Понятие права и система права в Российской Федерации

Понятие права и система права в Российской Федерации

Что такое право? Под этим термином подразумевается совокупность общеобязательных норм, обеспечиваемых силой государственного принуждения. Главная характеристика правовой нормы – человек должен ее обязательно исполнить, иначе последует государственная санкция. В этом и отличие права от морали, если мораль полагается на нравственный закон, то право – на принуждение.

понятие права

Нужно ли право в обществе? Стоит учитывать, что право является лишь одним из видов социальных норм, а таких норм бесчисленное множество (мораль, этика, традиции, обычаи, порядки). Правовое регулирование связано, прежде всего, с понятием государства. Эти два термина не могут существовать по отдельности. Очевидно, что право «нуждается» в государстве, так как последнее с помощью принуждения обеспечивает исполнение норм. Государству же необходимо право, чтобы легитимизировать свою власть.

Многочисленные правовые нормы образуют систему права. Система – это совокупность чего-либо, объединение различных частей в единое целое. То же самое обстоит и с правом. Система права состоит из различных отраслей. Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих определенные аспекты жизни социума.

Перечислим основные элементы, отрасли и особенности права в Российской федерации:

  1. Конституционное. Конституция является фундаментальным законом государства. Она определяет форму правления и территориального устройства, разграничивает полномочия между власть имущими, устанавливает нерушимые права и свободы. Конституция – «фундамент», на котором будет строиться вся остальная правовая система государства. Все остальные законы и нормативные акты не должны противоречить Конституции. В России даже существует Конституционный Суд, занимающийся проверкой действий, осуществленных властями, на их конституционность.
  2. Административное. Связано с государственным управлением. Отличительной особенностью является отсутствие равноправия сторон, так как в административном праве всегда участвует власть.
  3. Гражданское. Его корни можно возводить к античному Римскому частному праву. Регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами. В процессе таких правоотношений стороны равны. Гражданские правоотношения связаны в первую очередь с собственностью.
  4. Трудовое. Регулирует отношения между работником и работодателем. История того, как рабочие отвоевывали себе свои права, заслуживает отдельной книги. Современное трудовое законодательство учитывает как и интересы трудящегося, так и работодателя. В РФ сотрудник имеет определенные социальные гарантии, согласно законодательству, запрещено беспричинно увольнять, предоставляется оплачиваемый отпуск один раз в год.
  5. Финансовое. Занимается вопросами расходования денежных средств как государством, так и органами местного самоуправления.
  6. Семейное. Регулируется Семейным Кодексом РФ. Конституция закрепляет, что государство охраняет институты семьи, материнства, отцовства и детства. Семья является основной ячейкой общества, поэтому ей уделяется особое внимание. Пример – материнский капитал, которые предоставляется матери от государства в целях финансовой поддержки.
  7. Уголовное. Правоотношения, связанные с совершением преступлений.
  8. Лесное.
  9. Земельное.
  10. Горное.

соотношение права и законодательства

В юридической науке принята также следующая организация правовой системы: из отраслей могут выделяться подотрасли. Когда одна отрасль регулирует слишком обширное число вопросов, может проводиться такое подразделение. К примеру, из гражданского права выделяется подотрасль наследственного, которое целиком и полностью регулирует вопрос наследования.

Конституция Российской Федерации утверждает, что в случае несоответствия закона РФ международному закону, будет отдано предпочтение последнему. Это принцип нужен, чтобы не произошло «изоляции» правовой системы государства, которая может привести к развитию авторитаризма.

система права

Международное право как особая система права

В отличие от юридических норм отдельного государства, международное право влияет на каждую страну. Оно устанавливает правила, посредством которых регулируются взаимоотношения стран.

Источниками данной отрасли являются документы, которые были приняты многими странами. Яркий пример подобного документа – Всеобщая декларация прав человека, которая была принята в 1948 году. Стоит рассказать об этом документе поподробнее, так как он является основой для всей структуры международного права.

Декларация основана на теории естественного права. Эту идею активно развивали философы-просветители (Вольтер, Дидро, Руссо). Суть идеи естественного права заключается в том, что каждый человек изначально, по одному лишь своему существованию, обладает определенным количеством прав, которые являются неотчуждаемыми, то есть никому не позволено отнимать их у человека.

Декларация была принята по окончании Второй Мировой войны. Страшное зверство, растянувшееся на 6 лет, побудило правительства стран мира закрепить определенные нерушимые нормы, чтобы подобного насилия более не повторилось. Самое главное в этой декларации то, что она признает всех людей свободными и равными в собственных правах. Документ стал важным шагом в развитии гуманизма и укреплении международных связей.

Чем продуктивнее развивается международное право, тем лучше всему человечеству. Коллективные решения основных вопросов улучшают взаимоотношения между государствами. К примеру, одна страна (пусть даже и большая) не сможет решить экологические проблемы на земле. Но объединенное положительное усилие всех мировых держав может привести к желаемому результату. Человечество заинтересовано в развитии международного права – от этого во многом зависит его дальнейшая судьба. Решать вопросы природного характера, развивать науку, технику и экономику, предотвращать военные конфликты, обмениваться культурными достижениями – все это возможно только в объединении, а не в отделении и изоляции от всего мира.

Правоведение. (09.2020) Курс д.ю.н. Барабановой С.В.

1.3. Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность.

1.4. Российское право и «правовые семьи».

1.1. Понятие и сущность права

Право представляет собой совокупность установленных и санкционируемых государством правил поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.

Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно — способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия “право” стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости

В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия, в конечном счете, порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И.Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права. Однако общепризнанным является понимание права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения.

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью, отвечает требованиям нормативности, имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.), является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере, приемлема для них, соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права.

Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой (“если-то-иначе”), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).

Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме — законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно “работает” на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

Читайте также  Пени по налогу на имущество физических лиц

Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты

Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.

Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.

Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе.

Функции права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:

1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную),

2) внутренние – вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Внутренние функции права принято подразделять на регулятивные и охранительные.

Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.

Следует выделить также следующие функции права:

Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.

Воспитательная функция. связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.

Информационная функция. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.

Понятие права и система права в Российской Федерации

Раздел ЕГЭ: 5.2. Система российского права. Законотворческий процесс

Российское право имеет свои специфические особенности, выделяющие его среди всех остальных стран. Уникальность права каждого государства зависит от действующей системы права.

Система права — внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности его норм при одновременном разделении на отрасли и институты.

Нормы права, объединяясь, образуют институты права, которые составляют подотрасли и отрасли права. Их единство и представляет собой систему права.

Институты права — совокупность норм права, которые регулируют определённый вид схожих общественных отношений (институт охраны труда, институт купли-продажи).

Подотрасль права — совокупность родственных институтов определённой правовой отрасли (наследственное право, право на интеллектуальную собственность).

Отрасль права — совокупность норм права, которые регулируют единую сферу общественных отношений и составляют предмет правового регулирования (конституционное право).

СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА

ВИДЫ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ

По сферам распространённости:

  • межотраслевые (действуют в рамках двух и более отраслей);
  • отраслевые (характерны для одной конкретной отрасли).

По выполняемым функциям:

  • регулятивные (регулируют соответствующие общественные отношения);
  • учредительные (закрепляют правовой статус субъекта);
  • охранительные (следят за нормальным ходом и развитием общественных отношений и оберегают их от пагубного воздействия со стороны).

По правовому характеру:

  • материальные (отношения по производству и обмену материальных благ);
  • процессуальные (регулируют организационные и процедурные вопросы).

По внутренней структуре:

  • простые (простая структура);
  • сложные (во внутренней структуре выделяются самостоятельные элементы).

ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Отрасли права характеризуются предметом и методами правового регулирования.

  • Предмет — общественные отношения, которые образуют особые системы связи между юридическими нормами.
  • Методы — различные способы правового воздействия государства на общество.

Все отрасли права делят на:

  • материальные;
  • процессуальные.

Государственное (конституционное) право основывается на конституции государства. Закрепляет формы правления, территориального устройства, прав и обязанностей населения, избирательного права и системы, функционирование и взаимоотношения высших органов государственной власти.

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распределительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления.

Уголовное право состоит из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться.

Гражданское право регулирует имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.

Уголовно-процессуальное право включает юридические нормы, регулирующие основания и порядок производства по уголовным делам.

Гражданское процессуальное право состоит из норм, которые регулируют судопроизводство по гражданским делам.

Семейное право регламентирует брачно-семейные взаимоотношения.

Финансовое право регулирует юридическое содержание общественных отношений.

Трудовое право устанавливает и следит за надлежащим исполнением трудовых отношений.

Процессуальное право регулирует процедурные и организационные вопросы реализации нормы материального права.

Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Вы смотрели конспект «Система российского права».

Урок 4. Система права. Правотворчество и процесс формирования права

Система права – внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, субинститутов, институтов, подотраслей, и отраслей права, объединяемых в две большие правовые области – частное и публичное.

Норма права установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность.

Гипотеза элемент нормы права, содержащий указания на конкретные обстоятельства, при наличии которых действует правовая норма.

Диспозиция модель правомерного поведения субъекта права, зафиксированная в норме права.

Санкция составная часть правовой нормы, которая рассматривается как последствие для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего норму права.

Институт права – совокупность норм права, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

Субинститут – общность правовых норм внутри правового института.

Отрасль права – группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Предмет правого регулирования – совокупность общественных отношений, которые регулируются правом.

Метод правого регулирования – воздействие права на общественные отношения.

Частное право – совокупность отраслей и институтов права, регулирующих отношения, в которых выражаются частные интересы.

Публичное право – совокупность отраслей и институтов права, которые обеспечивают общественный интерес.

Материальное право – совокупность юридических норм, в которых прописаны варианты правового поведения и установлены общеобязательные правила.

Процессуальное право – регулирует процедуру применения норм материального права.

Правотворчество – деятельность по созданию, изменению или отмене правовых норм.

Законодательная инициатива – право на внесение в органы представительной власти законопроекта.

Парламентское слушание – широкое обсуждение законопроекта в комитете законодательного органа.

Ключевые слова: система права; институт права; субинститут права; отрасль права; предмет правового регулирования; метод правового регулирования; частное право; публичное право; материальное право; процессуальное право.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – стр.69-80

На уроке мы узнаем, что такое норма права, система права.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний на применение знаний о системе права.

Сможем классифицировать отрасли права и приводить примеры отраслей права.

Основное содержание урока.

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Читайте также  Как зарегистрировать автомобиль в ГИБДД через интернет

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементами системы права являются:

1. Норма права (определение было дано ранее) это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность. Она является первичным компонентом. Например, ответственность за совершение кражи.

2. Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

3. Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права на отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений. Примеры: административное право, уголовное, финансовое и пр.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

1. Регулирование поведения — нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

2. Общий характер — неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3. Общеобязательность — нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством — правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

5. Формальная определённость — нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:

1. Принятие нормативных актов полномочными органами государства;

2. Принятие нормативных актов органами местного самоуправления;

3. Принятие нормативных актов непринужденно народом путем референдума;

4. Заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

При регулировании общественных отношений всегда возникает два вопроса:

1) Каким объемом прав и обязанностей наделить субъектов права?

2) В каком порядке применять меры государственного принуждения за невыполнение или ненадлежащее выполнение субъектами права своих обязанностей?

Эти вопросы решаются соответственно материальными и процессуальными нормами права. Материальное право состоит из прав и обязанностей, связанных с удовлетворением субъектами права своих непосредственных потребностей и интересов.

Процессуальное право направлено на удовлетворение субъектами права потребностей и интересов, возникающих в связи с принудительным исполнением норм материального права. Иными словами, нормы процессуального права производны от материального права. Они регламентируют процедуру применения санкций норм материального права.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице

Разбор типового контрольного задания

Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие о делении отраслей права на публичное и частное:

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде правовые термины

Система российского права

Система права – это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве согласованности составляющих его норм и одновременном их разделении на отрасли и институты.

Систему права составляют следующие элементы:

  • отрасль права;
  • подотрасль права;
  • правовой институт;
  • норма права.

Отрасли права – это самые большие элементы системы права. Каждая отрасль делится на подотрасли, каждая подотрасль – на институты, а институты включают в себя нормы права. Небольшие отрасли права могут сразу делиться на институты.

Схема – система права:

Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.

Современная система российского права включает в себя следующие отрасли права:

  1. Конституционное (государственное) право — совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок образования и деятельности высших органов государственной власти, национально-государственное устройство страны и т.д.;
  2. Административное право — совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти;
  3. Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения;
  4. Семейное право — отрасль права, регулирующая сферу брачно-семейных отношений;
  5. Трудовое право — совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т.п.;
  6. Финансовое право — отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений;
  7. Уголовное право — совокупность юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены;
  8. Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйственной деятельности.
  9. Гражданско-процессуальное право — совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата;
  10. Уголовно-процессуальное право — совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел.

Отрасли права, перечисленные с 1 по 8 пункт, – это отрасли материального права. А в пунктах 8 и 9 указаны отрасли процессуального права.

Материальное право регулирует поведение людей, содержание правоотношений между ними.

Процессуальное право содержит правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права.

Помимо названных отраслей права в настоящее время активно формируются новые отрасли права — предпринимательское право, банковское право, экологическое право и др.

Крупные отрасли права, такие как гражданское право, могут делиться на подотрасли – совокупности родственных институтов права.

Например, в гражданском праве есть обязательственное право, интеллектуальное право и другие подотрасли права.

Все отрасли и подотрасли права делятся на элементы – институты права.

Институт права – это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений.

Например, в семейном праве есть институты брака, усыновления и др.

Начальным элементом всей правовой системы являются правовые нормы, которые как кирпичики являются ее составными элементами.

Еще одним деление является разделение права на частное и публичное.

Публичное право регулирует отношения между лицами (гражданами и организациями) и государством.
Частное право регулирует отношения лиц (граждан и организаций) между собой.

Расположите элементы системы права в порядке от самого большого к самому маленькому. Некоторые элементы лишние.

Система права

Состояние ныне действующей системы российского права характеризуется крайне сложными и противоречивыми процессами. Это отчасти объясняется тем, что политические, экономические и социальные реформы, проводимые в Российской Федерации, требуют интенсивного правотворчества, его всестороннего и эффективного воздействия на происходящие в стране преобразования. Речь идет не только об улучшении законодательства или его реконструкции, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, соответствующих реальным условиям рыночной экономики, критериям правового государства, международным стандартам защиты прав и свобод личности, что обуславливает актуальность выбранной темы работы.

Целью данной работы является исследование понятия, общей характеристики основных элементов системы права.

Исходя из поставленной цели в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:

Читайте также  Как по номеру дела узнать подробности

— рассмотрение исторических подходов к становлению системы права;

— изучение понятия системы права;

— определение элементов системы права;

— характеристика основных правовых институтов;

— анализ отдельных юридических норм;

— исследование отраслей права и их отличий.

Объектом исследования в работе выступают система права.

Предметом исследования в работе являются элементы системы права.

В данной работе были использованы следующие работы в области исследования системы права и ее элементов: Алексеева С. С., Баранова В.М., Полениной С.В., Беляева И. Д., Бержеля Ж..-Л., Бобылева А. С., Венгерова А. Б., Гайворонской Я. В., Ермоленко С.В., Казимирчука В. П., Керимова Д.А., Кононова А. А., Кузьменко А. В., Лазарева В. В., Малько А. В., Марченко М. Н., Нерсесяна В. С., Панкратовой М. Е., Пиголкина А.С., Черенковой Е.Э. и др.

Теоретической и методологической основой данной работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие понятие и структуру системы права.

Теоретическая значимость данной работы состоит в исследовании различных подходов к определению понятия системы права.

При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы. Первая глава посвящена исследованию понятия и элементов системы права. Вторая глава направлена на конкретную характеристику каждого из элементов системы права.

1.1. Исторические подходы к становлению системы права

В истории системы права принято выделять следующие этапы становления институтов российского права.

На первом этапе (Древняя Русь) происходит зарождение отечественного права, намечаются его основные институты.

На втором этапе (Московское гос-во, 15-17 вв.) происходит формирование общерусского права, системы судебных органов и процедур.

Третий этап (империя) отмечен стремлением к созданию системы права, на этом этапе окончательно формируются отдельные правовые отрасли и юридическая техника, отрабатываются основные приемы оформления правового материала (кодификация, систематизация, инкорпорация и т.д.), а так же формируются механизмы правотворчества и правоприменения [20, c. 119] .

Четвертый этап (новейшая история) характеризуется как историческая драма создания, развития и кризиса советской правовой системы, системы, обладающей многими специфическими чертами и вместе с тем мы видим много заимствований о мировой и российской правовых традициях.

В современный период развития системы права отмечается качественная перестройка всех правовых структур, институтов и принципов.

Система права России выросла на основе восточнославянских, а отчасти финно-угорских и скандинавских (норманнских) юридических обычаев в конце I тысячелетия нашей эры [17, c. 65].

«Имяху обычаи свои, и закон отец своих, – сообщает Повесть временных лет, – и преданья, каждой свой нрав».

Важнейший свод устных норм обычного права назывался «Закон Русский».

В период средневековой раздробленности XIII–XV вв. система права характеризовалась писаным правом, которое было представлено княжескими грамотами. Княжеские грамоты имели местное значение, их действие не распространялось на территории всего государства. В результате функционирования данной формы система права накопился значительный несистематизированный юридический материал, что требовало реализации реформ действующей правовой системы. Результатом таких реформ стало издание судебника 1497 года. Таким образом, за семь веков русское писаное право проделало значительную эволюцию [9, c. 23].

Что касается становления системы права в послереволюционный период, то ее можно охарактеризовать как система «пролетарского правосознания». Соответственно в российском праве и практике его применения превалировала тенденция не на сближение правовых норм с законодательством и юридической практикой его применения в других странах, а на их обособление. Особенно последовательно такая идеологическая установка претворялась в жизнь в сфере уголовной репрессии.

Право РСФСР характеризовалось декларативностью. В 1917– 1918 гг. в борьбе за поддержку народных масс большевики использовали декреты как средство агитации и пропаганды. Система советского права отличалась федерализмом. Поскольку союзные республики признавались суверенными субъектами советской федерации, в СССР с конца 50-х годов формально насчитывалось не менее 16 правовых систем, а в каждой из республик должен был быть выражен дуализм правовых норм – союзных и местных. В 1918–1920 гг., когда советский федерализм формировался, действительно дуализм советского права имел место. Даже автономные образования могли иметь существенные различия в правовых нормах и институтах [7, c. 67].

Таким образом, процесс становления и развития российской системы права характеризуется множеством этапов, а так же влиянием различных событий.

1.2. Понятие системы права

Право представляет собой систему общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, для регуляции общественных отношений в пределах территории государства.

Общие положения о праве:

– право регулирует общественные отношения, определяя меры возможного и должного поведения с применением при его нарушении охранительного режима;

– право отражает высокий уровень развития общества и его социальных институтов, позволяя учесть интересы разных групп общества.

Система права – это совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и не противоречащих друг другу элементов, частей, обусловлена эта совокупность системой общественных отношений.

В широком понимании правовой системы мы видим, что система права и система законодательства выступают в качестве её основных элементов, которые характеризуют, прежде всего, нормативную сторону правовой системы. Эту мысль подтверждает А.С. Бобылёв в своей статье «Современное толкование системы права и системы законодательства». Не вызывает сомнений утверждение о том, что эти два понятия связаны между собой. Но характер этой взаимосвязи, соотношение рассматриваемых понятий трактуются неоднозначно [6, c. 24].

А.В. Кузьменко в статье «Системный взгляд» на систему права» исследует различные подходы к пониманию понятий «система права» и «система законодательства» [4, c. 9]. Он отмечает, что многими учеными система права и система законодательства рассматриваются в качестве тесно взаимосвязанных, но вместе с тем самостоятельных понятий, которые являют собой два аспекта права. Эти аспекты можно трактовать как форму права и содержание права. Система права представляется как его внутренняя структура, которая соответствует характеру регулируемых им общественных отношений; система законодательства — как его внешняя форма, т. е. система нормативных правовых актов. Право не может существовать вне законодательства, которое в широком смысле и есть право.

А.А. Кононов в своей статье «Общенаучная концепция права» также проводит анализ понятий «система права» и «система законодательства». Автор утверждает, что «система права» объективна и связана с системой общественных отношений, а «система законодательства» формируется под влиянием субъективных факторов и связана с потребностями юридической практики [13, c. 12]. Не следует забывать, что система законодательства должна соответствовать «системе права» так же, как и последняя соответствует системе общественных отношений.

Общественный строй определяет ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие составляющие его части. Разделение системы права на части обусловлено многообразием сфер общественной жизни, которые нуждаются в правовом регулировании.

Современные правоведы приводят другие черты системы права:

  1. Формируется под влиянием реальной системы общественных отношений;
  2. Дифференцированность (внутреннее разделение на части);
  3. Правовые нормы, как структурные элементы, характеризуются целостностью, единством и взаимодействием;
  4. Структурное многообразие. Система права состоит из различных структурных элементов, которые логически объединяют, располагают нормативный материал в определенной функциональной направленности [17, c. 88].

Говоря о системе права, мы имеем в виду сложное системное иерархическое образование, состоящее из норм права, отраслей и подотраслей права, правовых институтов и субинститутов. Элементы системы права непротиворечивы, взаимосвязаны между собой, что придает ей целостность и единство. Она находится под влиянием социально-экономических, политических, религиозных, культурных, исторических факторов, в первую очередь всей системы общественных отношений, носит объективные характер.

В современной России происходит процесс становления правового государства и гражданского общества, большие изменения наблюдаем и в праве. Идёт разработка нового законодательства, его реконструкция. Реформирование права требует модернизации системы права в условиях обновляющегося общества [15, c. 99].

Многие российские правоведы высказывались о необходимости разработки концепции развития системы права в условиях реформирования общества. Например, В.П. Казимирчук в своей работе «Конфликт закона и правовая реформа» отмечает такие особенности современной модели системы права, как структурная незавершенность, несбалансированность, субъективизм и противоречивость содержания, а также активная рецепция права [11, c. 10-12].

Таким образом, формированная и структурированная система права — важнейшее условие функционирования государства. Согласно распространенной версии, это совокупность юридических отраслей, институтов и правовых норм, отражающая одновременное единство и специализацию каждого из составляющих ее элементов. Понятие системы права не следует отождествлять с совокупностью различных видов законодательства, представляющего собой только один из возможных её аспектов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: