Стоит ли сейчас покупать автомобиль

Рынок покупателя: как изменится спрос на автомобили в 2021 году

Вот уже который месяц подряд автопроизводители поднимают рекомендованные розничные цены на новые модели. Некоторые дорожают сразу на 5%, 10%, а то и почти на 15%. Рынок перегрет из-за дефицита предложения, обвала рубля и общей нестабильности. Однако ситуация постепенно стабилизируется, и уже можно делать краткосрочные прогнозы. В июне, когда только отменили карантин и в автосалонах выстроились очереди, казалось, что за лето ажиотажный спрос будет удовлетворен. Так же думали и в сентябре, но очереди не исчезли до сих пор. Впрочем, скоро эта ситуация должна измениться: покупательская активность пойдет на спад, а в салоны вернутся скидки — и для этого есть несколько причин.

Насыщение спроса

Во-первых, постепенно возобновляются поставки, перебои с которыми из-за приостановки производства и проблем с логистикой ощутил на себе весь рынок. Понятно, что поступают не все модели и не во всех комплектациях — нельзя, как год назад, прийти в салон с намерением купить красный Hyundai Solaris на автомате и сразу на нем уехать. Но на каком-то Hyundai Solaris ты, скорее всего, уедешь. А еще месяц назад не смог бы.

Летом дефицит машин превратил рынок покупателя в рынок продавца: если раньше дилеры конкурировали между собой за клиентов, то теперь уже покупатели борются за товары. Поэтому некоторые продавцы стали диктовать свои условия — например, купить машину можно только с одновременным приобретением каско в салоне, либо только с широким списком дорогостоящих опций, либо только в кредит. Однако по мере заполнения складов покупатели все менее охотно будут идти на уступки.

Во-вторых, из-за колебаний валют цены на авто еще вырастут, и это тоже скажется на спросе. Так, в ноябре рекомендованные розничные цены на ряд моделей повысились на 5% в месяц, что в случае с некоторыми машинами премиум-брендов составляло 900 000 рублей. Скоро покупатель поймет, что за ценой ему не угнаться.

В-третьих, на волне ажиотажа потребители уже «отъели» часть спроса 2021 года: во втором полугодии автомобили приобрели все, кто планировал, и даже те, кто не планировал. В кризисные времена россияне по традиции скупают дорогие товары, опасаясь, что деньги буквально за ночь превратятся в фантики. Многие берут кредиты, чтобы что-то приобрести: количество заявок, подаваемых через «Авто.ру», в 2020 году удвоилось, об аналогичном росте говорят и дилеры. Но к весне, когда приедут машины, деньги уже кончатся: ведь цены выросли, а доходы — нет. Это значит, что дилерам придется делать скидки на неходовые модели или комплектации и придумывать способы привлечения покупателей в автосалоны.

Ажиотаж на вторичке

Тем не менее интерес к личному транспорту еще долго будет высоким. Весной 2020 года спрос на рынке вырос в том числе из-за страха перед вирусом: собственный автомобиль позволяет минимизировать количество контактов. И судя по эпидемиологической обстановке, такой мотив для покупки сохранится и в 2021 году. Но поскольку далеко не все могут позволить себе новый автомобиль, нас ждет рост спроса на вторичку. Он и сейчас превышает предложение в разы, на онлайн-площадках ликвидные подержанные модели уходят буквально за пару часов. При этом некоторые машины с пробегом сейчас могут стоить дороже, чем три года назад, когда их покупали новыми.

Но нужно понимать, что типовой цикл владения автомобилем составляет около пяти лет. То есть сейчас на вторичный рынок должны выйти машины, купленные после кризиса 2014 года, — а таких совсем немного, поскольку тогда образовалась, скажем так, автомобильная демографическая яма. Это значит, что срок владения личным транспортом в ближайшие годы увеличится: машины будут стареть, а пробег — расти. Если раньше многие не рассматривали авто старше 3–5 лет с пробегом свыше 50 000 км, то сейчас эти цифры начали смещаться к 10 годам и 150 000 км. Эта тенденция, в свою очередь, приведет к повышению спроса на ремонтные услуги.

Будущее рынка

В ближайшие 3–5 лет можно ждать заметных перемен в дилерском бизнесе. Первая тенденция, которую мы уже наблюдаем, — автовладельцы все реже продают машины самостоятельно, предпочитая доверять этот процесс профессионалам. Вторая — растущая популярность электромобилей. Поскольку они не нуждаются в дорогостоящем сервисе, дилеры со временем могут лишиться возможности получать высокую маржу с ремонта, что трансформирует всю экономику обслуживания. Кроме того, в ближайшие годы объем выпускаемых автомобилей может снизиться за счет развития каршеринга.

Изменятся и сами машины. Если раньше их покупали за то, как они ехали, то сейчас — за всевозможные фичи: интегрирован ли музыкальный стриминговый сервис, умеет ли мультимедийка распознавать профили разных пользователей и так далее. То есть сервисы вокруг автомобиля стали важнее самого автомобиля.

Еще один намечающийся тренд — продажа автомобилей производителями. Ряд компаний сообщают о планах самостоятельно заняться реализацией машин. Дилерский салон станет точкой выдачи и обслуживания автомобилей, а продавать их будет производитель. Бренды хотят коммуницировать с потребителем напрямую, потому что салоны перестали быть местом, где принимается решение о том, какой автомобиль купить, — теперь это происходит в интернете.

Переход авторынка в онлайн — вопрос не очень далекого будущего. Пока автомобиль — слишком важное приобретение для российского потребителя, чтобы его можно было приобрести дистанционно, особенно если речь идет о подержанных машинах. Однако тенденция уже наметилась, и онлайн-сервисы вокруг покупки авто пользуются большой популярностью. Так, заметно растет спрос на отчеты об автомобиле по VIN-коду, которые объединяют информацию от производителей, станций техобслуживания, страховых компаний, ГИБДД и других источников. По ним можно узнать, попадала ли машина в ДТП, есть ли у нее юридические ограничения, какое количество владельцев указано в ПТС и многое другое. Такие сервисы делают процесс покупки более прозрачным и комфортным. Благодаря им скоро купить машину можно будет не вставая с дивана.

Дорого и сердито: как долго россияне будут переплачивать за автомобили

В условиях растущего дефицита новых автомобилей россияне стараются купить машину из тех, что есть в наличии. Но за «здесь и сейчас» приходится значительно переплачивать. Пользуясь сложной ситуацией на рынке, автодилеры навязывают покупателям массу дополнительных опций. Накрутка к стоимости машин может составлять от одной-двух сотен тысяч до миллиона рублей и даже больше. Какой прогноз экспертов авторынка о ситуации до середины следующего года?

«Чип-кризис»

В российских автосалонах многолюдно. Свободных мест на парковках «только для клиентов автосалона» немного. Новые автомобили расходятся как «горячие пирожки». И это давно никого не удивляет. Рынок автомобилей столкнулся, возможно, с одним из самых непростых кризисов в истории.

Алексей Филиппов/РИА Новости

Главный корень проблем на российском авторынке, как, впрочем, и на мировом, — нехватка электронных компонентов (чипов). Согласно прогнозу компании BCG (Boston Consulting Group), в 2021 году из-за дефицита полупроводников в мире будет выпущено на 7–9 млн автомобилей меньше. Проблема не чисто российская, а общемировая, говорит автоэксперт Игорь Моржаретто. По его словам, в текущем году не будет выпущено 15% автомобилей из тех, которые бы нашли своих покупателей.

По некоторым оценкам, автопроизводители недосчитаются порядка 11 млн машин, заявил NEWS.ru исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.

Существует глобальный дефицит электронных микрокомпонентов, который образовался в прошлом году из-за высокого спроса на чипы производителей компьютеров, смартфонов и другой техники. Производство самих чипов быстро увеличить невозможно, — объясняет эксперт.

По словам аналитика ФГ «ФИНАМ» Алексея Коренева, из-за колоссального роста стоимости сырья, дефицита электронных и иных компонентов, задержек в поставках узлов, агрегатов и готовых автомобилей, «рынок покупателя» в этой сфере превратился в «рынок продавца».

Инфляция издержек, транспортный коллапс, застрявшие на полпути контейнеры с деталями — всё это осложняет работу и автозаводов, и дилерских центров. Но пока ни те, ни другие не спешат снижать маржинальность бизнеса. Все они пользуются резко увеличившимся дефицитом как новых, так и подержанных автомобилей, пояснил Коренев NEWS.ru.

Илья Питалев/РИА Новости

К примеру, в той же Великобритании возникла ситуация, когда годовалые автомобили стоят дороже новых — настолько там вырос спрос на «вторичке».

Машин у автодилеров не хватает, а интерес у покупателей сохраняется — отсюда и рост цен. Дистрибьюторы ежемесячно переписывают ценники. По данным «Автостата», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России в августе составила 2,14 млн рублей. Это на 21% больше, чем в начале года. Ещё в июле стоимость колебалась в пределах 1,9 млн рублей. А в июле — около 1,8 млн рублей.

Против покупателя играют ожидания дальнейшего роста цен. Люди считают, что если они не купят машину сегодня, завтра им придётся заплатить за неё ещё больше. Такой вот замкнутый круг.

Покупатели готовы покупать всё дороже, машин всё меньше, а цена всё выше, — признаёт Сергей Удалов.

Золотые «допы»

«Рынок продавца» позволяет дилерам диктовать свои условия. Обычно дилерские центры зарабатывали на послепродажном обслуживании автомобилей (сама наценка при покупке авто была не слишком велика), говорит Коренев. Теперь акценты сместились. Почуяв, на чём можно неплохо заработать, дилеры начали «догружать» машины, которые остались в наличии, допопциями. Причём зачастую в «дополнительное оборудование» попадает то, что по определению должно идти в комплектации нового автомобиля — салонные коврики, брызговики и т. д. И если при покупке «бюджетного» автомобиля вам легко могут накинуть 100–150 тысяч рублей к заявленной цене, то в премиум-сегменте счёт идёт уже на миллионы, предупреждает аналитик «Финама».

Слова эксперта подтверждают и рядовые покупатели.

По телефону нас убеждали, что новый автомобиль обойдётся в 1,4 миллиона рублей и что машина есть в наличии. В салоне выясняется, что самый «бюджетный» вариант стоит 1,7 миллиона и выбора нет, — поделился с NEWS.ru клиент одного автосалона.

Вариантов у покупателей, действительно, не так много. Привлечь дилера к ответственности за навязывание услуг невозможно, поскольку фактически он не навязывает услуги, а предлагает единственный доступный автомобиль с заранее установленными опциями, объясняет Игорь Моржаретто. Не хотите такой? Ждите следующий автомобиль через полгода и, скорее всего, уже с другим ценником.

Сергей Булкин/NEWS.ru

То, что мы наблюдаем сегодня, — это чисто рыночная ситуация, соглашаются эксперты.

Условно, когда машин 10 и покупателей тоже 10, автомобили продаются по рекомендованным производителями розничным ценам. Когда машин 10, а покупателей семь, автодилеры вынуждены конкурировать между собой и делают скидки.

А сейчас, когда машин пять, а покупателей 10, дилер назначает ту цену, по которой автомобиль купят нужные ему пять покупателей — те, которые готовы заплатить больше, — объясняет Удалов.

Покупать нельзя ждать

Эксперты прогнозируют дальнейший дефицит как минимум до середины следующего года. Ранее ожидалось, что ситуация с микрочипами нормализуется к концу текущего года, а нехватка полупроводников будет ощущаться после этого не дольше 12 месяцев. Сейчас стало понятно, что кризис может затянуться. Игорь Моржаретто признался NEWS.ru, что ему известны компании, которые принимают заказы на новые авто уже на 2023 год.

Что касается цен, то они будут расти до тех пор, пока покупатель согласен платить. Весь вопрос в том, по какой цене люди готовы приобретать «железного коня», считает Удалов. Грубо говоря, если новая Lada Granta будет стоить 2 млн рублей, продать её автодилерам будет, мягко говоря, сложно. Правда, производители хоть и поднимают ценник, но не так сильно, как может показаться на первый взгляд. В основном рост стоимости идёт за счёт тех самых допопций, отмечает Игорь Моржаретто. Как только дилеры почувствуют, что реализовать машину с допами у них не получится, накрутка прекратиться.

Сергей Булкин/NEWS.ru

Если вопрос покупки автомобиля для потенциального покупателя стоит крайне остро, то деваться некуда — придётся что-то покупать. К слову, на вторичном рынке выбор за последние месяцы заметно сузился, а цены существенно выросли. Ничего другого не остаётся, как терпеливо искать наименее жадного дилера или долго и упорно торговаться, доказывая своё право на отказ от навязываемых опций, говорит Алексей Коренев.

Читайте также  Как оформить машину после смерти владельца

Если же время не поджимает, можно потерпеть. Рано или поздно, столкнувшись со снижением объёмов продаж, даже самые алчные из продавцов начнут ставить на машины более адекватные ценники.

С каким пробегом автомобиль лучше вообще не покупать

Пробег в чистом виде в наши дни не является абсолютным критерием и стимулом к покупке. Фактически вас должны предостеречь как слишком большой, так и подозрительно маленький километраж. К примеру, если вы покупаете Renault Logan и видите на одометре 10 тыс. км пробега после трех лет эксплуатации машины, есть повод задуматься.

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Как вариант, пробег может быть "отмотан" или машина долгие месяцы, а может и все пару лет стояла без движения. Последнему обстоятельству, к слову, не следует особенно радоваться, поскольку при длительном простое различные фракции моторного масла могут выпасть в осадок, сальники, освобожденные от защиты масла, пересыхают и теряют эластичность.

Топливо в бензобаке также с годами может подвергаться распаду присадок и окислению, а аккумулятор в состоянии покоя имеет свойство разряжаться и сокращать свой ресурс. Если же машина простаивала на улице, потерять свои свойства из-за прямых лучей солнца могут также шины. Отсюда логичный вывод. Если вы покупаете, к примеру, "трехлетку" — подбирайте автомобиль с пробегом порядка 50 тыс. — 60 тыс. км. Ведь, как известно, среднестатистический водитель проезжает в год от 15 тыс до 20 тыс. км.

Также стоит держать в уме, что проблемы с двигателями у бюджетных машин обычно начинаются после 150 тыс. км, а у автомобилей более дорогого сегмента — после 200-250 тыс. км. Так что такие машины лучше обходить стороной. Впрочем, естественно, у каждого правила есть исключения.

Примеров, когда вам хотят продать автомобиль со скрученным пробегом, к сожалению, очень и очень много. "Умельцы" навострились "отматывать" назад механические спидометры отечественных транспортных средств.

Фото: iStock

Для этого демонтируется панель приборов, разбирается механизм подсчета километров, производится установка цифрового поля на необходимое значение, после чего деталь со скрученным пробегом устанавливается обратно в щиток приборов. В бюджетных иномарках снимается "приборка", борткомпьютер подключается к ноутбуку, на который установлено соответствующее программное обеспечение, или специальному прибору — программатору.

Электронные счетчики дорогих машин скрутить еще легче, нужен лишь специальный прибор для выполнения отмотки назад электронного счетчика.

Знайте, что при скрученном пробеге у автомобилей с электронной "приборкой" мошенников можно поймать за руку. Дело в том, что ряд датчиков (в частности устройств, которые устанавливаются на вале коробки передач или непосредственно на колесе транспортного средства) и другие элементы, завязанные на борткомпьютер, могут рассказать о настоящем пробеге после подключения к диагностическим устройствам на сервисной станции.

Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

По мнению экспертов, наиболее сложно скрутить километраж на современных моделях BMW, где предусмотрено с десяток точек резервного хранения информации о пробеге. Даже если мошенники прошлись по всем узлам и подчистили информацию, определить подвох можно, просмотрев события, зафиксированные борткомпьютером. Как вариант, сервисмены могут считать информацию об ошибке системы на 100 тыс. км при фальшивых 50 тыс. километрах на одометре. Кроме того, факт регламентных работ при определенном пробеге (ТО) должен быть зафиксирован в сервисной книжке автомобиля.

Реальные пробег автомобиля вполне можно определить по состоянию кузова и салона. Возраст и эксплуатацию на износ (например, при работе машины в такси) выдают прежде всего состояние лакокрасочного покрытия фронтальной части автомобиля (чем больше здесь сколов и вмятин, тем сильнее должны быть ваши подозрения), износ тормозных дисков, затертое лобовое стекло, замызганный брелок и люфт водительской двери.

Фото: Денис Вышинский/ТАСС

В салоне нужно смотреть в первую очередь на состояние обода рулевого колеса, паза, из которого подается ремень безопасности, состояние тканевой части самих ремней, рукоятки рычага коробки передач и накладок педалей. Хотя в теории в ходе предпродажной подготовки эти элементы могут быть мастерски обновлены. Поэтому ищем также и менее очевидные признаки перепробега. У новеньких машин навряд ли будут продавлены сиденья, поцарапаны подлокотники, протерта площадка у педального узла, изношены тканевые вставки на дверях около ручек, потерты подрулевые переключатели и надписи на управляющих кнопках и прежде всего, шайбе регулировки громкости магнитолы.

При покупке автомобиля с пробегом следует придерживаться нескольких правил. Прежде всего, не нужно выбирать автомобиль, ориентируясь только на указанный пробег и только на внешний вид — и то и другое может быть "доведено до ума" продавцами.

Не рассматривайте самые дешевые и самые дорогие предложения. Изучите личность хозяина или хозяев, если покупаете автомобиль у частника. Личная беседа с ним многое прояснит о состоянии машины. Наконец, через ряд порталов и сервисов (многие из них платные) можно узнать, какой пробег указывался у автомобиля в предыдущих объявлениях.

Карантин кончился, кризис – нет. Стоит ли покупать новый автомобиль сейчас и какова ситуация на рынке?

Карантин кончился, кризис – нет. Стоит ли покупать новый автомобиль сейчас и какова ситуация на рынке?

Автомобиль уже давно не роскошь, но постоянный рост цен, увы, приучает к обратному. Сейчас даже обычная Lada Granta в салоне начинается от полумиллиона рублей, поднимаются в цене и другие модели. Мы разобрались, почему так происходит, как можно сэкономить за счет государства и стоит ли вообще сейчас решаться на такую дорогую покупку, как новый автомобиль.

Рынок оживает, но не очень быстро

Российская автомобильная отрасль до коронавирусного кризиса показывала неплохие результаты – уже более 90% всех продаваемых в России автомобилей производились внутри страны, крупнейшие мировые производители смогли локализовать производство (пусть и с разной глубиной), а государство поддерживало не только производителей, но и банки, которые наращивали выдачу автокредитов.

С пандемией коронавируса в эту сферу, как и во многие другие, пришел кризис. По отрасли он ударил сразу с нескольких сторон:

  • остановились поставки комплектующих – сначала из Китая, потом из стран Европы (откуда некоторые производители получали машинокомплекты);
  • из-за девальвации рубля часть комплектующих стала стоить дороже – подорожали и сами автомобили;
  • остановились сами заводы – они не попали в число предприятий, которым было разрешено работать в нерабочие дни в апреле-мае;
  • остановился спрос – из-за локдауна в масштабах всей страны десятки миллионов россиян потеряли часть доходов – в том числе и те, кто планировал покупку авто.

Конечно, отрасль пыталась как-то наладить работу – например, в качестве эксперимента рассматривали онлайн-покупку авто с доставкой домой, но дальше эксперимента дело не пошло.

Как результат – по состоянию на август 2020 года продажи были на 16,9% меньше аналогичного периода прошлого года. Это оказалось не так плохо, как прогнозировали в Ассоциации европейского бизнеса (минус 23,9%), однако все равно кризис отразился на компаниях. При этом всплеск продаж был зафиксирован в июле – когда в регионах России ослабили режим самоизоляции и покупатели реализовали свой отложенный спрос. А в августе продажи были уже на 0,5% меньше августа прошлого года.

Что касается марок и моделей, то в рейтинге традиционно лидирует продукция АвтоВАЗа, который за август продал 28 621 автомобилей (из которых 10 550 – это Lada Granta). На втором месте Kia с 19 818 проданными автомобилями, затем идет Hyundai с проданными 17 462 машинами. При этом по числу проданных автомобилей зарубежные марки показали рост, тогда как АвтоВАЗ продал меньше машин, чем в прошлом году.

Наличие проблем признают в Минпромторге. Как рассказал министр Денис Мантуров, по итогам года ведомство ждет падения рынка на 25-30%, но все равно российский рынок по итогам августа показал второй результат в Европе после Германии. Кроме того, спад в легковом сегменте Минпромторг надеется наверстать полной загрузкой мощностей по коммерческому транспорту.

Госпрограммы – хорошо, но если без перебора

Один из ключевых драйверов рынка новых автомобилей – государственные программы льготного автокредитования. По сути, государство решает сразу несколько проблем – помогает автопроизводителям, населению, банкам и даже страховым компаниям (полис Каско при покупке авто в кредит – практически везде обязательное условие).

Всего программ 2:

  • «Первый автомобиль» – право на льготу имеет любой покупатель-заемщик, кто до этого момента не владел автомобилем;
  • «Семейный автомобиль» – купить машину со скидкой может заемщик, у которого есть несовершеннолетние дети (хотя бы один ребенок).

Недавно добавилась и программа для медработников.

Если заемщик подходит под эти параметры, он может купить автомобиль в кредит и получить на него скидку в размере 10% от стоимости (кроме регионов Дальнего Востока, где скидка составит уже 25%).

Правда, есть и дополнительные условия:

  • это обычный автокредит , поэтому покупатель авто должен проходить по всем требованиям банка к заемщикам (доходы, стаж работы на последнем месте, и т.д.). Правда, автокредит предполагает, что приобретаемый автомобиль идет в залог к банку, поэтому получить одобрение не так уж сложно;
  • стоимость автомобиля – не более 1,5 миллионов рублей , причем он должен быть новым. Новый автомобиль – это если ему меньше 1 года, и он еще ни разу не регистрировался за владельцем;
  • автомобиль должен быть собран в России , причем не просто собран – есть определенные требования к производителям по условным баллам локализации (то есть, машину должны не просто собирать в России, а, например, штамповать, сваривать и окрашивать кузов или производить двигатель внутри страны). Также обязательное условие – наличие специнвестконтракта с производителем;
  • по программе работает не каждый банк , это нужно уточнять на месте.

Большинство крупных автодилеров указывают цены на авто с пометкой «от…», это означает, что скидка в 10% по госпрограмме будет уже включена в стоимость. Эту сумму не выдают на руки покупателю, ее получит автодилер от банка, который, в свою очередь, получит компенсацию от государства.

Учитывая ограничения по стоимости в 1,5 миллиона рублей, под программы попадают достаточно много моделей, и не только бюджетных. Например, меньше 1,5 миллионов рублей стоит Hyundai Creta, Renault Kaptur, или Kia Optima – при том, что они попадают под критерии госпрограмм. А если стоимость авто с дополнительным оборудованием окажется выше 1,5 миллионов рублей, то некоторые автодилеры даже готовы «разделить» кредит, чтобы он прошел по программе.

Однако на практике уже есть серьезные перегибы. В одном из tg-каналов рассказали, что ряд дилеров АвтоВАЗа практически прямым текстом отказывают клиентам продавать авто не в кредит – чтобы выбрать нужный объем по госпрограммам. Другой пример недобросовестного поведения – автомобили, которые попадают в программу, растут в цене, а клиентам навязывают страхование жизни. В итоге цены на тот же Kia Seltos выросли буквально до верхней границы по госпрограмме.

В итоге клиент получает скидку от государства, которой по факту не видит – она «растворяется» в повышении цен на авто, обязательной и «навязанной» страховке.

Покупать сейчас или отложить на потом?

Из-за пандемии коронавируса российские автопроизводители на какое-то время оставались без комплектующих, а потом были вынуждены закупать их по более высоким ценам. Причина – очередная волна девальвации рубля, которая продолжается и сейчас. Если до кризиса доллар стоил около 60 рублей, летом он падал до 68, то сейчас курс достигает 79 рублей и вплотную подбирается к психологической отметке в 80.

Конечно, даже при условии 90%-ной локализации производства, девальвация все равно привела к росту цен – ведь и производимые в России узлы включают большое количество импортных комплектующих.

Поднимать цены пришлось всем, включая АвтоВАЗ – гигант из Тольятти готовится с 1 октября снова повысить цены на свой модельный ряд на 2-3% (примерно на 15 тысяч рублей на каждый автомобиль). Но проблема в том, что это повышение станет пятым в течение года – и даже без учета повышения в октябре автомобили Lada подорожали за год в среднем на 38 595 рублей (а с учетом октябрьского роста это будет более 50 тысяч рублей). Та же Granta FL, которая считалась самым дешевым отечественным автомобилем, сейчас стоит от 470 900 рублей без учета акций – то есть, на новый автомобиль нужно собирать как минимум полмиллиона.

Другие марки, соответственно, также подорожали – особенно те авто, которые импортируются в страну, а не производятся в России (на них девальвация отражается полностью).

Читайте также  Как открыть и добавить новую категорию в водительские права

Но на рынке новых автомобилей есть новая проблема – дефицит ряда моделей. Как рассказала нам Анна Уткина из пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр», дефицит на рынке есть практически по всем моделям:

Нехватка товарных запасов – актуальная на сегодняшний день проблема. По многим брендам доступность крайне низкая, по некоторым – ситуация катастрофическая. Автомобильные заводы возобновили свою деятельность и сейчас работают в первую очередь на наполнение складов. Автомобили локализованного производства появятся на складах уже во второй половине сентября, в октябре-ноябре ситуация более-менее стабилизируется, но по импортным брендам дефицит сохранится дольше. Рост курсов мировых валют по отношению к рублю также негативно скажется на импорте и изобилия импортируемых авто на российском рынке до конца года не предвидится. Покупательский спрос есть, но он ограничен товарными запасами.

Сейчас, когда на рынке есть дефицит фактически по всем брендам и моделям, программы поддержки автопроизводителей завершены и скидок от дилеров практически нет. Все стараются продавать автомобили с максимальной выгодой.

Клиентам можно посоветовать автомобили тогда, когда в авто есть реальная потребность, не привязываясь к сезонности или экономической ситуации в стране. Надо понимать, что дешеветь автомобили не будут. Цены будут расти и зачастую выгоднее купить автомобиль сейчас в кредит, и совершить эту покупку по текущим ценам, чем пытаться накопить в условиях, когда автомобили дорожают, а реальные доходы населения сокращаются. Если автомобиль нужен сейчас, лучше выбрать из наличия, потому что автомобили из новых поставок придут по индексированным и более высоким ценам.

Анна Уткина, руководитель пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр».

Соответственно, в условиях дефицита товара автодилерам остается только завышать цены на имеющиеся экземпляры (к тому же нужно покрыть убытки за период временного простоя), или ориентироваться на вторичный сегмент и вплотную заниматься Trade-in.

С другой стороны, как говорит эксперт, дешеветь автомобили тоже не будут – поэтому в некоторых случаях есть смысл покупать машину именно сейчас, когда на ценах еще не успела отразиться новая волна девальвации. Главное здесь – учитывать соотношение цены и комплектации, ведь чтобы заработать больше, дилеры могут заранее устанавливать дополнительное оборудование и отказываться продавать машины без него.

Смотреть на вторичный рынок?

Вторичный рынок обычно повторяет те же тенденции, что и первичных (пусть и с некоторой задержкой). Как показывает статистика, в июле-августе в России был зафиксирован всплеск сделок купли-продажи автомобилей на вторичном рынке. Это вполне логично – доходы населения упали, кто-то потерял работу, кто-то вообще остался без денег. В этой ситуации продажа неиспользуемого автомобиля может стать спасением. Для покупателя это тоже интересно – в период кризиса на новый автомобиль собрать намного сложнее.

Однако с точки зрения покупателя вторичный рынок тоже не идеальный выбор:

  • льготный автокредит недоступен, а обычный будет дороже (так как подержанный автомобиль дешевле нового);
  • риск попасть на недобросовестного продавца;
  • неизвестное точное техническое состояние автомобиля;
  • из-за нового роста числа заболевших коронавирусом есть риск, что застраховать и переоформить авто будет сложно (так как пункты ТО, страховые компании и отделения ГИБДД могут снова закрыть для посетителей).

Что касается плюсов вторичного рынка, они достаточно очевидны, и главный плюс – более низкая цена (хотя все зависит от возраста автомобиля). Еще на вторичном рынке бывает проще подобрать подходящую модель и комплектацию (а у дилера остается выбирать из того, что есть в наличии или оформлять заказ и ждать несколько месяцев).

Тем не менее, для многих автомобиль в период кризиса стал настоящим спасением – это и способ подработки (курьер, такси), и способ выехать за город на период самоизоляции. И в такой ситуации совершенно не важно, новый автомобиль у семьи или подержанный. Поэтому в кризис лучшая рекомендация – делать покупку исключительно по своим возможностям, и не забывать о некоторых обязательных расходах.

Например, при покупке нового авто нужно отложить некоторую сумму на минимальный набор дополнительного оборудования, ОСАГО и ТО-0. Покупая подержанное авто, нужно потратиться на полную диагностику и замену расходников в самых важных узлах.

Золотой авторынок: почему цены растут и не останавливаются

Золотой авторынок: почему цены растут и не останавливаются

Цены на автомобили растут, но к автодилерам выстроились очереди, а машины с пробегом в более-менее нормальном состоянии разлетаются как горячие пирожки. Мы что, в Советском Союзе?! Что произошло с российским авторынком и что будет дальше? Финтолк объясняет, подходящее ли сейчас время для покупки и продажи автомобиля.

Коврик за миллион

Если в скором времени вас ждет поход к автодилеру, то запаситесь деньгами и нервами. Это несколько лет назад можно было лениво ходить от одного к другому со словами «что-то дороговато» и «у конкурентов условия получше были», намекая на скидку. Все это в прошлом. Теперь ситуация развернулась к дилерам лицом, и они диктуют свои условия.

Типичная схема продажи автомобиля сейчас выглядит следующим образом. Машина приходит с завода, салон устанавливает на нее дополнительное оборудование (читай: магнитолу, сигнализацию и коврики), после чего выставляет на продажу по цене «прайс-лист плюс стоимость оборудования плюс стоимость установки». Ничего нового, такое активно встречалось и раньше, если не считать двух важных нюансов.

Во-первых, раньше автомобили без установленного дилером оборудования все-таки можно было купить. Сейчас — практически нельзя.
Во-вторых, раньше коврики и прочее у дилера обходились несколько дороже, чем на рынке, но все-таки в разумных пределах. Сейчас вполне обыденно, когда к автомобилю стоимостью 1,4 млн рублей дилер приплюсовывает еще 0,4 млн рублей за «допы» (это реальный случай из жизни).

А что, если отказаться и потребовать пустую машину с завода, для убедительности держа в руках купленные на рынке коврики? По закону отказать вам не могут, но сделают очень хитро. Понимаете, скажет менеджер автосалона, мы же не можем бесследно снять оборудование с тех машин, которые стоят у нас. Поэтому пустую можем привезти только под заказ. А это — ожидание на несколько месяцев, а то и на полгода. Цену узнаете, когда машину привезут.

«Для тех, кто категорически не готов доплачивать за опции и хотел бы подождать, существует возможность внести предоплату и дождаться поставки автомобиля в заводской комплектации. Для моделей, которые собираются в России, срок ожидания составит сегодня один-два месяца, для поставляемых из-за рубежа — дольше, от трех до восьми месяцев в среднем (и до двух лет — в отдельных случаях). Однако существует риск, что производитель за время ожидания поднимет стоимость автомобиля, и конечная цена покупки будет выше», — говорят в пресс-службе маркетплейса Bankauto.ru.

В итоге вроде бы все по-честному и дилер как бы наказан, но… Несколько месяцев без машины, та же цена, при этом ни ковриков, ни магнитолы. Что-то не так в этой схеме, и не очень понятно, кто выиграл.

Дилеры из ЦРУ

Как мы дошли до жизни такой? Адекватных автодилеров забрали инопланетяне, а вместо них направили к нам своих соплеменников с окраин созвездия Гидры? Конечно, если смотреть на описанное выше, то эта версия не кажется такой уж неправдоподобной.
Но дело, конечно, не в инопланетянах и не в агентах КГБ ЦРУ. Дело в самом обычном законе рынка. Просто спрос стал превышать предложение. А раз есть желающие переплатить за машину 400 000 рублей — всегда найдутся желающие продать ее подороже.

Но откуда взялось столько желающих? Корни проблемы уходят в коронавирусную весну 2020-го, когда продажи автомобилей по понятным причинам встали. Ряд автопроизводителей даже приостановил производство, считая, что спрос быстро не восстановится. И это выглядело логично: доходы людей упали, из дома выходить себе дороже — какая там покупка новых машин. Но вскоре ограничения исчезли, и выяснилось, что прогнозы были слишком пессимистичными.

хомяк Жора Капустин

Покупатели буквально выстроились в очередь перед автодилерами — сказался эффект отложенного спроса. То есть те, кто планировал купить автомобиль весной 2020-го, пришли осенью — и встретились в автосалонах с теми, кто изначально покупку планировал на осень. Увидев такой ажиотаж, лидеры потерли руки и начали диктовать свои условия. А тут еще наложился дефицит полупроводников, который не дал быстро увеличить производство, да и другие факторы.

«Глобальный дефицит микрочипов, способный привести к уменьшению объемов производства автомобилей на 7–9 млн единиц в год, также стимулирует высокую потребительскую активность. Население стремится приобрести автомобиль уже сейчас, не дожидаясь роста цен. Дополнительным фактором служит высокая инфляция, чье официальное значение на конец 2021 года может достигнуть 5,7–6,2 %», — подчеркивает директор по коммуникациям ГК «АВТОDOM» Анна Уткина.

Что дешевеет быстрее: машина или рубль?

Высокая инфляция, как вы понимаете, приводит к тому, что люди стремятся активнее потратить деньги, пока те не обесценились. Кстати, если вас волнует вопрос, что дешевеет быстрее — стареющая машина или рубль, — то вот вам ответ на этот вопрос на личном примере. В 2013 году была у меня новая «Лада Гранта» средней комплектации, которая в автосалоне стоила на тот момент 320 000 рублей.

С тех пор прошли годы. Рубль обвалился два раза: сначала в 2014 году на фоне дешевеющей нефти, затем в 2020-м — снова на фоне дешевеющей нефти.
Машина эта прошла больше сотни тысяч километров, у нее как раз закончился установленный заводом восьмилетний срок службы. И сколько же она стоит теперь? Открываем сайт объявлений и видим, что разброс цен на такие комплектации — от 290 000 до 340 000 рублей. Даже в худшем случае — минус 30 000 рублей за восемь лет непрерывного пользования.

Какой каршеринг вам такие условия предложит?

Правда, подчеркнем, что этот пример хоть и показательный, но ориентироваться только на него не стоит. «Гранта» — простая и ликвидная машина, до сих пор один из лидеров продаж, к тому же ее не боятся брать с пробегом из-за отсутствия проблем с ремонтом. В общем случае ценообразование гораздо сложнее.

Екатерина Квашенкина, руководитель проекта Авто Mail.ru:

— Подержанные машины с возрастом дешевеют по-разному. Кроме того, удачный момент продажи зависит от конкретной марки и модели — как именно такие машины теряют в цене, не планируется ли выход на рынок нового поколения или рестайлинга модели. Не стоит забывать и о техническом состоянии и индивидуальных рисках вроде ДТП, а также о гарантии на конкретный экземпляр — пока она действует, продать машину можно выгоднее. Поэтому решение о продаже подержанного автомобиля нужно принимать индивидуально в каждом конкретном случае.

В сентябре — октябре всегда достаточно удачный период для продажи, это просто период сезонного спроса, но возможны и отличия во многих конкретных случаях, говорит эксперт Финтолка.

Будет только дороже

Что будет дальше? К сожалению, обрадовать нечем: цены на новые автомобили — а вслед за ними и на машины с пробегом — все равно продолжат расти.

«Цена точно будет расти на все автомобили, и предпосылок к снижению нет. Прогноз: рост на 3 % каждый месяц, больше всего будут повышаться цены на европейские и корейские автомобили. Китайские, скорее всего, подорожают в 2021 году на 10 % из-за колебания курса рубля, подорожания машин конкурентов и повышения уровня спроса», — считает генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев.

Единственное, что может измениться, — уровень жадности дилеров. В 2022 году (в крайнем случае через год) ситуация, по прогнозам экспертов, все-таки стабилизируется. Повышенный спрос будет удовлетворен, да и официальные цены производителей дорастут до тех сумм, которые готовы платить покупатели.

Что здесь можно посоветовать тем, кто думает, покупать новый автомобиль сейчас или подождать. Вопрос, насколько он вам сейчас нужен. Если очень и есть деньги — ждать смысла нет, дешевле не будет. Если у вас уже есть автомобиль и он в целом устраивает — лучше не спешите. Рассматривайте его как актив — по крайней мере, он защищен от колебаний курса рубля, а если цены опять резко вырастут — это отразится и на стоимости подержанных автомобилей. То есть и вашего тоже.

Читайте также  На каком расстоянии от пешеходного перехода разрешена парковка

Однозначно не стоит выбирать вариант «продать автомобиль и положить деньги под подушку». Тем более если потом вы вдруг решите на эти деньги купить другое транспортное средство. Если пользуетесь автомобилем — гораздо выгоднее сейчас его все-таки не продавать.

Старый по цене нового

В условиях дефицита новых автомобилей спрос на подержанные машины набирает ускорение. В преимуществах и ключевых рисках приобретения авто с пробегом этой осенью разбирались «Деньги».

Фото: EyeEm / Getty Images

Фото: EyeEm / Getty Images

За новыми автомобилями выстраиваются очереди, дилеры накручивают на них цены, в такой обстановке все больше клиентов поворачивают руль в сторону вторичного авторынка. Несмотря на все кризисы, продажи автомобилей с пробегом уверенно растут: по данным «Автостата», в штучном выражении по итогам прошлого года они достигли отметки в 5,4 млн единиц, что на 1,7% больше, чем в 2019 году, и на 12% больше, чем в 2015 году. Еще более впечатляюще выглядит прирост продаж авто с пробегом в денежном выражении. По данным «Автостата», в прошлом году он достиг показателя в 2,94 трлн руб., что почти на треть больше, чем в 2015 году.

Люди предпочитают покупать авто на вторичном рынке по нескольким причинам. Прежде всего это выгодно: в подавляющем большинстве случаев, как только новый автомобиль выезжает из ворот дилерского центра, он сразу же теряет 10% своей первоначальной стоимости, далее в течение первых трех лет цена может упасть на 25–30% от первоначальной, и это притом что автомобиль остается в отличном состоянии.

«Цены на авто с пробегом в зависимости от «массовости» марки и модели могут отличаться от 5% до 35% от цены нового автомобиля уже после первого года эксплуатации,— считает Владислав Хайновский, заместитель генерального директора по продажам автомобилей с пробегом автодилера «Автодом».— Ярким примером является марка Land Rover, в частности Range Rover и Range Rover Sport, цена на которые уже после одного-двух лет эксплуатации на вторичном рынке падает до 30 и более процентов. Этот факт открывает отличные перспективы для покупателей, нацеленных на выгодные приобретения».

На вторичном рынке автомобиль сегодня можно купить сразу, без ожидания поставки, как это происходит в дилерских центрах с новыми машинами. При этом можно сэкономить на цене дополнительного оборудования. «Как правило, первый владелец устанавливает на автомобиль аксессуары и дополнительное оборудование (сигнализация и пр.), стоимость которых при продаже вернуть практически невозможно,— рассказывает Алексей Рузанов, технический директор международной сети автосервисов Fit Service.— Таким образом, второму владельцу такое дополнительное оборудование достается в полцены или почти бесплатно. В целом же за одну цену трех-пятилетний подержанный автомобиль сейчас можно купить на класс выше, чем новую машину: к примеру, вместо Kia Ceed — Kia Optima».

Дорогой мой автомобиль

Однако и на рынке подержанных авто в последнее время стремительно растут цены. По данным «Автостата», средняя цена на автомобиль с пробегом только в текущем году выросла на 8% и достигла отметки в 723,9 тыс. руб. (по сравнению с 2014 годом рост составил 66%). Еще более впечатляюще растут цены на «молодые» подержанные авто. В этом году средняя цена машины возрастом до семи лет составила 1,45 млн руб., что на 28% больше, чем в середине прошлого года, а по сравнению с 2014 годом рост составил впечатляющие 132%.

Плюсы покупки подержанного авто

«В текущем году резкий рост цен, например, наблюдается на пятилетние автомобили бренда Mercedes-Benz»,— обращает внимание Валентина Ананьева, руководитель пресс-службы онлайн-сервиса «Авто.ру». Например, Mercedes-AMG G-класса в первом полугодии 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года подорожал на 38,5%, Mercedes-Benz CLA — на 29,8%, Mercedes-Benz CLS — на 27,8%. Среди автомобилей возрастом от шести до десяти лет лидером по росту цен стал Cadillac Escalade (+61%). Значительно вырос в цене и десятилетний Volkswagen Polo (+39%). При этом наименьший рост цен за январь—июнь 2021 года показали автомобили Mercedes-Benz S-класса, Skoda Rapid и Mazda 6. Согласно данным «Авто.ру», за июль 2021 года резкий рост цен показали десятилетние ГАЗ 3102 — автомобили подорожали на 13,6%. На 6,6% выросли в цене пятилетние Nissan Leaf. Среди шести-десятилетних автомобилей с пробегом на 5,4% подорожали BMW X6 M.

Не стоит ожидать, что в ближайшее время цены на подержанные автомобили пойдут вниз: на рынке наблюдается дефицит машин. Так, на «Авто.ру» в прошлом году объявлений о продаже подержанных машин было на 60% больше, чем в текущем периоде.

Самыми массовыми на вторичном авторынке сейчас остаются российские Lada, среди иномарок же наиболее высоким спросом в этом году пользуются такие модели, как Ford Focus, Kia Rio, Hyundai Solaris, Toyota Corolla, Toyota Camry, Renault Logan, Volkswagen Polo. При этом в некоторых случаях цены на подержанные авто иногда оказываются даже выше, чем на новые. «Сегодня рынок подержанных авто максимально близок по цене к рынку нового авто,— говорит Максим Меженков, директор по развитию компании «Мой автопрокат».— Вот, например, в самой «пустой» комплектации новая Toyota Camry сейчас стоит 1,85 млн руб. В «жирной» комплектации с пробегом 100 тыс. км Camry в настоящее время торгуется на уровне тех же 1,85 млн руб. Это, можно сказать, уникальная ситуация, я не припомню такого в прошлом. В экономклассе в ближайшем будущем будет сохраняться устойчивый спрос на такие модели, как Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Ford Focus, Mazda 3, потому что у них хорошее соотношение «цена—качество». В более дорогих сегментах будут наиболее ликвидны такие модели, как Toyota Camry, Skoda Octavia, которые при своей доступной цене приближены к бизнес-классу».

И да, во многих случаях этой осенью подержанный автомобиль стоит дороже, чем он стоил несколько лет назад в новом состоянии. «Пятилетний хэтчбек Kia Picanto сейчас обойдется в среднем на 6% дороже, чем, например, в 2017 году, когда машина была новой,— констатирует Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto.— Кроссовер Mazda CX-5 стал дороже на 5% по отношению к цене нового автомобиля пять лет назад. На 4% стали дороже подержанные машины Renault Sandero, Toyota Hilux, Land Cruiser Prado. А популярнейший Hyundai Creta подорожал на 2% от своей первоначальной цены. И, вероятнее всего, такая тенденция сохранится. Во-первых, вторичный рынок сильно зависит от цен на рынке новых автомобилей. Во-вторых, из-за изменений валютного курса возникают ситуации, когда новый автомобиль был куплен, например, за один миллион два-три года назад, а сейчас его продают за ту же сумму или даже дороже просто потому, что миллион рублей три года назад и сегодня обладает разной покупательской способностью».

Предложение с подвохом

Как и прежде, при покупке авто с пробегом существует множество подводных камней, основные из которых можно разделить на две группы — юридическая и техническая. К первой относится вероятность неправильно оформленных документов на собственность машины, а также риск того, что автомобиль находится в залоге у банка или числится в угоне. Ну а техническая составляющая связана с тем, что авто за ярко начищенным кузовом и салоном может скрывать поломки и дефекты. Здесь на помощь могут прийти онлайн-сервисы проверки истории автомобиля. «На всех популярных автомобильных веб-ресурсах («Авито», «Авто.ру», «Дром.ру» и пр.) есть сервис «Автотека». Заплатив всего 150–300 руб., тут можно увидеть всю историю авто: когда, при каких обстоятельствах, при каком пробеге и за какую цену машина продавалась в прошлом,— советует Максим Меженков.— Сравните эту информацию с тем, что написано в объявлении. Пример: машина 2010 года первым хозяином продана в 2015 году с пробегом 100 тыс. км. Если эта же машина через пять лет продана вторым хозяином с пробегом 120 тыс. км, значит, второй хозяин «скрутил» пробег. Если в объявлении указано 100 тыс. км пробега при трех и более владельцах, значит, пробег «скручен». Это легко проверить на личном опыте: посмотрите на оплетку руля. Если она истерта, опытный автомобилист сразу поймет, что пробег «скручен». Первый хозяин на автомобиле проезжает в среднем 80 тыс. км, второй еще плюс-минус 50 тыс. км (до капитального ремонта). Третий хозяин ездит максимум 30 тыс. км, немного ремонтирует автомобиль и начинает его продавать. В объявлении при этом указано: третий хозяин по ПТС, пробег 160 тыс. км., авто в идеальном состоянии, «сел и поехал». Это ложь, такого быть не может».

«Нюансов при выборе автомобиля с пробегом много,— предупреждает Денис Мигаль.— Например, важно сразу уточнить, какого года выпуска автомобиль по ПТС и сколько у него было собственников. Затем необходимо обратить внимание на пробег: чем он меньше, тем лучше. Конечно же, следует узнать все о том, какие ремонтные работы проводились и по какой причине. Из неочевидных моментов можно добавить такой совет: старайтесь избегать или изучать более тщательно такие модели, как Kia Rio, Hyundai Solaris, Skoda Octavia, Toyota Camry. Именно эти автомобили пользовались большой популярностью у таксопарков. Следовательно, авто имеют огромные пробеги, которые недобросовестные частные продавцы достаточно часто просто «скручивают» перед продажей. Также необходимо уточнить статус бывшего владельца: если это юрлицо, то практически 100%, что перед вами автомобиль из корпоративного парка, что далеко не всегда хорошо».

Минусы покупки подержанного авто

В любом случае стоит приготовиться к тому, что подержанное авто потребует дополнительных расходов. «Приобретенное авто с пробегом всегда потребует затрат на его обслуживание, и здесь важно правильно оценить размер возможных трат,— говорит Владислав Соловьев, президент маркетплейса по продаже автозапчастей Autodoc.ru.— При пробеге в 100–200 тыс., скорее всего, потребуется замена ремня или цепи ГРМ, помимо замены колодок, как правило, требуется и замена тормозных дисков. И точно, что к такому пробегу прилежный автовладелец должен заменить все технические жидкости. Расходы тут в моменте могут достигать суммы от 50 тыс. руб. для машин бюджетных марок и от 100 тыс. руб. и более для авто бизнес-класса и премиум».

Наконец, на приобретение авто с пробегом до сих пор сложно получить кредит. Банки неохотно кредитуют такие сделки. Здесь нужно приготовиться к тому, что процентные ставки будут выше, чем на покупку новой машины, и риск того, что кредит не одобрят, более высок. «Российские банки пока не слишком охотно выдают автокредиты на покупку подержанных автомобилей, хотя у них в этой сфере и появляются новые предложения,— говорит Григорий Бурденко, генеральный директор финансового маркетплейса «Выберу.ру».— Большинство кредитных организаций уже одобряют кредиты и молодым — от 18 лет, и пенсионерам — до 75 лет.

Однако мы видим, что доля одобренных заявок пока не превышает 30%». Сроки кредитов на авто с пробегом сейчас варьируются от года до пяти лет. По сути, они мало чем отличаются от классического рыночного автокредита, сам автомобиль также находится в залоге у банка. Что касается подводных камней для заемщика, то схема автокредита, в которой участвует банк, более безопасная. Ведь банковские специалисты по залогам проверяют автомобиль, используя все доступные им ресурсы, и на предмет угона, и на предмет залога у другого кредитора. Да, в нагрузку к кредиту банк обязательно потребует оформить страховые продукты, но все эти требования аналогичны автокредитам на новый автомобиль. При покупке подержанного автомобиля в автосалоне покупателя ждут и другие подводные камни — например, настойчивые просьбы кредитных менеджеров включить всевозможные дополнительные услуги: сервисные карты, помощь на дорогах. Они увеличивают сумму займа, но позволяют снизить ставку. О выгодности такого размена надо судить в каждом конкретном случае с калькулятором в руках.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: