ГИБДД запускает систему по розыску автомобилей с одинаковыми номерами

Машины-двойники: в ГИБДД придумали схему, как их ловить

В 2020 году Госавтоинспекция начнет поэтапно внедрять совершенно новую систему по отлову автомобилей-двойников. Об этом Autonews.ru сообщили в пресс-центре МВД России в ответ на соответствующий запрос. Как уточнили в ведомстве, в настоящее время функционал находится в стадии тестирования — внедрение и испытания нового информационного ресурса провели в 2019 г. в ряде регионов. Предполагается, что при ведении сплошного контроля передвижения транспортных потоков функционал позволит фиксировать факты одновременного проезда автомобилей с одинаковыми номерами в различных местах.

«Внедрение указанного ресурса на всей территории России позволит организовать своевременное реагирование нарядов дорожно-патрульной службы на факты фиксации транспортных средств рассматриваемой категории, а также минимизировать случаи вынесения в отношении собственников «оригинальных» автомобилей постановлений по делам об административных правонарушениях в автоматическом режиме», — объяснили в МВД России.

Система сможет распознавать соответствие госномера попавшего в объектив видеокамеры автомобиля и конкретной марки и модели, на которую этот номер был выдан. Что должно значительно упростить выявление автомобилей, эксплуатируемых с подложными государственными регистрационными знаками.

Сотрудники ГИБДД смогут ловить нарушителей с поддельными номерами только после официальных жалоб от пострадавших автовладельцев, объяснил эксперт по работе дорожных камер фотовидеофиксации Григорий Шухман. Фиксировать проезды двойников одновременно во всех регионах в автоматическом режиме не получится — это слишком трудозатратно. Однако, по оценке эксперта, если машина-двойник находится в одном регионе с оригиналом, то камеры вполне могут обнаружить таких нарушителей и поставить их в стоп-лист для проверки инспекторами ГИБДД даже без обращений от автомобилистов.

«При постоянном насыщении городов России новыми комплексами фиксации считать госномера и определить положение и привычный маршрут каждого автомобиля уже не проблема, — рассказал Шухман. — Главное, чтобы патрули оперативно получали информацию о том, что скоро будет проезжать машина, которая находится под подозрением — в стоп-листе. Если это не случайный проезд и машина уже находится на контроле и передвигается по более-менее однотипному маршруту, то очень легко определить этот маршрут и поймать водителя. Но основанием для анализа должна стать именно жалоба от гражданина. Инспекторы региональных ЦАФАПов не могут заранее знать, какие регионы проверять, где могут быть машины-двойники. Сами автомобилисты путешествуют по разным городам — люди могут просто уехать в отпуск. И ничего подозрительного в том, что машина с такими госномерами вчера была в Москве, а сегодня — в Сочи, по сути нет».

По его словам, можно создать фильтр по проездам транспортных средств в пределах одного региона. То есть настроить систему так, чтобы она давала сигнал, что машина телепортировалась в другой конец города, — тогда инспекторы получат сигнал ее проверить.

How to 24 апреля 2019 Что делать, если купил машину-двойника
Статьи 11 июля 2019 Приходят чужие штрафы: в ГИБДД объяснили, что делать

Эксперт назвал проблему автомобилей-двойников серьезной головной болью для автомобилистов. Так, если штраф приходит из другого региона, в ГИБДД далеко не всегда их отменяют и решают не тратить много времени на поиски мошенников. А ездить в суды и доказывать, что водитель не совершал эти нарушения, слишком неудобно. Поэтому водители вынуждены либо оплачивать чужие штрафы, либо просто менять госномера. Одновременно с этим Шухман прогнозирует, что на перенастройку системы ГИБДД и создание единой универсальной базы потребуется серьезное финансирование.

«Речь идет о том, чтобы заменить все программное обеспечение, а это колоссальная работа, — объяснил эксперт. — Во многих регионах используют совершенно разный софт, и тут встает даже не вопрос времени, а в первую очередь финансовый вопрос. Но эта система действительно нужна — любителей, которые пробивают по базам такие же модели и безнаказанно нарушают ПДД, нужно ловить».

Впрочем, быстро запустить систему не получится, считает эксперт в сфере фото- и видеофиксации нарушений, руководитель компании «Астралаб» Сергей Ласкин. Основная проблема, по его словам, в разрозненном способе хранения и обработки данных в каждом регионе — до текущего времени отсутствовал принцип стандартизации при составлении местных баз.

«Ни о какой простоте передачи таких данных, как двойные номера, или любых других не может быть и речи, — объяснил эксперт. — Представьте, в условный Иркутск поступила жалоба на автомобиль в Ярославле. В ЦАФАП Иркутска в собственную систему вбивают параметры — марка автомобиля, модель, госномер, ФИО владельца и так далее. А в Ярославле они пишут, например, сначала ФИО автовладельца, потом госномер. И все, если объединять такие базы, получится бессмысленная каша. И совершенно непонятно, почему в МВД не хотят использовать современный и быстрый способ — блокчейн. С этой технологией можно быстро извлекать все данные, обрабатывать их, не будет историй с разными «белыми списками», изменениями данных, потерей массивов информации по постановлениям, как это сейчас происходит регулярно. Перейти на единую стандартизированную работу не получится даже за ближайшие пять лет».

За управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками ч. 4 ст. 12.2 КоАП России грозит лишением права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года. В МВД России заверили, что если должностные лица ЦАФАПов выявляют при проверке материалов с камер факты использования подложных госномеров, то не выносят постановления об административных правонарушениях. Вместо этого необходимая информация по таким случаям направляется в отделы ДПС территориальных подразделений Госавтоинспекции. Там перед личным составом ставят задачу по поимке такого нарушителя.

Владельцу автомобиля, который обнаружил, что аналогичные государственные регистрационные знаки, выдававшиеся на принадлежащее ему транспортное средство, установлены на другом автомобиле, в ГИБДД советуют обратиться с заявлением в отделение полиции. А если штраф за двойника все-таки пришел, необходимо обжаловать такое постановления согласно ст. 30 КоАП России. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления.

«Машины-двойники»: ВС разобрался с проблемой авто с одинаковыми номерами

"Машины-двойники": ВС разобрался с проблемой авто с одинаковыми номерами

Водители автомобилей могут получить штрафы за нарушения ПДД, которые они не совершали, – и если посмотреть на приложенные фотографии, окажется, что номера автомобиля совпадают с правильными, а машины практически идентичны. Речь идет о так называемых "автомобилях-двойниках", которые появляются обычно после угона автомобиля. Чтобы упростить "легализацию" купленного авто, угонщики используют данные уже существующего автомобиля аналогичной марки и модели и делают идентичные номера – создают "автомобиль-двойник" под реально существующую машину, находящуюся в пользовании законного владельца. "Дублёр", скорее всего, будет иметь оригинальный ПТС, выданный в ГИБДД. Иногда подлог вскрывается не только после получения штрафа, но и в результате ДТП с участием "двойника". Так произошло в деле Оксаны Гусляк, дошедшем до Верховного суда.

Евгений Карандашов* стал виновником ДТП: при повороте налево его Toyota Harrier не уступила дорогу встречному автомобилю Lexus, принадлежащему Инге Кисеевой*. Вторая машина получила повреждения. Оказалось, что ответственность водителя, виновного в ДТП, не застрахована, и Кисеева обратилась в суд, чтобы взыскать ущерб и судрасходы, в общей сложности около 2,6 млн руб., с владельца Toyota. Как выяснили в ГИБДД, авто принадлежало Оксане Гусляк*.

Однако она не признала требования и настаивала, что её Toyota в ДТП не участвовала, – Карандашов, настаивала она в суде, управлял другим автомобилем с точно таким же номером – "автомобилем-двойником". В суде Гусляк указала: её машина отличается от изображённой на снимках ГИБДД с места аварии цветом кузова, модификацией колёсных дисков, декоративными накладками на передних и задних фарах. Предположения о том, что существует еще один автомобиль той же марки с тем же номером, подтверждалось и рядом других обстоятельств – так, "двойник" участвовал еще в одном ДТП уже после того, как Гусляк продала Toyota и авто поменяли номер. Гусляк также обратила внимание, что ее автогражданская ответственность на момент ДТП была застрахована в СК "Росгосстрах". Оценив доказательства, в первой инстанции пришли к выводу, что автомобиль Гусляк действительно не участвовал в ДТП. При этом Центральный районный суд Комсомольска-на-Амуре частично удовлетворил иск, взыскав с водителя, виновного в аварии, ущерб, расходы на эвакуацию машины, оплату услуг по определению размера ущерба, государственной пошлины и почтовые расходы.

Читайте также  Исследование маркировочных обозначений транспортных средств

Решение не устояло в апелляции: Хабаровский краевой суд отменил его и удовлетворил исковые требования Кисеевой к Гусляк, заключив, что автомобиль её и обратного она не доказала.

Однако коллегия по гражданским спорам Верховного суда под председательством судьи Вячеслава Горшкова, рассмотревшая дело (№ 58-КГ17-21 ), отменила апелляционное определение. В Коллегии указали, что апелляция не исследовала доводы Гусляк. Самостоятельно определить, принимал ли автомобиль Тоуоtа, принадлежавший Гусляк, участие в ДТП и есть ли на нем соответствующие повреждения, вторая инстанция не могла – но суд даже не пытался назначить экспертизу, то есть, отметили в Коллегии, уклонился от возложенной на его задачи полно установить и исследовать обстоятельства, значимые для дела. ВС отменил определение апелляции и направил дело на новое рассмотрение в краевой суд (дело пока не рассмотрено).

ВС РФ вынес справедливое решение, считает адвокат Андрей Каюрин. Дело в том, что фактически в ДТП с каждой стороны участвуют два субъекта – водитель и автомобиль. Оба идентифицируются по имеющимся документам (на лицо и транспортное средство). При этом необходимо устанавливать причинно-следственную связь между ДТП, его последствиями и участниками – и сделать это может только эксперт. Обычная фотография не может в данном случае служить доказательством, замечает Каюрин. При этом надо быть готовым к тому, что экспертизу придется делать за свой счет.

"Если возбуждено уголовное дело, можно написать соответствующее ходатайство и тогда следственные органы проведут экспертизу в рамках уголовного дела. Для потерпевшего она будет бесплатной, а ее результаты суд вполне примет как доказательство", – разъясняет вопрос Каюрин. В деле Гусляк вопрос о том, кто должен возмещать ущерб, не решен: ведь до сих пор не установлен фактический причинитель вреда, а вынести решение возможно, только когда на эти вопросы ответит экспертиза.

Что касается судебной практики по подобным вопросам в судах, то ее фактически нет, поясняет эксперт. В этом свете решение ВС может оказаться особенно полезным.

О том, что делать тем, кто столкнулся с проблемой "автомобилей-двойников", несколькими годами ранее давала разъяснение ГИБДД.

– внимательно изучить прилагаемые фотографии;

– если номера совпадают, но авто не ваше, надо обратиться с заявлением в то подразделение ГИБДД, которое вынесло постановление об административном правонарушении;

– в заявлении надо изложить доводы о возможной фиксации "автомобиля-двойника" и приложить фотографии, на которых отображены отличительные особенности вашего авто. Можно направить информацию на официальный сайт Госавтоинспекции.

Эксперты также давали советы относительно того, как избежать покупки "автомобиля-двойника": если владелец оригинального авто при появлении машины с такими же номерами отделается лишь небольшими сложностями, то тот, кто купил "дублёра", потеряет и машину, и деньги. Поэтому лучше отнестись к покупке подержанного автомобиля внимательно и тщательно проверить машину.

– обращайте внимание на стоимость автомобиля: если цена намного ниже рыночной, автомобиль может быть краденым;

– убедитесь, что автомобиль продаёт собственник;

– не совершайте сделок при отсутствии паспорта у владельца или по его копии, сверяйте данные ПТС и другие реквизиты авто, в ПТС не должно быть никаких правок, лучше не покупать автомобили с дубликатом ПТС;

– до покупки покажите машину специалисту, который проверит подлинность маркировки. Если продавец не хочет осмотра экспертом – не стоит покупать авто;

– если у Вас есть данные об особенностях маркирования приобретаемого автомобиля, проверьте наличие заводских табличек в местах, где они и должны быть. Ключи должны подходить ко всем замкам, а сами замки – быть исправными;

– в договоре купли-продажи указывайте полную, а не заниженную стоимость автомобиля: при возврате (например, если обнаружится изменение VIN и т. п.) получится вернуть лишь ту сумму, которая указана в договоре.
Источник: МВД, "Щит и Меч"

Систему «Паутина» от ГИБДД запустят по всей России. Что это такое?

Новая система для розыска автомобилей при помощи камер «Паутина» заработает по всей стране до конца 2021 года. Разработчики комплексов рассказали, кого будут ловить и наказывать при помощи этой технологии

До конца года система ГИБДД под названием «Паутина» начнет работать по всей стране. Это событие анонсировал глава Госавтоинспекции Михаил Черников. Технология по проверке потока автомобилей запущена уже давно, но ранее действовала лишь точечно. Что она будет фиксировать при переходе на глобальную платформу и как поможет отлавливать автомобили-двойники, рассказали разработчики дорожных комплексов, знакомые с принципами работы «Паутины».

Угнанные автомобили

«Паутина» позволяет инспекторам ГИБДД получать данные с камер не только при фиксации нарушения ПДД. Система работает по запросу, то есть полицейские по всей России смогут просто отслеживать конкретные номера, и камеры сообщат о них при любом проезде под комплексами. За счет этого можно будет легко вычислять, например, угнанные автомобили.

«Паутина» обеспечивает прямой доступ к базам фиксации проездов всех автомобилей во всех регионах, которые подключены к системе, объяснил эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман.

«То есть больше не надо отправлять запросы из одного региона в другой: при наличии прав доступа можно проверить нужный автомобиль в любом регионе, где есть «Паутина», — рассказал Шухман.

Причем система может использовать совершенно любые камеры для сбора и анализа информации, в свою очередь объяснил представитель компании «Технологии распознавания» (специализируется на разработке дорожных камер и программного обеспечения) Сергей Кусов.

«Стрелки», «Кордоны», «Автоураганы» — получается, что система «Паутина» глобально объединяет все камеры, и неважно, какие они и кому принадлежат — ЦОДД, ГИБДД, АМПП. Все идет в единую базу с мощными серверами, — рассказал Кусов.

Например, в эту систему даже подгружаются данные с «Паркрайтов» — камер для проверки оплаты парковки и планшетов, с которыми ходят пешие инспекторы и также проверяют оплату услуги. Получается, что под проверку попадают не только те, кто активно ездил под камерами: если машина стоит во дворе или на тихой улице, она тоже может оказаться в «Паутине».

Система «Паутина» глобально объединяет все камеры и неважно, какие они и кому принадлежат — ЦОДД, ГИБДД, АМПП.

Возможность проверять даже припаркованные автомобили, по словам Кусова, очень важна при розыске — дело в том, что обычно угонщики стараются несколько дней прятать автомобиль. Именно в первые дни пропавшая машина находится в активной фазе розыска, занимая в системе приоритетные позиции. Затем, с каждым днем, сверху поступает дополнительная информация о происшествиях, которая понижает актуальность более ранних данных.

«Обычно «горячие» автомобили висят в активной фазе розыска 1-2 дня. После этого происходит очень много событий: кто-то покинул место ДТП, кто-то не послушал инспектора ГИБДД и проехал мимо, кто-то ездит без номеров. И угонщики обычно ждут, когда информация о них «замылится». Отгоняют машину во двор подальше от камер. Как раз там их и могут сфотографировать. Тогда сработает сигнал и поступит в ГИБДД», — уточнил эксперт в области фотофиксации.

Угон автомобилей за границу

За счет быстрого отклика, который можно получить при вводе госномера угнанного автомобиля, проще будет найти машины, которые перегоняют за рубеж, считают эксперты.

«Угнанные автомобили часто пытаются перевезти в Казахстан, немного реже — в Беларусь, — уточнил Кусов. — Если быстро среагировать, то можно отследить направление, в котором движется машина, и вовремя пресечь переход границы», — сказал Кусов.

Автомобили-двойники

Потенциал «Паутины» позволяет вычистить автомобили-двойники по всей стране — именно за счет доступа к камерам во всех регионах, уверен Кусов. Это когда, например, водитель в Хабаровске получает данные о госномере из Москвы, меняет номера, и все штрафы из Хабаровска начинают приходить ничего не подозревающему жителю другого города. Сейчас, по словам Кусова, розыск таких двойников организовать сложно, так как двойник еще может перемещаться между регионами.

Читайте также  5 машин, которым все равно, по какой стороне ездить (7 фото)

Выявить всех двойников можно и без жалоб — просто в автоматическом режиме, поставив такую задачу перед нейросетью и постепенно прогнав по этому параметру всю базу.

«Автовладелец может пожаловаться на двойника, рассказать, что даже не выезжал в регион, откуда пришли штрафы. И это легко проверить при помощи «Паутины», — говорит эксперт в области фото-видеофиксации. — Еще легко, забив этот скомпрометированный госномер, выяснить, где еще отжигает двойник. Дальше остается только его отследить и задерживать».

При этом Кусов объяснил, что выявить всех двойников можно и без жалоб — просто в автоматическом режиме, поставив такую задачу перед нейросетью и постепенно прогнав по этому параметру всю базу. До того момента, как «Паутина» заработает по всей стране, по мнению эксперта, это было практически невозможно.

Как уточнил эксперт, злоумышленники часто отслеживают пожилых автовладельцев, которые не выезжают за пределы своих регионов.

«И получается, что такой дедушка сидит под Тулой, а на его номерах ездят еще 5-6 автомобилей по всей стране, — привел пример Кусов. — Теперь же абсолютно все номера можно проверить на задвоенность и наличие дублей. Можно потихоньку скармливать системам эти номера. Система сможет выявить такие случаи, когда, например, в Московской области и в Кемеровской области ездят автомобили с одинаковыми номерами. Инспекторам останется только задержать каждый автомобиль и выяснить, кто из них двойник», — привел пример эксперт.

В свою очередь генеральный директор компании «Астралаб» Сергей Ласкин рассказал о других случаях, когда некоторые водители изготавливают полные копии автомобилей и даже перебивают VIN-номера.

«Получается, что инспекторы могут даже не догадываться о том, что документы на нее поддельные. «Паутина» решает эту проблему глобально — все грузится в единый центр, и дубли номеров легко проверить. При этом система может сработать, если один и тот же номер зафиксировали в похожее время в разных частях одного города или разных регионов», — объяснил Ласкин.

Госномера с еще невышедшими сериями

Также с помощью «Паутины» можно будет выявлять так называемые номера из будущего — с действительными сериями, которые просто еще не выходили в обращение. Доступ к этой информации мошенники получают, используя свои связи в ГИБДД, привел пример еще одной потенциальной функции «Паутины» представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов.

«Паутина» может среагировать на странную цифро-буквенную комбинацию, которая еще не выходила.

«Обычный инспектор ГИБДД не знает, номера какой серии еще не вышли в обращение, и даже при проверке документов может не обратить на это внимание. Если с документами все отлично, то инспектор может и не полезть в базу данных, чтобы перепроверить номера. И поедет такой товарищ дальше, — объяснил эксперт. — А «Паутина» может среагировать на странную цифро-буквенную комбинацию, которая еще не выходила. И дать сигнал на посты. То же самое и в случае, если автомобилист решит просто указать на табличке несуществующий госномер».

Кражи и другие преступления

«Паутину» можно использовать и для других преступлений, не связанных напрямую с автомобилями. Например, при раскрытии краж.

«Вот обокрали квартиру в Москве, — привел пример генеральный директор компании «Астралаб» Сергей Ласкин. — «Паутина» фиксирует все автомобили, которые были в этом районе в момент преступления. Да, их может быть тысячи, и выборка не показательна. Но вот преступление повторяется уже в другом конце Москвы — мы снова сверяем номера. Потом в третий и четвертый раз — если все это время камера фиксирует наличие одного автомобиля, это повод к нему присмотреться».

На машины-двойники наводят фокус

ГИБДД запускает систему по розыску автомобилей с одинаковыми номерами

Автомобили-двойники с поддельными номерами будут выявлять в онлайн-режиме с помощью новой информационной системы. В ГИБДД обещают запустить ее уже в 2020 году в «полном объеме», нарушителей будут лишать прав на срок до года. По сведениям “Ъ”, система уже работает в ряде регионов, включая Москву, Московскую, Ульяновскую, Ростовскую области, но для задержания водителей-нарушителей не всегда хватает сотрудников.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ / купить фото

О том, что к началу 2020 года в России может быть запущена система по выявлению машин-двойников, рассказал начальник ГИБДД России Михаил Черников. «Сейчас есть ситуации, когда правонарушители знают, что в Москве, допустим, есть машина определенной марки с определенным номером,— сообщил он.— Они находят такую же машину в другом регионе и делают ей аналогичный поддельный номер. В итоге штрафы приходят человеку, который зарегистрировал машину законно и правила не нарушал». Новая система позволит сотрудникам видеть такие машины в онлайн-режиме, пояснил господин Черников. Напомним, за управление транспортным средством с поддельными знаками предусмотрено лишение прав на срок до одного года (ч. 4 ст. 12.2 КоАП).

По словам Михаила Черникова, база данных, позволяющая выявлять подобные случаи, уже существует, но она должна заработать «в полную силу». По данным “Ъ”, для этого необходимо внедрить единое программное обеспечение для центров автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) — региональных подразделений ГИБДД, которые выносят штрафы с камер. До недавних пор каждый центр использовал собственный «софт», что не позволяло ЦАФАПам обмениваться данными.

Кто и зачем следит за московскими водителями

Уже принято решение о том, что центры будут переведены на единое ПО, аналогичное тому, что уже применяется в Москве, где действует одна из самых масштабных систем фиксации нарушений в стране (более 1,5 тыс. камер). Единый «софт» для ЦАФАПов уже применяется ГИБДД Москвы, Московской, Ростовской, Ульяновской, Тюменской, Оренбургской областей, Камчатки. Одна из его функций — автоматическое выявление машин-двойников по определенному алгоритму и передача сигнала о необходимости проверки в полицию. По данным “Ъ”, система уже позволила выявить подобный случай в Ростове, где после введения единого «софта» обнаружилась машина-двойник на номерах серии АМР.

«Однако выявления автомобиля с подложными номерами недостаточно — нужно объявить план »Перехват», остановить машину, а водителя задержать»,— пояснил источник “Ъ”, знакомый с ситуацией.— Людей у полиции на это не хватает, штат ГИБДД недавно сократили».

Столичная система фиксации нарушений, отметим, позволяет по камерам отслеживать маршрут передвижения любой машины и давать ориентировку для полиции.

ГИБДД установит требования к изготовителям государственных знаков

Машины-двойники создают большие проблемы для законопослушных автовладельцев, отметил эксперт по дорожным камерам Григорий Шухман, поскольку нарушает двойник, а разбираться со штрафами и другими проблемами приходится другому гражданину. «Если двойник нарушил в другом регионе, процесс осложняется заочным общением с ЦАФАПом и необходимостью использовать почту для направления жалоб и копий документов. Съездить самому выходит дороже, чем заплатить штраф»,— пояснил он. Алгоритм выявления машин-двойников можно привязать, например, к расстоянию: если машина появилась в течение суток в двух городах, между которыми расстояние 1 тыс. км и более, то это уже должно вызвать подозрение, считает эксперт по безопасности движения, юрист Катерина Соловьева.

«Как это будет работать в черте одного города — вопрос,— сказала госпожа Соловьева.— Да и потом, если система обнаружила машины с одинаковыми ГРЗ, моделью, цветом, как определить, какая из них оригинал, а какая двойник? Кого останавливать? Но с учетом того, что это явление не массовое, серьезных проблем возникнуть не должно, сотрудников полиции достаточно».

Поиск машин-двойников с помощью системы фотовидеофиксации может быть серьезно затруднен зимой, когда номера грязные, сообщила глава Союза производителей государственных регистрационных знаков транспортных средств (объединяет 26 компаний) Людмила Шерстнева. «Гораздо эффективнее контроль, когда применяются номера с встроенными RFID радиометками, у которых зона считывания составляет 21 метр,— отметила она.— Сигнал передается даже в том случае, если номер снят и лежит в багажнике. Подделать их практически невозможно, сделать несанкционированно дубликат — тоже». По ее словам, в 2013 году в Казани проводился эксперимент, который показал, что средний процент считывания стандартных номеров — 46%, номеров с RFID — 96%. При производстве крупными партиями такие номера немного дороже — 600 руб. за комплект из двух ГРЗ вместо 500 руб. за комплект без чипов, сообщила госпожа Шерстнева. Отметим, что премьер Дмитрий Медведев еще в 2013 году поручал МВД, Минкомсвязи и Минпромторгу разработать технологию по использованию в автономерах с RFID-чипами, но до реализации за минувшие шесть лет дело так и не дошло.

Читайте также  Наименование регистрационного документа госуслуги что это

Камеры сплели паутиной

alt=»В "Паутину" попадают автомобили, даже просто изменившие свой обычный маршрут. Фото: Олеся Курпяева» /> В "Паутину" попадают автомобили, даже просто изменившие свой обычный маршрут. Фото: Олеся Курпяева

МВД перевело центры автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД на новое программное обеспечение под названием "Паутина", сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на пресс-центр МВД.

Фото: Istock

"Паутина" довольно давно используется для предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с хищением или угоном транспортных средств, а также для розыска машин. Но до недавнего времени работала только в нескольких регионах, в том числе в Москве и Московской области. "Российская газета" уже рассказывала об этой системе. Что же она собой представляет? По сути, это просто специальная программа, которая очень умно анализирует поступающую информацию о движении транспорта, используя принцип: автомобиль не может появиться ниоткуда и исчезнуть в никуда. Причем эта программа может выполнять сотни тысяч задач одновременно. А информацию она получает со всех камер наружного наблюдения, а не только с комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений.

Она распознает марку автомобиля. Также она может отыскать машину лишь по части номера, причем распознает и проверяет по федеральным базам все типы регистрационных знаков, в том числе иностранные. Способна вычислять движение автомашин-"двойников" на территории России. Впрочем, многие способности системы по понятным причинам не разглашаются.

Как это работает? В ситуационном центре на экране вдруг начинает мигать некий объект — подозрительная машина. Инспектор передает информацию об автомобиле ближайшему экипажу ДПС. Тот останавливает машину и проверяет ее. Система способна вычислять угнанные автомобили еще до того, как об угоне заявит автовладелец. Такая идея была реализована на основе нетипичного поведения автомобиля. Например, под камерой проехал автомобиль, но система знает, что машина с таким номером в этот район за последнее время не въезжала. И она тут же подает сигнал, что эту машину нужно проверить. Вдруг ее угнали, а номера перевесили?

За месяцы, а тем более годы эксплуатации автомобиля вырабатываются определенные маршруты его движения, если, конечно, он не используется в качестве такси или каршеринга.

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Корреспондент "РГ" лично в этом убедился, проверив движение своего автомобиля, когда тестировалась возможность системы отслеживать нетипичное поведение. Если маршрут отличается от стандартного, это может быть сигналом к тому, что машину надо остановить и проверить.

В общем, за время эксплуатации системы с 2012 года количество угонов в Москве и области снизилось с 12 тысяч машин в год до 1,6 тысячи. Выросла раскрываемость подобных преступлений. Полноценное покрытие хотя бы Центрального федерального округа позволит еще более эффективно отыскивать такие машины.

А уж если к системе подключатся все регионы, то найти угнанный автомобиль перестанет быть проблемой.

Впрочем, для эффективной ее работы есть еще одно важное и крайне дорогое условие: покрытие камерами всех дорог. Сейчас лидеры по количеству камер — это Москва и Московская область, Татарстан и Краснодарский край.

Также предполагается, что эта часть этой системы войдет в систему электронного обжалования штрафов, которая должна заработать с 1 сентября этого года.

Напомним, что ошибочные штрафы можно будет обжаловать в электронном виде через портал Госуслуг. Правда, для начала придется верифицировать свою подпись на этом портале. "Паутина" позволит достоверно установить, ошибочно выписан штраф или нет.

Заявления будут распределяться с помощью нового программного обеспечения с портала Госуслуг в нужный ЦАФАП.

«Паутина» против нарушителей. МВД запускает систему розыска авто

При угоне автомобиля преступники стараются быстро отогнать его в другой регион, пока владелец не сообщит о пропаже. В этом случае возможность улизнуть от преследования возрастает. В других субъектах федерации нет столь же информативных систем отслеживания передвижения транспортных средств, как в Москве и Подмосковье. До сих пор московским правоохранительным органам и ГИБДД приходилось обращаться за помощью к коллегам из других областей для поиска таких преступников. Однако в течение этого года ситуация должна качественно измениться. По данным «Коммерсанта», уже подписан приказ МВД о запуске в эксплуатацию новой системы «Паутина», которая позволяет объединить камеры в столице и в других российских регионах в единую информационную сеть, позволяющую ловить преступников, а также помогающую простым автомобилистам обжаловать ошибочные штрафы. Как она будет действовать?

Как работает «Паутина»?

Сначала дорожные камеры появлялись в России разрозненно и действовали автономно. В основном они контролировали скоростной режим. Формированием штрафных постановлений занимались региональные центры автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП). Софт везде был разный, поэтому работа центров не была синхронизирована. Затем в Москве началось строительство сетей, которые включали в себя тысячи уличных камер, покрывающих основные магистрали столицы.

Чтобы большое око смогло заглянуть за пределы Подмосковья, МВД переводит центры автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД на новое программное обеспечение под названием «Паутина».

По информации «Коммерсанта», ЦОДД Москвы заключил два контракта на сумму 440 млн руб. с двумя подрядчиками на разработку «единой сквозной системы перехвата и розыска транспортных средств» и поставку оборудования к ней. До конца года «Паутину» внедрят в большинстве регионов России.

Софт располагает и другими возможностями. К примеру, он поможет дистанционно обжаловать автоматические протоколы на штрафы, полученные водителями по ошибке. Если автомобилист не согласен с наказанием, то он вправе подать жалобу в электронной форме.

Преимущество «Паутины» здесь в том, что она позволяет получить фото не только с места нарушения ПДД, но и со всего пути следования автомобиля, в том числе те, которые по разным причинам были отсеяны.

Как обжаловать ошибочное постановление?

Необходимость внедрения электронных апелляций назрела давно. Нередко возникали правовые коллизии, когда автомобилисты получали штрафы с машин-двойников, ездящих где-то за тысячи километров от ничего не подозревающего гражданина. Мошенники, копируя номера, сами скрывались от штрафов, переводя их на других водителей. Чтобы отыскать такой автомобиль-двойник, приходилось проходить через множество инстанций.

В соответствии со статьей 30.3 КоАП РФ, оспорить штраф можно в течение 10 суток со дня получения копии постановления. Если протокол выписал инспектор ГИБДД на месте происшествия, то срок в 10 дней начинается с момента выдачи документа.

Если штраф поступил с камеры автоматической фиксации нарушений, то предписанный законом срок начинает исчисляться с момента получения копии постановления по почте.

Для подачи апелляции требуется прийти лично в ГИБДД по месту вынесения ошибочного постановления. Так, если штраф пришел из Казани, то для разбирательства приходилось отправляться в Казань. Естественно, не все водители имели такую возможность, это создавало колоссальные возможности для злоупотреблений. Водителям было легче заплатить небольшие деньги, чем тратить время на обжалование.

Порядок изложен в законопроекте, который прошел три чтения в Государственной думе. Чтобы защитить автомобилистов и отсечь мошенников, все обжалования в электронном виде решено делать с применением цифровой подписи.

Для подтверждения электронной подписи необходимо вместе с документами сходить в МФЦ, где один из менеджеров должен будет подтвердить личность клиента, сверившись с паспортом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: