Могу ли я не подписывать протокол ГИБДД

Можно ли отказаться от подписи в протоколе и постановлении и что за это будет?

Отказ от подписи в протоколе

Постановление и протокол путать между собой нельзя, важно знать различия между ними. Более подробно этот вопрос мы рассмотрели в нашей отдельной статье. Подпись лица, в отношении которого ведётся дело, на 2021 год обязательна в обоих документах. Если отказаться подписывать их, то. не будет ровным счётом ничего в плане наказания непосредственно за сам отказ, но последствия могут быть очень печальными. Тем более опрометчиво отказываться от подписи в постановлении или протоколе, если не согласны с нарушением ПДД, которое вам вменяют. Но давайте обо всём по порядку!

Зачем нужны эти документы?

Между данными бумагами есть существенное отличие, и понимать его обязательно для каждого водителя, без этого даже не возможно правильно оспорить штраф.

  • – это документ, которым возбуждают административное дело против водителя (или другого участника дорожного движения), в него вносят все данные, которые будут иметь значение при дальнейшем рассмотрении дела. Его можно назвать базой административного дела. И это ещё далеко не штраф или другой вид наказания.
  • – готовое решение сотрудника полиции или судьи о назначении наказания. Это уже своего рода итог рассмотрения дела. Именно постановлением назначается штраф, лишение прав, арест и другие виды санкций.

В обоих документах подпись лица, в отношении которого начато или закончено дело, обязательна.

Ошибочно также полагать, что в случае вашего несогласия инспектор ДПС не имеет права выписывать постановление и обязан составить только протокол. Так, действительно было до недавнего времени. Но несколько лет назад законодательство изменили, и по закону 2021 года, если оспариваете вменяемое вам нарушение ПДД, то сотрудник всё равно может вынести постановление, то есть рассмотреть дело, но обязан составить протокол после постановления, согласно введённой несколько лет назад части 2 статьи 28.6 КоАП.

Что означает подпись в протоколе и постановлении?

В этих документах обязан поставить подпись не только водитель, в отношении которого ведётся дело, но и сам инспектор или судья. Очевидно, подпись последнего нужна для заверения того, что это он составил документ и вписал в бумагу все данные лично (за исключением тех данных, которые вписывает водитель – об этом чуть ниже).

Ваша подпись же требуется вовсе не для принятия постановления или протокола и ни в коем случае не означает согласия с нарушением и штрафом, а регламентирует всего лишь ознакомление с этими документами.

  • Обязательность подписи виновника в постановлении прописана в части 2 статьи 29.11 КоАП, а также в пункте 168 Административного регламента Приказа №664 МВД.
  • Необходимость подписи в протоколе же предписывается частью 5 статьи 28.2 Административного кодекса и пунктом 153 того же регламента.

Можно ли не подписывать протокол или постановление?

Можно. Несмотря на то, что в указанных выше правовых актах прямым текстом указано, что «протокол подписывается . лицом, в отношении которого он составлен«, «копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено«, прямой обязанности для водителя его подписывать нет, равно как и ответственности за отказ от подписи, и ничего за это вам не будет.

Если не хотите подписывать протокол или постановление, то инспектор просто сделает в них соответствующую запись об этом. Это будет значить, что вы не ознакомились с бумагами в отношении вас. Но могут быть и другие последствия.

Можно или нельзя не подписывать протокол?

Что может быть при отказе от подписи?

Мы рассмотрим формальные последствия этого и то, что может ожидать неформально, в том числе в виде незаконных действий представителей власти.

Формальные последствия

Они совсем не страшны. В тех же указанных выше нормах закона в 2021 году говорится, что в случае отказа от подписи лица, в отношении которого составлен протокол или постановление, они высылаются указанному лицу по почте в течение 3 дней. На практике инспекторы на дороге также могут пригласить двоих понятых для свидетельствования вашего отказа, но это, по закону, для сотрудников не обязательно.

Фактически, отказываясь от подписи в протоколе, вы, вероятнее всего, и видеть его не хотите, а, значит, и не знаете даже, что инспектор там написал.

Что может быть незаконного?

Последнее предложение выше может означать очень тяжёлые последствия для водителя, отказавшегося подписывать протокол или постановление. Таким образом, он даёт возможность инспектору писать в этот документ всё, что угодно. А написать он может и вменяемое водителю нарушение, влекущее лишение прав. И судья поверит последнему.

Чаще всего, если сотрудник и вписывает в протокол недостоверные данные, то это отказ от медицинского освидетельствования, влекущий состав по статье 12.26 КоАП с лишением прав на 1,5-2 года и внушительным штрафом 30 тысяч рублей.

Да, здесь может быть нарушен ряд других процессуальных процедур – инспектор обязан предложить водителю продувку на месте перед медосвидетельствованием, должен быть составлен протокол отстранения и акт освидетельствования. Но и эти документы чудесным образом появятся с пометкой об отказе от подписи.

Если отказаться от подписи в постановлении или протоколе, можно лишиться прав

Другие распространённые нарушения, которые могут быть вписаны в протокол или постановление, то есть для которых не требуются доказательства в виде технических средств доказывания (например, как за скорость):

  • выезд на встречку,
  • непропуск пешехода на зебре,
  • штраф за ремень,
  • всё, что угодно, когда штраф и/или лишение могут быть вынесены на основании доказательств инспектора.

К слову, о доказательствах. До недавнего времени суды на раз лишали прав и назначали штрафы при наличии всего одного доказательства – зоркого глаза инспектора. То есть увиденное нарушение ПДД сотрудником ГИБДД на дороге и отражённое в протоколе без других доказательств принималось судом с мотивировкой «нет основания не доверять сотруднику полиции», ведь тот принимал присягу. А водитель – нет!

Но в 2018 году Верховный суд пояснил, что выносить постановления на основании только протокола нельзя, нужны и другие доказательства. Но на практике суды мало прислушались к этому указанию и продолжают «клепать» постановления и решения без других доказательств, отражённых в протоколе.

Кроме того, отказываясь от подписи в протоколе или постановлении, вы лишаете себя права указать на существенные процессуальные нарушения инспекторами. Например, невыполнение обязанности последними разъяснить вам ваши права, ознакомить с протоколом, объяснить порядок обжалования.

То есть если вы не подписываете документы, потому что не согласны с нарушением, то фактически делаете только хуже в отстаивании этого несогласия – лишаете себя возможности дополнительных доводов для обжалования постановления.

Таким образом, не подписывать постановление или протокол можно, но не нужно, неразумно и чревато опасными последствиями.

  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно

Комментариев: 4

Re: Можно ли отказаться от подписи в протоколе и.

я был в шкуре нарушителя превышение скорости. так в постановлении было сразу 3 косяка которые написал лейтенант. номер нарушения ни тот, место нарушения в 9 км от места и радар был направлен в другую сторону , погрешность самого радара 2 км .Спасибо яндексу в телефоне. Я заставил написать протокол , в этом протоколе я написал свои доводы. штраф выписан и висит. Я написал жалобу в гибдд и следом в суд .Суд обязал выписать другое постановление. Я подал на аппеляцию. жду прошло 3 месяца.

Re: Можно ли отказаться от подписи в протоколе и.

Вот разницу протокола и постановления вы объясняете верно, а значение подписи — нет. Подпись, это именно что согласие с документом. Так что очень странно читать ваши доводы о том, что подписываться надо и там и там. В протоколе — да, протокол, это свидетельствование инспектором о факте нарушения. И в данном случае подпись как раз и говорит об ознакомлении с документом. То есть, ставя подпись, вы соглашаетесь с тем, что инспектор имеет к вам претензии и обвиняет в совершении правонарушения. А вот постановление, как вы верно подметили, это уже вердикт по делу о правонарушении. И ставя подпись в нём, вы соглашаетесь с РЕШЕНИЕМ инспектора. По этому его и приходится обжаловать, и по этому это так сложно, ведь по сути вы сперва согласились с вынесенным решением инспектора, а потом передумали. Протокол же обжаловать не нужно, ведь в случае протокола без постановления, само рассмотрение факта правонарушения переходит в суд. И постановление по нему будет выносить уже судья. То есть именно судья будет выносить первое решение по делу об адм. правонарушении. А в случае обжалования постановления, решение суда уже будет второе, которое должно оставить в силе или отменить первое (инспектора). По этому я не согласен с вашим смешиванием "мух и котлет". Протокол да, имеет смысл проверять, дополнять, писать о несогласии, подписывать и обязательно, получать копию сразу же. А вот постановление я бы подписывать не стал, ибо постановление завершает протокольное дело, а ваша подпись объявляет согласие с решением инспектора по делу. И тут уже если инспектор напишет постановление без вашей подписи, и чего-то там допишет (чего нет в подписанном вами протоколе), это будет дополнительным поводом суду не доверять инспектору. Кроме того считаю разумным сразу предупреждать инспектора (если он вменяет вам правонарушение, и собирается выписывать что-либо), что вы с нарушением не согласны и постановление подписывать не будете (только протокол), и что требуете разбирательства в суде. Чтобы инспектор постановление не писал вовсе.

Аватар пользователя AutoTonkosti

Re: Можно ли отказаться от подписи в протоколе и.

Добрый день, Алексей. Пожалуйста, не вводите пользователей в заблуждение, Ваше мнение не основано на верном толковании нормативно-правовых актов. Подпись в постановлении не является согласием с вынесенным решением. Протокол невозможно обжаловать по совсем иной причине, нежели описываете Вы. Отказа от подписи лица, в отношении которого возбуждено дело, не мешает инспектору вынести постановление.

Re: Можно ли отказаться от подписи в протоколе и.

Проехал на жёлтый. Есть запись с видеорегистратора, но когда пересекал стоп линию именно в этот момент регистратор не записал жёлтый сигнал светофора. Инспектор остановил и начал мне вменять проезд на красный светофор. Я не согласился с ним. Он составил и протокол и постановление в которых я не расписался. Вообще никак не расписался. Ни да ни нет. Передал мне копии протокола, постановления и документы на авто и вод. права. Там где я должен расписываться инспектор написал, что я отказался от подписи. Спустя 10 дней пришёл штраф 1000 р со скидкой 50%. Дело в том, что я не знал, что у меня был включен видеорегистратор. Я его только установил на телефон (штудировал). Возможно я бы на месте смог показав ему съёмку о том, что проехал на желтый, но не факт т.к подробности писал выше. Я сделал выводы. По сути держа инспектором в руках документы водителя он может написать всё что угодно. Поэтому обязательно читать протокол и постановление и если не согласны так и писать не согласен. А ещё не помешало бы обязательно ставить видеорегистратор не на телефоне т.к видео «трясётся».

Читайте также  Как получить международные водительские права через госуслуги

Админпротокол ГИБДД: нужно ли подписывать?

К известному изречению: «От тюрьмы и сумы не зарекайся» смело добавляйте «и от протокола ГИБДД также».

Можно за весь свой водительский стаж не нарушить ни одного правила дорожного движения, а в один не самый прекрасный день в спешке забыть переложить полис ОСАГО из кармана куртки, которую одевал вчера.

Плановая проверка документов, сотрудником ДПС закончится, оформлением протокола об административном правонарушении. Среди водителей бытует мнение, что если отказаться подписывать админпротокол, то можно избежать наказания.

Мы постараемся дать исчерпывающий ответ на этот вопрос.

Что надо знать водителю

дуем в алкотестер

Протокол об административном правонарушении – это процессуальный документ, который составляется инспектором ГИБДД, обнаружившим факт нарушения водителем правил дорожного движения. Согласно, ст. 26.2 КоАП именно протокол является основным доказательством вины автолюбителя.

Каждому, кто садится за руль машины следует четко уяснить, что составленный полицейским протокол об административном правонарушении, еще не значит, что его вина доказана.

Автовладельцу необходимо с самого начала оформления протокола действовать грамотно для того чтобы доказать свою невиновность или хотя бы попробовать это сделать.

Если сотрудник ГИБДД, составляя админпротокол, допустил грубые процессуальные нарушения, то водитель сможет обжаловать документ. Для этого ему необходимо обратиться к начальнику подразделения ДПС. Если не поможет, то тогда в суде при рассмотрении своего административного дела.

Ничего я вам не скажу!

Автолюбитель может заявить ходатайство об исключении протокольчика, оформленного с нарушением закона из доказательств по делу.

Даже, если судья не удалит документ из доказательной базы административного дела, то он увидит, что расследование нарушения велось халатно, и не будет применять наказание по верхней планке.

Ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ определяет, кто должен подписать админпротокол. Законом предусмотрена подпись инспектора ГИБДД, который составил документ и водителя, совершившего административное правонарушение.

Если не подписал протокол ГИБДД водитель-виновник, то инспектор в документе сделает об этом факте соответствующую запись при присутствии двух понятых. Следует знать, что сотрудники ГИБДД не могут быть понятыми.

Согласно, ч. 4 ст. 28.2 КоАП водителю-нарушителю или его законному представителю должна быть представлена возможность ознакомиться с составленным протоколом об административном правонарушении.

Автовладелец и его представитель имеют право вносить замечания по содержанию протокола, а также давать свои объяснения непосредственно в самом документе.

Таким образом, до подписания оформленного документа водитель или его законный представитель имеют полное право записать все свои замечания и указать с чем из того, что написано инспектором, они не согласны. В пустых графах предусмотрено ставить знак «Z» для того чтобы после оформления никто не смог внести дополнения.

После подписания админпротокола владельцем транспортного средства инспектор полиции обязан вручить ему на руки копию документа. Если он этого не сделал самостоятельно, то необходимо ему напомнить и обязательно забрать свою копию админпротокольчика.

Это делается для того чтобы в такой важный официальный документ не было внесено дополнительной информации, которая может усугубить вину автолюбителя.

Протокол об административном правонарушении

Водителю не стоит поддаваться соблазну что-нибудь дописать в свою копию протокольчика. Ведь, в суде будет рассматриваться оригинал админпротокола, который остался у инспектора. Абзац 7 пункта 36 Приказа МВД России от 02.03.2009 года гласит, что внесенные исправления (дополнения) должны быть заверены подписью сотрудника полиции, который составлял документ.

В этом же пункте приказа указано, что инспектор ГИБДД после внесения дополнения в протокольный документ обязан ознакомить с ними автолюбителя или его законного представителя.

Участники административного дела должны ознакомиться с внесенными в документ изменениями и поставить под ними свою подпись. Если они отказались подписать дополнения, то инспектор делает в процессуальном документе соответствующую запись.

Когда у сотрудника полиции нет возможности ознакомить участников административного дела с внесенными в официальный документ дополнениями или изменениями, то он обязан выслать по почте копию протокола на протяжении трех дней. Датой отправки документа считается дата, указанная на почтовом штемпеле.

Таким образом, даже без подписи автолюбителя админпротокол имеет законную силу. Двое понятых своими подписями зафиксируют отказ автовладельца от подписания документа, тем самым подтвердят факт нарушения.

Водителю всегда лучше подписать оформленный полицейским процессуальный документ!

Что необходимо сделать водителю, прежде чем подписать протокол

Всегда следуйте правилу, что перед подписанием любых бумаг необходимо ознакомиться с их содержанием. Такая привычка помогает избежать многих проблем.

Прежде чем ставить подпись под админпротоколом его необходимо прочитать, и воспользоваться своим законным правом, вносить замечания непосредственно в документ до его подписания.

дпсник пишет

Автоюристы советуют следующий алгоритм действий для водителей:

  1. Обязательно заполняйте раздел «Объяснения». Укажите свое видение произошедшего события. Напишите конкретно, с чем из того, что изложил инспектор ГИБДД, вы не согласны. Если он ведет себя грубо, то отмечайте этот факт.
  2. Если инспектор не разъяснил вам ваши права, а в большинстве случаев так и происходит, то обязательно укажите это в графе «С протоколом ознакомлен».
  3. Никогда не оставляйте пустых полей в документе после его подписания. Ведь недобросовестный сотрудник полиции может вписать туда информацию, которая увеличит вину автовладельца. В свободных графах поставите знак «Z» или заполните их. Это правило актуально и в том случае, когда вы собираетесь полностью или частично признать свою вину.
  4. Всегда оставляйте себе копию документа. Если инспектор отказывается выдать вам копию, то укажите это в протоколе. Как правило, копию не хотят выдавать, когда планируют вносить изменения в документ.
  5. Указывайте, что вы не согласны с админпротоколом. Для этого в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» следует написать «Не согласен» и поставить личную подпись. Такая предусмотрительность очень поможет вашему адвокату выстроить линию защиты, если дело дойдет до суда.

Итак, водителю необходимо, прежде чем оставлять свой автограф на протокольчике, предпринять комплекс мер, которые помогут ему избежать оформления неправомерного документа инспектором ГИБДД. Ведь часто цель инспектора оштрафовать автолюбителя.

Владельцу транспортного средства нужно уметь отстаивать свои права.

Какие графы документа следует подписывать

Инспектор ГИБДД, обязательно должен в протокол об административном правонарушении, вписать по какому конкретно пункту правил дорожного движения совершено нарушение, и какая статья Кодекса об административных правонарушениях, за это предусмотрена. Он должен обязательно разъяснить все автолюбителю.

Протокол об админправонарушении составляется не только за нарушение водителем ПДД, а также когда нарушение правил привело к ДТП.

машина дпс на эвакуаторе

Виновник аварии подписывает протокол дважды:

  • графу «Копию протокола получил (а)» под которой находится поле «Подпись лица, привлекаемого к административной ответственности»;
  • графу «Подпись лица, а отношение, которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Потерпевший подписывает документ в графе «Права, предусмотренные ст. 25.2 КоАП, мне разъяснены» в поле «Подпись потерпевшего». Эта статья административного кодекса называется «Потерпевший». В ней определено, кто может быть потерпевшим, и какие его права, а также процедура рассмотрения административных дел.

Подводя короткий итог, хочется сказать, что когда инспектор ГИБДД оформил админпротокол, то рациональным решением для водителя будет подписать документ, нежели отказаться это сделать. Автолюбителю следует помнить, что:

  • процессуальный документ без его подписи, но оформленный с понятыми имеет законную силу;
  • для судьи факт отказа от подписи водителя-нарушителя является подтверждение его вины.

Только внесенные замечания в протокол об административном правонарушении или формулировка о несогласие с ним помогут автовладельцу смягчить меру вины или совсем избежать наказания.

Без подписи водителя протокол легко оспорить в суде

Тонкость заполнения протокола, о которой должен знать каждый водитель и инспектор

Тонкостей при оформлении нарушений, при которых на водителя будет оформляться протокол об административном правонарушении, великое множество. Впрочем, важно учитывать один момент – составление данного процессуального документа вину автомобилиста не доказывает, в него лишь вносятся данные, отражающие информацию о произошедшем правонарушении. И вот для того чтобы гражданин мог защититься в суде в дальнейшем при нарушении его прав, и были разработаны множественные регламентируемые дополнения. О многих из них не знают автомобилисты и иногда игнорируют работники государственной службы.

Один из подобных нюансов, касающийся внесения исправлений в протоколе, всесторонне рассмотрел Верховный Суд (постановление №58-АД18-7). Из рассматриваемого административного материала становится ясно, что любые исправления, вносимые в документ, должны иметь подпись не только должностного лица, но и привлекаемого к ответственности гражданина.

Предыстория следующая:

Из материалов дела об административном правонарушении становится ясно, что в канун 2017 года инспектором ДПС ПДПС ГИБДД УМВД России по г. Хабаровску был составлен административный протокол в отношении гражданина по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения».

Ситуация рядовая, но в данном случае был нюанс:

«Между тем в протоколе № … о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения дата составления протокола 26 октября 2016 года исправлена на дату 18 декабря 2016 года, в графе «место составления протокола» ул. Серышева исправлена на ул. Волочаевская, 71, в графе «пройти освидетельствование» исправлено «согласен» на «отказался», – говорится в материалах административного дела, ставшего поводом для вынесения постановления Верховного Суда.

Читайте также  Какие документы на машину нужно менять при смене фамилии?

Таким незатейливым образом содержание протокола переквалифицирует законопослушного автомобилиста в злостного нарушителя и подводит его под наложение административного штрафа в размере 30000 рублей с лишением прав на срок от 1.5 до 2 лет.

«Вместе с тем в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что изменения в протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения были внесены при составлении указанных процессуальных актов в присутствии (Ф.И.О. водителя). Подписи названного лица напротив внесенных изменений, как и сведения об ознакомлении последнего с внесенными изменениями, отсутствуют», – раскрывает очередной нюанс ВС.

Нужно ли говорить, что с таким развитием событий водитель не согласился. Начались судебные разбирательства. Сразу скажем, что в судах при рассмотрении дела автомобилист правды не добился.

Решение Верховного Суда

На основе совокупности всех вышеназванных манипуляций с данными из протокола, а также учитывая тот факт, что данные об изменении протокола на направление на медосвидетельствование были внесены, как видно, в отсутствие автомобилиста (по крайней мере, об этом отсутствуют записи в материалах дела), Верховный Суд признал, что порядок направления на медицинское освидетельствование соблюден не был. А данные о том, что гражданину в предусмотренном законом порядке предлагалось пройти освидетельствование на состояние опьянения и он отказался от его прохождения, в деле отсутствуют.

Так, согласно ч. 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона. Что прямо указывает на неверные суждения судов при решении данного дела.

Также ВС напомнил схематику действий должностных лиц при работе с гипотетически нетрезвыми водителями:

его необходимо сначала отстранить от управления. Об этом составляется протокол;

требуется провести освидетельствование на алкогольное опьянение с составлением требуемого акта;

процесс проводится под видеозапись или в присутствии двух понятых.

«При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения», – подчеркнул судья Верховного Суда.

Протокол, а также видеозапись действий или присутствие двух понятых обязательны.

«В соответствии с частью 4 статьи 27.12 и частью 4 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении», – уточняет ВС.

Если медицинское освидетельствование установило, что водитель нетрезв, составляется протокол об управлении в нетрезвом виде. Если водитель отказался от его прохождения, об этом также составляется протокол. В общем, бюрократических «проблем» для инспекторов – хоть отбавляй!

С каждым исправлением водитель должен ознакомиться лично и поставить под ним (или рядом) подпись. При отказе водителя ставить свою подпись составляется акт. Если всего этого нет, а копия протокола без исправлений присутствует на руках автомобилиста, шансов в суде у сотрудников ДПС доказать свою правоту не будет никаких.

Как правильно составлять ПРОТОКОЛ, если с нарушением не согласен.

Как правильно составлять ПРОТОКОЛ, если с нарушением не согласен.
1. На обратной стороне протокола нужно найти текст «Объяснение нарушителя», зачеркнуть слово «нарушителя» и вместо него написать слово «водителя». Тем самым вы официально даете понять, что не согласны с предъявленным обвинением и не считаете себя правонарушителем.
2. В разделе объяснений следует подробно описать свое видение сложившейся ситуации, обязательно добавив при этом, что вы не согласны с инспектором ГИБДД и нарушителем себя не признаете. Если есть возможность — желательно в подтверждение своих слов делать ссылки на соответствующие пункты в Правилах дорожного движения.
3. После этого на обратной стороне протокола нужно найти текст «Подпись нарушителя», зачеркнуть в нем слово «нарушителя», вместо него написать слово «водителя» и только после этого — расписаться.
4. В графе «с протоколом ознакомлен…» пишем «Мои права мне не разъяснены».
5. Если инспектор настроен враждебно, указываем на это в протоколе.
6. В предоставлении помощи юридического защитника (адвоката) инспектор отказал.
7. Особенно важно при ДТП и выезде на встречную полосу движения! Если инспектором ДПС не составлялась схема, то обязательно напишите, что схема не составлялась. Если схема составлена в одном экземпляре, то пишите, что в выдаче копии схемы отказано.
8. Самостоятельно отделить вторую часть протокола и забрать себе

Протокол – это документ, составленный о факте правонарушения, закрепляет само существование произошедшего события. Протокол может фиксировать действия (закреплять их ход и порядок) инспектора, когда он осматривает автомобиль или место правонарушения и результаты такого осмотра. Протокол является доказательством. Для суда, зачастую, доказательством неоспоримым (хотя, иногда, очень даже напрасно). Так поучаствуйте в формировании полезного для себя доказательства.

В случае, если наказание за правонарушение предусматривает предупреждение или штраф, то протокол об административном правонарушении не составляется. Вместо протокола выписывается постановление о привлечение к административной ответственности. Копия постановления обязательно должна выдаваться нарушителю. По просьбе пострадавшего копия постановления может быть вручена и ему. (п.1 ст.26.8 КоАП РФ)
Если Вы не согласны, что совершили правонарушение, инспектор обязан составить протокол о нарушении (п.2 ст.26.8 КоАП РФ). Протокол призван зафиксировать факт правонарушения. Поэтому, какой след мы оставим в этом документе, так суд его и примет.

Протокол составляется немедленно (ст.28.5 КоАП РФ). Если инспектор пошел в свой автомобиль и занялся своими делами, то можно ему напомнить, что со стороны инспектора это административное правонарушение «Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию» (ст.12.35 КоАП РФ). Можно попросить инспектора составить протокол о Вашем задержании или сообщить о его действиях в «02».
Пока инспектор составляет протокол, можете ожидать в своей машине. Обязанность водителя пройти в машину к инспектору ПДД не предусмотрена.

Когда составление протокола закончено, уточните у инспектора, будут ли им вноситься в протокол еще какие-нибудь записи. Если будут, то попросите инспектора завершить заполнение протокола и верните протокол. Заполненный протокол должен быть подписан инспектором. Иногда инспектор идет на хитрость, объясняя, что ему нужно будет проверить написанное. Не верьте. Если сомневается, пускай проверит, подпишет и отдаст Вам.

Если инспектор грозится, что подпишет отказ от составления протокола, то возьмите протокол, сделайте свои замечания и самостоятельно отделите вторую часть протокола. У Вас в руках повод для обжалования.

Очень важно проверять правильность внесения сведений в протокол. Вам исправить ошибки протокола (особенно, если они направлены против Вас) практически невозможно. Поэтому, внимательно читаем содержание протокола.

Если имеются средства звуко- видеозаписи (телефон, диктофон, фотоаппарат, видеокамера), то пока инспектор составляет протокол фиксируем место правонарушения, в том числе расположение автомобиля инспектора ДПС (очень желательно с бортовым и гос. регистрационным номером). Снимки очень пригодятся, когда Вы будете обжаловать действия инспектора в прокуратуре или объясняться в суде.

Фиксируйте место, где находится автомобиль так, чтобы в кадр попадали узнаваемые дома, номера домов, дорожная разметка (или ее отсутствие) месторасположение инспектора и его транспортного средства, имеющиеся на дороге препятствия и дорожные знаки. Каждая такая зафиксированная мелочь, может в корне поменять решение суда (если дело дойдет до суда)

После ознакомления с протоколом включаем и фиксируем происходящее общение в процессе внесения замечаний в протокол.
В графе прокола «объяснения лица» уверенно и коротко пишем, что ПДД не нарушали, с нарушением не согласны (можно указать, с чем не согласны), производилось фотографирование, схема не составлялась, от предоставления свидетелей инспектор ДПС отказался.

Никогда и ничего не пишите под диктовку инспектора ДПС. Если растерялись и не знаете что писать, лучше просто написать с нарушением не согласен, правил ПДД не нарушал. В последствии, когда осмыслите происходящее, у Вас будет время посоветоваться со знающими людьми.

Если в протоколе написано то, с чем Вы категорически не согласны, ни в коем случае не отказываемся от подписания протокола! Пишем коротко все, с чем не согласны. Эмоции опускаем.

Если инспектор настроен враждебно, указываем на это в протоколе. Не хватает места в протоколе, требуем от инспектора указать, где можно написать продолжение. Отказался, пишем об этом в протоколе. Можно на нижнем поле.

НИКОГДА! не пишите в протоколе о крайней необходимости, тем более, если точно не знаете, что означает этот термин. Пишите об обстоятельствах, а вывод будет делать суд.

«Я, ___, выехал на полосу встречного движения, так как впереди идущий грузовик резко оттормозился, а автомобиль, движущийся по правой полосе, совершал маневр объезда припаркованного к тротуару автомобиля с выездом на мою полосу движения. Испугавшись за свою жизнь и жизнь пассажира, уводил свой автомобиль от столкновения и выехал на встречную полосу…» Суд сам сделает необходимый вывод. Ваша задача изложить ситуацию так, чтобы у суда не было других вариантов вывода из написанного.

Всегда помните, краткость – сестра таланта. Ничто не бьет чиновника так сильно, как правильно и четко написанное слово.
При необходимости требуйте вписать в качестве свидетелей (очевидцев) ваших пассажиров. Закон не делает различия между пассажиром Вашего автомобиля и проходящим мимо лицом. Если инспектор отказался, либо записываем своих пассажиров в протокол собственноручно, либо пишем в привлечении свидетелей отказано.

Читайте также  Продажа автомобиля после вступления в наследство

Если инспектор собственноручно заполнил графы свидетелей, которых Вы не видите, то попросите инспектора их показать. Напарник инспектора свидетелем не является. Если свидетелей инспектор не представил, то пишем об этом в протоколе.

Если инспектор написал свидетелей, а их данные не указал, ставим прочерки в графах, где указываются такие данные.
В графе «свидетели», если не приглашались, ставим жирную «галку»

Если инспектор забыл объяснить положения статьи 25.1 КоАП (т.е. Ваши права), в графе «с протоколом ознакомлен…» пишем «Мои права мне не разъяснены». Подписывать не надо. Напоминать инспектору о том, что он не ознакомил Вас с Вашими правами. Читать предложенный кодекс, тоже нет надобности. Это ошибка (или что-то другое) инспектора, он за нее отвечает. Это повод для отмены протокола.

Следует помнить, что согласно ст.25.1 КоАП РФ Вы имеете право на юридическую помощь защитника, т.е. вправе требовать участие адвоката. Ссылки, на то, что это требование касается только участия в суде, не соответствуют закону. Защитник допускается к участию в производстве с момента составления протокола (п.4 ст.25.5 КоАП РФ) Вы вправе написать в протоколе, что в предоставлении помощи юридического защитника (адвоката) инспектор отказал.
Особенно важно при ДТП и выезде на встречную полосу движения! Если инспектором ДПС не составлялась схема, то обязательно напишите, что схема не составлялась. Если схема составлена в одном экземпляре, то пишите, что в выдаче копии схемы отказано.

При составлении схемы требуйте фиксации всех расположенных на проезжей части объектов, которые по Вашему мнению, являются существенными. В случае отказа, укажите на это в комментариях к схеме. Обязательно укажите место, где находился сам инспектор.

Прежде чем расписаться в протоколе внимательно еще раз прочтите под, чем расписываетесь.
Обратите внимание на набранную типографским способом строчку «Подпись нарушителя». Слово «нарушителя» можете зачеркнуть и написать сверху слово «водителя». В этом есть большой смысл. Вы подчеркиваете, что виновным себя не признаете, а «нарушителем» признать вас может только суд;

Если все заполнили, то следует самостоятельно отделить вторую часть протокола и забрать себе (можно передать пассажиру). Так у инспектора не будет соблазна в дальнейшем дополнить протокол.

Можно ли не подписывать протокол и постановление ГИБДД?

В соответствии с законодательством РФ подпись лица, в отношении которого ведется дело о нарушении правил дорожного движения, должна быть проставлена в административном протоколе и постановлении. На практике водители нередко путают эти документы, не обращая внимания на существенные правовые особенности и допуская незаконные действия со стороны органов Автоинспекции. В большинстве случаев отказ несет серьезные последствия, особенно если автомобилист не согласен со вменяемыми ему нарушениями. Как отличить протокол от постановления и чего ждать в случае отказа от подписи?

Протокол и административное постановление: различия

Законодательством предусмотрен строгий процессуальный порядок выявления административного правонарушения, включая составление протокола и постановления. Несмотря на видимые сходства, оба документа имеют ряд отличительных особенностей, которые придают им разную юридическую силу.

Отличительные особенности протокола:

  • правовое основание — ст. 28.2 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ);
  • оформляется инспектором дорожно-патрульной службы в ходе осмотра места транспортного происшествия либо позднее при установлении признаков административного правонарушения;
  • в протоколе перечисляются сведения в соответствии с перечнем ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, включая обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, персональные данные водителя, должностного лица, свидетелей, а также правовое обоснование;
  • требует подписи должностного лица и водителя с предоставлением копии под расписку;
  • является основанием для вынесения постановления с целью привлечения виновного к административной ответственности.

Можно ли не подписывать протокол и постановление ГИБДД?

Отличительные особенности постановления:

  • правовое основание — ст. 29.11 Кодекса об административных правонарушениях;
  • содержит сведения, перечисленные в ст. 29.10 КоАП РФ, включая обстоятельства рассмотрения дела, мотивированное решение, персональные данные участников процесса и сроки обжалования;
  • может быть вынесено по месту дорожно-транспортного происшествия по факту составления протокола либо позднее (ст. 28.6 КоАП РФ) с применением меры наказания в виде штрафа или предупреждения;
  • может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения, а также являться итогом рассмотрения дела в порядке судебного производства в случае спора между участниками процесса;
  • имеет силу исполнительного листа и является основанием для привлечения виновного к административной ответственности в виде штрафа, ареста, предупреждения или других санкций.

Можно ли не подписывать протокол и постановление ГИБДД?

Таким образом, протокол и постановление об административном нарушении относятся к одной сфере нормативного регулирования, но несут разные функции. Протокол служит основанием для рассмотрения дела, а также перечисляет обстоятельства, доказывающие вину нарушителя. В отличие от постановления, документ не имеет силу исполнительного листа и не обязывает нарушителя исполнять штрафные обязательства. Назначить штраф могут только после вынесения постановления!

Юридическая сила подписи в протоколе и постановлении

Статьи 29.11 и 28.2 КоАП РФ указывают на необходимость проставления подписей инспектора, должностного лица, водителя, а также других участников осмотра или дела (свидетелей, заявителей). Каждому из них предоставляется экземпляр документа под расписку. Для чего это нужно:

  • Со стороны инспектора или должностного лица — подтверждает личное участие, а также регулирует ответственность за указание достоверных сведений и персональных данных участников, которые были внесены с их слов.
  • Со стороны водителя, заявителя или свидетеля — подтверждает ознакомление с документом и согласие на обработку персональных данных, необходимых для оформления.

Важно! Подпись водителя указывает на ознакомление документом, а не согласие с его содержанием. Таким образом, нарушитель может поставить отметку об ознакомлении будучи несогласным со штрафом, арестом или другими административными санкциями. Постановление может быть обжаловано позднее в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Можно ли не подписывать протокол или постановление?

Несмотря на требование законодательства о проставлении подписи в протоколе или постановлении, фактически водитель не обязан подписывать документы. Соответственно, отказ не может являться основанием для введения дополнительных санкций или ограничений. Если предполагаемый нарушитель отсутствует на месте осмотра или оформления, экземпляр документа отправляют по адресу регистрации заказным письмом с уведомлением о вручении.

Но даже в таком случае адресат не обязан принимать конверт. Отсутствие подписи будет указывать на то, что водитель отказался ознакомляться с документами. Соответствующий факт будет отражен в административном протоколе и постановлении путем составления акта об отказе от подписи. В случае неявки на разбирательство решение будет вынесено в отсутствии предполагаемого нарушителя. Соответственно, не подписывать документы можно, но это это повлечет определенные последствия.

Можно ли не подписывать протокол и постановление ГИБДД?

Что будет, если отказаться от подписи?

Ниже рассматриваются формальные и неформальные последствия отказа, включая правовые риски и незаконные действия со стороны органов Госавтоинспекции.

Правовые последствия

Сам по себе факт отсутствия подписи не влечет никаких правовых последствий для водителя, однако не означает приостановления или прекращения административного дела. Если нарушитель не желает участвовать в разбирательстве, суд или ГИБДД вынесет решение в его отсутствие и направит копию постановления по адресу регистрации в течение 3 дней с момента вынесения. По окончании срока обжалования оно вступает в законную силу.

Обстоятельства происшествия, указывающие на вину автомобилиста, инспектор вправе запротоколировать в присутствии двух свидетелей или с применением средств видео- или фотофиксации. Они же подтвердят отказ от ознакомления при составлении соответствующего акта. Фактически водитель не ознакомлен с содержимым постановления, а значит, не предпринимая действий по обжалованию, принимает обязательства по его исполнению.

Важно! Непринятое письмо с отсутствием уведомления о вручении не является основанием для прекращения административного разбирательства. Постановление вступит в законную силу по истечении срока содержания корреспонденции в почтовом отделении.

Риски со стороны водителя

Неформальные последствия в случае отказа от подписи несут более существенные риски для водителя. Инспектор может составить протокол с нарушениями или указать недостоверные сведения, которые отягчают наказание. Например, в документах может быть зафиксирован отказ от медицинского освидетельствования. В таком случае предполагаемый нарушитель не отделается крупным штрафом, а рискует в дополнение лишиться прав сроком на 1,5 года.

Без подписи и участия водителя суд не сможет установить реальные обстоятельства происшествия и, вероятно, поверит инспектору. Несмотря на строгий процессуальный порядок медицинского освидетельствования, который включает составление протоколов отстранения и медзаключения, соответствующие документы нередко приобщаются к постановлению с пометкой об отказе от ознакомления.

Закон не обязывает инспектора привлекать понятых, а в некоторых случаях допускает оформление протокола и постановления без применения средств фото- и видеофиксации. В результате водитель может быть неправомерно наказан за:

  • пересечение встречной полосы и разворот в неположенном месте;
  • выезд на пешеходную зону или препятствие проходу пешехода;
  • неиспользование ремня безопасности;
  • другие случаи, когда для возбуждения дела достаточно показаний инспектора.

Ранее при вынесении решения суды могли руководствоваться только показаниями инспектора в связи с отсутствием оснований для недоверия. В основном соответствующий порядок действовал при отсутствии подписи и бездействии водителя. С 12 марта 2018 года в соответствии с постановлением Верховного Суда РФ суды не могут выносить решение на основании доводов инспектора без предоставления сопутствующих доказательств.

Однако на практике ситуация не изменилась. Водителям по-прежнему приходят постановления, где суд руководствовался только показаниями сотрудника дорожно-патрульной службы, невзирая на необходимость предоставления существенных доказательств вины нарушителя. По этой причине отказ от подписи в протоколе и постановлении чреват серьезными последствиями для водителя.

Помимо прочего, автомобилист лишает себя дополнительных доводов и возможности указать на процессуальные нарушения, совершенные инспектором. В их числе обязательное разъяснение прав, ознакомление с протоколом и объяснение порядка обжалования. Исходя из сказанного следует вывод, что отказаться от подписи можно, но не всегда разумно. Последствия бездействия могут оказаться плачевными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: