Суть и особенности дорожно-транспортной экспертизы после ДТП

Дорожно-транспортная экспертиза

За время вождения любой автолюбитель, так или иначе, сталкивался с опасностью ДТП или даже являлся его непосредственным участником. Даже при соблюдении всех правил дорожного движения ни один водитель не может быть полностью защищен от подобных происшествий. И далеко не всегда виновником обязан быть один из водителей.

Только что же делать в тех случаях, когда виновниками ДТП являются дорожные условия и целостность дорожного полотна в целом. Уже на месте происшествия это может быть очевидным, однако не всегда можно так просто доказать собственную правоту. Именно для этого и назначаются дорожно-транспортные экспертизы. А в нашей статье мы расскажем о ней подробнее и о тех вопросах, которые можно с помощью нее решить.

Что такое дорожно-транспортная экспертиза?

Дорожно-транспортная экспертиза – это одна из разновидностей расследования, проводимого экспертами, на основе имеющихся данных о требуемом предмете выяснения. В данном случае изучению подлежат причины, которые повлекли за собой ДТП, связанные непосредственно с дорожными условиями.

Подобную процедуру называют по-разному: экспертиза состояния дороги, дорожная экспертиза, экспертиза дорожных условий и прочие смежные с этим формулировки. Однако все это представляет собой выяснение одинаковых по факту обстоятельств ДТП. Так же проводится и судебная дорожно-транспортная экспертиза, когда ведется разбирательство по происшествию.

Что именно помогает узнать

Полное изучение ситуации экспертами часто помогает выделить во время дорожно-транспортных расследований самые различные детали, ранее не очевидные. Так, к примеру, дорожно-транспортные экспертизы дают ответы на следующие вопросы:

  • Соответствует ли участок дороги необходимым нормативным требованиям;
  • Какие факторы обстановки на дороге способствовали возникновению ДТП (качество или наличие разметки, наличие необходимых дорожных указателей, регуляторов движения);
  • Как должен был повести себя водитель при сложившихся обстоятельствах;
  • Каким был угол обзора водителя в сложившейся ситуации и насколько он мог быть осведомлен;
  • Какие действия мог предпринять водитель для предотвращения аварии с технической стороны вопроса;
  • Какие были именно технически возможные варианты для предотвращения ДТП, учитывая общую дорожно-транспортную обстановку;
  • Соответствует ли полотно и его состояние на момент происшествия всем необходимым нормам строительства;
  • Были ли на участке дороге нарушения, которые подвергали участников движения непосредственной опасности;
  • Могли ли являться причиной аварии именно нарушения в расположении или отсутствии дорожных знаков, разметки, светофоров.

Как видите, проведение подобной дорожной экспертизы помогает установить огромное количество фактов для успешного рассмотрения в суде.

Как и когда производится

В первую очередь следует отметить тот факт, что время проведения экспертизы и ее специфика зависит напрямую от того является ли она частной или нет. То есть можно условно разделить проводимые дорожно-транспортные экспертизы на два вида:

  1. Частные независимые экспертизы. Подобная дорожная экспертиза может быть проведена в самое ближайшее после аварии время. Услуга не бесплатна, включая и сам вызов эксперта по факту происшествия. Оплата производится обычно тем участников аварии, кто заказывает процедуру. Следует помнить, что проведение дорожно-транспортной экспертизыперед судебным разбирательствомне запрещено. То есть Вы можете собрать необходимые доказательства своей невиновности предварительно. Помимо прочего, эксперту будет проще восстановить ситуацию «по горячим следам»;
  2. Судебные дорожно-транспортные экспертизы. Подобная дорожная экспертиза назначается исключительно в суде, после подачи соответствующего ходатайства (прошения) о ее необходимости. Она довольно часто используется в судебном процессе для вычисления виновника происшествия, если ранее точное определение не было возможным. Судебную экспертизу имеет право проводить только определенный назначенный специалист, который является экспертом-автотехником требуемого разряда.

Если у частной больше возможностей собрать требуемую информацию самостоятельно, то специалист судебной экспертизы вынужден будет в основе своей опираться на имеющиеся документы. Именно для этого потребуется предоставить информацию в полном объеме.

У нас в микрорайоне весной сполз асфальт, огромные дыры и ямы, ездить опасно. Ну на лицо аварийный участок, ждем когда кто-то провалится. Совсем скоро явно такое будет. Что делать чтобы дорогу починили? Или нам ждать когда будет ДТП и потом только дергаться? У меня не уазик, скоро я там проехать на своей чепырке вообще не смогу. Астрахань.

Здравствуйте, Сергей! Подобные ситуации, как у Вас, встречаются повсеместно. Вы можете зафиксировать все повреждения дорожного полотна, сняв на фото или видео аварийные участки. Вам потребуется не просто сфотографировать ямы или трещины, но и приложить к ним линейку для наглядности. Со всеми собранными данными Вы можете обратиться в администрацию города или района, а так же имеете право составить коллективную жалобу вместе с другими жильцами соседних домов.
В такой ситуации я настоятельно рекомендую Вам добиться наибольшей огласки. Чем больше людей узнают о состоянии этой дороги, тем больше будет вероятность быстрого ремонта. Главное не сидеть, сложа руки, а действовать. Пишите в газеты, обратитесь на телевидение, распространяйте информацию в интернете и требуйте ремонта дороги у чиновников.
Если же в администрации города Вам скажут, что дорога не сильно отходит от установленных норм, то Вы всегда можете нанять эксперта. Он проведет дорожно-транспортную экспертизу и предоставит официальный документ, который Вы сможете использовать против таких заявлений. В документе будут указаны абсолютно все нарушения и уходы от дозволенных норм.
Не обязательно ждать факта ДТП. К тому же, даже случившееся происшествие не дает гарантии того, что будет произведен ремонт. Даже при условии судебного иска в сторону организации, ответственной за этот дорожный участок.

Дорожно-транспортная экспертиза

Рассказываем о том, в каких случаях необходимо проведение дорожно-транспортной экспертизы, сформулируем перечень типовых вопросов, которые рекомендуется использовать потерпевшим в их ходатайствах о назначении экспертизы.

Дорожно-транспортная экспертиза

Для установления виновного лица, ответственного за дорожно-транспортное происшествие, причиной которого явились опасные дорожные условия, назначается дорожно-транспортная экспертиза.

Без знаний основ, касающихся вопросов назначения и проведения дорожной экспертизы, у потерпевшего не остается и минимальных шансов на возмещение причиненного ему вреда.

Термин «дорожно-транспортная экспертиза» имеет несколько синонимов.

Тождественными, по сути, являются такие понятия как «дорожная экспертиза», «экспертиза состояния дороги», «экспертиза дорожных условий» и т.д.

Наиболее удачной, по нашему мнению, с точки зрения, исследуемых на сайте «ДТП и автострахование» проблем является предложенная формулировка.

Вопросы дорожных условий нами рассматриваются в связи с дорожно-транспортным происшествием.

Дорожно-транспортная экспертиза является одним из видов инженерных экспертиз, проводимых для диагностирования технического состояния автомобильной дороги, дорожного обустройства и внешних условий в обстановке и на участке места ДТП.

Экспертизой устанавливаются причины и условия, способствующие дорожной аварии.

Задачи дорожно-транспортной экспертизы

Дорожная экспертиза решает множество задач, рассмотрим некоторые из них.

Экспертное исследование обстановки на месте происшествия.

Эксперт, по представленным в его распоряжение материалам и результатам непосредственного осмотра места дорожной аварии, анализирует состояние дорожного покрытия проезжей части дороги, обочин, а также участков, расположенных за пределами дорожного полотна.

Определение величин коэффициентов и параметров, относящихся к движению транспортного средства.

Эксперт рассчитывает коэффициенты сопротивления качению, сцепления колес с поверхностью дороги, определяет величину замедления при торможении на участке места происшествия.

Например, при осмотре места происшествия выявлено загрязнение дорожного покрытия проезжей части дороги от разлива моторного масла, которое могло явиться причиной потери управляемости автомобиля и его опрокидывания. Для ответа на ключевой вопрос о наличии у водителя технической возможности избежать опрокидывания, необходимо определить коэффициент сцепления колес автомобиля при его движении по загрязненной поверхности дороги.

Определение наличия на дороге уклонов и закруглений и их величин.

Не всегда при визуальном осмотре места происшествия имеется возможность определить геометрию проезжей части дороги и ее величину.

Значимость в определении экспертом указанных характеристик дороги обусловлена назначением по делу независимых автоэкспертиз.

Часто вопросы, решаемые дорожно-транспортной экспертизой, входят в предмет комплексных транспортно-трасологических экспертиз, определяющих механизм ДТП и действия его участников.

Статьи в помощь:

Установление уровня информационной безопасности на дороге, с точки зрения ее оборудования дорожными знаками, светофорными объектами, дорожной разметкой.

Обустройство дороги средствами регулирования движения и предупреждения об опасности, напрямую влияет на ее эксплуатационные качества и безопасность.

В компетенцию эксперта входит разрешение различных вопросов направленных на установление причинно-следственной связи при ДТП.

Например, могло ли способствовать совершению ДТП отсутствие соответствующих информационных знаков на участке дороги в месте проведения работ?

Таким образом, основной целью дорожно-транспортной экспертизы является определение влияния дорожных условий на механизм автодорожного происшествия в условиях обстановки места происшествия.

Когда проводится дорожно-транспортная экспертиза

Назначение дорожной экспертизы целесообразно во всех случаях, когда причинами ДТП является загрязнение дорожного покрытия, несоответствие сцепных качеств дороги требованиям безопасности, при авариях в местах проведения ремонтных, строительных и иных дорожных работ, открытых (неисправных) крышек технологических колодцев, при наличии дефектов дорожного покрытия.

Статьи в помощь:

Дефекты дороги включают в себя следующие элементы.

Колейность дорожного покрытия, то есть деформация поперечного профиля относительно полос наката.

Выбоины в виде глубинных разрушений с выраженными краями общей площадью от 200 квадратных сантиметров и глубиной более 3 сантиметров.

Читайте также  Как оспорить заключение судебно медицинской экспертизы

Выкрашивание дорожного покрытия общей площадью от 200 квадратных сантиметров и глубиной более 3 сантиметров.

Сдвиги на покрытии, образованные, перемещением содержащего битум слоя.

Проломы дороги – прорези покрытия по полосам наката.

Гребенка в виде чередующихся поверхностных углублений и выступов дорожного покрытия.

Просадки в виде впадин с пологими склонами, искажающими профиль дороги.

Еще одной распространенной причиной автопроисшествий, о которой не принято говорить публично, является ненадлежащее обеспечение безопасности дорожного движения сотрудниками подразделений ГИБДД на местах дорожно-транспортных происшествий.

Низкий уровень профессионализма и организации службы в некоторых подразделениях дорожной полиции проявляется в том, что прибыв к месту ДТП, сотрудник ГАИ занимается только документированием аварии.

При отсутствии безопасных условий для других участников дорожного движения, по вине полиции на месте одного дорожно-транспортного происшествия происходит еще несколько.

Если кому-либо из лиц, читающих эти строки, не посчастливилось оказаться участником такой аварии, то для поиска и установления виновного должностного лица советую добиваться назначения независимой дорожно-транспортной экспертизы.

Вопросы для дорожно–транспортной экспертизы

Разрешаемые автодорожной экспертизой вопросы, относящиеся к техническому состоянию дороги, дорожного обустройства и внешних условий на участке ДТП, в зависимости от конкретной ситуации могут формулироваться следующим образом.

Какой является обстановка на месте ДТП: дорожное покрытие проезжей части, обочины, прилегающая к дороге территория?

Возможно ли экспертным путем определить основные параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и других объектов на месте происшествия?

Какова величина уклона дороги в продольном и поперечном направлениях?

Какова видимость и обзорность дороги с места водителя в условиях дорожной обстановки, в момент ДТП с учетом ограничивающих видимость объектов при указанном росте водителя и других его индивидуальных особенностей?

Располагал ли водитель автомобиля Антонов Дмитрий Сергеевич технической возможностью предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния и обустройства дороги и других особенностей?

Имелись ли обстоятельства, связанные с состоянием дорожной и обустройством дороги, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия?

Какими нормативно-техническими актами регламентированы эксплуатационные свойства участка автомобильной дороги, расположенного на 104 километре + 350 метров трассы М — 4, нарисованного в схеме дорожно-транспортного происшествия?

К какому из видов дефектов автомобильной дороги относится яма, обозначенная в схеме места происшествия под номером 1.3, допускается ли этот дефект нормативно-техническая документация?

Является ли дефект автомобильной дороги, обозначенный под номером 1.3 на схеме места происшествия, несоответствующим нормативно-технической документации, и находится ли такое несоответствие в причинно-следственной связи с фактом дорожно-транспортного происшествия от 13.12.2014 года на 104 километре + 350 метров трассы М – 4 с технической точки зрения?

Требованиями каких нормативно-технических документов, определены действия должностных лиц (организаций) ответственных за безопасную эксплуатацию дороги – трассы М-4?

Соответствуют ли действия должностных лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию дороги – трассы М-4, участок 104 километр + 350 метров, требованиям нормативно-технических документов, регламентирующих их деятельность?

Уважаемые читатели, нами рассмотрена еще одна важная и достаточно сложная тема из раздела «ДТП по вине дорожных служб».

Надеемся на то, что полученная информация о дорожно-транспортной экспертизе будет вам полезна.

Автотехнические экспертизы (в помощь начинающему адвокату)

Автотехнические экспертизы – одни из наиболее часто встречающихся на практике экспертиз, что, прежде всего, связано с большим количеством дорожно-транспортных происшествий, в том числе, и связанных с тяжкими последствиями.

Зачастую, именно заключение эксперта является решающим доказательством по делу: свидетели ДТП отсутствуют, лицо, предполагаемый виновник дорожно-транспортного происшествия не спешит давать признательные показания, а технические средства видиофиксации, к сожалению, не получили еще большого распространения.

Автотехническую экспертизу можно разделить на несколько подвидов:

— Транспортно-трасологическая экспертиза. Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия.
— Экспертиза технического состояния транспортных средств. Исследование обстоятельств ДТП.
— Экспертиза дорожных условий. Экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.
— Экспертиза транспортных средств по определению стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости.

Также, может быть проведена комплексная психологическая автотранспортная экспертиза, особенностью которой является то, что эксперт разных специальностей дают общее заключение, касающееся не только состояния автотранспортного средства, дорожного покрытия, и т.д., но и психического состояния водителя. В момент, предшествующий ДТП.

Разберем отдельно каждый из приведенных подвидов.

Транспортно-трасологическая экспертиза (Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия).

Целью транспортно-трасологической экспертизы является установление обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.

В понятие «следы транспортных средств» трасология включает следы автотранспорта, городского электротранспорта, иных видов механического, а также гужевого транспорта (повозки, сани и др.). Само понятие «транспортные средства», приведено в п.1.2. Общих положений Правил дорожного движения: «Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем».

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются: следы колес, следы гусениц, следы полозьев, следы неходовой части. Следы колес зависят от типа, марки и модели транспортного средства, а также от механизма и условий их образования. Значительную информацию о транспортном средстве дает исследование ширины колеи, базы, шины, рисунка протектора и др.

Также, предметом транспортно-трасологической экспертизы является исследование иных следов, не относящихся к ходовой части транспортных средств – бамперов, сцепных устройств и т.д.

Если транспортно-трасологическая экспертиза связана с идентификацией транспортного средства (идентификационные задачи), то вопросы перед экспертом могут быть поставлены следующим образом:
— Оставлены ли следы на месте происшествия конкретным транспортным средством?
— Является ли обломок детали транспортного средства частью единого целого с конкретной деталью конкретного транспортного средства?
— Не образованы ли следы на данном транспортном средстве другим, конкретным транспортным средством?

Также, при проведении транспортно-трасологической экспертизы решаются вопросы, связанные с установлением механизма дорожно-транспортного происшествия, либо, его отдельных фаз на основе изучения следов, оставленных на транспортных средствах, в том числе, на их отдельных деталях, т.е., решаются диагностические задачи.

Примерными вопросы для решения диагностических задач транспортно-трасологической экспертизы могут быть следующие:

— Каков режим движения, место и угол столкновения данных транспортных средств?
— Каким было взаимное расположение транспортных средств при их первичном столкновении?
— Каким было взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда на него?
— Какова последовательность образования следов на месте дорожно-транспортного происшествия?
— Образованы ли следы в результате столкновения (наезда)?

Экспертиза технического состояния транспортного средства.

Экспертиза технического состояния транспортного средства проводится с целью выявления дефектов, неисправностей и причин их возникновения.

Такие экспертизы проводятся не только при установлении обстоятельств ДТП, но и, например, по делам о защите прав потребителей при возникновении споров о продаже имеющих скрытые дефекты и неисправных транспортных средств, а также споров о некачественном ремонте и сервисном обслуживании транспортных средств.

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

— Каково общее техническое состояние данного транспортного средства, его механизмов, систем и агрегатов?
— Исправно ли представленное на экспертизу транспортное средство?
— Соответствует ли техническое состояние транспортного средства требованиям «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»?
— Имеет ли транспортное средство технические недостатки, если да, то какие именно?
— Какова причина возникновения недостатков транспортного средства? В какой период могла возникнуть данная неисправность – в момент выпуска, либо, в период эксплуатации?
— Является ли выявленная неисправность (недостаток), производственным, конструктивным или эксплуатационным?
— Является ли выявленный недостаток существенным?
— Относится ли выявленный недостаток к гарантийному случаю?
— Возможно ли возникновение устраненного недостатка вновь и если да, то при каких условиях?

Экспертиза обстоятельств ДТП

Обстоятельства ДТП тесно связаны с ранее рассмотренной транспортно-трассологической экспертизой, поскольку направлены на достижение единой цели – выяснение обстоятельств ДТП, но транспортно-трасологическая экспертиза отвечает на узкий сектор вопросов, касающийся следов и механизмов их образования, когда экспертиза обстоятельств ДТП позволяет восстановить общую картину ДТП.

Вопросы, поставленные перед экспертом об обстоятельствах ДТП, применительно к конкретным случаям, могут быть сформулированы следующим образом:

— С какой скоростью двигалось транспортное средство в момент столкновения?
— Каковы тормозной и полный остановочный пути транспортного средства в заданных условиях?
— За какое время транспортное средство могло преодолеть заданный отрезок пути?
— Возможно ли при заданных условиях (скорости движения, состоянии проезжей части, расстояния до препятствия) остановить транспортное средство путем торможения?
— Определить место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, препятствие).
— Каковы причины заноса и опрокидывания транспортного средства?
— Имел ли водитель техническую возможность предотвратить происшествие и если да, то каким образом?
— Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, к пешеходу) в заданный момент?
— Каково было взаимное положение транспортного средства и препятствия в момент, предшествующий столкновению (наезду на пешехода)?

С нашей точки зрения вопросы, вроде:

— Как должен был действовать водитель в сложившейся дорожно-транспортной ситуации с точки зрения надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения?
— Соответствовали ли действия водителя требованиям ПДД?, — не являются корректными и выходят за пределы компетенции эксперта, поскольку требуют дать юридическую оценку действиям участников дорожного движения, что находится в исключительной компетенции следствия.

Читайте также  Как выбрать независимую экспертизу после ДТП

Экспертиза дорожных условий

Вопросы, касающиеся экспертизы дорожных условий могут разрешаться при назначении автотранспортной экспертизы, в частности, когда необходимо проверить показания участников дорожного движения, ссылающихся на причины совершения ДТП, вследствие объективных причин, например, в виде дефектов дорожного полотна.

Кроме того, такая экспертиза может быть назначена по делам об административных правонарушениях. Когда лицо, привлекаемое к административной ответственности за нарушения, предусмотренные гл.12 КоАП РФ, оспаривает свою виновность, ссылаясь, например, на дорожные знаки, установленные с нарушениями, или состояние дорожной разметки, не соответствующей требованиям ГОСТ.

В этом случае перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

— Могли ли способствовать ДТП отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение?
— Соответствует ли установка дорожных знаков на данном участке дороги существующим нормам? (ГОСТ 52289-2004).
— Соответствует ли дорожная разметка на данном участке дороги действующим нормативам? (ГОСТ Р 51256-99)
— Соответствует ли действующим ГОСТ (ТУ), расположенные на данном участке дороги искусственные неровности (т.н. «лежачие полицейские?) (ГОСТ Р 52605-2006)
— Определить момент, когда водитель имел объективную возможность предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или путем объезда.
— Имелись ли причины и условия, связанные с организацией дорожного движения, способствующие возникновению ДТП.
— Имелась ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги?

Экспертиза по оценке автотранспорта

Примерные вопросы:
— Какие технологии требуются для ремонта транспортного средства?
— Какова стоимость ремонта транспортного средства?
— Какова стоимость транспортного средства с учетом его текущего технического состояния, года выпуска, износа, особенностей комплектации и дополнительного оборудования?
— Какой размер утраты товарной стоимости применяется к транспортному ну, пострадавшему в результате ДТП? (не рассчитывается в случае, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа АМТС превышает 35% или с даты выпуска прошло более 5 лет.).[1]
— Какова стоимость «годных остатков» транспортного средства?

Комплексная автотехническая, психологическая экспертиза

Проведение автотехнических экспертиз требуют привлечения специалистов, также, в областях психологии и психофизиологии. При определении причин ДТП, кроме технического аспекта, имеет место, т.н. «человеческий фактор», т.е., реакция водителя на возникновение ситуации, требующей принятия решения, что, в свою очередь, связано с опытом, темпераментом, эмоциональным состоянием и другими обстоятельствами, которые могут и должны оцениваться при назначении автотехнических экспертиз.

Поэтому, при заявлении ходатайства о назначении судебной автотехнической экспертизы, особенно, когда в результате ДТП имеются пострадавшие, имеет смысл требовать проведения комплексной автотехнической психологической экспертизы.

На разрешение эксперта можно предложить следующие вопросы:

— Каково время реакции водителя на возникновение помехи в данной ситуации я Находился ли водитель и другие участники ДТП в конфликтном психическом состоянии (стресс, фрустрация[2] и др.)?
— Как могло повлиять на выполнение профессиональных функций данное состояние?
— Соответствуют ли психофизиологические возможности обследуемого лица (водителя) требованиям безопасности выполнения профессиональных функций?
— Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить?
— Позволяло ли физическое и психическое состояние водителя предотвратить ДТП?

[1] п.8.1.3. Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств. Методическое руководство для экспертов. (утв. Минюстом РФ 15.12.2000) СПб., СЗРЦСЭ, 2001,
СПб., РФЦСЭ, 2001

[2] Фрустрация [лат. frustration — обман, расстройство планов] — психическое состояние, которое вызывается объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; переживается гаммой отрицательных эмоций (гнев, раздражение, чувство вины). См.: Тарабрина Н.В. Фрустрация // Общая психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 194.

Устройство автомобилей

дорожно-транспортная экспертиза

Аварийная ситуация зачастую порождает много противоречий со стороны участников ДТП, свидетелей, инспекторов ГИБДД. Каждая из сторон может судить ситуацию субъективно, при этом нередко искажаются факты, способные пролить свет на основные причины аварии, поскольку виновник происшествия понесет значительные материальные и моральные издержки.
Поэтому виновная сторона должна быть установлена с максимальной степенью объективности. Без знаний основ, касающихся вопросов назначения и проведения дорожной экспертизы, у потерпевшей стороны зачастую не остается шансов на возмещение причиненного в результате ДТП вреда, а иногда даже оказаться в роли виновной стороны.

Для более четкого отображения картины ДТП, его причин и установления виновных на место происшествия вызываются эксперты — специалисты по расследованию ДТП.
Дорожно-транспортная экспертиза может иметь разный характер, предмет исследования зависит от конкретной ситуации. По своей сути она является одним из видов инженерных экспертиз, проводимых для диагностирования технического состояния автомобильной дороги, дорожного обустройства и внешних условий в обстановке и на участке места ДТП.

Дорожно-транспортной экспертизой (ДТЭ) называют научно-техническое исследование дорожно-транспортного происшествия.
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) возникают в результате нарушения режимов движения транспортных средств, вызвавшего травмы или смерть людей, повреждение транспортных средств и грузов, зданий и сооружений или нанесении каких-либо других материальных ущербов. При проведении ДТЭ эксперт выясняет технические причины ДТП, определяет скорости движения, тормозной и остановочный пути транспортных средств и т. п.

Целью ДТЭ является получение научно-обоснованной характеристики происшествия, определение его объективных причин и возможных способов предотвращения, а также анализ поведения участников происшествия во всех его фазах.
В результате экспертизы должен быть получен ответ на вопрос, имел ли место несчастный случай или же происшествие явилось следствием неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности или несвоевременно выполнивших необходимые действия для исключения ДТП и снижения тяжести опасных действий. В любом случае, при наличии пострадавшей стороны, судом может быть назначена экспертиза, призванная реально обрисовать причины ДТП и возможность его предотвращения тем или иным участником дорожного движения.

Огромное значение на безопасность движения оказывает состояние дороги и ее покрытия. Причиной аварий нередко становятся выбоины, сдвиги, ямы, гребенки, впадины на дорогах. Поскольку ответственность за обеспечение дорожной безопасности несут городские власти и местные органы ГИБДД, именно они обязаны возместить ущерб пострадавшим в случае, если эксперты установят, что причиной ДТП явилось плохое состояние дороги.

В случае, если ДТП имело место из-за нарушения одним или несколькими участниками происшествия правил дорожного движения, экспертиза призвана установить виновность или степень вины каждого из участников аварии, а также оценить реальную возможность предотвратить ДТП со стороны его участников.
Качество и объективность экспертной оценки очень важны, поскольку виновник аварии, в случае наличия пострадавших или нанесении материального ущерба, должен будет возместить ущерб и даже может быть привлечен к уголовной ответственности за тяжкие последствия ДТП.

Объекты экспертного исследования ДТП

Исходными данными для проведения дорожно-транспортной экспертизы служат результаты осмотра места происшествия и автомобилей, а также результаты опроса участников и очевидцев данного происшествия.

Объектом изучения экспертов выступают:

  • анализ обстановки на месте ДТП. Исследуются состояние дорожного полотна, проезжей части, обочины, участков, расположенных в непосредственной близости от дороги;
  • определение параметров движения автомобилей и других участников ДТП во всех временных фазах аварии. Эксперты, опираясь на различные факторы (следы торможения, осколки, пятна ГСМ и т. п.), определяет, с какой стороны и на какой скорости двигались автомобили;
  • исследование дорожного полотна на предмет уклонов, проломов, выбоин, просадок и других дорожных дефектов. В заключении экспертов указываются все размеры и параметры отклонений и особенностей дорожного полотна, которые могут являться причиной или выступать одной из причин возникновения аварии;
  • анализ уровня информационной безопасности на дорожном участке — проверяется наличие дорожной разметки, светофоров, специальных указателей, знаков и т. п.

В некоторых случаях экспертам при установлении причин ДТП приходится использовать аналитические методы, содержащие технические расчеты, учитывающие динамические параметры автомобилей, участвовавших в ДТП, в том числе – их тормозную динамику.

Пример экспертного анализа ДТП

Рассмотрим в качестве примера дорожно-транспортное происшествие, результатом которого был наезд автомобиля на пешехода (рис. 1). Автомобиль А двигался на расстоянии Sп от тротуара, на краю которого находился пешеход П (положение I на рисунке).
Когда между автомобилем и пешеходом было расстояние S , пешеход начал движение по проезжей части перпендикулярно направлению движеня автомобиля. На рисунке 1 положение автомобиля и пешехода, соответствующее этому моменту отмечено цифрой II .
Водитель затормозил, однако избежать наезда не смог.
Автомобиль, ударив пешехода (положение III ), переместился еще на некоторое расстояние и остановился (положение IV ).

пример экспертной оценки последствий ДТП

На месте происшествия фиксируют длину Sю следа юза шин по дороге, перемещение Sн автомобиля после его наезда на пешехода, а также путь, пройденный пешеходом по проезжей части до наезда.

Проведя следственный эксперимент, замеряют деселерометром максимальное (установившееся) замедление jуст или с помощью переносных приборов коэффициент сцепления φx в зоне происшествия.
На основании опроса свидетелей и других данных устанавливают примерное значение скорости vп , с которой перемещался пешеход перед наездом.
Остальные данные, необходимые для расчета, обычно определяют по таблицам, составленным в результате экспериментов.
Если максимальное значение замедления jуст экспериментально установить не представляется возможным, то его вычисляют по формуле:

Читайте также  Как делается независимая экспертиза после ДТП

либо вычисляют длину пути при установившемся замедлении:

где Кэ – коэффициент эффективности торможения, учитывающий степень использования теоретически возможной эффективности тормозной системы. Для легковых автомобилей Кэ принимается в пределах от 1,1 до 1,2; для грузовых автомобилей и автобусов – от 1,4 до 1,6.

Последовательность анализа происшествия при его исследовании такова.

Исходя из формул, определяющих величину замедления jз :

и скорость автомобиля в конце торможения:

определяют начальную скорость автомобиля перед торможением:

Пренебрегая последним слагаемым подкоренного выражения вследстие его малой величины, можно определить начальную скорость автомобиля по упрощенной формуле:

Затем определяют скорость автомобиля в момент его наезда на пешехода:

Зная скорости v и vн , можно определить время движения автомобиля с того момента, когда водитель начал реагировать на пешехода, до момента наезда на него:

Шириной полосы движения пешехода чаще всего пренебрегают, т. е. изображают его в виде точки. Скорость пешехода считают постоянной.
Тогда время движения пешехода по проезжей части до момента наезда определится по формуле:

Условие своевременности торможения автомобиля можно записать следующим образом:

Если это условие не выполнено и время tн меньше времени tп , то водитель действовал с опозданием и автомобиль успел переместиться из положения I в положение II .

Чтобы установить, мог ли водитель избежать наезда на пешехода, если бы не произошло запаздывание, определяют продолжительность запаздывания:

За это время автомобиль, двигаясь с начальной скоростью v , переместится на расстояние

Согласно рисунку 1 расстояние S между передней частью автомобиля и пешеходом в момент начала движения последнего по проезжей части будет равен:

где Sо – остановочный путь автомобиля.

Если в результате расчетов получится, что расстояние S больше остановочного пути Sо , то водитель мог, применив экстренное торможение, остановить автомобиль до линии следования пешехода.
При S ≤ Sо водитель не имел возможности предотвратить наезд путем торможения, так как пешеход начал движение на слишком малом расстоянии перед автомобилем или двигался с большой скоростью.

Для чего проводится автотехническая экспертиза

Для чего проводится автотехническая экспертиза

Невозможность мирного урегулирования конфликта и установления виновной стороны дорожного происшествия – основание для проведения исследования обстоятельств аварийной ситуации. Автотехническая экспертиза ДТП направлена на определение причинно-следственных связей между участниками инцидента и последствиями столкновения. Осмотр проводится по инициативе автовладельцев или правоохранительными органами.

Что такое автотехническая экспертиза ДТП

Комплексное исследование поврежденных транспортных средств проводится для выявления факторов, приведших к аварийной ситуации. Технический осмотр позволяет определить степень вины каждого участника инцидента, собрать данные для составления статистики о возникновении дорожных происшествий после изучения места столкновения и масштабов механических дефектов автомобилей.

В каких случаях проводится

Автотехническое исследование осуществляется для установления обстоятельств аварии в ходе судебного разбирательства. Ходатайство о назначении экспертизы по гражданскому делу о ДТП может быть подана на любом этапе расследования. При несогласии с вынесенным решением автовладелец имеет право обратиться к независимым экспертам. Инициатором осмотра могут выступать страховые компании для определения суммы материального ущерба пострадавшему на ремонтные работы поврежденного транспортного средства.

Автотехническая проверка

Административное расследование

Автовладельцы вправе самостоятельно урегулировать конфликт при возникновении аварии. При невозможности достичь соглашения на месте происшествия, водители обязаны вызвать сотрудников ГИБДД.

Совет! Для установления виновника инцидента и масштабов механических дефектов, участники ДТП, в результате которого был нанесен вред имуществу, должны обратиться к специалистам для проведения автотехнической экспертизы.

Страховщики или сотрудники независимой организации проводят исследования для определения пунктов нарушенных правил дорожного движения, действия автовладельцев до момента столкновения при управлении машиной.

Судебное разбирательство

Рассмотрение дела в вышестоящей инстанции проводится при серьезном нанесении вреда движимому имуществу, наличии пострадавших с тяжелой степенью повреждений или смертельным исходом. Экспертиза назначается по прошению следователя на любой стадии разбирательства. Участники ДТП вправе подать ходатайство в суд первой инстанции для установления виновной стороны дорожного происшествия.

Кто проводит

Автотехническое исследование может осуществляться экспертной компанией или частным специалистом независимой оценочной организации. Для проведения осмотра поврежденного транспортного средства техник обязан иметь документы, подтверждающие соответствующее образование и профессиональную подготовку. Данные эксперта, прошедшего аттестацию, должны быть внесены в государственный реестр. Информация о техниках, имеющих сертификат на проведение работ по исследованию обстоятельств транспортного происшествия, находится в открытом доступе на официальном сайте Министерства юстиции.

Что позволяет узнать

Осмотр автомобилей, попавших в аварию, проводится для выявления причин и обстоятельств инцидента. Еще до обращения к специалистам водители должны знать, что устанавливает автотехническая экспертиза при ДТП.

Важно знать! Основная задача исследования – определение характеристик и параметров дорожной обстановки, анализ действий участников столкновения при управлении транспортными средствами.

Техническое состояние автомобилей

При осмотре машины эксперт сравнивает полученные механические дефекты с исходными данными. В рамках исследования устанавливаются показатели транспортного средства в момент столкновения:

  • скорость движения;
  • траектория;
  • состояние шин;
  • сцепление с дорожным полотном;
  • длина следа торможения, остановочного пути;
  • время прохождения расстояния до другого транспортного средства;
  • величина допустимого бокового интервала между движущимися попутными машинами;
  • дистанция между автомобилями до столкновения;
  • неисправности до момента аварийной ситуации.

Разбирательство с аварией

Эксперт оценивает функциональность рулевого механизма, гидравлического усилителя, осветительных приборов. Специалист выясняет факторы, влияющие на устойчивость транспортного средства, возможность опрокидывания или заноса машины. При наличии неисправностей до столкновения техник устанавливает причинную связь между ранее полученными дефектами и обстоятельствами дорожного происшествия.

Состояние дороги

Внешние факторы влияют на возникновение аварийной ситуации. В рамках автотехнической экспертизы при ДТП вопросы эксперту касаются состояния дорожного покрытия, корректности нанесенной разметки. Специалист при вынесении заключения учитывает наличие выбоин, ям, глубокой колеи, внешних канализационных систем.

Место ДТП

Техник изучает расположение светофоров, ограничительных дорожных знаков, мест для пешеходов. В рамках исследования устанавливается наличие и степень уклона, состояние видимости, обзорность. Для вынесения решения учитываются меры по ликвидации последствий погодных условий и других автомобилистов: уборка снега, очищение участка от жидкостей, масла или бензина.

Другие факторы

Эксперт оценивает психофизическое состояние водителей в момент инцидента. При исследовании определяются соблюдение автовладельцами ПДД, возможность предотвращения столкновения участниками ДТП. Специалист после изучения повреждений и места происшествия устанавливает причинную связь между действиями водителей и фактом возникновения аварийной ситуации.

Как правильно провести экспертизу в частном порядке

Автомобилисты вправе обратиться в коммерческие организации для осуществления независимого осмотра. Этапы назначения частной экспертизы:

Мужчина оценивает повреждения машины

  1. Выбор оценочной компании.
  2. Заключение договора, произведение оплаты.
  3. Согласование времени, места осмотра.
  4. Подготовка машины к автотехническому исследованию.
  5. Предоставление документов, оформленных на месте ДТП.
  6. Проведение осмотра.
  7. Составление заключения.

При осуществлении исследования в частном порядке инициатор экспертизы обязан своевременно оповестить о назначенных мероприятиях страховщика и других участников дорожного происшествия. Отправить уведомление нужно не позднее чем за три дня до технического осмотра.

Составление ходатайства о проведении

Исследование в частном порядке требуется для оценки дефектов транспортного средства, точного установления деталей столкновения, механизма действий водителей для определения виновной стороны. Автомобилист может составить прошение о проведении осмотра по образцу ходатайства о назначении трасологической экспертизы по ДТП. Основные данные заявления:

  • номер гражданского дела;
  • сведения ответчика, истца;
  • перечень вопросов к эксперту;
  • наименование специалиста;
  • данные плательщика на оказываемые услуги;
  • список прилагаемых документов.

Ходатайство составляется в свободной форме. В документе отражаются обстоятельства, для подтверждения или опровержения которых проводится автотехническое исследование. Право подать прошение должно быть обосновано российским законодательством.

Сроки проведения

Нормативными документами не установлены строгие временные рамки осуществления технической экспертизы автомобиля после ДТП. Срок предоставления отчета зависит от степени повреждений, объема проводимых работ, занятости специалиста. Время составления итоговой рецензии рассчитывается индивидуально для каждого водителя.

Стоимость процедуры

Цена услуг эксперта определяется объемом работ: чем серьезнее деформация транспортного средства, тем дольше техник будет проводить осмотр.

Важно знать! Стоимость исследования зависит и от типа, марки, года выпуска автомобиля, региона осуществления процедуры. Средняя цена автотехнической экспертизы легковой машины по России составляет не менее 2500 рублей.

Исследование обстоятельств ДТП направлено на выявление причин столкновения, установление виновной стороны. Автотехнический осмотр осуществляется для оценки повреждений транспортного средства, состояния дороги и окружающей обстановки, которые могли способствовать возникновению аварийной ситуации. Водители, не согласные с вынесенным решением по делу о дорожном происшествии, вправе провести экспертизу в частном порядке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: