Имеет ли право транспортная инспекция останавливать машины

Что делать, если вас остановил сотрудник службы по надзору за транспортом и что он может потребовать

На отечественных автодорогах водители сталкиваются не только с сотрудниками дорожной полиции (ГИБДД), но и другой государственной службы – УГАДН. Причем многие автолюбители отмечают, что со стороны сотрудников службы по надзору за транспортом часто поступают незаконные требования.

Представители федеральной службы могут останавливать только грузовые автомобили, досматривать груз и проверять документы на него. При этом они нередко превышают свои должностные полномочия. Чаще всего водители просто не знают законодательства, поэтому сталкиваются с нарушением своих прав.

Должен ли водитель останавливаться на посту УГАДН

За законность действий службы отвечает Приказ Министерства транспорта России №119 от 29.03.2018 года. Сотрудники федеральной службы УГАДН уполномочены останавливать транспортные средства, если они заметят нарушения норм при перевозке грузов.

На заметку! Водитель грузового транспорта обязан снизить скорость, а также остановиться на посту УГАДН, даже если там находятся только сотрудники данной службы. По закону присутствие ГИБДД не является обязательным.

Новый приказ №119 существенно расширил полномочия службы. Еще в 2018 году УГАДН использовали приказ №125, где полномочия были минимальными. Сегодня все представители контролирующего органа имеют право останавливать грузовой транспорт на любой трассе или дороге.

Права и обязанности УГАДН

УГАДН (Управление государственного автодорожного надзора) представляет собой дублирующую Ространснадзор службу, которая осуществляет контроль в сфере грузовых перевозок наземного автомобильного транспорта. Служба уполномочена проверять грузы, а также заниматься другими функциями на дороге, кроме контроля безопасности движения.

Сотрудники Управления действуют в рамках прописанных в законодательстве полномочий, которые они часто нарушают.

Важно! УГАДН – не работники полиции или ГИБДД, они не выполняют функции ДПС или стационарного поста ГАИ. Они лишь могут останавливать грузовые автомобили и проверять их содержимое.

Права и обязанности УГАДН прописаны в пункте 2.4 ПДД РФ:

  • остановка транспортных средств, перевозящих грузы в пределах Российской Федерации (стационарные посты);
  • остановка, проверка документов и досмотр транспортных средств, которые перевозят грузы за границу РФ (временные и стационарные посты);
  • проверка документов и накладных на соответствие.

Таким образом, представители УГАДН имеют полное право останавливать грузовой транспорт на стационарных и временных постах, а также проверять документы на груз. Именно на груз, а не водительское удостоверение или другие личные документы водителя.

Кроме того, сотрудники службы не имеют право наказывать водителя за нарушение ПДД или выписывать штрафы. Данная прерогатива относится только к сотрудникам ГИБДД.

На заметку! Исключением являются иностранные граждане, которые обязаны показывать представителям УГАДН водительское удостоверение и даже паспорт. Так как они могут покинуть территорию России, допускается их задержание на посту до полной уплаты штрафа.

Как общаться с сотрудниками УГАДН

Останавливать они могут только тот транспорт, который передвигается с видимыми нарушениями. Если вас на посту тормозит сотрудник УГАДН, следует остановиться, даже если будет явное нарушение с его стороны (использовался жезл ГИБДД, а не специальный катафот).

Не стоит игнорировать действия со стороны Управления, так как последствия могут быть серьезными. После остановки можно следовать такой схеме:

  • При наличии нарушений начать вести съемку на камеру телефона или видеорегистратора (предупредить сотрудника о видеофиксации).
  • Разговор вести вежливо, не повышая тона. Всем свои видом показать, что вы точно знаете свои права и обязанности представителей службы.
  • Попросить сотрудника представиться и показать удостоверение.
  • По первому требованию быть готовым показать путевой лист или накладные. Водительское удостоверение предъявлять не нужно.

Если нарушения отсутствуют, сотрудник обязан отпустить водителя. Если же этого не происходит, следует незамедлительно звонить в полицию по номеру 112 и сообщать обо всех противоправных действиях со стороны УГАДН.

Выводы

У сотрудников УГАДН есть лишь ограниченный список полномочий на дороге. Они не имеют право брать на себя обязанности дорожной полиции или других ведомств, выписывать штрафы или останавливать легковой транспорт.

Что делать, если вас останавливает сотрудник УГАДН

В водительской среде участились незаконные случаи, когда работники УГАДН (Управления государственного автодорожного надзора) выдают себя за сотрудников ДПС, позволяя себе вольготное поведение с автомобилистами. Поэтому стоит понимать, какими полномочиями обладают работники данной службы и каким образом лучше всего реагировать на их действия.

Сотрудники УГАДН

Каждый регион Российской Федерации имеет свое управление государственного автодорожного надзора. Эта организация работает при Федеральном Собрании по надзору транспорта. Те, кто работает в УГАДН, имеют довольно ограниченный набор полномочий. Они могут проверять документы на провозимый груз и останавливать машины в этих целях.

ugadn nadzor

В случае если работник транспортной инспекции просит вас предоставить документы помимо путевого листа с отметками контролера и медика и транспортной накладной, то передавать или предоставить вы их можете только в добровольном порядке.

Работники Ространснадзора имеют право останавливать только тот транспорт, который совершает международные или внутренние перевозки.

Как реагировать на тех, кто работает в Ространснадзоре

В большинстве случаев инспекторы УГАДН привыкли останавливать машины жезлом, что имеют право делать только сотрудники полиции. Это в свою очередь вводит в заблуждение автомобилистов. Для того чтобы правильно сориентироваться в ситуации, потребуется выполнить следующие действия:

  1. Для начала следует остановиться и приоткрыть окно, а не дверь.
  2. Быстро включить диктофон или видеокамеру на любом гаджете. При фиксации всех действий можно оградить себя от незаконных деяний в вашу сторону.
  3. Попросить представиться инспектора, который вас остановил. Если он не работник полиции и использовал жезл, вы имеете возможность спросить, по какой причине вас остановили, ведь это грубое нарушение полномочий. Для остановки водителей они могут использовать лишь светоотражающий катафот.
  4. После этого требуется проверить удостоверение, прочитав фамилию, имя и отчество вслух.
  5. Затем можно передавать свои личные документы. Их перечень можно найти в Правилах дорожного движения.

В замешательстве водители могут озвучить все свои личные данные. Это может привести к тому, что работники организации начнут совершать противоправные действия. При соблюдении законных требований инспектор не имеет никакого права вас удерживать. Даже если будет говорить о том, что поставят блокиратор, не стоит принимать эти слова всерьез. Перед этим он обязан составить протокол, в котором будет указана причина задержания, а это в свою очередь говорит о незаконности деяний.

Но в случае, если сотрудник управления государственного автодорожного надзора говорит о каком-то нарушении с вашей стороны, стоит вежливо попрощаться с ним и позвонить на горячую линию данного ведомства. Если же вам начнут препятствовать в передвижении, нужно обратиться в службу 112 и сообщить о противоправных действиях.

proverka dokumentov

Следует принимать во внимание тот факт, что останавливать автомобили вне поста ДПС можно только при явных нарушениях. Просто для проверки ваших документов это делать не имеют никакого права. Обычно сотрудники могут говорить о проведении какой-то специальной операции. В этом случае вы можете потребовать предоставить ксерокопию.

Читайте также  Стоит ли брать автомобиль в кредит

Управление государственного автодорожного надзора имеет право остановить водителя транспортного средства. Однако стоит учитывать, что возможности у сотрудников УГАДН весьма ограничены. Если вы заметили явное нарушение их полномочий, требуется сообщить об этом на горячую линию этой организации.

15 нарушений в работе одного такси: как мы с Транспортной инспекцией проверяли перевозчиков

В Транспортной инспекции подчеркивают, что их цель — прежде всего профилактическая работа, а вовсе не наказание нерадивых таксистов и фирм-перевозчиков. Они утверждают, что большинство водителей, осуществляющих пассажирские перевозки, являются людьми законопослушными и выполняюют все правила. Проверим?

Цель контрольных мероприятий — прежде всего профилактическая работа.

Будний день в Гродно клонится к вечеру, и на улицах мелькает все больше авто с желтыми полосками и шашечками на плафонах. Одну из машин сотрудники Транспортной инспекции и ГАИ останавливают в частном секторе на улице Подгорной. Из салона нам улыбаются девушки-пассажирки, а молодой водитель, не проявляя ни малейшего беспокойства, предъявляет документы.

— В первую очередь при проведении контрольных мероприятий мы обращаем внимание на техническое состояние и внешний вид автомобиля, — проводит ликбез Юрий Лезовский, заместитель начальника управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Гродненской области. — Он не должен иметь неисправностей, при наличии которых запрещается участие в дорожном движении. Если авто не желтого цвета, то необходима желтая полоса шириной не менее 20 сантиметров по периметру. На борта, а также на опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше следует нанести шашечки. На передних дверцах должны быть указаны название перевозчика, ИП или транспортной фирмы, а также УНП — учетный номер налогоплательщика. Затем осматриваем салон. Там должен находиться таксометр, совмещенный со СКНО — средством контроля налоговых органов: вон видите коробочку с лампочками в верхнем правом углу лобового стекла? Сейчас светятся две желтые лампочки, значит, машина работает, везет пассажиров. Отсутствие таксометра допускается только в случае, когда водитель работает исключительно по безналичному расчету через диспетчера, который зарегистрировал в установленном порядке свою информационную систему, то есть мобильное приложение. На видном месте следует прикрепить две информационные таблички. На одной можно увидеть наименование перевозчика, контактные телефоны, а также данные о водителе и информацию о местонахождении книги жалоб и предложений. На второй расписаны тарифы поездок.

Перечень документов, которые должен предъявить водитель, кажется устрашающе длинным: здесь и водительское удостоверение, и техпаспорт, и допуск к участию в дорожном движении, который следует получать раз в шесть месяцев, и две страховки — одна автогражданской ответственности, вторая на пассажиров. Ах да, еще и информация перед выездом на смену о прохождении медика и механика…

Инспектор и водитель довольны друг другом: все в порядке!

Тем не менее все проверено очень быстро. Через минуту водитель получает обратно свои документы, и мы расстаемся, довольные друг другом: все в порядке!

Прерванный полет

Машины такси без пассажиров сотрудников Транспортной инспекции не слишком интересуют: может, водитель направляется по личным делам. Зато серая легковушка с желтыми полосками привлекла внимание ГАИ: прошла мимо на бреющем полете, затем безрассудно подрезала фуру, едва не получив от нее пинок под зад, а в довершение промчалась по кольцу в крайнем правом ряду, создав тем самым аварийную ситуацию. Догонять лихача пришлось с мигалками, в отношении его составили протокол.

Только за сентябрь в Бобруйске выявлено девять таксистов-нелегалов

Проезжающий мимо табачной фабрики темно-зеленый старенький «Опель-Вектра» привлек внимание инспекторов отсутствием желтых полосок по периметру и плафона. Остановили его с пассажиркой на борту. Правда, девушка доставлена до места назначения: она не должна терять время из-за водителя-нарушителя.

Помните вышеперечисленные правила о том, каким должен быть внешний вид машины и чем следует оснастить ее салон? Так вот, не соблюдено ни одно из них! Ни плафона, ни полосок, ни таксометра со СКНО, ни информационных табличек! Переходим к осмотру документов — и здесь беда. Автомобиль не имеет допуска к участию в дорожном движении. Полис страхования автогражданской ответственности имеется, но ненадлежащего типа.

— Вот видите, слева вверху указан тип А2? — показывает бумагу Александр Янушкевич, ведущий специалист управления контроля автомобильного транспорта. — Он годится для обычных легковушек, но никак не для задействованных в пассажирских перевозках. Их страхуют по типу А6: предполагается, что такая машина несет больше рисков, соответственно, и стоимость страховки другая, дороже.

Что касается договора обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажиром, то его и вовсе нет. Это значит, если бы на этой машине девушка-пассажирка попала в ДТП, ей было бы весьма сложно получить компенсацию вреда, причиненного здоровью. Между тем стоимость пассажирской страховки — 26 руб­лей, оформляется она на год.

В работе этого такси допущено в общей сложности 15 нарушений.

«Скачал приложение — и все!»

В путевом листе отметок об осмотре водителя медиком перед выходом на смену нет, как и автомобиля — механиком. В общей сложности допущено 15 нарушений! Интересуюсь, какие санкции будут применены.

— Отсутствие медицинского осмотра перед сменой — очень серьезное нарушение, — рассуждает Юрий Лезовский. — За него к ответственности привлекаем не только водителя, штраф которому составляет 0,5 базовой величины, то есть 13 рублей 50 копеек, но и ответственных лиц, выпустивших его в рейс. Для них штраф составляет от восьми базовых в первый раз и 15 — за повторность. Что делать индивидуальным предпринимателям, которые работают на себя? Как правило, они заключают договор с какой-нибудь организацией, где в штате есть медик и механик. Серьезное нарушение и отсутствие страховки на пассажира, штраф за него может достигать для ИП 150 базовых величин. Правда, предусмотрено и предупреждение: есть возможность быстренько ее оформить. За отсутствие таблички с информацией о тарифах или шашечек на плафоне выносим предупреждение и сразу же выдаем предписание на устранение нарушения. Об отсутствии таксометра и СКНО поставим в известность налоговую инспекцию. Сотрудники ГАИ вынесут постановление о привлечении к административной ответственности за отсутствие техосмотра. О страховке ненадлежащего типа сообщим в страховую компанию. Тому, кто страховал машину, придется компенсировать разницу за все время эксплуатации этого транспортного средства в двойном размере плюс выплатить штраф. Мы составим акт осмотра, в котором перечислим все нарушения.

Проверка машин сотрудниками ГИБДД вне стационарных постов

Введен новый регламент, который позволяет сотрудникам ГИБДД останавливать для проверки машины вне стационарных постов ДПС. Нигде не сказано, имеют ли они право находиться на этих участках в ночное время. Какой нормативный правовой акт это регламентирует?

Согласно Административному регламенту исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 N 664, основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются (п. 84-84.14):

Читайте также  Федеральная служба судебных приставов телефон горячей линии

— установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;

— наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

— необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

— необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

— необходимость использования транспортного средства;

— необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств;

— необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;

— оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий;

— необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

— проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства;

— угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ;

— проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз;

— проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с п. 85 указанного регламента в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).

Из вышеуказанного следует, что при наличии предусмотренных законом оснований сотрудник полиции вправе остановить транспортное средство независимо от времени суток.

Также в силу п. 20 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

Разъяснение Минтранса о порядке осуществления Транспортной инспекцией контрольных мероприятий

Транспортная инспекция осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области транспортной деятельности производителями транспортных работ и услуг при организации перевозок автомобильным транспортом в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Основными формами контроля Транспортной инспекции являются проведение выборочных (внеплановых) проверок и мероприятий технического (технологического, поверочного) характера.

Выборочные проверки проводятся в соответствии с утвержденным Комитетом государственного контроля планом выборочных проверок, который составляется на каждое полугодие.

Внеплановые проверки в настоящее время проводятся, как правило, по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам по фактам дорожно-транспортных происшествий.

При проведении проверок изучаются вопросы соблюдения законодательства в области транспортной деятельности производителями транспортных работ и услуг при организации перевозок автомобильным транспортом.

Также Транспортной инспекцией проводятся мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, в соответствии с постановлением Совета Министров от 30 ноября 2012 г. № 1105 «Об утверждении перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера» и постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 6 февраля 2014 г. № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь мероприятий технического (технологического, поверочного) характера».

Указанные мероприятия проводятся Транспортной инспекцией на участках автомобильных дорог, улиц населенных пунктов, не отнесенных в установленном порядке к автомобильным дорогам, где не запрещена остановка (стоянка) транспортных средств, не чаще одного раза в день в отношении транспортного средства в отдельном месте контроля.

Места контроля определяются уполномоченными должностными лицами Транспортной инспекции, исходя из возложенных на Транспортную инспекцию задач, в том числе при рассмотрении поступающих обращений, а также исходя из необходимости обеспечения безопасного выполнения перевозок в местах концентрации транспортных и пассажирских потоков, на автовокзалах, автостанциях и др.

В случае выявления при проведении контрольных мероприятий нарушений, влекущих административную ответственность, в отношении виновных лиц ведется административный процесс.

часть 1 статьи 11.65, части 1 и 1-1 статьи 12.7, статьи 15.1, 15.2, 15.4, 15.50, 17.9, 18.2, части 2-4 статьи 18.5, статья 18.9, части 6 и 8 статьи 18.12, части 5 и 12 статьи 18.14 (в части нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил перевозки пассажиров или грузов), статьи 18.20, 18.22, 18.24-18.26, 18.29-18.33, 18.35, 18.42, 18.43, статьи 23.1-23.5, 23.89, 23.16, 24.4-24.6.

В случае несогласия с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении такое постановление может быть обжаловано в порядке, установленном главами 7 и 12 ПИКоАП:

  • не вступившее в силу постановление – в Транспортную инспекцию;
  • вступившее в силу постановление – в суд или прокуратуру.

В 2020 году Транспортной инспекцией проверено 5688 транспортных средств, выполняющих междугородные автомобильные перевозки пассажиров.

Контрольные мероприятия осуществлялись в отношении автомобильных перевозчиков, выполняющих перевозки пассажиров в регулярном и нерегулярном сообщениях.

В ходе проведения мероприятий Транспортной инспекцией установлено 1588 нарушений законодательства в области транспортной деятельности, выдано 729 предписаний об устранении выявленных нарушений, привлечено к административной ответственности 736 лиц, допустивших нарушения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: