Исследование маркировочных обозначений транспортных средств

Как проверить идентификационные маркировки автомобиля — перебит VIN. #7

Часть 7 большого руководства "Как выбрать и проверить автомобиль с пробегом перед покупкой". Эта часть о том "Как проверитьVIN и другие идентификационные маркировки автомобиля." Как определить если перебит VIN, вварен VIN и как проверить номер двигателя автомобиля.

Видео повторяет статью ниже. Выбирайте, что удобнее — слушать или читать.
Если Вы искали статью о том, как проверить автомобиль по базам данных, то Вам на эту страницу: www.drive2.ru/c/551937246031249485/

Начните с внимательного осмотра маркируемых деталей кузова и идентификационных маркировок автомобиля. Номер VIN на кузове чаще всего расположен в подкапотном пространстве, на маркируемой панели у основания капота.

Также он может располагаться на опоре передней подвески («стакане») или на полу автомобиля, под сидением пассажира.

Под сидением VIN скрыт ковриком, но в месте нанесения есть специальный инспекционный вырез.

Иногда VIN можно можно найти со стороны водителя. Перед осмотром автомобиля заранее узнайте где расположены идентификационные маркировки на выбранной модели авто.

На некоторых моделях автомобилей VIN наносится на металлический шильдик, который крепится к детали кузова заклёпками.

Также VIN может быть продублирован в виде наклейки в дверном проеме и под лобовым стеклом автомобиля. Наклейка с VIN не должна иметь следов вторичного приклеивания.

Маркируемые детали кузова должны быть не повреждены, не иметь признаков вторичного окрашивания, таких как — отличающийся оттенок цвета, пылинки под краской, подтеки или отслаивание краски. Знаки номера должны хорошо читаться, не иметь сильных следов коррозии. Если у вас есть толщиномер, замерьте область самого идентификационного номера и всю доступную вам часть маркируемой детали, а также сопряженные с ней детали.

Если обнаруживаются следы вторичного окрашивания или шпаклевки, то велика вероятность того, что часть маркируемой детали вварена от другого автомобиля. Не связывайтесь с таким автомобилем или привлекайте эксперта-криминалиста для проверки, если есть сомнения.

Проверяя VIN под сидением пассажира, обратите внимание на болты крепления самого сидения. Если на болтах есть следы демонтажа – это повод более внимательно отнестись к проверке автомобиля и маркируемым поверхностям под сидением. Возможно, сидение снималось именно для того, чтобы внести несанкционированные изменения в маркировку. Например, чтобы вварить часть пола с VIN от другого автомобиля.

Если на маркируемых деталях и в местах соединения их с кузовом, вы видите кустарно наклеенную шумоизоляцию — это тоже серьезный повод насторожиться.

Скорее всего, таким нехитрым способом злоумышленники скрыли сварные швы или другие дефекты маркируемой детали кузова. Под накладным декором может скрываться нехорошее.

Завод-изготовитель автомобиля использует только точечную сварку деталей кузова. Точки сварки на маркируемых деталях не должны быть окрашены вторично или иметь признаков высверливания.

Если на маркируемой детали вы видите кустарные сварные швы, неравномерно нанесенный герметик в местах соединения маркируемой детали с кузовом – уходите это этого автомобиля.

Конечно же, это только базовые признаки, а экспертная проверка выполняется более полно и требует соответствующей квалификации.

Номер рамы автомобиля можно найти заглянув в арку заднего правого колеса – это относится к автомобилям УАЗ, Mitsubishi Pajero, Great Wall. На автомобилях Toyota, Land Rover номер рамы нанесен в области переднего правого колеса.

А у Cadillac Escalade и большинства американских рамных автомобилей номер расположен в области задней правой двери. У «американцев» произведенных в России номер рамы дополнительно расположен под передней правой дверью.

Разные производители используют различные места для нанесения идентификационных маркировок, заранее выясните где располагаются и как выглядят маркировки на автомобиле, который вы собираетесь осматривать. Если номер рамы залит толстым слоем антикора, найти его не всегда просто.

Уделите внимание сохранности номера рамы. Не читаемый, сгнивший номер может создать сложности, при постановке на учёт.

Что касается номера двигателя автомобиля. В настоящее время, в московских регистрационных подразделениях ГИБДД номер двигателя проверяется на предмет:

1. Факта скрытия, подделки, изменения, уничтожения номера.
2. Несоответствия модели двигателя той, которая была установлена заводом-изготовителем автомобиля.
3. Нахождения номера двигателя в базе розыска.

Положительный результат по любому из трех пунктов – причина отказа в регистрации транспортного средства.

Несоответствие номера двигателя в ПТС и под капотом — не имеет значения. Повторюсь – модель двигателя должна совпадать.

Если двигатель был заменен, то автомобиль может не числиться в розыске, а двигатель – вполне. Числится ли номер двигателя в розыске вы сможете узнать только от инспектора на линии осмотра в регистрационном подразделении ГИБДД. Никаких доступных баз данных, которые позволят выяснить это заранее – нет.

Если номер двигателя отличается от номера записанного в ПТС — отказ в постановке на учёт?

В действующем приказе МВД РФ №605 основания отказа в регистрационных действиях, в части номерных агрегатов, сформулированы так:

«обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) идентифицирующих транспортное средство, <1> либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), за исключением транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации;»

Казалось бы, нет ни слова о том, что проверяется только модель двигателя, но не номер: «несоответствия… номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах». Тем не менее, повторюсь, в Москве номер двигателя значения не имеет.

Практика постановки автомобиля на учёт, с заменённым двигателем, что касается номера двигателя, в различных регионах России может отличаться. Вероятно, виной тому неточные формулировки в действующем административном регламенте по регистрации транспортных средств, а также различные методические указания для сотрудников.

Продолжая осмотр автомобиля, обратите внимание на ремень безопасности в салоне автомобиля. У основания ремня есть нашитая бирка. Обычно, на ней нанесена дата выпуска ремня. Ремень может быть старше автомобиля на 1-3 месяца, так как ремень производится раньше автомобиля, но уж точно дата на ремне не должна быть позднее выпуска автомобиля. Если ремень моложе самого автомобиля, возможно, его меняли.

Это могло произойти после ДТП, когда ремни утратили свою работоспособность. Но может быть вариант похуже. Если ремни сильно старше автомобиля и тем более моложе, то перед вами может быть угнанная машина. VIN на кузове вварен от другого автомобиля и от того же автомобиля вам показывают ПТС. Эти бирки-нашивки могут просто удалены. Всё это поводы уделить самое пристальное внимание идентификационным маркировкам и документам на авто.

Следует понимать, что злоумышленники могут перекинуть ремни безопасности с автомобиля-донора. Но чаще всего доноры от которых берут маркировочную панель и документы – это автомобили после ДТП, в котором они были тотально уничтожены, а значит и ремни там уже неисправны.

В любом случае, лучше подстраховаться и подъехать к посту ГИБДД с просьбой проверить идентификационные маркировки автомобиля. Если вы «благодарный» автолюбитель, то сотрудники ДПС проверят документы автомобиля, проверят автомобиль по базе розыска и проверят маркируемые детали кузова на предмет несанкционированного изменения. Но следует понимать, что рядовой сотрудник ДПС не является экспертом-криминалистом, поэтому если хотите максимальную «подстраховку», то предложите продавцу поставить машину на учет вместе с вами и произвести расчет после проверки автомобиля экспертом на линии осмотра в ГИБДД.

К сожалению, это вся информация, которую можно подать в простой форме, автолюбителю не имеющему опыта исследования идентификационных маркировок автомобилей. Опытный эксперт-криминалист знает особенности маркировочных шрифтов и их нанесения для каждой марки и модели автомобиля.

Читайте также  Какие документы необходимы для получения водительского удостоверения

Эксперт знает как отличить полиграфию и элементы защиты оригинальной маркировочной таблички от поддельной, а также способ нанесения клея и даже особенности клеёв у определенных производителей. К примеру, клей маркировочной таблички Toyota выступает по периметру таблички и светится в ультрафиолете.

А если маркировочная табличка металлическая, то эксперт без труда определит ее оригинальность даже по заклёпкам, которыми табличка крепится к кузову автомобиля.

Не владея подобной базой знаний, накопленной с опытом осмотра десятков тысяч автомобилей, а также теоретической базой знаний – вам не удастся установить оригинальность идентификационных маркировок автомобиля наверняка. Тем не менее, если у вас есть интерес к этой теме и вы хотите получить теоретические знания, могу порекомендовать книгу, которая считается «библией» автоэксперта-криминалиста.

Книга называется «Исследование маркировочных обозначений легковых автомобилей зарубежного производства.», автор книги А. А. Нагайцев. Книга не новая, некоторая информация в ней устарела, но базовые ориентиры остаются актуальными и по сей день. Книга давно не переиздавалась, найти её новую, в бумажном виде у вас вряд ли получится, а вот в электронном виде она присутствует в сети Интернет. К слову, сам Александр Нагайцев, имеет примечательную биографию, связанную со своей профессиональной деятельностью.

Экспертиза маркировочных обозначений автомобилей

рульНе хотите оказаться владельцем автомобиля с очень сомнительным прошлым? Чтобы избежать подобных сюрпризов, стоит обратить внимание на экспертизу маркировочных обозначений автомобилей.

Установление маркировочных обозначений на автомобилях не случайно и служит целям контроля за легальной продажей и передвижением автотранспорта. Автомобиль входит в перечень изделий, которые должны подлежать строгому учёту – наравне с огнестрельным оружием, ювелирными изделиями, музыкальными инструментами, точными и дорогостоящими приборами и др. Но то, что запрещено, рано или поздно будет нарушено. Маркировочные обозначения подделывают и на драгоценностях, и на оружии, и на автомобилях.

Подделка маркировочных обозначений автомобиля – как идентификационных номеров двигателей (VIN), так и номеров кузовов – распространённый вид мошенничества, сопровождающий угон автомобиля, незаконную продажу и иные виды преступлений. На похищенных автомашинах перебиваются знаки маркировки, иногда – заменяются только некоторые элементы или даже отдельные фрагменты. Уничтожение маркировочных обозначений, а затем нанесение новых, естественно, затрудняет опознание похищенной машины.

Установить изменение маркировки довольно сложно, но для этого существует специальная экспертиза – криминалистическая экспертиза номеров. Однако иной раз не следует дожидаться возбуждения уголовного дела: например, при покупке дорой машины стоит заказать экспертизу маркировочных обозначений автомобиля, вместо того, чтобы ждать, пока обнаружится его «криминальное прошлое».

К сожалению, сейчас на рынке много угнанных автомобилей: как перепродаваемых в России, итак и поступивших из-за рубежа, а расследование угонов относится к числу сложнораскрываемых преступлений.

Бывает, подобная экспертиза нужна и в некриминальных случаях: например, если в результате длительной эксплуатации часть маркировочных обозначений поистёрлась и стала нечитаемой. Это характерно для старых автомашин, долго простоявших без дела, подвергшихся коррозии, а потом отремонтированных умельцами. Нередко случается подобная беда и с автомобилями, которые долго эксплуатировались в сложных условиях внедорожья или на российских дорогах (что в ряде случаев почти одно и то же).

Экспертиза маркировочных обозначений автомобилей относится к одному из видов трасологической экспертизы и проводится с тем, чтобы установить факт изменения маркировочных обозначений – или его отсутствие. Если факт изменения маркировки обнаружен, экспертиза определяет и первичные маркировочные обозначения – то есть каким был настоящий номер кузова или двигателя до изменения маркировки.

Экспертиза определяет, прежде всего, заводским ли способом нанесены номера на двигателе и кузове автомобиля, есть ли следы изменения маркировки, или, быть может, заменена целая панель с маркировкой VIN?

У экспертов на вооружении есть химические и электро-химические методы выявления перебитых номеров, другие методы анализа. В целом работа экспертов и преступников в данном направлении – определённое соревнование, как между производителями сейфов и «медвежатниками», создателями вирусов и антивирусных программ. Преступники изобретают всё новые и новые способы подделки маркировки, а эксперты – пути определения подделки.

На сегодняшний день основные способы подделки маркировочных обозначений автомобиля следующие:

— просто полное уничтожение VIN или номера двигателя путём спиливания, стачивания или шлифовки;
— уничтожение старого номера и набивка нового, после чего на подделку наносится лак или краска;
— вырезание части детали с номером и её замена;
— заливка номерной пластины металлом с последующей на набивкой другого номера;
— добавление спереди или сзади номера дополнительных знаков маркировки;
— наоборот, забивание части знаков первичной маркировки;
— изменение некоторых цифр и букв первичной маркировки – например, единицы на четвёрку и т. д.
— замена маркировочной панели на другую целиком.

На все эти мошеннические способы экспертиза даёт достойный ответ, имея в своём арсенале способы выявления подобных «облагораживающих мероприятий».

Среди наиболее простых признаков подделки, которые эксперт заметит невооружённым глазом или, по крайней мере, с помощью лупы – отличие количества знаков номера от заводской маркировки, нечёткость знаков, их вертикальное смещение, посторонние штрихи, различная глубина знаков, различные интервалы между знаками, остатки различных материалов типа шпатлевки на участках маркировки, частицы эмали на соседних деталях автомобиля, нестандартные сварочные швы и т. д.

Как бы не изощрялись преступники – в толще металла после спиливания маркировочных знаков напильником, надфилем, удаления шлифовальным кругом и т. п. остаются так называемые «скрытые» изображения первоначальных номеров, и рано или поздно, согласно известной пословице, всё тайное становится явным.

Для экспертов, выполняющих автотехнические экспертизы и исследования

Предлагаем вашему вниманию ссылки на статьи по исследованию маркировочных обозначений транспортных средств:

1) Чеснокова, Е.В. Современное состояние и перспективы развития экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств / Е.В. Чеснокова // Теория и практика судебной экспертизы : науч.-практ. журнал. – М. : ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2015. – № 2 (38). – С. 51-54.

Автор рассматривает вопросы состояния экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств в настоящее время и перспективные направления развития.

2) Чеснокова, Е.В. Современные тенденции развития технических средств и методов в экспертизе маркировочных обозначений транспортных средств / Е.В. Чеснокова // Вестник Московского университета МВД России. – М. : Московский университет МВД России, 2018. – № 4. – С. 125-127.

Прослеживаются тенденции развития технических средств и методов в судебной экспертизе маркировочных обозначений транспортных средств. Проведен анализ исторических этапов изменения этого вида экспертизы под воздействием процессов интеграции и дифференциации научного знания. Показано влияние интегрированных из различных областей науки технических средств на возможности решения задач экспертизы.

3) Чеснокова, Е.В. Анализ ошибок при производстве экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств / Е.В. Чеснокова // Теория и практика судебной экспертизы : науч.-практ. журнал. – М. : ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2017. – № 2 (12). – С. 75-81.

Рассмотрены некоторые гносеологические и процессуальные ошибки, возникающие при производстве экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств. Сделан вывод о том, что на появление экспертных ошибок, характерных для данного вида экспертиз, влияют его методические и организационные особенности. По отношению к типовым ошибкам, описанным ведущими учеными, у экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств имеются свои исключения, которые позволяют расширить наше представление о ней.

4) Чеснокова, Е.В. Анализ некоторых экспертных ошибок при производстве экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств / Е.В. Чеснокова // Вестник экономической безопасности. – М. : Московский университет МВД России, 2018. – № 1. – С. 123-128.

Читайте также  Как подать нулевую декларацию при продаже автомобиля

Освещены некоторые типовые ошибки процессуального характера при производстве экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств. Показана практика производства экспертизы данного вида и выделены ее особенности в свете обозначенных типовых экспертных ошибок. Сделан вывод о том, что особенности экспертных ошибок этого вида экспертиз не противоречат сформировавшейся теории и расширяют наше представление по исследуемому вопросу.

5) Чеснокова, Е.В. Источник новой информации при идентификации транспортного средства / Е.В. Чеснокова // Теория и практика судебной экспертизы : науч.-практ. журнал. – М. : ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2017. – № 3 (12). – С. 85-88.

Рассмотрены вопросы интеграции в экспертизу маркировочных обозначений транспортных средств знаний и методов из области компьютерной электроники. В частности, предлагается в качестве дополнительного источника информации при решении идентификационной задачи – установления номера транспортного средства – использовать данные электронного блока тахографа.

6) Чеснокова, Е.В. К вопросу об оценке пригодности методики исследования маркировочных обозначений транспортных средств для судебно-экспертной деятельности / Е.В. Чеснокова // Теория и практика судебной экспертизы : науч.-практ. журнал. – М. : ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2018. – № 3 (13). – С. 25-30.

Рассмотрен вопрос о валидации методики экспертного исследования маркировочных обозначений транспортных средств. Подчеркивается необходимость дальнейшей поэтапной работы для достижения целей стандартизации судебно-экспертной деятельности.

7) Жаворонков, В.А. Некоторые особенности информационного обеспечения судебной экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств / В.А. Жаворонков // Теория и практика судебной экспертизы : науч.-практ. журнал. – М. : ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2018. – № 3 (13). – С. 31-37.

Рассмотрены структура, особенности формирования информационного обеспечения судебной экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств и требования, предъявляемые к информационным источникам. Исследованы проблемы организации и функционирования системы информационного обеспечения и предложены возможные пути их решения. Раскрыты возможности некоторых разделов информационного обеспечения для решения задач, стоящих перед судебной экспертизой маркировочных обозначений транспортных средств

8) Чеснокова, Е.В. Особенности маркирования легковых и грузовых автомобилей марки «мерседес-бенц» / Е.В. Чеснокова, С.Д. Кулик, А.А. Кондаков // Теория и практика судебной экспертизы : науч.-практ. журнал. – М. : ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2016. – № 2 (42). – С. 32-39.

В статье рассматриваются особенности маркирования транспортных средств марки «Мерседес-Бенц». Предложен алгоритм для проверки корректности идентификационной маркировки указанных автомобилей. Разработано программное средство, реализующее этот алгоритм и содержащее виртуальную фактографическую базу данных.

9) Семенов, К.П. Использование компьютерных технологий в экспертизе восстановления измененных и уничтоженных маркировочных обозначений / К.П. Семенов, В.М. Райгородский // Информационная безопасность регионов. – Саратов : Саратовский СЭИ, 2009. – № 1. – С. 76-82.

Рассматривается методика проведения экспертизы восстановления измененных и удаленных маркировочных обозначений. Особое место уделено применению компьютерных технологий, позволяющих повысить информативность данного исследования и решить вопрос о первоначальном значении маркировочного обозначения

10) Жигалов, Н.Ю. Значение учебной дисциплины «Исследование маркировочных обозначений транспортных средств» при подготовке экспертов автотехников / Н.Ю. Жигалов, В.Ф. Гольчевский // Вестник Московского университета МВД России. – М. : Московский университет МВД России, 2016. – № 5. – С. 41-44.

Раскрыты основные требования к подготовке экспертов автотехников и особенности проведения автотехнических экспертиз с использованием современных технических средств.

11) Беляев, М.В. О некоторых аспектах преподавания дисциплины «Исследование маркировочных обозначений» / М.В. Беляев, М.А. Четвергов // Вестник Московского университета МВД России. – М. : Московский университет МВД России, 2016. – № 5. – С. 19-22.

Рассматриваются вопросы, связанные с инновациями в преподавании дисциплины «Исследование маркировочных обозначений» в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. Значительный объем статьи занимает изложение тактики преподавания материалов по вопросам исследования маркировочных обозначений транспортных средств и огнестрельного оружия.

Экспертный Центр в Интернет

Автотехническая экспертиза (приказ МВД РФ №511 от 29.06.2005 г) подразделяется на следующие виды:

— исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;
— исследование технического состояния деталей и узлов транспортных средств;
— исследование следов столкновения на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия;
— исследование маркировочных обозначений транспортных средств;

Экспертизой маркировочных обозначений транспортного средства называют комплексное научно-техническое исследование, проведенное лицами, имеющими специальные познания в науке, технике или ремесле.

Осмотр автотранспортного средства экспертами ЭКП органов внутренних дел проводится с целью установления и фиксации фактов изменения маркировочных обозначений на кузове (раме) автомобиля, маркировки силового агрегата (двигателя и коробки перемены передач), основных узлов и агрегатов (раздаточной коробки, мостов и т.д.), изменения цвета наружной окраски кузова, выявления первичных маркировок в случае установления факта их изменения, обнаружения скрытых мест хранения предметов и веществ, запрещенных к обороту.
В связи с возросшим качеством исполнения изменений маркировочных обозначений, использования преступниками современных технологий, зачастую аналогичных заводским, возможности заказывать оригинальные заводские таблички с необходимыми маркировками и т. д. рассматривать как объект автотехнического исследования только маркировочные площадки с нанесенными на них обозначениями и заводские таблички ошибочно и неэффективно. Только комплексный подход обеспечивает наибольшую полноту и достоверность результатов исследований.

Он подразумевает:
1. Исследование регистрационных документов.
2. Установление года выпуска автомобиля, его модели, модификации, а также соответствия кузовных деталей и основных комплектующих узлов и агрегатов модели автомобиля году его выпуска.
3. Осмотр и при необходимости исследование лакокрасочного покрытия и следов перекраски или ремонтной подкраски.
4. Определение расположения маркировок в зависимости от года выпуска.
5. Исследование соединений маркируемых деталей с прилегающими, креплений заводских табличек.
6. Исследование целостности маркируемых деталей.
7. Исследование особенностей маркируемых площадок (формы, фактуры поверхности).
8. Исследование самой маркировки (содержание, способ нанесения, конфигурация, взаиморасположение знаков и т.д.).
9. Выявление первичной маркировки при наличии признаков ее изменения.
10. Установление технологических номеров, номеров агрегатов, на основании которых с использованием информационной базы предприятия — изготовителя возможно идентифицировать автомобиль.
11. Исследование электронных носителей информации.

Способы и признаки изменения маркировок кузовов.
Основные известные способы изменения маркировки кузова можно условно разделить на две группы. Для первой характерно, что сохраняется первичная маркировка или ее следы и принципиально возможно ее выявление.
Первый способ (рис. 3) заключается в изменении конфигурации маркировочных знаков путем:
добивки недостающих элементов в знаках первичной маркировки, имеющих сходное начертание со знаками требующейся (вторичной) маркировки, например 3-5, 1-4, 5-6-8-9-0;
набивки знаков вторичной маркировки поверх знаков первичной;
забивания (зачеканивания) отдельных знаков первичной маркировки и нанесения на их месте других. Лишние элементы знаков заполняют пластичными массами или заплавляют и окрашивают.
Второй способ (рис. 4) заключается в углублении участка маркировки, нанесении на первичную маркировку слоя металла или пластичной массы и тиснении на полученной поверхности рельефа требующейся (вторичной) маркировки с последующей окраской участка кузова.
Третий способ (рис. 5) заключается в углублении участка с маркировкой и закрепления на этом месте сваркой или наклеиванием участка панели с иной маркировкой.
Для второй группы способов (рис. 6-8), сопровождающихся уничтожением первичной маркировки, характерно удаление участка, части или всей маркированной панели и замена их на другие. В описанных выше случаях к признакам, свидетельствующим об изменении маркировки, относятся:
нечеткое начертание знаков, их смещение по вертикали, различные интервалы и глубина, отличия конфигурации значков от образцов, посторонние штрихи в знаках;
следы обработки поверхности под слоем эмали, увеличение толщины покрытия, а также наличие остатков шпатлевки или иных материалов на участке маркировки;
различия ЛКП маркированной панели и прилегающих, наличие следов опыла (частиц) эмали на близлежащих деталях;
несовпадение маркировки с ее отображением на обратной стороне панели и следы забивания знаков на ней, локальное увеличение толщины панели; сварные швы на маркированной панели, соединения панелей сварными швами, следы сверления точек сварки и имитация точечной контактной сварки (заполнение отверстий расплавами олова или латуни) и т.п.

Читайте также  Как аннулировать запись в ПТС о продаже

Рис. 3. Вторичная маркировка, полученная забиванием (зачеркиванием)
знаков первичной маркировки

Вторичная маркировка, полученная путем вдавливания (заглубления участка панели с первичной маркировкой, заполнение выемки и нанесение вторичной маркировки)

Вторичная маркировка, полученная путем установки фрагмента панели с маркировкой поверх участка с первичной маркировкой; Вторичная маркировка, полученная путем вваривания участка панели с маркировкой в проем, после вырезания участка панели с первичной маркировкой

Рис. 7. Вторичная маркировка, полученная Рис. 8. Вторичная маркировка, полученная
путем замены части панели с маркировкой путем замены всей панели с маркировкой

Способы и признаки изменения маркировок двигателей

Известны три способа изменения маркировки двигателей. Первый способ заключается в уничтожении знаков первичной маркировки путем снятия (срезания) слоя металла с нанесенной маркировкой путем механической обработки поверхности. Слой может быть срезан фрезой, абразивным или слесарным инструментом. После этого на подготовленной таким образом площадке наносится (набивается) требуемая маркировка. Второй способ состоит в забивании (зачеканивании) первичной маркировки с последующей набивкой требующихся знаков. Третий, редко встречающийся способ заключается в уничтожении знаков первичной маркировки блоков цилиндров, изготовленных из алюминиевых сплавов, термическим воздействием на маркировочную площадку. Для нагрева могут использоваться паяльные лампы, газовые горелки и т. п.
Для измененной маркировки двигателей характерны следующие признаки:
следы механической обработки площадки;
следы первичной маркировки;
отличие фактуры поверхности площадки от прилегающих участков или от заводского образца, имитация фактуры поверхности маркировочной площадки;
отсутствие слоя эмали или спецсостава на маркировочной площадке (для блоков из алюминиевых и магниевых сплавов).

Способы выявления начертания знаков первичной маркировки.

В работе экспертов наиболее распространены следующие способы выявления начертания знаков первичной маркировки:
— травление исследуемой поверхности специальными растворами
— электрополирование
— способ магнитопорошковой дефектоскопии

В экспертной практике наибольшее распространение получил способ травления как наиболее простой и эффективный.

Реактивы для выявления первичной маркировки на двигателях

1. Азотная кислота 25 мл
уксусная кислота 25 мл
хлорид палладия 3 г.,
этиловый спирт 100 мл

2. 10%-ный раствор персульфата аммония
Сталь Азотная кислота 25 мл
уксусная кислота 25 мл
этиловый спирт 100 мл

3 . АЛ-4 (по ГОСТ 2685-75) 6-30%-ный водные растворы едкого натра или едкого кали

Оформление результатов исследования. Требования к выводам.

Описания результатов исследования каждого из объектов (кузов, двигатель, КПП, агрегаты) и выводы должны быть краткими, исчерпывающими и однозначными. В выводах указываются правильное торговое обозначение АМТС, государственный регистрационный знак, установленный на автомобиле, род маркировки, ее полное и правильное название. Дается ответ на вопрос — подвергались ли маркировки изменению, если да — то каким способом, их первоначальное содержание. В тех случаях, когда определить первоначальное содержание маркировок не представляется возможным, указывается причина.
Эксперт обязан помочь инициатору (следователю) установить первоначальные номера агрегатов автомобиля после обращения следователя (а ни в коем случае не эксперта) в ту или иную организацию. Материалы, которые потом предоставят инициатору, могут быть использованы экспертом в экспертном заключении.
Вывод о том, что маркировочные обозначения данного автомобиля изменены, должен быть построен на фактическом присутствии следов, которые остаются от таких процессов. При отсутствии таковых вывод об изменении маркировочных обозначений в категоричной форме невозможен, а в вероятной — невозможен в принципе. Если следов изменения маркировочных обозначений не имеется, то считать их измененными нет оснований.

Задачи судебной экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств

Рассмотрены особенности исследований и задачи экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств. Обоснована необходимость выделения классификационных задач данной экспертизы в отдельный вид наряду с диагностическими и идентификационными. Проанализированы вопросы установления первоначальной идентификационной маркировки транспортных средств в процессе проведения следственных действий, выходящих за рамки производства экспертизы, описаны нетрадиционные методы расчета контрольных знаков идентификационных номеров автомобилей производства США или предназначенных для продажи на рынке США.

Ключевые слова

Об авторе

Жаворонков Владимир Алексеевич – старший преподаватель кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Российского университета транспорта (МИИТ)

Список литературы

1. Майлис Н.П. Введение в судебную экспертизу. 2-е изд. М.: Юнити: Закон и право, 2011. 159 с.

2. Орлов Ю.К. Использование специальных знаний в уголовном судопроизводстве. Учебное пособие. Вып. 2. М.: МГЮА, 2004. 23 с.

3. Бутырин А.Ю. Теория и практика судебной строительно-технической экспертизы. М.: Городец, 2006. 544 с.

4. Грановский Г.Л. Классификация задач комплексных экспертиз // Актуальные проблемы теории судебной экспертизы. Сб. науч. тр. М.: ВНИИСЭ, 1984. С. 113–134.

5. Малаховская Н.Т. Понятие экспертных задач и возможность построения их иерархической системы // Теоретические и методические вопросы судебной экспертизы. Сб. науч. тр. М.: ВНИИСЭ, 1985. С. 81–104.

6. Потапов С.М. Введение в криминалистику. Учеб. пособие для слушателей Воен.-юрид. акад. Красной Армии. М.: ВЮА КА, 1946. 23 с.

7. Винберг А.И., Малаховская Н.Т. Судебная экспертология. Общетеоретические и методологические проблемы судебных экспертиз. Учеб. пособие. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1979. 183 с.

8. Рудиченко А.И. Классификация и структура решения диагностических экспертных задач, их место в системе задач судебной экспертизы // Теоретические вопросы судебной экспертизы. Сб. науч. тр. ВНИИСЭ. Вып. 48. М.: ВНИИСЭ, 1981. С. 95–105.

9. Корухов Ю.Г. Криминалистическая диагностика при расследовании преступлений. Научно-практическое пособие. М.: Норма: ИНФРА-М, 1998. 288 с.

10. Снетков В.А. Криминалистическая диагностика: спорные проблемы // Вопросы криминалистики и экспертно-криминалистические проблемы. Сб. науч. тр. М.: ЭКЦ МВД России, 1997. С. 39–41.

11. Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза. Курс общей теории. М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. 480 с.

12. Майлис Н.П. Судебная трасология. Учебник для студентов юридических вузов. М.: Экзамен, 2003. 272 с.

13. Основы судебной экспертизы. Часть 1. Общая теория / Под ред. Ю.Г. Корухова. М.: РФЦСЭ, 1997. 430 с.

14. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И, Зинин А.М. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология). Учебник. 2-е изд. М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. 430 с.

15. Нагайцев А.А. Исследование маркировочных обозначений легковых автомобилей зарубежного производства. Учеб. пособие. М.: БИНОМ, 1999. 258 с.

16. Типовые экспертные методики исследования вещественных доказательств. Часть 1 / Под ред. В.В. Мартынова и Ю.М. Дильдина. М.: ЭКЦ МВД России, 2010. 568 с.

17. Минин С.С. Современные методы исследования маркировочных обозначений автотранспортных средств // Материалы Всерос. науч.-практ. семинара «Актуальные вопросы экспертизы маркировочных обозначений» (Санкт-Петербург, 16–20 мая 2011 г.). М.: РФЦСЭ, 2013. С. 162–168.

18. Рудниченко А.И. О математическом моделировании процесса решения диагностических экспертных задач // Материалы Всес. науч.-практ. конф. «Проблемы информационного и математического обеспечения экспертных исследований в целях решения задач судебной экспертизы» (Москва, ноябрь 1983 г.). М.: ВНИИСЭ, 1983. С. 105–107.

19. Майлис Н.П. Эвристические подходы к решению экспертных задач // Материалы 3-й Всерос. науч.-практ. конф. «Криминалистические средства и методы в раскрытии и расследовании преступлений» (Москва, 15–17 марта 2006 г.). Том 1. М.: ЭКЦ МВД России, 2006. С. 138–140.

Для цитирования:

Жаворонков В.А. Задачи судебной экспертизы маркировочных обозначений транспортных средств. Теория и практика судебной экспертизы. 2019;14(1):70-79. https://doi.org/10.30764/1819-2785-2019-14-1-70-79

For citation:

Zhavoronkov V.A. The Tasks of Forensic Analysis of Vehicle Identifcation Markings. Theory and Practice of Forensic Science. 2019;14(1):70-79. (In Russ.) https://doi.org/10.30764/1819-2785-2019-14-1-70-79

alt=»Creative Commons License» width=»» />
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: