Штраф за несоблюдение дистанции и бокового интервала

ДТП при несоблюдении дистанции

Несоблюдение дистанции

В этой статье будет рассмотрено дорожно-транспортное происшествие, которое является одним из самых распространенных. Речь идет о ситуации, когда сталкиваются автомобили, едущие друг за другом по одной полосе, т.е. о несоблюдении дистанции.

ДТП при несоблюдении дистанции

Данная разновидность ДТП является одной из самых «популярных», поэтому Вам наверняка приходилось видеть на дороге вот такую картину:

В пределах полосы движения находятся 2 автомобиля. У белого автомобиля поврежден задний бампер, у оранжевого — передний.

Многие водители считают, что в ДТП всегда виноват водитель, автомобиль которого находится сзади. Однако далеко не всегда дело обстоит именно так. Давайте для начала разберемся с причинами, которые могли вызывать столкновение.

Причины столкновения

Рассмотрим возможные причины ДТП в пределах полосы:

  • Движение автомобилей с разной скоростью. Например, белый автомобиль едет со скоростью 40 км/ч, а оранжевый — 90 км/ч.
  • Экстренное торможение белого автомобиля. Например, на дороге может неожиданно появиться ребенок, либо на полосу мог резко перестроиться зеленый автомобиль, который участником столкновения не является. Также экстренное торможение может быть выполнено и без необходимости, т.е. просто так.
  • Движение оранжевого автомобиля на слишком малом расстоянии от белого.
  • Движение белого автомобиля задним ходом, либо его откат назад на уклоне. ДТП при движении задним ходом рассмотрено в рамках отдельной статьи.

Кто виноват в ДТП при несоблюдении дистанции

Выше речь шла о том, что чаще всего виновником ДТП является водитель автомобиля, расположенного сзади. При этом он нарушает требования пунктов 9.10 и/или 10.1 ПДД:

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Однако существует единственный случай, при котором виновником является водитель автомобиля, находящегося впереди. Речь идет о резком торможении без необходимости. Пункт 10.5 ПДД:

  • резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Таким образом, если водитель оранжевого автомобиля сможет доказать, что белая машина тормозила просто так (не для предотвращения ДТП), то виновником будет признан водитель автомобиля, находящегося впереди.

Например, в качестве доказательств может выступать запись видеорегистратора или камеры наружного наблюдения, на которой видно, что перед белым автомобилем не было транспортных средств, пешеходов или препятствий.

Во всех остальных случаях виновником является водитель автомобиля сзади.

Штраф за несоблюдение дистанции в 2021 году

Поскольку водитель нарушает правила расположения транспортных средств на проезжей части, штраф может быть наложен по части 1 статьи 12.15 КоАП:

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Таким образом, размер штрафа — 1 500 рублей. При оплате в течение 20 дней с момента вынесения постановления предоставляется скидка в размере 50 процентов, т.е. заплатить нужно лишь 750 рублей.

Примечание. Штраф за несоблюдение дистанции накладывается только в том случае, если произошло столкновение транспортных средств. Если столкновения не было, то штраф не накладывается.

Например, машина может ехать в 1 сантиметре от заднего бампера другого автомобиля, однако если они не столкнутся, то не будет и штрафа.

В завершение хочу отметить, что предотвратить наезд на едущий впереди автомобиль несложно. Достаточно лишь приучить себя сохранять достаточную дистанцию между автомобилями.

Что касается начинающих водителей, то у них иногда возникают сложности с определением подходящей дистанции. Если Вы не знаете, на каком расстоянии ехать, то выберите расстояние побольше. Хуже от этого точно не будет.

Пункт 9.10 ПДД – несоблюдение дистанции и бокового интервала

Штраф за 9.10 ПДД

Соблюдение дистанции – это один из самых важных составляющих безопасности дорожного движения. Регулирует этот вопрос пункт 9.10 Правил дорожного движения. Но делает он это не в конкретных цифрах, а только по ситуации: если водителю удалось избежать ДТП, значит, она была безопасная, если нет, то налицо несоблюдение дистанции и нарушение 9.10 ПДД.

Официальная трактовка на 2021 год

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Последнее изменение

Пункт 9.10 не менялся ни разу со дня официального опубликования Правил в далёком 1993 году. Значит ли это, что этот пункт идеален? Нельзя ответить однозначно, но определённо он универсален. И ДТП из-за нарушения данного предписания подзаконного акта происходят сравнительно часто.

Комментарии и разъяснения к пункту 9.10 ПДД

В целом, этот 9.10 достаточно простой для понимания пункт, но всё же ряд моментов требует уточнения тонкостей.

Так, можно выделить наиболее важные тезисы:

  • дистанция, согласно пункту 9.10 ПДД – понятие условное, нет чёткого размера этой дистанции,
  • то же самое касается бокового интервала – пока нет ДТП, то боковой интервал обеспечивает безопасность движения, и Правила по этой части не нарушены,
  • если Вы едете задним ходом, речи о нарушении этого пункта не может идти, так как важное условие – движущееся впереди ТС,
  • также 9.10 не применима в случае, если автомобиль впереди стоит, так как ещё одно условие – «движущееся впереди ТС».

Типичная ситуация, где нарушается и дистанция, и боковой интервал

Про несоблюдение дистанции

Итак, конкретной информации по дистанции в метрах пункт 9.10 Правил не содержит. Есть только оговорённость о том, что она должна позволить избежать ДТП. Более никаких оговорок нет. То есть нарушение данного пункта прецедентно – несоблюдение дистанции возможно только в случае ДТП. Не было аварии – дистанция соблюдена, есть – не соблюдена! Всё, казалось бы, довольно просто!

Значит ли это, что если произошло столкновение в зад впереди едущему автомобилю, то всегда виноват сзади едущий и всегда есть нарушение пункта 9.10 ПДД? Почти всегда это так. Исключения Вы можете увидеть по ситуациям немного ниже.

Одна из таких ситуаций плотно коррелирует с пунктом 10.1 Правил – когда водитель должен вести автомобиль с такой скоростью, чтобы успеть остановиться при внезапно появившейся опасностью на дороге.

Так, согласно судебной практике 2021 года и ранее, если, к примеру, впереди едущий автомобиль столкнулся со встречным, который, в свою очередь, вылетел на встречку. В результате впереди едущий автомобиль останавливается резко или вовсе его откидывает назад, и это едущий сзади водитель не мог никак ожидать такого поворота событий при прочих равных условиях, когда не видел ситуацию далеко впереди.

Таким образом, на практике 2021 года речь о несоблюдении дистанции идёт именно о случаях, когда впереди движущаяся машина экстренно тормозит, а не тормозит о другое препятствие.

К слову, о движущемся впереди автомобиле.

Нарушение водителями автомобилей пункта 9.10 Правил дорожного движения

Если автомобиль впереди стоит

В этом случае пункт 9.10 ПДД никак не может быть нарушен по той простой причине, что пункт 9.10 ПДД говорит прямо о движущемся впереди транспортном средстве.

Если же машина впереди стоит, то здесь нарушение другой нормы Правил – чаще всего, если Вы не успели затормозить перед стоящим авто или не заметили его вовремя, чтобы успеть среагировать, то при аварии Вам вменят нарушение пункта 10.1 ПДД с мотивировкой, что Вы вели автомобиль со скоростью, не позволяющий вовремя избежать столкновения.

Про боковой интервал

Если Вы прочитаете или услышите где-либо про конкретные цифры такого интервала, то это неправда. В действующих на 2021 год Правилах точное значение бокового интервала не установлены. Чаще можно услышать такие числа:

  • 1,5 метра от велосипедиста,
  • 2-2,5 метра от соседнего автомобиля,
  • 1-1,5 метра от пешехода.

Но пункт 9.10 прямо и неоднозначно предписывает: боковой интервал должен просто обеспечить безопасность движения. И здесь данный этот вопрос напрямую пересекается с пунктом 9.1 ПДД, который говорит о том, что число полос на дороге при отсутствии полос определяется самими автомобилями с учётом их габаритов.

Таким образом, 9.10 нарушается в том случае, если Вы притёрли боковой стороной другое авто и не нарушается в таких случаях, когда:

  • в соседней машине водитель или пассажир открыл дверь, и Вы её задели,
  • соседний автомобиль маневрировал сам (тогда именно его водитель нарушил пункт 9.10).

Формула расчёта бокового интервала

Но конкретика в этом вопросе всё же есть. Ответ нам даёт справочник по автотехнической экспертизе – той, что применяется после ДТП. В частности, там говорится о боковом интервале в целях исключения столкновения автомобилей бортами.

Здесь же приводится такой термин как «возмущающее воздействие» – это то, что может привести к уводу автомобиля в сторону:

  • внезапный порыв ветра,
  • курсовая неустойчивость вследствие допустимого люфта рулевой рейки,
  • увод в сторону из-за неровности дороги,
  • увод при торможении (речь идёт о допустимом уводе, а не при заносе машины).

Так, безопасный интервал расчитывается с учётом таких возущающих действий.

Формула расчёта бокового интервала при встречном разъезде транспортных средств:

Формула при обгоне или опережении:

Формула при объезде:

Dобъезд = 0,35 + 0,005 V1

Где V1 – это скорость машины перед обгоном в км/ч, V2 – скорость обгоняемого автомобиля, также в км/ч, а V3 – скорость встречного авто в км/ч.

Важное замечание!

Какой штраф за нарушение 9.10?

Отдельного частного штрафа за дистанцию или боковой интервал в актуальном на 2021 год Административном кодексе нет. Пункт 9.10 относится к разделу расположения транспортных средств на дороге, и в КоАП есть штраф за любые нарушения такого расположения – часть 1 статьи 12.15, наказывающая водителей штрафом 1 500 рублей.

Дистанция и нарушение 9.10 ПДД

Штраф за нарушение 9.10 – 1 500 рублей по ч.1 ст. 12.5 КоАП.

Эта финансовая санкция не может быть выписана инспектором ДПС при простой остановке водителя на дороге. Как мы уже описали выше, нарушение пункта 9.10 прецедентное – только при ДТП пункт считается нарушенным. Это касается как несоблюдения дистанции, так и бокового интервала.

Но при случившейся аварии также вместе со штрафом за нарушением пункта 9.10 могут быть выписаны наказания по другим статьям. Нередко несоблюдение дистанции приводит к ДТП с причинением вреда здоровью или даже жизни потерпевших (потерпевшими в этом случае также могут считаться и пассажиры в машине виновника). Тогда будет выписана ещё и одна из санкций в рамках статьи 12.24 Кодекса, влекущая вплоть до лишения прав, а в ряде случаев виновник может быть привлечён к уголовной ответственности.

Читайте также  Парковки Краснодара нарушают закон?

Судебная практика

  • Решение по делу №12-67/2013 в Татарстане удовлетворило жалобу водителя о том, что она незаконно привлечена к штрафу за нарушение пункта 9.10 ПДД, когда двигалась задним ходом и допустила столкновение со стоящим автомобилем. Здесь целых 2 несоответствия условиям 9.10: автомобиль потерпевшего не двигался, он же был сзади, а не впереди машины виновницы ДТП.
  • Постановлением № 5-18/2013 суда Орловской области прекращено дело водителя, который якобы в нарушение 9.10, не соблюдая дистанцию, въехал в мотоблок. Дело прекращено на основании того, что мотоблок транспортным средством не является, а пункт чётко оговаривает, что дистанцию нужно соблюдать именно до движущегося впереди транспортного средства.
  • Приговор №1-6/2015 в Тверской области по уголовному делу за причинение смерти велосипедисту из-за несоблюдения дистанции водителя автомобиля.
  • Ещё одно решение с отменой штрафа за нарушение пункта 9.10 на основании того, что нарушивший водитель двигался задним ходом и столкнулся со стоящей машиной.



Штраф за несоблюдение дистанции и бокового интервала

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Решение Верховного Суда РФ от 21 сентября 2016 г. N АКПИ16-652 Об отказе в признании частично не действующим пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре Стратиенко В.А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Савюка П.И. о признании частично недействующим пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, установил:

согласно абзацу восьмому пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации водителю запрещается опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Гражданин Савюк П.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 3 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», пункту 3 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и создают угрозу нарушения его прав, поскольку он может быть привлечен к ответственности за действия и административные правонарушения, которых не совершал и в которых отсутствует его вина.

В суде представитель административного истца адвокат Аманлиев М.И. поддержал заявленные требования и пояснил, что понятие «опасное вождение», считающее опасным вождением «несоблюдение бокового интервала», «перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия», неоднозначное толкование «совершении одного или нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения», являются незаконными.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 11 июля 2016 г. № СП-П9-4071).

Представители Правительства Российской Федерации Марьян Г.В., Горяйнов А.И. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца адвоката Аманлиева М.И., Правительства Российской Федерации Марьяна Г.В., Горяйнова А.И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» правовое регулирование дорожного движения осуществляется в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 данного Федерального закона).

Правительство Российской Федерации, осуществляя полномочия, предоставленные ему федеральным законодателем, постановлением от 23 октября 1993 г. № 1090 утвердило Правила дорожного движения Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 477 «О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации» пункт 2.7 Правил дополнен абзацем восьмым. Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31 мая 2016 г., в «Российской газете» 2 июня 2016 г., Собрании законодательства Российской Федерации 6 июня 2016 г., № 23.

Правила дорожного движения Российской Федерации, устанавливая обязанности водителей, запрещают им управление транспортным средством в состоянии опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание; передачу управления транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения; пересечение организованных (в том числе и пеших) колонн и занятие места в них; употребление алкогольных напитков, наркотических, психотропных или иных одурманивающих веществ после дорожно-транспортного происшествия; управление транспортным средством с нарушением установленного режима труда и отдыха; пользование во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук; опасное вождение (пункт 2.7).

По смыслу оспариваемого положения нормативного правового акта обязательным признаком опасного вождения является создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба. При отсутствии указанной ситуации действия водителя не могут рассматриваться как опасное вождение, что может быть установлено в каждом конкретном случае с учетом особенностей дорожной обстановки.

Какой-либо правовой неопределенности оспариваемые положения нормативного правового акта не содержат.

Осуществляя нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, Правительство Российской Федерации ввело понятие «опасное вождение», которое выражается в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, таких как невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдение бокового интервала; резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия; препятствовании обгону. За совершение ряда указанных действий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта действующему законодательству Российской Федерации являются несостоятельными. Так, положения статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязательным признаком состава административного правонарушения и, как следствие, основанием административной ответственности предусматривают наличие вины привлекаемого к ней лица. Административную ответственность за опасное вождение законодательство об административных правонарушениях не устанавливает.

Не свидетельствует о незаконности оспариваемого положения и отсутствие в нем указания на конкретный временной промежуток времени, в течение которого неоднократное совершение одного действия считается опасным вождением, поскольку в пункте 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации предусмотрено «совершение нескольких следующих друг за другом действий», что предполагает совершение этих действий в относительно короткий промежуток времени.

В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Участники дорожного движения обязаны выполнять требования Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Осуществление Правительством Российской Федерации нормативно-правового регулирования, при котором водителю запрещается опасное вождение, направлено на установление единого порядка дорожного движения и не может рассматриваться как нарушение прав граждан на свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам Российской Федерации, предусмотренных статьей 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении административного искового заявления Савюка П.И. о признании частично недействующим пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенков
Судьи Верховного Суда Российской Федерации Ю.Г. Иваненко
А.М. Назарова

Обзор документа

Заявитель просил признать частично недействующей норму, запрещающую опасное вождение.

Верховный Суд РФ отказал заявителю, отметив, что оспариваемые положения не содержат какой-либо правовой неопределенности.

Обязательный признак опасного вождения — создание водителем ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба. При отсутствии такой ситуации действия водителя не могут рассматриваться как опасное вождение, что может быть установлено в каждом случае с учетом особенностей дорожной обстановки.

В оспариваемой норме не указан конкретный временной промежуток, в течение которого неоднократное совершение одного действия считается опасным вождением. Но это не свидетельствует о ее незаконности, поскольку она предусматривает совершение нескольких следующих друг за другом действий. Это предполагает совершение данных действий в относительно короткий промежуток времени.

Читайте также  Что будет, если повредить, установить или украсть дорожный знак

Штраф за несоблюдение дистанции и бокового интервала

Соблюдение бокового интервала

Каждый автомобилист знает правила дорожного движения. Это прописные истины, которые должен знать каждый человек, севший за руль транспортного средства. Любой автолюбитель в автошколе должен изучить их досконально.

Зачем нужны правила дорожного движения? Для поддержания безопасной обстановки на дорогах просто необходимо придерживаться существующих норм и положений, которые регламентируют поведение всех участников дорожного движения.

Следовать этим правилам нужно обязательно. Именно это позволит не допустить возникновения различных аварийных ситуаций, которые могут привести к весьма неприятным последствиям.

Возникновение аварийной ситуации вполне вероятно в том случае, если не соблюдается важное положение, прописанное в правилах дорожного движения. Речь идёт о несоблюдении дистанции между транспортными средствами. В потоке автомобилей необходимо следить за тем, чтобы избежать возникновения аварийной ситуации.

За данное правонарушение автолюбитель может поплатиться наложением штрафа, хоть и не слишком большим. В то же время следует обязательно знать о том, что может ожидать в случае нарушения предусмотренной правилами дистанциями, чтобы быть готовым к возможной выплате взыскания.

В данной статье будет подробно рассказано о том, какой штраф предусмотрен за несоблюдение дистанции, какие последствия могут ожидать водителя за нарушение этого правила.

Когда может быть наложен штраф за несоблюдение дистанции?

Дистанция и наказание за ее не соблюдение

Следует сразу указать тот факт, что штраф за несоблюдение дистанции может быть наложен лишь в довольно редких случаях. Связано это с тем, что его не так легко отследить в быстром потоке автомобилей. В то же время камеры видеофиксации обладают слишком низкой скоростью кадрирования съёмки, что не позволяет чётко разглядеть и оценить расстояние между транспортными средствами.

Автолюбитель должен знать о том, что, в принципе, непосредственно за несоблюдение дистанции никто оштрафовать его не может. Это связано с тем, что отслеживание совершения такого правонарушения представляется практически невозможным. Поэтому штраф за несоблюдение дистанции может быть наложен только в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия. Кстати, большинство ДТП, возникающих из-за несоблюдения дистанции, происходят возле пешеходных переходов, на светофорах, в пробках.

Правонарушение, связанное с несоблюдением дистанции на дороге, фиксируется по двум пунктам:

  • Пункт 9.10 — непосредственно несоблюдение дистанции между транспортными средствами;
  • Пункт 10.1 — неправильный подбор скорости при осуществлении движения.

Пункт 9.10 правил дорожного движения

Согласно имеющимся правилам дорожного движения наложение штрафа по пункту 9.1 предусматривается за несоблюдение следующего положения: от водителя требуется соблюдать такую дистанцию между своим и другими транспортными средствами, чтобы в случае чего он имел возможность быстро избежать возникновения аварийной ситуации и столкновения. Также необходимо учитывать и боковой интервал для возможности продолжения безопасного движения.

Пункт 10.1, прописанный в ПДД

Данный пункт ПДД предусматривает выполнение любым водителем следующего требования: автолюбитель, управляющий транспортным средством, должен вести автомобиль с той скоростью, которая не будет превышать установленного ограничения. При этом нельзя забывать о таких факторах, как состояние управляемого транспортного средства, интенсивность движения на дороге, а также различные особенности, который включают в себя наличие груза, метеорологические особенности, а также видимость. Словом, все те факторы, которые могут повлиять на полноценное управление автомобилем.

Скорость, с которой движется авто, должна позволить автолюбителю в случае возникновения опасной ситуации среагировать без каких-либо последствий. Экстренное торможение предполагает дополнительное прохождение автомобилем некоторого расстояния — тормозной путь, так что превышение скорости может привести к тому, что тормозной путь окажется длиннее, чем нужно. Это может привести к столкновению. В случае возникновения опасной ситуации на дороге, скорость транспортного средства должна позволить водителю избежать столкновения, продолжив движение, или же остановив авто.

В каких случаях штраф не может быть вынесен?

Каков размер штрафа

Автолюбитель должен помнить о том, что наложение штрафа невозможно в том случае, если не было дорожно-транспортного происшествия, а также не было дополнительной разметки, где видно расстояние между транспортными средствами. Расстояние между автомобилями должно быть зафиксировано на фото.

Наложение штрафа за несоблюдение дистанции невозможно также, если в случае ДТП один из автомобилей не находился в движении и был просто припаркован. Для вынесения взыскания в движении должны находиться оба автомобиля, которые участвовали в дорожно-транспортном происшествии.

Пример ситуации, в которой дистанция не была соблюдена

Можно обратиться к ситуации, в которой дистанция не была соблюдена автолюбителем. Допустим, автомобилист едет за транспортным средством, которое вдруг резко останавливается, но при этом водитель этого авто даже не удосужился предупредить едущего сзади о своих намерениях. Автомобилист врезается в затормозившее авто. При этом следует учитывать тот факт, что никаких систем видео и фотофиксации нет.

В том случае, если на месте происшествия присутствовал человек, который смог бы подтвердить невиновность первого автолюбителя, то доказать вину второго водителя, который даже не удосужился показать намерение совершить манёвр, практически невозможно. Именно поэтому виновником столкновения будет признан именно первый водитель, который ехал сзади. Его вина состоит в том, что он не смог рассчитать дистанцию, а также скорость, при которых столкновения с впереди находящейся машиной можно было бы избежать.

Да, автолюбитель должен помнить о том, что в случае отсутствия доказательств вины водителя, который ехал впереди, то он будет признан виновным, так как следовал сзади. В этом случае будет инкриминироваться как раз несоблюдение дистанции.

Размер штрафа за несоблюдение дистанции

Размеры штрафов за нарушение дистанции

Итак, что же грозит автолюбителю за данное правонарушение. Ранее в статье уже был упомянут тот факт, что за несоблюдение дистанции и бокового интервала автолюбителю грозит штраф. При этом не был указан размер административного взыскания, которое предусмотрено за данное нарушение. Далее этот вопрос будет раскрыт подробнее.

Конечно, выше уже было указано, что штраф за несоблюдение дистанции может быть выписан в тех случаях, когда оба автомобиля находились в движении. Также штраф могут наложить только в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Если автолюбитель попал в ДТП, ему придётся оплатить штраф за несоблюдение дистанции и бокового интервала. Это означает, что нарушителю придётся уплатить 1500 рублей. Эта сумма прописана в кодексе об административных нарушениях.

Какой предусмотрен штраф за несоблюдение дистанции и бокового интервала: расскажем об ответственности водителя по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ

У многих автолюбителей штраф за несоблюдение дистанции или бокового интервала вызывает недопонимание. Ведь в ПДД данный вопрос освещен недостаточно полно. Между тем, статистика аварий растет с каждым годом.

Это объясняется тем, что большинство граждан могут позволить себе покупку даже подержанной машины без должных навыков вождения. В одной семье может быть два, три автомобиля. Отсюда перегруженность дорог, постоянные пробки.

В российских городах дорожное покрытие меняют ежегодно, но это не решает проблем с колеей, ухабами. А если попал в яму на дороге, с кого спрашивать? Разметку и то совсем забывают нарисовать. Как же ориентироваться неопытному водителю?

Штраф за несоблюдение дистанции при ДТП по ст. 12.15.1 КоАП РФ

Скажем честно, иногда даже профессионалам непросто учитывать все требования закона. В связи с этим есть прямой смысл разобрать особенности правонарушения, размер действующих санкций.

Пренебрежение существующими правилами всегда ведет к неприятным последствиям в виде ДТП, к тому же виновнику выпишут штраф за нарушение дистанции – 1500 рублей.

Главная причина аварий самоуверенность и халатность. Ведь часто водители считают, что они полностью контролируют ситуацию. В критический момент удастся предотвратить столкновение, вовремя среагировать, остановиться. В реальности же все выходит по-другому.

Согласно исследованиям экспертов «Общества Защиты прав автовладельцев», чаще всего косвенными виновниками аварий становятся новички или пенсионеры, которые намеренно подставляют заднюю часть машины под удар.

Они уверены в своей правоте, считают, что таким образом проучат невежд на дорогах, которые спешат. Такие выводы подтверждаются на реальных примерах. Но не исключены противоположные ситуации, когда водитель по невнимательности сам не рассчитал дистанцию и допустил столкновение.

Никто не застрахован от неприятностей, но на дороге нельзя вести себя излишне самоуверенно. Ведь автомобиль на скорости непредсказуем, водитель не справляется с управлением и тогда быть беде.

Когда автовладелец не соблюдает правила расположения автомобиля на проезжей части дороги, встречного разъезда, а также движения по обочинам, пересечения организованной транспортной или пешей колонны, то ему грозят административные санкции в размере полторы тысячи рублей. Это указано в ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ.

В данной норме прописан штраф за несоблюдение бокового интервала и дистанции, а также случаи, когда водитель нарушил порядок движения колонны, решил обогнать по обочине, другие схожие ситуации.

Что значит дистанция безопасности между автомобилями

Какими бы частыми ни были поправки в законодательство для автолюбителей, основная терминология продолжает оставаться прежней. И это однозначно положительная сторона.

По правилам дорожного движения, а именно п. 9.10 ПДД прописано, что на дороге между машинами нужно соблюдать такую дистанцию, которая позволит столкнуться с транспортом, движущимся по одной полосе спереди. А также, чтобы случайно не зацепиться крылом с соседней машиной, необходимо придерживаться безопасного бокового интервала.

Данное положение говорит о том, что водитель должен самостоятельно рассчитать безопасное расстояние до впереди идущей машины, чтобы не допустить аварии. По сути законодательство дает выбор – рисковать или быть осторожным.

При этом во внимание нужно взять еще одно правило. Оно особенно актуально в горной местности, где дороги имеют изгибы с запретом на обгон. Естественно разрешенных участков, без ограничений, очень мало, и водители стремятся этим воспользоваться.

В п. 9.11 ПДД сказано, что вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением нужно поддерживать такую дистанцию, чтобы обгоняющие транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу.

В любом случае нужно строго соблюдать скоростной режим. Это поможет быстрее среагировать на резко возникшее препятствие, предупредить удар другого авто, а также предотвратить столкновение нескольких машин по цепочке. Между водителями последний случай именуют «Паровозиком».

Если автовладелец въехал в машину сзади, с уверенностью можно сказать скорость на спидометре была выше разрешенной, что помешало ему среагировать должным образом. Поэтому он не смог вовремя притормозить и остановиться.

Минимальные значения необходимой дистанции и бокового интервала

В ПДД говорится о том, что расстояние до ближайшего автомобиля в потоке движения должно быть безопасным. Но для водителей эта категория может быть различной. Кто-то уверен, что справится с проблемой за пару метров, а кому-то и 15 будет мало.

Как правильно вычислить безопасную дистанцию и предупредить ДТП? Для верного расчета необходимо учитывать субъективные и объективные факторы.

К субъективным предпосылкам относятся личная оценка водителем своей реакции и имеющихся навыков управления. Гражданин понимает, какая безопасная дистанция на дороге существует именно для него. В таких случаях не важен стаж вождения, он не выходит на первый план, ведь скорость реакции с возрастом снижается.

Читайте также  Правила установки знака «Парковка для инвалидов»

Объективными факторами считаются:

  • погодные условия;
  • время года;
  • состояние дорожного полотна;
  • видимость.

При взятии в расчет указанных выше составляющих и правильных подсчетов, расстояния для предотвращения столкновения должно хватить. Чем хуже ситуация на дороге, тем больше должна быть дистанция и боковой интервал. Это убережет водителя от ДТП разной степени серьезности.

Многие начинающие автолюбители не сразу способны сориентироваться в дорожном потоке. Отсутствует зачастую и соблюдение ПДД.

Требуется помнить, что по законам физики автомобиль не сможет мгновенно остановиться как человек, для этого происходит много манипуляций, которые нам не заметны. Поэтому и необходимо придерживаться безопасной дистанции.

Способы подсчета расстояния:

  1. Требуется разделить существующую скорость на 2. Это значение является оптимальным даже для городского режима. К примеру, при скорости 80 км/час безопасна дистанция составляет 40 м.
  2. Определить время для безопасного торможения.

Второй вариант расчетов считается более точным. Время торможения на сухом асфальте при 60 км/ч составляет 2 секунды (это при условии, что будет ясная погода и хорошая видимость). Если пойдет дождь или снег, то на мокрой дороге тормозной путь образуется за 4 секунды.

Если совершил аварию, в каких случаях выписывается штраф

К сожалению не все водители соблюдают предписания ПДД в точности. Можно стать участником аварии даже если ездить осторожно. Все самоуверенные действия на дороге и игнорирование скоростного режима часто приводят к плачевным последствиям.

Предпосылками для наложения штрафных санкций являются несоблюдение гражданами, управляющими транспортными средствами, скоростного режима (п. 10.1) и нарушение дистанции (п. 9.10).

Последнее возможно только если авария все-таки произошла. И без измерений здесь не обойтись.

Распространенные причины столкновения:

  • резкое торможение впереди идущего авто;
  • запоздалая реакция водителя;
  • произошедшая авария.

Чтобы привлечь сидевшего за рулем к ответственности требуется изучение всех субъективных и объективных факторов произошедшего. Не всегда ДТП при несоблюдении дистанции происходит по вине водителя, который ехал сзади. Рассмотрим каждую ситуацию отдельно.

Резко затормозил

Когда впереди едущий автомобиль резко остановился, понадобится быстрая реакция для предотвращения ДТП. Машина не в силах моментально затормозить. Но если расстояние между транспортом большое, то шансы на возникновение аварии будут минимальными.

Вот один пример судебного дела, фамилии участников изменены. Водитель Дмитроченко был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ за несоблюдение дистанции в отношении впереди движущегося автомобиля, принадлежащего Петрову.

Суд первой инстанции наложил на Дмитроченко штраф в размере 1500 рублей. В свою очередь он с решением не согласился и обжаловал его в вышестоящий суд.

В процессе слушания дело установили, что несколько машин двигались по улице друг за другом. Водитель первой автомашины затормозил, когда увидел, что над дорогой провис провод. За ним остановился и второй. А вот виновник ДТП не успел.

Изучив все материалы дела суд пришел к выводу о том, что если бы Дмитроченко соблюдалась достаточная дистанция, то аварии можно было избежал. Поэтому своим решением областной суд оставил прежнее постановление без изменений.

Не успел среагировать

Это распространенная ситуация и оказаться в ней может водитель с любым стажем. Даже если он аккуратно ехал по своей полосе движения, неосторожные действия другого автовладельца могут привести к аварии.

Приведем пример. Сидящий за рулем решил перестроиться на правую полосу, чтобы обогнать другой автомобиль. Не рассчитав расстояния до автомобиля, который двигался по этой же полосе, он начал свой маневр и получил удар в бок.

Виноват будет перестраивающийся автовладелец, так как он должен был предусмотреть достаточный боковой интервал и оценить примерную скорость другого участника, прежде чем решиться на обгон.

Зачастую на дороге просто «подрезают» и водитель не успевает среагировать. Верным помощником в таких ситуациях станет видеорегистратор.

Впереди ДТП

Нередко водители не успевают затормозить, когда видят, что впереди произошла авария. Как следствие, появляется еще один участник дорожного инцидента.

Если не превышать скорость и стараться не нарушать предписаний ПДД, то столкновения можно избежать. Хотя иногда и этого недостаточно. Ведь на трассе много других автолюбителей, поведение которых предсказать иногда бывает сложно.

Двигаясь на машине остановиться мгновенно невозможно, даже если водитель соблюдал скоростной режим. Транспорт, который столкнулся, стоит на месте, а значит автовладельцу может просто не хватить времени для того, чтобы не допустить еще одной аварии. Поэтому водитель нередко признается невиновным в возникшей ситуации.

Когда можно поспорить

Конфликтные ситуации на дорогах возникают часто. Однако решать их нужно законным способом. Например, наложением штрафа и на второго участника ДТП за нарушение иного пункта правил (в каждом случае своего).

В приведенном выше примере судебного дела рассматривалась и другая спорная ситуация. Гражданин Дмитроченко утверждал, что не успел затормозить по веским причинам. А именно из-за того, что ремонтники некачественно выполнили свою работу, поэтому провод лежал на трассе и мешал движению машин.

Однако, суд не согласился с этим доводом. Так как неисполнение ремонтниками своих обязательств по работе, не исключает вины Дмитроченко в нарушении п. 9.10 ПДД.

Часто водители не соглашаются с привлечением их к административной ответственности, объясняя свои действия отсутствием дорожной разметки и несоответствием покрытия установленным стандартам. Например, когда пытаясь объехать яму на дороге, виновник «зажимает» другого участника.

Указанные аргументы относятся к способам защиты, но не всегда учитываются судами как разрешение нарушать Правила дорожного движения. Ведь соблюдать безопасную дистанцию и боковой интервал требуется в любом случае.

Как избежать неприятностей: рекомендации водителям

Сделать это возможно, но придется потрудиться. В первую очередь должна присутствовать твердая уверенность в своей правоте. Стоит заручиться и поддержкой опытного юриста перед тем, как обжаловать решение суда.

При наличии возможностей, готовятся записи с видеорегистратора и приглашаются на помощь свидетели конфликтной ситуации. Часто именно доказательная база убеждает суд в невиновности водителя.

Несомненно, большинству хозяев транспорта хочется испробовать силы своего автомобиля и разогнать его «до максимума». Но нужно помнить к чему это приведет. Резко возникшее препятствие может нарушить планы и предупредить аварию будет невозможно.

Полезные советы автовладельцам:

  1. Соблюдать скоростной режим по всему маршруту.
  2. Внимательно следить за всем, что происходит на дороге вокруг.
  3. Не отвлекаться на посторонние вещи, будь то разговор по мобильному или громкая музыка.
  4. Как можно точно рассчитать правильную дистанцию и продумать все возможные сценарии (резкое торможение, перестроение). Учитывать не только свои силы, но и возможности транспорта.
  5. Не впадать в панику и быстро реагировать на возникшую ситуацию.

Самый действенный способ обезопасить себя от неприятностей это соблюдение всех правил и предельная собранность на дороге. Лучше предупредить аварию и связанные с ней последствия, чем потом решать возникшие проблемы.

Штраф за несоблюдение дистанции — какой пункт ПДД и кто виноват в ДТП

Ежедневно на дорогах происходят тысячи аварий, большая часть из которых незначительна, но доставляется в дальнейшем множество неприятностей. Значительная их часть случается при слишком близком движении автомобилей, в связи с чем в КоАП установлен штраф за несоблюдение дистанции.

Штраф за несоблюдение дистанцииТребование соблюдения дистанции

Действующая редакция правил дорожного движения однозначно не раскрывает понятия безопасной дистанции. Единственное, что указано в норме – водитель должен выбирать такую дистанцию, который будет достаточно для совершения непредвиденного торможения. В связи с этим каждый водитель исходя из конкретной обстановки должен самостоятельно выбирать интервал между автомобилями.

При этом следует учитывать следующие факторы:
  • погодные явления. В сухую летнюю погоду тормозной путь на асфальте будет минимальным, в то время как мокрая поверхность или лед значительно его увеличат;
  • начиная со скорости в 60 км/ч каждый километр превышения требует значительного тормозного расстояния. Поэтому всегда следует придерживаться скоростным ограничениям;
  • особенности водителя. У каждого человека своя скорость реакции, но чем более опытный водитель, тем быстрее он сможет предпринять действия;
  • техническое состояние автомобиля. Каждая машина имеет свои характеристики и особенности. Узнать их можно только проездив на ней значительное время.

Следует выделять и боковой интервал – дистанция между автомобилями соседних полос. Его также важно держать на достаточном уровне.

Кто и в каких случаях может быть признан виновным

Рассмотрим какой пункт ПДД и кто виноват в ДТП при ударе сзади. Обязанность по соблюдению безопасной дистанции установлена в пункте 9.10 правил дорожного движения. Подробнее о нем рассказывалось ранее.

ВАЖНО . На сегодняшний день в России сложилась практика о презумпции виновности автомобиля, находящегося сзади. Почти во всех случаях при аварии будет виноват сзади идущий. Конечно, в исключительных случаях возможно доказать свою невиновность, но лучше соблюдать минимальную безопасную дистанцию.

Крайне близкое движение автомобилей опасно из-за 2 причин:
  • повышается риск непосредственного столкновения автомобилей;
  • в случае, если водителю сзади потребуется прибегнуть к экстренному торможению, чтобы избежать ДТП с передним, остальные участники дорожного движения могут не успеть среагировать и тогда произойдет массовая авария.

Чтобы избежать долговременных разбирательств, лишних трат на уплату штрафов и расходов по восстановлению автомобиля всегда необходимо выполнять требования правил дорожного движения.

Штраф за движение на слишком близкой дистанции

Данное правонарушение регулируется ст. 12.15 КоАП Российской Федерации. Состав правонарушения возникает только в случае наступления ДТП. Это означает, его материальный состав. Инспектор не имеет права остановить водителя по причине несоблюдения им дистанции, санкция может быть применена после произошедшей аварии. Однако не во всех случаях удара сзади к водителю будут применены меры государственной ответственности.

ВНИМАНИЕ . Так, удар сзади в припаркованный автомобиль не может быть квалифицирован по ст.12.15 КоАП. Это связано с тем, что такое ТС не признается непосредственным участником дорожного движения.

В случае отсутствия в действиях водителя составов иных правонарушений он понесет исключительно гражданско-правовую ответственность. Таким образом, штраф может быть назначен только если оба транспортных средства являются участниками движения.

На сегодняшний день при дтп 2021 коап рф предусматривает размер штрафа в 1500 рублей. Законом не предусмотрено увеличение наказания за совершения повторного правонарушения. Под эту же статью попадает несоблюдение боковой дистанции с аналогичным размером штрафа. Кроме того, кроме административной, водитель понесет и гражданско-правовую ответственность. В случае, если у виновника был страховой полис ОСАГО, то он покроет определенный ущерб. Сумма таких выплат не может превышать полмиллиона рублей. Все расходы свыше лягут на самого виновника ДТП. Ремонт собственного автомобиля придется производить за свой счет (кроме случая наличия страхования КАСКО).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: