Какая категория нужна для прицепа легкового автомобиля

Какая категория прав нужна для использования легкового прицепа?

Категория прав для легкового прицепа

Сегодня легковой прицеп является весьма востребованным атрибутом к автомобилю. Дачники, пчеловоды и владельцы ферм используют транспортное средство для перевозки урожая, доставки пчелиных семей, птицы и скота. Любители погонять на мото- и квадроциклах, применяют прицеп для доставки мототехники к месту соревнований. А ценители водного отдыха успешно и быстро транспортируют лодки к водоёмам. Кроме того, легковой прицеп – это очень удобно и практично, ведь вы можете перевозить любые грузы, не тратясь на услуги перевозчика и используя время во благо. Но чтобы не попасть в неприятную переделку с сотрудниками ГАИ, важно иметь в водительском удостоверении соответствующую категорию прав. Об этом мы и поговорим в этой статье.

Легковой прицеп для буксировки техники

Сегодня легковой прицеп — неотъемлемая часть активного человека. ТС используется для перевозки туристического обмундирования, мототехники и лодок

Категория прав при использовании легкового прицепа была и остаётся одной из самых “горячих” тем среди автомобилистов. И уж если даже опытные водители не могут толком ответить на этот вопрос, то, что уж говорить о новоиспечённых? В сети точатся активные дискуссии на эту тему. На форумах высказываются различные мнения и приводятся в пример выдержки из официальных документов. На сегодняшний день информации так много, что разобраться в ней и не застрять в дебрях различных тонкостей очень сложно. Наша задача – внести ясность и дать вразумительный ответ на вопрос: “Какая категория прав нужна для использования легкового прицепа?”.

Прежде, чем перейти к разъяснению, необходимо определиться с основной терминологией, которая используется в данном вопросе.

Легковые прицепы: терминология

Не оборудованное двигателем ТС. Используется вместе с автомобилем-тягачом

ТС, использующееся как буксир для легкового трейлера

Трейлер, полная масса которого не превышает 0,75 т

Такой трейлер оборудован тормозным механизмом и имеет полную массу более 0,75 т

Снаряжённая масса трейлера

Масса незагруженного прицепа. По сути, это вес прицепа + запасное колесо (если оно имеется в комплекте)

Разрешённая максимальная/полная масса ТС

Вес ТС, включая груз, водителя и пассажиров. Устанавливается заводом-изготовителем как максимально допустимая

Легковой прицеп для путешественника

Легковой прицеп одноосный — отличный выбор для ценителей высокого качества и доступной стоимости

Правила эксплуатации легковых прицепов

Учитывая полную массу транспортного средства, выделяют 4 категории трейлеров:

  • О1 – легковой прицеп, полная масса которого не превышает 750 кг;
  • О2 – легковой трейлер, разрешённая максимальная масса которого 0,75 – 3,5 т;
  • О3 – ТС весом до 10 т;
  • О4 – ТС массой более 10 т.

Отвечая на вопрос относительно категории водительских прав для использования трейлера, заметим, что наиболее лёгкие ТС (массой до 0,75 т) могут использоваться теми водителями, которые обладают категорией прав «B». Подобное правило применимо и при категориях «C», «C1», «D», «D1». Т.е. наболевший вопрос для автовладельцев любого возраста и опыта решён: если разрешённая максимальная масса легкового трейлера 750 кг или менее, подкатегория «Е» не является необходимой.

Если же полная масса автопоезда (автомобиль + легковой трейлер) не превышает 3500 кг для названных выше категорий водительских прав, не нужна подкатегория «E». Однако тут имеется следующий нюанс.

Подкатегория прав «Е» не нужна, если максимальная масса авто в сумме с максимальной массой трейлера не превышает показатель в 3,5 т. В этом случае водителю для управления автопоездом достаточно иметь права категории «В». Условием является только отсутствие превышения массы незагруженного автомобиля. Т.е. если масса автопоезда не выше 3,5 т, водителю достаточно иметь категорию «В».

Т.е. если полная масса легкового прицепа больше или равна 3,5 т, в водительском удостоверении должная стоять отметка ВЕ/СЕ/DE.

Легковой прицеп

Подкатегория прав «Е» не нужна, если максимальная масса авто в сумме с максимальной массой трейлера не превышает показатель в 3,5 т.

Категория прав «В»: когда её достаточно?

Выше мы уже писали о том, что права категории «В» являются достаточным основанием для использования автопоезда, состоящего из авто и прицепа с разрешенной максимальной массой до 750 кг.

Т.е. водитель, имеющий права категории «В», может использовать трейлер для собственных нужд, не смотря на тот факт, что масса автопоезда более 3500 кг. К примеру, владельцы Toyota Land Cruiser (max вес 3350 кг) вправе эксплуатировать легковой трейлер весом до 0,75 т, имея в удостоверении категорию прав «В».

Кроме того, автовладелец с правами категории «В» может использовать автопоезд, состоящий из авто (категория прав «В») и легкового трейлера максимальным разрешённым весом свыше 750 кг. Единственное условие – вес трейлера не должен превосходить вес снаряжённого авто. Общая же масса авто и трейлера не превышает 3,5 т.

К примеру, владельцы Ford Focus могут перевозить легковой трейлер с разрешённым весом не более 1300 кг. Поскольку снаряжённая масса авто равна 1320 кг, водителю достаточно иметь права категории «В», ведь общий вес не превышает отметку в 3,5 т.

Если ваш случай не подпадает ни под один из описанных вариантов, тогда необходимо дополнительно открывать категорию “ВЕ”.

Прицеп для туризма

Если масса прицепа не превышает 750 кг, тогда вам не нужна подкатегория «Е»

Управление прицепами категорий О3 и О4

Эксплуатацию прицепов категорий О3 и О4 регламентирует Федеральный закон N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Масса этих прицепов превышает 3,5 т. Чтобы управлять такими «тяжеловесами», водителю, конечно же, недостаточно иметь категорию «В». Для других категорий прав в обязательном порядке должна быть подкатегория «Е». Хотим обратить внимание автолюбителей на тот факт, что для категорий «C1E» и «D1E», общий вес автовагона не должен превышать отметку в 12 тыс. кг, а полная масса прицепа не должна превышать массу незагруженного авто.

Чем чревато отсутствие необходимой категории прав?

К сожалению, современные водители часто пренебрегают правилами и используют прицепы без соответствующей категории. Но если новичкам ещё можно спустить подобное, то бывалые водители подвергают опасности не только себя и своих пассажиров, но и других участников дорожного движения. К сожалению, несоблюдение норм при транспортировке несоответствующих тоннажу прицепов грузов, б/у и неисправные трейлеры становятся причиной ДТП на дорогах России слишком часто.

Поэтому, если вы эксплуатируете легковой прицеп без надлежащей категории “ВЕ”, закон рассматривает подобное обстоятельство как езду без прав. Подобное грозит автовладельцу штрафом в размере 5000-15000 руб. Кроме того, сотрудник ГАИ отстранит водителя от управления автопоездом и отправит его на штрафную стоянку.

Легковой прицеп: важная документация

Помимо соответствующей категории прав, на легковой прицеп должно быть оформлено ещё несколько важных документов, без которых использование ТС неправомерно:

  • регистрация в ГИБДД – проводится по месту жительства владельца. Регистрация обязательна не позже 10 дней с момента приобретения прицепа. Регистрация предполагает, в том числе, получение номерного знака и свидетельства;
  • техосмотр легкового трейлера – в зависимости от возраста транспортного средства, определяется периодичность прохождения ТО.

Категории легковых и других авто с прицепом и полуприцепом

Часто возите грузы по работе или, например, на дачу, и планируете открыть категорию прав для авто с прицепом? Не торопитесь: возможно, новая категория не нужна.

Читайте также  Как проверить свой бонус малус

Сегодня мы разбираемся во всем, что касается прицепной техники, ее классификаций, категорий и ответственности за вождение авто с прицепом без соответствующих прав.

Терминология

  • Масса авто (прицепа) без нагрузки – собственная масса пустого транспортного средства.
  • Масса снаряженного авто (прицепа) – собственная масса заправленного топливом (для авто) транспортного средства, оснащенного всеми необходимыми запасными частями.
  • Разрешенная максимальная масса авто (прицепа) – максимальная масса полностью снаряженного транспортного средства с водителем, пассажирами и грузом.

Нужна ли категория для легкового прицепа?

Для начала определимся, какие прицепы (а не авто!) можно условно назвать «легковыми».

Легковой автомобиль с прицепом

  • Легкие (также называемые легковыми) прицепы имеют маркировку 01 и массу до 750 кг. Если у авто имеется прицеп именно этой группы, дополнительную категорию открывать на него не нужно – это касается авто всех категорий.
  • Средние прицепы с маркировкой 02 имеют массу от 750 до 3500 кг. С ними немного сложнее: мы имеем право водить авто с таким прицепом, не открывая дополнительную категорию, но только в случае, если полная масса автопоезда (снаряженное авто + прицеп) не превышает 3500 кг.
  • Тяжелые прицепы с маркировкой 03 имеют массу от 3500 кг до 10000 кг: они требуют открытия новой категории в любом случае.
  • Сверхтяжелые прицепы массой свыше 10000 кг помечаются цифрами 04 и также, как и предыдущие, требуют открытия спецкатегории.

Также из прицепов можно выделить полуприцепы (они отличаются тем, что не могу самостоятельно удерживать равновесие); прицепы и полуприцепы могут представлять собой тралы, рефрижераторы, цистерны, автовозы, изотермические фургоны и контейнеровозы. Большинство специализированных ТС относятся к тяжелым и сверхтяжелым прицепам.

Легковой автомобиль с полуприцепом

Категории авто с прицепом

Итак, теперь мы знаем, что легкий прицеп не требует открытия новой категории; также иногда этого не требует и средний прицеп (см. предыдущую главу). Если же максимальный вес авто с прицепом превышен, мы открываем новую категорию:

  • для прицепов к машинам категории B следует открыть BE;
  • C1E – для прицепов массой свыше 750 кг к авто категории C;
  • CE – для снаряженных автопоездов общей массой не более 12000 кг;
  • D1E – для пассажирских автобусов до 16 мест с прицепом, превышающим 750 кг по массе (в случае, если общий вес не превышает 12000);
  • DE – для больших автобусов, оснащенных прицепом.

Обратите внимание, что категории с цифрой 1 в маркировке являются младшими, и их открытие необязательно, если уже открыта старшая категория. Подробнее о классификациях авто по категориям можно узнать в нашей статье «Какие бывают категории и подкатегории водительских прав».

Ответственность за вождение авто с прицепом без соответствующей категории

Здесь все просто: если вы управляете транспортным средством, на вождение которого у вас нет прав (а права категории B не считаются таким документом, если ТС попадает в категорию BE), это квалифицируется просто как вождение без прав. Сотрудник ГИБДД, зафиксировавший нарушение, отправит авто на штрафстоянку, а владельцу ТС выпишет штраф: по состоянию на 2017 год он может достигать размера 15000 рублей.

Какие права нужны для вождения легкового автомобиля с прицепом

Многие российские автолюбители не имеют понятия, необходимо ли иметь отдельную категорию для перевозки прицепа к автомобилю. Легковые буксировочные приспособления — достаточно востребованная вещь при перевозке урожая или продуктов на рынок, стройматериалов при ремонте или для загородного отдыха. Перед его приобретением нелишним будет ознакомиться с требованиями законодательства и ПДД на 2020 год. Это поможет избежать риска быть оштрафованным дорожной инспекцией.

Прицеп легкового авто

Когда права на прицеп не нужны

Чтобы понять, нужны ли права для этого вида транспорта, необходимо обратиться к государственным стандартам. Есть категории таких буксировочных устройств, наибольший вес которых не превышал бы 750 кг. Есть такие, которые весят в диапазоне 750-3500 кг. Существует классификация трайлеров от 3000-10000 кг. и тех, что весят уже более 10 тонн. Итак, для двух последних типов необходимо иметь специальную отметку на управление ТС.

Действующие российские ПДД гласят: водитель с самой распространенной категорией В имеет возможность ездить на автомобиле с буксируемым прицепом. Но это допускается лишь для буксируемых устройств, которые весят не больше 0,75 тонны. Максимальный допустимый вес такого состава в целом должен быть не выше 3500 кг. — это стандартные требования, которые распространяются на водителей.

Подытожим ключевые требования:

  1. Полный вес трейлера либо другого устройства не превышает массу самого автомобиля без груза.
  2. Вес всего автосостава не должен выходить за пределы значения в 3500 кг.
  3. Если один из критериев не соблюдается, водителю придётся менять свою «корочку» на «ВЕ».

Что такое разрешённая масса автоприцепа и как её узнать

Необходимость оформить права на прицеп возникает из понятия максимальной массы и грузоподъёмности. С грузоподъёмностью понятнее всего — это максимальный вес, который по инструкции способно перевозить авто или прицепное устройство.

Существует также понятие снаряженного веса транспортного средства. Это автомобиль без груза, но с водителем внутри и полностью заправленным топливным баком. Наибольшая разрешённая масса — это сумма снаряжённого веса самого автомобиля и нагруженного буксировочного устройства по максимуму.

Поэтому удостоверение категории «В» подходит только для буксировки лёгких трейлеров. Для этого масса прицепного вместе с перевозимым грузом должна составлять не более 750 кг. Для целого автосостава показатель не может быть более 3,5 тонн. Это и есть понятие «максимальная масса» автопоезда, которую учитывают при передвижении по дорогам общего пользования.

Категории прав на управление ТС

Примеры расчётов для определения необходимой категории прав

Нижеприведённые примеры позволят лучше понять, какой трейлер можно буксировать с удостоверением типа В. Обратимся сначала к технической документации автомобиля. В ней должен отображаться предельный вес буксируемого устройства.

  1. Пример 1. В документации к ТС указано, что наибольший допустимый вес устройства, который может перевозить данное ТС, составляет 1,35 тонны. Сам автомобиль весит 1,7 тонны, и ему нужно перевести при помощи прицепа 1,4 тонны. Несмотря на то, что в совокупности общий вес будет составлять менее 3,5 тонн, буксировать данный трейлер запрещается, ведь его масса превышает допустимую по документации.
  2. Пример 2. Водитель планирует ездить на минивэне с массой 3200 кг. Может ли он возить за собой прицеп с массой 600 кг. и какие права необходимы в этом случае? Несмотря на то, что общая снаряжённая масса автопоезда будет выше 3,5 тонны, буксируемый состав всё равно будет считаться лёгким. Достаточно иметь «В» в водительском удостоверении.
  3. Пример 3. Легковой транспорт весит 1250 кг., а вес прицепного к нему — 1050 кг. Несмотря на то, что он не классифицируется как лёгкий, их суммарный вес на дороге не превысит отметку в 3,5 тонны. Следовательно, права В для прицепа с машиной вполне подойдут.
  4. Пример 4. Автомобиль весит 950 кг., а прицепное — 1050. В этом случае необходимо иметь отметку ВЕ, поскольку оно не относится к лёгким и к тому же превышает вес самого автомобиля.

Особенности категории BE

Ответственность за отсутствие прав для прицепа

Для того чтобы транспортировать прицепные устройства, необходимо оформлять категории ВЕ или СЕ (в зависимости от массы). Отсутствие их карается в соответствии с требованиями ПДД и административным кодексом. Если будет выявлено такое правонарушение, то будет приравнено к езде без водительских прав. Статья 12.7 часть 1 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере 5-15 тысяч рублей.

Читайте также  Как восстановить водительское удостоверение если оно просрочено

Однако на этом неприятности водителя не заканчиваются. Той же статьей предусмотрено его отстранение от дальнейшего управления автомобилем с буксируемым средством. Транспортное средство отправляется на штрафную площадку, где каждый день его нахождения приводит к значительным расходам. Нередко такие затраты по итогу превышают размер самого административного штрафа.

Нежелательна и ситуация, когда прицеп перегружен либо автомобиль не рассчитан на транспортировку груза такого веса. Если дорожные инспектора отсутствие нужной водительской категории, они могут направить автосостав на взвешивание. Статьей 12.21 Кодекса предусматривается ответственность автолюбителя за нарушение правил транспортирования грузов и буксировки. Размер штрафа по ней составляет 500 рублей.

Чтобы избежать неприятных ситуаций на дороге и не навлечь на себя финансовые санкции, лучше придерживаться нормативов ПДД. Перед выездом лучше провести самостоятельный замер общей массы машины и прицепа и сопоставить ее с имеющейся отметкой в правах. При остановке сотрудниками ГИБДД они обязательно проверят соответствие требованиям, а также потребуют предоставить свидетельство регистрации автомобиля и трейлера к нему.

Права на прицеп — подробная инструкция

Покупая прицеп, автомобилисты задаются вопросами: «Стоит ли открывать в дополнительную категорию? На какой прицеп не нужны права?» — Стоит отметить, права необходимы при использовании всех транспортных средств, права на прицеп, в том числе, перед приобретением которого следует тщательно изучить все юридические, эксплуатационные тонкости. В противном случае, случайное нарушение ПДД, чревато не только получением штрафа, но созданием на дороге аварийной ситуации.

Прицеп МЗСА

Типы прицепов и их обозначение

Иногда возможно управление авто с буксиром при наличии только категории «B». Ради лучшего понимания ситуации следует разобраться в допустимой категории для управления прицепом:

  1. О1 – лёгкие агрегаты с массой до 0,75 т;
  2. О2 – прицепы 0,75-3,5 т;
  3. О3 – тяжёлые, не превышающие 10 т;
  4. О4 – сверхтяжёлая техника от 10 т.

Грузоподъемность, снаряженная и полная масса ТС

Тема прицепа и условий эксплуатации, несёт с собой терминологический ряд:

  • Трейлер – это транспортное средство, необорудованный мотором;
  • Автомобиль-тягач — транспорт, используемый в роли буксира;
  • Лёгкие прицепы – трейлеры с полной нагрузкой до 750 кг;
  • Тяжёлые – трейлеры от 750 кг с тормозными механизмами;
  • Полная масса: ТС + груз;
  • Снаряжённая масса — вес буксира;
  • Грузоподъёмность – макс. вес, выдерживаемый/транспортируемый трейлером;
  • Разрешённая максимальная нагрузка: вес ТС + водитель + пассажиры. Установлена производителем как максимально разрешённая.

Условия использования прицепов массой более 750 кг

При управлении агрегатом тяжёлых с максимально допустимой массой превышающей 750 кг, категорий прав «B» или «BE» не достаточно, поэтому стоит позаботиться о получении следующих, а именно «D» или «C».

Когда достаточно категории «B»

При соответствии агрегата классу «О1» хватит отметки «B». Правило действует и при превышении общей нагрузки указанным данным, что касается так же «C» и «D». Следовательно, основа понятия скрыта за массой ТС.

Вариант 1. BMW X3 2,5i устройством на буксире КМЗ 8284 21 и основными параметрами:

  • Макс. нагрузка агрегата = 0,75 т;
  • Авто = 2,24 т.

Управлять вышеизложенным автопоездом даже с полной нагрузкой допускается категория «B», так как суммарная масса до 3,5 т, хотя для данного случая это не значительно — прицепное устройство относится к «О1». «BE» не требуется.

Тойота ленд круйзер 100 с прицепом

Вариант 2. Toyota LC 100 с буксируемым устройством ЛАВ-81011, основные параметры которых:

  • Макс. масса прицепа = 0,7 т;
  • Машины – 3,26 т.

При сумме полных нагрузок выходит > 3,5 т, но масса прицепа менее 0,75 т, следовательно, «B» достаточно.

Итог: Категории прав «B» для управления авто с буксиром до 0,75 т или суммой их полных масс до 3,5 т хватит.

Когда потребуются категории «BE», «CE» и «DE»

Чаще автолюбители задают вопрос: «Нужна ли категория «Е» для управления легковым автомобилем с прицепом?». В Федеральном законе N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, какая нужна категория прав для эксплуатации автопоезда:

  • Необходимость в подкатегории «ВЕ» возникает при нагрузке от 0,75 т. Если же оно относится к классу «О3», а то и к «О4», тогда «ВЕ» мало;
  • При полной массе автоприцепа от 0,75 т, исключением является наличие суммарной нагрузке авто с буксируемым устройством до 3,5 т. Тогда в правах достаточно отметки «B»;
  • При нагрузке, превышающей 3,5 т, предполагаются отметки «C» и «D». «E» для них является обязательной.

Как открыть категорию прав для управления прицепом

«BE», «CE» или «DE», а также подкатегории «C1E» или «D1E» открываются по истечении определённого срока, так же водителю придётся пересдать некоторые экзамены:

  • На знание теории правил дорожного движения. Этот экзамен сдаётся по билетам.
  • Практическая езда по городу;
  • Практическая езда по автодрому. Включает два упражнения: прямое движение задним ходом и парковку задом.

Стоит учесть: «E» выдаётся только при наличии стажа вождения «B», «D» и «C» как минимум в течение одного года. Например, для открытия «DE» необходимо управлять автобусом сроком от 12 месяцев с соответствующей категорией «D».

Что на самом деле говорится в законе

Правила сдачи экзаменов на получение права для управления ТС и получения соответственного о том удостоверения от ГИБДД МВД РФ устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 (ред. от 23.03.2017) «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений»).

  • Водители категорий «В», «С» или «D» могут управлять автопоездом с максимально разрешённой нагрузкой автоприцепа до 0,75 т ;
  • Если она выше, но менее веса снаряжённого легкового авто, а суммарная масса состава находится в пределах 3,5 т, для управления хватит отметки «В» (п. 8);
  • При присутствии «Е» автомобилист может управлять тягачом «B», «D» или «C» с буксируемым агрегатом (пп. 5, п. 4).

То есть, получение категории «Е» необходимо тогда, когда прицеп более разрешённой массы в 0,75 т.

Максимальная нагрузка указывается в:

  • ПТС (п 14);
  • Свидетельстве о регистрации ТС (послед. строка лицевой стороны).

Кто вправе получить дополнительную отметку «E» на эксплуатацию состава ТС:

  • Категорий «BE», «CE» или «DE» — гражданин, имеющий в удостоверение «B», «C» и «D» сроком от одного года;
  • «C1E» или «D1E2» – лицо, удостоверенное категориями «C» или «D», подкатегориями «C1» или «D1» сроком не менее одного года.

Правила пользования легковыми прицепами

Безопасная всем участникам дороги эксплуатация транспортного состава с перемещением груза посредством прицепа должно соответствовать нескольким правилам.

Правила перемещения груза:

  • Центр тяжести должен размещаться равномерно по всей поверхности, допустимая масса прописана в соответствующих документах на прицепное устройство.
  • Единственным средством для надёжной фиксации груза является фаркоп. Стоит учесть, что для сложных трасс потребуется страховочный трос/цепь.
  • Даже при отдельной парковке буксируемого агрегата должны всегда использоваться фиксаторы.
  • Максимально допустимый уровень выступа за пределы устройства крупногабаритных грузов и специальные для этого обозначения днём и ночью определяются правилами дорожного движения.
  • Транспортировка пассажиров, огне/взрывоопасных веществ посредством трейлера запрещена.
  • Разрешённая скорость для перемещения по асфальту — 60, твёрдых покрытий – 40, по грунтовке – до 20 км/час.
Читайте также  ПТС заполнен полностью как продать машину

Какие документы нужны на легковой прицеп

Документы на прицеп

Любое ТС обязано встаёт на учет в течение десяти суток с момента его приобретения посредством регистрационного подразделения ГИБДД. Оформление буксируемых устройств аналогично любому авто.

Перечень документов для оформления прицепа

Перед регистрацией автоприцепа следует подготовить следующий перечень бумаг:

  • Заявление о регистрации, заполняемое в отделении;
  • Паспорт заявителя;
  • Доверенность, при оформлении представителем;
  • ПТС;
  • Документ о праве собственности;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины;
  • Полис ОСАГО, при регистрации прицепа к не легковому авто или для юридических лиц;
  • Транзитные знаки, при наличии;
  • Свидетельство о регистрации ТС, если таковое имеется.
  • Свидетельство о прохождении техосмотра, для юридических лиц.

После оформления собственник получит:

  • Свидетельство о регистрации ТС;
  • Регистрационный знак, при замене старого или оформлении нового;
  • Отметки в ПТС о регистрационном знаке.

Чем может грозить отсутствие прав на прицеп

Штраф

Иногда по незнанию, а иногда по пренебрежению владельцы транспортного состава не имеют соответствующего разрешения об осуществлении движение таким способом. Но подобные ситуации несоответствия масс транспортируемых грузов установленному тоннажу или определённой скорости перемещения часто становятся причинами ДТП. Подобные ситуации с эксплуатацией без категории «E» законодательством приравнены к езде без водительских прав и наказываются штрафом в размере от 5 до 15 тысяч рублей и эвакуацией ТС.

Во избежание конфликтных ситуаций с сотрудниками правоохранительных органов, автовладельцам, имеющим прицеп с нагрузкой до 0,75 т, стоит иметь при себе распечатанную выдержку из ПДД.

При приобретении прицепного устройства необходимо учесть, что его масса в обязательном порядке должна соответствовать буксировочным характеристикам автомобиля.

Разобравшись в правилах управления транспортным составом, водитель навсегда ограждает себя от доказывания правоты инспекторам. Понадобятся лишь соответствующие документы на транспортное средство, зависящие от массы и вида, и подходящую категорию водительских прав.

Когда нужна категория на легковой прицеп?

Прицеп может потребоваться автомобилисту для того, чтобы перевозить вещи, снегоходы, лодки и т. п. Но решив, расширить свои возможности в плане перевозки грузов, многие задаются вопросом, какая категория водительских прав для этого требуется. Достаточно ли обычной категории «В» или же нужно позаботиться о получении удостоверения с отметкой «ВЕ»? В статье ответим на эти вопросы, а также разберемся, требуется ли оформлять на прицеп страховой полис, и какие вообще потребуются документы.

Что о прицепах написано в законе?

Вопросы необходимости получения специального разрешения, позволяющего управлять автотранспортными средствами с автоприцепом, регламентируются Постановлением Правительства РФ № 1097 от 24 октября 2014 года «О допуске к управлению транспортными средствами».

Когда достаточно категории категория «В»?

Подпункт «б» пункта 25 указанного документа устанавливает условия, при которых водитель может управлять автомобилем с прицепом, получив водительское удостоверение категории «В».

Такое удостоверение позволяет управлять:

  • автотранспортными средствами, относящимися к категории «В», с автоприцепами, при условии, что их разрешенная максимальная масса составляет менее 0,75 тонн;
  • ТС, относящимися к категории «В», с прицепами разрешенным максимальным весом более 0,75 тонн, но менее массы авто без нагрузки, в случае, если общая масса транспортного средства с грузом и пассажирами и автоприцепа составляет менее 2,5 тонн.

Справка! Аналогичное положение закреплено в абзаце 2 части 1 статьи 25 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Когда нужна категория на легковой прицеп?

Когда нужна подкатегория категория «ВЕ»?

Получив удостоверение категории «ВЕ» можно управлять более тяжелыми автоприцепами:

  • транспортными средствами, входящими в категорию «В», с автоприцепами, в случае, если их разрешенная максимальная масса составляет более 0,75 т и более веса не загруженного автомобиля без пассажиров;
  • автомобилями, относящимися к категории «В», с прицепами разрешенной максимальной массой свыше 0,75 тонн и общим весом транспортного средства с автоприцепом свыше 3,5 т.

Справка! Такая же норма содержится в абзаце 5 части 1 статьи 15 Закона «О безопасности дорожного движения».

Таблица соответствия массы авто и прицепа категории прав

Категория водительского удостоверения Масса транспортного средства Масса прицепа Общая масса авто с прицепом
«В» легковые ТС, небольшие грузовые авто, микроавтобусы и джипы, вес которых при полной загрузке не превышает 3,5 тонн легковой прицеп должен весить не более 0,75 тонн;

Рассмотрим, на следующем примере:

Автовладельцу принадлежит ТС с разрешенным максимальным весом 2,1 тонна, при этом его же вес без нагрузки составляет 1,7 тонн (эти цифры указаны в паспорте ТС, выдаваемом на каждое авто).

При наличии водительского удостоверения категории «В» его владелец вправе использовать автоприцеп с разрешенной максимальной массой 1,3 тонны, поскольку он будет весить меньше не груженного транспортного средства, а в сумме разрешенный максимальный вес составит 3,4 тонны, то есть меньше 3,5 тонн.

Когда нужна категория на легковой прицеп?

Требования ПДД, относящиеся к управлению авто с прицепом

Передвигаясь на автотранспортном средстве с автоприцепом водителю необходимо позаботиться о наличии у него следующих документов:

  • удостоверения водителя соответствующей категории;
  • документов о госрегистрации ТС и автоприцепа;
  • полиса обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) на автомобиль.

Важно! В силу пункта «д» части 3 статьи 4 Федерального закона №40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» оформление страхового полиса ОСАГО на легковые автоприцепы не требуется. Однако в полисе, выдаваемом автовладельцу, должна быть проставлена отметка об использовании ЛП.

Ограничение скорости передвижения установлено пунктом 10.3 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 года, и составляет для легковых транспортных средств, использующих автоприцеп:

  • не свыше 90 км/ч на автомагистралях;
  • не свыше 70 км/ч на прочих дорогах.

Внимание! При поездках по городу максимальная скорость установлена в пределах 60 км/ч на автомобильных дорогах и в пределах 20 км/ч – в жилых зонах.

Автоприцеп в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в органах Госавтоинспекции. Так как он относится к транспортным средствам, то использовать его могут только владельцы автомобилей, имеющих фаркопы и штепсельные розетки. При эксплуатации прицепа необходимо проверить исправность внешних световых приборов, прицепного замка, насколько надежно зафиксированы страховочные цепи и тросы. Важно! Поездки на транспортном средстве с неисправным автоприцепом могут стать причиной дорожно-транспортных происшествий, а также привлечения к ответственности в соответствии со статьей 12.5 Кодекса РФ об административных нарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 рублей.

Итак, прежде, чем покупать автоприцеп необходимо выяснить, подходит ли имеющееся у автовладельца водительское удостоверение для его эксплуатации. Для этого придется заглянуть в паспорт автомобиля и уточнить его массу (с нагрузкой и без таковой). А владея этими цифрами и воспользовавшись информацией из статьи можно выбирать подходящий прицеп.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: