Какие экспертизы проводятся при ДТП

Автотехническая экспертиза при ДТП

Автотехническая экспертиза при ДТП — это комплекс оценочных мероприятий, выявляющих обстоятельства и последствия аварии. Независимый эксперт изучает состояние автомобиля, исследует окружающие факторы, анализирует поведение водителей, опрашивает свидетелей и определяет виновника ДТП. Автотехническую экспертизу может инициировать любой участник аварии, сотрудник государственной автоинспекции или суд.

Если в результате проведенной автотехнической экспертизы вас признают виновником ДТП, но вы в корне с этим не согласны (допустим, у вас есть не только свое видение аварии, но и прямые доказательства), вы имеете полное право оспорить результаты. Так как заключение независимого автоэксперта — это полноценный юридический документ, то и за оспариванием результатов экспертизы нужно обращаться к юристу. Запомните: готовое заключение — это не приговор судьи. Вы вправе повлиять на исход разбирательства, обосновав свою позицию с юридической точки зрения.

Нет времени читать статью?

В каких ситуациях водителю не обойтись без автотехнической экспертизы

Произошла авария. Оба водителя адекватно оценили свои действия, определились с виновником и договорились о размере компенсации. В этом случае нет необходимости ни в вызове сотрудника ГИБДД, ни в независимой экспертизе.

Но так бывает не всегда. Ситуации, когда каждый водитель не признает свою вину в ДТП и считает себя пострадавшим, наиболее распространены. Владельцы машин спорят, не могут договориться и в итоге вызывают автоинспектора. Он и определяет виновника аварии. Если же вы не согласны с решением сотрудника ГИБДД, инициируйте автотехническую экспертизу.

Эксперты определяют величину и характер повреждений, влияние факторов внешней среды на ДТП, степень виновности водителей, оценочную стоимость авто и его ремонта, другие особенности происшествия. Вот в каких случаях понадобится автотехническая экспертиза:

  • если водители не могут определить виновника аварии;
  • если происшествие стало результатом поломки авто;
  • если машина получила ущерб из-за сторонних явлений, форс-мажорных обстоятельств или же по вине третьих лиц;
  • если автовладельцы спорят из-за стоимости компенсации, занижают выплаты, не согласны с расходами пострадавшего;
  • если дело дошло до судебных разбирательств и любая сторона хочет оспорить решение суда;
  • если у владельца автомобиля возникли разногласия со страховой компанией — страховщики отказываются выплачивать компенсацию, занижают ее, игнорируют условие договора автострахования;
  • если машина, пострадавшая при аварии, находится в залоге (куплена в кредит).

Автотехническая экспертиза всегда независима — ее проводит экспертная организация или частный эксперт. Обязательно проверьте все лицензии и разрешения на оценочную деятельность исполнителя. Если вы проводите автотовароведческую экспертизу, запросите у оценщика свидетельство о членстве в саморегулируемой организации — СРО.

Помимо автотовароведческой, выделяют экспертизу состояния автомобиля, ДТП и транспортного полотна (можно проанализировать все в комплексе или каждый фактор по отдельности). Эксперты также проводят транспортно-трасологическую (выявляют все обстоятельства ДТП) и инженерно-психологическую оценку участников аварии. Экспертиза бывает первичной (осмотр поврежденных объектов), дополнительной (изучение вопросов, возникших в ходе анализа) и повторной (перепроверка сведений).

Независимая оценка нужна не только для выявления обстоятельств аварии, но и для расчета фактической стоимости материального ущерба и определения компенсации для страховой компании. В результате автотехнической экспертизы оценщик выдает независимое заключение, которое является юридически значимым документом. Его используют юристы, судьи и страховщики.

Как проводится автотехническая экспертиза в частном порядке

При ДТП всегда есть сторона, заинтересованная в экспертизе. Если водители не могут договориться о стоимости ремонта, не доверяют технической оценке из станции технического обслуживания (СТО) или же хотят доказать свою невиновность, они инициируют частную автотехническую (оценочную) экспертизу.

Чтобы провести анализ, предоставьте независимому эксперту (экспертной организации) поврежденную машину для осмотра и регистрационные документы: паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации автомобиля. Если есть первичное заключение из СТО, также покажите его оценщику. И запомните — вы преследуете четкую цель (определение размера компенсации, доказательство отсутствия вины и проч.), поэтому изначально поставьте эксперту определенную задачу и конкретизируйте свои вопросы. К примеру, пусть он определит:

  • каков реальный ущерб пострадавших автомобилей;
  • с какой скоростью двигались машины, участвовавшие в ДТП;
  • какова была траектория их движения;
  • какая была видимость;
  • под каким углом произошел удар;
  • в какой момент водители начали тормозить;
  • как повлияла окружающая среда на ДТП;
  • как вели себя участники аварии;
  • какие обстоятельства способствовали дорожно-транспортному происшествию;
  • было ли у кого-то из участников преимущество в движении;
  • были ли у пострадавших машин неисправности, зафиксированные еще до ДТП;
  • была ли техническая возможность предотвратить столкновение;
  • какие пункты правил дорожного движения были определяющими для каждого из участников.

И это лишь малая часть вопросов, которые можно выявить в ходе автотехнической экспертизы. Вы можете попросить эксперта теоретически смоделировать ДТП для обоснования своей позиции. Если к дорожно-транспортному происшествию привлекалась автоинспекция или же по результатам аварии было заведено уголовное дело, то оценщик вправе воспользоваться следственными материалами в процессе своей независимой экспертизы.

Итак, вам необходимо оценить обстоятельства аварии, состояние автомобиля или стоимость его ремонта, и вы в частном порядке инициируете оценочную экспертизу. Вот как это делается:

  1. Находите эксперта или экспертную организацию.
  2. Заключаете договор со специалистом.
  3. Назначаете дату и договариваетесь о месте проведения оценочной экспертизы.
  4. Уведомляете другого участника ДТП о времени и месте процедуры. При необходимости привлекаете страховщика.
  5. Привозите в выбранный сервис поврежденный автомобиль и передаете оценщику все документы. Ни в коем случае не ремонтируйте машину до начала автотехнической экспертизы.
  6. Оценщик изучает все документы на машину, материалы дела, показания свидетелей. После анализа бумаг эксперт переходит к оценке технического состояния автомобиля. Все манипуляции специалиста фиксируются — делаются фотографии видимых и скрытых повреждений.
  7. Эксперт заканчивает свой анализ и в течение нескольких дней готовит заключение.

Экспертное заключение — это совокупность выводов по поводу технического состояния машины и конкретных ответов на вопросы, поставленные заказчиком. Мнение эксперта сопровождается теоретическим и практическим обоснованием и ссылками на законодательные акты. Заключение автотехнической экспертизы — это официальный, юридически значимый документ, что подтверждается подписью оценщика (если анализ проводила компания, то ее руководитель также ставит свою подпись) и печатью.

Как провести автотехническую экспертизу по решению автоинспекции или суда

Если после аварии проводится административное/уголовное расследование или судебное разбирательство, то автотехническая экспертиза будет обязательной. Инициирует проверку должностное лицо — автоинспектор, который разбирает дело об административном правонарушении, или судья.

Заинтересованное лицо также вправе запросить экспертизу при ДТП. Для этого достаточно составить и подать ходатайство. Ходатайствовать об оценочной процедуре могут потерпевший, обвиняемый или государственный обвинитель. Если официального ходатайства от одной из сторон не будет, то оценка не будет носить официальный характер и приобщаться к материалам дела. Обратитесь к профильному юристу и подготовьте ходатайство вместе с ним. Документ должен включать в себя:

  1. Введение. Во вводном блоке указывается судебный орган, в который ходатайствует заинтересованное лицо, прописываются сведения обо всех участниках процесса и другая информация.
  2. Описание. В этом разделе пропишите все основания проведения оценки после ДТП. Сошлитесь на законодательные нормы. Укажите, какая именно экспертиза потребуется, отметьте предмет (состояние машины, механизм ДТП, внешние факторы) и объект (поврежденное авто, дорожное покрытие, место происшествия) исследования.
  3. Резолюцию. Резолютивная часть представляет собой подробное описание причины обращения, сложившейся проблематики, обоснование выбора конкретного вида оценочных процедур. Укажите, кто должен оплачивать услуги эксперта или экспертной организации. Вы вправе возложить обязанность по оплате на виновника ДТП.

В остальном автотехническая экспертиза проводится по тому же алгоритму — выбирается эксперт, который проводит независимую оценку ДТП и технического состояния автомобилей. После подробного анализа всех факторов специалист готовит заключение, в котором определяет пострадавшую и виновную сторону. Заключение приобщается к материалам разбирательства, после чего судья выносит свое решение и закрывает дело.

Автотехническая экспертиза при ДТП

Автотехническая экспертиза при ДТП

Дорожно-транспортное происшествие по своей сути представляет собой сложное явление, протекающее при взаимодействии влияющих друг на друга факторов.

Чтобы понять и оценить влияние данных факторов, установить причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и наступившими последствиями, необходимы специальные экспертные познания.

По этой причине, в ходе расследования и рассмотрении дел о дорожных происшествиях, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы.

Задачи автотехнической экспертизы при ДТП

Главной задачей, которую призвана решать автотехническая экспертиза, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

Читайте также  Сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП

Данный вид экспертизы позволяет дать ответ на совокупность вопросов, которые условно можно разделить на следующие категории :

Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.

Например, определение показателей сцепления дорожного покрытия, коэффициентов ускорения, торможения, сопротивления качению, траекторий, величин времени движения автомобилей до и после их столкновения и других физических показателей.

Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.

Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.

Эксперт анализирует и дает оценку действиям водителей с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке.

Основная цель — ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.

В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом следует поставить соответствующие вопросы.

Статьи в помощь:

а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.

Например, определение скорости и времени движения транспортного средства от момента его торможения до момента столкновения или наезда, расположения транспортных средств и пешеходов относительно друг друга в различные периоды происшествия.

Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.

б) Вопросы, о так называемой «технической достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.

В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.

Часто показания участников происшествия и его очевидцев противоречат друг другу.

Должностные лица правоохранительных органов и суда, осуществляющие производство по делам о дорожно-транспортных происшествиях, не обладают специальными знаниями в технических вопросах и поэтому не способны оценить достоверность той или иной информации.

В таких случаях основной целью является ответ на вопросы о степени соответствия показаний конкретного лица, техническим данным, установленным и подтвержденным экспертизой.

Например, водитель автомобиля, допустивший наезд на пешехода, переходящего проезжую часть дороги вне пешеходного перехода, с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, в своих показаниях намеренно занижает величину скорости движения, с которой он двигался перед происшествием.

Зафиксированные на месте ДТП следы торможения автомобиля, при их анализе экспертом–автотехником, безошибочно и обоснованно изобличат недобросовестного водителя в недостоверности сообщенных им сведений о скорости движения.

Расчетная величина скорости движения автомобиля, полученная в ходе экспертного исследования, будет положена в основу обвинительного решения следователя (суда).

Назначение и проведение автотехнической экспертизы при ДТП

Автотехническая экспертиза по делам о дорожных автоприсшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.

Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным — КРФ об АП, уголовно- процессуальным — УПК РФ, гражданским процессуальным — ГПК РФ, арбитражным процессуальным — АПК РФ.

Статьи в помощь:

Рекомендации при назначении автотехнической экспертизы при ДТП

По общему правилу, проведение автотехнической экспертизы назначается по инициативе органов дознания, следствия, суда или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц.

В ходатайстве о назначении экспертизы приводятся доводы и основания, по которым сторона считает необходимым проведение экспертизы.

Также формулируются вопросы, которые заявитель просит поставить перед экспертом, указывается экспертное учреждение для проведения исследования.

К ходатайству могут быть предоставлены дополнительные материалы – фотографии, видеозаписи, ответы на запросы из государственных, муниципальных и иных органов, содержащие сведения, относящиеся к исследуемому происшествию.

Ходатайство подписывается заявителем или его представителем и подается должностному лицу для рассмотрения по существу.

При удовлетворении ходатайства назначается экспертиза.

Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в предусмотренном законом порядке.

Назначение экспертизы сопровождается вынесением постановления (определения) о назначении автотехнической экспертизы.

Этот процессуальный документ, в числе прочего, содержит в себе совокупность исходных данных необходимых для экспертного исследования, к которым относятся:

сведения о дорожной обстановке (параметры дороги и ее элементов, вид и состояние дорожного покрытия, наличие и степени уклона, состояние видимости и др.);

сведения о техническом состоянии транспортных средств (степень работоспособности систем управления автомобилем, состояние и тип шин, осветительных приборов и пр.);

сведения о параметрах и расстояниях расположения транспортных средств, направление и скорость их движения, временные диапазоны движения пешехода, траектории движения автомобилей и пешеходов, расстояния от автомобиля до места столкновения (наезда) к моменту возникновения опасности, наличие и характеристики следов на месте происшествия и пр.

Статьи в помощь:

Специфика дорожных происшествий, обусловленная составом его участников, определяет совокупность исходных данных для автотехнической экспертизы.

Например, при расследовании обстоятельств происшествий, связанных с наездом на пешехода, в постановлении отражается возраст пешехода, его пол, темп и траектория его движения, относительно дороги и автомобиля.

Заключение автотехнической экспертизы при наезде на пешехода читайте в статье, размещенной на сайте.

Статья в помощь:

При ознакомлении с постановлением о назначении автотехнической экспертизы предельно важно удостовериться в полноте и достоверности исходных данных.

Если в постановлении о назначении экспертизы при описании обстоятельств происшествия отражена только одна из версий его участников, то и заключение эксперта будет носить односторонний характер.

Искажение либо отсутствие какого-либо параметра ДТП, может стать основой для неверных выводов о причинах происшествия и повлечь за собой привлечение к ответственности невиновного лица.

При выявлении несоответствий и ошибок в постановлении, необходимо добиться от должностного лица их исправления, либо отразить письменно свои замечания в постановлении об ознакомлении с назначением автотехнической экспертизы.

При ознакомлении с постановлением следователя (дознавателя) о назначении автотехнического экспертного исследования не позволяйте ограничивать себя во времени.

Процессуальное законодательство, регламентирующее порядок назначения экспертиз, не лимитирует во времени лиц, участвующих в деле при ознакомлении с материалами и процессуальными документами.

Поэтому, при необходимости, не стесняйтесь напоминать служителям закона и представителям Фемиды об их обязанностях по соблюдению законных прав и интересов граждан, участвующих в производстве по делу.

Требуйте от лица, производящего расследование, предоставления возможности для ознакомления со всеми материалами дела, содержащими сведения для автотехнического экспертного исследования.

В виду высокой степени значимости автотехнической экспертизы при расследовании дел о ДТП и большого объема информации, касающейся обстоятельств происшествия, перед ознакомлением с постановлением о назначении экспертизы Вы должны знать содержание всех материалов дела, являющихся источником исходных данных, предоставляемых эксперту для исследования.

Источниками сведений, которые необходимы для экспертного автотехнического исследования являются данные, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, схеме места происшествия, в протоколах проверки технического состояния транспортных средств, участвующих в автотранспортном происшествии, в допросах (объяснениях) участников исследуемого события, в протоколах следственных экспериментов и проверки показаний, а также в других документах.

Заявляя ходатайство о проведении автотехнической экспертизы, ответственно подходите к выбору экспертного учреждения.

В настоящее время на рынке экспертных услуг появилось множество организаций и экспертов с различной организационно — правовой формой деятельности.

Вместе с тем, соотношение количества экспертов значительно превышает уровень качества, оказываемых ими услуг.

Основным критерием при выборе экспертной организации, является наличие в ее штате экспертов с длительным опытом работы и высоким уровнем квалификации.

Практическую помощь в данном вопросе, на мой взгляд, могут оказать практикующие автоюристы и адвокаты, специализирующиеся по соответствующему профилю.

Ознакомление с заключением автотехнической экспертизы

Основной целью рассматриваемой стадии является оценка заключения эксперта.

Само заключение состоит из вводной, исследовательской и заключительной частей, содержащей ответы на поставленные вопросы.

Вводная часть включает в себя сведения об эксперте, содержит информацию о разъяснении ему предусмотренной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные и формулировку вопросов, поставленных перед экспертом.

Исследовательская часть представляет собой развернутое и обоснованное аналитическое исследование, подтвержденное инженерными расчетами, основанными на положениях законов физики и теории устройства транспортных средств.

Читайте также  Независимая экспертиза грузовых автомобилей после ДТП

В этой части эксперт описывает алгоритм исследования и применяемые им методики, приводит данные выбираемые им из справочников, ГОСТов, технических условий.

Выбранные экспертом данные применяются в расчетах, которые являются основанием для ответов на поставленные дознавателем (следователем), судом вопросы. Указание на источник этих данных обязателен.

Заключительная часть (выводы) представляет собой сформулированные на основании исследования развернутые ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

Таким образом, при ознакомлении с заключением эксперта проверяются соответствие исходных данных, указанных в постановлении о назначении автотехнической экспертизы, данным, применяемым экспертом при исследовании.

Выясняется обоснованность применения экспертом величин выбираемых им самостоятельно из справочников и ГОСТов.

При необходимости эксперт может быть допрошен по вопросам, связанным с проведенным им исследованием, вызван в судебное заседание для дачи разъяснения экспертного заключения.

В заключение статьи считаю важным дополнить, что автотехническая экспертиза, при правильном подходе в ее организации и проведении, является наиболее эффективным способом установления истины по делу.

Судебная экспертиза после ДТП

Не всегда сотрудникам ГАИ удается определить все обстоятельства столкновения автомобилей на дороге. Особенно если речь идет об авариях с пострадавшими. В таких случаях требуется проведение специальной судебной экспертизы, которая позволяет установить все факты происшествия. Как назначается и проводится такое исследование – об этом поговорим ниже.

Обязательно ли обращаться в суд после ДТП

Согласно с условиями страхования каждый страховочный случай предполагает собой автотехническую и оценочную экспертизу. В первую очередь такого рода исследования проводятся страховыми компаниями с целью определить ущерб и рассчитать сумму необходимой страховой выплаты потерпевшему.

Зачастую результаты экспертизы, которую инициировала страховая компания, не удовлетворяют пострадавшего, и он обращается в суд. В ходе разбирательства обязательно проводится судебная экспертиза, итог которой может показать, насколько результаты, представленные страховщиками, далеки от истины. Если же потерпевшего не устраивают выводы и судебного эксперта, он может заказать проведение исследования независимой компанией.

Когда в аварии виноват водитель, не имеющий страхового полиса ОСАГО, то взыскание ущерба через суд – единственный выход для пострадавшего. В случае особо сложного ДТП автомобилисты обращаются за многоступенчатой экспертизой. Такая оценка аварии требуется, если был нанесен существенный вред здоровью участникам аварии или в результате столкновения сильно пострадало имущество.

Виды судебных экспертиз

учет ТС

Судебная оценка аварии включает в себя исследования по нескольким направлениям. Это позволяет экспертам акцентировать внимание на отдельных аспектах происшествия. Только комплексные мероприятия позволяют выявить все обстоятельства ДТП. Рассмотрим каждое направление детальнее.

Автотехническая экспертиза

Данный вид исследования позволяет определить любые недостатки и неисправности машины, а также условия, при которых они могли возникнуть. К распространенным причинам возникновения поломок транспортных средств относится:

  • неправильная эксплуатация автомобиля;
  • попадание в дорожно-транспортное происшествие;
  • некачественное обслуживание или ремонт авто;
  • производственный брак.

Автотехническая экспертиза позволяет установить, могли ли повреждения ТС стать причиной конкретного ДТП. Это исследование позволяет также выявить виновных в аварии водителей.

Оценочная экспертиза

Данный вид экспертизы позволяет установить точные размеры вреда, который получило транспортное средство в результате столкновения. Данные, полученные в ходе исследования, сопоставляются с актуальной стоимостью проведения ремонтных или восстановительных работ.

Во время проведения такого исследования, эксперты учитывают естественный износ авто, потерю его товарной стоимости. В большинстве случаев оценочной экспертизой занимается страховая компания. Распространенной практикой у страховщиков является снижение размера положенной материальной компенсации. Потому пострадавшая сторона часто обращается за проведением повторной независимой экспертизы.

Трасологическая экспертиза

Трасологическое исследование после дорожно-транспортного происшествия – это оценка следов аварии, которые остались после столкновения автомобилей. К исследуемым аспектам можно отнести:

  • следы на дорожном покрытии;
  • остатки краски с кузова машины на ограждении;
  • остатки краски машины на другом авто.

Такая экспертиза позволяет установить, как двигались автомобили во время ДТП (двигались ли авто вообще), пытался ли водитель затормозить или выполнить маневр уклонения.

Судебно-медицинская экспертиза

Судебно-медицинские исследования проводятся для того, чтобы оценить состояние пострадавших в аварии людей. Такая экспертиза, в отличие от других исследований, проводится только после выздоровления пострадавшего или после его смерти.

оформление документов

Подобные временные отсрочки объясняются тем, что судье и другим заинтересованным лицам требуется учесть данные о состоянии пострадавшего до аварии и после предпринятых докторами медицинских мер.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

Автотехнические экспертизы

Автотехническая экспертиза представляет собой специальное исследование автотранспортных средств с целью оценки их текущего состояния и определения механизма произошедших с ними изменений. Как правило, автотехническая экспертиза применяется в отношении автомобилей, побывавших в дорожно-транспортных происшествиях. Данное исследование необходимо для установления актуальной стоимости транспортного средства и определения нанесенного его владельцу материального ущерба. Кроме того, с помощью этого вида экспертизы можно выяснить подробности происшествия, определить факторы, по которым суд впоследствии сможет установить виновника аварии. Предмет исследования автотехнической экспертизы является довольно сложным и многокомпонентным объектом, он включает в себя сам автомобиль, состояние дорожного полотна, особенности погодных условий в момент инцидента, оставленные на полотне и автомобиле следы различного генеза.

Потребность в автотехнической экспертизе возникает, если объем нанесенного потерпевшему материального ущерба вызывает сомнения, и при этом не позволяет оставить ситуацию нерешенной, то есть спор должен быть урегулирован в суде. Круг проблем, решаемых автотехнической экспертизой достаточно велик, в него входит анализ непосредственно транспортного средства и обстоятельств, в которых случился инцидент. Задачей исследования является поиск причин, которые лежат в основе происшествия, а также определение последствий, которые повлекло за собой случившееся. Автотехническая экспертиза предваряет определение лица, виновного в том, что произошла авария. Виновность конкретного человека (или организации) определяется только в судебном порядке, однако, предоставление максимальной информации обеспечивается посредством данного исследования.

Автотехническая экспертиза имеет множество названий. Ее также называют автотранспортной, дорожно-транспортной, транспортной экспертизой, автоэкспертизой и экспертизой дорожно-транспортных происшествий. Большое количество наименований исследования связано, прежде всего, с широким кругом решаемых проблем. Причем, данное исследование проводится не только в отношении машин, прошедших через аварию или столкновение, но и для оценки качества выполненных ремонтных работ, а также других манипуляций, связанных с изменением конструкции автотранспортного средства.

Основные направления производства автотехнической экспертизы

Автотехническая экспертиза – это сложный, многоступенчатый процесс, исследующий множество аспектов произошедшего, начиная от самого автомобиля и заканчивая анализом дорожных условий и следов, оставленных автомобилем на дорожном полотне. Иногда необходимо произвести комплексное исследование сложившейся ситуации. В большинстве же случаев достаточно проанализировать только транспортное средство, например, особенности его производственных характеристик или нанесенные в момент аварии повреждения. В связи с этим, автотехническая экспертиза подразделяется на следующие виды:

Автооценочная экспертиза определяет текущую рыночную стоимость автомобиля в том виде, в каком он направлен на проведение исследования. Эксперт исчисляет цену, ориентируясь на среднерыночные показатели. В результате данного вида автотехнической экспертизы также можно установить объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства в результате случившейся аварии. При этом специалист ориентируется на средние показатели цены аналогичного автомобиля того же года выпуска, кроме того, он вычисляет стоимость машины с учетом поврежденных частей и деталей.

Экспертиза дорожных условий анализирует состояние того отрезка дороги, на котором произошла авария. Исследование оценивает состояние дорожного полотна, наличие на нем повреждений, правильность нанесенной разметки, а также корректность установленных дорожных знаков. Любой из перечисленных аспектов в случае имеющихся нарушений может привести к столкновению, при этом вина с граждан, управляющих автомобилями, должна быть снята.

Экспертиза состояния транспортных средств устанавливает техническую пригодность автомобиля к эксплуатации. Специалист, проводящий данный вид автотехнической экспертизы, исследует имеющиеся в автотранспортном средстве поломки, недостатки производственной сборки, преднамеренно нанесенные повреждения. Подобный анализ может выявить непригодность автомобиля к эксплуатации, а также определить причины данного состояния машины.

Экспертиза обстоятельств ДТП является одним из самых объемных и трудоемких по исполнению разновидностей автотехнической экспертизы. Исследование определяет множество факторов, сопровождавших ДТП и устанавливает их влияние на механизм нанесенных повреждений. Данный вид экспертизы учитывает направление движения автомобилей, погодные условия, состояние граждан, управлявших транспортными средствами, особенности дорожного покрытия и другие показатели. Эксперт исследует оставленные автомобилями следы, материалы дела, метеорологические данные, показания свидетелей, производит необходимые анализы и так далее.

Читайте также  Как делается независимая экспертиза после ДТП

Порядок проведения автотехнической экспертизы

В первую очередь при возникновении необходимости в проведении автотехнической экспертизы, инициатор исследования направляется для получения предварительной консультации с экспертом. Консультация проводится с целью определения конкретного вида автотехнической экспертизы, ее стоимости и сроков проведения, постановки цели и задач исследования, а также формулирования списка вопросов эксперту. На предварительной консультации также определяется, будет ли экспертиза проведена одним специалистом или комиссией экспертов.

При принятии положительного решения о производстве автотехнической экспертизы, инициатор исследования заключает с экспертным центром договор на проведение данного анализа. В договор в обязательном порядке включается информация о стоимости и сроках осуществления предстоящей экспертизы, цели и задачи, поставленные перед экспертом, перечень вопросов, на которые он должен будет ответить. После заключения договора, заказчик представляет эксперту все имеющиеся у него материалы. В каждом конкретном случае проведения исследования, список материалов оговаривается отдельно. В большинстве случаев для производства автотехнической экспертизы необходимо передать эксперту следующие документы:

  • Технический паспорт, содержащий сведения о типе, марке автомобиля и других его характеристиках.
  • Документы, подтверждающие личность владельца и его право на обладание данным транспортным средством.
  • Сведения о произошедшем инциденте – количество пассажиров, скорость передвижения транспортного средства, состояние дороги, наличие дорожной разметки и дорожных знаков и так далее.
  • Показания свидетелей, справку о дорожно-транспортном происшествии (если имеются и если необходимы).
  • Другие документы – по требованию эксперта, проводящего исследование.

После получения всех необходимых документов и материалов эксперт приступает к производству автотехнической экспертизы. В первую очередь он тщательно изучает все имеющиеся сведения, потом осуществляет другие необходимые экспертные мероприятия – анализы, исследования и так далее. Изучив полученные результаты исследования и решив поставленные перед ним задачи, специалист формулирует свое экспертное мнение и отвечает на заданные вопросы. На последнем этапе эксперт составляет экспертное заключение, в которое заносит описание произведенных действий, копии полученных документов, экспертный вывод и ответы на вопросы. После передачи заключения инициатору экспертизы, специалист, проводивший исследование, может быть вызван в суд для дачи показаний или разъяснений относительно вынесенного им экспертного заключения.

Правовая база для производства автотехнической экспертизы

Обязанности и права эксперта, осуществляющего производство автотехнической экспертизы, закреплены в Федеральном законе № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года (статья 16 и 17 соответственно).

Статья 25 того же Закона регламентирует порядок формирования экспертного заключения и его содержание.

Вопросы, которые задаются специалисту, проводящему автотехническую экспертизу

  1. Каковы причины произошедшего столкновения?
  2. Каково было состояние дорожного полотна в момент аварии?
  3. Соответствовало ли нанесение дорожной разметки требованиям нормативных документов?
  4. Какова текущая стоимость исследуемого автомобиля?
  5. Каков объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства?

Проведение экспертизы по уголовному делу

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

ТОП-10 вопросов о том, что такое автотехническая экспертиза

дтп экспертиза

1. Судебная автотехническая экспертиза после ДТП — что это такое?

Судебная автотехническая экспертиза (САТЭ) — род судебной инженерно-­транспортной Экспертизы. Ее суть в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП, его обстоятельств, а также технического состояния автомобиля и дороги, психофизиологических характеристик его участников и их действий.

Экспертизу производят компетентные специалисты и экспертные организации по документам.

2. Виды судебной автотехнической экспертизы

  • автотехническая судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
  • автотехническая экспертиза технического состояния ТС;
  • судебная автотехническая экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий;
  • инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП.

3. Вопросы, на которые отвечает эксперт при судебной независимой экспертизы после ДТП

  • Как быстро перемещался автомобиль в момент столкновения?
  • Вычисление тормозного и полного остановочного пути транспортного средства в заданных условиях?
  • Как быстро транспортное средство проехало заданный отрезок пути?
  • Была ли возможность затормозить при заданных условиях: скорости движения, состоянии проезжей части, расстояния до препятствия?
  • Обнаружение места столковения либо наезда на пешехода/препятствие?
  • Почему произошел занос и опрокинулся автомобиль?
  • Мог ли водитель предотвратить ДТП, были ли у него для этого технические возможности?

4. Какие вопросы ставят перед экспертом при назначении судебной экспертизы технического состояния транспортного средства?

  • Характеристика технического состояния транспортного средства/механизмов/агрегатов?
  • Соответствует ли техническое состояние транспортного средства требованиям «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»?
  • Есть ли у автомобиля технические недостатки? Если да, то какие именно?
  • Почему обнаруженные технические недостатки появились?
  • Когда возникла техническая неисправность: момент выпуска с производства либо в период эксплуатации?
  • Найденный недостаток является существенным?
  • Найденный недостаток относится к гарантийному случаю?

5. Какие вопросы ставят экспертам при проведении судебной экспертизы дорожных условий?

  • Могло ли стать причиной ДТП отсутствие дорожных знаков и их неправильное расположение?
  • Соответствует ли установка дорожных знаков на данном участке дороги ГОСТ 52289-2004?
  • Соответствует ли дорожная разметка на данном участке дороги ГОСТ Р 51256-99?
  • Соответствуют ли расположенные на данном участке дороги искусственные неровности ГОСТ Р 52605-2006?
  • Была ли у водителя объективная возможность предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или путем объезда?

6. Автотехническая экспертиза при ДТП — когда в ней возникает необходимость

Вам понадобится САТЭ, если:

  • Вы попали в ДТП и намерены получить страховую выплату.
  • По вашему мнению страховая компания занизила сумму компенсационной выплаты, которой вам не хватит на ремонт транспортного средства.
  • Если вы намерены обратиться в РСА, поскольку страховая компания виновника ДТП обанкротилась или у нее отозвали лицензию.
  • Если вы виновник ДТП и считаете сумму компенсации завышенной, поэтому хотите определить реальный ущерб.
  • Вы планируете подать иск в суд, так как у виновника ДТП нет полиса ОСАГО.
  • Вам необходимо определить ущерба, нанесенный третьими лицами, чтобы обратиться в полицию и подать иск в суд.

7. Что изучает автотехническая экспертиза?

Объектом САТЭ являются материалы дела и результаты осмотра места происшествия и ТС, следы на них, сами ТС, их детали, узлы, агрегаты, системы, водитель и его действия, а также иные исходные данные.

8. Судебная экспертиза по ДТП — какие нужны документы

  • ваш паспорт;
  • протокол осмотра места ДТП или справка об аварии;
  • документы на автомобиль (ПТС, СТС), который подлежит автотехнической экспертизе;
  • акт осмотра машины страховой компанией, если он у вас на руках.

9. Сроки оценки ущерба после ДТП

Закон не регулирует срок проведения судебной автотехнической экспертизы. Он зависит от загруженности экспертов, сложности дела, наличия материалов, например, протоколов осмотра, показаний свидетелей.
В среднем экспертиза занимает: от 14 дней до двух месяцев.

10. Кто платит за автотехническую экспертизу?

Статья 88 ГПК РФ предусматривает внесение оплаты стороной, заявившей ходатайство о проведении автотехнической экспертизы. Если ходатайство заявили сразу обе стороны процесса, то сумму делят поровну.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: