

В случае возникновения каких-либо вопросов или необходимости профессиональной помощи в решении Вашей проблемы, Вы всегда можете позвонить нам или написать свой вопрос на наш электронный адрес.

Опять же, если у вас сохранились все документы после аварии, в том числе и отчет независимого эксперта-оценщика, то повторную экспертизу, в случае необходимости, можно провести и по имеющимся документам и фотографиям отчета. Поэтому, если срочно нужно продать, то продавайте.

Можно ли продать автомобиль после ДТП, но до возмещения и выплаты страховой

Вопрос юристу

Очень часто вопрос о том, что делать после осмотра страховой компании поврежденного после ДТП автомобиля или экспертизы и в ожидании выплаты или возмещения ремонта, не совсем понятен. С одной стороны, все, что требовалось от Вас и Вашей машины, сделано. С другой – что будет, если страховая выплатит недостаточно, чтобы хватило на восстановление – точнее, на покупку другого авто.

По закону нет. Хотя это несколько противоречит праву гражданина распоряжаться своим имуществом, данным ему Конституцией России. Тем не менее, увы, если Вы продадите машину, а страховая компания выдаст направление на ремонт в предусмотренные сроки, то непредставление авто будет по Вашей вине, и ремонт, соответственно, не будет произведен тоже по Вашей вине.

  • до осмотра страховой, если быть точнее, в течение 5 дней до осмотра,
  • если ДТП оформлено европротоколом, виновнику нельзя ремонтировать машину в течение 15 дней или до осмотра страховщиком (иначе будет регресс).

Как продать автомобиль после ДТП

Продать машину после ДТП могут помочь компании, специализирующиеся на выкупе битых авто. Продавцу необходимо только совершить звонок и описать полученные при аварии повреждения. Вырученная цена, при этом, будет ниже возможной рыночной. После того, как стороны сойдутся на компромиссном решении, приступайте к сборке пакета документов, в состав которого входят:

От рядового автомобилиста требуется лишь оплата восстановительных работ. Здесь нельзя терять бдительность — периодически приходится сталкиваться с оплатой несуществующих проблем, которые запросто могут включить в список устраненных. После завершения ремонтных работ проверьте кузов на предмет равномерности зазоров между частями. Если таковое не обнаружено, то, вероятно, геометрию восстановить не удалось или же использовались не вполне подходящие комплектующие.

Искать варианты сбыта вскоре после аварии — решение не из лучших. Прежде представители страховой компании зафиксируют информацию о ДТП и его последствиях. Только после этого разрешено совершать какие-либо действия с автомобилем.

Можно продать авто после ДТП или нет

РГС будет затягивать судебный процесс, будь готов. Адвоката можно не нанимать, а можно и нанять, вернут затраты.
Суд в любом случае назначит еще одну экспертизу, результат ее будет очень близок к твоей независимой.

можешь, у тебя на руках есть доки от независимой, их для суда достаточно.
По РГС — ты письменно запросил у них материалы, все? по закону- обязаны. Если в суд — обойдешься без них, просто — по ним видно как они обманывают, по этому и не выдают, я видел те материалы — курам на смех.

РГС будет затягивать судебный процесс, будь готов. Адвоката можно не нанимать, а можно и нанять, вернут затраты.
Суд в любом случае назначит еще одну экспертизу, результат ее будет очень близок к твоей независимой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: