Пикап грузовой или легковой автомобиль

Пикап грузовой или легковой автомобиль

Рассмотрим отличия в правилах дорожного движения для пикапов (грузовиков категории B).
Люди, не сталкивающиеся с эксплуатацией пикапов, обычно считают их легковыми автомобилями – просто джип без крыши в задней части автомобиля. Однако с точки зрения ПДД пикап это именно грузовик, однако ввиду того, что его максимальная разрешенная масса менее 3,5 тонн, таким пикапом можно управлять с водительской категорией «B», которая дает право управлять любыми транспортными средствами с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн. Узнать разрешенную максимальную массу конкретного транспортного средства можно из ПТС или СТС автомобиля. Также в СТС и ПТС всегда указана категория транспортного средства – и только при наличии этой категории в водительском удостоверении им можно управлять. О новых водительских категория мы ранее рассказывали здесь.

Как понять, грузовой или легковой а/м по документам?

Итак, почему же пикапы рассматриваются правилами дорожного движения как грузовые автомобили, и как вообще понять, грузовой или легковой автомобиль перед нами? Ответ прост: в документах на автомобиль всегда есть запись о типе транспортного средства. Если тип ТС указан как «грузовой бортовой», «фургон», «иные грузовые автомобили» — перед нами грузовой автомобиль.
Пикапы обычно имеют тип ТС «грузовой бортовой», если сзади установлен металлический закрытый кузов с дверцами – «фургон».
Легковые автомобили могут иметь следующие типы:

  • универсал
  • седан
  • комби (хэтчбек)
  • лимузин
  • купе
  • кабриолет
  • фаэтон
  • легковой пикап
  • прочие легковые

Различия ПДД легковых а/м и пикапов (фургонов)
Теперь рассмотрим отличия ПДД для грузовых ПИКАПОВ

Запрет на движение по левой полосе для пикапов и фургонов

ПДД РФ, п. 9.4 . на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота.

Итак, если у Вас с пользовании находится пикап или фургон, разрешенная максимальная масса которого более 2,5 тонн, выезжать на крайнюю левую полосу Вам разрешается только для поворота налево или разворота.

Стоянка на краю тротуара для пикапов и фургонов запрещается

Рассмотрим пункт 12.2 Правил дорожного движения:

ПДД РФ, п. 12.2 Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.

8.6.2 — 8.6.9 указывают способ постановки легковых автомобилей и мотоциклов на околотротуарной стоянке.

Пикапам и фургонам категории «В» стоянка с заездом тротуар не разрешается, т.к. вышеуказанные таблички действуют только на легковые автомобили.

Кстати, табличка 8.6.1 распространяется и на грузовые автомобили:

Перевозка детей в пикапах и фургонах

Приведем пункт 22.9 ПДД:

ПДД РФ, п. 22.9Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Получается, требование использовать детские удерживающие устройства для детей 7-11 лет относится только к легковым автомобилям, а для пикапов и фургонов, даже для передних сидений, дети 7-11 лет могут пристегиваться только с помощью штатных ремней безопасности, детские сиденья и бустеры для этого возраста не требуются.
Конечно же, мы не рекомендуем отказываться от детских удерживающий устройств, даже когда их наличие не требуется правилами дорожного движения.

Движение с прицепом на пикапе или фургоне

Существует дорожный знак 3.7, запрещающий движение грузовым автомобилям с прицепами:

ПДД РФ, дорожный знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено». Запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств.

Понятно, что по правилам дорожного движения этот знак запрещает движение всем грузовым а/м с прицепами, в т.ч. и пикапам, и небольшим фургонам. В то же время аналогичные по внешнему виду пассажирские микроавтобусы и джипы здесь проезжать могут.

Как различить легковой и грузовой автомобили?

Грузовой или пассажирский автомобиль?

Транспортные средства в Российской Федерации классифицируются несколькими способами:

    (A, В, С, D); (M1-M3, N1-N3).

Причем группы транспортных средств в каждой из этих классификаций собственные.

Для нас наибольший интерес представляют автомобили самой распространенной категории В.

К ним относятся транспортные средства сразу же двух технических категорий: М1 — пассажирские (легковые) автомобили и N1 — грузовые автомобили. Причем правила дорожного движения для небольших грузовиков категории В отличаются от правил для легковушек.

В этой статье разберемся, как определить, к какой категории (легковой или грузовой) должен быть отнесен тот или иной автомобиль.

Для чего нужно знать тип транспортного средства?

Существуют несколько причин, по которым автовладельцы хотят разобраться с типом транспортного средства:

  1. Правила дорожного движения для легковых автомобилей и грузовиков категории В различаются. для легковых и грузовых автомобилей рассчитывается по разным формулам. И автовладелец хочет понять, правильно ли налоговая сделала расчет.
  2. Стоимость некоторых платных услуг (платные автодороги, мосты, паромные переправы) различается для легковых и грузовых автомобилей.

Как различить легковой и грузовой автомобиль на практике?

Начнем с самой простой ситуации. Имеется автомобиль категории B и требуется определить, является он легковым или грузовым.

Бывают ситуации, когда не приходится даже задумываться, а вопрос решается сам собой. Например, если в качестве автомобиля выступает пикам с кузовом или грузовая газель, то ответ очевиден — это грузовые автомобили:

Грузовые автомобили

Однако на практике можно встретить автомобили, внешний вид которых не позволяет однозначно сказать о том, грузовые они или легковые. В этом случае нужно обратиться к свидетельству о регистрации автомобиля.

Для решения поставленной задачи нужно найти поле «Тип ТС». Именно значение этого поля определяет, является машина грузовой или легковой:

  • легковой;
  • легковой автомобиль;
  • легковой универсал;
  • грузовой;
  • грузовой бортовой;
  • грузовой фургон;

В 99% случаев изучение свидетельства о регистрации позволяет понять, является автомобиль легковым или грузовым. И этой информации должны быть достаточно для обжалования штрафов, налогов, стоимости платных услуг и т.д.

Однако иногда можно найти в поле «Тип ТС» неоднозначную запись. Например, «специализированный прочее» или «прочее». Она не позволяет получить нужную информацию.

Примечание. Если в Вашем свидетельстве о регистрации именно такая запись, то имеет смысл обратиться в ГИБДД для его замены. При этом нужно специально обратить внимание сотрудников ГИБДД на то, что Вам требуется запись со словом «легковой» или «грузовой».

Так вот, если запись в поле неоднозначная, то вычислить тип автомобиля можно и другим способом. Он рассмотрен ниже.

Как вычислить тип автомобиля юридически?

Итак, предположим что Вам потребовалось узнать тип автомобиля. На это могут быть разные причины:

  • Водитель считает, что информация внесена в свидетельство о регистрации с ошибкой. Такое на практике встречается, пусть и не очень часто.
  • Поле в свидетельстве о регистрации имеет неоднозначное значение «прочее».
  • Автомобиль недавно ввезен в Россию из-за рубежа и на него еще не получены документы. Автовладелец хочет заранее понять, какая категория будет присвоена машине.

Рассмотрим пункт 1 примечания к Приложению N 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011):

  • M1, если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает расчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза;
  • N, если это условие не выполняется.

Данный пункт говорит нам о следующем:

  • Автомобиль является пассажирским (легковым), если расчетная масса пассажиров превышает расчетную массу груза.
  • Автомобиль является грузовым, если расчетная масса грузов превышает расчетную массу пассажиров.

Разберемся, как вычислить эту информацию на основе свидетельства о регистрации или любого другого документа, содержащего сведения о разрешенной максимальной массе ( РММ ), массе без нагрузки ( МБН ) и количестве пассажирских мест ( КПЧ ).

1. Выпишите значения РММ (поле «Разрешенная max масса, кг») и МБН (поле «Масса без нагрузки, кг»).

2. Запишите количество пассажирских мест КПЧ . Место водителя при этом учитывать не нужно.

Например, для стандартного пятиместного автомобиля КПЧ = 4.

3. Посчитайте расчетную массу пассажиров ( РМП ) по следующей формуле:

4. Посчитайте расчетную массу груза ( РМГ ) по следующей формуле:

РМГ = РММ — МБН — РМП

5. Сравните полученные значения РМП и РМГ .

Если пассажирская масса РМП больше, то автомобиль пассажирский. Если больше масса груза РМГ , то автомобиль грузовой.

Примеры расчета для различных автомобилей

Рассмотрим несколько примеров расчета типа автомобиля:

Пример 1. Автомобиль Renault Logan

РММ = 1800
МБН = 1425
КПЧ = 4

РМП = 4 * 68 = 272 кг
РМГ = 1800 — 1425 — 272 = 103 кг

Расчетная пассажирская масса превышает грузовую, поэтому автомобиль легковой.

Читайте также  Договор купли продажи легкового автомобиля

Пример 2. Грузовая Газель-фургон (ГАЗ 2705 — 7 мест)

РММ = 3500
МБН = 2090
КПЧ = 6

РМП = 6 * 68 = 408 кг
РМГ = 3500 — 2090 — 408 = 1002 кг

Расчетная грузовая масса превышает пассажирскую, поэтому автомобиль грузовой.

Пример 3. Грузовая Газель с кузовом (ГАЗ 3302)

РММ = 3500
МБН = 1850
КПЧ = 2

РМП = 2 * 68 = 136 кг
РМГ = 3500 — 1850 — 136 = 1514 кг

Расчетная грузовая масса превышает пассажирскую, поэтому автомобиль грузовой.

Пример 4. Пикап Volkswagen Amarok

РММ = 3040
МБН = 1968
КПЧ = 4

РМП = 4 * 68 = 272 кг
РМГ = 3040 — 1968 — 272 = 800 кг

Расчетная грузовая масса превышает пассажирскую, поэтому автомобиль грузовой.

Пример 5. Toyota Land Cruiser 200 (5 мест)

РММ = 3300
МБН = 2585
КПЧ = 4

РМП = 4 * 68 = 272 кг
РМГ = 3300 — 2585 — 272 = 443 кг

Расчетная грузовая масса превышает пассажирскую, поэтому автомобиль грузовой.

Пример 6. Toyota Land Cruiser 200 (7 мест)

РММ = 3300
МБН = 2585
КПЧ = 4

РМП = 6 * 68 = 408 кг
РМГ = 3300 — 2585 — 408 = 307 кг

Расчетная пассажирская масса превышает грузовую, поэтому автомобиль легковой.

Довольно показательными являются примеры 5 и 6. В них рассматривается одна и та же модель автомобиля (Toyota LC200). Различие лишь в том, что расчет проведен для 5-местного и 7-местного салонов. При этом 5-местная версия по расчету оказалась грузовой, а 7-местная — пассажирской.

Существует ли легковой автомобиль категории С?

Предлагаю в рамках этой статьи рассмотреть еще один любопытный вопрос. А именно, может ли существовать автомобиль, который по расчету является пассажирским (легковым), но по своей массе относится к категории С.

Еще раз напомню, что граница между категориями прав B и C проведена по разрешенной максимальной массе. Автомобили до 3,5 тонн попадают в категорию В, а автомобили тяжелее — в категорию С.

С другой стороны, в техническом регламенте пассажирские автомобили относятся к категориям М1, М2 и М3. Граница между категориями М1 и М2 проведена по количеству пассажирских мест. Если пассажирских мест 8 или меньше, то это категория М1, а если больше, то категория М2.

Нужно рассчитать, может ли существовать пассажирский автомобиль (категория М1), который по массе относится к категории прав С.

Для расчета возьмем в качестве значения разрешенной максимальной массы минимальное значение для категории С:

В качестве количества пассажирских мест возьмем максимальное значение для пассажирских транспортных средств:
КПЧ = 8

В этом случае расчетная пассажирская масса:
РМП = 8 * 68 = 544 кг

Чтобы автомобиль был пассажирским, масса груза должна быть меньше, чем пассажирская:
РМГ = 543 кг

Остается рассчитать лишь массу автомобиля без нагрузки:
МБН = 3501 — 544 — 543 = 2414 кг.

Данный расчет позволяет сделать вывод о том, что на практике может существовать автомобиль, который, с одной стороны, является пассажирским, а с другой стороны относится к категории С.

Примечание. Читатели pddmaster.ru что легковые автомобили категории С, действительно, существуют. GMC Savana, минивэн, разрешенная максимальная масса: 3 900 кг, категория: С, тип тс: легковой универсал.

При этом у водителя может возникнуть закономерный вопрос. А какая категория нужна, чтобы управлять легковым автомобилем категории С? Ведь категория С является «грузовой».

Для поиска ответа обратимся к закону «О безопасности дорожного движения»:

категория «С» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

И ответ в данном случае довольно простой. Категория С является «грузовой» только в головах водителей. В законе слово «грузовая» не используется, поэтому легковые автомобили тяжелее 3,5 тонн также относятся к категории С.

Примечание. На практике автопроизводители стараются не выпускать серийные легковые машины категории С, т.к. это серьезно ограничивает круг покупателей (машина не интересна водителям, имеющим только категорию В).

Тем не менее, на практике такие автомобили существуют. Например, если на легковой автомобиль, масса которого близка к 3,5 тоннам, устанавливается броня, то он переходит в категорию С. Естественно, таких случаев не очень много.

В заключение хочу отметить, что выше мы разобрали формулу, по которой можно определить, является автомобиль легковым или грузовым. Вы можете провести подобный расчет для собственной машины. И если окажется, что расчетный тип ТС отличается от указанного в документах, то Вы можете обратится в ГИБДД для исправления этой неточности.

МВД отказалось выделить "пикапы" из грузовиков и легковушек в единый тип

Уважаемые любители пикапов!
МВД отказалось выделить "пикапы" из грузовиков и легковушек в единый тип.

МВД отказалось сделать "пикапы" отдельным типом транспортного средства. Об этом говорится в письме ведомства столичному департаменту транспорта (документ есть в распоряжении M24.ru). В нем сообщается, что при ввозе в Россию внедорожников массой до 3,5 тонн, их и сейчас можно зарегистрировать на таможне как легковые машины. Но этого не делают, чтобы уменьшить таможенные пошлины. По словам экспертов, экономия составляет в среднем две тысячи долларов с машины. Напомним, что сейчас пикапы, которые считаются грузовиками, в Москве должны получать пропуск, чтобы въехать днем внутрь ТТК, а также не могут съезжать с "грузового каркаса" в Восточном округе под угрозой штрафа в 5 тысяч рублей.

Как говорится в письме МВД, по решению комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 года пикапы с грузовой платформой считаются грузовиками, если их полная масса превышает 3,5 тонны или при некоторых других условиях. Например, когда в машине более двух осей или когда внутренняя длина грузовой платформы "превышает 50% длины колесной базы транспортного средства". В противном случае машина должна декларироваться как легковая. Более того, тип "легковой пикап" прописан в нормативных актах ГИБДД.

"Вместе с тем, как показывает практика, ввозимые на территорию Таможенного союза транспортные средства типа пикап, декларируются собственниками как грузовые транспортные средства с целью уменьшения размера таможенных пошлин", — говорится в письме МВД.

В ведомстве утверждают, что такая ситуация сложилась из-за "ненадлежащего исполнения должностными лицами таможенных органов <…> решения комиссии Таможенного союза". "Необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты, связанных с введением отдельного типа транспортного средства "пикап", отсутствуют", — заключили в МВД. Что касается пикапов массой более 3,5 тонн, то их ведомство, очевидно, предлагает и дальше считать грузовиками.

Напомним, департамент транспорта обратился в правительство Российской Федерации с просьбой выделить пикап в отдельный тип транспортного средства. Как говорится в письме заммэра по вопросам транспорта Максима Ликсутова (есть в распоряжении M24.ru), в случае положительного решения водители пикапов смогли бы свободно передвигаться по улично-дорожной сети Москвы. Сейчас этот класс автомобилей попадает под ограничения для грузового автотранспорта, которые вводятся властями для оптимизация движения грузовиков по улицам Москвы.

Согласно федеральному законодательству, пикапы в основном классифицируются как грузовики, при этом их владельцы не имеют возможности перерегистрировать их как легковые автомобили. Вместе с тем, в столице уже зарегистрировано около 20 тысяч пикапов."При этом они в основном используются в целях активного отдыха и туризма, а не для осуществления коммерческой деятельности, связанной с перевозкой грузов, — говорится в письме Ликсутова в правительство. — Пикапы, как правило, имеют высокий экологический класс, низкий уровень шума при эксплуатации, а также габаритные размеры, в целом соответствующие размерам легковых автотранспортных средств".

Как пояснили M24.ru в пресс-службе департамента транспорта, сейчас владельцы пикапов обязаны соблюдать ограничения для грузовиков, "в том числе въезжать в пределы Третьего транспортного кольца в дневное время только при наличии пропуска, а также двигаться в пределах Восточного по улицам, входящим в грузовой каркас. "При этом штраф за несоблюдение этих требований составляет 5 тысяч рублей", — сказали в пресс-службе.

Вместе с тем, в ведомстве пояснили, что сейчас владельцы пикапов могут ездить вне грузового каркаса к себе домой или на работу по "кратчайшему маршруту", при наличии документов, подтверждающих обоснованность съезда. "В случае перевода пикапов в отдельный тип транспортных средств ограничения движения не будут распространяться на такие автотранспортные средства и их водители смогут свободно передвигаться по территории Москвы", — подчеркнули в пресс-службе.

Участник движения за права водителей пикапов Андрей Бражников отметил, что большинство пикапов определены как грузовые автомобили класса В, несмотря на то, что имеют полную массу менее 3,5 тонн. "Крупные дилеры декларируют на таможне автомобили как грузовые, чтобы сэкономить на пошлинах, — пояснил Бражников. — Покупатель машины уже ничего не может изменить, потому что в паспорте транспортного средства прописан тип — "грузовой автомобиль бортовой". Речь идет о большинстве пикапов — Mitsubishi L200, Toyota Hilux, Volkswagen Amarok и так далее". Отметим, что разница в таможенных пошлинах при декларировании автомобилей грузового и легкового типа составляет порядка двух тысяч долларов.

Кроме того, у грузовых пикапов в два раза меньше транспортный налог, чем у легковых авто. Напомним, что ставка налога в 2014 году в столице составляет 150 рублей за лошадиную силу для легковушек мощностью более 250 лошадиных сил, а для грузовиков такой же мощности – всего 70.

Читайте также  Как лучше защитить автомобиль от угона

По словам зампреда комитета по транспорту Госдумы Александра Старовойтова, раз ГИБДД отказалась выделять пикап в отдельный тип транспортного средства, можно было бы разработать поправки в ПДД, позволяющие автовладельцам постфактум переоформлять пикапы как легковые машины и ездить на них по тем же правилам, что и на легковушках. "Однако эти поправки тоже должна внести ГИБДД, а правительство РФ — принять их, — пояснил депутат. — Федеральными законами такие вопросы не регулируются".

К какому классу и почему относятся пикапы

Пикапы сейчас широко распространены во всем мире. Производством автомобилей данного класса занимаются, или пытаются заниматься с разной степенью успешности, самые известные автопроизводители. Становление пикапов началось в США, и нужно отметить, что масштабы пикапомании в этой стране до сих пор не уменьшаются. Но вот вопрос: пикап – это легковой или грузовой автомобиль, — остается актуальным и по сей день, особенно, применительно к российским реалиям.

Наверное, чтобы лучше разобраться в данном вопросе, необходимо немного коснуться истории становления и развития пикапов.

Типы современных пикапов

Всего их выделяют 5:

  • Легковые. Собственно, пикапы, которые созданы на базе массовых легковых автомобилей. Если говорить применительно к России, то можно вспомнить пикапы от Lada. В Европе делают Dacia Logan Pickup – то же самое, что Рено Логан.
  • Компакты. Типичным представителем данного типа является легендарный Ford Ranger. После упоминания данной конкретной модели больше добавить и нечего.
  • Среднеразмерные. Долгое время машины данного типа были промежуточным звеном между компактными пикапами и полноразмерными. Сейчас, компакты догнали среднеразмерников, и последние, по сути, престали существовать, как тип. Характерными представителями, чтобы понимать, являются Шевроле Колорадо и Додж Дакота.
  • Полноразмерные. Характеризуются серьезными габаритами: длина – от 5 до 7 метров, ширина – более 2 метров, вместительной кабиной и грузовой частью. В основном, машины данного типа производились и производятся в США всеми теми автостроителями, которые стояли у истоков истории пикапов. По массе и габаритам некоторые пикапы данного типа превосходят небольшие грузовики.
  • Гиганты. Автомобили, выпускаемые ограниченными партиями в маркетинговых целях. Характеризуются очень серьезными габаритами и большой массой – свыше 6 тонн.

Кстати, раз уж речь пошла о массе, то может стоить причислять пикапы к легковым или грузовым машинам, исходя из их характеристик?

Гигантский пикап

Американский «Король дорог» Ford F-650 — самый большой пикап

Так как в России пикапов почти не производят. То стоит обратить внимание на правила растаможки машин данного класса, ввозимых в страну из заграницы.

Что говорят правила?

Таможенники следуют общему правилу: масса более 3,5 тонн или у машины более 2 осей – грузовик. К грузовикам причисляются и пикапы, у которых:

  • площадка для перевозки грузов превышает более чем на половину длину колесной базы;
  • верна формула: Р — (M+Nx68)>Nx68. Р – технически допустимая максимальная масса ТС с грузом, М – масса снаряженного ТС, N – число пассажирских мест.

В остальных случаях, пикап в документах фигурирует, как грузовая машина, управлять которой можно, имея права категории B.

В этом плане показателен ответ МВД департаменту транспорта Москвы. Указанный департамент просил МВД выделить пикапы в отдельную категорию ТС. На это был получен отрицательный ответ. В нем, в частности говорилось, что владельцы пикапов могут в частном порядке перерегистрировать свои машины, как легковые.

Впрочем, нормативные акты и официальные письма министерств и ведомств не всегда учитываются на практике. На форумах владельцев легковых грузовиков можно встретить обсуждение рассматриваемого в данной статье вопроса. Многие выкладывают фотографии своих свидетельств о регистрации ТС, в которых сотрудники ГИБДД что только не пишут в отношении пикапов:

  • легковые прочие;
  • легковой автомобиль пикап;
  • грузовой-бортовой и многое другое.

Так кто ж ты, наконец?

На этот резонный вопрос из произведения Гёте, основываясь на изложенном, можно ответить таким образом: пикапы – неоднородная группа автомобилей. Не даром выделяют целых 5 типов пикапов. Некоторые из них, учитывая их небольшие габариты, малую мощность и прочее, можно считать больше легковыми автомобилями, чем грузовыми. Другие – чистые грузовики.

Наверное, наше МВД поступило, все же, не совсем правильно, отказавшись выделять пикапы в отдельную категорию. Понятно, что лишняя бумажная волокита, которая бы образовалась в случае официального закрепления нового класса автомобилей, никому не нужна. Но так было бы правильнее. Тем более, что понятие пикап устоялось во времени, его приняли автолюбители, и фигурирует оно везде, кроме официальных документов.

Экскурс в историю

Как уже было отмечено, первые пикапы появились в США в начале 20-го века. Они были создавались ведущими компаниями, известными и популярными по сей день: Ford, Chevrolet, Dodge. Строились данные автомобили на базе легковых машин. И это аргумент в пользу того, что пикап – автомобиль легковой. Но смущает тот факт, что их прямое изначальное назначение было таково: перевозка грузов. Первые пикапы – это машины для фермеров и строителей. Суровые, утилитарные.

Только к 80-м годам прошлого века начали создавать пикапы, рассчитанные на молодых автолюбителей. Молодежи всегда был интересен автоспорт, и пикапы стали спортивными машинами, на которых можно устраивать гонки по пересеченной местности. Соответственно, класс пикапов очень сильно приблизился к классу внедорожников: наличие рамы, полный привод и прочее.

В Европе гражданские пикапы начали массово производить после войны. Европейский пикап – это машина, созданная на базе легковушки. А вот азиатские пикапы, в основном японские – это внедорожники. Они, как и японские машины других классов, сразу же начали захватывать американский рынок, скрываясь под псевдонимами. Isuzu Pickup, например, выпускался как Chevrolet LUV.

Chevrolet LUV

В СССР все пикапы, серии которых были в основном ограниченными, выпускались на базе легковых автомобилей. Были свои внедорожные разработки у Ульяновского завода, но серийного производства запущено не было. На сегодняшний день, в России производится UAZ Patriot Pickup.

Таким образом, пытаясь определить, к какому классу отнести пикапы, можно выделить два исторически сформировавшихся подхода:

  • в США и Японии пикап – это, как минимум, внедорожник, а может даже и грузовик;
  • в Европе пикап – это модификация легковущки, часто малолитражки.

Чтобы понять двойственную сущность пикапов, исторического экскурса недостаточно. Требуется рассмотреть еще и основные типы современных пикапов.

Транспортный налог на пикапы

Пикапы пользуются большой популярностью среди автолюбителей, которые ценят практичность и доступность этого транспортного средства. По сути, такая машина является модификацией легкового авто и грузовика, и в связи с этим многие автолюбители путаются и не знают, как правильно рассчитывать транспортный налог на пикапы.

Из этой актуальной статьи вы узнаете, какие налоговые ставки существуют для самых популярных моделей пикапов в разных регионах страны.

Почему пикапы считают грузовыми авто

Пикап голубого цвета

Большинство владельцев этих внедорожников имеют водительские права категории «В», поэтому по закону считается, что они управляют легковой машиной. Вот как описывается категория «В» в Ознакомиться с законом на правовом портале www.consultant.ru п. 1 ст. 25 Федерального закона № 196 от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» :

  1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):
    • категория «В» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В» сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов.

Однако тип автомобиля правильно определять не по водительскому удостоверению, а по паспорту транспортного средства (ПТС). Большинство пикапов имеют ПТС, в котором прописан тип «грузовой, бортовой», а значит правомерно считать такое — грузовиком. Марка и модель машины зашифрована в числовом и буквенном коде, который можно посмотреть во второй строке паспорта. Если второй цифрой в коде стоит 3, то это указывает на грузовой вид автомобиля или пикап.

Черный пикап GMC

Если налоговый орган относит пикап с определённой мощностью двигателя к грузовикам, значит, транспортный налог на него будет считаться по другим ставкам, чем для легковых авто с такой же мощностью в лошадиных силах. Иногда такие ставки могут быть больше, что справедливо, ведь грузовые машины наносят больший вред дорожному полотну, чем легковые. Но в некоторых регионах, напротив, выгоднее иметь большегруз, чем легковушку, из-за пониженных ставок.

Как рассчитать налог на пикап

Как и для всех автомобилей, налоговой базой начисления транспортного налога является мощность двигателя в особых единицах измерения – лошадиных силах, по Ознакомиться со статьей на правовом портале www.consultant.ru п.1 ст.359 НК . Зная эту величину, любой налогоплательщик сможет самостоятельно рассчитать сумму налога, потому что формула расчета очень проста. Она выглядит как произведение налоговой базы и ставки в соответствии с Ознакомиться со статьей на правовом портале www.consultant.ru п.2 ст. 362 НК .

Читайте также  Как можно проверить машину по вин коду

Иногда в расчете используют коэффициент, предусмотренный п. 3 ст. 362 НК. Он учитывает неполный период владения автомобилем. Это бывает в случае, если владелец приобрел машину в течение года или продал её.

Налоговые ставки на пикапы в разных регионах

Самыми продаваемыми моделями пикапов на российском рынке за 2016 год стали:

  • Toyota Hilux;
  • Mitsubishi L200;
  • Volkswagen Amarok;
  • UAZ Pickup.

Для сравнения приведём технические характеристики данных автомобилей и типы ТС:

Марка авто Мощность двигателя, л.с. Тип транспортного средства
Toyota Hilux 2011 144 Грузовой бортовой
Mitsubishi L200 168 Грузовой бортовой
Volkswagen Amarok 2011 180 Грузовой бортовой
UAZ Pickup 135 Грузовой бортовой

Пикап, который едет по дороге

Возьмём на выбор три региона страны, и посмотрим, как будут отличаться ставки транспортного налога в рублях на легковые и грузовые автомобили с одинаковой мощностью двигателя.

Москва (в соответствии с Законом Москвы №33 “О транспортном налоге” от 09.07.2008 года) Краснодар («О транспортном налоге на территории Краснодарского края» №639-КЗ от 26.11.2003 года) Хабаровск (в соответствии с Постановлением №308 “О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае” от 10.11.2005 года)
UAZ Pickup, 135 л.с. грузовой 26 30 40
Opel Mokka, 140 л.с. легковой 35 25 16
Volkswagen Amarok, 180 л.с. грузовой 38 50 50
Skoda Octavia, 180 л.с. легковой 50 50 30

Таким образом, видно, что в Москве легковые автомобили обходятся дороже, чем пикапы грузовики. Годовой налог за легковую Skoda Octavia составит 180 л.с. × 50 = 9000 рублей, а за грузовой Volkswagen Amarok — 180 л.с. × 38 = 6840 рублей.

В Краснодаре ситуация обратная. Большим налогом облагаются грузовики: UAZ Pickup обойдётся в 4050 рублей, а Opel Mokka — в 3500 рублей. В Хабаровске налоговые ставки на оба вида авто отличаются ещё сильнее. Налог за Volkswagen Amarok составит 9000 рублей, а за Skoda Octavia — 5400 рублей.

Такие машины, как пикапы, особенно любят рыбаки, охотники, владельцы загородных дач. Если грузовой пикап используется по назначению, то есть не только для перевозки людей, но и для транспортировки грузов, то он вполне оправдывает себя, как практичный автомобиль.

«Я получил техпаспорт с формулировкой «грузовой» и принципиально не поехал проходить техосмотр». Как легковой пикап стал грузовым

Когда мы очередной раз разбирались с проблемой грузовых и легковых автомобилей с точки зрения их растаможки и постановки на учет, разговор получился не из легких. Много терминов, документов и формул. Одолевали сомнения: а надо ли так углубляться в тему, кто из читателей станет «сушить» мозги?

Оказывается, станут. И многие. Потому что нередко, чтобы защитить свои интересы, а на кону стоят немалые деньги, нашим людям нужно обладать знаниями, порой более глубокими, чем у специалистов. Надо самим разбираться в проблеме, перепроверять и не доверять никому. Но даже при таком раскладе успех не гарантирован. Ведь в лабиринтах белорусской бюрократии происходят совершенно необъяснимые с точки зрения логики вещи и мифические трансформации.

Об одном таком сказочном превращении пикапа из легкового в грузовой решил рассказать его владелец Сергей, позвонивший нам после выхода предыдущего материала:

«Думаю, мой пример будет показательным, а может, для кого-то и полезным. Пусть люди знают, как у нас бывает. В 2017 году я купил пикап Nissan Navara. Машина до этого стояла на учете в Могилевской области, в ее техпаспорте четко было сказано: «легковой».

Но когда я поехал ставить ее на учет в МРЭО по месту жительства, сразу возникли проблемы. При подаче документов мне в заявлении слово «легковой» инспектор зачеркнул и вписал «грузовой».

Я давай ругаться. Ведь разница-то между этими двумя терминами — «грузовой» и «легковой» — есть, и значительная! Во-первых, для грузовых ТС плата за допуск к участию в дорожном движении на 10 базовых больше. Во-вторых, у меня до этого было еще одна легковая машина в собственности, «номер» у нее был красивый: 7557. Эта комбинация цифр лично для меня много значит, поэтому пикап я три месяца на учет специально не ставил, хотел старую машину продать и «номера» сразу «перевесить». Начальник МРЭО мне предлагает: давай, мол, запрос в МВД отправим. Спустя несколько дней звонят: приходите ставить машину на учет. На месте уже выяснилось, что в официальном ответе с указанием все того же 751-е решения Таможенного комитета говорится, что мою машину следует считать грузовой. Так следует из расчетов по формулам…

Еще раз напомним суть указаний Таможенного комитета.

Решение №751 от 16 августа 2011 г.
О классификации транспортных средств типа PickUp
Комиссия Таможенного союза решила:
Транспортные средства типа PickUp, имеющие грузовую платформу, классифицировать в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС (то есть грузовой. — Прим. ред.) в случае, если они имеют более двух осей или полную массу более 3500 кг или выполняется любое из следующих условий:

1. Максимальная внутренняя длина площадки для перевозки грузов (грузовой платформы) превышает 50% длины колесной базы транспортного средства.
Необходимым требованием для данного условия является отсутствие каких-либо изменений конструкции, влияющих на изменение длины колесной базы, длины грузовой платформы; или

2. P — (M + N x 68) > N x 68, где:
P — технически допустимая максимальная масса груженного транспортного средства, установленная заводом-изготовителем, кг;
M — масса снаряженного транспортного средства, кг

Под массой снаряженного транспортного средства понимается масса порожнего транспортного средства. Эта масса включает в себя также массу охлаждающей жидкости, масел, 90% топлива, 100% других жидкостей, инструментов, запасного колеса, водителя (75 кг);
N — число мест для сидения, за исключением места водителя.

В ином случае автомобиль классифицируется в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС.

Применим неравенство к автомобилю Сергея:
2805 — (2000 + 4 х 68) = 533
533 > 272 (условие выполняется)

… Я в ответ: мол, постойте, машину вгоняли в страну в 2013 году, когда решение от 2011 года уже действовало, тем не менее ее растаможили как легковую — по кубатуре двигателя, не по инвойсу, не по остаточной стоимости.

К тому же здесь есть один нюанс. При расчетах используется такой показатель, как ненагруженная масса автомобиля. Как правило, эта масса для каждого конкретного автомобиля указывается на специальной бирке, а у «японцев» таких данных нет. Есть данные по нагрузке на оси. Соответственно я спрашиваю: откуда взялись 2000 килограммов для моего пикапа? Давайте сделаем замеры. Ведь если мой Navara весит в действительности 2261 килограмм, то по той же формуле он получается легковым. Мне в ответ: обращайтесь в «Транстехнику» (Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника». — Прим. ред.), пусть там взвешивают. Я когда-то обращался уже туда, эта процедура долгая, но самое главное — платная. Честно говоря, существенная сумма выползает. От этой идеи я отказался.

Я это к чему? Если вы такие принципиальные и радеете за то, чтобы все по формулам совпадало, что же вы сами закон не исполняете и формулировки свои придумываете? А так одни не по закону растаможивают машину в 2013 году, другие на учет ставят как хотят…

И вот кто мне объяснит, почему так? Одна и та же машина с одним и тем же VIN-номером, переехав из региона в регион, из легковой стала грузовой?

К слову, еще в самом начале тоже казус произошел. Еще при подаче заявления мне предложили записать пикап грузопассажирским. И вот это меня действительно возмутило. Ведь если руководствоваться все теми же нормами, то пикап никак не может быть грузопассажирским. Он или грузовой, или легковой. Хотя я потом узнавал: у нас в стране полно таких «грузопассажиров», да и грузовых Navara хватает. Их в свое время ввозили по декрету №6. А легковых только два было — мой и еще один какой-то.

В итоге я получил техпаспорт с формулировкой «грузовой пикап» и принципиально не поехал проходить техосмотр».

Теперь уже точно никто не скажет, как происходил ввоз пикапа Nissan Navara в Беларусь, насколько умышленной была ошибка при определении категории и типа ТС. Понятно лишь, что это нарушение закона прошло для виновного бесследно, а за все пришлось расплачиваться случайной жертве — третьему собственнику автомобиля в нашей стране Сергею. И действительно: должен же кто-то оказаться крайним?!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: