ГИБДД это полиция или нет

ГИБДД или ГАИ — как правильно?

Государственная автоинспекция входит в структуру МВД России. Ее основной задачей является обеспечение безопасности на российских дорогах и защита интересов участников дорожного движения. На сегодняшний день официальное название органа ДОБДД. Ранее он назывался как ГАИ. Граждане РФ называют исполнительный орган ГИБДД или ГАИ. Они не видят особой разницы в наименовании структуры. В 2002 году Указом Президента оба названия были официально признаны тождественными. Как и когда образовалось несколько названий, отличаются ли они в информационном ракурсе, и какие особенности их употребления отмечены в правовых актах?

Каким органом осуществляется контроль соблюдения ПДД?

Расшифровка ГАИ и ГИБДД показывает, что оба названия идентичны, а структуры, которые они идентифицируют, имеют схожую функциональность. Государственная Инспекция по Безопасности Дорожного Движения и Государственная Автомобильная Инспекция являются одним и тем же органом, входящим в ведомство МВД. ГАИ больше известна гражданам, рожденным в СССР. Известны несколько временных периодов, в которые структура называлась по-разному:

  • 1936 – 1998 год – ГАИ;
  • 1998 – 2002 год – ГИБДД;
  • 2002 – по настоящее время ГАИ или ГИБДД.

После переименования ГАИ в ГИБДД, функциональность службы и обязанности специалистов не были изменены. Новое наименование не прижилось ввиду громоздкости и непонятности. В 2002 году, гражданам было возвращено прежнее имя, и при этом разрешено использование оба наименования, за счет официального признания их равноценными. На сегодняшний день, название ГИБДД актуально на региональном и местном уровнях, где уполномоченный орган включен в состав министерств и ведомств, и при этом подчинен федеральному Департаменту безопасности дорожного движения.

Законодательное регулирование и историческая сводка

Эпоха переименований стала актуальна в 1998 году, когда 15 июня президент подписал Указ № 711, смысл которого заключается в смене названия ГАИ в ГИБДД. Основная причина изменений была озвучена как стремление создания положительного имиджа организации в глазах простых граждан ввиду формирования на тот период плохой репутации сотрудников ГАИ. Инициаторы также считали, что новое название точнее отражает функциональность подразделения.

С названием структуры не были изменены функциональные обязанности служащих, которые остались работать на своих местах. Поэтому сотрудники нового подразделения страдали теми же пороками.

В 2001 году на правительственном уровне была произведена оценка работы структуры, в ходе которой определили бессмысленность ее переименования, а также отметили негативные позиции, выраженные в трудности выговаривания и непонимания функциональности. 2 июля 2002 года был издан Указ № 679 о внесение корректировок к Указу № 711. После его подписания автоинспекция приобрела двоякое название. Каждый стал ее называть, как ему нравиться. Наименования ГАИ и ГИБДД стали актуальными и равноценными. Переименования структур происходили и позднее. В 2004 году Главное управление ГИБДД, являющееся одним из аппаратов МВД, осуществляющим контроль над автоинспекторами, стало называться ДОБДД. Департамент стал руководящим органом над региональными ГИБДД. В 2009 году в рамках реформы он был переименован в ГУОБДД.

Изначально структура имела название ГАИ. После ее переименования она могла называться только ГИБДД. Однако виду законодательных изменений оба названия Госавтоинспекции получили право на юридический статус. Законом разрешено использование наименования структуры ГАИ или ГИБДД. Составитель документации вправе самостоятельно осуществить выбор идентификации организации при оформлении официальных бумаг.

Заключение

ГАИ и ГИБДД являются одной и той же структурой. Двоякое название было сформировано за счет попыток представителей правительства сменить имидж подразделения посредством изменения его наименования. В их планах была также смена функциональности организации. Поскольку результат изменений отсутствовал, а новое название прижилось плохо, структуре было возвращено прошлое наименование, с правом называть ее новым именем. На сегодняшний день можно использовать обе аббревиатуры, которые имеют равноценное юридическое значение.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

ГИБДД готовят к ликвидации. Кто будет следить за безопасностью на дорогах

ГИБДД готовят к ликвидации. Кто будет следить за безопасностью на дорогах

Официально представители ведомства всё отрицают, но эксперты говорят о вопросе как решенном и даже называют возможные варианты реформирования.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) может исчезнуть в ближайшее время. Расформирование ведомства уже фактически ведется, и часть функций переданы другим структурам. И хотя никаких официальных заявлений о реформировании ГИБДД нет, но в кулуарах вовсю обсуждают ликвидацию организации, про которую во все времена придумывали больше всего анекдотов. Эксперты News.ru разбирались, правда ли это или всего-навсего пустая болтовня.

Так, первый звоночек прозвенел в самом начале 2018 года. Именно тогда началась масштабная «чистка» сотрудников, в ходе которой под сокращение попали 10 тысяч человек. При этом издание обращает внимание, что все они были именно сотрудниками госавтоинспекции, а не гражданскими служащими. Тогда же были озвучены цифры. Как сообщил замминистра МВД Александр Горовой личный состав ДПС сократился почти на четверть (23%), и это при том, что количество автомобилей в России увеличилось на треть. Более того, годом ранее массового сокращения фактически полностью был прекращен набор сотрудников. Но в МВД успокоили насчет порядка на дорогах: другие органы исполнительной власти будут наблюдать за нарушителями правил. Действительно, парковки передали в ведение муниципалитетам. Номера на автомобили можно приобрести непосредственно у дилеров в автосалоне. Экзамены на права тоже частично перешли в ведение автошкол.

С другой стороны, такой ход событий был вполне прогнозируем, если учесть, что само ведомство делало все для того, чтобы стать «лишним звеном». Именно ГИБДД закупала современное оборудования, оснащая дороги многочисленными камерами. Как говорится, технический прогресс вытеснил людей, а именно — гаишников с дорог. Так постепенно стали закрывать стационарные посты. Главу ГИБДД генерала-лейтенанта Михаила Черникова сотрудники между собой называли «председателем ликвидационной комиссии».

Михаил Черников

Как тонко подметил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, систему ГИБДД невозможно реформировать, только «снести до основания», а затем построить. Он считает, что решение о ликвидации, если оно есть, правильное, потому что инспекция уже давно из органа, стоящего на защите интересов граждан, превратилось в репрессивный аппарат.

Источники издания назвали несколько вариантов видоизмененного ГИБДД. Один из них — спецподразделение в структуре МВД, так называемая «дорожная полиция».

По мнению председателя «Движения автомобилистов России» Виктора Похмелкина, ГИБДД надо распустить и создать министерство безопасности дорожного движения, которое должно выполнять три ключевые задачи: предупреждать дорожно-транспортные происшествия, тяжкие последствия ДТП и бороться с пробками.

Виктор Похмелкин. Фото: соцсети

Хотя нашлись источники, которые уверенно заявили, что ГИБДД самоубиваться не намерена. Во всяком случае, инспекция не позволит «отжать» этот прибыльный бизнес, так что готова создать на базе ведомства какой-то новый административный регламент,. И даже «приоткрыли» завесу: Госавтоинспекция останется администратором дорожных штрафов.

Читайте также  Как узнать номер стс по ПТС

Нашлись у ГИБДД и защитники в Госдуме. Так, депутат Вячеслав Лысаков говорит, что на сегодня именно инспектор ДПС является единственным представителем силового блока, которому под силу пресечь любое нарушение на дороге.

К слову сказать, разговор о том, что ГИБДД останется администратором дорожных штрафов, очень похож на правду. В апреле Госдума одобрила увеличение штрафов ГИБДД в пять раз. Чернила, можно сказать, еще не высохли на документе, как Госавтоинспекция составила список новых нарушений, за которые предлагает штрафовать автомобилистов по новым Правилам дорожного движения. Речь идет о технических неисправностях и условиях, при которых эксплуатация автомобиля недопустима.

ГИБДД бьётся за место на дороге: ведомству предрекают ликвидацию

Государственная инспекция безопасности дорожного движения может быть расформирована. Соответствующие обсуждения идут в кулуарах ведомства. Инсайдеры в региональных управлениях ГИБДД утверждают, что реформа неизбежна, но указывают — полного уничтожения структуры, скорее всего, не случится. Официально представители инспекции всё отрицают. Однако эксперты уже называют возможные варианты трансформации этой не самой любимой россиянами организации. NEWS.ru попытался выяснить, прикажет ли Госавтоинспекция долго жить и кто может занять её место.

Первые сигналы

Признаки поэтапного разрушения ГИБДД наблюдаются на протяжении последних лет. Одним из первых тревожных для ведомства сигналов стало массовое сокращение сотрудников — под него в начале 2018 года попали 10 тысяч человек. Все они являлись не гражданскими служащими, а именно сотрудниками МВД. Тогда же в министерстве объясняли это тем, что функции по фиксации нарушений правил дорожного движения были переданы другим органам исполнительной власти. При этом первый заместитель министра внутренних дел Александр Горовой приводил данные, согласно которым при росте за последние пять лет количества автомобилей в стране на 35% личный состав дорожно-патрульной службы сократился на 23%.

Сергей Булкин/NEWS.ru

Многотысячному сокращению предшествовало появление осенью 2017 года внутреннего приказа МВД, согласно которому на неопределённый срок полностью прекращался набор новых сотрудников в ГИБДД, а также перевод уже действующих в другие подразделения. В столичном профсоюзе работников полиции утверждают: массовые сокращения в автоинспекции обусловлены в первую очередь изменениями в самом ведомстве — дескать, оно за последние годы стало более технологичным.

Представитель одного из региональных управлений ГИБДД рассказал NEWS.ru, что «инспекция сама спилила сук, на котором сидела».

Можно вспомнить, что именно наше руководство всеми правдами и неправдами добивалось увеличения финансирования для закупки систем фото- и видеофиксации. В итоге именно массовое появление камер стало едва ли не главным аргументом в пользу поэтапного избавления от сотрудников. Вы можете проехать из одного региона в другой и не встретить ни одного инспектора на дороге, — пояснил собеседник издания.

Ослабление позиций ГИБДД действительно происходило поэтапно. Ещё до массовых сокращений само ведомство инициировало закрытие стационарных постов. В числе первых закрывать посты стали в Ульяновской области. Тогда в местной ГИБДД объясняли это тем, что «поступило указание оптимизировать структуру ДПС».

Сергей Булкин/NEWS.ru

Но и это не главное. Сегодня ведомство продолжает терять свои позиции, а главу ГИБДД генерала Черникова некоторые то ли в шутку, то ли всерьёз называют «председателем ликвидационной комиссии».

Реформировать нельзя оставить

Источники NEWS.ru в региональных управлениях инспекции говорят, что ведомство, похоже, действительно готовят к реформированию. Один из возможных сценариев — создание спецподразделения в структуре МВД, условная «дорожная полиция». Впрочем, и этот вариант отнюдь не единственный.

Сейчас нам всё чаще говорят, что инспекция в нынешнем виде существовать перестанет — дескать, случится очередная оптимизация и появится отдельная дорожная полиция. Новых людей на работу давно не принимают, действующие сотрудники очень боятся новых сокращений, — рассказывает инсайдер.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин в разговоре с NEWS.ru соглашается: такой поворот событий представляется практически неизбежным.

Эту систему невозможно реформировать, её можно лишь снести до основания и построить заново. К сожалению, за долгие годы ГИБДД снискала имидж конторы, которую все боятся, которая не занимается защитой интересов граждан. По сути, инспекция превратилась в репрессивный орган, — отмечает Травин.

Сейчас, по его мнению, «взят курс на уничтожение ГИБДД в существующем виде». Эксперт говорит, что автоинспекцию за последние годы сильно «обобрали» — ведомство больше не занимается проведением технического осмотра автомобилей, не оформляет львиную долю ДТП. Подавляющее большинство нарушений регистрируется системами фото- и видеофиксации, операторами которых выступают сторонние коммерческие структуры. В Москве и ряде крупных городов регулирование «парковочного вопроса» стало прерогативой муниципальных структур. Также продолжается передача регистрационных функций другим организациям. Например, регистрационные знаки при покупке машины у дилера подчас можно оформить прямо в автосалоне. И даже проведение экзаменов на получение водительских удостоверений частично передали автошколам.

Встаёт законный вопрос: а что осталось у ГИБДД и требуется ли для этого отдельное ведомство? — задаётся вопросом Травин.

Отжать бизнес

Собеседники NEWS.ru в МВД вспоминают, что несколько лет назад главе ведомства Владимиру Колокольцеву предложили вариант — интегрировать сотрудников ГИБДД в состав патрульно-постовой службы (ППС). Говорят, что сначала министру идея понравилась и он вроде бы даже предварительно её поддержал. Но вскоре передумал, решив якобы, что коррупция, которой издавна «славится» ГИБДД, автоматически перетечёт в ряды ППС. В итоге есть риск, что постовая служба забудет о других своих полномочиях и будет сидеть в засаде на трассах.

О неизбежности изменений говорит и председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. В нынешнем виде ГИБДД должна прекратить своё существование, объясняет он в беседе с NEWS.ru.

Должно быть создано отдельное министерство безопасности дорожного движения с широким спектром полномочий. В состав нового ведомства войдёт и дорожная полиция, перед которой следует поставить три основные задачи: предупреждение дорожно-транспортных происшествий, предупреждение тяжких последствий ДТП, а также борьба с пробками, — отметил Похмелкин.

Весь остальной функционал, в том числе приём экзаменов, регистрационные действия, проведение технического осмотра транспорта, будет реализован в рамках нового министерства, считает эксперт.

Между тем источник NEWS.ru, знакомый с ситуацией в ГИБДД России, полагает, что ведомство не готово «самоликвидироваться».

Самоубиваться ГИБДД не намерена: напротив, готовится новый административный регламент. Уничтожение ведомства на руку тем, кто спит и видит, как забрать под себя внушительные финансовые потоки, проще говоря, «отжать» этот бизнес, — считает собеседник.

Речь идёт о том, что Госавтоинспекция продолжает оставаться администратором дорожных штрафов. Судите сами: ГИБДД в 2020 году вынесла штрафов на сумму в 117 млрд рублей, на 10% больше, нежели годом ранее, следует из официальной полицейской статистики. Больше всех должны заплатить водители в Москве — 23 млрд рублей. В топ-5, помимо столицы и Подмосковья, попали Татарстан (4,72 млрд рублей), Краснодарский край (4,06 млрд рублей), Свердловская область (3,7 млрд рублей). Большая часть штрафов оформлена благодаря системе фотофиксации. Однако, как говорят эксперты, зачастую в регионах компании, занимающиеся этим бизнесом, так или иначе аффилированы с ГИБДД.

Читайте также  Какой налог на выигрыш в России

Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков в разговоре с NEWS.ru уточнил: если реформа службы будет продолжаться путём сокращения личного состава, ничем хорошим это не кончится: «Инспектор ДПС — единственный представитель силового блока, который может пресечь грубое нарушение правил дорожного движения. Передача полномочий ГИБДД органам исполнительной власти, как это предлагает Москва, категорически недопустима». Лысаков пояснил, что сейчас к работе с персональными данными допускаются не все офицеры МВД: «Можно представить, что начнёт твориться с этим массивом информации, когда к нему будут допущены люди, собранные с улицы».

Официально в инспекции не комментируют возможность радикальной реформы ведомства. Ранее заместитель начальника ГИБДД России генерал-майор полиции Владимир Кузин публично заявлял, что этот вопрос «не обсуждается».

По данным ВЦИОМа, полностью доверяют ГИБДД только 9% опрошенных, еще 43% скорее доверяют. Совсем не доверяет дорожным инспекторам 13% граждан.

Обзор нового закона «О полиции», вступающего в силу 1 марта 2011 года. Часть 1.

Закон о полиции вступит в силу 1 марта 2011 года

Не заставили себя долго ждать первые изменения автомобильного законодательства 2011 года. Итак, первым новым законом, относящимся к водителям, в этом году стал федеральный закон «О полиции», вступающий в силу 1 марта 2011 года.

Конечно же, этот закон не является правилами дорожного движения и не повышает штрафов, однако все же он связан с дорожным движением, т.к. любимая всеми ГИБДД теперь станет подразделением не милиции, а полиции.

Поскольку закон все же в большей степени относится к сотрудникам полиции, а не к водителям, я рассмотрю лишь некоторые его положения, которые могут пригодиться участникам дорожного движения. С полной версией закона Вы всегда можете ознакомиться на странице Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».

Перейдем к рассмотрению глав, статей и пунктов нового федерального закона.

Является ли ГИБДД подразделением полиции?

Безусловно, в начале необходимо рассмотреть вопрос о том, является ли ГИБДД подразделением полиции. Поэтому приведу соответствующие статьи:

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

Статья 12. Обязанности полиции

1. На полицию возлагаются следующие обязанности:

19) осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также за деятельностью организаций, проводящих обязательный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях — тяжеловесных грузов;

Как Вы видите, дорожное движение относится к ведению полиции, а следовательно либо ГИБДД станет подразделением полиции, либо в полиции появится какое-то новое подразделение, занимающееся решением этого вопроса.

Начало общения с сотрудником полиции (ГИБДД)

Это вопрос уже рассматривался в аудиокурсе «Секреты общения с ГИБДД», и если Вы еще не знакомы с этим курсом, то настоятельно рекомендую это сделать.

Что касается закона «О полиции», то он во многом повторяет положения административного регламента ГИБДД и говорит о следующем:

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Т.е. сотрудник полиции (ГИБДД) при начале общения с гражданином, независимо от того, кто начал это общение, обязан назвать свои должность, звание и фамилию. Кроме того, по требованию гражданина сотрудник полиции обязан предъявить и служебное удостоверение.

Отмечу, что все перечисленные требования относятся не только к сотрудникам ГИБДД, но и к сотрудникам других подразделений полиции.

Сотрудник ГИБДД предлагает нарушить правила дорожного движения

Нередко встречается ситуация, когда сотрудник ГИБДД предлагает водителю нарушить правила дорожного движения. Особенно часто это происходит при сдаче квалификационного экзамена на получение водительского удостоверения. Обычно нарушение водителя в этом случае приводит к отрицательному результату всего экзамена.

Федеральный закон «О полиции» запрещает сотрудникам ГИБДД выполнять подобные действия:

Статья 6. Законность

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

Конечно же, подобное ограничение существует и в методике проведения квалификационных экзаменов, однако оно относится исключительно к экзаменам, а приведенный выше пункт относится абсолютно к любым ситуациям.

Остановка транспортного средства без видимых причин

Нередко сотрудники ГИБДД останавливают транспортные средства без видимых причин. При этом они могут ссылаться, например, на приказы своего начальника. Федеральный закон «О полиции» запрещает такое поведение:

Статья 6. Законность

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Использование достижений науки и техники в работе полиции

На мой взгляд, эта статья достаточно интересная, поэтому привожу её текст целиком:

Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

1. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

2. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.

3. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

Внимание здесь стоит обратить на второй пункт, который предлагает полиции применять электронные формы приема и регистрации документов. Возможно Вы слышали, что в настоящее время можно, например, записаться на технический осмотр через специальный портал государственных услуг, чтобы не стоять в очередях. Скорее всего, в будущем через интернет можно будет осуществлять и другие операции с ГИБДД, и это будет достаточно удобно.

Читайте также  Каковы срок годности и периодичность проверки огнетушителей

О том, каким образом можно записаться на технический осмотр через интернет, я расскажу в одной из следующих статей.

В третьем пункте говорится о возможности использования полицией технических средств фото- и видеофикции, которые достаточно хорошо известны водителям.

В этой статье приведен далеко не полный перечень пунктов закона «О полиции», относящихся к участникам дорожного движения, поэтому в скором времени будет опубликована вторая статья серии «Новый закон о полиции». Если же Вам не терпится изучить закон «О полиции», то Вы можете сделать это самостоятельно.

Подводя итоги этой статьи, хочу сказать, что со вступлением в силу нового федерального закона в отношениях водителей и сотрудников ГИБДД мало что изменится, т.к. большинство норм уже упоминалось в разнообразных нормативных документах. Однако если Вы не следили за изменением автомобильного законодательства последние пару лет, то прочтение закона «О полиции» будет для Вас весьма полезным.

Чем отличаются полномочия ППС и ГИБДД

Ситуация, когда автомобиль останавливают сотрудники МВД различных ведомств, – не редкость. Интуитивно большинство водителей считают, что право на остановку транспортного средства при нарушении правил дорожного движения или для проверки документов имеют только работники ГИБДД. В связи с этим часто возникают спорные и даже конфликтные ситуации.

Автомобилисты жалуются на то, что их останавливают наряды патрульно-постовой службы, в компетенцию которых, казалось бы, входит поддержание общественного порядка на улицах и в общественных местах, а не на автодорогах. Насколько обоснованы эти жалобы? Есть ли различия в полномочиях работников ГИБДД и ППС при организации дорожного движения? Насколько сильно отличаются функции сотрудников ППС и ГИБДД?

Полномочия сотрудников ППС

Следует отметить, что функции Госавтоинспекции и постовой службы не всегда были отдельными. В 20-е годы прошлого века постовой милиционер отвечал, помимо всего прочего, и за безопасность дорожного движения – для этого у него был специальный красный жезл. Только в 1936 году в милиции появилось отдельное «дорожное» подразделение – Государственная автомобильная инспекция. Однако, несмотря на формальное разделение обязанностей, до настоящего времени задачи по поддержанию правопорядка на дорогах имеют право решать сотрудники и других ведомств МВД. Так, в «Законе о полиции» и Правилах дорожного движения не существует разницы между полномочиями сотрудников ГИБДД и другими работниками полиции. Таким образом, сотрудник ППС имеет полное право останавливать автомобили и осуществлять проверку документов.

  • водительское удостоверение;
  • регистрационные документы на автомобиль;
  • документ, подтверждающий право владения или использования транспортного средства;
  • при коммерческих перевозках − путевой лист, документы на груз и т.п.
  • Предотвращать случаи управления автомобилем водителями с признаками опьянения или лицами, не достигшими необходимого возраста.
  • Пресекать различные правонарушения, которые несут угрозу жизни и здоровью граждан.
  • Проверять документы на право управления автомобилем, документы на автомобиль и груз.
  • Производить осмотр и досмотр транспортных средств при подозрении в их использовании с противоправными целями.

Итак, с точки зрения права на остановку и осмотр автомобилей между сотрудниками ГИБДД и ППС разницы нет. Теперь что касается обнаружения факта нарушения ПДД, задержания и составления административного протокола.

Соблюдать Правила дорожного движения надо не только при наличии рядом инспектора ГИБДД: оштрафовать за многие нарушения может любой сотрудник МВД

Согласно статье 18 «Закона о полиции», сотрудник полиции «выполняет обязанности в соответствии с занимаемой должностью и в пределах своей компетенции». Это означает, что работник ППС может задержать нарушителя, но составлять протокол о нарушении ПДД он не может. Его обязанностью является либо вызов наряда ДПС, либо транспортировка нарушителя к ближайшему посту ГИБДД.

Но, в то же время, существует ряд статьей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) в области дорожного движения, за которые штраф может вынести практически любой сотрудник полиции, в том числе и ППС, при выполнении своих служебных обязанностей (согласно Приказу МВД РФ № 403 от 5 мая 2012 г.. К этим статьям относятся:

12.1. Управление автомобилем, не имеющим регистрации или не прошедший технический осмотр.
12.2. Управление автомобилем с отсутствующими, нечитаемыми, подложными, нестандартными или не правильно установленными государственными номерными знаками.
12.3. Управление автомобилем водителем без необходимых документов или лицензии, разрешающей перевозить пассажиров и грузы в легковом такси.
12.6. Нарушение правил использования ремней безопасности.
12.7. Управление автомобилем лицом, не имеющим такого права.
12.10. Нарушение правил проезда ж/д переездов.
12.11. Нарушение правил движения по автомагистрали.
12.12. Проезд на красный свет или запрещающий жест регулировщика.
12.13. Нарушение правил движения по перекресткам.
12.14. Нарушение правил при осуществлении маневров.
12.15. Нарушение правил при обгоне или размещения на дороге.
12.16. Несоблюдение требований дорожных знаков и разметки.
12.17.-12.18 Не предоставление преимущества пешеходам, маршрутным транспортным средствам и автомобилям со специальными сигналами.
12.19. Нарушение правил остановки и стоянки.
12.20. Нарушение правил пользования световыми и звуковыми сигналами.
12.25. Не предоставление автомобиля по требованию сотрудникам полиции или другим предусмотренным законодательством лицам.

Таким образом, в России сложилась двоякая ситуация. С одной стороны, сотрудники ППС и ГИБДД имеют четкое разграничение функций, и право на составление протокола о нарушении ПДД возложено только на ГИБДД. С другой стороны, приказ № 403 предусматривает возможность наложения штрафов на водителей практически любым сотрудником полиции по приблизительно половине статей КоАП, касающихся дорожного движения. Поэтому водителям стоит особо внимательно относиться к соблюдению ПДД не только в присутствии сотрудников ГИБДД, но и в присутствии любых других сотрудников МВД, в том числе ППС.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: