Сколько ждать машину в автосалоне после заказа

Уговор дороже денег: может ли автосалон в одностороннем порядке изменить цену автомобиля?

Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел спор об одностороннем изменении продавцом цены автомобиля. Покупатель, заключивший предварительный договор купли-продажи автомобиля, при получении долгожданной машины спустя четыре месяца узнал об увеличении автосалоном ее цены. Не согласившись с действиями продавца, он обратился в суд. В выводах судов разобрался портал ГАРАНТ.РУ.

Гражданка Ж. (далее – истец) 20 ноября 2014 года заключила договор купли-продажи автомобиля с автосалоном ООО «Б» (далее – ответчик) на сумму 998 тыс. руб. и в этот же день произвела частичную оплату стоимости автомашины. Однако на момент заключения договора приобретаемого автомобиля в наличии не было, и покупательнице пришлось ожидать его поступления в распоряжение продавца.

На протяжении всего времени ожидания прибытия автомобиля Ж. вела переговоры с менеджером автосалона по поводу уточнения сроков передачи и цены автомобиля, при этом менеджер уверял, что автомобиль будет изготовлен в срок, и цена на автомобиль по договорам купли-продажи не изменится.

В середине марта 2015 года менеджер автосалона сообщил Ж. по телефону, что автомобиль доставлен в автосалон, и она может его забрать. Однако, приехав в автосалон, она узнала, что теперь автомобиль стоит на 20% дороже, то есть его цена выросла на 214 тыс. руб. При этом в обоснование изменения цены продавцом не было предоставлено какой-либо достоверной информации.

В итоге Ж. все-таки подписала новый договор купли-продажи автомашины, цена которой составляла уже 1,212 млн руб. В экземпляре договора она сделала отметку о своем несогласии с односторонним изменением автосалоном условия о цене покупки.

Одновременно она направила в адрес продавца претензию, в удовлетворении которой было отказано. После этого собственник новой машины обратилась в Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея с жалобой на действия ООО «Б», выразившиеся во включении в договор условий, ущемляющих права потребителя (ст. 14.8 КоАП). Управление провело административное расследование, в результате которого были выявлены нарушения, и на генерального директора ООО «Б» был составлен протокол об административном правонарушении.

Между тем гражданка Ж. обратилась и в суд с исковым заявлением о признании условия договора купли-продажи, установленного п. 2.8 договора, недействительными. Так, этим пунктом, в частности, предусмотрено, что до полного исполнения сторонами условий договора цена автомобиля может быть увеличена в связи с увеличением дистрибьютором рекомендованной розничной цены.

Какие документы продавец обязан передать покупателю при передаче транспортного средства? Узнайте из материала «Договор купли-продажи автомобиля» в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В обоснование своих возражений ООО «Б» в ходе судебного разбирательства указало, что ст. 424 Гражданского кодекса предусматривает возможность изменения цены товара после заключения договора в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленный законом порядке. Так, в период доставки автомобиля до склада продавца единственный дистрибьютор в России компания ООО «Т» увеличила рекомендованную розничную цену автомобиля до 1,212 млн руб. Таким образом, у автосалона имелись основания для увеличения цены договора.

По мнению суда первой инстанции, положения п. 2.8 указанного договора, позволяющие продавцу в одностороннем порядке увеличить цену товара, не противоречат закону, в частности ст. 424 ГК РФ. Суд также отметил, что в силу п. 3 ст. 485 ГК РФ, если договор купли-продажи предусматривает, что цена товара подлежит пересмотру в зависимости от изменения показателей, обусловливающих ее размер (себестоимость, затраты и т.п.), но при этом не определен способ пересмотра цены, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара. Таким образом, Майкопский городской суд Республики Адыгея решил, что продавец правомерно изменил стоимость товара и уведомил об этом покупателя, так как закон предусматривает возможность изменения цены на условиях, предусмотренных договором, и после его заключения (решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 8 сентября 2015 г. № 2-3343/2015). Кроме того, суд указал, что п. 2.9. договора была предусмотрена возможность покупателя отказаться от исполнения договора в случае увеличения цены.

Довод истицы о том, что ответчик был привлечен к административной ответственности за включение в договор п. 2.8, который ущемляет права потребителя и противоречит требованиям Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее –закон о защите прав потребителей), суд не принял во внимание. По мнению судей, постановление по делу об административном правонарушении не носит преюдициальный характер и не является обязательным для суда.

Это решение Гражданка Ж. обжаловала в Верховном Суде Республики Адыгея. Апелляционным определением судебной коллегии которого решение суда первой инстанции было оставлено без изменений (апелляционное определение Верховного Суда Республики Адыгея от 30 октября 2015 № 33-1591/2015). Однако постановлением президиума Верховного Суда Республики Адыгея от 23 июня 2016 г. состоявшиеся судебные постановления отменены и было принято новое решение. Суд указал, что пункт 2.8 договора купли-продажи нарушает права истца как потребителя, поскольку создает для нее ухудшающие условия в виде увеличения цены товара.

Ответчик обжаловал постановление президиума в Верховном Суде Российской Федерации. С выводом нижестоящего суда Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ согласилась (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 16 мая 2017 № 24-КГ17-7).

Так, члены судебной коллегии отметили, что гражданское законодательство по общему правилу позволяет пересматривать цену товара на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. В то же время исключение составляет случай, когда для одной из сторон обязательство не связано с предпринимательской деятельностью – одностороннее изменение обязательства при этом возможно лишь в силу указания закона (ст. 310, п. 2 ст.424, п. 3 ст. 485 ГК РФ).

Суд также отметил, что в соответствии с п. 1 ст. 16 закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем, исполнителем или продавцом в полном объеме. Более того, исходя из содержания указанной нормы Суд делает вывод о том, что условия договора, одной из сторон которого является потребитель, могут быть признаны недействительными и в том случае, если такие условия хотя и установлены законом или иными правовыми актами, однако в силу п. 3- 4 ст. 1 ГК РФ могут быть квалифицированы как ущемляющие права потребителя.

Так, к числу ущемляющих права потребителей, по мнению Суда, могут быть отнесены условия договора, согласно которым на потребителя возлагается несение бремени предпринимательских рисков, при том, что потребитель, являясь более слабой стороной в отношениях с хозяйствующим субъектом, как правило, не имеет возможности влиять на содержание договора при его заключении.

Вместе с тем, в связи с допущенными процессуальными нарушениями постановление президиума Верховного Суда Республики Адыгея было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение.

Как купить машину с умом. Часть 9. Заказ автомобиля и внесение предоплаты

Заказ автомобиля и внесение предоплаты

В предшествующих статьях серии «Как купить машину с умом» были подробно рассмотрены все вопросы, которые могут возникнуть у будущего владельца на пути от желания приобрести автомобиль до заказа транспортного средства. Напомню, что статья «Как купить машину с умом. Часть 8. Выбор автосалона для покупки автомобиля» была завершена на прохождении тестдрайвов, а, следовательно, пришло время рассмотреть непосредственно заказ автомобиля и внесение предоплаты за него.

Составление договора предварительного заказа и внесение предоплаты за автомобиль не обязательно должны производиться в один день. Все зависит от ситуации. Например, если на выбранную Вами модель автомобиля очередь длиною в год, то скорее всего предварительный договор Вы сможете заключить сразу же, а предоплату придется вносить отдельно, приблизительно за пару месяцев до получения автомобиля.

Подготовка к посещению автосалона для заказа автомобиля

При подготовке к посещению автосалона для заказа автомобиля в первую очередь следует обратить внимание на то, что Вы собираетесь заказывать, т.е. непосредственно на автомобиль.

Для начала необходимо определиться с комплектацией автомобиля и выбрать необходимые опции. Это необходимо для того, чтобы при составлении договора предварительного заказа автомобиля не были допущены ошибки, и Вы смогли получить именно тот автомобиль, на который рассчитываете.

Для выбора комплектации и опций советую воспользоваться сайтом выбранного Вами автопроизводителя. При просмотре сайта рекомендую выписывать в блокнот те опции, которые Вы выбираете. Кроме того, сразу же обратите внимание и на итоговую стоимость автомобиля. Она пригодится Вам при посещении салона.

После завершения этого этапа у Вас в блокноте должны остаться примерно следующие записи:

1. Автомобиль «Енисей» комплектация средняя — 428 000 руб.

2. Комплект зимний (аккумулятор повышенной емкости, обогрев зеркал заднего вида) — 5 333 руб.

3. Кондиционер — 16 300 руб.

4. Литые диски — 9 800 руб (возможно не нужны, посмотреть в салоне).

5. Дневные ходовые огни — 4 300 руб (возможно не нужны, посмотреть в салоне).

6. Окраска «перламутр» — 8 000 руб.

ИТОГО: 471 733 руб.

Обратите внимание, что в итоговом списке есть пункты 4 и 5, которые помечены как «возможно не нужны, посмотреть в салоне». Так нужно обозначить те опции, в необходимости которых Вы сомневаетесь.

Например, если Вы просто не знаете, что такое литые диски и нужны ли они Вам, то отложите решение относительно них до автосалона. При удачном стечении обстоятельств Вы сможете сравнить автомобиль с литыми дисками и автомобиль без них и сделать окончательный выбор. В крайнем случае, информацию можно получить у менеджера.

При заключении договора предварительной продажи Вам обязательно потребуется паспорт. Не забудьте взять его с собой.

Подготовка к внесению предоплаты

Если Вы собираетесь одновременно с заказом автомобиля вносить и предоплату, то следует сразу же подготовиться и к ней. Если же предоплата в Ваши ближайшие планы не входит, то к этому пункту Вы сможете вернуться в любой удобный момент.

Итак, подготовка к внесению предоплаты заключается исключительно в определении денежной суммы, которую необходимо внести заранее. Величина предоплаты может изменяться в зависимости от автосалона. Причем эта сумма либо фиксированная, например, 30 000 рублей, либо рассчитывается в зависимости от стоимости автомобиля, например 471 733 * 0.1 = 47 174 рублей.

Для определения конкретной суммы предоплаты необходимо предварительно позвонить в автосалон.

Заказ автомобиля

При заказе автомобиля происходит оформление договора и обсуждение его деталей. Имейте в виду, быстро эту процедуру произвести не удастся, поэтому при походе в автосалон нужно быть готовым к длительному ожиданию.

Рекомендую перед походом в автосалон хорошенько подкрепиться, чтобы чувство голода не мешало Вам принимать ответственные решения. Если салон находится далеко от Вашего дома, например, в другом городе, то подкрепиться нужно на месте, прямо перед посещением салона.

Выбор менеджера

Перейдем непосредственно к автосалону. При входе не рекомендую кидаться к первому попавшемуся менеджеру для заключения договора. Лучше подождать того момента, когда менеджер подойдет к Вам сам. При этом делайте вид, что Вы еще не уверены, стоит ли покупать выбранный автомобиль. Пусть менеджер Вас «убедит», что именно этот автомобиль Вам нужен.

В этот момент Вы сможете определить, насколько хороший менеджер Вам попался. Напомню, менеджер с которым Вы заключите договор предварительного заказа будет сопровождать Вас в течение всего дальнейшего общения с автосалоном. И если вдруг у Вас возникнут какие-то проблемы в будущем, то решать их придется именно через выбранного менеджера. Если менеджер достаточно ленив и уговаривает Вас нехотя, то следует обратиться к другому, более активному специалисту.

Иногда обстоятельства не позволяют выбрать достойного менеджера. Например, в автосалоне может быть слишком много народу (обычно это наблюдается в выходные дни и праздники), и все менеджеры будут заняты. В этом случае за менеджерами можно понаблюдать издали и выбрать наиболее подходящую кандидатуру.

Читайте также  Как правильно называется кенгурятник на машину

Обсуждение деталей покупки автомобиля

На следующем этапе необходимо уточнить у менеджера ту информацию, которая до сих пор осталась неизвестной для Вас. Весьма желательно, чтобы менеджер показал Вам выбранную модель и рассказал обо всех её особенностях.

Именно в этот момент необходимо уточнить информацию об опциях, которые в списке были помечены, как «возможно не нужны», и окончательно определиться с ними.

Заключение договора предварительного заказа

После того, как Вы окончательно определились со всеми опциями, можно приступать и к составлению договора предварительного заказа.

Обычно на этом этапе Вам необходимо назвать выбранные Вами комплектацию и опции автомобиля. При этом внимательно следите за итоговой стоимостью автомобиля. Она должна быть указана правильно и совпадать с рассчитанной Вами. Возможно небольшое отклонение только в том случае, если салон взимает деньги за доставку автомобиля с завода. Обычно именно так и происходит.

Однако значительных отклонений ни в большую, ни в меньшую сторону быть не должно. Мне приходилось общаться с менеджерами нескольких автосалонов и примерно в половине случаев стоимость автомобиля с первого раза мне рассчитали неправильно. При этом были отклонения как в большую, так и в меньшую сторону. Отмечу, что при отклонении в большую сторону, Вам придется заплатить за автомобиль больше, а при отклонении в меньшую (пропустили опцию) в Вашем автомобиле может не оказаться какого-то нужного оборудования.

Кроме добавления в договор информации о комплектации автомобиля, туда будут внесены также и Ваши паспортные данные. В остальном бланк договора остается стандартным для автосалона.

После заполнения и печати договора необходимо очень тщательно проверить всю внесенную информацию, а также тщательно прочитать весь текст договора. В договоре должны быть четко и правильно указаны все опции автомобиля, Ваши паспортные данные, реквизиты организации, итоговая цена и дата поставки автомобиля.

Следует обратить внимание на пункты договора, относящиеся к возврату предоплаты и просрочке поставки автомобиля. Возможность возврата должна быть предусмотрена обязательно, ведь Вы можете и передумать покупать автомобиль в выбранном автосалоне, если он не оправдает Ваших ожиданий.

Что касается просрочки поставки, то крайне желательно, чтобы продавец был заинтересован в своевременной поставке автомобиля. Т.е. если в договоре не указано, что каждый день просрочки будет обходиться организации в 300 рублей, то можно попытаться добавить в договор подобный пункт. Это позволит застраховаться от чрезмерно долгого ожидания автомобиля.

После того, как договор предварительного заказа автомобиля многократно проверен, можно его подписать и переходить к следующему этапу покупки автомобиля.

Внесение предоплаты

Внесение предоплаты за автомобиль может проходить как одновременно с заказом автомобиля, так и отдельно от него.

Для выполнения операции от заказчика обычно требуется паспорт и деньги для предоплаты. Чаще всего предоплату предлагают осуществить в кассе автосалона, однако при желании можно договориться и на другой способ оплаты (например, банковским переводом). В некоторых случаях это имеет смысл.

Документы, полученные при заказе и внесении предоплаты желательно хранить в надежном месте до момента получения автомобиля. Оптимально — до момента истечения гарантии.

Как торговаться с официальным дилером

Автосалон

До сих пор считается, что покупать у дилеров надежнее, пусть и с переплатой. Увы, это не так. Официальный представитель марки выставит на продажу «кота в мешке» без зазрения совести. И в любом случае попробует нажиться на покупателе. Потому торговаться можно и даже нужно. Разберемся по порядку.

Причины торговаться

Не упускайте возможность получить скидку, если:

  • Автомобиль сильно дороже этой же модели в среднем по рынку;
  • Цена машины ниже средней стоимости по рынку;
  • Есть явные несоответствия между реальной информацией об авто и тем, что заявляет автосалон или менеджер.

Автодилер всего будет продавать машину дороже, чем она стоит на самом деле. Потому что в сумму, которую озвучивает менеджер, входят его проценты от продажи, а также расходы на ТО или рехтовку деталей, которую проходят все б/у автомобили, поступающие для продажи.

Размер скидки

Понятие «маржа» в случае с подержанными машинами также работает: автосалоны часто закупают авто с пробегом через трейд-ин, а значит, на 10-15% дешевле. Разницу салон забирает себе. В таком размере и нужно выбивать у дилера скидку.

Скидка

Также дилер зарабатывает на оформлении полисов КАСКО, дополнительном оборудовании и кредитных договорах «на месте». Страховка, а также кредит от банка-партнера приносят автодилеру доход до 20% от цены. Например, если вы оформите КАСКО на 100 тысяч рублей, дилер получит с этой сделки 10-20 тысяч. Если вы берете машину за 0,5-1 миллион рублей, смело просите скинуть те самые 10-20 тысяч рублей.

Чтобы получить максимальную скидку, нужно соблюсти ряд условий.

Условия для успешного торга

Чтобы скинуть цену, приезжайте к дилеру в субботу или воскресенье за полчаса-час до закрытия: менеджер не успеет вас «обработать» за такой короткий срок.

Поезжайте выбирать подержанный автомобиль у дилера в плохую погоду или сразу же, как только небо немного прояснится. Сильный дождь, ветер, лужи или даже град не вдохновляют людей на покупки – большинство предпочитает остаться дома. Вы можете приехать к дилеру и увидеть, что, кроме вас, больше нет покупателей – просите скидку!

Просите скидку

Посещайте дилера в последний день месяца. План продаж б/у машин есть у большинства автосалонов, и если энной суммы не хватает, менеджер будет готов на все. Если приедете 25 числа (многие в этот день получают аванс), скидку выбить получится вряд ли.

Общайтесь с одним и тем же менеджером и тратьте его время столько, сколько необходимо для разумной покупки. Но не перегибайте палку. Чем больше продавец вложит в вас сил и нервов, тем труднее ему будет «отпустить вас» и тем охотнее он пойдет на уступки. Но при этом вы не должны быть безнадежным: если интереса к автомобилю нет, не тратьте свое время и менеджера.

Ведите торги наедине с менеджером. Продавец не пойдет на уступки, если поймет, что скидку может попросить кто-то ещё. Общайтесь как покупатель и продавец, без лишней аудитории.

Используйте «живые деньги». Если вы будете трясти перед менеджером стопкой денег, пусть чуть меньшей по эквиваленту, чем стоит автомобиль, он не откажется от скидки.

Не ограничивайтесь одним дилерским салоном и одним днем. Наберитесь терпения, посетите 3-5 центров. Берите распечатки с ценами, сравнивайте. Во-первых, у одного из них цена действительно может быть ниже, чем у других. Во-вторых, на этом можно грамотно сыграть. Как именно, расскажем чуть позже.

Пара козырей в рукаве

Козырь

Также полезно проверить интересующую модель с помощью мобильного приложения «Автокод». Сервис «прогонит» автомобиль более чем по 16 базам, включая ГИБДД, РСА, налоговую, таможенную службы, банки, суды и другие источники. Для начала проверки введите госномер машины в специальное поле и через 5 минут ждите результат. Отчет покажет:

  • Год выпуска
  • Количество владельцев
  • Характеристику по ПТС
  • Штрафы
  • ОСАГО
  • Пробег
  • ДТП
  • Ограничения ГИБДД
  • Работу в такси
  • Обременения и др.

Стоимость одной проверки – 349 рублей.

Если видите, что интересующая модель стоит одинаково у частников и дилера, будьте уверены: у машины в автосалоне либо непорядок с историей/документами, либо техническое состояние оставляет желать лучшего.

Действия покупателя

Действия покупателя

Все условия соблюдены, настал час икс: вы стоите напротив менеджера дилерского салона и собираетесь торговаться. Важно понимать: а) как себя вести; б) что говорить.

Как говорить

Запомните: никакой агрессии. Даже если вы устали и хотите домой или торопитесь куда-то. В дилерском салоне работают такие же люди, которые зарабатывают на хлеб продажами машин и услуг. Будьте с менеджером вежливы, аргументируйте торг, а не просто требуйте скидку. Грубость легко приедет к тому, что ваши условия будут рассматривать часами. А продавец в это время будет спокойно заниматься другими, более тактичными покупателями.

Менеджеры дилерских салонов получают поощрение за положительный отзыв клиента. Если вы относитесь к продавцу лояльно, он сам будет готов предложить вам бонусы, выгодные условия или расскажет о машине моменты, о которых вы не знали.

Говорите ясно

Говорите ясно, четко, не бубните. Говоря не всю правду, не показывайте волнения. Если не умеете врать, а скидку хотите – надейтесь только на условия для торга. Попросить помочь друга тоже можно, но не всегда эффективно. Менеджер пойдет на уступки, если поймет, что мнение другого человека очень важно для вас.

Некоторые автовладельцы советуют в день покупки машины не ходить с сияющим лицом по автосалону – есть возможность получить бонусы, подарки. Особенно, если к моменту покупки выяснится, что автомобиль нужно долго и дорого ремонтировать, изменились условия кредитования и пр. Негативные эмоции все же можно показывать, но только не агрессию.

Что говорить

9 из 10 машин с пробегом имеют недостатки. Проблемы с подвеской, салон в ожогах от сигарет, 10 владельцев, залог и т.д. Ненавязчиво укажите на проблемы и скажите, сколько вы готовы заплатить. Так вы покажете продавцу, что хотите купить машину, но ряд недочетов заставляет вас сомневаться. Вкупе с аргументами менеджер охотно пойдет на скидку, только не выкладывайте все козыри сразу.

Сумма, которую вы предлагаете за машину, должна быть ниже той цены, которую вы нас самом деле готовы заплатить. Так, если машина стоит 500 тысяч рублей, предлагайте за нее 450-460 тысяч. Даже если готовы отдать 480. Если продавец предлагает компромисс – 470 тысяч, попросите несколько минут для раздумий и переберите варианты бонусов: ТО, доп.оборудования, аксессуаров. Предложите продавцу вместе с его ценой организовать бонус или просто ждите реакции: часто менеджеры готовы сделать скинуть цену и даже сделать подарок, чтобы не потерять клиента. Особенно это касается б/у машин стоимостью от 1 миллиона рублей.

Скажите продавцу, что видели интересующую модель у конкурентов дешевле на 15-20 тысяч рублей. Для убедительности покажите распечатку с зачеркнутой ценой. Или сами огласите сумму желаемой скидки, объяснив, что так вы не поедете в другие салоны. При таких условиях автосалоны охотно снижают цену.

Правило трех «НЕ»

3 нет

Чтобы купить б/у автомобиль у дилера на выгодных условиях, запомните 3 правила:

НЕ показывайте продавцу, что хотите купить машину. Тогда скидку он вам не предложит и сам на нее не согласится. Вас просто интересует транспортное средство, никаких «автомобилей мечты»!

НЕ говорите менеджеру, сколько у вас денег на самом деле. Озвучивайте сумму несколько меньше или не говорите о деньгах вообще. Например, если хотите купить машину за 400 тысяч, скажите, что у вас есть только 360. Продавец вынужден будет скинуть. Тем более, если модель «неходовая».

НЕ рассказывайте дилеру, сколько времени потратили на поиски модели. Есть авто, найти которые действительно трудно, но указывать на это нельзя ни в коем случае! Иначе на скидку не рассчитывайте.

Что самым важным в торге считаете вы? Оставляйте свои комментарии внизу статьи.

Всё о порядке приобретения машины в салоне. Сколько времени занимает покупка нового авто?

Приобретая автомобиль, каждый покупатель рассчитывает на качество транспортного средства и «чистоту» сделки. Одним из оптимальных вариантов сделки такого характера является обращение в автосалон. Юридическое лицо как сторона договора дает большую гарантию того, что при совершении сделок не возникнет проблем. Вся процедура осуществляется в рамках главы 30 ГК РФ.

Плюсы и минусы приобретения машины в салоне

Вариант приобретения транспортного средства в автосалоне имеет свои преимущества и недостатки. Плюсами такого варианта покупки являются:

  • «Чистота» сделки. Специалисты продавца оформят всю необходимую документацию и реализуют все этапы сделки, включая постановку транспортного средства на учет и получение страховки.
  • Большой выбор автомобилей. В салонах всегда представлен широкий спектр транспортных средств, включая отечественные и зарубежные марки.
  • Нет необходимости самостоятельно обзванивать и посещать других продавцов. Специалисты салона дадут бесплатную консультацию и помогут подобрать оптимальный вариант. Если требуемой модели не будет в наличии, её могут доставить под заказ.
  • Гарантия качества. Это касается только новых автомобилей с оформленной страховкой. Если в процессе гарантийного срока будет выявлена неисправность, салон заменит транспортное средство на другое.
  • Возможность приобрести автомобиль в кредит. Не всегда у покупателя есть в наличии необходимая для полного расчета сумма. Автосалоны в таких случаях практикуют гибкий подход и допускают оплату за счет кредитных средств.
  • По желанию покупателя можно осуществить тест-драйв. Он позволит проверить автомобиль на практике. Тест проводится в любое удобное для покупателя время.
  • Индивидуальный подход. Автосалоны заинтересованы в увеличении спроса на свои услуги и учитывают все пожелания клиентов.
  • Возможность снизить свои расходы. Это касается программы трейд-ин. Суть её заключается в том, что покупатель продает салону свой старый автомобиль. На разницу в цене между новым ТС можно оформить кредит и сразу стать владельцем новой машины.
Читайте также  В аресте машина или нет

Несмотря на ряд преимуществ приобретение автомобиля в салоне имеет и свои недостатки. Прежде всего это стоимость транспортного средства. Цена в салоне всегда выше, чем в объявлениях физических лиц. Это обусловлено тем, что в стоимость включены расходы на содержание помещения и оплату труда обслуживающего персонала.

Состояние транспортного средства может также создать определенные проблемы. На практике нередки случаи, когда салон, выкупив б/у автомобиль с незначительными недостатками, исправляет их и реализует ТС, как новое.

Сколько времени занимает весь процесс?

Конкретных сроков сделки законодательством не установлено. Все зависит от особенностей конкретной покупки и правил автосалона. Срок может составить от нескольких часов до нескольких дней. Время может потребоваться для проверки документов покупателя. Человек может потребовать доукомплектовать машину, например, сделать тюнинг либо устранить имеющиеся неисправности. Это также увеличивает срок.

Если у клиента нет особых пожеланий и все документы в порядке, то автомобиль можно будет забрать в течение одного-двух часов.

Советы по выбору салона

Информацию об автосалонах можно получать из различных открытых источников информации. Практически все дилеры размещают информацию в печатных СМИ и интернете. Большинство компаний имеют свои сайты. При выборе продавца, прежде всего, следует обращать внимание на отзывы клиентов. При этом необходимо брать информацию не с официального сайта компании, а с других ресурсов, поскольку довольно часто дилеры «заказывают» положительные отзывы.

Получить необходимые данные можно и при личном обращении в офис компании. Необходимо потребовать свидетельство о права осуществлять такую деятельность. Также нужно внимательно изучить условия сделки.

Когда лучше покупать и почему?

Наиболее выгодным временем приобретения машины является зима, особенно новогодние каникулы. В такой период спрос на транспортные средства снижается. Для привлечения клиентов салоны снижают цены и делают скидки (как сэкономить и получить скидку при покупке, можно узнать тут). Независимо от сезона приобретать машину необходимо в условиях естественного освещения — днем. Осмотр лучше всего производить в комфортных условиях, то есть внутри автосалона.

Что нужно проверить?

  1. Прежде всего нужно провести визуальный осмотр ТС. Машина должна быть чистой, без вмятин, царапин и трещин. Окрас корпуса должен быть равномерным и не меняться от одной части кузова к другой.
  2. После этого нужно осмотреть скрытые элементы. Для этого необходимо открыть двери, капот и багажник, и осмотреть все петли и крепления. Они не должны иметь ржавчины. Не лишним будет поднять коврик багажника и осмотреть место крепления запасного колеса.
  3. Далее производится технический осмотр ТС. Для этого проверяются уровни всех технических жидкостей.
  4. Также нужно проверить вращение рулевого колеса, движение педалей и переключение коробки передач. Они должны осуществляться без усилий.
  5. Затем запускается двигатель. Машина должна «заводиться» сразу, без посторонних звуков.
  6. Завершающим этапом является проверка комплектности ТС и документов.

Порядок действий

Процедура приобретения ТС в автосалоне состоит из следующих этапов:

  1. проверка технического состояния и комплектации;
  2. тестовые испытания;
  3. завершающий осмотр;
  4. оформление необходимых документов;
  5. получение ТС.

Анализ опций и комплектации

Суть такого этапа заключается в визуальном осмотре транспортного средства и проверки работы всех узлов и агрегатов. Покупатель имеет право запустить двигатель, а также проверить вращение рулевого колеса, «ход» педалей, рычага коробки передач и исправность петлей дверей, багажника и капота. Нужно убедиться, что узлы и агрегаты не имеют потертостей, вмятин, трещин, ржавчины и следов коррозии.

Тест-драйв

Такая процедура проводится на основании заключенного договора. Следует обращать внимание на условия. Если в договоре указано, что ответственность за сохранность несет покупатель, то не следует заключать договор и лучше всего поискать другого дилера.

С покупателя не снимается ответственность, если он будет виновником ДТП. Тест-драйв проводится в присутствии представителя компании. Такая процедура дает возможность покупателю проверить работоспособность транспортного средства на практике.

Итоговый осмотр

После практических испытаний необходимо провести осмотр автомобиля. Покупатель вправе провести проверку на специализированной станции технического обслуживания, которая имеет возможность осуществить полную диагностику. По завершении оформляется акт, в котором указываются все выявленные недостатки. Такой подход позволит избежать проблем. От продавца можно потребовать устранить выявленные неисправности.

Документы и оформление ДКП

Автосалон должен будет подготовить:

  • свидетельство о праве осуществления деятельности;
  • паспорт ТС;
  • договор комиссии, если продается машина б/у;
  • сервисную книжку;
  • инструкцию о порядке эксплуатации ТС;
  • таможенную декларацию (при приобретении в прямом авторизованном дилерском центре);
  • сертификат соответствия;
  • гарантийный талон, если продается новый автомобиль.

В большинстве случаев от покупателя требуется только паспорт. Но если человек приобретает ТС в кредит, он должен будет представить:

  • заявление;
  • копию трудовой книжки;
  • справку 2-НДФЛ.

После этого оформляется договор купли-продажи. Он составляется по правилам параграфа 1 главы 30 ГК РФ и должен включать в себя:

  1. Дату и место подписания.
  2. Сведения о сторонах сделки или их законных представителях.
  3. Предмет договора – марка, модель, цвет и год выпуска транспортного средства.
  4. Стоимость и порядок расчетов. Сумма указывается цифрами и прописью. При покупке автомобиля в кредит, график выплат можно оформить в виде отдельного приложения к договору.
  5. Права, обязанности и ответственность сторон.
  6. Срок действия договора.
  7. Порядок разрешения споров.
  8. Банковские реквизиты и подписи сторон.

Договор оформляется в двух экземплярах, по одному для каждого из участников.

  • Скачать бланк договора купли-продажи автомобиля в автосалоне
  • Скачать образец договора купли-продажи автомобиля в автосалоне

Получение авто

Сколько ждать машину в автосалоне после заказа? Время ожидания зависит от сложившейся ситуации и требований покупателя. В большинстве случаев процедура завершается в течение одного-двух часов. Передача автомобиля оформляется актом, который составляется в двух экземплярах. Представитель дилера обязан передать новому собственнику два комплекта ключей от автомобиля.

Из документов новый владелец должен получит на руки:

  • договор купли-продажи;
  • сервисную книжку;
  • технический паспорт ТС;
  • справку-расчет;
  • квитанцию об оплате или внесении первого взноса (если машина приобреталась в кредит);
  • гарантийный талон;
  • руководство по эксплуатации.

Как лучше оплачивать – наличными или по безналу?

Расчет за приобретенное ТС может производится наличными или путем зачисления денежных средств на расчетный счет продавца. Наличный расчет позволяет сэкономить время и избежать участия посредников в процедуре. В тоже время такой способ неудобен тем, что покупателю придется обналичить значительную денежную сумму, что повышает риск преступных посягательств со стороны третьих лиц.

Безналичный расчет в этом плане имеет преимущества. Прежде всего исключается риск преступного посягательства. Банк, выступающий в качестве посредника, является гарантом сделки. Денежные средства будут перечислены в полном объеме и в установленный срок.

Оформление ПТС и страховка

После полного взаиморасчета новому владельцу необходимо оформить на себя транспортное средство. Для этого нужно обратиться в ГИБДД и представить договор купли-продажи, паспорт ТС. ПТС должен быть передан покупателю при продаже машины. Автомобиль можно забрать и без паспорта, но ответственность в таком случае владелец берет на себя. О том, что нужно сделать после покупки машины, можно узнать здесь.

Что же касается страховки, то лучше её оформить самостоятельно. Нередки случаи, когда салоны сотрудничают с недобросовестными страховыми компаниями, не имеющими лицензии. Самостоятельно человек может найти официального страховщика.

Об оформлении страховки при покупке с рук и в салоне, читайте в нашей статье.

Нужно ли сразу доукомлектовывать машину?

Большинство салонов предлагают клиентам дополнительные услуги по доукомплектованию транспортного средства, например, тюнинг или установка кондиционеров. Такое решение необходимо принимать индивидуально. Оказание дополнительных услуг значительно повысит цену автомобиля. Покупателю будет выгоднее самостоятельно найти исполнителя.

Подводные камни

Наиболее частые подвохи, с которыми может столкнуться покупатель – это необоснованное завышение стоимости транспортного средства, отсутствие необходимых документов, скрытые недостатки.

  1. Сколько накручивают автосалоны на новые автомобили? Автосалоны завышают стоимость по сравнению с ценой производителя. Это связано с необходимостью компенсации расходов на содержание помещения и оплаты труда обслуживающего персонала. Превышение может достигать 30% от стоимости автомобиля.
  2. Обман, с которым можно столкнуться. Главный «подводный камень», с которым может столкнуться покупатель – скрытые недостатки. На практике не редки случаи, когда салоны скупают б/у машины, ремонтируют их и продают как новые. Поэтому при покупке ТС необходимо не только провести визуальный осмотр, но и обратиться в независимый сервис для проведения полной диагностики. Также нужно проверить полноту и достоверность передаваемой документации.

Покупка автомобиля в салоне осуществляется по общим правилам действующего законодательства. В таком случае есть возможность предварительно проверить транспортное средство, а также оформить приобретение за счет кредитных средств. Независимо от особенностей ситуации нужно тщательно проверить состояние средства, а также все передаваемые документы. Для этого лучше всего обратиться к услугам стороннего специалиста.

Дилеры не выдают оплаченные автомобили в срок

6 фраз, которые нельзя говорить инспекторам ГИБДД (иначе будут проблемы)

Просрочка по доставке автомобиля – дело обычное. Вне зависимости от того, что написано в договоре, клиенту, как правило, ничего не остается, как терпеливо ожидать столько, сколько скажет дилер. И совсем не факт, что машина, которая в итоге придет, – это именно то, чего клиент так долго дожидался. В Обществе защиты прав потребителей “Общественный контроль” и в Союзе потребителей России подтвердили, что подобных случаев – “тьма тьмущая”.

Так получается, что российские автопотребители практически бесправны перед дилерами, которые диктуют условия и сами же эти условия часто не выполняют. Клиенту, жаждущему приобрести машину, ничего не остается, как подписать договор практически на любых условиях, потому что всегда найдется кто-нибудь другой, кто готов подписать и подождать. Эксперты отметили, что российские автопокупатели готовы ждать сколько угодно и практически никогда не отстаивают свои права – а ведь могли бы.

Теоретически потребитель имеет шансы потребовать возмещения морального ущерба в случае, если дилер не уложился в оговоренные сроки по доставке авто. Однако на практике судиться никто не идет. Прежде всего, по ряду психологических факторов. Большинство просто боится подавать в суд на продавца: машина, под которую чаще всего уже взяты заемные средства, очень нужна. Переоформление договора – это очередной срок ожидания от 2 до 12 месяцев, в зависимости от популярности модели. Люди не видят смысла судиться, тем более что, несмотря на единичные случаи судебных тяжб такого рода, успешных примеров фактически нет.

Законодательная база тоже несовершенна. Автодилеры весьма раскованно чувствуют себя во взаимоотношениях с покупателями, поскольку, в частности, в законе “О защите прав потребителей” на сегодняшний день не прописаны санкции за непредставление вовремя предварительно оплаченного товара. Предложение вести эти санкции существует в поправках к закону “О защите прав потребителей”, которые были поданы в Думу в начале года, однако в июле их принятие отклонил Совет Федерации РФ. По некоторым оценкам, сами автодилеры приложили руку к тому, чтобы принятие закона застопорилось, так как в нем есть статья и о максимальных сроках ремонта товаров народного потребления, к которым относятся и автомобили.

У потребителей есть несколько возможностей надавить на дилера, но это требует знания законодательных нюансов. Например, в Гражданском кодексе РФ существует статья 395, которая предусматривает обязанность выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами, в частности, за просрочку исполнения обязательств по совершенной покупателем предоплате, однако пеня здесь просто мизерная, а потребители в большинстве своем об этой статье вообще ничего не знают.

Читайте также  Как узнать номер прав по фамилии

Либо есть статья 524 ГК РФ, которая предусматривает исчисление убытков при расторжении договора. Например, если в разумный срок после расторжения договора вследствие нарушения обязательства продавцом покупатель купил у другого лица по более высокой, но разумной цене товар взамен предусмотренного договором, покупатель может предъявить продавцу требование о возмещении убытков в виде разницы между установленной в договоре ценой и ценой по совершенной взамен сделке.

“Это разумная формула, но я не слышал, чтобы ее применяли на практике, – комментирует юрист Владислав Дюлгеров. – Увы, это проблемы слабого правого сознания наших граждан, да и страна у нас, так сложилось, крайне неблагоприятна для выполнения обязательств поставки: климат, география, типичное разгильдяйство, еще и таможня крайне непредсказуема. Кроме того, нет особой судебной практики, так что тому, кто начал бы эту процедуру, пришлось бы пережить семь кругов ада”.

По словам начальника юридического отдела Общества защиты прав потребителей “Общественный контроль” Павла Морозова, реальных вариантов действовать всего два: это разорвать договор, забрать аванс и пойти к другому дилеру, либо договориться с дилером о снижении стоимости автомобиля “за моральный ущерб”. “Судиться за моральный ущерб бессмысленно”, – говорит юрист. “Что такое моральный ущерб за поставку драндулета, если человеческая жизнь оценивается максимум в 200 тысяч рублей?” – вопрошает П. Морозов.

Кроме того, для того чтобы попробовать отсудить у дилера деньги за просрочку, говорят юристы, нужно четко понимать, что в договоре должна быть прописана неустойка, при этом разумная и отвечающая требованиям рынка. Другое дело, что сами дилеры идут на это очень неохотно.

Как прокомментировали в компании Genser, в условиях дефицита популярных моделей практически все московские дилеры перестали оговаривать точные сроки поставки автомобилей. Это связано с тем, что рост российского автомобильного рынка уже несколько лет подряд значительно опережает даже самые оптимистичные прогнозы маркетологов. При этом автомобильное производство является плановым, планы расписаны на год вперед и строятся на этих неверных расчетах. Результат – дефицит и организация дополнительного производства, при котором, как правило, и возникают сбои в поставках.

“Официальный дилер – всего лишь посредник между производителем и покупателем. Он максимально заинтересован в том, чтобы доставить автомобиль клиенту точно в срок, но при задержке поставки повлиять на ситуацию просто не в силах, – комментирует директор по развитию отдела маркетинга компании Genser Наталья Быкова. – Тем не менее, мы всегда стремимся найти разумный компромисс в общении с потерявшим терпение клиентом в случае длительной задержки автомобиля, которые, к счастью, случаются не так уж и часто. Нередки случаи, когда машины приходят и раньше планируемого срока”.

Противоположная сторона видит ситуацию несколько иначе и надеется только на новые законы и их исполнение. “При сегодняшнем ажиотажном спросе дилеры думают в первую очередь о прибыли, а не о потребителе, – подытоживает вице-президент Общества потребителей автотехники и начальник юридической службы Союза потребителей России Антон Недзвецкий. – Но будем надеяться, что поправки к закону “О защите прав потребителей” все-таки пройдут, и это сыграет свою роль, ситуация наладится”.

Не «допом» единым: почему продажа автомобиля сегодня превратилась в аферу

Дилеры воспользовались возникшим острым дефицитом автомобилей в России и стремительно задрали цены. Сегодня во многих случаях приобрести новую машину в автосалоне без множества ненужных опций и дополнительного оборудования практически невозможно. Эксперты утверждают: зачастую продавцы соглашаются продать авто только в том случае, если клиент готов выложить за «допы» (дополнительные опции) внушительную сумму. Порой накрутка превышает несколько миллионов рублей. NEWS.ru выяснял, можно ли бороться с произволом на рынке, реально ли заказать себе машину без «наворотов» и стоит ли вообще сейчас совершать покупку.

Прибавьте миллион

Социальные сети сегодня переполнены историями о том, как россияне пытаются приобрести новый автомобиль. Житель Челябинской области Алексей рассказал NEWS.ru, что искал машину для супруги.

Нацеливалиcь на компактный кроссовер — в качестве основного варианта рассматривали Kia Seltos. Но после двухнедельных мучений приняли решение отказаться от покупки — машину нам готовы были продать, но только при условии, если мы закажем «допы» не меньше чем на 250 тысяч рублей, — говорит он.

У Юлии из Татарстана — похожая история. Она хотела приобрести кроссовер Mazda. Продавец сразу сообщил девушке, что машин в наличии нет, новые приедут как минимум через несколько месяцев.

Мне предложили один вариант, я очень обрадовалась. Но когда назвали ценник — выпала, простите, в осадок. Цена превышала указанную на официальном сайте почти на миллион рублей, — рассказала собеседница NEWS.ru.

На резонный вопрос, откуда взялась такая цена, представитель дилера честно признался — стоимость выросла из-за установленного на машину дополнительного оборудования.

Я сказала, что мне не нужна спутниковая сигнализация и ультрапрочное керамическое покрытие кузова. Но получила ответ, что без этого набора опций машину мне не продадут, и сказали, что лучше предложения на рынке я сейчас не найду, — добавила девушка.

Период повышенного спроса продолжается, цены на автомобили растут, но число желающих их приобрести не убывает, констатировала в разговоре с NEWS.ru автоэксперт Юлия Каблинова. По её словам, совокупность этих факторов на фоне дефицита на рынке позволяет продавцам выкручивать покупателям руки в буквальном смысле слова.

Или покупайте машину в самой дорогой комплектации, или ждите неизвестно сколько без ненужных «допников», — указала Каблинова.

Она подчеркнула, что формально дилеры используют вполне законную схему, когда завышенная цена устанавливается на автомобили в наличии, а без накруток тоже можно приобрести автомобиль, но с существенной задержкой. Соответственно, на покупателя перекладываются риски изменения валютного курса и изменения цен производителем. Сроки ожидания автомобиля по официальным ценам доходят сейчас до года, при этом что будет через год, никто не знает.

Сергей Булкин/NEWS.ru

Тотальный дефицит

По данным аналитического агентства «Автостат», дефицит новых автомобилей действительно сохраняется и в ближайшие месяцы шансов на изменение ситуации к лучшему практически нет. При этом цены только за первое полугодие выросли на семь процентов, и это не предел — обновление прайс-листов продолжилось и в июле. По некоторым данным, именно из-за нехватки машин в России могут остановить перезапуск государственной программы поддержки авторынка — рынок и без того перегрет, зачем его ещё дополнительно стимулировать?

Представители целого ряда дилеров, торгующих различными автомобильными брендами, подтвердили NEWS.ru, что машины приходят с большими задержками, да и их можно пересчитать буквально по пальцам.

Такого дефицита мы даже и припомнить не можем, — признаётся в разговоре с NEWS.ru сотрудник автоцентра, торгующего японскими автомобилями в Поволжье. — Недавно удалось внепланово выкупить две машины, это был настоящий праздник.

По его словам, сейчас спрос на новые авто высокий — договоры поставки заключаются с клиентом со сроком ожидания до года. Это не означает, что автомобиль обязательно так долго будет ехать к владельцу, однако подобные истории теперь не редкость.

Важно и другое: дилеры не заинтересованы в том, чтобы привозить базовые, наиболее бюджетные комплектации, поскольку доходности на них практически нет, пояснил NEWS.ru ведущий автоподкаста «Не роскошь» Ян Хайцеэр. Чтобы компенсировать сегодня свои затраты, дилер вынужден продавать ненужные аксессуары, а иногда и нужные — но по такой цене, что волосы встают дыбом.

На бюджетные автомобили в среднем накручивается по 300–400 тысяч рублей, на автомобили премиального класса — от полутора до трёх миллионов рублей. И мы, потребители, это проглатываем, способствуем такой ситуации — сегодня мы берём то, что дают. Если мы это прекратим делать, то ситуация автоматически рассосётся, — утверждает эксперт.

По его словам, казалось бы, неплохой ход предложила компания Hyundai, решив продавать автомобили онлайн через официальный сервис. Однако, говорит Хайцеэр, воспользоваться ноу-хау, пожалуй, смогли немногие: все машины мгновенно выкупили дилеры, поэтому приобрести машину по рекомендованной цене, как правило, невозможно, опять же только с дополнительными опциями.

Эксперты называют несколько причин возникшего дефицита. Во-первых, это пандемия коронавирусной инфекции, которая затормозила работу многих автозаводов, во-вторых, внёс лепту и взлетевший доллар. В-третьих, и эта причина сейчас называется ключевой, на рынке образовалась проблема с поставкой микрочипов, которыми оснащаются практически все современные автомобили. Как ожидается, дефицит полупроводников с большой долей вероятности сохранится до конца года. В пресс-службе Министерства промышленности и торговли подтвердили проблему с поставками комплектующих. Замглавы ведомства Василий Шпак ранее указывал, что «проблема есть», спрогнозировав нехватку чипов как минимум до осени. Минпромторг ведёт переговоры с автопроизводителями о переходе на отечественные разработки в области электроники.

Сергей Булкин/NEWS.ru

Дилерский беспредел

Практика, когда дилеры продают автомобили только с допоборудованием по цене значительно выше рекомендованной, сегодня стала повсеместной. Об этом NEWS.ru заявил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его данным, на самые ходовые модели накрутка может превышать миллион рублей.

Бороться с дилерами невозможно, а автопроизводители на жалобы не реагируют. Проблема стала массовой. Единственный совет — отложить покупку автомобиля до времён, когда схлынет искусственный дефицит и дилеры станут куда более сговорчивыми и начнут предлагать скидки, как это было раньше. Не надо вестись на ажиотаж, нужно просто подождать, — полагает эксперт.

О том, что наказать дилеров в этой ситуации крайне сложно, говорит и координатор движения «Синие Ведёрки» Пётр Шкуматов. Он пояснил, что формально они продают автомобили по схеме «рекомендованная цена плюс стоимость улучшений». При этом пресловутая «стоимость улучшений» ничем не регламентирована.

Грубо говоря, ты можешь продавать лапшу доширак за пять тысяч рублей, другой вопрос, что у тебя её не купят. Но если ты продаёшь эту лапшу как неотделимое улучшение, то в этом случае закон «О защите прав потребителей» пасует. В нашем случае допоборудование выступает в роли вот такого «неотделимого улучшения», и никто реально не знает, сколько автосалон потратил на это денег, — считает он.

Впрочем, далеко не все разделяют такую позицию. Некоторые юристы полагают, что дилеров, желающих нажиться на дефиците, следует привлекать к ответу. Например, адвокат Григорий Сарбаев называет происходящее «дилерским беспределом». По его мнению, продавцы думают, что формально ничего не нарушают и привлечь их к ответственности не за что. Однако это не так, утверждает юрист.

На самом деле закон «О защите прав потребителей» стоит на страже клиентов автосалонов и запрещает дилерам предоставлять ложную информацию о наличии либо отсутствии базовых моделей авто, а также ставить потребителя в заведомо невыгодное положение навязыванием дополнительных сервисов и девайсов, — указал Сарбаев.

Он также отметил, что отказ от предоставления автомобиля в комплектации, официально заявленной автосалоном, является прямым обманом. Сарбаев рекомендует фиксировать весь переговорный процесс, особенно фразы менеджера, вводящие в заблуждение. Стоит также требовать от руководства салона письменного документа о невозможности продажи автомобиля в нужной комплектации.

Подавайте жалобы в Роспотребнадзор, предавайте огласке в соцсетях и письмах в адрес автопроизводителей все конкретные случаи нарушения законодательства с тем, чтобы моральная блокада заставила автопроизводителей воздействовать на своих дилеров не только в форме уговоров, но и в форме чувствительных штрафов, — указал юрист.

Он подчеркнул, что дилеры нарушают не только законодательство, но и соглашения с автопроизводителями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: