В каком году ввели номера с регионами

Прямоугольник и квадрат: как менялись номера в России и СССР

Разработчики камер показали, как водители прячут номера. Примеры и фото

МВД готовит новый стандарт для автомобильных и мотоциклетных номеров. В Научно-исследовательском центре проблем безопасности дорожного движения ведомства разрабатывают изменения в действующий с 1993 г. ГОСТ, которые должны устранить ряд имеющихся противоречий. Так, перспективные нормы разрешат использование табличек так называемого квадратного формата, которые используются в США и Японии, введут более компактные мотоциклетные номера, а также установят специальные знаки для ретро автомобилей и спортивных машин. Пересмотр стандартов пройдет в 2017 г., а окончательная редакция будет готова не раньше 2018 года. По сути, готовящийся ГОСТ предлагает возврат к некоторым правилам, которые вполне успешно существовали в прежние годы.

Белые номера. 1931-1936 годы

Из-за быстрого роста парка емкость номерных знаков быстро исчерпалась, и в 1934 г. формат табличек пришлось изменить. Название региона стали обозначать прописью, причем длинные имена сокращались до восьми букв, а количество цифр увеличили до пяти. К 1936 г. закончился и этот формат.

Черные и военные номера. 1936-1946 годы

В конце 1930-х появились первые дипломатические знаки, которые выдавались сотрудниками иностранных посольств – они имели три цифры вместо четырех и литеру «Д» в правом верхнем углу. А в 1940 г. в обиход вошли особые номера для военной техники, хотя единого стандарта ведомства не придерживались. Основной формат предполагал букву и пять цифр, но их расположение варьировалось, дефисы ставились произвольно, а некоторые части дополнительно использовали на табличках собственные знаки различия.

Желтые номера. 1946-1959 годы

Наконец, были официально введены номера для прицепов – если раньше на них вешали задние таблички грузовика, то теперь они получили собственные таблички того же формата со словом «прицеп». Передние знаки для мотоциклов были отменены, как и пробные и транзитные знаки. На испытаниях автозаводы использовали стандартные таблички, а для транзита выписывали бумажные знаки.

Черные и желтые. 1959–1982 годы

Дипломатические номера стали инверсными, то есть белыми, а литера «Д» сменилась латинской «D». Такие номер выдавались сотрудникам диппредставительств, а журналистам полагались таблички с буквой «K», торговым представителям – с буквой «М», причем в номерах последних также фигурировал двузначный код страны. В то же время появились номера с надписями «проба», «полигон», «спорт» и «милиция». Наконец, стандарт 1959 г. ввел выездные номера, в которых использовались буквы, совпадающие с латинскими.

Белые, желтые и красные. 1982–1993 годы

Военные номера остались прежними – черными. Существовал формат, аналогичный гражданскому в черном цвете, но до перехода на российские номера таких табличек было выдано немного. Номера нерезидентов стали цветными: красными с белыми символами – у сотрудников дипмиссий, желтыми с черными символами – у других иностранных граждан. Формат табличек не отличался: латинская буква и четыре цифры, которые кодировали страну или код региона регистрации, а также статус сотрудника посольства, либо указание на машину, предназначенную для экспорта из страны.

Российские номера

Иные цветовые решения применяются для автомобилей МВД (синий), сотрудников диппредставительств (красный), военных (черный), причем все они сделаны в схожем с обычными знаками стиле, но могут отличаться расположением и количеством букв и цифр. Вплоть до 2002 г. существовала линейка желтых номерных знаков для иностранных граждан, на которых буквой обозначался статус нерезидента. Сегодня желтые номера в формате «две буквы – три цифры» используются для такси и пассажирских автобусов.

Новости 24 июля 2017 МВД предложило выдавать номера в автосалонах
Новости 24 июля 2017 В Москве начали выдавать номера с новым кодом региона «799»

Автомобилям, временно снятым с учета, ранее выдавались бумажные прямоугольные знаки с белым фоном и желтым полем региона, а также бумажные транзитные знаки для внутренней установки. А на машины, окончательно выезжающие за границу, ставили алюминиевые таблички с крупной буквой «Т». С октября 2013 г. автовладельцы получили право сохранить номерные знаки при смене машины, а транзитные номера были отменены кроме случаев вывоза автомобиля за границу. Кроме того, стало возможным провести регистрационные действия в любом отделении ГИБДД на территории страны, что лишило смысла использование кода региона.

До 2007 г. существовали также так называемые федеральные номерные знаки с флагом РФ вместо кода региона, которые выдавались высокопоставленным госслужащим и руководителя госкомпаний, и которые фактически являлись привилегированными. На смену таким табличкам по сути пришли традиционные знаки особых серий.

История автомобильного номера в России: от самого первого до наших дней

Регистрация городскими властями транспортных средств сопровождалась выдачей табличек с номерами еще до изобретения автомобиля. Неудивительно, что с.

Регистрация городскими властями транспортных средств сопровождалась выдачей табличек с номерами еще до изобретения автомобиля. Неудивительно, что с появлением автомобилей и впоследствии — органов, отвечающих за безопасность дорожного движения, в обязанности последних были вменены учет транспорта и выдача регистрационных номеров.

Присваивать средствам передвижения индивидуальные номера первыми начали фискальные органы. Владельцы повозок, занимавшиеся на городских улицах извозом, обязаны были ежегодно уплачивать в городскую казну определенный налог. Выдаваемая взамен бляха с номером являлась всего лишь свидетельством об уплате — чтобы извозчиков лишний раз не «дергали» блюстители закона.

Однако практика наглядной «сертификации» прижилась, и впоследствии, когда возникла необходимость визуализировать регистрацию первых автомобилей, изобретать велосипед не стали — владелец авто получал табличку с номером. И вновь речь шла вовсе не о возможности поиска по «базе данных» некоего конкретного автомобиля среди собратьев.

Подобную роль номерные знаки начали играть лишь с распространением массового конвейерного производства машин. На рубеже XIX-XX веков автомобилей было так мало, что в случае правонарушения или иного инцидента установить виновного не составляло труда. Тем не менее регистрация в большинстве крупных городов требовалась — просто для порядка.

Считается, что первенство в выдаче регистрационных номеров принадлежит Мюнхену. Там таблички с номерами начали устанавливать на машины в 1899 году. Эстафету подхватили в крупных городах других стран: Париж (1900 год), Нью-Иорк (1901 год), Лондон (1903 год).

В дореволюционной России решение о необходимости регистрации автомобилей принимали городские власти. 25 июня 1900 года Городской Думой Санкт-Петербурга было принято постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях».

В числе прочих регламентирующих положений наличествовал пункт, вводящий обязательное медицинское освидетельствование водителей, ежегодный технический осмотр автомобилей и их обязательную регистрацию с выдачей номерных знаков — «жестянок». Однако ввиду малочисленности машин и «экзотичности» закона нововведение в Санкт-Петербурге не прижилось. Всерьез практику обязательного крепления к авто регистрационного номера первыми в Российской империи освоили рижане в 1904 году.

Серьезные подвижки произошли в конце первого десятилетия XX века. По итогам прошедшей в сентябре 1909 года в Париже первой Международной конференции по проблемам автомобилизма была принята «Международная конвенция относительно передвижения автомобилей», регламентирующая все, что касалось регистрации и эксплуатации автомобилей.

В феврале 1910 года Николай II эти правила ратифицировал, и на территории России вступили в силу новые административные уложения для автомобилистов. В числе прочих нововведений была и обязательная регистрация транспортных средств, однако ведали ею по-прежнему местные власти.

Между тем, автомобилей становилось все больше, и очень скоро «власти» вспомнили о практике «сертификации» извозчиков. Была введена обязательная ежегодная перерегистрация всех машин, в результате которой владелец каждый раз получал новый номерной знак.

Чтобы определить, не задолжал ли автомобилист городской казне, в Москве пошли на хитрость: каждый год выдавались номерные таблички нового цвета. Санкт-петербургские номера начала XX века затейливостью не отличались. Они были белыми, с черными цифрами.

При этом численность автотранспорта в российских городах была столь незначительна, что для учета вполне хватало одних только цифр. Более того, в большинстве населенных пунктов спокойно обходились трехзначными числами. Исключение составляли Санкт-Петербург и Москва, где номерные знаки были четырехзначными. В первопрестольной, например, к 1914 году числилось 2200 официально оформленных автомобилей.

Читайте также  Как открыть водительские права категории «А1»

В годы Первой мировой войны и послереволюционный период автотранспорт так часто менял дислокацию, владельцев и назначение, что ни о каком внятном учете не было и речи. А в начале 20-х годов советская власть вернулась к дореволюционной практике регистрации автомобилей органами местного самоуправления.

В Москве к концу 20-х годов число автомобилей заметно увеличилось, и для простоты чтения номеров и удобства их запоминания к цифрам впервые в отечественной истории добавили букву. Московские номера тех лет выглядели так: одна буква и две пары цифр, разделенные между собой черточками. Черные знаки наносились на белый фон. Спереди и сзади такие номера были одинаковыми. Именно этот стандарт и стал некоторое время спустя первым общесоюзным. Произошло это в самом начале 1930-х.

20 марта 1932 года СНК РСФСР, вдохновленный удачным опытом на местах, принял постановление «О централизации учета аварийности и происшествий на местном транспорте в органах рабоче-крестьянской милиции», превращавшее частную практику. После Великой Отечественной войны номерные таблички на автомобилях стали желтого цвета московского ОРУДа в общегосударственную систему. Отныне регистрацией автотранспорта на местах занимались не городские чиновники, а милицейские подразделения.

«Московский» стандарт номерных знаков просуществовал недолго. Уже в 1934 году был введен новый стандарт. Место буквы в начале «шифра» заняла еще одна цифра, а под пятизначным кодом без затей писалось название региона: «Москва», «Ленинград» и т.п. Цвета знаков остались прежними, задний и передний номера ничем не отличались друг от друга.

С 1932 по 1936 год регистрацией машин и выдачей номерных знаков ведали ОРУДы. 3 июля 1936 года СНК СССР принял «Положение о Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». С этого момента и до наших дней административно-технической работой, в том числе и постановкой транспортных средств на учет, занимается ГАИ и её правопреемница — ГИБДД.

Тогда же, в 1936 году, был введен новый стандарт номерных знаков: на черный фон наносились белые символы — две буквы, в первой из которых «зашифровывался» регион, и две пары цифр через черточку. При этом на передних номерах все знаки располагались в одну строку, а на задних — в две, вверху были буквы.

В довоенных задних номерах буквы стояли в центре, а в послевоенных — в левом углу. Тогда же, правда, лишь в Московском регионе, впервые произошло разделение серий по назначению. Немногочисленным автомобилям, находящимся в частной собственности, выделили серию «МИ»; легковым автомобилям госчиновников — серию «МА».

Незадолго до войны номера специального образца получил автотранспорт Красной Армии. Регистрационный код состоял из одной буквы и пяти цифр, сгруппированных так: «А-9-99-99». Этой системы нумерации Вооруженные силы СССР придерживались до начала 60-х годов, когда были введены армейские номерные знаки нового образца: четыре цифры и две буквы, написанные белой краской на черном фоне. Буквенные сочетания но-прежнему не позволяли определить войсковую и географическую принадлежность транспортного средства.

А гражданских номеров очередная реформа коснулась в 1946 году. Номерные знаки нового образца поменяли цвет: черные символы наносились на желтый фон. Буквы но размеру стали меньше, чем цифры, и находились в верхнем левом углу на переднем знаке и в верхней строке посередине — на заднем.

Автопарк страны в послевоенные годы стремительно разрастался, и довольно скоро шифр из двух букв и четырех цифр исчерпал все возможные комбинации. В 1959 году пришлось вводить новый стандарт: белые символы на черном фоне, причем букв стало три. Такие номера выдавали вплоть до 1981-82 годов.

Очередная смена стандарта произошла вскоре после Московской олимпиады 1980 года. Впервые с 1934 года номера украсили черные цифры и буквы на белом фоне. Главным новшеством являлось разделение номерных знаков на «частные» и «казенные».

Две буквы из трех по-прежнему были созвучны названию региона, третья также менялась в алфавитном порядке по сериям, но именно местоположение этой буквы позволяло определить «принадлежность» транспортного средства. На номерах частных автомобилей она стояла первой, перед цифрами, а на номерах гостранспорта — последней, после двух «региональных» литер.

Очередной (ныне действующий) стандарт номерных знаков в России ввели в 1994 году. На новых номерах буквенное обозначение региона заменили цифровым — каждому региону был присвоен двузначный (в исключительных случаях — трехзначный) код. Все три буквы, равно как и цифры, подлежат последовательной ротации.

Автомобильные номера России

Автомобильные номера Российской Федерации — металлические пластины, которые устанавливаются на транспортное средство при его регистрации в ГИБДД. Текущий стандарт автомобильных номеров в стране выдаётся с 1993 года.

Содержание

Формат

Текущий стандарт автомобильных номеров России предусматривает для использования на них 12 букв (А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У и Х), а также букву D для дипломатических номеров. В правой части номера расположен регион — цифровое обозначение субъекта регистрации транспортного средства.

Автомобильные номера России

Модификация 2018 года

Автомобильные номера России

Новый ГОСТ Р 50577-2018 ввёл десять новых типов регистрационных знаков. В нём утверждены номера для американских и японских автомобилей с нестандартным для России размером. Такой номер можно использовать только сзади. Тип получил номер 1А, заменив выведенный из обращения тип номеров для высшего руководства страны (с флагом вместо региона).

Автомобильные номера России

Автомобильные номера России

Также в ГОСТ Р 50577-2018 выделены отдельные категории номеров для раритетов (выделят литерой «К») и транспорта для профессионального автоспорта (пометят литерой «С»).

ГОСТ Р 50577-2018 снял запрет на сверление отверстий в знаке. И убрал заводские отверстия в номере. Отверстия в пластине не должны затрагивать символы, код RUS и флаг. На номерных знаках появится уникальный 12-значный код изготовителя.

Список регионов на номерах России

В России 85 субъектов, но регионов на номерах гораздо больше: ёмкость комбинаций внутри региона составляет 1 726 272, однако крупным городам и регионам этого не хватает.

Список регионов на гражданских номерах России

  1. Указаны коды, применявшиеся на автомобильных номерах последнего советского стандарта
  2. Своего кода не было. Использовался код родительского региона.
  3. До 2007 года код принадлежал Таймырскому АО, после объединения с Красноярским краем выдача кода прекращена.
  4. До 2007 года код принадлежал Эвенкийскому АО, после объединения с Красноярским краем выдача кода прекращена.
  5. До 2008 года код принадлежал Усть-Ордынскому Бурятскому АО, после объединения с Иркутской областью выдача кода прекращена.
  6. До июля 2007 года код 82 принадлежал Корякскому автономному округу, после создания Камчатского края выдача кода прекращена.
    С 2014 года код Республики Крым, выдаётся с 26 июня 2014 года.
  7. Изначально — Камчатская область.
  8. До декабря 2005 года код принадлежал Коми-Пермяцкому АО, после создания Пермского края выдача кода прекращена.
  9. Изначально — Пермская область.
  10. До марта 2008 года код принадлежал Агинскому Бурятскому АО, после создания Забайкальского края выдача кода прекращена.
  11. Изначально — Читинская область.
  12. Во владении Украиной Крымом (01.12.1991—16.03.2014) без отмены советских госномеров — при дальнейшей регистрации Крымским ГАИ выдавались госномера из четырёх цифр с префиксом и суффиксом:
    с кодом МЯ в суффиксе (1992—1995); с уменьшенным цифровым кодом 01 в префиксе и с вариантами кода КО, КР, РК в суффиксе (1995—2004); с кодом АК в префиксе и с вариантами кода (сначала — АА, а позже — другими) в суффиксе (2004—2014), было зарезервировано применение кода КК в префиксе (выдача таких госномеров можно считать что практически не осуществлялась)
  13. В составе Украины (1992—2014) также применялись коды АР Крым (1992—1995) и собственные коды:
    КС с цифровым кодом 27 (1995—2004); СН (2004—2014), IН (был зарезервирован, но выдача не начиналась)

Даты введения кода:

  1. Ноябрь 2006 года.
  2. Август 2019 года.
  3. С августа 2009 года, ограниченно.
  4. Декабрь 2006 года. С декабря 2016 года повторно выпускаются и выдаются ранее утилизированные номера с этим кодом.
  5. Июль 2017 года.https://www.business-gazeta.ru/news/351275
  6. Май 2008 года, ограниченно.
  7. Октябрь 2019 года.https://brl.mk.ru/culture/2019/10/18/avtomobilnye-znaki-s-nomerom-122-stali-vydavat-v-altayskom-krae.html
  8. Февраль 2005 года.
  9. Апрель 2011 года.
  10. Декабрь 2019 года.
  11. Июль 2009 года.
  12. Февраль 2005 года — ограниченно; январь 2007 года — массово
  13. Сентябрь 2013 года — ограниченно, февраль 2014 года — массово.
  14. Ноябрь 2012 года.http://www.volgograd-trv.ru/news.aspx?id=21434
  15. Июль 2010 года, ограниченно, январь 2015 года — массово.
  16. Июль 2013 года.http://irkutsk.rfn.ru/rnews.html?id=99947
  17. Декабрь 2006 года, используется только на металлических транзитах.
  18. Апрель 2011 года.
  19. Апрель 2019 года.
  20. С октября 2012 года повторно выпускаются и выдаются ранее утилизированные номера с этим кодом.
  21. Май 2001 года.
  22. Апрель 2006 года.
  23. Август 2009 года.
  24. Ноябрь 2013 года.
  25. Май 2009 года.
  26. Октябрь 2010 года. http://news.ngs.ru/more/73961/
  27. Апрель 2007 года — ограниченно, январь 2011 года — массово.
  28. Май 2007 года.
  29. Январь 2019 годаhttp://azovnew.ru/news/ro_news/14039-na-donu-nachali-vydavat-avtonomera-s-regionom-761.html
  30. Июль 2006 года.
  31. Ноябрь 2017 года.
  32. Ноябрь 2005 — ограниченно, декабрь 2013 года — массово.
  33. Апрель 2006 года.
  34. Август 2013 года http://www.e1.ru/news/spool/news_id-394358.html
  35. C ноября 2007 года — ограниченно.
  36. Апрель 2007 года.
  37. Январь 2020 года.
  38. Октябрь 1993 года. С октября 2012 года повторно выпускаются и выдаются ранее утилизированные номера с этим кодом.
  39. Июнь 2002 года.
  40. Август 1998 года.
  41. 2004 год — ограниченно; август 2005 года — массово.
  42. Май 2010 года.
  43. Ноябрь 2007 года.
  44. Август 2013 года
  45. Июль 2017 года. https://www.krsk.kp.ru/daily/26708.5/3733468/
  46. Январь 2020 года.
  47. Март 2004 года.
  48. Июнь 2010 года. http://spbvoditel.ru/2010/06/29/007/
  49. Февраль 2018 года.
  50. Сентябрь 2012 года.
  51. Выдача кода началась 24 июня 2014 года.
  52. Февраль 2000 года. Первоначальный код 20 был аннулирован. http://www.lenta.ru/russia/2000/02/22/kod/
Читайте также  Как оплатить налог на машину через госуслуги

Из первой сотни кодов регионов не использованы только 20 (аннулирован) и 91 (кроме специальных транзитных). Кроме того, остаются коды ныне не существующих субъектов федерации, номерные знаки с которыми не выдаются: 80, 81, 84, 85 и 88.

Общероссийская выдача номеров с кодом 82

До 1 июля 2007 года код 82 был закреплён за Корякским автономным округом, но после образования Камчатского края выдача номеров с данным кодом была прекращена. Регион был малонаселённым и с 1994 года там успели выдать не так много номеров, поэтому после присоединения к Российской Федерации в 2014 году Республики Крым код 82 было решено закрепить за последней. До 2016 года номера с кодом 82 выдавались исключительно в Крыму, но из-за дефицита номеров в некоторых регионах, в них начали выдавать серии номеров с крымским кодом 82. По состоянию на март 2017 года номера типа 1 с кодом 82 выдавались или выдаются в следующих регионах:

Индекс автомобильных номеров России

Регистрационные номерные знаки Российской Федерации — специальный символический знак (№), изготовленный (нанесённый) на металлические (или из другого материала) пластины (формы) или транспортное средство (ТС), используемое для учёта автомобилей, мотоциклов, грузовой, специальной, строительной техники и вооружения, прицепов.

Устанавливаются на передней и задней частях техники.

Содержание

Формат

В Российской Федерации большинство регистрационных знаков — стандартные знаки образца 1993 года, вид которых определен ГОСТ Р 50577-93. Номерные знаки маршрутных ТС, военных ТС, ТС дипломатических миссий, ТС МВД, прицепов, строительной техники и мотоциклов имеют формат и/или размеры, немного отличающиеся от стандартного.

Комбинации на стандартных номерных знаках строятся по принципу — 3 буквы, 3 цифры. Буквы означают серию номерного знака, а цифры — номер. ГОСТом для использования на знаках разрешены 12 букв кириллицы, имеющие графические аналоги в латинском алфавите — А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, У и Х. В правой части номерного знака, в обособленном четырёхугольнике, расположены: в нижней части — флаг РФ с надписью RUS, а в верхней — кодовое обозначение субъекта РФ, где был зарегистрирован автомобиль. Причём буквы по размеру шрифта меньше, чем цифры.

Все используемые номера зарегистрированы. Для каждого административного района есть свой номер, общий для всех автомобилей, зарегистрированных в этом округе. Общее количество комплектов регистрационных знаков, которое может быть изготовлено для каждого субъекта России, определяется ГОСТом и составляет 1 млн 726 тыс. 272 (=12³×(10³-1), номера из трёх нулей быть не может).

Однако количество регистрируемых автомобилей с каждым годом увеличивается, и номерных знаков с допустимыми комбинациями начинает не хватать. По этой причине некоторые субъекты России вводят дополнительные кодовые обозначения, которые можно использовать на знаках. По состоянию на 2012 год, на использование трёх и более кодов региона перешли Москва (коды 77, 99, 97, 177, 199, 197), Московская область (50, 90, 150, 190), Красноярский край (24, 84, 88, 124), Санкт-Петербург (78, 98, 178), Краснодарский край (23, 93, 123) и Пермский край (59, 81, 159); ещё 19 субъектов используют два кода региона (см. таблицу ниже).

После введения ныне действующего ГОСТа номера предыдущих образцов не изымались, поэтому до сих пор на дорогах России ещё можно встретить автомобили с советскими номерными знаками: образца 1980 года — из четырех цифр и трёх букв на белом фоне, и даже образца 1958 года — из четырех цифр и идущих за ними трёх букв на чёрном фоне.

Типы регистрационных знаков России

Изображение номерного знака Описание
Регистрационные знаки транспортных средств. Введены в 1993 году. Сначала имели формат — 3 буквы, 3 цифры, код региона, но отсутствовал флаг. Флаг на номерах появляется только в 1994 (?) году, хотя в некоторых республиках, например, в Татарстане, номера 1993 года выдавались до первой половины 2000-х гг. Формат знаков — 3 буквы, 3 цифры. Буквы означают серию номерного знака, а цифры — номер. В правой части номерного знака помещается код региона регистрации и флага России с надписью RUS (см. ниже таблицу кодов регионов).
Регистрационные знаки транспортных средств, используемых для коммерческой перевозки пассажиров [1] . Введены 1 марта 2002 года. Устанавливаются на автобусах, такси и на транспортных средствах, осуществляющих перевозку пассажиров на коммерческой основе («маршрутках») Формат: 2 буквы — 3 цифры. Изготавливаются на светоотражающей пластине тёмно-жёлтого цвета с чёрными буквенно-цифровыми комбинациями. Флаг РФ под кодом региона регистрации отсутствует.

Отменены с 1 ноября 2009 года указанием ГИБДД от 09.06.2009 г. № 13/5-110. Однако в некоторых регионах [каких?] , в силу того что данных регистрационных знаков изготовили «с запасом» их выдают до сих пор [источник не указан 113 дней] .

Ранее жёлтые регистрационные знаки других типов также были предназначены для следующих ТС (в настоящее время отменены):

  • легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов зарубежных органов печати, радио, телевидения, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Российской Федерации, а также представительств иностранных банков и фирм, их сотрудников, аккредитованных при министерствах и ведомствах Российской Федерации, имеющих право на открытие указанных представительств, маска номера 000х000/00RUS
  • легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов, принадлежащих прочим юридическим лицам и гражданам иностранных государств, а также лицам без гражданства, маска номера хх000х/00RUS
  • автомобильных прицепов (включая задние прицепы к мотоциклам и мотороллерам) и полуприцепов, принадлежащих юридическим лицам и гражданам иностранных государств, маска номера 000хх/00RUS
  • тракторов, тракторных прицепов и полуприцепов, другой сельскохозяйственной, дорожной и самоходной техники, принадлежащих юридическим лицам и гражданам иностранных государств, маска номера х000хх/00
  • мотоциклов, мотороллеров, мопедов и мотонарт, принадлежащих юридическим лицам и гражданам иностранных государств, маска номера х000хх/00RUS

Буквы (Х) означали следующее: H — машина иностранного гражданина, приехавшего на долгое время в Россию; K — корреспондент (журналист); M — торгово-экономический представитель.

  • CD — автомобиль с данным регистрационным знаком зарегистрирован на посла или иное лицо в ранге главы дипломатического представительства.
  • CC — автомобиль с данным регистрационным знаком зарегистрирован на консула или иное лицо в ранге главы консульского представительства.
  • D — регистрационный знак выдан на автомобиль, принадлежащий дипломатическому представительству, консульскому учреждению, международной организации или сотруднику такого представительства (учреждения, организации), обладающего дипломатическим статусом.
  • T — регистрационный знак выдан на автомобиль сотрудника дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации, не обладающего дипломатическим статусом (административно-технический персонал).

Формат знака: буква — 3 цифры — 2 буквы. В правой части федерального номерного знака вместо кода региона регистрации и флага России с надписью RUS присутствовал только увеличенный флаг России. Cамая известная серия А *** АА устанавливалась на автомобили граждан, охраняемых ФСО в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране».

Данный вид знака пришёл на смену номерам, выполненным на бумажной основе и прикрепляемым с внутренней стороны лобового и заднего стёкол. Старые знаки не воспринимались камерами автоматической фиксации нарушений. Тонировка стёкол автомобиля также снижает читаемость знака [2] .

Таблицы применяемых кодовых обозначений

Код региона регистрации

Цифровые коды, применяемые на регистрационных знаках, с 01 по 89 совпадают с номерами регионов — субъектов Российской Федерации в порядке их перечисления в Конституции России. Полный список цифровых кодов закреплён Приказом Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 19 февраля 1999 года № 121 «О Государственных регистрационных знаках транспортных средств» [3] и, в последующем, Приказом МВД РФ от 28.03.2002 № 282 (ред. от 29.08.2011) «О государственных регистрационных знаках транспортных средств» [4] . В нём, в частности, устанавливается: «На регистрационных знаках транспортных средств, отнесённых к типу 1, допускается применять в трёхзначном коде региона в качестве первой цифры кода цифру 1».

Забытые даты. 20 лет на новых номерах.

nomer1

С 1 января 1994 года в России были введены новые автомобильные номера. Их вид был совершенно непривычен − новый номер состоял сплошь из новшеств. Сейчас, наверное, мало кто помнит это ощущение. А я успел поездить еще на старых, советских номерах.

Вспомним, как это было, что на что поменялось 20 лет назад.

До 2004 года в России, а ранее в СССР действовали автомобильные номера образца 1977 года. Они состояли из 4-х цифр и трех букв. В основном варианте, исключая военные номера и номера для прицепов, номер начинался с буквы, затем шли 4 цифры, и затем еще две буквы.

А вот номера автомобилей, принадлежащих организациям, отличались − там сначала шли цифры, а после все три буквы вместе.

nomer_ussr

В буквах был закодирован регион. Использовались, как правило, буквы, присутствующие в названии города или области СССР. Причем, была изрядная путаница − для городов, начинавшихся на одну букву, использовали разные комбинации с второй буквой. Например, для Москвы были серии МН, ММ, МК, и другие. Для Московской области − МО, МЕ, МЖ, МЗ. Но никогда ни в Москве ни в области не было номеров МИ, МБ, т.к. эти комбинации использовались для другого города на «М» − столицы Белоруссии Минска. А «МУ» − это уже Мурманская область. Причем города были перемешаны с краями и даже целыми республиками. «ЛД» это город Ленинград, а «ЛИ» и «ЛК» − Литовская ССР! Иногда серий с буквами названия города не хватало, и тогда добавлялись вовсе абстрактные. Например, в том же Ленинграде были номера серии «СР».

Была еще одна интересная штука − в Москве в номере автомобиля такси был закодирован номер таксопарка. Зная это, а также места расположения парков, можно было использовать это при договоренности с таксистом, охотнее ехали часто ближе к своему парку. Я до сих пор помню многие номера парков и их места дислокации. Помимо всего прочего, были еще и специальные серии, по которым можно было определить принадлежность государственного автомобиля тому или иному ведомству.

Вы, наверное, обратили внимание, что в номерах использовались все буквы русского алфавита, в том числе и не имеющие аналогов в латинице, такие как «Ж», «Б» и т.д. Понятно, что запись таких номеров за границей (например, иностранными пограничниками, полицейским) представляла бы трудности. Поэтому в СССР были . специальные «выездные номера», которые выдавали для выезда из страны. Поскольку число выезжавших автомобилей было мизерным (собственно, как и количество граждан), такая схема работала. Сейчас немыслимо представить этот гемморой.

Примеры номеров выездных серий Латвийской ССР.

Советские номера штамповались из стали, и поэтому часто ржавели. Потеки ржавчины на белом фоне ухудшали читаемость номера, подкрашивание в кустарных условиях как правило надолго не помогало.

Надо сказать, что к началу девяностых полно было автомобилей и на более старых номерах, так называемых «черных», образца 1958 года.

И вот, в 1993 году было принято решение закончить с этим бардаком, и ввести в новой России совершенно новые знаки, с другим принципом формирования. Страна была поделена на регионы с кодовыми номерами. Впервые под регион отводилось отдельное поле на номерном знаке, обособленное от основного кода. Впервые же на знаке присутствовал государственный флаг России. Тем самым, номерной знак стал цветным, что раньше даже представить было трудно.

Было оставлено три буквы, как и ранее, одна шла впереди. Впервые было введено ограничение на использование букв − допускались исключительно такие, аналоги которых есть в латинице. Исключение сделали для «У» − ее, при записи латиницей, все же с натягом можно заменить на «Y». Цифр стало три. Впервые было упразднено деление на «частные» и «государственные» знаки. Особый вид имели военные, дипломатические знаки, знаки автомобилей принадлежащих иностранным организациям и гражданам на условиях временного ввоза (желтые). А также прицепы, мотознаки, знаки сельхозтехники. И наконец последнее новшество − н омера стали штамповаться из алюминиевого сплава, а краска имела световозвращающее покрытие.

Когда мы увидели на улицах новые номера, это было очень непривычно. Надо сказать,что тогда автомобилей было намного меньше, чем сейчас и серии выходили медленнее. Несколько месяцев по городу ездили одни только «АА» − «АВ». Кстати, первые полгода-год (а в регионах и дольше) номера делали без цветного флажка России. Видимо, цветная печать была еще не до конца отлажена. Сейчас в среде коллекционеров такие номера, наверное, большая редкость.

Я получал новые номера в мае 1994-го, и у меня была уже серия «ВВ». Кстати, с введением новых номеров не сразу пошла охота за красивыми номерами. Какое-то время ушло на выработку новой моды − какие номера теперь красивые. Поэтому первое время были возможны вот такие сочетания:

Когда все привыкли к новым номерам, стало ясно, что они лучше и удобнее. Отделение кода региона в отдельный блок действительно было прекрасным решением. Правда, в те тяжелые годы сложно было представить, какой автомобильный бум ждет страну, и рано или поздно придется вводить дополнительные коды регионов, а позже − трехзначные коды. Но это все было потом.

А тогда все заметили, как ушли в прошлое гнилые номера, благодаря переходу на алюминий. Правда, со временем выявилась другая проблема − тонкая алюминиевая основа номера гораздо хуже поддавалась рихтовке в случае повреждений, чем старая стальная − мятый номер очень сложно было вернуть в приличный вид. Замена же испорченного номерного знака на новый долгие годы была очень сложной процедурой, и существенно упростилась только в прошлом году.

Ну а что же со старыми номерами? Их спокойно эксплуатировали еще очень долго. Не было требования по немедленной замене номеров, она происходила естественно при перерегистрации автомобиля. Однако, многие продавали машины по доверенности, либо просто не меняли машину, особенно это касалось людей пожилого возраста − времена были такие. У кого-то машина вообще стояла на приколе до лучших времен. Поэтому долго еще глаз цеплялся на улице за старый номер, который остался символом навсегда ушедшей эпохи. Хотя, конечно, советские номера, и особенно черные, стали встречаться все реже.

Но только в 1999 году вышло постановление, согласно которому с определенной даты (не помню уже какой) объявлялись недействительными номерные знаки . образца 1957 года, то есть черные, выданные до 1977 г. Владельцам автомобилей с такими знаками было предписано пройти перерегистрацию. С тех пор черные номера вне закона. Более поздние же, «белые» советские номера действительны до сих пор.

А еще с 1994 года начали выдавать водительские удостоверения нового образца − так называемые «пластиковые». Непривычно маленькие и по-заграничному симпатичные. Впрочем, это уже совсем другая история.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: