Защита виновника ДТП от требований страховой особенности

Защита виновника ДТП

Законодательство гарантирует защиту прав и интересов участника ДТП, в том числе виновника аварии. Защита виновника ДТП, которая осуществляется юристом на всех стадиях привлечения к ответственности, позволит устранить основания для возмещения ущерба, существенно минимизировать размер выплат.

Способы защиты виновника ДТП

В результате ДТП происходит причинение вреда здоровью и жизни граждан, их имуществу. Обязанность по возмещению вреда в полном объеме предусмотрена законодательством, осуществляется следующими способами:

  • путем прямого возмещения ущерба пострадавшим лицам;
  • путем заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности (полис ОСАГО);
  • путем оформления добровольных видов страхования (различные формы КАСКО, страхования жизни и здоровья, ДСАГО).

Даже если вина в ДТП однозначно подтверждается процессуальными документами, это не лишает виновника права на защиту. Кроме того, потерпевшие нередко злоупотребляют своими правами, существенно завышают размер вреда.

При эксплуатации транспорта ответственность может наступать даже при отсутствии вины, так как автомобиль признается источником повышенной опасности. Как правило, в таких случаях возмещение происходит за счет страховой компании по полису ОСАГО.

Защита виновника ДТП будет осуществляться по следующим направлениям:

  • на стадии оформления документов для привлечения водителя к административной или уголовной ответственности за нарушение ПДД;
  • при получении претензии или искового заявления со стороны потерпевших лиц;
  • получение претензии от страховой компании и привлечение к судебному процессу в качестве ответчика.

В процессе привлечения к ответственности помощь автоюриста будет направлена на доказывание отсутствия состава правонарушения, в том числе причинения тяжкого вреда здоровью.

Если в результате ДТП причинен ущерб потерпевшим, защита виновника будет заключаться и в оспаривании размера ущерба, условий его возмещения. Для этого мы рекомендуем воспользоваться услугами наших опытных юристов по ДТП. Попытка самостоятельного урегулирования спора может привести к взысканию завышенной компенсации.

Еще на стадии получения претензии или искового заявления юрист проанализирует размер предъявленных требований о возмещении вреда. Это позволит должным образом подготовиться к судебному процессу. Необходимо учитывать, что для расчета исковых требований используется отчет о размере ущерба, который также станет предметом проверки со стороны юриста

Если истцом выступает страховая компания, отчет будет подготовлен оценщиком страховщика. Это может повлечь необоснованное увеличение итоговой суммы ущерба, характера повреждений. При помощи юриста виновник ДТП имеет право не только оспорить отчет о стоимости ущерба, но и обратиться за проведением повторной оценки к другому эксперту.

Защита виновника аварии в суде

Поскольку взыскание ущерба осуществляется в судебном порядке, защита виновника ДТП в суде будет направлена на снижение итоговой суммы возмещения либо полное освобождение от выплат. Если истцом выступает страховая компания потерпевшего лица, к виновнику ДТП могут предъявляться следующие требования:

  • стоимость восстановительного ремонта за минусом ранее произведенных выплат по ОСАГО;
  • стоимость расходов по эвакуации транспортного средства с места ДТП.

Если с иском обращается сам потерпевший, состав исковых требований может быть существенно шире, так как возмещению подлежит не только ущерб автомобилю, но и компенсация морального вреда, расходы на оценку ущерба, судебные расходы.

Юрист, который будет осуществлять защиту виновника ДТП, предпримет в суде следующие действия:

  • примет участие в каждом судебном заседании в интересах клиента;
  • представит контррасчет суммы исковых требований с учетом дополнительной или повторной экспертизы повреждений;
  • подготовит возражения на исковое заявление со ссылками на законодательные нормы, судебную практику, дополнительные доказательства;
  • оспорит размер компенсации морального вреда и суммы судебных расходов.

Даже если суд достоверно установит наличие вины в действиях водителя, с помощью юриста можно существенно снизить итоговый размер компенсации.

Если вам предстоит судебный процесс по делу о возмещении ущерба от ДТП, или предъявлена претензия о выплате компенсации, рекомендуем незамедлительно обратиться за помощью к юристу. Чем раньше юрист начнет работать с материалами дела, тем больше возможностей можно предпринять для защиты клиента. Проконсультируйтесь у наших юристов по телефону или заполните форму обратной связи на сайте. Мы поможем в защите прав даже в самых сложных случаях.

Защита виновника ДТП от требований страховой особенности

защита виновника ДТП в суде

От дорожно-транспортного происшествия никто не застрахован. Попасть в автомобильную аварию может даже умелый водитель с опытом или стажем работы, поскольку во время движения транспортного средства может произойти непредсказуемое, независящее от человека. Следует понимать, что в этой ситуации важна защита виновника ДТП, если авария произошла, к примеру, из-за неисправности рабочего автомобиля.

Как защитить виновника ДТП

Ни один водитель не может с уверенностью утверждать, что он никогда не станет участником дорожного происшествия, ведь ситуации во время поездки на автомобиле могут быть разными. Виновником ДТП можно стать даже по случайной невнимательности. Как только человек оказывается в такой неприятной истории, он наверняка растеряется и будет пребывать в шоковом состоянии.

Сложно защищать свои права перед сотрудниками ГИБДД, если пропадает дар речи от увиденных последствий ДТП. Поэтому лучше позвонить компетентного юристу, который специализируется в этой области права и сможет более спокойно оценить ситуацию.

Об иске к страховой компании на возмещение ущерба узнайте тут.

Об исковом заявлении на возмещение вредя при ДТП средней тяжести узнайте из статьи: http://1avtourist.ru/vozmeshhenie-ushherba-ot-dtp/iskovoe-zayavlorovyu-pri-dtp.html

Для защиты виновника ДТП от претензий потерпевшего адвокату следует отработать стандартный порядок действий.

  1. Помочь виновнику ДТП оформить бланк страхового полиса, помочь со сбором доказательств, которые могут помочь смягчить наказание либо доказать вину другого человека.
  2. Проконтролировать заполнение работниками ГИБДД стандартной документации по случаю ДТП. Проверить правильность внесения информации в протокол, составленную схему ДТП. Юрист должен самолично убедиться, что сведения в документации корректны и правдивы, в противном случае, он имеет право оформить письменное несогласие.
  3. Отыскать возможных свидетелей дорожного происшествия, если их показания смогут повлиять на принятие решения судьи в момент судебного разбирательства.
  4. Зафиксировать поврежденные участки автомобиля, сделать фотографии либо видеозапись с места аварии.
  5. Проконсультировать виновника ДТП относительно выбора линии поведения.

Следует понимать, что лишь грамотный правовед, у которого имеется опыт по таким делам, сумеет дать точную оценки происходящему, учесть важные моменты при столкновении транспортных средств и, как результат, оказать содействие своему клиенту, защитить виновника ДТП в суде. Юрист должен обезопасить такого человека от неправомерных действий, к которым он может быть подвергнут со стороны страховой компании, сотрудников дорожной полиции либо других участников автомобильной аварии.

Независимого от того, насколько виновен каждый из водителей, всем участникам дорожного происшествия необходимо придерживаться порядка согласно стандартам ПДД. В первую очередь, нужно остановить движущийся автомобиль, включить световую сигнализацию и поставить у дороги аварийный знак.

Если в результате ДТП есть пострадавшие, жизни которых угрожает опасность, то необходимо оказать им немедленно первую медицинскую помощь, а затем позвонить в «скорую». В некоторых случаях допускается, что виновник ДТП может отъехать с места происшествия, чтобы отправить пострадавшего в больницу, или же посадить человека на попутный транспорт. Только после этого нужно вернуться на место аварии. Предварительно необходимо позаботиться о том, чтобы до приезда работников ГИБДД картина происшествия сохранялась в неизменном виде.

Водителю, причастному к ДТП, следует немедленно сообщить о происшествии в полицию и до ее приезда не перемещать предметы, которые имеют отношение ко всему случившемуся. Если виновник ДТП будет действовать в соответствии с установленными правилами, окажет помощь пострадавшим, то в суде это расценят как обстоятельства, смягчающие его вину.

Как защитить виновника ДТП в суде

Не впервой встречаются ситуации, когда сам виновник ДТП направляет исковое заявление в суд, поскольку причиненный ущерб транспортному средству пострадавшего должна компенсировать страховая компания. Но исходя из судебной практики, защита виновника ДТП необходима уже в момент разрешения споров со страховщиком. Несмотря на то, что виновная сторона должна сама оплатить ремонт своего автомобиля, так еще и страховая компания может затребовать от этого водителя возмещения выплаченной суммы пострадавшему в порядке регресса.

Если виновник ДТП полагает, что в конкретно его ситуации можно оспорить свое положение, то ему следует непосредственно обращаться в суд, чтобы защитить свои интересы перед коммерческой структурой. Не имеет значения, когда человека признали виновным, в момент разбора ситуации с ГИБДД или на судебном заседании. Виновник ДТП может воспользоваться услугами узкопрофильного специалиста, опытного адвоката, чтобы добиться отмены уже принятого ранее решения по его делу. Также юрист может помочь с установлением вины второго автомобилиста, оспорить сумму взыскания.

Особенности защиты виновника ДТП от требований страховой включают в себя возможность обращения в суд в течении 10 дней с момента вынесения окончательного приговора, пока он не вступил в силу. При необходимости, так можно дойти и до Верховного Суда. У каждого человека есть право на обжалование вынесенного решения.

Читайте также  Как выбрать независимую экспертизу после ДТП

Стоит заметить, что если виноватая в дорожном происшествии сторона не согласна с ведением дела в суде, то она может подать иск о пересмотре обстоятельств аварии. Самое не приятное здесь видится для пострадавшей стороны, ведь страховая компания виновника ДТП, с которым заключен договор ОСАГО, приостановит все выплаты до тех пор, пока ситуация остаточно не разъяснится. На повторном судебном заседании может быть вынесено следующее решение:

  • оставить в силе предыдущий вердикт;
  • признать обоюдную вину участников ДТП, которым будет возмещена выплата по ОСАГО соразмерно степени вины каждого;
  • признать виновным другого водителя, страховой компании которого придется возмещать компенсацию ущерба.

Если виновнику ДТП не удастся доказать свою версию обстоятельств ДТП, то он может понести дополнительные траты. Это может произойти в том случае, если пострадавшая сторона затребует выплаты моральной компенсации, а страховщик – уплаты по регрессу.

Не важно, кто подал повторное заявление в суд, пострадавший либо виновник, ведь в судебном процессе все материалы будут рассматриваться наново. То, что вина одного человека уже была доказана, роли никакой не играет, а потому необходимо снова готовиться к судебному процессу и собирать материалы по делу, чтобы более точно обрисовать картину происшествия. Необходима защита виновника ДТП от претензий со стороны как страховой компании, так и другого автомобилиста.

Чтобы отстоять свои интересы по весьма запутанному делу, следует хорошо разбираться в нормах ПДД и знать свои обязанности.

Как защитить виновника ДТП от претензий

Не существует единого способа защиты виновника аварии на дороге, ведь каждая ситуация рассматривается индивидуально и имеет свои особенности. Как правило, если нет в результате ДТП угрозы здоровью и жизни пострадавшего, то его претензии можно разрешить и мирным путем. Правда, не стоит забывать, что при оформлении документации можно себя обезопасить от дальнейших судебных споров, ведь для виновника ДТП, который уехал с места и не заполнил необходимые бланки документов, может последовать ответственность за этот поступок.

Не стоит забывать, что после ДТП существует необходимость проведения различных экспертиз, в том числе, и на состояние здоровья автомобилиста, которому попросту могло стать плохо за рулем. В этой ситуации лучше пригласить автоюриста, который поможет смягчить наказание и обеспечит защиту виновнику ДТП.

Защита виновника ДТП от требований страховой особенности

Защита интересов виновников ДТП

Если Вы стали участником ДТП, то имеется вероятность (от 0,(0)1% до 100%), что именно Вас обвинят в совершении ДТП. Итак, что делать в ситуации, когда другой участник ДТП предъявил требование о возмещении причиненного ущерба?

Оценка действий водителей

ДТП бывают разные. Например, столкновение транспортных средств, наезд на неподвижно стоящий автомобиль, наезд на пешехода и т.д. Возьмем самую распространенную ситуацию, когда столкнулись два движущихся автомобиля. Как говорит на этот счет Гражданский кодекс ( статья 1079 ), имеем взаимодействие двух источников повышенной опасности, владельцы которых в таком случае отвечают за причиненный друг другу ущерб на общих основаниях. Что это значит? Это значит, что отвечает за последствия тот водитель, который виноват, который нарушил Правила дорожного движения (ПДД). И не просто нарушил, но именно это нарушение ПДД находится в причинно-следственной связи с ДТП. Кто именно отыскивает эту причинно-следственную связь, и каким образом?

Причинно-следственная связь между действиями водителя и ДТП

Если ДТП оформили сотрудники полиции, то именно они оценивают действия водителей и определяют («назначают») виновного в ДТП. В некоторых случаях (например, если в результате ДТП погиб водитель или пассажир) проводится расследование (сначала доследственная проверка, а затем предварительное следствие), в ходе которого назначается автотехническая экспертиза силами и за счет госорганов. Если ДТП оформлено по «европротоколу», то выяснять, кто прав, а кто виноват, предстоит водителям самостоятельно или с привлечением юристов, а также экспертов-автотехников, за свой собственный счет. Экспертное исследование обстоятельств ДТП требует специальных познаний. Также в этот процесс включается страховая компания, так как ей надо установить, произошел ли страховой случай по ОСАГО (наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства) , чтобы выплатить потерпевшему страховое возмещение вреда.

Механизмы защиты интересов виновников ДТП

«Отбиться» от требований потерпевших можно двумя путями. Причем использовать эти два способа интеллектуального противоборства можно как по отдельности, так и в сочетании, одновременно.

1. Оспаривание виновности

Инспектор ДПС может ошибиться в своих оценках виновности того или иного водителя. Например, нередко вызывает споры определение места столкновения («места ДТП»). Инспектор может составить схему места ДТП и указать в ней такое место с помощью условного обозначения, которое на самом деле является неточным. А это может привести и на практике зачастую приводит к неверным выводам, в результате чего невиновного водителя «назначают» виновником ДТП. Соответственно, чтобы убедить суд в обратном, в большинстве случаев необходимо инициировать проведение экспертизы.

Выписка из пособия «Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях. Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. Части I,II. Издание второе переработанное и дополненное. – М.: Издательский центр ИПК РФЦСЭ, 2006» [часть 2, стр.34-35]:

«Определение места столкновения по расположению отдельных частей ТС не представляется возможным, так как их перемещение от места удара (места отделения от ТС) зависит от многих неподдающихся учету факторов. Участок расположения основной массы отброшенных при столкновении частей может служить основанием для определения места столкновения лишь приближенно. При этом должны быть учтены обстоятельства, способствовавшие одностороннему смещению о брошенных частей.

С достаточной точностью место столкновения определяется по расположению осыпавшейся в момент удара земли, наслаивающейся на нижних частях ТС при движении. При столкновении отбрасывание частиц земли происходит с большой скоростью. Поэтому они падают на поверхность дороги в том месте, где произошел удар. Наибольшее количество земли отделяется от деформируемых частей (поверхностей крыльев брызговиков, днища кузова). Но при сильном загрязнении она может осыпаться и с других участков. При этом важно установить, не только с какого ТС отделилась земля, но и с каких его частей, что позволяет наиболее точно определить место столкновения».

2. Оспаривание размера ущерба

Размер ущерба, заявленный потерпевшим, может быть завышен. Например, в нашей статье « Возмещение материального ущерба при ДТП » мы, задаваясь вопросом, как грамотно и в полном объеме взыскать ущерб, причиненный в результате ДТП, уже приводили классификацию видов ущербов. Это был взгляд на дело со стороны потерпевшего. Соответственно, чтобы посмотреть на ситуацию глазами виновника ДТП, можно использовать те же понятия, но уже с противоположной целью. Так, обычно виновнику ДТП выгоднее «затоталить» поврежденный им автомобиль, если возможно обосновать, что стоимость ремонта реально очень высокая (сопоставима с ценой машинки в доаварийном состоянии). Получается что-то похожее на парадокс, поскольку виновнику здесь надо доказывать, что ремонт на самом деле еще дороже, чем посчитал потерпевший… Но если результат будет достоверным и правильным, то взыскиваемая сумма в итоге уменьшится.

По поводу споров о размере только ущерба, причиненного автомобилю, можно написать целую диссертацию. Один только вопрос, считать ли с учетом износа или без учета износа (для определения точного размера ущерба), чего стоит. Касаясь этого вопроса в рамках этой статьи, сошлюсь лишь на Постановление Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 N 6-П , читайте и наслаждайтесь, как говорится.

3. Дополнительные возможности

Помимо основных методов борьбы есть и другие. Например, можно просить суд учесть имущественное положение виновника ДТП — см. пункт 3 статьи 1083 Гражданского Кодекса РФ. Возможна, конкретно Ваша ситуация скрывает в себе и множество других «зацепок». Звоните, приходите, обсудим, поможем.

Звоните +7 (901) 555-34-00, +7 (925) 829-51-03 и получите первичную консультацию Адвоката.

Наши практические знания основаны на многолетнем опыте. Об успехах читайте на странице РЕЗУЛЬТАТЫ. Отзывы смотрите на странице БЛАГОДАРНОСТИ.

Цены на платные услуги отличаются демократичностью. Возможна удобная рассрочка, в том числе частичная оплата за результат («гонорар успеха»).

Взыскание страховой выплаты с виновника ДТП в порядке регресса. Стоит ли платить?

Практически любой бизнес использует транспорт в служебных целях, даже если он не связан непосредственно с перевозками. Естественно, что существует риск попадания в ДТП служебного автомобиля, которым управлял сотрудник компании. Именно с таким делом недавно столкнулись наши юристы, более того, сотрудник нашего клиента стал виновником аварии. Повреждения оказались незначительными, пострадавших не было, водители оформили ДТП европротоколом, т.е. без участия сотрудников полиции. Оба автомобилиста были клиентами одной и той же довольно крупной страховой компании. Но спустя время работнику клиента от страховой компании пришло письмо, в котором оказалось требование о взыскании убытков в порядке регресса. Страховая решила, что были нарушены требования закона об ОСАГО, ведь наш клиент (его сотрудник) не представил машину на осмотр в установленный срок. А раз так, то он обязан выплатить сумму, эквивалентную страховой премии, ранее уплаченной компанией потерпевшему. Но так ли это? Давайте разбираться…

Читайте также  Криминалистическая экспертиза автомобиля перед покупкой

Кто в случае вины должен платить страховой компании? Сотрудник, управлявший служебным автомобилем или непосредственно сама организация, являющаяся собственником машины?

Ответ на этот вопрос дал Верховный Суд РФ еще в 2010 году. Основываясь на нормах Гражданского Кодекса РФ, он указал, что юридическое лицо может быть собственником автомобиля. Работник, состоящий в трудовых отношениях с собственником автомобиля, не признается его владельцем в данном случае, несмотря на то, что он управляет им. Ответственность за причинение вреда возлагается на работодателя. Речь шла о ДТП с причинением вреда жизни и здоровью.

Но в 2020 г. Верховный суд вернулся к разъяснениям десятилетней давности. Поводом для этого стал спор по требованиям о возмещении ущерба в порядке регресса, когда вред был причинен только имуществу лиц. Верховный суд фактически распространил свое прошлое толкование на ситуации, когда вред причинен только транспортным средствам (нет вреда жизни и здоровью) и ДТП оформлено без привлечения полицейских.

Таким образом, по общему правилу, водитель служебного транспорта (в силу трудовых отношений или иных оформленных договором гражданско-правовых отношений) не отвечает за вред, причиненный автомобилем. Ответственность несет работодатель, являющийся владельцем этого источника повышенной опасности.

Законно ли вообще это требование страховой компании? Действительно ли владелец нарушил закон и обязан компенсировать страховую выплату или это просто попытка страховщиков покрыть свои убытки по формальным основаниям?

Здесь потребуется более детальный разбор. По общему правилу, стоимость восстановительного ремонта и размер подлежащего выплате страхового возмещения устанавливаются путем осмотра автомобиля потерпевшего , то есть транспортного средства, которому причинены повреждения. Если привлеченный страховой организацией эксперт приходит к выводу, что осмотра автомобиля потерпевшего недостаточно для полного выяснения обстоятельств причинения вреда и размера убытков, страховщик вправе осмотреть транспорт виновника происшествия. Соответственно, если страховщик своевременно направил такое требование, то виновник ДТП обязан предоставить свое транспортное средство для осмотра. Как оказалось, попытки страховых компаний взыскать убытки в порядке регресса являются повсеместной практикой, такие иски предъявляются к участникам ДТП по всей России.

Так законен ли авто-регресс?

Вернемся еще раз к делу, рассмотренному Верховным судом. В нем виновник ДТП, вопреки правилам, установленным законом об ОСАГО, не направил в течение пяти рабочих дней заполненный бланк извещения о ДТП в страховую компанию потерпевшего.

На самом деле, это довольно частая ситуация, ведь став виновником ДТП, автомобилист понимает, что потерпевшему компенсирует ущерб его страховая компания, и не придает значение обязанности направить извещение о ДТП в свою страховую компанию. Эта ошибка часто приводила к тому, что регрессные требования страховых компаний к виновникам ДТП удовлетворялись, а сумма, равная страховому возмещению, ложилась финансовым бременем на виновника.

Но с 29 октября 2019 года норма, наделяющая страховщиков правом регрессного требования не подлежит применению. Это не касается дел, связанных с ДТП, случившихся до этой даты, ведь страховщик обратился за защитой права в период, когда эта норма еще действовала.

Напомним, что потерпевший и причинитель вреда – клиенты одной страховой компании . На этот факт и обратил внимание Верховный суд. Таким образом, если буквально следовать нормам закона, то страховая должна дважды получить одинаковые бланки извещения от каждого участника ДТП. Тем не менее, это стало причиной обращения в суд с требованиями к виновнику ДТП о возмещении убытков в порядке регресса.

Формализм не пройдет, сговор — тоже

Казалось бы, в одном случае отсутствовало извещение, в другом не был представлен автомобиль на осмотр. Однако, объединяет их единая цель – установление страхового случая и размера причиненных убытков . Соответственно, если виновник ДТП, имеющий иное видение на происшествие, не направляет бланк извещения о страховом случае и не предоставляет транспортное средство на осмотр, а страховщик испытывает сомнения в наличии страхового случая, характере и степени повреждений и, как следствие, размерах страхового возмещения, то регрессные требования выступают своеобразной мерой ответственности причинителя вреда за нарушение установленного порядка.

Практический смысл правил, установленных законом об ОСАГО, сводится к недопущению злоупотребления страхователями своими правами, пресечение сговора между участниками ДТП и попыток получить возмещение за повреждения, не связанные со страховыми случаями и прочим. Если же у страховщика отсутствуют сомнения , о чем свидетельствует выплата потерпевшему страхового возмещения, осуществляемая по соглашению между страхователем (потерпевшим) и страховщиком (страховой компанией), то эти правила теряют свой первоначальный смысл и приобретают формальный характер . Это не говорит о том, что их следует игнорировать, тем не менее, в вопросах о возложении на причинителя вреда убытков в порядке регресса, по мнению суда, стоит исходить из адекватного соотношения правовой природе и целям страхования гражданской ответственности.

В деле нашего клиента суд, приняв во внимание наши доводы, отдельно подчеркнул, что акт осмотра поврежденного автомобиля (потерпевшего) не содержит указаний на неясность характера повреждений и необходимость осмотра второго автомобиля. На основании акта осмотра было подготовлено заключение экспертизы об определении размера страхового возмещения, которое «не носит вероятностный характер, изложенные в нем выводы являются однозначными». В итоге выплата потерпевшему была произведена страховой компанией на основании следующих документов: извещения о ДТП, экспертного заключения, страхового акта, что, «свидетельствует о достаточности имевшихся сведений и документов для осуществления выплаты». Более того, наши юристы обращали внимание суда на то, требование о предоставлении автомобиля было направлено почтой фактически одновременно с проведением экспертизы. Это лишний раз показывает, что страховщик не имел сомнений в страховом случае и размере ущерба.

Таким образом, требования страховой компании носили формальный характер и фактически являлись злоупотреблением правом и попыткой компенсировать свои расходы на выплату страхового возмещения потерпевшему.

Стоит ли соглашаться на «мировую»?

В делах о взыскании регрессных требований с виновников ДТП страховые компании часто прибегают к попыткам убедить слабо защищенную сторону пойти на «мировую» и заплатить страховой компании, не углубляясь в тонкости вопроса и законность предъявленных требований.

Страховщики часто предлагают урегулировать спор в досудебном порядке в т.ч. с предоставлением «скидок» от исковых требований, пытаются убедить, что выгоднее будет «заплатить здесь и сейчас» как можно быстрее, иначе дело уйдет в суд, а человек (или организация) столкнется с судебными издержками, включая компенсацию судебной пошлины и прочее. Или же предлагают заключить мировое соглашение, что, по сути, аналогично предыдущему, с позиций интереса клиента.

Активные попытки «договориться» часто говорят о слабости правовой позиции страховой компании и направлены на воздействие на эмоции, мешая клиенту объективно оценить ситуацию. О формальном характере требований и массовости предъявления подобных исков косвенно говорит и то, что чаще всего представители истца просто не являются на судебные заседания.

Напоминаем, что вовремя оказанная юридическая помощь позволит сэкономить средства и не поддаться на уловки недобросовестных страховщиков. Автомобилистам, в свою очередь, напоминаем о необходимости соблюдения всех требований закона, чтобы отсутствовали даже формальные основания к каким-либо взысканиям.

Регрессные требования по ОСАГО от страховой компании к виновнику ДТП

регресс по ОСАГО с виновника ДТП

Осаго

Полис страхования ОСАГО оформленный легально, защищает имущественные права автовладельца на трассе. При возникновении ДТП, страховщик самостоятельно выплатит компенсации пострадавшим. Однако в законодательстве РФ предусмотрен регресс по ОСАГО с виновника ДТП. В этом случае компания-страхователь имеет возможность требовать полного возмещения убытков клиентом. Здесь водитель будет обязан выплатить компенсацию страховщику.

Что такое регресс по ОСАГО

что такое регресс по ОСАГО

Институт регресса в страховании направлен на отстаивание имущественных прав лиц-страхователей. Это упрощает и ускоряет процедуру получения выплат добросовестными страхователями.

Немногие из водителей осведомлены, что представляет регресс и что он представляет на практике, когда наступит страховой случай.

Следуя законодательству (ст. 1081 ГК РФ), под регрессным требованием понимается право компании, возместившей затраты по ремонту за виновника, предъявить претензии в размере уплаченных средств Настоящая норма распространяется на широкий круг гражданских правоотношений, а также на отношения, возникающие на основе договора страхования ОСАГО.

Читайте также  Должна ли страховая оплачивать независимую экспертизу

Следует в страховании различать суброгацию и регресс. Рассматриваемые институты понимают схожую сущность, но при этом принципиально различаются по действию.

Дефиниции регресса по ОСАГО и суброгации закреплены (статьи 1081 ГК РФ и 965 ГК РФ). В этом случае страхователь взыскивает с виновного в аварии лица выплаты денежных средств в счет совершенных выплат. С правовой точки зрения основная разница состоит, что при регрессе возникает новое правоотношение – обязательства с другими лицами. Суброгация предполагает сохранение имеющегося обязательства, но здесь заменяется одна из сторон.

В процессуальном смысле, физическое лицо передает свое право-требование компенсации страхователю и оказывает помощь в осуществлении субрагационных прав. Тогда происходит замещение кредитора с тем, что права переходят от страхователя к страховщику. При регрессе обязательство новое, но сам кредитор не меняется.

Эти различия имеют важное практическое значение. Период давности иска по праву регрессного требования отсчитывается от момента выплаты компенсации компанией, а при суброгации – когда происходит страховой случай.

Важно отметить, что суброгацию можно редко встретить в договоре ОСАГО, такое часто практикуется в добровольном автостраховании КАСКО. Регресс, наоборот, часто имеется в ОСАГО и возникает при нарушении правил страхования, установленных Федеральным законом № 40-ФЗ.

Что такое регрессное требование по ОСАГО и как его оспорить, можно узнать здесь.

Случаи выставления регресса по автогражданке к виновнику ДТП

случаи выставления регресса по ОСАГО виновнику ДТП

Предъявление регрессного иска страховой компанией к виновнику ДТП:

  • Умышленное нанесение вреда участникам ДД жизни или здоровью (дорожного движения).
  • Нахождение виновника ДТП за рулем в неадекватном состоянии (наркотического или алкогольного опьянения). Этот факт должен быть установлен по результатам медицинского освидетельствования. Отказ от сдачи анализов водителя транспортного средства равен нахождению в таковом состоянии.
  • Отсутствие законных прав на осуществление управления конкретным транспортным средством. Например, если лицо не находится в списке водителей, которые допущены к управлению.
  • Преждевременное оставление места происшествия, либо побег с него.
  • Диагностическая карта отсутствовала или был закончен ее срок действия на момент происшествия аварии. Пункт применяется только по отношению к ТС, осуществляющих перевозки людей.
  • Лицо нарушило порядок ремонта/утилизации собственного ТС.
  • Дорожно-транспортное происшествие произошло в период управления транспортным средством,которое не было предусмотрено страховым договором. Актуально для водителей с сезонным полисом ОСАГО – срок действия которого составляет всего несколько месяцев в году.
  • В момент заключения договора о страховании ОСАГО, страхователь предоставил подложные документы, либо сообщил недостоверные сведения.

Перечисленные основания для регресса не являются исчерпывающими. Полный список случаев закреплен в ст. 14 ФЗ № 40-ФЗ. Перечень является закрытым и другие основания не могут стать причиной для регрессного требования к виновнику.

В 2019 году вступили в силу существенные изменения в правила страхования и возмещения ущерба по ОСАГО.

Важное нововведение коснулось оформления ДТП в порядке европротокола. Незначительные аварии могут оформляться участниками происшествия самостоятельно, без привлечения сотрудников ГИБДД. Ранее виновное лицо должно было передать составленный европротокол в страховую компанию в течение 5 суток. За непредоставление документа в установленные сроки, компания могла предъявить регрессный иск к виновнику.

С 1 мая 2019 года подобная мера более не применяется, однако обязанность подавать европротокол в течение 5 суток сохранилась.

Особенности регресса по европротоколу и как его оспорить, можно узнать здесь.

Что предпринять, если СК подала регресс

что делать, если страховая компания подала регресс по ОСАГО на виновника ДТП

На практике первоначально страховщики в досудебном порядке высылают претензию или заявление с просьбой выплаты компенсации. Если страховая предъявила исковые требования, не стоит сразу соглашаться и удовлетворять их. Обязанность выплатить компенсацию возникнет только после решения суда. До этого момента сумму можно уменьшить, либо полностью оспорить иск.

Регресс страховой компании к виновнику ДТП по ОСАГО возможен при следующих условиях:

  • Наличие любого основания для регрессного требования страховщика. Закрытый перечень закреплен в ст. 14 ФЗ № 40-ФЗ. При этом компания должна самостоятельно доказать этот факт.
  • Соблюденные сроки исковой давности. Согласно ч.2 ст.966 ГК РФ срок исковой давности составляет 3 года. Если он истек, иск может быть отменен. Указывать на нарушение сроков должен ответчик.

Рассмотрением иска от страховой компании занимается суд. Чтобы избежать принудительного взыскания, ответчик должен доказать свою невиновность, либо сослаться на иные обстоятельства, по которым он должен быть освобожден от выплат.

Имеет ли право страховая компания взыскать деньги с виновника ДТП, можно прочитать здесь.

Как можно избежать регресса от страховой компании

как можно избежать регресса по ОСАГО с виновника ДТП

Рассмотрим, как избежать регресса, либо снизить его сумму. Страховая компания может выставить любую цену иска, но для водителя будет обязательна только та часть, которая удовлетворена судом.

Примерный порядок действий:

  1. Собрать все доказательства для защиты своей позиции. Пригодятся любые материалы и документы, полученные в период до подачи иска.
  2. Проверить законность требований страховой компании в соответствии с нормами ФЗ № 40-ФЗ. Обратить внимание на срок исковой давности, который не должен превышать 3-х лет.
  3. Соотнести сумму, которую взыскивает страховщик с размером произведенной выплаты. Она не должна превышать ее.
  4. Попросить доказательства всех фактов, на которые ссылается страховая компания. Нередко страховщики не проверяют информацию и подают иски без-каких-либо оснований.

Следует отдельно разобрать 2 наиболее распространенных основания для отказа в удовлетворении иска.

Оспаривание законности выплат

Для предъявления требований у страховой компании должны быть основания и доказательства. Если получится обнаружить ошибки, допущенные в составленных документах, можно моментально признать действия страховщика незаконными. Лучше всего отдать копию иска юристу и попросить консультацию.

Оспаривание виновности

Признание вины водителя в аварии происходит на основании постановления сотрудника ГИБДД или судебного решения. На практике страховые компании предъявляют регрессное требование, ссылаясь на протокол об административном правонарушении, который не доказывает вину.

Если в рамках судебного разбирательства получится доказать, что происшествие произошло не из-за водителя, предъявление требований к нему станет необоснованным.

Однозначно ответить на вопрос как не платить регресс страховой компании невозможно. В рамках конкретного дела необходимо детальное рассмотрение всех подробностей. При отсутствии опыта и специальных знаний рекомендуется обращаться за помощью к квалифицированным юристам.

Размер возмещения убытков по регрессу

размер возмещения убытков по регрессу по ОСАГО для виновника ДТП

Для определения размера компенсации пострадавшему, страховая компания назначает экспертизы. На основании полученных заключений принимается решение о возможности предоставления выплаты, а также о ее размере.

Основной составляющей цены иска будет сумма, выплаченная страховой в качестве компенсации (она должна быть подтверждена заключением эксперта). Дополнительно могут включаться затраты на проведение экспертизы, на участие в суде.

Например, выплата страхователю составила 30 тысяч рублей, стоимость проведения экспертизы 3 тысячи рублей, а участие в суде обошлось в 2 тысячи. Итоговая цена иска составит 35 тысяч рублей.

Как можно снизить суммы выплат

как можно снизить суммы выплат регресса по ОСАГО

Страховая компания может предъявить требования на любую сумму. Зачастую из-за этого происходит завышение. Итоговая цена иска складывается из нескольких составляющих, поэтому необходимо изучить:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • заключение эксперта о размере причиненного вреда;
  • информацию о стоимости и порядке выполнения ремонтных работ автомобиля.

Обычно страховщики при подсчете не учитывают возраст ТС, естественный износ. Стоимость ремонтных работ и деталей также указывается по самым высоким ценам.

Судебная практика при регрессе по ОСАГО

судебная прктика по ОСАГО

Предъявление регрессных исков осуществляется в судебном порядке. Взыскание с водителя выплат возможно только на основании постановления суда.

Судебная практика по данному вопросу сформирована и активно применяется при рассмотрении дела по существу.

В случае оснований для регрессного требования и отсутствии нарушений компании-страхователя, иск будет удовлетворен. Несмотря на большие размеры исков, суды нередко снижают итоговый размер выплат, ссылаясь на их необоснованное завышение.

Не во всех случаях страховая компания идет навстречу виноватому в ДТП. Защищая свои интересы, может заставить нарушившего водителя возместить свои риски. Поэтому данная тема является актуальной для всех автовладельцев.

Получив регресс по ОСАГО, не стоит отчаиваться. Не оплачивайте, пока не дождетесь решения суда, практика показывает, что можно уменьшить сумму компенсации, либо вовсе избежать оплаты.

Видео по теме статьи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: