На какие автомобили не надо устанавливать тахографы

Что такое тахограф и на какие автомобили его нужно установить?

«Гладко было на бумаге…», — эту слегка видоизмененную фразу Л.Н. Толстого уже давно считают пословицей. Отнести ее можно и к случаям установки тахографов. Изначально благое намерение контролировать рабочий график водителей, чтобы избежать аварий, связанных с переутомлением, при внедрении обросло массой юридических сложностей.

Кто должен ставит тахограф в России, кого оштрафуют за отсутствие прибора, соответствует ли установленное устройство нормам – эти и другие вопросы подробно разберем в данном материале.

Что такое тахограф и для чего нужен?

Тахограф – это прибор, измеряющий ряд параметров автомобиля, конечным результатом чего является хронология рабочего дня водителя: сколько времени он был в пути, на какой скорости передвигался, пройденное расстояние, сколько отдыхал, краткосрочные перерывы, безостановочные отрезки пути и т.п.

На основании полученных данных соответствующие органы могут предъявить нарушение трудового законодательства. Но в данном контексте нам интересна сама необходимость установки тахографа, и, соответственно, наказания за отсутствие прибора.

Далее на фото показано как выглядит тахограф:

Цифровой тахограф DTCO 3283

Закон о тахографах для грузовиков

Начнем с юридических аспектов. «Закон» тут следует взять в кавычки, т.к. кроме действительно норм законов (например, положений КоАП РФ о штрафах за отсутствие тахографа), большинство понятий прописано в Приказе №36 Минтранса, вернее в Приложении № 2 к нему.

С одной стороны, есть документ, в котором указано кому нужно иметь прибор во время движения, и вроде бы не имеет большого значения закон это, распоряжение, приказ или любая другая правовая форма. Но с другой, и это как раз нередко приводит к путанице, изменить федеральный закон долго и трудоемко, а поменять нормы приказа (выпустить новый) – дело нескольких дней, если не часов.

Именно смена норм вышеуказанного приказа и приводит к порождению слухов, мифов, путаниц.

Сплетни, слухи и реальность

Рассмотрим вопросы, чаще других возникающие у читателей по следам различных публикаций в СМИ:

  1. «Тахографы отменили». Попадается и такая информация, однако здесь можно однозначно сказать – это ложь. Изменились типы машин, скорректирован ряд иных положений, но тахограф как инструмент (и повод для штрафа за его отсутствие) никто не отменял.
  2. «Я работаю как частник, нужен ли мне тахограф на личный грузовик?». В одном из последних изменений действие норм распространили на все машины, вне зависимости от форм собственности.
  3. «Существуют различные сроки установки тахографов, и, возможно, на мой автомобиль ставить прибор не нужно?». Если ваше авто в списках обязательных для установки, тахограф должен быть. Некий график внедрения действительно существовал ранее, но на данный момент все его положения уже должны быть исполнены.
  4. «Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?». Нужно! Это уже не миф. Аналогично предыдущему, существовал график замены приборов, но по всем направлениям он уже должен быть исполнен. Новые тахографы устанавливаются исключительно цифровые.

К другим сложностям и нововведениям мы еще вернемся далее, когда будем рассматривать проблематику конкретных типов автомобилей.

На какие транспортные средства ставится?

Напомним, кто должен иметь тахограф. Списки утверждены Приложение №2 к Приказу Минтранса №36. Прямо указаны как ТС обязанные иметь тахограф, так и исключения из общего списка. Ознакомиться с полным перечнем можно непосредственно в этом документе, мы же укажем на основные и самые проблематичные из них.

Тахограф нужно устанавливать на:

  • ТС для перевозки от 8-ми пассажиров (не считая водителя), причем вне зависимости от тоннажа авто (отдельно указаны ТС и до 5 тонн, и более 5 тонн), однако сроки внедрения обязательного наличия тахографа у некоторых машин отличаются – об этом ниже скажем более подробно.
  • Грузовики с массой от 3,5 тонн.

Да, всех кто обязан иметь тахографы можно описать всего двумя пунктами. Однако не спешите радоваться! Все проблемы в исключениях.

Инфорграфика на какие машины устанавливается тахограф

Сроки установки тахографов на пассажирские микроавтобусы (типа М2 и М3 — от 8 пассажиров)

Данные сроки определены в конце 2020 года специальным Постановлением правительства №1998:

  • С 01.1.2021 года обязаны иметь тахографы все ТС типа М2 и М3, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки в пригородном и междугороднем формате.
  • С 01.01.2022 года — внутригородской транспорт данных категорий.

Исключения остаются прежними – автотранспорт международных перевозок, на котором уже установлены тахографы в соответствии с требованиями ЕСТР — Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств.

Кому не нужен тахограф?

Не надо устанавливать тахографы на:

  1. Грузовой и пассажирский транспорт международных перевозок, если они уже имеют аналогичные приборы европейского образца.
  2. Троллейбусы всех видов.
  3. Автомобили экстренных служб, в т.ч. проводящих оперативно-следственные мероприятия.
  4. Военные ТС.
  5. Автомобили органов, контролирующих техсостояние машин.
  6. Ретро-авто, если их год выпуска был 30 или более лет назад, ТС оборудовано оригинальными кузовом / рамой / двигателем, и не используется в коммерческих целях.
  7. Некоторые виды специальных автомобилей, включая автокраны, сельхозтехнику и многое-многое другое.

Именно в последнем пункте и сосредоточены многие сложности. Рассмотрим их более подробно. Не должны устанавливать тахограф:

  • автокраны;
  • автоэвакуаторы;
  • автобетононасосы / бетоносмесители;
  • автомобили коммунальщиков и дорожников;
  • перевозчики денежной выручки;
  • ТС, оборудованные подъемными платформами;
  • автолавки;
  • передвижные медицинские комплексы / лаборатории;
  • молоковозы, скотовозы, птицевозы;
  • сельхозтехника, используемая по назначению в рамках своего или соседних муниципальных образований;
  • учебные автомобили;
  • ТС, проходящие испытания;
  • передвижные телестудии.

Напомним, это лишь часть общего перечня. Но именно в этих пунктах и сосредоточены сложности, основные из которых рассмотрим отдельно в виде «вопросов-ответов».

Нужен ли тахограф в грузовике?

Да, если его максимальная масса от 3,5 тонн, и его нет в списках исключений Приложения №2.

На газель?

Грузовая «Газель» не подойдет по весу – до 3,5 тонн автомобиль точно не дотягивает. А вот относительно пассажирской версии – все зависит от числа мест. Если без водительского в машине имеется 8 и более кресел для пассажиров, устанавливать тахограф придется.

На самосвал?

Начиная с самосвалов, ситуация запутывается еще сильнее. По грузоподъемности машина однозначно входит в перечень обязательной установки тахографа, но данный вид транспорта, как правило, используется в специальных целях, часть которых перечислена в списке исключений.

Например, самосвал участвует в дорожных работах, попадает ли он под исключение, связанное с «автомобилями дорожников»? По закону 100% определенности нет. Однако на практике контролирующие органы признают «дорожной» только узкоспециализированную технику. К примеру, асфальтоукладчик будет считаться таковой, а подвозящий ему «расходники» самосвал – нет.

Соответственно, в подавляющем большинстве случаев, самосвалы должны быть оборудованы тахографами, какие бы функции они не выполняли.

На кран-манипулятор?

Наверное, этот вопрос наиболее запутан. Связано это с тем, что в одной из прежних версий Приказа кран-манипулятор был прямо указан в списках исключений. В действующей версии такого положения больше нет.

При этом есть эвакуаторы и машины, оборудованные подъемными платформами. Могут ли они являться одновременно и «манипуляторами»? Могут, но далеко не в 100% случаев.

Установка тахографа на грузовой автомобиль и ее стоимость

Цена зависит от типа устройства и сложности его монтажа. Стоимость сертифицированного прибора колеблется от 25000 – 35000 рублей и выше. За установку, калибровку и активацию придется заплатить еще 20% — 30% от этой суммы.

Несколько примеров стоимости на момент публикации. Обратите внимание, что устройства указаны для наглядности, а не с целью каких-либо рекомендаций. И точно не указываем какой лучше поставить. Цены ориентировочные, и не являются предложениями приобрести прибор.

Название тахографа Цена прибора, руб. Сколько стоит с установкой, руб.
КАСБИ DT-20M 30 000 40 000
Меркурий ТА-001 29 000 35 900
АТОЛ DRIVE 5 32 500 39 400
VDO DTCO 3283 37 900 44 400
EFAS V2 RUS 33 400 39 900

Кроме этого, Приказ Минтранса устанавливает необходимость поверки прибора каждые два года. Эта процедура в среднем оценивается в 2 000 рублей.

Как подключить автотахограф?

Для этого необходимо обращаться в мастерские, специально допущенные Минтрансом к выполнению данной операции.

Самостоятельный монтаж или установка в неуказанных сервисах приравнивается к неправильной настройке или отсутствию тахографа.

Список мастерских по установке тахографа, допущенных Минтрансом

Данный перечень очень динамичен – сервисы постоянно добавляются, некоторые, наоборот, теряют право установки. Поэтому нет смысла указывать здесь точные названия. Более правильно будет перенаправить читателей на соответствующую страницу Минтранса, где и публикуются реестры сертифицированных мастерских.

Как работает тахограф в автомобиле?

Очень коротко остановимся на принципе работы устройства. Не погружаясь в технические детали, скажем, что:

  1. Устройство устанавливается в кабине машины, в прямой видимости водителя.
  2. Подключается тахограф к электросети автомобиля.
  3. Кроме прочего, прибор оборудован картой памяти, которая и хранит необходимую информацию, и используется для ее передачи в заинтересованные органы.
  4. Тахограф оборудован ГЛОНАСС / GPS модулем, что позволяет онлайн отслеживать перемещение ТС.
  5. GPRS-модуль позволяет передавать информацию во время движения.
  6. Система защиты позволяет провести точную идентификацию, и не дать доступ к информации посторонним.

С помощью собранной информации, в том числе и в пути, органами Ространснадзора и/или ГИБДД может быть проведена проверка на соответствие работы водителя установленным нормативам (время в движении, скорость и пр.), сроков поверки прибора, других сведений.

Правила пользования тахографом для водителей

Все, что требуется от водителя (если он не является одновременно и собственником ТС) – проверить, что прибор включен и соблюдать нормы движения. Остальное (настройки, поверки, монтаж и пр.) лежит на плечах хозяина автомобиля.

Расскажем, как пользоваться картой. Для включения, перед началом движения, водитель грузового автомобиля должен:

  1. Вставить карту водителя в специальный слот тахографа.
  2. Ввести пин-код.
  3. Проверить на экране регистрационную информацию (Ф. И. О. и т.п.).
  4. Выбрать вид деятельности: отдых или работа. В некоторых устройствах режим «работа» включается автоматически при старте двигателя, и сохраняется в т.ч. при стоянке с включенным мотором.

По окончанию смены карту водителя необходимо извлечь из устройства.

Штраф за отсутствие тахографа

Санкции за неисполнение требований по установке тахографа прописаны в ст.12.23 КоАП РФ:

  • Водитель: 3000 – 5000 руб.
  • Должностные лица: 7000 – 10000 руб.
  • Индивидуальные предприниматели: 15000 – 25000 руб.
  • Юридические лица: 25000 – 50000 руб.

Обратите внимания, что штраф на водителя не исключает штрафа собственнику ТС, а за нарушение режима работы, пунктом 3 ст.12.23 КоАП предусмотрены отдельные наказания.

Напомним, что нарушением может считаться не только отсутствие тахографа, но и его неверная настройка, просроченная дата поверки и т.д.

Любые действия, направленные на технические новшества, сопровождаются этапом внедрения. В данный период возможны сложности, которые со временем будут урегулированы. Относится это и к ситуации с тахографами. Паника первого времени сменилась вполне рабочими вопросами, с большинством из которых мы разобрались в данном материале.

Если же конкретный случай выходит за пределы обыденного, то к ситуации стоит привлечь автоюриста. Профессионал поможет сориентироваться в создавшемся положении, и выработать способы решения. Для обращения к адвокату достаточно написать свой вопрос через форму, расположенную ниже. Сделать это можно совершенно бесплатно , и один из специалистов ответит вам.

Консультации по тел: 8(800)350-23-68. Звонок бесплатный на территории РФ.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы: нормы права РФ

В 2019 году были приняты специальные правила и требования, на какие автомобили не надо устанавливать тахографы в РФ. Это Приказ Минтранса №36. Такие приборы обязательно должны соответствовать установленному образцу.

Читайте также  Как снять с учета сгоревший автомобиль

Что такое тахограф и для чего он нужен

Тахограф

Тахограф – это электронный прибор установленного образца, включенный в перечень разрешенных законных автомобильных устройств и содержащий ленту бумаги, на которой написана линия, обозначающая движение грузовика.

Когда грузовик движется, линия рисуется. Когда грузовик останавливается, линия перестает рисоваться, но диск продолжает вращаться. Цифровые тахографы были разработаны, чтобы минимизировать эту проблему.

На нарисованной линии тахограф показывает, как долго и как быстро ехал грузовик. Отсутствие отметок за то, что грузовик простаивал, является доказательством того, что доставка была прекращена. Если грузовик попал в аварию, отметка также появится. С помощью микроскопа линия, сделанная ручкой, может быть исследована на предмет прыжков, сделанных, когда грузовик попал в аварию.

Тахографы могут быть подделаны. Водители могут заблокировать ручку от записи, даже когда грузовик движется, или отметить линию, чтобы показать, что они ехали, когда грузовик остановился. Еще один метод, который не требует подделки, — это если бы водитель просто «забыл» вставить бумажный диск в прибор перед поездкой. Второй тахограф можно даже прикрепить к той же машине, чтобы у другого водителя было доказательство того, что он не сделал этого.

Были разработаны цифровые тахографы, которые с меньшей вероятностью могут быть подделаны, чем те, которые используют бумажные диски. Эти приборы отображают время и расстояние, пройденное грузовиком, в цифровом виде. Информация, собранная во время поездки, хранится на смарт-картах, которые передаются в качестве доказательства работы. Информация цифрового тахографа часто зашифровывается.

В местах, где перерывы в работе водителя являются обязательными, тахограф доказывает данный факт. Диски также могут быть использованы в качестве доказательства в претензиях за неоплачиваемую работу или, когда работодатель подтолкнул своих сотрудников к работе за необоснованные пределы.

Тахограф также может служить источником ценных данных для компании. Сбор данных со всех тахографов может многое показать о том, как часто соблюдаются политики компании. Они также могут показать схемы работы и то, насколько хорошо работники смогли достичь поставленных целей.

Законодательная база

Для применения тахографа снятия показаний обращаются к следующим источникам права:

  1. Конституция РФ. .
  2. Федеральный закон №196-ФЗ.
  3. Постановление Правительства РФ №720.
  4. Постановление Правительства РФ №1213.
  5. Постановление Правительства РФ №382.
  6. Приказ Минтранса №36.
  7. Приказ Минтранса №273.
  8. Технический регламент Таможенного союза 018/2011.

Это главные (основные) правовые документы, применяемые работодателями и иными уполномоченными лицами.

Порядок оснащения тахографами в Российской Федерации в зависимости от категорий тс

Оснащение тахографами

Тахограф может быть установлен изготовителями ТС (это относится к вновь выпускаемым транспортным средствам) или уполномоченными мастерскими (если он еще не был установлен в активированном транспортном средстве или если может потребоваться его замена).

В соответствии с положением приложения № 243 установленный прибор должен быть активирован до того, как ТС, на котором он установлен, покинет место установки.

Перед вводом в эксплуатацию автомобиля необходимо выполнить калибровку. Процесс калибровки включает в себя:

  1. Отображение данных (в случае, если это не начальная калибровка).
  2. Определение диаметра шины (на основании измерения).
  3. Определение характеристического коэффициента.
  4. Определение постоянной.
  5. Загрузка записывающего оборудования данными.
  6. Подготовка идентификационной таблички и установка ее на записывающее оборудование.
  7. Запечатывание с помощью проводов.

После выезда из авторизованной мастерской можно использовать транспортное средство, оснащенное калиброванным прибором. Каждые 2 года комплект должен подвергаться проверке в авторизованной мастерской и впоследствии проходить процедуру повторной калибровки.

Тахограф также может быть продан и повторно использован в другом автомобиле. Такая операция требует отсоединения прибора от автомобиля признанной мастерской. Затем он устанавливается в другом ТС и после новой калибровки авто может быть введено в эксплуатацию. По истечении времени, указанного изготовителем, тахограф демонтируется из транспортного средства признанной мастерской и снимается с эксплуатации.

Инструкция по эксплуатации с подробным описанием операции должна быть включена в прибор. Как правило она имеет некоторое количество весомых шагов для работы с «черным ящиком». Критерии схожи для всех категорий ТС.

Перед внедрением прибора шофер обязан разместить карту в разъеме тахографа. Для верной работы он помещается чипом вверх, пока не раздастся четкий щелчок. Дальше собственная информация водителя (полное имя) будет заметна на экране. В случае, если этого не случается, вполне вероятно, что карта вставлена не целиком.

В случае неверной работы пластик с чипом имеет возможность вообще не читаться или же тахограф станет каждый день выдавать ее обратно. В данной ситуации надо обращаться в специальную службу, чтобы узнать основание сбоя. В случае если все идет по памятке, следующим шагом для водителя станет показ на мониторе месторасположения автомашины до начала перемещения, информации об извлечении или же иной работе. Впоследствии ввода данных возможно пойти по данному маршруту.

Тахограф начинает записывать информацию о перемещении автомашины с этапа его перемещения. Впоследствии остановки автомашины шофер обязан выяснить нынешний режим на мониторе прибора. Регистратор движения механически переключится в активный режим впоследствии того, как шофер выключит зажигание в автомашине. Чтобы закончить рабочую замену, надо вытащить карту из слота. С принятием поправок в Приказ Министерства автотранспорта РФ № 273 на мастерские были возложены специальные полномочия при подмене блока криптографической информации.

Для предотвращения угрозы, создаваемой установкой устройств, предназначенных для обмана цифрового тахографа, были приняты комплексы мер, направленных на обнаружение и предотвращение злоупотреблений системой. Пакет направлен на улучшение соблюдения правил. В частности, он предоставляет лучшее оборудование для обеспечения соблюдения и руководящие принципы, чтобы помочь сотрудникам полиции предотвращать и выявлять манипуляции с цифровыми тахографами.

На какие автомобили нужен тахограф

В законе такие ТС разделены на несколько категорий. Также предусмотрены сроки установки. К ним относятся:

  1. М2 – автобус до 5 тонн.
  2. М3 – автобусы более 5 тонн.
  3. N2 – грузовик до 12 тонн.
  4. N3 – грузовик более 12 тонн.

Сроки установки исчисляются с 1 января года.

Какие применяют карты

Применение карты на тахографе

С 2006 года тахографы являются цифровыми, что обеспечивает более безопасную и точную запись и хранение данных, чем предыдущий аналоговый тахограф. Это устройство регистрирует все действия транспортного средства, например, расстояние, скорость и время вождения, а также периоды отдыха водителя.

Система включает в себя принтер для использования в дорожных инспекциях, а у водителя есть карточка с микрочипом, которую водитель должен вставить в тахограф при получении контроля над транспортным средством. Эта личная карточка водителя гарантирует, что проверки остаются простыми.

При использовании прибора используют специальные карты государственного образца:

  1. Водительская именная идентификационная карта.
  2. Карта, предназначенная для тахографа (сбора информации).

По закону срок действия карт равен 3 годам. Их продляют в специализированных органах. Обе карты содержат важную информацию, которую фиксируют устройства. Но, имеют разный шрифт и водяные знаки (знаки отличия).

После демонтажа блока криптографической защиты информации с тахографа сервисные центры должны уничтожить из него ключевую информацию, содержащуюся в блоке. Кроме того, мастерские должны отправить данные об уничтожении в Федеральное государственное учреждение «Росавтотранс».

Разобранный блок с сохраненным сертификатом открытого ключа должен быть передан транспортной компании на хранение.

Штраф за отсутствие

Любое отклонение от правил, норм права ведет к наложению штрафа за административное правонарушение. Проверка осуществляется лицами, прямо уполномоченными в законе. Санкции применяют в соответствии со статьей 11.23 КоАП РФ. Для физических лиц предусмотрен размер в 1000-3000 рублей. А для должностных лиц от 5000 до 10000 рублей.

на какие автомобили не надо устанавливать тахографы

К ним относятся:

  1. Специализированный ТС (для перевозок молока, мяса и других товаров).
  2. Специальный ТС, используемый уполномоченными лицами государственных органов.
  3. ТС, проходящий специальные дорожные испытания.
  4. Автобетононасос.
  5. Автобетоносмеситель.
  6. Автогудронатор.
  7. Автокран.
  8. Пассажирский и грузовой троллейбус.
  9. Автомобиль скорой медицинской помощи.
  10. Автоэвакуатор.
  11. Пожарный автомобиль.
  12. Автолавка.
  13. Автомобиль-дом.
  14. Автобус для ритуальных услуг.
  15. Бронированный автомобиль.
  16. Передвижная лаборатория и мастерская.
  17. Медицинский комплекс на шасси ТС.
  18. Передвижная репортажная телевизионная студия.
  19. Транспорт для обслуживания нефтяных и газовых скважин.
  20. Автомобиль для перевозки денежной выручки и ценных грузов.
  21. Транспорт для коммунального хозяйства и содержания дорог.
  22. ТС, оснащенные подъемниками с рабочими платформами.
  23. ТС органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Правила и требования распространяются только на перечень, указанный в законе.

Что делать, если выписали незаконный штраф

Гражданин имеет право опротестовать постановление вышестоящему должностному лицу. Если водитель захочет подать иск в суд, то необходимо будет собрать все весомые доказательства. Положительное решение может быть в том случае, когда прибор не нужно ставить в авто.

Водитель может оспорить показания тахографа при его неисправности. Для этого нужна специальная экспертиза. Отказаться же от его установки гражданин не имеет права.

Видео о том, кому нужно устанавливать тахограф:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Кому не надо ставить тахограф с СКЗИ

Предыдущее видео было про изменения в российском законодательстве с 1 ноября 2019 касающемся тахографов и штрафов за их отсутствие или несоблюдение Режима Труда и Отдыха, а также о том, что тахографы теперь должны проверять на техосмотре.
А теперь подробнее разберём список исключений имеющийся в Приложении 2 Приказа 36, то есть посмотрим, на какую технику не надо ставить тахографы с СКЗИ.

Подобно другим документам касающимся автогрузоперевозок, данное приложение содержит массу терминов и понятий либо нигде не определённых, либо разбросанных по нескольким другим законам, постановлениям, правилам и приказам, причём их формулировка может существенно различаться.
Например, что такое «специализированное транспортное средство», определено как минимум в трёх документах — и везде по-разному.
Но о них чуть позже, а начнём по-порядку, и первым в списке исключений идут транспортные средства с карточкой допуска к Международным Автомобильным Перевозкам (МАП).

Карточка МАП

Суть данного исключения в том, что если транспортное средство имеет карточку допуска к МАП, и на этом транспортном средстве установлен тахограф ЕСТР, то менять его на тахограф СКЗИ не нужно, даже если это транспортное средство используется для перевозок только по территории Российской Федерации.
Поскольку именно такие тахографы уже, так сказать «по умолчанию», установлены на все европейские грузовики, возможность не тратить деньги на установку тахографа с блоком СКЗИ (а это 30000-40000 рублей) кажется привлекательной.
Но при этом надо учитывать следующее.

Карточки Допуска к Международным Автоперевозкам выдаются только тем организациям, которые имеют Удостоверение Допуска к Международным Автоперевозкам. Каждая карточка выдаётся на конкретный автомобиль используемый этой организацией. Автомобиль может быть как в собственности этой организации, так и арендованным.

Таким образом, чтобы некому владельцу грузовика получить карточку МАП, существуют два варианта:
1) самому официально стать международным перевозчиком, получить Удостоверение Допуска к МАП, и на его основании получить Карточку Допуска к МАП на свой грузовик;
2) сдать грузовик в аренду перевозчику уже имеющему Удостоверение Допуска к МАП, который на основании своего Удостоверения оформит Карточку Допуска МАП на этот грузовик.

Первый вариант доступен только предпринимателям, то есть ИП или юридическим лицам.
Для получения Удостоверения Допуска к МАП нужно собрать необходимые документы (см. список на сайте РосТрансНадзора) и соблюсти некоторые условия (см. Постановление Правительства N 1588 «Об утверждении Правил допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок»).
Наиболее затратное из этих условий — это

— то бишь нужно пройти платные курсы (смотрите на сайте РосТрансНадзора список обучающих организаций) и получить удостоверение.
Всё это вполне осуществимо, а по деньгам выйдет где-то половина стоимости тахографа с СКЗИ, однако потребует немалых временнЫх затрат и возможно, приостановки на какое-то время основной работы.
Конечно есть фирмы оказывающие помощь в оформлении и даже предоставляющие специалиста МАП (чтобы не проходить курсы), но это будет раза в два дороже, то есть как раз стоимость российского тахографа с блоком СКЗИ.
Получив Удостоверение Допуска к МАП на свою организацию и Карточку Допуска к МАП на свой грузовик, можно совершенно законно использовать тахограф ЕСТР для внутрироссийских перевозок. Нормы РТО при этом надо соблюдать российские, то есть определённые Приказом N 424, а не ЕСТР.
Ну и тахограф, конечно, должен быть не абы какой, а прошедший метрологическую поверку (проверить можно здесь), имеющий пломбы, документ о калибровке и соответствующие наклейки.

Читайте также  Чуть не сбила машина что делать

Второй вариант — это как бы сдача грузовика в аренду перевозчику имеющему Удостоверение Допуска к МАП, с целью получения карточки МАП. То есть то, что называется «купить карточку МАП». В сети много предложений подобных услуг.
Для такой покупки даже не нужно быть предпринимателем — можно и просто физ. лицом.
Но проблема заключается в том, что в этой карточке вместе со сведениями об автомобиле указывается и наименование владельца Удостоверения Допуска к МАП. А это значит, что если на каком-нибудь посту обнаружат, что в путевом листе и накладных, то есть по факту, перевозчик один (он же арендодатель), а в карточке МАП другой (он же арендатор), то это может быть расценено как отсутствие факта аренды (ведь машиной в данный момент должен распоряжаться арендатор, то есть владелец Удостоверения Допуска, а распоряжается почему-то сдавший в аренду). А раз аренда отсутствует, значит и карточка недействительна. А раз карточка недействительна, то и тахограф ЕСТР использоваться не может.
Поэтому я не рекомендую этот вариант ни предпринимателям, ни физическим лицам.
Другое дело — настоящая сдача в аренду и работа по документам арендатора. Но заморачиваться этим только для того, чтобы кому-то сэкономить на тахографе — никакая фирма этим заниматься не будет — для такой схемы нужны более веские причины. И быть может как раз на эту тему мы поговорим в одном из следующих видео.

Специальные транспортные средства

То есть это такие машины, для которых так сказать «основным занятием» являются не перевозки грузов, а работы выполняемые с помощью установленного на них оборудования. Из этого следует, что те автомобили, оборудование которых выполняет лишь вспомогательную функцию, а основной их функцией является всё же перевозка грузов, специальными не являются и под исключения не попадают, в том числе — самосвалы и грузовики с манипулятором.

Впрочем, если в Паспорте Транспортного Средства в третьей строке «Наименование (тип ТС)» написано «специальный», то по рассматриваемому нами Приложению 2 к Приказу 36, тахограф не нужен.
Но всё же в этой строке, согласно пункту 27 положения о ПТС

так что просто так такую запись для обычного грузовика вряд ли кто-то внесёт.

Специализированные транспортные средства?

Этот же термин («специализированные») имеется и в Приложении N 10 к Правилам перевозок грузов автотранспортом (сокращённо — ППГ), но определяется он уже совершенно по-другому: здесь в списке есть и рефрижераторы, и самосвалы, и автовозы, и даже контейнеровозы.

Однако в рассматриваемом нами Приложении 2 к Приказу 36 термин «специализированные» определён прямо в документе, поэтому под исключение попадают только те транспортные средства, которые перечислены в скобках:

Транспорт старше 30-ти лет?

и так далее.
Ну, во-первых, никакого такого «перечня» реально не существует. Вернее, есть документ, фактически состоящий только из названия, а содержимое, которое короче названия, говорит лишь о том, что это его название распространяется вообще на все колёсные транспортные средства, какие только могут быть. Это один из самых прикольных российских документов.
А во-вторых, даже если бы какой-то перечень и существовал, большинство старых грузовиков всё равно не попадало бы в данное исключение, так как они всё ж таки «предназначены для коммерческих перевозок» и вовсю в них используются.

Переоборудование

В общем, возможностей ездить без тахографа с СКЗИ или вообще без тахографа (не изменяя тип транспортного средства) совсем немного.
Что же касается переоборудования (а это актуально в основном для физических лиц), то есть масса фирм, которые занимаются изменением конструкции или экспертизой таких изменений для ГИБДД, а то и полностью выполняют весь цикл «под ключ».
Конечно, тратить из-за тахографа кучу денег на переделку и перерегистрацию — особого смысла в этом нет, но всё же вот наиболее разумные варианты из списка исключений: автолавка, автомобиль-дом, передвижная мастерская.

Приказ 273

Вообще, что касается «физиков», то есть тех владельцев грузовиков, которые не занимаются коммерческими перевозками и не являются предпринимателями в сфере автоперевозок, — по поводу тахографов им пока можно особо не беспокоиться, ведь «Порядок оснащения тахографами» согласно Приказу Минтранса N 273 сейчас применяется только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, и когда он будет определён для физических лиц — неизвестно.
Как неизвестно и то, когда тахографы начнут проверять на техосмотре.

ⓘ ВНИМАНИЕ!
4 декабря 2019 года вышел Приказ МинТранса РФ № 339 от 15 октября 2019 г., в котором содержатся изменения в Приказах № 273 и № 36.
Теперь в Приказе № 273 определены сроки оснащения транспортных средств тахографами для физических лиц.
Разъяснения смотрите ЗДЕСЬ.

Ещё новое для физ.лиц в ФЗ N 196

Кстати, похоже мало кто обратил внимание на ещё один абзац в пункте 3 статьи 20 Федерального закона N 196 «О безопасности дорожного движения», который добавили для физических лиц 1-го ноября (вместе с обязанностью ставить тахографы.) Говорится в нём о том, что Физические лица, имеющие грузовик или автобус, теперь обязаны соблюдать «правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом ».
Пока эти правила в основном написаны опять же для предпринимателей и организаций, но, видимо всё идёт к тому, что и физ. лиц тоже в скором времени обяжут проходить предрейсовые осмотры — технический и медицинский.

Изменения ПДД

Тахографы с 1 января 2021 года: последние новости

В сети распространяется информация о том, что с 1 января 2021 года отменяются требования по установке тахографов на автобусы и грузовики физлиц.

Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, согласно приказу Минтанса РФ от 15 октября 2019 г. N 339 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам оснащения тахографами транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, и транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении» установлены сроки обязательной установки тахографов на транспорт физических лиц.

Сроки зависят от типа транспортного средства и его экологического класса. Это было сделано специально, чтобы не создавать очереди в пунктах установки тахографов.

СРОКИ УСТАНОВКИ ТАХОГРАФОВ НА ГРУЗОВИКИ

  • Категория N3 (грузовики полной массой более 12 тонн), экологический класс которых не определен — до 1 марта 2020 г.;
  • Категория N3 (грузовики полной массой более 12 тонн), экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже — до 1 июня 2020 г.;
  • Категория N3 (грузовики полной массой более 12 тонн), экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, — до 1 сентября 2020 г.;
  • Категория N2 (грузовики полной массой 3,5 — 12 тонн), экологический класс которых не определен — до 1 декабря 2020 г.;
  • Категория N2 (грузовики полной массой 3,5 — 12 тонн), экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже — до 1 марта 2021 г.;
  • Категория N2 (грузовики полной массой 3,5 — 12 тонн) , экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше — до 1 июня 2021 г.

СРОКИ УСТАНОВКИ ТАХОГРАФОВ НА АВТОБУСЫ

  • Категория М3 (автобусы полной массой более 5 тонн), экологический класс которых не определен — до 1 ноября 2019 г.;
  • Категория М3 (автобусы полной массой более 5 тонн), экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже — до 1 февраля 2020 г.;
  • Категория М3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше — до 1 мая 2020 г.;
  • Категории М2 (автобусы полной массой до 5 тонн), экологический класс которых не определен — до 1 августа 2020 г.;
  • Категория М2 (автобусы полной массой до 5 тонн), экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже — до 1 ноября 2020 г.;
  • Категория М2 (автобусы полной массой до 5 тонн), экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше — до 1 февраля 2021 г.;
  • Категория М2 (автобусы полной массой до 5 тонн), принадлежащие многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи — до 1 января 2022 г.

ТАХОГРАФЫ С 1 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА ОТМЕНИЛИ?

Однако, на днях в сети появилась информация об отмене требований по обязательной установке тахографов на транспортные средства физлиц. Это было связано с выходом Постановления Правительства от 26.10.2020 №1742 «О признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора, федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, а также обязательные требования в области технического осмотра транспортных средств».

Это Постановление отменило целый пакет нормативно-правовых актов с 1 января 2021 года. В их число попал и упомянутый выше приказ Минтранса №339, который устанавливал сроки установки тахографов на транспортные средства физлиц. Многие поспешно решили, что это означает полную отмену требований по установке тахографов с 1 января.

Однако, это маловероятно. Дело в том, что согласно новым правилам, нормативно-правовые акты пересматриваются через определённый период. Соответственно, все отменённые с 1 января 2021 года приказы и постановления должны будут просто заменить другими аналогичными документами. В них либо будет содержаться та же самая информация, либо они будут скорректированы под текущие реалии.

ТРЕБОВАНИЯ К ТАХОГРАФАМ С 1 ЯНВАРЯ 2021

Что касается установки тахографов, параллельно с Постановлением Правительства, отменяющим старые документы, Минтранс в тот же день утвердил приказ от 26.10.2020 № 438 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» (зарегистрирован 19.11.2020 № 60988).

Этот документ как раз устанавливает требования к тахографам, которые будут действовать с 1 января 2021 по 1 января 2027 года. Правда, в новом приказе не указаны конкретные сроки установки тахографов на определённые типы транспортных средств, как это было в старом документе. Возможно, в ближайшее время будет утверждён дополнительный приказ Минтранса, в котором будут те же самые или уже изменённые сроки.

Пока же рассмотрим уже подписанный приказ №438, который вступает в силу с 1 января 2021 года.

Согласно нему, новые требования должны применяться:

  • юридическими лицами;
  • индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств;
  • физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов.

За оснащение грузовика или автобуса тахографом отвечает его владелец. Установка тахографа должна осуществляться в мастерской, которая входит в специальный перечень ФБУ «Росавтотранс».

В ходе оснащения транспортного средства тахографом мастерская должна осуществлять:

  • установку тахографа, модель которого учтена ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях тахографов;
  • активизацию тахографа и программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства (блок СКЗИ);
  • настройку тахографа;
  • опломбирование тахографа.
Читайте также  Как проверить права на подлинность

Тахограф устанавливается на транспортное средство таким образом, чтобы водитель имел доступ к функциям тахографа со своего рабочего места.

Состав работ, выполняемых при установке и активизации тахографа, должен соответствовать Правилам обслуживания и требованиям технической документации организации-изготовителя модели тахографа, устанавливаемого на транспортное средство, а также требованиям организации-изготовителя блока СКЗИ тахографа.

После активизации тахографа и блока СКЗИ тахографа осуществляется настройка тахографа, при которой в память тахографа вводятся параметры транспортного средства, определяющие показания тахографа:

  • постоянная тахографа (k);
  • характеристический коэффициент транспортного средства;
  • эффективная окружность шин колес;
  • идентификационный (VIN) и (или) государственный регистрационный (VRN) номера транспортного средства (при их наличии).

В результате настройки тахографа должна обеспечиваться возможность распечатки контрольных данных, содержащих следующую информацию:

  • наименование мастерской, производившей настройку тахографа;
  • номер мастерской в перечне сведений о мастерских, формируемом ФБУ «Росавтотранс»;
  • номер тахографа в перечне сведений о моделях тахографов, формируемом ФБУ «Росавтотранс»;
  • номер блока СКЗИ тахографа в перечне сведений о моделях блоков СКЗИ тахографа, формируемом ФБУ «Росавтотранс»;
  • параметры транспортного средства и дата их определения;
  • идентификационный (VIN) и (или) государственный регистрационный (VRN) номера транспортного средства (при их наличии).

Оснащение транспортного средства завершается опломбированием тахографа. Оттиск на пломбе мастерской должен соответствовать номеру мастерской в перечне сведений о мастерских, формируемом ФБУ «Росавтотранс».

Повторная настройка тахографа, установленного на транспортное средство, обеспечивается владельцем транспортного средства и осуществляется мастерской не реже чем один раз в 3 года либо после:

На какие автомобили надо устанавливать тахографы

На какие автомобили надо устанавливать тахографы

Дискуссия о том, на какие автомобили надо устанавливать тахографы, сегодня практически завершена, потому что из законодательства убрали почти все спорные вопросы. Но далеко не все владельцы транспортных средств хорошо знакомы с нормативной базой — и это может привести к недопониманию или даже штрафам.

Чтобы окончательно разобраться, где самописец будет обязательным, а на какие автомобили не надо устанавливать тахографы — внимательно изучите эту статью.

Зачем нужен тахограф?

Начнем анализ с базовых понятий — а именно с определения функций тахографа. Согласно действующим в РФ законам, на автобусы и грузовые автомобили, а также на некоторые другие ТС нужно устанавливать бортовые цифровые самописцы:

  • Тахограф подключают к бортовым сетям, датчикам скорости и другим устройствам транспортного средства.
  • Перед началом работы водитель должен вставить личную карту в гнездо устройства и активировать его, введя ПИН-код. Это дает возможность идентифицировать того, кто управлял транспортным средством в тот или иной момент.
  • При движении прибор фиксирует время, проведенное в пути, скорость, пробег и другие параметры.
  • Собранные данные ранятся в памяти тахографа в неизменяемом виде — для этого приборы оснащают модулями криптографической защиты.

Основная задача тахографа — фиксировать время, проведенное водителем транспортного средства в рейсе. Это дает возможность проверяющим (сотрудникам ДПС ГИБДД или Ространснадзора) фиксировать переработки, которые становятся причиной повышенной аварийности. Для считывания зашифрованной информации, хранящейся в тахографа, используется карта контролёра.

Категории транспортных средств, которые нужно оснащать тахографами

Поэтому по закону устанавливать бортовые цифровые тахографы нужно на принадлежащие юридическим лицам и предпринимателям транспортные средства категорий N2, N3, М2 и М3. То есть переоснащению подлежат:

  • Автобусы.
  • Микроавтобусы, у которых 8 и более мест для перевозки пассажиров.
  • Грузовики массой от 3500 кг и более.

Отдельно в законах оговаривается потребность в установке бортовых самописцев на грузовые транспортные средства, которые используются для перевозки опасных грузов. Также обязательно контрольными приборами оснащаются пассажирские автобусы и микроавтобусы, которые работают на городских, пригородных и междугородных рейсах.

Категории транспортных средств, которые нужно оснащать тахографами

Для каких ТС тахограф не обязателен?

В законах детально прописывается не только то, на какие автомобили нужен тахограф, но и список исключений. Есть техника категорий N2/N3, М2/М3, которую не нужно оснащать бортовыми тахографами.

Первая достаточно большая группа транспортных средств — это грузовики и автобусы, на которых стоят приборы европейского образца (ЕСТР). Если для внутренних рейсов в РФ обязательно наличие тахографа с блоком СКЗИ, то для международных поездок машины оснащают самописцами ЕСТР. Если у компании есть разрешение на международные перевозки, то машины с тахографами ЕСТР также могут свободно перемещаться по территории РФ.

Кроме того, тахографы не следует устанавливать на:

  • Технику, которая не перемещается по дорогам общего пользования (например, работает только в пределах промплощадок или территории горной разработки).
  • Трактора, самоходные ТС, а также другую технику, которая прошла регистрацию в гостехнадзоре.
  • Транспортные средства, которые используются для обучения вождению, и не применяются для иных целей (грузовые/пассажирские перевозки).
  • Транспортные средства, находящиеся в ведении ВС РФ, МВД, ФСБ, Росгвардии, других специальных служб.
  • Автомобили, чей возраст превышает 50 лет, и которые при этом не задействуются в коммерческих рейсах.
  • Медицинскую технику (автомобили Скорой Помощи, медицинские комплексы на колесных шасси и др.).
  • Технику МЧС и пожарной охраны.
  • Строительную и коммунальную спецтехнику — от автобетононасосов до автокранов.

Также в список исключений включены троллейбусы и некоторые другие ТС. Нормативная база периодически меняется, потому в сложных ситуациях стоит ориентироваться на наиболее актуальный документ. Отказываться от установки тахографа на автомобиль стоит только в том случае, если вы полностью уверены, что ТС входит в перечень исключений, и это не повлечет за собой штрафные санкции.

Обязательно ли устанавливать тахограф на личный грузовой автомобиль?

Еще сравнительно недавно переоснащение транспортных средств бортовыми самописцами установленного образца было актуальным только для грузовиков и автобусов, применяемых в коммерческом секторе. Однако в 2019 году федеральный закон, который регламентирует ключевые положения безопасности дорожного движения, был изменен.

Одно из изменений касалось физических лиц, в собственности которых находятся транспортные средства массой свыше 3500 кг. Согласно вступившим в силу изменениям в нормативной базе, теперь на них тоже нужно устанавливать тахографы — так же, как и на грузовики, которые использовались для коммерческих перевозок компаниями или предпринимателями.

Коммерческие перевозки на личном транспорте — можно ли без тахографа?

До вступления в силу изменение в федеральном законе о БДД здесь отмечалась правовая коллизия:

  • С одной стороны, транспортное средство задействуется для получения прибыли, потому продолжительность рейсов и другие параметры движения нужно контролировать.
  • С другой стороны, транспортное средство находится в частной собственности, а закона, который обязывает физическое лицо устанавливать на машину тахограф, нет.

С 1.11.2019 коллизия была устранена. Поскольку по обновленному закону на автобусы и грузовики массой от 3,5 т нужно ставить тахографы вне зависимости от формы собственности, то и поля для дискуссии нет.

Есть еще один аспект — законность предпринимательской деятельности. Даже если для коммерческих перевозок используется транспортное средство массой менее 3500 кг и вместимостью менее 8 пассажиров — владелец его может быть наказан. Потому при выполнении любых грузовых или пассажирских перевозок от физического лица могут потребоваться документы, подтверждающие некоммерческий характер рейса.

Замена аналогового тахографа цифровой моделью

Замена аналогового тахографа цифровой моделью

Ранее на транспортных средствах можно было использовать тахографы старого образца — аналоговые/шайбовые. Устанавливать такое оборудование перестали уже достаточно давно из-за низкой точности фиксации пробега, а также неэффективности в защите данных от изменения. Но на некоторых машинах такие устройства стояли — и ими можно было пользоваться.

Начиная с марта 2018 года эксплуатация аналоговых тахографов в РФ законодательно запрещена. Это значит, что машину, на которой установлен шайбовый самописец, нужно срочно переоборудовать, оснастив современной цифровой моделью:

  • С блоком СКЗИ — для внутрироссийский рейсов.
  • ЕСТР — для рейсов за рубеж.

Обратите внимание! В Российской Федерации можно эксплуатировать только оборудование, входящее в утвержденный перечень. Список тахографов, которые можно ставить на транспортные средства, включает такие модели как ШТРИХ-ТахоRUS, КАСБИ DT-20M, Меркурий ТА-001, АТОЛ Drive 5 и некоторые другие. Ни одно из аналоговых устройств в этот перечень не входит, потому прибора такого типа подлежат замене.

Сроки оснащения различных транспортных средств тахографами с СКЗИ

  • До 1.04.14 — ТС для перевозки опасных грузов
  • До 1.06.14 — автобусы (исключение — автобусы на пригородных и городских маршрутах).
  • До 1.07.14 — грузовые автомобили, масса которых превышает 15 000 кг, задействованные в междугородных перевозках
  • До 1.09.14 — грузовые автомобили, масса которых превышает 12 000 кг.
  • До 1.04.15 — грузовые автомобили, масса которых превышает 3500 кг.
  • До 1.06.16 — технику, на которой ранее были установлены самописцы аналогового типа.
  • До 1.01.18 — технику, на которой ранее были установлены самописцы цифрового типа без модуля СКЗИ.
  • До 1.06.2018 — автобусы, которые выполняют рейсы на пригородных маршрутах.
  • До 1.07.2021 — автобусы на городских маршрутах.

Таким образом, сегодня все отпущенные на переоснащение ТС сроки прошли — и на транспортных средствах должны обязательно стоять тахографы с СКЗИ либо ЕСТР.

Штрафные санкции

Поскольку время, отведённое правительством на исполнение нормативных требований по установке тахографов на транспортные средства, прошло — наличие бортовых самописцев на автомобилях и автобусах сегодня контролируется достаточно строго. При этом проверяется не только факт установки тахографа, но и соответствие устройства стандарту, а также — соблюдение правил эксплуатации.

Штрафные санкции налагается согласно ст. 11.23 КоАП:

  • До 5 тысяч рублей заплатит водитель (физическое лицо).
  • До 10 тысяч — должностное лицо, признанное виновным в неисполнении нормативных требований.
  • Штрафы до 25 и 50 тысяч соответственно грозят индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, игнорирующим требования по переоснащению транспортных средств с обязательной установкой контрольного оборудования.

Произошла ли отмена тахографов?

Произошла ли отмена тахографов?

В интернете и в профессиональной среде периодически появляются сообщения о том, что до 2021 либо до 2022 года бортовые самописцы устанавливать на ТС не обязательно — требование об их обязательном монтаже было отменено или отсрочено.

Однако эти сообщения не имеют фактических подтверждений. Все документы, которые содержат требования к тахографом и срокам по их установке, вступили в силу и продолжают действовать. Таким образом, отказ от оснащения ТС бортовым самописцем гарантированно приведет к штрафу при первой же проверке.

Важные изменения в законодательстве

Даже зная, на какие автомобили нужно ставить тахограф, нужно отслеживать изменения в нормативной базе и вовремя на них реагировать. Наиболее актуальными по состоянию на середину 2021 года будут:

  • Изменения в правилах техосмотра, вступившие в силу с 1.03.21. Согласно этим изменениям, если на транспортном средстве должен быть установлен тахограф, то устройство обязано пройти поверку/настройки и выводить на печать служебную информацию.
  • Приказ Минтранса РФ № 440 от 28.10.2020. Приказ вышел на смену утратившему силу приказу № 36 от 13.02.13 и содержит сведения о требованиях к устанавливаемым на ТС тахографам.
  • Обновленные требования, касающиеся лицензирования пассажирских перевозок (от 1.01.21). Согласно этим требованиям автобусы в обязательном порядке оснащаются цифровыми тахографами, а также аппаратурой позиционирования ГЛОНАСС/GPS.

Отслеживая эти изменения, и вовремя на них реагируя, можно избежать штрафов и продолжить деятельность в сфере грузовых или пассажирских перевозок с полным соблюдением законов РФ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: