Почему российские дилеры столкнулись с дефицитом машин

Почему российские дилеры столкнулись с дефицитом машин

alt=» Фото: Юрий Смитюк/ТАСС» />  Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Российский автомобильный рынок, в апреле-мае столкнувшийся с обвалом спроса и закрытием дилерских центров в большинстве регионов из-за пандемии коронавируса, в первом летнем месяце подал признаки восстановления. Во многом этому способствовало открытие автосалонов в Москве и Петербурге после двухмесячного карантина, а ведь две столицы являются крупнейшими региональными авторынками в нашей стране.

Фото: Пресс-служба АвтоВАЗа.

Так, продажи новых автомобилей в июне составили 122,6 тыс. единиц, что превосходит результаты апреля и мая вместе взятых, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Тем не менее, по сравнению с июнем 2019-го рыночная динамика оказалась хуже прошлогодней на 15%. А итоги первого полугодия и вовсе стали худшими в современной истории российского авторынка — 636 тыс. новых машин (-23%). Предыдущий "антирекорд" был установлен в провальном 2016-м, когда продажи новых машин достигли "дна" после четырех лет кризиса.

"Причина сравнительно высоких результатов продаж в июне — отложенный спрос, который накопился за время карантина: некоторые клиенты откладывали покупку и ждали, когда откроются шоу-румы. Для части аудитории покупка автомобиля сейчас — это прагматичное решение, поскольку в кризис автомобиль всегда можно приобрести на более привлекательных условиях. Тем не менее, даже с учетом отложенного спроса авторынок демонстрирует существенное снижение по сравнению с прошлым годом. Здесь сказывается, прежде всего, уменьшение реальных доходов населения", — комментирует директор по развитию компании "Рольф" Владимир Мирошников.

Показательно, что обеспечить рост авторынку не помогла и расширенная госпрограмма льготного автокредитования, которая была запущена с 1 июня. Теперь она стала доступна семьям с одним ребенком и работникам медицинских организаций государственной системы здравоохранения. Кроме того, 10-процентную скидку от государства на приобретение нового автомобиля в кредит могут получить покупатели, которые сдадут в трейд-ин имеющееся у них транспортное средство старше шести лет при условии, что они владели им не менее одного года.

Фото: Пресс-служба АвтоВАЗа.

А вот увеличение максимальной суммы до 1,5 млн рублей для автомобилей, участвующих в госпрограммах, практически ничего не изменило: расширился лишь выбор доступных комплектаций, но не самих моделей. Тем не менее, обновленная госпрограмма обеспечивает значительный объем продаж в массовом сегменте, и, по прогнозам участников рынка, выделенные на нее средства могут быть израсходованы уже в течение третьего квартала.

"На мой взгляд, сейчас госпрограммы отрабатывают неплохо. Мы, конечно, видим рост в кредитовании относительно прошлых периодов. Но если оценивать ситуацию глобально, то количество желающих сегодня снизилось. Много семей после пандемии остались без работы или с ухудшением доходов. Поэтому кредиты по программам "Первый/Семейный автомобиль" нужны и востребованы, но меньшим количеством людей в общей массе. А вот добавление в госпрограмму врачей повысило ее ликвидность, так как расширило список возможных потребителей", — констатирует операционный директор АГ "Авилон" Алексей Гуляев.

Между тем, в связи с недавними простоями на российских автозаводах и приостановкой поставок импортных иномарок в условиях пандемии коронавируса, дилеры столкнулись с некоторой нехваткой машин в наличии. Причем дефицит возник по ряду моделей и комплектаций как в массовом, так и в премиальном сегменте.

По данным компании "Рольф", срок поставки автомобиля, заказанного в производство, зависит прежде всего от страны его изготовления. Из-за рубежа срок поставки — от трех месяцев, а возможно и более, поскольку карантинные ограничения в мире нарушили цепочки поставок автокомпонентов. В связи с этим дефицит на некоторые модели будет сохраняться и в третьем квартале.

Фото: Михаил Джапаридзе / РИА Новости

По словам генерального директора ГК "АвтоСпецЦентр" Дениса Петрунина, простой автозаводов на протяжении двух месяцев негативно отразился на доступности автомобилей, и на рынке не будет нужного количества машин. Сейчас распродаются товарные запасы, выкупленные дилерами до введения режима самоизоляции. Онлайн-продажи в период ограничений приходились в большей мере на премиальные бренды, поскольку клиенты премиума менее чувствительны к кризисам, чем клиенты массового сегмента, и инвестировали деньги в автомобили. Поэтому в премиальных брендах отсутствие стоков сейчас ощущается сильнее, чем в массовом сегменте.

В свою очередь, генеральный директор ГК "Аларм-Моторс" Роман Слуцкий отмечает, что дефицит особенно ощущается по тем автомобилям, которые находятся в шорт-листе по программе льготного автокредитования. По его мнению, возникший дефицит стал одним из факторов, который не позволил авторынку в июне превзойти результат годичной давности.

В связи с оживлением спроса на авторынке АвтоВАЗ уже отложил переход на четырехдневную рабочую неделю, которую планировалось ввести с конца июня. Однако сокращенный режим работы все еще остается на повестке дня — к этому вопросу на предприятии намерены вернуться в конце августа. Петербургский завод Hyundai, являющийся крупнейшим производителем иномарок в нашей стране, пока отказался от работы в третью смену, при этом в июне и июле "сверхурочно" работает в выходные дни. Дополнительные смены вводит и петербургский завод Toyota, чему способствует повышенный спрос на новый RAV4.

Фото: Пресс-служба Toyota.

Впрочем, растущими продажами могут похвастаться далеко не все, поэтому ряд автозаводов, напротив, с июля перешли на сокращенный режим работы. В числе них, к примеру, — Ульяновский автозавод и "Мазда Соллерс". Вместе с тем предприятия автопрома скоро начнут останавливать конвейеры на период корпоративных летних отпусков, что, в свою очередь, может усугубить ситуацию с наличием машин у дилеров.

"Говоря о прогнозе по дальнейшей динамике авторынка, стоит учитывать, что июньский спрос — это временный спрос после карантина, который в дальнейшем спадет и не приведет к быстрому восстановлению рынка. В июне ни о каком восстановлении автоотрасли говорить не приходится. Очень многое потеряно, и рынку нужно время. Можно ожидать, что отложенный спрос еще сохранит свое влияние в июле-августе, но динамика продаж продолжит сохранять отрицательные значения. 2020 год будет крайне тяжелым для рынка", — резюмирует Алексей Гуляев.

Автолюбителей заставили переплачивать за дефицит новых машин

Уже два месяца в России падают продажи новых автомобилей, хотя спрос на машины остается стабильным. В автосалонах не хватает машин на всех желающих. Дилеры начали устанавливать свои «правила игры». О скидках можно забыть чуть ли не до конца следующего года, уверяют участники рынка. Кто виноват в дефиците и как купить машину со скидкой?

Продажи новых автомобилей в России падают уже два месяца подряд. В августе они упали на 17%, до 114 тыс. машин. Хотя за восемь месяцев рынок в целом вырос на 21%. Такие данные приводит Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Парадокс в том, что проблема заключается не в спросе. Как отмечают в АЕБ, спрос со стороны покупателей как раз остается стабильным.

Все дело в нехватке новых автомобилей. Автопроизводители столкнулись с дефицитом электронных компонентов еще в начале лета. Причем проблема имеет глобальный характер. Она появилась еще до пандемии в результате разных факторов – то пожар на фабрике чипов в Японии, то ледяной шторм в Техасе разорвал логистику доставки. Потом цепочка поставок стала прерываться из-за закрытия производств на фоне пандемии. Автоконцерны «проедали» свои запасы электронных комплектующих, затыкая возникающие дыры.

Но в третьем квартале 2021 года производители электронных чипов почти совсем остановились из-за распространения индийского штамма коронавируса. Глобальная нехватка полупроводников привела к дефициту машин в автосалонах по всему миру и к падению продаж. В Великобритании, например, продажи новых авто рухнули в июле на треть, что стало самым низким уровнем продаж в этот месяц с 1998 года. В августе снова падение – на 22%.

Россию глобальная проблема не обошла стороной. «АвтоВАЗ» уже несколько раз за лето останавливал производство ряда своих моделей (Lada Xray, Largus и Granta) из-за нехватки импортных комплектующих с российского завода «Роберт Бош Самара». В понедельник там заявили, что сейчас до 15 тыс. сотрудников «АвтоВАЗа» находятся в режиме простоя с выплатой двух третей заработной планы из-за дефицита автомобильной электроники Bosch. Это почти половина всех сотрудников завода: в 2020 году там работало 34,2 тыс. человек.

Читайте также  Что делать если забыл водительское удостоверение дома

Раньше на «АвтоВАЗе» уверяли, что дефицит комплектующих никак не скажется на наличии машин у дилеров. Однако прогноз оказался провальным. В автомобильных салонах уже образовался дефицит. Продажи автомобилей Lada в августе рухнули более чем на треть по сравнению с прошлым годом.

«Дефицит есть на все автомобили, так как эта проблема присутствует не у конкретных автопроизводителей, а у поставщиков полупроводников»,

– говорит Сергей Кучин, начальник отдела персонального брокерского обслуживания «БКС Мир инвестиций».

Продажи в августе упали не только у автомобилей Lada, но также у Kia (корейцы занимают второе место по объему продаж после российской марки) – на 13%, у Hyundai (третье место) – на 19%, у Renault (четвертое место) падение на 11%. Замыкает пятерку лидеров Toyota, чьи продажи снизились на 4%. В топ-10 самых продаваемых марок вошли также Volkswagen, Skoda и Nissan, у которых продажи обвалились более чем на треть.

Еще одна причина дефицита на авторынке – это отложенный спрос, считает генеральный директор ГК АВТОDOM Андрей Ольховский. Он поясняет, что в первой половине года автомобили поступали, но они передавались клиентам, которые заключили контракты в более ранний период. А потом началась проблема с импортными комплектующими, которая подтолкнула ожидания покупателей.

Впрочем, Ольховский говорит, что очередей на автомобили как таковых нет. «Но есть проблема с комплектациями и комплектующими, а это выглядит как очередь. Ситуация практически одинаковая по всем брендам с разной степенью влияния», – говорит собеседник.

Сейчас наступило время «продавцов», а не «покупателей». И дилеры неплохо этим пользуются, предлагая вместо скидок дополнительные услуги и дополнительное оборудование к желаемому автомобилю. В итоге найти самую бюджетную базовую комплектацию сейчас практически невозможно.

«Условия сейчас диктуют автодилеры. Теперь нельзя прийти в салон и попросить скидку.

Мой коллега недавно пришел в салон премиальных автомобилей с наличными, выбрал машину, но пока обсуждал скидку, другой менеджер уже продал ее без скидки», – рассказывает Кучин.

«Модели, на которые очередь отсутствует, есть. Чтобы понять, на какие модели предлагаются скидки, достаточно посмотреть auto.ru. Это, как правило, автомобили стоимостью более 10 млн рублей», – рассказывает Ольховский.

«Цены растут постоянно, вам будут предлагать доплатить за то, другое и третье, апеллируя в том числе к тому, что других автомобилей нет. Сегодня это особенно касается остродефицитных моделей, к цене могут добавлять даже не 10 и 20 процентов, а до 50 процентов», – рассказал главный редактор «Радио Автодор» Антон Чуйкин в беседе с радио Sputnik.

Ситуация настолько непростая и неопределенная, что даже на новогодние праздники можно не дождаться традиционных распродаж автомобилей прошлого года. Это стало уже таким обыденным явлением, что многие россияне специально ждут конца года, чтобы подешевле купить автомобиль. В этом году при сохранении дефицита в автосалонах даже новогодних скидок можно не дождаться.

Когда же производители автомобильной электроники обрадуют мировой автопром? «Поскольку никаких признаков быстрого решения этой проблемы нет, мы ожидаем нестабильность продаж и дальнейшее сокращение рынка в ближайшие несколько месяцев», – заявил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.

На эту тему

«Проблема с полупроводниками и другими комплектующими сохранится дольше, чем ждут производители. На мой взгляд, она будет иметь место вплоть до конца 2022 года. И то при условии смягчения ситуации по коронавирусным ограничениям. Если ситуация не будет смягчаться, то мы будем наблюдать нехватку полупроводников более долгий период времени», – говорит Ольховский.

Пока на рынке не вырастет предложение автомобилей, скидок ждать не приходится, говорит Кучин. Но если вы хотите купить автомобиль без дополнительных услуг и оборудования, то лучше всего не идти на поводу у продавца. Другое дело, что надо быть готовым к тому, что именно «ваш» автомобиль с необходимыми вам опциями придется подождать от двух до шести месяцев, заключает собеседник.

«Слово «скидки» можно забыть на ближайший год. Если вам нужен автомобиль прямо сейчас, то надо покупать. Если есть возможность подождать и потребности в замене текущего автомобиля нет, то надо подождать. После возобновления необходимых поставок, рынок, скорее всего, получит новый уровень балансирования, и мы вернемся к классической модели продаж со скидками и предложениями от дилеров и импортеров», – заключает Ольховский.

Больше не едет: что убивает автодилеров в России («Известия»)

Depositphotos 187115184 xl-2015

За 2019 год в России стало на 80 автодилеров меньше. Сокращение автоцентров продолжается из-за невысоких продаж новых автомобилей и ухода крупных автокомпаний с российского рынка. Помимо внутренних проблем на дилеров давят глобальные перемены в мировом автопроме и изменение потребительских привычек клиентов. Как трансформируется дилерский бизнес в России, останутся ли официальные дилеры – разбирались «Известия».

Иностранцы подвели

По ситуации на середину января 2020 года в нашей стране насчитывается 3370 официальных дилерских центров, что на 80 автосалонов меньше аналогичного показателя годом ранее, сообщило аналитическое агентство «Автостат». За год было расторгнуто 544 дилерских контракта, а новых заключено – 464. В числе причин столь значительного сокращения дилерского бизнеса – закрытие российского офиса американской компанией Ford. Кроме того, в конце 2018 года встал конвейер черкесского сборочного предприятия Derways.

В течение всего 2019 года китайская компания Lifan, производившая в Черкесске большую часть модельной линейки, испытывала трудности с поставками полного ассортимента машин. В результате число дилеров у американского концерна снизилось на 53 штуки, а у китайского – на 37. С аналогичными проблемами на Derways столкнулась еще одна китайская автокомпания – Chery. Однако последней удалось оперативно наладить сборку на калининградском «Автоторе». Таким образом, потери Chery составили всего лишь 15 дилеров.

Совместное предприятие «GM-АвтоВАЗ» в прошлом году перешло в полную собственность «АвтоВАЗа», но это не уберегло компанию от сокращения дилерской сети на 14 центров. У ряда автокомпаний общее количество ритейловых точек снизилось менее чем на 10 штук. А прирастало дилерское сообщество преимущественно за счет новых автоцентров китайских автокомпаний Geely и Haval.

Бизнес на грани фола

По мнению президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олега Мосеева, правительство должно поддержать дилерский бизнес, поскольку от сбытовой сети напрямую зависят успехи национального автопрома.

«Очень тревожный признак: дилерская сеть сокращается. Рынок уже сократился почти в два раза и сейчас продолжает падать, а уровень доходности снизился в разы. Очевидно, что и дальше будет сокращение. Мы уже потеряли за последнее время 100 тыс. работающих в авторитейле. Я еще в 2014 году предупреждал Минэкономразвития, что если они не будут ничего делать для поддержания рынка, получат такие результаты. Так оно и вышло», – считает Мосеев.

Бизнес дилеров страдает от чрезмерной закредитованности и из-за оттока гарантийных клиентов, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

«В тучные годы, когда продажи автомобилей росли большими темпами, иностранные автопроизводители требовали от своих дилеров огромных инвестиций. К примеру, цена только одного среднего центра на МКАД с капстроительством с землей и подведением всех коммуникаций составляла $7–12 млн, крупный люксовый ДЦ стоил $17–18 млн, в регионе – $4–5 млн. Естественно, многие строились на кредитные деньги, которые еще нужно вернуть. Сейчас ситуация осложняется тем, что только на продаже автомобилей дилеры практически не зарабатывают, а с гарантийного обслуживания многие клиенты уходят в неофициальные авторизованные станции с более доступными ценами. Получается тяжелая ситуация: дилер не может скинуть цены на сервис – он тогда не сможет кредит обслуживать, а импортеры не снижают требования к дилерам по качеству сервиса», – заметил Бургазлиев.

Читайте также  В каком году ввели номера с регионами

По мнению собеседника, автопроизводители должны существенно упростить требования к автодилерам, а правительство, в свою очередь, могло бы пойти на диалог с дилерами, предоставить им необходимую поддержку.

«Уберизация» клиентов

Не в последнюю очередь дилерский бизнес как в России, так и по всему миру страдает из-за трансформации моделей клиентского поведения. Всё чаще вместо покупки нового автомобиля граждане выбирают такие услуги, как такси и каршеринг, а если говорить о крупных мегаполисах – это еще автомобили по подписке (длительная аренда) и райдшеринг (совместное использование личного авто).

Российский офис компании Hyundai вслед за компанией Volvo сделал ставку на автомобили по подписке, где роль дилера уже ограничена автосервисными услугами, поскольку машина на протяжении всей службы останется в собственности автокомпании. В конце прошлого года корейский концерн запустил этот сервис в Москве.

«В недалеком будущем нас ожидают серьезные изменения в автомобильной отрасли, начиная от восприятия самого автомобиля и заканчивая структурой доходов дилерской сети. Огромным спросом будут пользоваться именно новые услуги и сервисы. Автомобиль из категории собственности неминуемо переходит в категорию услуги», – считает управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев.

С мнением Калицева соглашается Бургазлиев. Автодилеры, по его мнению, уже сейчас должны искать новые пути заработка для сохранения бизнеса.

«К сожалению, тот старый формат бизнес-модели официальных дилеров, который когда-то был успешен, сейчас уже не жизнеспособен. Нужен новый опыт, дополнительные услуги. К примеру, как сейчас в премиум-сегменте продавцы пытаются подстроиться под стандарты жизни обеспеченного клиента. Предлагают партнерские программы по недвижимости, по банкам и магазинам – лишь бы хоть как-то оставить его у себя в портфеле. Но я не думаю, что дилеры в массе своей смогут перестроиться. Полагаю, что по итогу 2020 года число дилеров сократится еще на 100 или более центров. Дополнительно нужно учесть, что еще не все автокомпании, которые потенциально могут покинуть российский рынок, это сделали», – отметил эксперт.

Впрочем, сами дилеры значительных перемен в своем бизнесе в перспективе ближайших десяти лет не ожидают, а для себя видят спасительную нишу в автомобилях с пробегом.

«Цифровые технологии серьезно влияют на выбор автомобиля новым поколением. Автомобиль всё больше и больше начинает восприниматься как гаджет. Но для изменения структуры рынка десятилетнего временного периода недостаточно. В любом случае, как и сегодня, значительную роль будет играть рынок автомобилей с пробегом, сопоставимый с рынком новых автомобилей. И все эти автомобили также нуждаются в сервисном обслуживании. Конечно, крупным игрокам рынка легче перестраиваться под новые требования за счет собственных ресурсов. Поэтому логично будет спрогнозировать, что тренд по дилерским сетям будет в уменьшении количества игроков при их укрупнении за счет поглощения более мелких и слабых дилеров», – считает руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров.

Россия столкнулась с нехваткой популярных авто. Почему некоторых моделей не будет полгода

Изменение курса доллара привело к тому, что все автосалоны переписали цены на автомобили. «Многие производители поменяли прайсы уже в сентябре, повысив стоимость в среднем на 6–10%. Ожидается, что к декабрю к цене на автомобили добавится ещё 15–20%», — объясняет Денис Петрунин, гендиректор ГК «АвтоСпецЦентр».

В октябре 2020 года в дилерских центрах России сохраняется дефицит новых автомобилей, как массового, так и премиального сегментов, говорит Денис Мигаль, гендиректор сети автосалонов Fresh Auto.

На ситуацию на рынке повлияли проблемы с поставками: автоконцерны после локдауна не успели восстановить мощности. С нехваткой авто столкнулись почти 90% автосалонов, отмечает Мигаль. По его оценке, прайсы могут вырасти в среднем по рынку на 40 000 рублей.

В дефиците по стране массовые модели моделей Kia, Hyundai, Volkswagen, Skoda, Lada, отметил Абрамов.

Сроки ожидания авто, в зависимости от модели, могут составлять от двух месяцев до полугода, говорит Денис Мигаль. «Достаточно быстро владелец получит KIA Sportage или Renault Duster, а вот кроссоверы Infiniti QX 50 и QX80 придётся ждать более шести месяцев», — отмечает эксперт.

В компании Major рассказали о дефиците Lada Vesta и Lada SW Cross с вариаторами. Их осталось всего несколько штук, остальные — в топовых версиях на механике.

У Volkswagen в дефиците практически весь модельный ряд, особенно Polo, Tiguan и Touareg, рассказали в ГК «Авилон».

Сейчас на складах размещено около 27 тысяч новых авто, в октябре прошлого года этот показатель был в 2,2 раза выше, рассказали в ГК «АвтоСпецЦентр». «Наибольший дефицит отмечается по брендам Porsche и Mazda», — отметила пресс-секретарь Анна Уткина. Подождать придётся и таких автомобилей премиум-класса как Mercedes-Benz в сегменте SUV, BMW (сохраняется нехватка X5, X6, X7), некоторых моделей Audi.

При этом дефицит наблюдается как на первичном, так и на вторичном рынках.

«Задержки в поставках, замедление производства из-за пандемии, ажиотаж в сумме вызвали повышенный спрос на первичном рынке автомобилей. Он, в свою очередь, повлиял на появление дефицита на вторичном — когда у клиента не получается купить новое желанное авто, он обращается на рынок авто с пробегом и ищет релевантную замену», — рассказал «Секрету» Роман Абрамов, исполнительный директор «СберАвто». И сейчас, по словам эксперта, на «вторичке» практически не осталось хороших, ликвидных авто.

Потребительский спрос высок, но автопроизводители не спешат включать конвейеры на полную мощность, боясь остаться с машинами на складах. Поэтому дилеры убеждают покупателей брать то, что есть (а в наличии остались в основном модели в дорогих комплектациях), и пугают повышением цен в среднем на четверть — из-за нестабильного рубля.

Что говорят эксперты

Если потребитель рассматривает покупку авто в качестве инвестиции, «то можно попробовать найти на рынке подходящее авто», а вот если нужно купить машину для себя, то лучше подождать, посоветовал Роман Абрамов.

После первой волны пандемии спрос стал значительно превышать предложение и дилеры решили отказаться от большинства скидок, чтобы восполнить убытки продажами по полной стоимости, говорит Денис Петрунин. Но, по прогнозам эксперта, уже в начале 2021 года мы увидим традиционные скидки на автомобили уходящего года: после индексации цен большинство брендов не сможет удержать спрос на высоком уровне без предоставления специальных условий.

По опыту предыдущих кризисов, можно спрогнозировать, что в целом цены на машины будут плавно расти около года, а падение авторынка продолжится и в 2021 году, говорит Денис Петрунин.

«Дополнительное давление на цены окажет окончание соглашения о промсборке. Импортные пошлины перестанут компенсировать, что сильно скажется на производствах с высоким уровнем локализации. Наиболее безболезненно этот период пройдет для Toyota и калининградского предприятия "Автотор", где собирают BMW, Genesis, большинство моделей KIA и Hyundai», — сказал он.

Но в любом случае рынок — это баланс спроса и предложения, «до бесконечности цены расти не смогут — клиент просто не сможет ничего купить», отметили в «СберАвто».

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!

АВТОВАЗ теряет клиентов, зато «китайцы» на коне: обвал на авторынке принял угрожающий масштаб

В августе 2021 года продажи новых машин в нашей стране рухнули практически по всем брендам, и причина не в снижении спроса, а в отсутствии товарных моделей у дилеров: им порой нечего продавать. Еще весной дефицит казался временным неудобством, но постепенно он превращается в перманентное явление, ставя под угрозу целый сектор российской экономики — автопром.

Читайте также  Как приходят письма счастья от ГИБДД

Худший август за пять лет

Продажи автомобилей сократились на 17%, что выглядит не такой уж страшной величиной, но дело скорее в тенденции. За последний месяц лета дилеры продали 114 тысяч машин: результаты были слабее только в январе 2020-го и 2021-го (объясняется сезонностью) и в апреле прошлого года, когда из-за режима самоизоляции рынок пережил самое масштабное падение в истории. До сих пор даже с учетом всех сложностей автодилерам удавалось продавать порядка 150 тысяч машин ежемесячно (март — июнь 2021 года), и август стал первым месяцем, когда дефицит проявился в статистике.

— Тут, правда, важно учитывать, что в прошлом году продажи машин в июле-августе были достаточно большими, потому что автосалоны открылись после пандемии — и все кинулись покупать машины, улучшив статистику продаж, — считает эксперт издания «За рулем» Никита Гудков. — Но всё равно падение на 17% — это много даже с учетом высокой прошлогодней базы.

Последний раз столь низкие продажи в августе фиксировались в 2016 году, когда рынок плавно восстанавливался после «валютного» кризиса.

Ощущают проблемы и сами покупатели: один из наших читателей Юрий еще в августе забронировал Lada Granta в средней комплектации за 725 тысяч рублей. Машину он до сих пор не получил, зато дилер уведомил его, что та же самая комплектация обойдется ему в 800 тысяч, что на 60 тысяч выше официального прайса после его очередной корректировки. И эта ситуация весьма типична.

Летом АВТОВАЗ останавливал конвейер несколько раз, а сейчас переходит в режим Stop & Go

Куда катится «Гранта»

Показательно, что среди наиболее пострадавших моделей оказался лидер рынка Lada Granta, продажи которой упали сразу вдвое. Летом конвейер в Тольятти останавливался несколько раз, включая плановый отпуск и ряд экстренных пауз из-за недостатка компонентов. В итоге «Гранта» пропустила вперед не только Vesta, но даже Kia Rio с Hyundai Creta.

— Здесь работает закон пропорциональности: Lada была наиболее продаваемым брендом, а Granta — самой продаваемой моделью, поэтому они ощутили дефицит наиболее остро, — объясняет генеральный директор автомобильного холдинга «Сатурн» Александр Мещеряков (бренды Lada, Renault, UAZ, Suzuki, Chevrolet и др.). — Конвейер рассчитан на определенный объем производства, его нельзя запустить, грубо, на 40 процентов возможностей, поэтому дефицит компонентов приводит к большему снижению в абсолютных величинах.

Пресс-служба АВТОВАЗа заявила, что основная причина сбоев — нехватка комплектующих, которые поставляет один из партнеров завода — компания «Роберт Бош Самара». В сентябре АВТОВАЗ переходит на работу в режиме Stop & Go, то есть будет останавливать и запускать конвейер в зависимости от наличия деталей. Предприятие надеется компенсировать нынешние потери за счет перехода в будущем на увеличенные девятичасовые смены: это планировалось сделать уже в сентябре, но сроки сместились из-за затянувшихся проблем у поставщиков.

Еще сильнее просели продажи Volkswagen Polo и Skoda Rapid калужской сборки, и ситуация вряд ли выровняется в сентябре: пресс-служба завода анонсировала сразу четыре периода вынужденного простоя.

Продажи Renault Duster поддерживает эффект новизны модели

Фото: Артем Краснов

Среди популярных моделей в плюсе оказался только новый Renault Duster, что связано скорее со сменой поколения кроссовера. Неплохо чувствует себя и родственная Arkana. Но даже с учетом этого общие продажи Renault в августе упали на 11%, по остальным лидерам рынка провал еще сильнее.

Тонут все, кроме «китайцев»

Представители дилерского сообщества отмечают, что с проблемами столкнулись практически все бренды, хотя некоторые ощущают кризис острее других.

— Да, это был худший август по продажам, — говорит коммерческий директор группы компаний «Регинас» (бренды Hyundai, Kia, Skoda, Toyota, Nissan, Mitsubishi, Haval и др.) Сергей Попов. — Из-за отсутствия нормальных поставок машин перспективы сейчас туманны. Есть бренды, которые планируют увеличение производства, а следовательно, и продаж, другие — наоборот. Корейские марки, например, до конца года закладывают снижение и производства, и продаж.

При этом бросается в глаза, что в плюсе — китайские бренды Haval (+37%) и особенно Chery (+163%), которые словно используют кризис в свою пользу.

Еще пять лет назад большинство россиян не слышало о марке Haval, а сегодня этот бренд входит в десятку самых популярных, имея в арсенале лишь пять моделей (кроссоверы и внедорожники)

Фото: Артем Краснов

Генеральный директор компании «Планета-Авто» (Hyundai, Ford, Chery, UAZ, Chevrolet, Land Rover, Cadillac и др.) Андрей Кольцук подтверждает, что китайская марка чувствует себя достаточно уверенно:

— Мы третьи по продажам Chery в России, и, в отличие от других брендов, поставки автомобилей Chery сохраняются на достаточном уровне, а кроме того, у марки сейчас очень удачная линейка кроссоверов. Да, мы наблюдаем китайскую экспансию.

По итогам августа и Haval, и Chery попали в десятку самых востребованных легковых марок в России (не считая коммерческий транспорт). При этом сложный август сказался и на них: если за первую половину 2021 года Chery нарастила продажи более чем в 4 раза, то в августе — «лишь» в 2,5.

Затянуть пояса на год

Андрей Кольцук («Планета-Авто») отмечает, что сложности возникли в том числе из-за летних корпоративных отпусков на автозаводах, на что наложились и проблемы с компонентами.

— Сейчас проходят дилерские конференции, посвященные этой проблеме, и помимо нехватки микросхем ощущается дефицит и других компонентов, — говорит он. — Есть понимание, что ситуация сохранится как минимум до второго квартала следующего года.

Близкого мнения придерживается Сергей Попов («Регинас»):

— Риск, что дефицит затянется на месяцы вперед, к сожалению, есть. Мы сохраняем надежды, что рынок автокомпонентов отреагирует, ведь если где-то возникает дефицит, там же происходит рост доходности, а значит, туда идут инвестиции, возникает насыщение. Но пока ситуация тревожная: я общался с рядом экспертов, и они прогнозируют проблемы с поставками на ближайшие 9–15 месяцев.

Производство полупроводниковых компонентов имеет достаточно длительный цикл — полгода и более — из-за медленного роста кристаллов, что также накладывает отпечаток на ситуацию.

Александр Мещеряков («Сатурн») также сдержан в оценках:

— Быстрого восстановления продаж точно не будет, и ситуация неоднородна по брендам. Поставки компонентов определяются контрактами между автозаводом и его партнерами, и эти контракты могут быть очень разными: в каких-то случаях ситуация попадает под критерии форс-мажора, и такого производителя могут поставить, условно, в конец очереди. В других случаях поставщик обязан выполнять контракт, и он будет изыскивать для этого все возможности. Поэтому какие-то марки провалятся сильнее, какие-то — меньше, но кризис бьет по всем без исключения.

УАЗ кажется в доску своим, но по факту более половины компонентов — импортные

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: