Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ)

Оценка уязвимости ОТИ

Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – это определение степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры от угроз совершения актов незаконного вмешательства (АНВ). Результаты проведенной оценки уязвимости оформляются в виде текстового документа с графическими планами-схемами в трех экземплярах.
В соответствии с действующим законодательством оценка уязвимости ОТИ может проводиться только специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Стоимость проведения оценки уязвимости ОТИ

Обращаясь в компанию РосБезопасность – Вы обращаетесь в команду профессионалов, которые отчетливо понимают, что не существует идентичных друг другу объектов транспортной инфраструктуры и поэтому определение стоимости осуществляется индивидуально для каждого ОТИ. Основными показателями, которые учитываются при формировании стоимости являются:

  • реестровый номер;
  • адрес ОТИ;
  • вид транспорта;
  • протяженность (для линейных ОТИ);
  • площадь зданий (строений, сооружений);
  • площадь территории;
  • сведения о присвоенной категории;

В отдельных случаях наши специалисты могут запросить дополнительные уточняющие сведения.

За что Вы платите

  • Сбор и анализ необходимой информации;
  • Разработка оценки уязвимости ОТИ;
  • Утверждение результатов проведенной ОУ ОТИ в компетентном органе;

Срок разработки оценки уязвимости

Срок проведения оценки уязвимости ОТИ – до 1 месяца;
Срок утверждения результатов ОУ ОТИ в компетентном органе – 30 дней;
Оценка уязвимости подлежит обязательному утверждению в компетентном органе. В зависимости от вида транспорта (автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, речной, внеуличный, дорожное хозяйство) оценка подлежит согласованию с одним из Федеральных агентств Министерства транспорта РФ (Росавтодор, Росжелдор, Росавиация, Росморречфлот).

На какие ОТИ требуется оценка уязвимости

Оценку уязвимости необходимо проводить в отношении подлежащих категорированию ОТИ определенных Федеральным законом № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности»:

  • железнодорожные вокзалы и железнодорожные станции;
  • автовокзалы и автостанции;
  • объекты инфраструктуры внеуличного транспорта (метрополитен);
  • тоннели, эстакады, мосты (автомобильные и железнодорожные);
  • морские терминалы;
  • акватории морских портов (не категорируются);
  • речные порты;
  • судоходные гидротехнические сооружения (СГТС);
  • аэродромы и аэропорты;
  • искусственные острова;
  • морские плавучие (передвижные) платформы;
  • участки автомобильных дорог;
  • участки жд путей (общего и необщего пользования);
  • пассажирские остановочные железнодорожные пункты МЦК (МКЖД) и МЦД;
  • диспетчерские центры управления железнодорожными перевозками;
  • здания, сооружения и помещения, в том числе гидротехнические, предназначенные для обслуживания пассажиров и транспортных средств внутреннего водного транспорта, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности в составе причалов, портов (пристаней), дебаркадеров, стоечных судов, расположенных на внутренних водных путях;
  • здания, сооружения с расположенными в них коммуникациями, системами и средствами организации воздушного движения, предназначенными для функционирования оперативных органов Единой системы организации воздушного движения РФ (ЕС ОрВД);

Разобраться с вопросом о необходимости проведения оценки уязвимости для Вашего объекта транспортной инфраструктуры бесплатно помогут наши специалисты.

Образец (форма) оценки уязвимости объекта транспорта

Образец формы оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры определяется методическими рекомендациями компетентных органов в зависимости от вида транспорта. При этом содержание ОУ ОТИ и порядок ее проведения определены Приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87. Оценка уязвимости ОТИ состоит из следующих основных разделов:

  • Раздел 1 содержит описание технических и технологических характеристик ОТИ (включая геологические, гидрологические и географические особенности его месторасположения), а также описание организации эксплуатации (функционирования) ОТИ. В данном разделе описываются границы зоны транспортной безопасности, ее частей и приводится перечень критических элементов объекта транспортной инфраструктуры;
  • Раздел 2 содержит описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на ОТИ по защите от АНВ, а также оценку соответствия системы принятых мер требованиям по обеспечению транспортной безопасности ОТИ;
  • Раздел 3 содержит описание способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность объекта транспортной инфраструктуры применительно к модели нарушителя;
  • Раздел 4 содержит описание дополнительных мер, которые необходимо принять СТИ на ОТИ в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности;

Руководящие документы

Основные нормативно правовые акты (законы) регулирующие вопросы проведения оценки уязвимости ОТИ приведены в разделе сайта «Законодательство», подраздел «Транспортная безопасность объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ)».

Ответственность за не проведение оценки уязвимости ОТИ

В соответствии с действующим законодательством проведение оценки уязвимости ОТИ является обязательной мерой, за невыполнение которой предусмотрена ответственность КоАП РФ, а в отдельных случаях УК РФ.

КоАП РФ «Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности».

Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 000 руб. до 5 000 руб.;
  • на должностных лиц от 20 000 руб. до 30 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей от 30 000 руб. до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц от 50 000 руб. до 100 000 руб.;

Повторное совершение административного правонарушения — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб.;
  • на должностных лиц от 30 000 руб. до 50 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей от 50 000 руб. до 70 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц от 100 000 руб. до 200 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

​​​​​​​ Действие (бездействие), совершенное умышленно — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб.;
  • на должностных лиц от 50 000 руб. до 100 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей от 100 000 руб. до 150 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц от 200 000 руб. до 500 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

​​​​​​​ УК РФ «Статья 263.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности».

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

ГОСТ Р 57119-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ УЯЗВИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Technique of carrying out assessment of vulnerability objects of transport infrastructure and vehicles. General requirements

Дата введения 2017-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Рустехинновации" (ЗАО "Рустехинновации"), Закрытым акционерным обществом "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ"), Ассоциацией организаций, осуществляющих деятельность в области обеспечения транспортной безопасности "Транспортная безопасность"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 246 "Контейнеры"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт разработан в целях установления единой терминологической базы и общих требований к деятельности субъектов транспортной инфраструктуры и специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности при проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к процедуре определения степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ), транспортных средств (далее — ТС) и транспортного оборудования (далее — ТО) от угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее — АНВ).

Настоящий стандарт устанавливает требования, которыми следует руководствоваться собственникам ОТИ и ТС и специализированным организациям при проведении оценки уязвимости ОТИ и ТС.

Настоящий стандарт предназначен для применения субъектами транспортной инфраструктуры и специализированными организациями независимо от формы собственности, осуществляющими деятельность по оценке уязвимости ОТИ и ТС.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.5 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ Р 56461 Безопасность транспортная. Общие требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется принять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56461, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 акт незаконного вмешательства; АНВ: Противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

3.2 инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности (инженерные сооружения ТБ): Части конструкции ОТИ или ТС (заграждения, противотаранные устройства, решетки, двери, люки, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования, а также задержки или замедления проникновения нарушителя в зону безопасности ОТИ, ТС и/или на их критические элементы.

3.3 категорирование ОТИ и ТС: Отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения АНВ и его возможных последствий.

3.4 критический элемент ОТИ и/или ТС (критический элемент): Строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, АНВ в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.

Читайте также  Если утерян договор купли продажи автомобиля

3.5 лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ: Должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации, в обязанности которого должностными инструкциями вменена указанная функция.

3.6 лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС: Должностное лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации, в обязанности которого должностными инструкциями вменена указанная функция.

3.7 модель нарушителя: Описание нарушителя, включающее совокупность сведений о численности, оснащенности, финансовой обеспеченности, уровне подготовленности, осведомленности и тактике действий потенциальных нарушителей, их мотивации и преследуемых целях при совершении АНВ в отношении ОТИ и/или ТС.

3.8 нарушитель: Лицо (группа лиц), совершившее(ая) или пытающееся(аяся) совершить АНВ, а также лицо (группа лиц), оказывающее(ая) содействие в этом, в том числе с использованием ТС.

3.9 непосредственная угроза: Совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ.

3.10 опасные грузы: Вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения ТС, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц [1].

3.11 уровень безопасности транспортного комплекса: Степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения АНВ.

3.12 элементы технологического комплекса и объекты вида транспорта: Сооружения и устройства вида транспорта.

4 Обозначения и сокращения

БТИ — бюро технической инвентаризации.

ИССО — искусственное сооружение.

КПП — контрольно-пропускной пункт.

МВД России — Министерство внутренних дел России.

МЧС России — Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.

ОВД РФ — органы Внутренних дел Российской Федерации.

ТБ — транспортная безопасность.

ФОИВ — Федеральный орган исполнительной власти.

ФСБ России — Федеральная служба безопасности России.

5 Общие требования

При проведении оценки уязвимости ОТИ и ТС общими являются требования:

— по учету результатов категорирования и видовых особенностей ОТИ и ТС;

— по организации, точности, своевременности и скорости данного вида обслуживания [2];

— к унифицированной документации по 7.11.4 ГОСТ 1.5-2001.

5.1 Требование учета результатов категорирования и видовых особенностей ОТИ и ТС

При проведении оценки уязвимости учитывают результаты категорирования ОТИ и/или ТС. При проведении оценки уязвимости ОТИ и/или ТС учитывают видовые особенности ОТИ и ТС. Особое внимание на видовые особенности следует обращать на этапах изучения их технических и технологических характеристик и изучения системы принятых на ОТИ и/или ТС мер по защите от АНВ.

На этапах изучения способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ с использованием модели нарушителя и определения рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры по совершенствованию системы мер обеспечения ТБ необходимо дополнительно учитывать эксплуатационные особенности и характеристики ОТИ и/или ТС.

5.1.1 Автомобильный транспорт

ОТИ: автомобильные вокзалы и станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса (включая городской наземный электрический транспорт) здания, сооружения, устройства и оборудование, находящиеся как в зоне ТБ, так и за ее границами.

ТС — это средства, используемые:

— для регулярной перевозки пассажиров и багажа;

— перевозки пассажиров и багажа по заказу;

— перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение [3].

5.1.2 Воздушный транспорт

ОТИ: аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления воздушным движением, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, находящиеся как в зоне ТБ, так и за ее границами.

ТС являются: воздушные суда коммерческой гражданской авиации и воздушные суда авиации общего назначения [4].

5.1.3 Морской и речной транспорт

ОТИ: внутренние водные пути, вокзальные комплексы, морские порты, речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, объекты систем связи, навигации и управления движением ТС, находящиеся как в зоне ТБ, так и за ее границами [5].

ТС — это: суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, в значениях, устанавливаемых [6], [7].

5.1.4 Железнодорожный транспорт

5.1.4.1 Первая группа ОТИ:

ОТИ: раздельные пункты (далее — РП) [земляное полотно, верхнее строение пути, в том числе стрелочные переводы, вагонные замедлители и т.д., охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды, ИССО, кроме мостов, устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, строения, сооружения и помещения, в которых располагаются устройства сигнализации, централизации и блокировки; станционное оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте; контактная сеть на станциях, станционные здания и сооружения, в том числе погрузочно-выгрузочные места на железнодорожных станциях (стационарные платформы, рампы, площадки) и сборно-разборные (платформы, аппарели), предназначенные для погрузки и выгрузки воинских грузов, водоразборные колонки].

Здания, строения, сооружения и помещения вокзальных комплексов, расположенных совместно со станционными и другими подразделениями владельцев инфраструктуры вида транспорта.

5.1.4.2 Вторая группа ОТИ

ОТИ: железнодорожные перегоны, в том числе законсервированные (земляное полотно, верхнее строение пути, ИССО (кроме мостов, путепроводов, тоннелей), устройства и линии сигнализации, централизации и блокировки, линейное оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации, обеспечивающих технологические процессы на железнодорожном транспорте, контактную сеть на перегонах, охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды).

5.1.4.3 Третья группа ОТИ

ОТИ: ИССО, в том числе железнодорожные мосты (опоры, устои, пролетные строения, материалы верхнего строения пути, здания и сооружения охраны и обслуживающего персонала); путепроводы; эстакады; селеспуски; тоннели.

5.1.4.4 Четвертая группа ОТИ

отдельно расположенные (вне территории станций) здания, строения, сооружения и помещения вокзальных комплексов;

— объекты энергохозяйства (кроме контактной сети), в том числе:

— линии электроснабжения, питающие тяговые подстанции, контактную сеть, устройства сигнализации, централизации, блокировки, вычислительной техники информационных комплексов управления движением на железнодорожном транспорте,

Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края

Антитеррористическая защищенность объектов транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ) обеспечивается путем исполнения требований транспортной безопасности. Ключевое место в данном вопросе занимает Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее — Закон).

Следует разделять понятия ОТИ и транспортного средства. К первому относятся различные здания и сооружения, обеспечивающие функционирование транспортного комплекса. Закон не содержит определение таких объектов, а включает их исчерпывающий перечень (п. 5 ст. 1).

Обязанность по обеспечению транспортной безопасности ОТИ возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры (лица, являющиеся собственниками

ОТИ или использующие их на ином законном основании) и перевозчиков (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж из пункта отправления в пункт назначения).

Требования по обеспечению транспортной безопасности утверждаются Правительством Российской Федерации применительно к отдельным видам объектов: воздушного, железнодорожного, автомобильного, внеуличного, электрического, морского, речного транспорта, к объектам дорожного хозяйства, к объектам на этапе строительства и проектирования, к объектам, расположенным на территориях, прилегающих к объектам транспорта.

Порядок реализации указанных требований зависит от того, к какому виду относится ОТИ: подлежащие и не подлежащие категорированию.

Объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию, определены приказом Минтранса России от 28.08.2020 N2 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта».

В 2020 году на владельцев ОТИ, не подлежащих категорированию, возложена обязанность по исполнению требований обеспечения транспортной безопасности, однако ряд соответствующих правовых актов Правительства Российской Федерации, конкретно их определяющих, вступили (вступят) в силу лишь в 2021 году (апрель — ОТИ автомобильного и железнодорожного транспорта, июнь — ОТИ дорожного хозяйства).

В отношении данных объектов в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности разрабатываются и утверждаются паспорта безопасности, экземпляры которых направляются в компетентный орган (Росавтодор, Росавиация и т.д.) в течение семи дней с момента утверждения.

Началу разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности предшествует проведение обследования объекта, а также изучение реализуемых на нем мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности. Результаты обследования и изучения являются приложением к паспорту.

В настоящее время в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств включаются, в том числе и ОТИ, не подлежащие категорированию.

Согласно ст. 12 Закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности (федеральные агентства, подведомственные Минтрансу России) полную и достоверную информацию для проведения категорирования и ведения реестра.

В отношении остальных ОТИ (категорированные объекты) на основании результатов оценки уязвимости разрабатываются планы обеспечения транспортной безопасности. Планы по-прежнему утверждаются компетентными органами после направления их субъектами транспортной инфраструктуры на утверждение в течение З месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и их сроки определяются соответствующим планом.

Требования по обеспечению транспортной безопасности категорируемых ОТИ также претерпели изменения.

В силу ст. 4 Федерального закона от 02.08.2019 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» ранее установленные Требования применяются до дня вступления в силу требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных статьей 8 Закона (в редакции настоящего Федерального закона).

Кроме того, приказом Минтранса России от 28.08.2020 N2 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта» изменен перечень ОТИ, подлежащих категорированию.

Меры, содержащиеся в утвержденных планах обеспечения транспортной безопасности ранее категорированных ОТИ, но не подлежащих категорированию в настоящее время, реализуются субъектами транспортной инфраструктуры до получения уведомления о приеме компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности утвержденного паспорта обеспечения транспортной безопасности.

Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности предусмотрена ст.ст. 11.15.1, 11.15.2, 19.7.5, 19.7.9 КоАП РФ и 263.1 УК РФ.

Справка по проведению дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.04.2017 № 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов» (далее – Постановление № 410) при изменении положений Постановления № 410 субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности метрополитена обязан обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта метрополитена и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев с даты возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта метрополитена, приводящих к изменению присвоенной объекту метрополитена категории или изменению утвержденного плана объекта метрополитена, обеспечивается проведение дополнительной оценки уязвимости объекта метрополитена в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта метрополитена в течение 3 месяцев с даты возникновения таких изменений или с даты получения уведомления об изменении присвоенной категории объекта метрополитена. При переходе права собственности на объект метрополитена или переходе права его использования на ином законном основании обеспечивается проведение оценки уязвимости объекта метрополитена и представление в Федеральное агентство железнодорожного транспорта на утверждение ее результатов (при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденных результатов ранее проведенной оценки уязвимости объекта метрополитена и согласии субъекта транспортной инфраструктуры с утвержденными результатами ранее проведенной оценки уязвимости объекта метрополитена субъект транспортной инфраструктуры обеспечивает внесение изменений в утвержденные результаты ранее проведенной оценки уязвимости объекта метрополитена в части, касающейся смены субъекта транспортной инфраструктуры).

Читайте также  Какие документы нужны для прав на машину

Железнодорожный транспорт

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» (далее – Постановление № 495) при изменении положений Постановления № 495 регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности обязан обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству). При переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры (транспортное средство) или переходе права их использования на ином законном основании обеспечиваются проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление в Федеральное агентство железнодорожного транспорта на утверждение ее результатов (при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденных результатов ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и согласии субъекта транспортной инфраструктуры с утвержденными результатами ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) субъект транспортной инфраструктуры обеспечивает внесение изменений в утвержденные результаты ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся смены субъекта транспортной инфраструктуры).

Морской и речной транспорт

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» (далее – Постановление № 678) при изменении положений Постановления № 678, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности обязан обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев с даты возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры категории или изменению утвержденного плана объекта транспортной инфраструктуры, необходимо обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений, и представление на утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев с даты возникновения таких изменений или с даты получения уведомления об изменении присвоенной категории объекта транспортной инфраструктуры. При переходе к субъекту транспортной инфраструктуры права собственности на объект транспортной инфраструктуры или переходе права его использования на ином законном основании от иного субъекта транспортной инфраструктуры необходимо обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в установленном порядке ее результатов (при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденных результатов ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и его согласии с этими утвержденными результатами обеспечить внесение в них соответствующих изменений).

Автомобильный транспорт

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (далее Постановление № 924) при изменении положений Постановления № 924, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, обеспечивать проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры категории или изменению утвержденного плана объекта транспортной инфраструктуры, субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности обязан обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекта транспортной инфраструктуры. При переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры или переходе права его использования на ином законном основании обеспечивается проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление в Федеральное дорожное агентство на утверждение ее результатов (при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденных результатов ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и согласии субъекта транспортной инфраструктуры с утвержденными результатами ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры субъект транспортной инфраструктуры обеспечивает внесение изменений в утвержденные результаты ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся смены субъекта транспортной инфраструктуры).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Информация о проведении оценки уязвимости для специализированных организаций, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков

В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87 (далее — Порядок), оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ) проводится в целях определения степени защищенности ОТИ от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ.

В соответствии с пунктом 3.1.4 Порядка результатом определения рекомендаций специализированной организацией при проведении оценки уязвимости ОТИ является описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на ОТИ в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности. (далее – ссылка на скачивание материала)

По результатам проверки комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации информируем, что во исполнение требований статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее — Закон) и пункта 3.4 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87, в результатах проведенных оценок уязвимости помимо мероприятий, необходимых для выполнения типовых требований по обеспечению транспортной безопасности, должно содержаться описание дополнительных мер, подлежащих включению в систему обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства. Дополнительные меры должны разрабатываться с учетом особенностей конкретного объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и возможных потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В результатах также, должны в обязательном порядке указываться рекомендации для групп быстрого реагирования (специально оснащенных мобильных круглосуточно выполняющих свои задачи по реагированию на подготовку к совершению и совершение актов незаконного вмешательства), а также описание всех случаев ограничений при приеме на работу, предусмотренных статьей 10 Закона.

Информация относительно определения границ зоны транспортной безопасности

В соответствии с п.п. 1.1. статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» зона транспортной безопасности — объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.

Учитывая изложенное, сообщается, что законодательством Российской Федерации в области транспортной безопасности не установлено требование в отношении безусловного совпадения границ зоны транспортной безопасности и фактических границ, определенных земельно-кадастровой документацией

Рекомендации по исполнению пункта 8.2 приказа Минтранса России от 12.04.2010 № 87

В соответствии с пунктом 8.2. приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» первый экземпляр результатов проведенной оценки уязвимости, утвержденный руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенный гербовой печатью, направляется (вручается) организациям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, второй и третий экземпляры остаются в компетентном органе, из которых формируются документальная и электронная базы.

Вместе с тем, Росморречфлот считает необходимым прописать в договорах об оказании услуг по проведению оценки уязвимости ОТИ и/или ТС позицию о передаче утвержденного руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенный гербовой печатью отчета об оценки уязвимости ОТИ и/или ТС субъекту транспортной инфраструктуры для дальнейшего использования в работе, хранения и в случае необходимости предоставления контрольным и надзорным органам.

Читайте также  Со скольких лет можно получить права на квадроцикл

Порядок повторного проведения оценки уязвимости в случае изменения категории

В соответствии с пунктом 9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «О Порядке провидения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (далее — Порядок), основаниями для проведения дополнительной оценки уязвимости являются изменение конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) или транспортного средства (далее – ТС), и/или потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ и ТС, а также требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС.

В соответствии с положениями Порядка, результатом проводимой оценки уязвимости является, в том числе оценка соответствия системы мер, принятая субъектом транспортной инфраструктуры (далее – СТИ), согласно требованиям по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС.

Одновременно, Требования по обеспечению транспортной безопасности для ОТИ и ТС по видам транспорта, изданные Минтрансом России в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», определяют систему мер для защиты ОТИ и ТС для каждой присвоенной ОТИ или ТС категории при соответствующем уровне безопасности, при этом установленная система мер для ОТИ или ТС более значимой категории включает в себя (поглощает) систему мер предусмотренную для ОТИ или ТС менее значимой категории.

В случае изменения категории ОТИ или ТС с более значимой на менее значимую, повторное проведение оценки уязвимости данного ОТИ или ТС не требуется, так как к системе мер, принимаемых СТИ на ОТИ или ТС более значимой категории, установлены более высокие требования.

<Письмо> Минтранса России от 15.02.2017 N 11-05/2808-ИС <Разъяснения по порядку использования результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры при разработке планов обеспечения транспортной безопасности>

Департамент транспортной безопасности и специальных программ во исполнение пункта 2 протокола межведомственного совещания в Министерстве транспорта Российской Федерации от 26.01.2017 N АК-4 (далее — Протокол) направляет разъяснения по порядку использования результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры при разработке планов обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с пунктом 3 Протокола прошу:

разместить указанные разъяснения на официальном сайте федерального агентства (службы) в сети Интернет;

довести указанные разъяснения до наиболее крупных субъектов транспортной инфраструктуры, находящихся в сфере ведения федерального агентства.

О выполнении данных мероприятий прошу информировать Департамент транспортной безопасности и специальных программ в срок до 01.03.2017.

Дополнительно сообщаем, что указанные разъяснения Минтрансом России будут также направлены в адрес органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

и специальных программ

ПО ПОРЯДКУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ УЯЗВИМОСТИ

ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ

ПЛАНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87 (далее — Порядок), оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ) проводится в целях определения степени защищенности ОТИ от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ.

В соответствии с пунктом 3.1.4 Порядка результатом определения рекомендаций специализированной организацией при проведении оценки уязвимости ОТИ является описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на ОТИ в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности.

Система мер, установленная требованиями по обеспечению транспортной безопасности, определяет только функционал инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) без указания их типов и конкретных мест установки на ОТИ.

В соответствии с Отраслевыми типовыми нормами времени на работы по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, утвержденными приказом Минтранса России от 15.11.2010 N 248, определение рекомендаций включает в себя:

разработку и оформление рекомендаций по устранению выявленных несоответствий и приведение степени защищенности ОТИ в соответствие с требованиями по обеспечению транспортной безопасности;

разработку и оформление рекомендаций по совершенствованию организационных, регламентных мероприятий с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ;

разработку и оформление рекомендаций по совершенствованию тактики, структуры, оснащенности подразделений транспортной безопасности с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ;

разработку и оформление рекомендаций по совершенствованию инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Таким образом, рекомендации специализированной организации относительно ИТСОТБ, включая видеомониторинг, видеофиксацию, видеонаблюдение и видеообнаружение, заключаются в определении конкретных уязвимых мест на ОТИ, целей потенциального нарушителя с расчетом возможного ущерба при совершении АНВ и задач по обеспечению транспортной безопасности с учетом способов совершения АНВ, которые должны решать ИТСОТБ в уязвимых местах ОТИ, в соответствии с требованиями.

В отношении рекомендаций по размещению пунктов управления обеспечением транспортной безопасности, КПП (постов), специализированной организации надлежит также руководствоваться положениями Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227.

Компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (федеральное агентство) при утверждении результатов оценки уязвимости проверяет их на соответствие порядку проведения оценки уязвимости и требованиям по обеспечению транспортной безопасности, и только наличие выявленных в этой части несоответствий является основанием для отказа в утверждении результатов оценки уязвимости.

Субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности на основании результатов оценки уязвимости. При этом отдельные рекомендации в разделах материалов оценки уязвимости по определению границ зоны транспортной безопасности (ЗТБ) не должны допускать:

1. Разрыва единого технологического процесса работы ОТИ и транспортного комплекса в целом.

2. Несогласованности при установлении ЗТБ ОТИ с ЗТБ определяемыми в последующем в планах обеспечения транспортной безопасности и результатами оценки уязвимости транспортных средств (ТС), эксплуатируемых на данных ОТИ.

3. Отнесения к ЗТБ территорий, зданий, строений, сооружений и устройств, не требующих защиты от АНВ, на которых отсутствуют критические элементы, опасные технологические процессы, существенные пассажиропотоки, места погрузки, выгрузки и отстоя ТС с опасными грузами, с минимальной скоростью движения ТС.

4. Игнорирования при определении ЗТБ ОТИ результатов оценки уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности прилегающих ОТИ.

5. Исключения из границ ЗТБ территорий, зданий, строений и сооружений, подлежащих охране ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, для прохода на которые установлен пропускной режим.

6. Выделения внутри ЗТБ территорий, не отнесенных к ЗТБ, проход на которые возможен только через ЗТБ.

7. Определения границ ЗТБ вне границ землепользования и границ ОТИ.

Только при соблюдении вышеуказанных условий субъекты транспортной инфраструктуры смогут в полном объеме использовать утвержденные результаты оценки уязвимости при разработке планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

В этой связи в целях недопущения упомянутых выше несоответствий при проведении оценки уязвимости ОТИ полагаем целесообразным специализированной организации перед направлением результатов оценки уязвимости на утверждение в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности обеспечить их согласование с субъектом транспортной инфраструктуры в части определения границ зоны транспортной безопасности и перечня критических элементов ОТИ.

Дополнительно необходимо отметить, что наиболее характерными нарушениями, допускаемыми субъектами транспортной инфраструктуры при разработке планов обеспечения транспортной безопасности на основании результатов проведенной оценки уязвимости ОТИ и которые в обязательном порядке подлежат исключению являются следующие:

1. Субъектами транспортной инфраструктуры не выполнены рекомендации в отношении мер, которые по результатам проведенной оценки уязвимости необходимо дополнительно для защиты ОТИ от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения АНВ.

2. Внутренние организационно-распорядительные документы, являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ, разрабатываются формально, без учета требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта и специфики конкретного ОТИ.

3. Границы ЗТБ в планах обеспечения транспортной безопасности не соответствуют границам, определенным по результатам оценки уязвимости ОТИ.

4. Отсутствует схема размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах ЗТБ и/или ее секторов, критических элементов ОТИ.

5. Не предусмотрено оснащение ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию, видеообнаружение, видеораспознавание, видеомониторинг.

6. Не предусмотрен полный перечень мероприятий по обеспечению порядка допуска физических лиц и транспортных средств в ЗТБ ОТИ, а также порядок их передвижения в ЗТБ ОТИ, в том числе не предусмотрено электронное документирование перемещения персонала и посетителей в ЗТБ и на критические элементы ОТИ.

7. Не предусмотрена передача данных в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем.

8. Не отражен необходимый количественный и качественный состав, а также схема размещения технических систем и средств досмотра.

9. Субъектом транспортной инфраструктуры не представлены копия положения (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности или копии положения (устава) и договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности.

10. Отсутствуют сведения о порядке взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на ОТИ, работниками подразделений транспортной безопасности, иным персоналом, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности ОТИ.

11. Отсутствует надлежащим образом разработанный порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и/или транспортных средств, с которыми имеется технологическое взаимодействие.

12. Не учтены в полном объеме положения Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и Правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 N 1257.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: