ОСГОП – обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (с изменениями и дополнениями)

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 6)
    • Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 4. Цели и принципы обязательного страхования
    • Статья 5. Обязанность перевозчика страховать свою гражданскую ответственность и информировать об исполнении данной обязанности
    • Статья 6. Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом
    • Статья 7. Заключение договора обязательного страхования
    • Статья 8. Условия договора обязательного страхования
    • Статья 9. Особенности прекращения договора обязательного страхования и последствия его прекращения
    • Статья 10. Обязанность страхователя уплатить страховую премию
    • Статья 11. Порядок определения страхового тарифа и страховой премии
    • Статья 12. Последствия просрочки уплаты страховой премии (страховых взносов)
    • Статья 13. Обязанность страховщика выплатить страховое возмещение и порядок взаимодействия перевозчика со страховщиком и выгодоприобретателем при предъявлении требований о возмещении вреда
    • Статья 14. Порядок предъявления требования о выплате страхового возмещения и порядок его выплаты
    • Статья 15. Предварительная выплата
    • Статья 16. Определение величины вреда, подлежащего возмещению страховщиком
    • Статья 17. Распределение страхового возмещения между несколькими выгодоприобретателями в случае причинения вреда жизни потерпевшего
    • Статья 18. Права выгодоприобретателя при недостаточности страхового возмещения для полного возмещения вреда
    • Статья 19. Регрессное требование страховщика, возникающее после выплаты страхового возмещения
    • Статья 20. Профессиональное объединение страховщиков
    • Статья 21. Правила профессиональной деятельности
    • Статья 22. Компенсационный фонд профессионального объединения страховщиков
    • Статья 23. Компенсационные выплаты
    • Статья 23.1. Информационное взаимодействие
    • Статья 24. Перестраховочный пул
    • Статья 25. Обязанность юридического лица, осуществляющего перевозки пассажиров метрополитеном, выплатить компенсацию в счет возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном, и порядок информирования выгодоприобретателей об их правах на получение такой компенсации
    • Статья 26. Порядок предъявления к юридическому лицу, осуществляющему перевозки пассажиров метрополитеном, требования о компенсации и порядок ее выплаты
    • Статья 27. Предварительная компенсация
    • Статья 28. Распределение компенсации между несколькими выгодоприобретателями в случае причинения вреда жизни потерпевшего
    • Статья 29. Права выгодоприобретателя при недостаточности компенсации для полного возмещения вреда
    • Статья 30. Заключительные положения
    • Статья 31. (утратила силу)
    • Статья 32. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

    ГАРАНТ:

    Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ) применяются к отношениям, возникшим из договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

    Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ
    «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»

    С изменениями и дополнениями от:

    23 июля, 2 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 23 мая, 23 июня 2016 г., 29 июля, 29 декабря 2017 г., 18 декабря 2018 г.

    Принят Государственной Думой 25 мая 2012 года

    Одобрен Советом Федерации 6 июня 2012 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Президент Российской Федерации

    14 июня 2012 года

    С 1 января 2013 г. на всех видах транспорта (кроме метро и легкового такси) вводится обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Без страховки выполнять перевозки будет запрещено.

    Страховое возмещение в случае смерти составит 2,025 млн руб. (из них до 25 тыс. руб. — компенсация расходов на похороны), при причинении вреда здоровью — в зависимости от характера и степени повреждения. За имущество заплатят из расчета 600 руб. за 1 кг багажа и 11 тыс. за иные вещи. Не подпадают под страхование случаи причинения вреда вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, маневров или иных подобных мероприятий, гражданской войны, народных волнений или забастовок, умысла выгодоприобретателя. В случае причинения вреда жизни или тяжкого вреда здоровью пассажира предусмотрена предварительная выплата части страхового возмещения в размере 100 тыс.руб., которая производится в течение 3 рабочих дней после поступления письменного заявления потерпевшего.

    Перевозчики обязаны информировать пассажиров о страховании (путем размещения этих сведений в местах продажи билетов, на билете либо на своем официальном сайте). При наступлении страхового случая перевозчик должен разъяснить потерпевшему и его родственникам их права на получение возмещения.

    Минимальный срок действия договора обязательного страхования составляет 1 год (на внутреннем водном транспорте — период навигации). По рискам ответственности за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров предусмотрен запрет на установление франшизы (части вреда, не возмещаемого страховщиком).

    Прописан порядок определения страховых тарифов. Предельные размеры тарифов определяет Правительство РФ.

    Данное обязательное страхование заменяет ОСАГО для автоперевозчиков и существующее на воздушном транспорте страхование ответственности. Международным перевозчикам не потребуется приобретать еще 1 полис, если они уже застраховали свою ответственность в соответствии с международными правилами, в том числе за рубежом (по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не менее вышеуказанных).

    Урегулирован порядок возмещения вреда пассажирам метрополитена. Вместо обязательного страхования на перевозчика возлагается обязанность выплатить пострадавшим компенсацию в вышеназванном размере.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

    Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.

    Статьи 20 и 21 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования

    Статья 6 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 апреля 2013 г.

    Статья 23 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2013 г.

    Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 18 июня 2012 г. N 136, в Собрании законодательства Российской Федерации от 18 июня 2012 г. N 25 ст. 3257, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 июня 2012 г., в "Парламентской газете" от 22 июня 2012 г. N 23

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 473-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 277-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 27 января 2018 г.

    Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 146-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 332-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    ОСГОП — обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами

    Страхование ответственности перевозчика

    Наряду со страховкой ОСАГО, которая должна быть оформлена на все транспортные средства, в России существует и еще одна дополнительная страховка, связанная с коммерческим транспортом. Речь идет об ОСГОП — обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика.

    Суть этой страховки сводится к тому, что если при поездке на автобусе жизни, здоровью или имуществу пассажира будет причинен ущерб, то этот ущерб должна возместить страховая компания по ОСГОП.

    В этой статье речь пойдет о том, кому нужна страховка ОСГОП, а также о некоторых особенностях этой страховки:

    В каких случаях обязательно страхование ответственности перевозчика?

    Основной нормативный документ, связанный со страховкой ОСГОП, — это Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

    Статья 1 закона говорит о следующем:

    1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу (далее также — обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также устанавливает порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.

    2. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия обязательного страхования при перевозках пассажиров любыми видами транспорта (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), в отношении которых действуют транспортные уставы, кодексы, иные федеральные законы.

    3. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам пассажиров легковыми такси, а также видами транспорта, гражданская ответственность владельцев которых подлежит страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

    Из данной статьи можно сделать 2 вывода:

    • На легковые такси страховка ОСГОП не нужна.
    • Страховка нужна на транспортные средства, в отношении которых действуют транспортные уставы.

    Второй пункт требует более детальной расшифровки. Рассмотрим статью 3 закона «Об ОСГОП»:

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) перевозка пассажира — услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами (далее также — перевозка). Период перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, определяется транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами, а также частью 2 статьи 25 настоящего Федерального закона;
    .
    3) перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки пассажиров, в том числе по договору фрахтования (независимо от того обстоятельства, являются ли они перевозчиками по договору перевозки или осуществляют перевозку фактически);

    Обратимся к Федеральному закону «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В статье 2 этого закона расшифровывается понятие «перевозчик»:

    13) перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

    Из приведенных пунктов следует, что ОСГОП должно быть оформлено:

    1. при перевозках по договорам перевозки пассажиров;
    2. при перевозках по договору фрахтования;
    3. при перевозках, которые фактически относятся к пункту 1 или 2, но при которых договор не был оформлен.

    На основании всего сказанного выше получается, что страховка ОСГОП требуется на автобусы и троллейбусы, которые:

    • являются общественным транспортом, то есть перевозят пассажиров по билетам;
    • работают по договорам фрахтования, то есть передаются в аренду для перевозки групп пассажиров.

    Нужно ли ОСГОП при перевозках работников предприятия?

    Если организация перевозит сотрудников на собственном автобусе, то перевозчиком с точки зрения рассмотренных выше законов она не является. Билеты при этом не выдаются, а договор фрахтования не заключается.

    То есть страховка ОСГОП не требуется.

    Нужно ли ОСГОП на личный автобус?

    В данном случае все зависит от того, для чего фактически используется автобус. Если водитель на автобусе возит свою семью или друзей, то перевозчиком он не является и ОСГОП не нужно.

    Если же водитель использует автобус в коммерческой деятельности (возит пассажиров за деньги) и не имеет ОСГОП, то в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров он будет выплачивать компенсацию из собственного кармана. Статья 5 закона:

    3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

    Нужно отметить, что закон «Об ОСГОП» предусматривает довольно крупные выплаты при причинении вреда жизни или здоровью (они рассмотрены ниже). И если водителю придется возмещать ущерб самостоятельно, то это вполне может «поставить крест» на его бизнесе по перевозкам.

    Размер выплат по страховке ОСГОП

    Рассмотрим статью 8 Федерального закона:

    2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

    1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;

    2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;

    3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

    Итак, закон не устанавливает единых тарифов по выплатам для страховых компаний. То есть каждая фирма вправе предложить перевозчику собственные условия. Однако минимальные цифры в законе обозначены.

    Например, жизнь каждого пассажира может быть застрахована на сумму, которая больше или равна 2 025 000 рублей.

    Выше речь шла о том, что при отсутствии страховки перевозчик (в том числе физическое лицо) должен оплатить такую сумму за гибель каждого пассажира из собственного кармана. Так что в случае отсутствии страховки затраты на возмещение ущерба могут оказаться весьма значительными и привести к банкротству небольшой организации.

    Регрессное требование по ОСГОП

    Напомню, что регрессное требование заключается в том, что в случае серьезных нарушений, допущенных перевозчиком, возмещать ущерб этом перевозчику придется самостоятельно. То есть вместо страховой платить будет сам перевозчик.

    Примечание. Напомню, что для ОСАГО также существует перечень нарушений, при которых возможно регрессное требование.

    Для ОСГОП возможны следующие причины для регресса:

    • умысел перевозчика;
    • водитель находился в состоянии опьянения;
    • водитель не прошел обязательный медицинский осмотр (например, предрейсовый);
    • водитель не прошел обязательное медицинское освидетельствование;
    • водитель отказался от медосвидетельствования на состояние опьянения;
    • водитель не имел права управления (лишен прав или отсутствовала нужная категория);
    • перевозчик нарушил режима труда и отдыха водителя;
    • если автобус выпущен в рейс при наличии неисправностей, при которых эксплуатация запрещена;
    • иные случаи, предусмотренные федеральными законами.

    Обратите внимание, в список вошли практически все требования, которые предъявляются к коммерческому транспорту. Несоблюдение хотя бы одного из них приведет к тому, что перевозчику придется самостоятельно возмещать ущерб пассажирам.

    В заключение хочу отметить, что больше всего вопросов у организаций вызывает то, нужно ли вообще приобретать полис ОСГОП при перевозке пассажиров. Если перевозки коммерческие — то нужно, если для собственных нужд — то нет.

    Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика пассажиров

    Любыми видами транспорта, за исключением метрополитена и легкового такси.

    Как работает страховая защита?

    Если по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров произойдет страховой случай:

    операторы круглосуточного пульта 8 900 555-11-55 подскажут, что делать;

    эксперты Компании дадут консультации по сбору необходимых документов.

    Страховая компания осуществит выплату страхового возмещения в строгом соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ от 14.06.2012 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» и с договором страхования.

    Зачем нужен страховой полис?

    В силу Федерального закона №67-ФЗ от 14.06.2012 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» страхование ответственности является обязательным для перевозчиков пассажиров любыми видами общественного транспорта (исключением являются перевозки на легковом такси и метрополитене), а именно:

    морским и речным транспортом;

    Обязанность по страхованию ответственности за причинение вреда пассажирам при перевозке считается исполненной, если имущественные интересы перевозчика при осуществлении международных перевозок или владельца судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, при осуществлении перевозок между морскими портами РФ (каботаж) и международных перевозок, застрахованы в соответствии с международными договорами РФ или в добровольном порядке (в том числе, в соответствии с договорами страхования, заключенными за пределами РФ) по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не меньшем, чем предписано Законом №67-ФЗ).

    За отсутствие договора страхования предполагается наложение штрафов и запретов для перевозчиков:

    • для организаций — штраф от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей;
    • для должностных лиц – штраф от 40 до 50 тыс. рублей;
    • полностью запрещается осуществление перевозок пассажиров без наличия договора страхования;
    • перевозчик, не исполнивший свою обязанность по страхованию, несет ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно было быть выплачено страховое возмещение по Закону №67-ФЗ;
    • кроме того, суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком, из-за того, что он не выполнил возложенную на него обязанность по страхованию, взыскиваются по иску органа страхового надзора в доход Российской Федерации.

    Какая может быть страховая защита?

    Страховым случаем является возникновение обязательств перевозчика по возмещению вреда, причиненного при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажиров в течение срока страхования.
    Договором страхования покрываются следующие риски:

    • причинение вреда жизни;
    • причинение вреда здоровью;
    • причинение вреда имуществу.

    Минимальные размеры страховых сумм по каждому страховому случаю согласно Закону №67-ФЗ:

    • за причинение вреда жизни потерпевшего ─ не менее 2 025 000 рублей на 1 пассажира;
    • за причинение вреда здоровью потерпевшего ─ не менее 2 000 000 рублей на 1 пассажира;
    • за причинение вреда имуществу потерпевшего ─ не менее 23 000 рублей на 1 пассажира.

    При этом в договоре страхования по желанию страхователя может быть предусмотрен больший размер страховой суммы, по риску причинения вреда имуществу потерпевшего может быть установлена безусловная франшиза.

    Исключения из страхового покрытия:

    • воздействие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения*;
    • последствия военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий*;
    • гражданская война, народные волнения или забастовки*;
    • наступление страхового случая из-за умысла выгодоприобретателя.

    * По желанию страхователя может быть включено в договор страхования в качестве дополнительного покрытия.

    Страховой тариф устанавливается (в диапазоне, утвержденном Указанием ЦБ РФ) по каждому риску в расчете на 1 пассажира в зависимости от вида транспорта, вида перевозок, а также в зависимости от выбранных страхователем условий по франшизе и по включению в договор страхования дополнительного покрытия.

    Страховая премия по каждому риску (по видам транспорта и видам перевозок) = количество пассажиров х страховая сумма по каждому риску х страховой тариф по каждому риску.

    Общий размер страховой премии по договору страхования определяется путем суммирования страховых премий, определенных по каждому из рисков по видам транспорта и видам перевозок.

    Срок действия договора страхования — не менее года, за исключением перевозок на внутреннем водном транспорте, где срок страхования должен быть не менее периода навигации.

    Возможна оплата страховой премии в рассрочку.

    Что необходимо для заключения договора страхования?

    1. Связаться с менеджером Компании любым удобным способом, как указано ниже
    2. Получить у менеджера и заполнить заявление на обязательное страхование
    3. Приложить к заявлению на обязательное страхование следующие документы:

    Сведения о транспортных средствах, допущенных к эксплуатации, по видам транспорта, указанным в заявлении на обязательное страхование;

    Копия(-ии) лицензии(-ий) (и/или иных обязательных разрешительных документов) на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров видами транспорта, указанными в Заявлении на обязательное страхование;

    Обязательное страхование перевозчиков (ОСГОП)

    Пассажироперевозки — рискованный вид деятельности. Страхование гражданской ответственности перевозчика защищает страхователя от финансовых потерь в результате наступления страхового события, интересов третьих лиц, пострадавших от деятельности перевозчика. С помощью страховки пострадавшим возмещают ущерб (полностью или частично), причиненный жизни, здоровью, имуществу граждан или среде обитания. Это — обязательный вид страхования, который регулируется:

    • Федеральным законом № 67-ФЗ от 14.06.12 г. «Об обязательном страховании …» — в отношении пассажиров наземного транспорта. Определяет правовые и организационные основы гражданского страхования, устанавливает порядок возмещения ущерба;
    • Воздушным кодексом РФ (ст. 133) — страхование ответственности на воздушных судах;
    • Кодексом торгового мореплавания, Уставом внутреннего водного транспорта — защита пассажиров водного транспорта;
    • Постановлением Правительства РФ № 1164 от 15.11.12 г., которым утвержден порядок расчета сумм страхового возмещения;
    • № 1344 от 20.12.12 г. — устанавливает предельные размеры страховых тарифов;
    • №1484 от 30.12.12 г. — правила определения количества пассажиров для расчета страховой премии по договору ОСГОП и стоимости полиса по обязательной защите;
    • ФЗ № 259 от 08.11.07 г. — о страховании пассажиров легковых такси.

    Как оформить полис

    Действие гражданской страховки — не меньше одного года. За отсутствие обязательного договора перевозчику грозит штраф 500 тыс.-1 млн. руб., а директору компании — 40-50 тыс. руб. Дополнительно:

    • Запрет эксплуатировать транспортное средство;
    • Компенсация пассажирам ущерба за счет средств перевозчика.

    Уплата штрафа не освобождает от оформления страховки. Исполнение закона контролирует Ространснадзор (проверку может инициировать любой гражданин РФ).

    Стороны договора

    Страховщик — любая СК — член НССО, имеющая лицензию на ОСГОП страхование.

    Страхователь — ИП или компания, зарегистрированная в качестве перевозчика пассажиров общественным транспортом, осуществляющая деятельность на основании лицензии, сертификата или иного документа, полученного в законодательно установленном порядке.

    Выгодоприобретатели — пассажиры и третьи лица, которые могут пострадать в случайном происшествии.

    Для путешествий на общественном транспорте полис покупать не нужно — его стоимость включена в цену билета. Информацию о страховщике перевозчик размещает на информационных стендах, в транспорте, на билетах или в других доступных местах и поддерживает ее актуальность.

    Какой случай считается страховым

    Перевозчики обязаны застраховать гражданскую ответственность в случае:

    • Причинения вреда здоровью пассажиров. СК выплачивает пострадавшим компенсацию, размер которой зависит от тяжести травмы (максимальная сумма — 2 млн.). Например, при сотрясении мозга выплачивают 60 тыс. руб., а при потере беременности — больше 1 млн. Факт лечения подтверждают документально — к заявлению о возмещении прикладывают чеки о приобретении лекарств, выписку из истории болезни;
    • Смерти пассажиров. Компенсацию получают родственники погибших. Максимальная сумма возмещения — 2, 25 млн. руб.;
    • Гибели или повреждения имущества пассажиров в процессе перевозки (не более 23 тыс. руб.).

    СК выплачивают компенсацию даже в том случае, когда страховое событие произошло не по вине перевозчика.

    Важные нюансы для перевозчика при страховании ответственности

    При выборе СК убедитесь, что компания имеет лицензию и включена в перечень НССО, иначе договор страхования будет признан недействительным, а расходы по возмещению ущерба лягут на транспортную компанию.

    Промониторьте отзывы об СК, проанализируйте ее репутацию на страховом рынке.

    Рекомендуем покупать обязательную страховку в крупных СК. Если деятельность осуществляется в нескольких регионах РФ, выбирайте страховщиков с развитой сетью представительств.

    Как пассажиру получить страховое возмещение

    Самая распространенная причина наступления страхового события при поездках на общественном транспорте — ДТП. Получив травму в аварии, пассажир должен обратиться к водителю, а в случае смерти — его родственникам нужно обращаться в НССО.

    Водитель обязан вызвать неотложку и представителя ГИБДД, озвучить информацию о страховщике и выдать документ о причинении вреда.

    СК возмещает ущерб только после того, как будет доказано, что человек погиб или получил увечья в поездке на транспорте. Храните свой билет до окончания путешествия.

    Страховая премия лимитирована законодательными нормами.

    Если страхование пассажиров оформлено с нарушением действующего законодательства, компенсацию обязан выплатить перевозчик.

    Возмещение по ОСАГО, выплаты, ПВУ — часто задаваемые вопросы по теме «Обязательное страхование пассажиров (ОСГОП)»

    В данном случае договор обязательного страхования должен заключать перевозчик.

    При осуществлении перевозок на внутреннем водном транспорте срок действия договора обязательного страхования может быть менее года, но не может быть менее периода навигации. При перевозках другими видами транспорта срок действия договора обязательного страхования не может быть менее года.

    По согласованию сторон возможна оплата страховой премии в рассрочку 2 платежами (1ый — не менее 50% от суммы премии), при условии, что срок действия договора страхования составляет не менее одного года.
    Если срок действия договора обязательного страхования составляет менее одного года, страховая премия должна быть уплачена единовременно.

    Выдача договора осуществляется только после уплаты страховой премии (либо первого страхового взноса, если договором предусмотрена оплата премии в рассрочку)*.

    *кроме случаев, когда договор обязательного страхования заключается в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-Ф «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» или Федеральном законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и конкурсная документация содержит требование о выдаче договора обязательного страхования до момента оплаты страховой премии (либо первого страхового взноса).

    Сведения о транспортных средствах, привлекаемых перевозчиком для перевозок пассажиров, являются обязательными для заключения договора страхования.

    Нет, в соответствии с п.3 ст.8 67-ФЗ.

    В соответствии с п.6 ст.5 67-ФЗ, перевозчик обязан разместить информацию о договоре обязательного страхования (номер договора, дата его заключения, срок действия, наименование страховой компании и ее контактные данные) в местах продажи билетов (или на билете) или в сети «Интернет» на своем официальном сайте). При заключении договора обязательного страхования «АльфаСтрахование» также выдает документ «Сведения о договоре . » на каждое транспортное средство, подтверждающий факт заключения договора обязательного страхования.

    Непредоставление информации влечёт наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей — для должностных лиц, от 10 000 до 30 000 рублей — для юридических лиц.

    Действие договора обязательного страхования досрочно прекращается в следующих случаях:
    1) ликвидации страхователя — юридического лица;
    2) смерти страхователя — индивидуального предпринимателя;
    3) ликвидации страховщика;
    4) прекращении возможности наступления страхового случая и существования страхового риска по обстоятельствам иным, чем страховой случай.

    2. Договор обязательного страхования может быть расторгнут:
    1) по соглашению сторон;
    2) в случае одностороннего отказ страхователя от договора обязательного страхования в силу п.2 ст.958 ГК РФ;
    3) по решению суда.

    Выплату страхового возмещения по ОСГОП могут получить:

    1. пассажиры и дети, чей жизни, здоровью или имуществу при перевозке причинен вред
    2. лица понесшие расходы на погребение погибшего пассажира, а также иные лица, указанные в ст. 1088 ГК РФ
    3. близкие родственники, кормильцы, иждивенцы могут обратиться в «АльфаСтрахование» или в Национальный союз страховщиков ответственности для получения информации о дальнейших действиях

    Обязательно сообщите водителю, что вы, ваши близкие или багаж пострадали.

    1. если в результате происшествия вами были получены тяжелые травмы, и вы не можете самостоятельно передвигаться – настаивайте на вызове сотрудников ГИБДД и скорой помощи
    2. если вами были получены незначительные травмы – самостоятельно обратитесь в медицинское учреждение, заранее уточнив у перевозчика (транспортной компании), где и когда можно получить документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах для получения страхового возмещения (официальное название: документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах для получения страхового возмещения по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров)
    3. если вам повредили багаж, обратитесь к перевозчику для оформления документа о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах для получения страхового возмещения
    4. свяжитесь с нами по круглосуточному бесплатному номеру телефона контактного центра «АльфаСтрахование» 8-800-333-09-99 или напишите на sos@alfastrah.ru. Если вы пользуетесь приложением «АльфаСтрахование Мобайл» — просто нажмите кнопку SOS в своем приложении. Наши специалисты обязательно проконсультируют вас, какие документы нужны для оформления страхового случая

    Если причинён вред жизни и здоровью- то бессрочно, а если был поврежден багаж – ГК РФ определяет срок – 3 года

    Вы не получите выплату:

    1. если перевозка происходила в зоне воздействия радиации, военных действий, армейских маневров и гражданских волнений
    2. если поездка была в такси* или в метрополитен
    3. если вы столкнулись с проблемой при поездке в московском метро — можете решить вопрос о выплате с администрацией метрополитена

    *Помните, отдельные службы и сервисы такси предоставляют бесплатную услугу страхования своих пассажиров, вне действия закона об ОСГОП.

    1. заявление о выплате страхового возмещения в произвольной форме, с указанием ФИО пострадавшего лица, характера причиненного вреда, дата, время и место события, вид транспорта и номер маршрута и рейса, государственный регистрационный номер транспортного средства, наименование перевозчика, и обязательно – укажите ваши банковские реквизиты
    2. документ, удостоверяющий личность (паспорт и иные приравненные документы)
    3. документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах для получения страхового возмещения Если документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах для получения страхового возмещения, составленный перевозчиком отсутствует, можно предоставить справку о ДТП, составленную сотрудниками ГИБДД на месте ДТП при наличии пострадавших, либо справку со станции скорой помощи, подтверждающую госпитализацию с места ДТП.

    Если вашему здоровью причинен вред надо также предоставить медицинские документы:

    1. с указанием полученных травм и увечий, диагноза и периода нетрудоспособности
    2. заключение судебно-медицинской экспертизы о степени утраты трудоспособности и справка об инвалидности, если таковые имеются и получены в результате происшествия на общественном транспорте

    Если вам необходима экстренная финансовая помощь и вы хотите получить предварительную выплату, следует также предоставить:

    1. заявление о выплате части страхового возмещения
    2. медицинскую справку о характере и степени повреждения здоровья с указанием полученных травм, увечий и признаков причинения тяжкого вреда здоровью

    В случае повреждения вашего багажа, просьба предоставить его опись в произвольной форме с указанием:

    1. примерной стоимости и документы ее подтверждающие (при наличии)
    2. багажную квитанцию с информацией о весе багажа (если такая выдавалась при сдаче багажа)

    Для получения выплаты родственникам погибших нужно дополнительно предоставить паспорт, документ, подтверждающий родство, свидетельство о смерти (вместо медицинского заключения).

    Сумма выплаты зависит от тяжести травм и будет рассчитана согласно нормативам установленным правительством Российской Федерации. Максимальный размер выплаты при причинении вреда жизни или здоровью – 2,025 млн руб.

    Как застрахован пассажир автобуса. Федеральный закон № 67-ФЗ

    Автомобильный транспорт, как и любая другая разновидность транспорта, является «источником повышенной опасности». Следовательно, и перевозка пассажиров является «деятельностью с повышенной опасностью». Эти определения закреплены в действующих законодательных актах Российской Федерации, в частности в Гражданском кодексе РФ, других законах и подзаконных актах.

    1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который устанавливает обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика ( ОСГОП ) за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном. Осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована, ЗАПРЕЩЕНА.

    Этот Закон не относится к перевозкам легковыми такси. Ответственность перевозчика перед пассажиром в случае поездки на легковом такси регулируют другие нормативные акты, в частности Федеральный закон № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

    ВАЖНО! ОСАГО при перевозках на автобусе

    Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

    Таким образом, ответчиком будет выступать перевозчик.

    В случае, если перевозчик не компенсирует причиненный вред, вы вправе обратиться в суд с заявлением о компенсации морального вреда.

    Точность формулировок, или «Кто есть кто?»

    При наступлении страхового случая вам или вашим представителям необходимо представлять «кто есть кто» в сложившихся обстоятельствах. Для чего Закон дает следующие определения:

    • Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки (независимо от вида транспорта и вида перевозок);
    • • Перевозка – услуга, предоставляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по перевозке пассажиров по регулярным или заказным маршрутам. Период перевозки считается с момента посадки пассажира в транспортное средство до момента, когда пассажир его покинул;
    • Имущество пассажира – багаж и перевозимая пассажиром с собой (в том числе ребенком или детьми, которые следуют вместе с пассажиром) ручная кладь, за причинение вреда которым при перевозке отвечает перевозчик;
    • Потерпевший – пассажир, жизни, здоровью, имуществу которого при перевозке причинен вред. Дети, которые следуют вместе с пассажиром и жизни или здоровью которых при перевозке причинен вред, также признаются потерпевшими независимо от того, признаются ли они пассажирами;
    • Страховой случай – возникновение обязательств перевозчика по возмещению вреда, причиненного при перевозке жизни, здоровью, имуществу пассажиров в течение срока действия договора обязательного страхования (поездки). С наступлением страхового случая возникает обязанность страховщика выплатить страховое возмещение выгодоприобретателям;
    • Страховщик – страховая организация, получившая в установленном законодательством Российской Федерации порядке разрешение (лицензию) на осуществление обязательного страхования и вступившая в единое общероссийское профессиональное объединение страховщиков для осуществления обязательного страхования;
    • Страхователь – перевозчик, заключивший со страховщиком договор обязательного страхования;
    • Выгодоприобретатель – потерпевший, здоровью и (или) имуществу которого причинен вред. При причинении вреда жизни потерпевшего выгодоприобретателями в отношении возмещения необходимых расходов на погребение признаются лица, фактически понесшие такие расходы, а в отношении остальной части страхового возмещения – граждане, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан – супруг, родители, дети умершего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода.

    Действия перевозчика

    Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о Страховщике (его наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона) и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения этой информации во всех местах продажи билетов или на билете либо на своем официальном сайте в интернете.

    Согласно Закону, при наступлении страхового случая перевозчик немедленно обязан проинформировать каждого потерпевшего:

    • • О правах потерпевших, вытекающих из договора обязательного страхования и настоящего Федерального закона, а также о порядке действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда;
    • • О страховщике, всех его филиалах и представителях в субъектах Российской Федерации (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона, адрес официального сайта в интернете, режим работы);
    • • О договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия).

    Действия потерпевшего или/и выгодоприобретателя

    Потерпевший и выгодоприобретатель – одно лицо, кроме случая смерти потерпевшего. В этом случае выгодоприобретателями в отношении возмещения необходимых расходов на погребение (но не более 25 тыс. руб.) признаются лица, фактически понесшие такие расходы, а в отношении остальной части страхового возмещения – граждане, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кто это – см. выше, в определении термина «выгодоприобретатель»).

    Выгодоприобретатель, желающий воспользоваться своим правом на получение страхового возмещения, должен подать страховщику письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, и документы, которые должны содержать сведения о потерпевшем, произошедшем событии и его обстоятельствах, а также о характере и степени повреждения здоровья потерпевшего.

    Для этого потерпевшему/выгодоприобретателю, по возможности, необходимо записать номер транспортного средства, ФИО водителя, потребовать у сотрудников ГИБДД копию протокола осмотра места ДТП (схему), справку о ДТП, в которой обязательно должно быть указано, что вы получили травмы. Если вам вызывали скорую, то нужно взять в больнице акт медицинского освидетельствования. Если вы поняли, что травмированы, уже позднее, необходимо пойти в больницу и составить там такой акт, подробно описав обстоятельства получения травмы.

    Страховщик обязан выплатить выгодоприобретателю страховое возмещение или направить ему мотивированный отказ в течение тридцати календарных дней со дня получения страховщиком всех документов, которые ему должны быть представлены.

    Для получения страхового возмещения по договору обязательного страхования выгодоприобретатель, его законный представитель или представитель, действующий на основании доверенности, представляет страховщику следующие документы:

    • • а) письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, с указанием следующих сведений:
      • • фамилия, имя, отчество пассажира, жизни, здоровью или имуществу которого причинен вред;
      • • характер причиненного вреда (вред жизни, вред здоровью, вред имуществу);
      • • дата, время и место наступления события;
      • • вид транспорта с указанием номера маршрута (рейса), иных признаков, идентифицирующих транспортное средство (государственный регистрационный номер и др.);
      • • наименование перевозчика;
      • • реквизиты, позволяющие осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, для перечисления страхового возмещения;
      • • дата, время, место составления;
      • • вид транспорта, номер маршрута (рейса) и иные признаки, идентифицирующие транспортное средство (государственный регистрационный номер, заводской номер и др.);
      • • полное наименование перевозчика в соответствии со свидетельством о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
      • • фамилия, имя, отчество потерпевшего;
      • • место произошедшего события;
      • • описание произошедшего события и его обстоятельств;
      • • характер вреда, причиненного пассажиру (вред жизни, вред здоровью, вред имуществу), с описанием видимых повреждений при возможности установить указанные повреждения визуально;
      • • информация о свидетелях (в случае их наличия) с указанием контактной информации;
      • подпись, фамилия, инициалы должностного лица перевозчика, заверенные печатью перевозчика или лица, уполномоченного перевозчиком;

      Важно отметить, что в случае, если в месте жительства выгодоприобретателя отсутствует страховщик, заключивший договор обязательного страхования, филиал или иное структурное подразделение данного страховщика, то выгодоприобретатель вправе подать заявление и все необходимые документы любому страховщику, осуществляющему деятельность в данном субъекте Российской Федерации и отвечающему установленным требованиям (он должен иметь действующую лицензию на осуществление обязательного страхования и быть членом единого общероссийского профессионального объединения страховщиков для осуществления обязательного страхования). При этом считается, что такое заявление подано страховщику, заключившему договор обязательного страхования.

      На какую сумму может быть возмещен вред

      Средние размеры выплат, осуществляемых компаниями, работающими в сфере обязательного страхования, таковы:

      • • за простой ушиб – 200 руб.;
      • • за перелом ноги – 240 тыс. руб.;
      • • за сотрясение мозга – 60 тыс. руб.;
      • • за потерю беременности – 1 млн руб.

      Смерть пассажира оценивается в 2 миллиона рублей (они выплачиваются родственникам погибшего). Эта же сумма будет выплачена людям, получившим в результате ДТП инвалидность I-й группы, и родителям детей, ставших таким образом инвалидами. [1]

      При повреждении груза или багажа компенсируется стоимость затрат на его ремонт. Иногда клиенту возвращают сумму, на которую имущество обесценилось после повреждения. [2]

      Конечно, мало кто станет без необходимости изучать перечисленные выше законы. Но, планируя поездку, мы должны знать, что если, не дай бог, попадем в дорожно-транспортное происшествие, то будем законодательно защищены. И для этого нам самим или нашим представителям при наступлении страхового случая предстоит действовать по алгоритму, кратко описанному в статье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: