Подводные камни при составлении европротокола

Подводные камни российского европротокола

Схема оформления мелких ДТП без участия ГИБДД, она же европротокол, выглядит очень удобной: не нужно ждать инспекторов ДПС, можно все урегулировать на месте и разъехаться по своим делам. Но на практике все оказывается не так просто, и даже один просчет может лишить выплаты по страховке.

Kolesa.Ru попытались разглядеть и показать подводные камни, которые могут встретиться тем, кто пожелал воспользоваться европротоколом.

Напомним, что европротокол стал действовать на территории РФ с 1 марта 2009 года, принятый в рамках поправок в «Закон об ОСАГО». Затем с 1 января 2013 года, когда вступили в действие очередные корректировки данного закона, была увеличена максимальная сумма выплат и по европротоколу, составляющая сегодня 50 тысяч рублей.

Для того чтобы воспользоваться европротоколом, необходимо соблюдение следующих условий: 1) в аварии должно участвовать не более двух транспортных средств; 2) вред здоровью водителей и пассажиров нанесено не было: 3) оба участника имеют действующий полис ОСАГО; 4) нет разногласий по поводу виновности в ДТП и размере причиненных повреждений; 5) размер ущерба не превышает 50 тысяч рублей. И в каждом пункте автовладельца может ждать подвох!

Больше двух не собираться

Начнем с самого очевидного, казалось бы, условия: «не более двух транспортных средств». Здесь понятие «два ТС» не равнозначно понятию «два участника движения». И автомобиль с грузовым прицепом, на который требуется отдельная регистрация с госномером и страховка, хоть и является «одним участником движения», но считается уже как два транспортных средства, поэтому европротокол здесь оказывается неприменим.

Также нельзя воспользоваться европротоколом в случае ДТП без непосредственного контакта между автомобилями либо тогда, когда такой контакт минимален. Типичный пример – один из автомобилей, пытаясь избежать столкновения, уклоняется от другого и врезается в столб. В этом случае придется вызывать ДПС.

Предъявите документы!

При желании воспользоваться европротоколом обоим водителям стоит повнимательнее просмотреть документы друг у друга, какое бы взаимопонимание и доверие между ними не возникло. Ибо, если полис ОСАГО одного из них будет просрочен, либо выписан на другое лицо, то выплаты от страховой компании не будет. Также в полном порядке должны быть документы на автомобиль и водительские права.

Особое внимание тем, чей автомобиль застрахован по КАСКО! Большинство страховых компаний для выплаты по этому полису требуют справку о ДТП, которую можно получить, только вызвав на место аварии ДПС. Поэтому европротоколом при страховании КАСКО воспользоваться будет нельзя. (Сейчас рассматривается возможность «расширения» действия европротокола и на застрахованных по КАСКО, но такой закон пока не принят.)

Скажем прямо

Самый важный и ответственный момент – заполнение бланка извещения о ДТП (выдается вместе с полисом). Здесь данные на каждый автомобиль и его владельца должны быть вписаны в полном объеме, также четко и полностью указаны полученные каждым автомобилем повреждения. Степень вины каждого участника обозначена прямо и без двусмысленностей. Например, если один из участников напишет фразу «свою вину частично признаю», то в выплате по страховке будет отказано.

Бланк извещения не должен содержать никаких помарок и исправлений. Именно заполнение бланка извещения о ДТП (и по оценкам экспертов рынка, и по отзывам обычных автовладельцев) выступает главным «камнем преткновения» – как для тех, кто хотел воспользоваться европротоколом, но не решился, так и для тех, кто уже попробовал, но получил отказ в страховой выплате.

Презумпция виновности

Страховые компании смотрят на обращения по схеме европротокола весьма настороженно, изначально подозревая участников в сговоре и попытке мошенничества, хоть открыто и не признают этого. Такие утверждения делают и профильные эксперты, и показывает наш собственный мониторинг сетевых форумов, где автовладельцы сетуют, что страховщики «придираются к каждой запятой» в бланке извещения, стараясь под любым предлогом отказать в выплате. Есть, конечно, и положительные решения, но они в большинстве своем касаются небольших сумм порядка 5-10 тысяч, а там, где нужно платить больше, возникает сопротивление.

Стоит иметь в виду, что страховая компания может потребовать на осмотр автомобиль как самого обратившегося, так и второго участника ДТП, с чем могут возникнуть проблемы. Поэтому с большой осторожностью стоит использовать европротокол в случае ДТП с автомобилем из другого региона, особенно удаленного.

Ущерб замедленного действия

Сложным моментом оказывается и определение размера ущерба. Согласно правилам европротокола, свыше максимальной суммы в 50 тысяч рублей получить нельзя, даже если обнаружатся скрытые повреждения, сразу незамеченные владельцем. Например, простая царапина на диске при осмотре на СТО может «вылиться» в ремонт подвески с заменой деталей, соответственно, сильно увеличив сумму ремонта. Кстати, в таком случае невиновный участник ДТП (т.е. тот, кому полагается выплата по ОСАГО) может обратиться в суд и попытаться «отозвать» свою подпись, заявив, что «был в шоке», «подвергся уговорам и давлению» и т.п. И если суд пойдет навстречу, то недостающую сумму будет компенсировать уже не страховая компания, а ее станут взыскивать лично с виновного в ДТП. То же самое может произойти, если невиновный участник, подписавший европротокол, потом вдруг обнаружит у себя недомогания, вызванные ДТП. Если тот обратится в суд и это докажет, то компенсация вреда здоровью ляжет на виновного. При этом подать иск в суд на пересмотр европротокола возможно и в случае отказа от изначального признания своей вины. И в случае удовлетворения такого иска бывший «невиновный», получивший страховку, будет обязан как минимум вернуть полученную сумму страховой компании.

Таким образом, российский европротокол как был, так и остается по сей день «палкой о двух концах», которая может бить «по правому и виноватому». И неудивительно, что число воспользовавшихся европротоколом, по разным оценкам, порядка 5-7% от общего количества заявителей на выплаты по ОСАГО. Европротокол у нас есть, и это хорошо и правильно, но пока наше общество, бизнес и право до него еще «не дозрели». И сейчас пользоваться европротоколом в России можно только, что называется, «на свой страх и риск».

Верховный суд окончательно признал европротокол сделкой

Подвергшуюся основательной правке версию документа пленуму представил его секретарь, судья ВС РФ Виктор Момотов. По его словам, самым обсуждаемым в процессе доработки разделом оказался тот, который посвящен европротоколу. Последний в конце концов был признан гражданско-правовым соглашением участников. Говоря же о предмете соглашения, судья подчеркнул: указаний на то, что им является размер ответственности при ДТП, "нигде нет".

– Редакционной комиссией внесены изменения в пункт 14 проекта (из него был исключен третий абзац – прим. ред.), акцентирующие внимание на том, что при составлении европротокола предметом согласия сторон является размер страховой выплаты, ограниченной суммой 50 тысяч рублей, а не размер ответственности виновника ДТП, – заявил Момотов.

Как сообщил докладчик, из проекта исключено указание на обязанность потерпевшего представлять документы в то же подразделение страховщика, в котором подавалось заявление о страховом возмещении. Это было названо Момотовым "излишним обременением" для потерпевшего.

– При этом в проекте сохранено указание на обязанность потерпевшего указывать при подаче документов сведения, позволяющие идентифицировать предыдущие обращения к страховщику, – заметил он.

Читайте также  Какое наказание за угон автомобиля в России

Далее речь зашла еще об одном "больном" для многих клиентов страховых компаний вопросе.

– В ходе обсуждения высказывались предложения о дополнении проекта указанием на то, что в случае предоставления страхового возмещения в натуральной форме гражданину – собственнику легкового автомобиля утрата его товарной стоимости не возмещается. Однако с такими предложениями согласиться никак нельзя! – твердо заявил судья.

По сути, рассказал Момотов, это являлось бы правовой нормой, ограничивающей размер страхового возмещения. Однако названная утрата "входит в состав убытков потерпевшего и в любом случае должна возмещаться страховщиком".

В итоговом документе еще больше акцентируется внимание судов на том, что возмещение в натуральной форме должно вестись с использованием исключительно новых деталей (не б/у) – и это своего рода "компенсация" физическим лицам – владельцам легковых автомобилей за "императивные положения закона, которые отдают приоритет ремонту над денежной выплатой". Такое правило не действует для всех прочих категорий застрахованных – бизнесменов и т. п.

– С учетом предложений судебной коллегии по административным делам ВС РФ внесены изменения в пункт 72, – перешел к новой актуальной теме судья. – Лицо, виновное в ДТП и отказавшееся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, презюмируется находящимся в состоянии опьянения, если не доказано иное. В связи с этим у страховых компаний возникает право регрессного требования к такому лицу.

Изменения, хотя и не столь существенные, были внесены, по его словам, в пункты 51, 65, 77, 87 и ряд других. Они, как отмечено, "не носят смыслового характера".

Вместе с тем из проекта исключен пункт 102, который устанавливает обязанность потерпевшего предоставлять доказательства невозможности реализовать свое право на обращение в суд без несения издержек.

– Принятие проекта упредит ряд возможных ошибок, а также повысит уровень правовой определенности в сфере автострахования, – заключил Момотов.

Замминистра юстиции РФ Алу Алханов сообщил, что у Минюста "нет замечаний к документу". Последним высказался замгенпрокурора РФ Леонид Коржинек, подчеркнувший "высокую актуальность" и "важнейшее значение" данного проекта.

– В результате доработки удалось найти компромиссные решения по всем спорным моментам, – сказал, в частности, Коржинек.

Вячеслав Лебедев предложил перейти к голосованию, и документ был принят единогласно – лишь при одном воздержавшемся.

Подводные камни при составлении европротокола

В данной статье обсудим наиболее распространенные подводные камни, связанные с оформлением европротокола при ДТП.

В каких случаях можно прибегнуть к Европротоколу?

Во-первых, оформлять документы без привлечения сотрудников ГИБДД возможно только в случае, если ущерб причинен непосредственно имуществу, т.е. транспортным средствам без потерпевших и лиц, которым причинен вред жизни или здоровью.

Кроме того, согласно п.11.1 новой редакции закона об ОСАГО, также должны участвовать в этом дорожно-транспортном происшествии не более двух транспортных средств, с учетом транспортных средств, с прицепом к нему.

И, кроме того, не нужно забывать, что гражданская ответственность данных лиц должна быть застрахована в установленном законом порядке.

Ну, естественно, плюс между водителями не существует разногласия относительно вины, обстоятельств ДТП и причинно-следственной связи.

Можно покинуть место ДТП и оформить документы в ГАИ?

Водители могут, в случае наличия обстоятельств выше перечисленных, покинуть место ДТП и не оформлять европротокол, а обратиться в ближайший пункт ДПС либо в ближайшее отделение полиции и оформить документы там, что, по своей сути, будет нести ту же юридическую силу, что и документы, оформленные на месте ДТП.

Но обязательно должна быть первичная фиксация, не вызывающая сомнения о действительном наличии данного ДТП. Т. е. это фото, видео и, возможно, применение иных средств фиксации.

Если один участник дорожно-транспортного происшествия повредил машину, сдавая, например, задним ходом, стукнулся с бордюром либо другим каким-то ограждением, не повредив его, также необходимо зафиксировать (фото-видео фиксация) место расположения автотранспорта на проезжей части.

Также нужно убрать машину с проезжей части в кратчайший срок и обратиться в пункт оформления ГИБДД.

Если три и более участника, которые участвовали в ДТП и, определившись по виновности, также имеют полисы ОСАГО, согласны все с материальным ущербом, тогда также необходимо зафиксировать (фото-видео фиксация) расположение транспортных средств на проезжей части.

9В каких случаях может применяться европротокол?

Как оформить европротокол при ДТП, читайте тут.

Далее в кратчайшие сроки убрать транспортные средства с проезжей части и обратиться в пункт оформления дорожно-транспортных происшествий.

Данные нормы введены для того, чтобы на проезжей части не создавались заторы (в т. ч. и в часы пик), а также сократить время ожидания сотрудников Госавтоинспекции.

С какими сложностями рискуют столкнуться водители при оформлении европротокола?

Подводные камни, которые могут здесь быть, прежде всего, это факт того, что на сегодняшний день по-прежнему лимит ответственности страховщика при таком оформлении дорожно-транспортного происшествия, составляет 50 тысяч рублей на территории всей Российской Федерации, за исключением городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), а также Московской области и Ленинградской области.

Там лимит уже расширен до 400 тысяч рублей, т. е. до общего лимита ответственности страховщика.

К сожалению, на всей остальной территории Российской Федерации лимит по-прежнему составляет 50 тысяч, поэтому лица при оформлении таким образом дорожно-транспортного происшествия, должны понимать, что потерпевший получит от страховщика лишь 50 тысяч рублей.

Предъявлять иные требования имущественного характера в отношении ущерба транспортного средства, принадлежащего потерпевшему, они не имеют права.

Однако скажем сразу, что на сегодняшний день это не лишает возможности потерпевшего в дальнейшем предъявлять разницу между реальным ущербом и лимитом, который выплатила страховая компания, непосредственно к виновнику самого дорожно-транспортного происшествия.

Поэтому, прежде всего, здесь нужно хорошо подумать самому виновнику дорожно-транспортного происшествия, который берет на себя такого рода ответственность.

И если есть сомнения относительно объема повреждений и стоимости дальнейших восстановлений транспортного средства, т. е. приведения его в то состояние, в котором оно находилось до ДТП, то лучше оценить сразу этот риск и все-таки оформить документы в установленном законом порядке с привлечением, соответственно, сотрудников ГИБДД.

Что может потребовать страховая компания при оформлении ДТП по европротоколу?

При оформлении такого рода ДТП, за страховщиком всегда остается право потребовать предъявить от обоих участников транспортные средства для осмотра, т.е. для осмотра определенных повреждений, и страховщик имеет право их оценить. Поэтому не предъявить транспортные средства оба участника не имеют права.

Более того, даже если такое требование страховщиком не заявлено, то согласно вышеуказанному закону об ОСАГО, тому же пункту 11.1, они не имеют права восстанавливать транспортные средства и утилизировать их в течение 15 календарных дней, за исключением нерабочих и праздничных дней, также с целью ожидания вот этого требования страховщика. По истечении данного времени, автомобили могут быть восстановлены.

Санкция за ненаправление европротокола страховщику должна быть обоснована

Ушаков Иван

Верховный Суд РФ в Определении от 20 июля 2021 г. № 11-КГ21-21-К6 разъяснил, вправе ли страховая компания предъявлять регрессный иск к виновнику ДТП, в ходе которого был составлен европротокол, если она безоговорочно приняла условия выплаты, предоставленные стороной.

Читайте также  Списываются ли долги у судебных приставов

На первый взгляд, дело по иску АО «Группа Ренессанс Страхование» к Роману Герасимову о взыскании в порядке регресса возмещения, выплаченного страховой компанией потерпевшего, является простым. На момент заключения договора страхования между страховщиком и страхователем действовал пп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО, который гласит: если при оформлении европротокола виновник ДТП не направил своему страховщику экземпляр протокола в течение 5 дней со дня аварии, тот вправе взыскать со страхователя сумму выплаченного потерпевшему страхового возмещения. Действовала эта норма и на момент происшествия.

В рассматриваемом случае Роман Герасимов не направил в страховую компанию экземпляр европротокола в течение 5 дней. Страховщик выплатил сумму страхового возмещения страховой организации потерпевшего после того, как та с ним рассчиталась. Буквальное толкование пп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО приводит к выводу о наличии основания для удовлетворения регрессных требований АО к Герасимову. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций именно так и подошли к делу и тем самым, как ни странно, разрешили его неправильно.

Верховный Суд в свою очередь истолковал пп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО не буквально, как нижестоящие суды, а оценив данную норму с учетом других норм Закона об ОСАГО и позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 25 мая 2017 г. № 1059-О (далее – Определение КС № 1059-О).

Как разъяснил КС, требование о направлении каждым из участников происшествия заполненного европротокола нацелено на то, чтобы страховщики имели возможность проверить достоверность сведений о ДТП, в том числе потребовать предоставить транспортные средства для осмотра или экспертизы. КС указал также на необходимость обеспечивать как баланс интересов всех участвующих в страховом правоотношении лиц, так и предотвращение противоправных механизмов разрешения соответствующих споров.

Верховный Суд, опираясь на это разъяснение, сформулировал позицию, суть которой сводится к тому, что одного лишь факта невыполнения требования о направлении виновником ДТП европротокола своему страховщику для удовлетворения регрессных требований недостаточно. Страховая компания должна обосновать, что ненаправление европротокола виновником ДТП нарушило ее права и законные интересы.

В рассмотренном Верховным Судом деле страховая компания виновника ДТП выплатила возмещение страховой компании потерпевшего на основании имеющихся у нее документов, в том числе европротокола потерпевшего, не озаботившись проверкой обоснованности выплаты потерпевшему страхового возмещения. Требования о предоставлении для осмотра автомобиля виновника ДТП его страховщик не направлял. Исходя из обстоятельств дела, отсутствие у страховой компании экземпляра протокола от виновника ДТП никак не повлияло на обязанность этого страховщика выплатить возмещение страховой компании потерпевшего. В этом, собственно, и состоит суть ОСАГО: добросовестный водитель страхует свою ответственность за причинение ущерба при ДТП и выплачивает страховые взносы, чтобы в случае ДТП, в котором он окажется виновником, за него по общему правилу заплатил страховщик. Предъявление регрессных требований к виновнику ДТП со стороны страховой компании предусмотрено в виде исключения – в качестве санкции. В данном деле применение такой санкции представляется несправедливым, поскольку невыполнение требования о направлении европротокола страховщику не нарушило его права и законные интересы, как и права и законные интересы других лиц.

Таким образом, позиция ВС соответствует смыслу и духу закона, защищает водителей от несправедливых требований страховых компаний.

В дополнение Суд указал, что необходимо учесть и то, что на момент обращения страховщика в суд норма пп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО утратила силу. Но этот довод именно дополнительный и указан в самом конце мотивировочной части определения. Представляется, что даже если бы указанное положение продолжало действовать, это не повлияло бы на выводы Верховного Суда по существу дела.

Следует отметить, что определение не создает прецедент по данному вопросу, а закрепляет в судебной практике уже сформулированную ВС ранее позицию (Определение от 15 декабря 2020 г. № 44-КГ20-15-К7 по делу с аналогичными обстоятельствами). Незадолго до этого подобные выводы, основанные на Определении КС № 1059-О, уже встречались в правоприменительной практике (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2017 г. № 13АП-18430/17; апелляционное определение Рославльского городского суда Смоленской области от 3 октября 2018 г. по делу № 11-17/2018), хотя и не сразу получили общее признание в судебной системе.

До вынесения Определения КС № 1059-О, а также в течение некоторого времени после этого суды разрешали аналогичные дела в пользу страховых компаний, буквально истолковывая пп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО (см., например, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 25 октября 2016 г. по делу № 33-5455/2016; постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2017 г. № 19АП-7718/17).

Поэтому Определение от 15 декабря 2020 г. № 44-КГ20-15-К7 по данному вопросу и закрепление изложенной в нем позиции в Определении от 20 июля 2021 г. № 11-КГ21-21-К6 имеют важное значение и, надеюсь, положительно повлияют на судебную практику.

Подводные камни при оформлении европротокола и правила заполнения

Все большее количество водителей, ставших участниками ДТП, соглашаются на составление европротокола. На первый взгляд, это кажется гораздо удобнее, чем ожидание приезда сотрудников ГИБДД и трата своего времени на объяснение обстоятельств случившегося.

Подводные камни при оформлении европротокола и правила заполнения

Несмотря на внешнюю простоту оформления, европротокол имеет множество подводных камней, не зная о которых, автомобилист может лишиться выплаты по страховке и даже остаться должным.

Когда можно оформить европротокол

В соответствии с требованиями российского законодательства, самостоятельное оформление аварии путем составления европротокола возможно только в том случае если в результате столкновения был причинен ущерб только имуществу. То есть, если в аварии пострадали только автомобили, составление извещения о ДТП допускается, а если хотя бы один из участников получил повреждения, необходимо ждать приезда сотрудников ГИБДД.

По правилам страхования, оформить аварию по европротоколу можно только в случае если в ДТП приняло участие только два транспортных средства. Причем у обоих собственников автомобилей должен быть действующий полис ОСАГО.

Можно ли покинуть место ДТП и оформить документы в ГИБДД

При наличии всех вышеперечисленных обстоятельств, автомобилисты вправе покинуть место дорожно-транспортного происшествия и приехать в ближайшее отделение ГИБДД для оформления ДТП. Составленные в отделе документы имеют ту же юридическую силу, что и аналогичные бумаги, составленные непосредственно по месту аварии.
Однако прежде чем уехать с места столкновения, автомобилистам стоит позаботиться о фото или видеофиксации произошедшего. Полученные записи рассматриваются в качестве доказательства того, что ДТП действительно имело место.

Если в результате дорожно-транспортного происшествия, один из участников аварии врезался в ограждение или бордюр, данный факт также должен быть зафиксирован на камеру.

По окончании фиксации обстоятельств ДТП, участники аварии должны покинуть место столкновения и прибыть в ближайшее отделение ГИБДД. Соблюдение данного требования необходимо для того, чтобы не создавать заторы на проезжей части и не провоцировать новые аварийные ситуации.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

Читайте также  Возврат страховки при досрочном погашении кредита в Совкомбанке

+7 (812) 507-64-25 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Трудности при оформлении европротокола

Несмотря на то, что возможность оформить европротокол возникла относительно недавно, такой способ пользуется большой популярностью. Однако в российском законодательстве все еще есть некоторые нормы, которые могут способствовать возникновению у автомобилистов трудностей при самостоятельном оформлении дорожно-транспортного происшествия.

Подводные камни при оформлении европротокола и правила заполнения

1. Главное неудобство, которое вызывает недовольство практически у всех автовладельцев – небольшая сумма выплаты по ОСАГО. По правилам страхования, при оформлении ДТП по европротоколу, пострадавшему может быть выплачено не более 50 тысяч рублей (в Москве и Санкт-Петербурге максимальный размер выплаты увеличен до 400 тысяч рублей).

2. Предъявлять прочие имущественные требования в отношении транспортного средства, получившего ущерб, ни одна из сторон аварии не имеет права.

Чтобы не оказаться в невыгодной ситуации и не ремонтировать повреждения своего автомобиля из своего кармана, пострадавший имеет право обратиться в суд и стребовать остаток суммы с виновника дорожно-транспортного происшествия.

Данный факт не удобен для лица, виновного в аварии, так как практически в 100 процентах случаев ему приходится доплачивать за ремонт чужого автомобиля. Если же столкновение оформляется сотрудниками ГИБДД, лимита по страховке хватило бы для компенсации причиненного второму автовладельцу вреда.

Что может потребовать страховая

В соответствии с нормами российского законодательства, даже если стороны оформляют свою аварию по европротоколу, страховщик все равно может потребовать предоставления их транспортных средств для осмотра. Необходимость его проведения обусловлена оценкой причиненного вреда и фиксации мест повреждений. Если стороны не предоставляют свои автомобили для осмотра, страховая компания имеет право отказать в компенсации причиненного пострадавшему ущерба.

По закону, автовладельцы не имеют право приступать к ремонту или утилизации своих транспортных средств в течение 15 дней с момента подачи заявления о компенсации вреда. Праздничные и нерабочие дни не учитываются.

Автомобили могут быть восстановлены только по истечении данного времени, так как у страховщика больше не будет права потребовать транспорт для осмотра.

Подводные камни Европротокола по-русски

На сегодняшний день система Европротокола настолько незрелая, что практически все автолюбители прибегают к старому проверенному методу оценивания дорожно-транспортного происшествия – вызову ГИБДД. Казалось бы, в теории всё достаточно просто и удобно. Но на практике и водители, и сотрудники Госавтоинспекции, и страховщики сталкиваются с многочисленными трудностями в оформлении всей сопутствующей документации, просчитывании и возмещении ущерба, причинённого в результате ДТП.

К слову сказать, Европротокол появился в странах Европы, откуда и название, довольно давно и пользуется большой популярностью, особенно во Франции и Бельгии.

Но чтобы к этому прийти, необходимо было потратить минимум 10 лет для внедрения и усовершенствования системы. Опираясь на опыт и видя результаты европейских государств, у российских автомобилистов теплится надежда, что рано или поздно это нововведение приживётся в обществе.

Задача Европротокола и его условия

Главной задачей Европротокола является возможность быстро разрешить вопросы, возникшие в результате дорожно-транспортного происшествия, не прибегая к помощи инспекторов ГАИ. Для этого в первую очередь необходимо понимать, соблюдены ли все условия, позволяющие воспользоваться этим вариантом.

Обязательными считаются четыре условия:

  • участие в аварии только двух транспортных средств, имеющих полис ОСАГО и способных самостоятельно продолжить дальнейшее движение;
  • отсутствие пострадавших и погибших в результате происшествия;
  • у обеих сторон нет разногласий относительно деталей аварии;
  • согласно первичному визуальному осмотру сумма ущерба не должна превышать 50000 руб.

Если хотя бы один из пунктов не соблюдён, то Европротокол является недействительным, что исключает возможность получения компенсации от страховой компании.

Причина, по которой Европротокол не имеет до сих пор успеха, проста и банальна. Это незнание основных принципов составления документации и недопонимание главных критериев, когда то или иное ДТП становится страховым случаем. Исходя из условий, когда возможно применение протокола, речь идёт о незначительных авариях, не требующих выезда на сервисную станцию.

Если у пострадавшей стороны возникли сомнения на предмет более серьёзных, скрытых повреждений, то тогда обязательным является присутствие уполномоченных лиц.

Тонкости процедуры оформления

Таблица условий для оформления Европротокола

При соблюдении условий можно оформлять Европротокол

Оценив аварийную ситуацию по упрощённой схеме проверки возможности оформления Европротокола, участники ДТП должны приступить к заполнению специальных бланков, которые выдаются страховой компанией при получении полиса.

Схема оформления ДТП

Предоставляйте фото и видео доказательства

В извещении указывается полная достоверная информация о владельцах транспортных средств, марках автомобилей, номерах страховок, а также детальное описание повреждений. Бланк заполняется и заверяется обоими участниками, обязательно шариковой ручкой.Показания водителей должны абсолютно совпадать, иначе потребуется дополнительная экспертиза и даже возможен отказ в возмещении ущерба.После внесения всех данных верхний экземпляр самокопирки, как правило, остаётся у пострадавшего, а нижний – у виновника. Также требуется отобразить подробную схему случившегося и приложить к бланку.

Если при описании ситуации участникам не хватило места непосредственно на документе, разрешается на отдельном чистом листе бумаге зафиксировать детали и поставить подписи. Затем в течение пяти рабочих дней извещение необходимо отправить в страховую компанию для получения выплаты, при этом строго запрещается ремонтировать автомобиль.Во избежание каких-либо сомнений об обстоятельствах аварии со стороны страховщика следует в обязательном порядке предоставить фото и видео доказательства.

Но и этого порой бывает недостаточно, так как страховщики опасаются нечестных людей, инсценирующих ДТП в поисках лёгкого заработка, а автолюбители с недоверием относятся и вовсе не желают связываться со страховыми компаниями, выискивающими любые причины для невыплаты ущерба, затягивающие процесс и забирающие у водителя кучу времени.

Получается своего рода замкнутый круг, несмотря на то, что система действительно рациональна и имеет право на жизнь.

Если всё же страховщик отказал, то пострадавший вправе потребовать уведомления в письменной форме, чтобы впоследствии обратиться в суд.

Новейшие технологии в помощь

Навигационный прибор

Навигационные системы призваны обеспечить максимальную достоверность

Программа установки специальных навигационных систем, новейших телекоммуникационных технологий безопасности и контроля транспортного средства по идее должна была облегчить процедуру предоставления данных и обеспечить их максимальную достоверность.

В особенности это касалось проекта внедрения безлимитного Европротокола, который был запущен дополнительным постановлением в конце 2014 года и распространялся как пробный вариант для автолюбителей Московской и Ленинградской областей. Но после проведения соответствующих исследований статистика показала, что количество обращений по данной схеме не увеличилось и спрос на оборудование ГЛОНАСС не вырос.

Из вышесказанного следует сделать вывод, что по своей сути Европротокол способен решить многие вопросы, а в первую очередь, разгрузить плотные транспортные пробки на дорогах, создающиеся в период ожидания инспекторов ГИБДД. Но, к сожалению, для этого потребуется немало времени, чтобы все связующие звенья этого глобального нововведения определились с едиными принципами максимально быстрой оценки всех обстоятельств и более качественного контроля выполнения своих обязательств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: