Важные изменения в правилах составления и отправки налоговых уведомлений

Новые правила подачи деклараций и расчетов с 1 июля 2021 года. К чему готовиться предпринимателям?

Со второго полугодия 2021 года вступают в силу новые поправки к 80-ой статье НК РФ. Для предпринимателей это означает, что у налоговиков появятся новые основания для отказа в принятии отчетности. Расскажем, на что обратить внимание при заполнении документов по новым правилам, а также как избежать санкций за просрочки со стороны ФНС.

В каких случаях ФНС не примет декларацию или расчеты

Статус «непредставленная» означает, что налогоплательщик не отправил в ФНС правильно заполненную декларацию в указанные сроки. Более того, этот статус, согласно 374-го федерального закона, присвоят , если ФНС заподозрит в руководителе компании «номинального директора» по следующим признакам:

декларацию подписал человек, который не имел на это права;

декларацию подписал дисквалифицированный сотрудник (то есть, на момент подписания срок его дисквалификации еще не закончился);

документы подписаны от имени умершего лица (если дата смерти совпадает с днем подписания, либо предшествует ему);

запись в ЕГРЮЛ о том, что сведения о руководителе являются недостоверными, появилась раньше, чем подпись этого лица под документами;

декларацию или расчеты подали от лица компании, которая по данным ЕГРЮЛ, уже прекратила свою деятельность.

Еще один повод признать декларацию непредставленной – это выявленные в документе нарушения контрольных соотношений (КС). При таких ошибках автоматизированная система не сможет провести анализ сведений из декларации, а значит все недочеты налогоплательщик должен будет исправить в положенные по закону сроки. О них мы поговорим позже – сначала подробнее остановимся на КС.

Какие контрольные соотношения проверяют в РСВ

Перечень КС для расчетов по страховым взносам перечислены в п. 7 ст. 431 НК РФ. Налоговики обязательно признают расчет по страховым взносам (РСВ) непредставленным, если в ходе проверки обнаружат:

ошибки при указании сумм выплат и других вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам;

ошибочные расчеты по взносам на ОПС;

отличие в сумме одних и тех же показателей по физлицам и в целом по налогоплательщику;

ошибки в персональных данных.

Какие КС будут актуальны для НДС?

ФЗ №374 добавил в ст. 174 Налогового кодекса новый пункт (п. 5.3), согласно которому декларации по НДС теперь будут проверять по 14 КС. Сам перечень соотношений налоговики опубликовали еще в 2015 году, но раньше выявленные нарушения не считались поводом для присвоения декларации статуса «непредставленная».

К примеру, в качестве КС проверяются следующие моменты:

итоговая сумма налога должна равняться сумме исчисленного налога из раздела 3 с учетом всех вычетов;

сумма налога по разделам 3, 4 и 6 (с учетом всех вычетов) должна соответствовать итоговой сумме, вписанной в строку 040 в первом разделе;

сумма НДС по разделам 2-4 должна соответствовать данным из книги продаж;

сумма вычетов по разделам 3-6 должна равняться сумме вычетов по НДС, указанной в книге покупок;

в книге покупок сумма НДС по счетам-фактурам должна соответствовать значению в итоговой строке (то же касается и дополнительного листа книги покупок).

Кроме этого, при выставлении счетов-фактур с НДС предприниматели на УСН должны заполнить разделы 1 и 12 (согласно п.3 «Порядка заполнения…»), а затем отразить итоговую сумму в строке 030 первого раздела.

Напомним, что в Небе отчетные формы реализованы с учетом контрольных соотношений ФНС. Перед отправкой отчета вы сможете проверить данные и убедиться в правильности заполнения.

Сообщит ли ФНС об отказе принять отчетность?

В зависимости от типа выявленных недочетов ФНС обязана отправить налогоплательщику соответствующее уведомление:

в течение 5 дней, при подозрении в «номинальном директоре»;

на следующий день, если обнаружены нарушения КС в электронной документации;

в течение 10 дней, если РСВ сдавали на бумажном носителе.

Что делать при получении уведомления? Если уведомление получено в электронном виде, у налогоплательщика есть 5 дней для исправления ошибок и представления исправленной версии документа. В случае с бумажным уведомлением срок продлевается до 10 дней.

Если вовремя дать ответ, то ФНС в качестве даты представления документов проставит день сдачи первого варианта отчетности.

Какие санкции грозят налогоплательщикам за непредставление декларации

Штраф за непредставленную декларацию согласно ст. 119 НК РФ составляет 5% от суммы НДС за каждый месяц просрочки (включая неполный период). Итоговая сумма штрафа не может быть меньше 1000 руб. и больше 30% от общей суммы налога.

Кроме этого, ФНС вправе заблокировать р/с организации или ИП, если налогоплательщик просрочил сдачу декларации по НДС, РСВ или 6-НДФЛ на срок более 10 дней (с 1 июля 2021 г. – более 20 дней согласно п. 5 ст. 1 № 368-ФЗ).

В Небе есть бухгалтерское обслуживание. Наши специалисты возьмут на себя вашу бухгалтерию и избавят вас от штрафов со стороны контролирующих органов.

Какие санкции грозят контрагентам

Непредставленная декларация может больно ударить не только по самому налогоплательщику, но и его контрагентам (утрата прав на вычет по НДС, отказ в расходах по налогу на прибыль). В результате придется сначала уплатить всю сумму неподтвержденных вычетов, а затем через открытие налогового спора отстаивать свои права. Дело в том, что в подобных ситуациях ФНС сначала признает декларацию непредставленной, а затем работает с заявлениями контрагентов.

К примеру, если директор ООО является его единственным участником, то в случае смерти он будет числиться в этой должности вплоть до назначения доверительного управляющего или окончания процедуры наследования. Соответственно, все документы, подписанные с использованием «старой» ЭЦП, автоматически получат статус непредставленных.

Итоговый алгоритм действий после 1 июля 2021 года

Схема предоставления декларации и расчетов со второй половины этого года выглядит следующим образом:

Налогоплательщик отправляет документы в электронной форме. В ответ получает квитанцию о приеме отчетности. С этого момента у автоматической системы ФНС есть ровно один день для проверки на ошибки и соблюдение КС.

Если ошибки найдены, налогоплательщик получает уведомление о признании документов непредставленными.

В этом случае нужно в течение 5 дней внести коррективы и отправить документы повторно. Менять номер корректировки не нужно – он остается прежним.

В случае если первичная отчетность не содержит ошибок, ФНС вышлет извещение о вводе, подтверждающее, что документы сданы и уже загружены в базу данных.

Впрочем, факт принятия отчетности означает, что в декларации или РСВ нет ошибок в заполнении или расчетах. Если в дальнейшем в ходе камеральной проверки будут выявлены признаки «номинального руководителя», то ФНС обязательно отправит налогоплательщику уведомление о непредставлении.

Важные изменения в правилах составления и отправки налоговых уведомлений

Обязанность по ежегодному исчислению для налогоплательщиков-физических лиц транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц и НДФЛ (в отношении ряда доходов, по которым не удержан НДФЛ) возложена на налоговые органы (ст. 52 Налогового кодекса РФ).

В связи с этим налоговые органы не позднее 30 дней до наступления срока уплаты по вышеперечисленным налогам направляют налогоплательщикам-физическим лицам налоговые уведомление для уплаты налогов.

Форма налогового уведомления утверждена приказом ФНС России от 07.09.2016 № ММВ-7-11/477@ (с изменениями) и включает сведения для оплаты указанных в нем налогов (QR-код, штрих-код, УИН, банковские реквизиты платежа).

Налоги, подлежащие уплате физическими лицами в отношении принадлежащих им объектов недвижимого имущества и транспортных средств, исчисляются не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.

Image 1

Пример налогового уведомления

Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

Основные изменения в налогообложении имущества физических лиц с 2021 года

Налоговые уведомления, направленные в 2021 году, содержат расчет имущественных налогов за налоговый период 2020 года. При этом по сравнению с предыдущим налоговым периодом произошли следующие основные изменения:

  • при расчете налога применен новый Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. за 2020 год, размещенный на сайте Минпромторга России (в новый Перечень дополнительно включены такие марки и модели автомобилей, как Mazda CX-9, Honda Pilot, Chrysler Pacifica, Jeep Wrangler, Jeep Grand Cherokee, Subaru Outback 2.5i-S ES Premium ES и WRX STI Premium Sport);
  • применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».
  • — применены изменения в системе налоговых ставок и льгот в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения земельных участков. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
  • применены новые результаты государственной кадастровой оценки земель, вступившие в силу с 2020 года. С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости;
  • для расчета налога за налоговый период 2020 года во всех регионах (кроме г. Севастополь) применена кадастровая стоимость объектов недвижимости, при этом для исчисления налога использованы понижающие коэффициенты:
    • 0.2 – для 10 регионов (Республики Алтай, Крым, Алтайский край, Приморский край, Волгоградская, Иркутская, Курганская, Свердловская, Томская области, Чукотский автономный округ), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
    • 0.4 (в 2020 году был 0.2) – для 4 регионов (Республики Дагестан и Северная Осетия — Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
    • 0.6 (в 2019 году был 0.4) – для 7 регионов (Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области, Пермский край), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
    • 10-ти процентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом – для 70 регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
    • 0.6 в отношении объекта налогообложения, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта налогообложения (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);

    Поскольку расчет налогов на имущество проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).

    Почему в 2021 году изменились налоги на имущество

    Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровне, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации можно уточнить в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22). Существуют и общие основания для изменения налоговой нагрузки.

    Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

    1. изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции субъектов РФ. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
    2. применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн. руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2020 года;
    3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

    Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

    1. изменение налоговых ставок и (или) отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований. С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»;
    2. изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или переводом земельного участка из одной категории земель в другую, изменением вида разрешенного использования, уточнения площади. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
    3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

    Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

    1. рост коэффициента к налоговому периоду. В частности, в качестве налоговой базы впервые будет применена кадастровая стоимость на территории 9 регионов (Республики Алтай, Крым, Алтайский край, Приморский край, Волгоградская, Иркутская, Курганская, Свердловская, Томская области). В 4 регионах (Республики Дагестан и Северная Осетия — Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2020 г. – 0,2). В 7 регионах третьего года применения кадастровой стоимости (Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области, Пермский край) коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2020 г. – 0,4);
    2. изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или изменением вида разрешенного использования, назначения объекта. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;
    3. изменение налоговых ставок или отмена льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований (городов федерального значения). С информацией о налоговых ставках и льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

    Как проверить налоговые ставки и льготы, указанные в налоговом уведомлении

    Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:

    по транспортному налогу: главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;

    по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.

    С информацией о налоговых ставках, налоговых льготах и налоговых вычетах (по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях) можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 222-22-22).

    Как воспользоваться льготой, неучтенной в налоговом уведомлении

    Что делать, если в налоговом уведомлении некорректная информация

    Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

    Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

    Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.

    Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

    для пользователей «Личного кабинета налогоплательщика» — через личный кабинет налогоплательщика;

    для иных лиц: посредством личного обращения в любой налоговый орган либо путём направления почтового сообщения, или с использованием интернет-сервиса ФНС России «Обратиться в ФНС России».

    По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

    При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней): обнулит ранее начисленную сумму налога и пеней; сформирует новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и направит Вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете налогоплательщика).

    Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой инспекции или контакт-центра ФНС России: 8 800 222-22-22.

    Новые правила обмена документами с ФНС

    Раньше действовали несколько приказов, устанавливающих правила для обмена разными видами электронных документов:

    порядок передачи акта совместной сверки расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утверждённый приказом от 29.12.2010 N ММВ-7-8/781@;

    порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа, утверждённый приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@;

    порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, утверждённый приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@;

    порядок представления заявлений, уведомлений и запросов в налоговые органы в электронном виде для целей учёта в налоговых органах организаций и физических лиц, утверждённый приказом от 07.11.2011 N ММВ-7-6/735@.

    Новый документ объединил все актуальные требования и правила. Теперь налогоплательщикам не придётся разбираться во множестве нормативных актов, чтобы понять, как им нужно работать.

    Документ закрепляет правила отправки и получения электронных документов, а также порядок предоставления документов по требованию налоговой.

    Правила обмена электронными документами с ФНС

    Электронные документы можно подписывать только усиленной квалифицированной электронной подписью.

    Утверждён список технологических электронных документов, которые сопровождают основной документ:

    подтверждение даты отправки;

    квитанция о приёме;

    уведомление об отказе в приёме;

    извещение о получении, которое формируется на каждый документ, в том числе технологический;

    информационное сообщение о представительстве в налоговых отношениях — направляется в том случае, если основной документ подписан представителем плательщика.

    Участники электронного документооборота обязаны хранить все эти документы, за исключением извещений о получении, а также квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи.

    Датой направления документов в налоговые органы считается та, которая закреплена в подтверждении даты отправки. Дата принятия фиксируется в квитанции о приёме.

    Кроме этого, в приказе прописан алгоритм отправки электронных документов через оператора ЭДО.

    Отправитель заполняет документ в электронной форме, подписывает его своей УКЭП и отправляет оператору ЭДО, отметив при этом дату отправки.

    Оператор ЭДО в течение часа направляет ответное извещение о получении документа, а затем, не позднее следующего рабочего дня — подтверждение даты отправки. Отправитель, получив подтверждение, направляет оператору извещение о получении электронного документа.

    Оператор ЭДО не позднее следующего рабочего дня отправляет получателю основной документ и подтверждение даты отправки, подписанное своей УКЭП. Получатель в течение часа должен прислать ему извещения о получении обоих документов.

    Получатель проверяет документ и формирует квитанцию о приёме или, если есть основания, уведомление об отказе в приёме, подписывает своей УКЭП и в течение шести рабочих дней после приёма отправляет оператору ЭДО.

    Оператор ЭДО в течение часа направляет получателю извещение о получении электронного документа. Не позднее следующего рабочего дня он направляет документ, полученный от получателя, отправителю. Отправитель в течение часа направляет оператору извещение о получении электронного документа.

    Отказать в приёме могут в трёх случаях:

    документ направлен не тому получателю;

    у отправителя нет УКЭП или сертификат не соответствует ключу;

    документ составлен не по утверждённому ФНС формату.

    Если документ не приняли, отправитель должен исправить ошибки и повторить весь алгоритм отправки.

    Если получатель не отправил квитанцию о приёме, он отправляет бумажный документ. Но есть три документа, которые налоговая никогда не отправляет на бумаге:

    требования о представлении документов;

    требования о представлении пояснений;

    уведомления о вызове в налоговый орган.

    Эти документы направляются налогоплательщику, который не сдал налоговую декларацию в электронном виде.

    Календарь бухгалтера 2021: с 1 июля вступят в силу 26 важных изменений в законодательстве

    Изменения в сферах налогов, контроля, пособий, прослеживаемости товаров вступят в силу с 1 июля 2021 года. По новым правилам придётся «играть» бухгалтериям, финансовым и кадровым отделам. О наиболее значимых изменениях — в таблице 1.

    Таблица 1. Что изменится с 1 июля 2021 года.

    До 1 июля 2021 года (как было)

    С 1 июля 2021 года (как стало)

    Нормативный акт

    Прослеживаемость товаров

    1. Вводятся новые отчеты и документы для подачи сведений о прослеживаемости товаров.

    Отчеты нужно сдавать с 1 июля 2021 года. Чтобы выполнить требования законодательства по прослеживаемости товаров, бухгалтерии придется вести раздельный учет. Порядок ведения раздельного учета прослеживаемых и обычных товаров должен быть прописан в учетной политике организации.

    Счета-фактуры по прослеживаемым товарам можно выставлять в электронном виде. В них нужно указывать:

    • регистрационный номер партии товара;
    • единицу измерения;
    • количество товара.

    Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

    Налоговый контроль, налоги и декларации

    2. Досудебный порядок обжалования по действиям (бездействиям) распространили на 19 ведомств.

    Досудебный порядок обжалования был обязателен только для споров с ФНС.

    Досудебный порядок распространяется на решения Роструда, МЧС, Росалкогольрегулирования, Роспотребнадзора, Минпромторга, Ростуризма, Роскомнадзора, ФССП, ФНС и других ведомств. Обжалованию подлежат 62 вида контроля (надзора).

    Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ.

    3. Период, по истечении которого могут заморозить счёт, увеличили.

    Период, по истечении которого заморозят счет, составляет 10 рабочих дней.

    Период, по истечении которого заморозят счет, составляет 20 рабочих дней. Уведомление направят за 14 рабочих дней до вынесения решения о блокировке.

    Федеральный закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ. Письмо Минфина от 26.02.2021 г. № 03-02-11/13505.

    4. Появились новые основания для повторной выездной проверки.

    Было меньше разрешенных оснований для назначения повторной выездной проверки.

    ИФНС может назначить выездную проверку повторно, если в уточненной декларации увеличена сумма НДС или акциза к возмещению.

    Федеральный закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ.

    5. Изменили показатели для перехода на налоговый мониторинг.

    Показатели для перехода были выше:

    • налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ) ≥ 300 млн руб.;
    • доходы ≥ 3 млрд руб.;
    • совокупная стоимость активов ≥ 3 млрд руб.

    Показатели для перехода снижены:

    • налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ) ≥ 100 млн руб.;
    • доходы ≥ 1 млрд руб.;
    • совокупная стоимость активов ≥ 1 млрд руб.

    6. Меняется порядок работы с картами МИР.

    С 1 марта 2021 года принимать к оплате карты МИР обязаны все продавцы, в т.ч. через интернет, у которых выручка на предыдущий год превысила 30 млн рублей.

    Все продавцы с выручкой от 20 млн. руб. обязаны принимать карту МИР.

    Федеральный закон от 31.07.2020 № 290-ФЗ.

    7.За работу без карты МИР будут штрафовать.

    Центробанк начнет штрафовать банки, которые перечисляют детские пособия на карты Visa или Mastercard.

    Информационное письмо Банка России от 18.12.2020 № ИН-04-45/175.

    8. Обновили счет-фактуру.

    Изменили счета-фактуры, книги покупок продаж, корректировочный счет-фактуру, журнал учета счетов-фактур. Изменения связаны с введением системы прослеживаемости товаров.

    Постановление Правительства РФ от 02.04.2021 № 534 вносит поправки в постановление 26.12.2011 № 1137.

    9. Пересмотрели определение НДС при продаже техники, купленной у физических лиц.

    Согласно п. 51, ст. 154 НК РФ при продаже автомобилей, приобретенных у граждан для дальнейшей перепродажи, база по НДС определяется как разница между ценой, рассчитываемой на основании статьи 105.3 НК РФ, с учетом НДС и ценой приобретения автомобиля.

    Налоговую базу по НДС определяют, как разницу между ценой, рассчитываемой на основании статьи 105.3 Налогового кодекса, с учетом НДС и ценой приобретения, определят при продаже купленных у граждан для перепродажи отдельных видов электронной, бытовой техники по перечню, который утвердит Правительство.

    Федеральный закон от 30.04.2021 № 103-ФЗ.

    10. Установлен формат пояснений к декларации по НДС.

    Штрафуют только за бумажную форму пояснений, так как в этом случае сведения считаются непредставленными.

    Непредставленными будут считаться и пояснения, представленные в электронном виде не по установленному формату.

    Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ.

    11. Появились новые основания для аннулирования ИФНС деклараций.

    Перечень оснований для аннулирования и как следствие признание отчетности не сданной, содержится в пункте 4.1 статьи 80 НК РФ.

    Стало больше оснований для аннулирования деклараций:

    • подписана неуполномоченным лицом или умершим;
    • подписант дисквалифицирован;
    • компания прекратила деятельность;
    • декларация по НДС не соответствует контрольным соотношениям.

    12. Пересмотрели правила перерасчета имущественных налогов.

    Перерасчет налогов проводится не более чем за три налоговых периода, предшествующих году отправки налогового уведомления по перерасчету. При этом перерасчет не выполняется, если он влечет увеличение ранее уплаченных по налоговому уведомлению сумм земельного налога или налога на имущество физических лиц, то есть ухудшает положение налогоплательщика.

    Действовавшее правило перерасчета налогов распространили на транспортный налог.

    Письмо ФНС России от 01.04.2021 № БС-4-21/4356@.

    Отчётность в ПФР

    13. Обновлена отчетность в ПФР.

    Применялась форма, утвержденная постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п.

    Применяется обновленная СЗВ-ТД «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица» утвержденная постановлением ПФР от 27.10.2020 г. № 769п.

    Постановление ПФР от 27.10.2020 г. № 769п.

    Работа и кадры

    14. Утрата трудоспособности оценивается по новым правилам.

    Степень утраты трудоспособности определятся в зависимости от способности лица трудиться вообще.

    Определены новые критерии определения степени утраты трудоспособности: определять, учитывая возможность лица продолжать работу, которая была ему поручена по трудовому договору до наступления несчастного случая.

    Действуют трудоспособности, утвержденные приказом Минтруда России от 30.09.2020 № 687н.

    15. Запускается проект «Работа без границ».

    Запускается совместный цифровой проект по поиску вакансий и кандидатов стран ЕАЭС «Работа без границ».

    16. Чиновникам запретили иметь два гражданства.

    Чиновники могли иметь двойное гражданство.

    Введен запрет на замещение отдельных должностей в государственных органах и органах местного самоуправления при наличии гражданства иностранного государства либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание на его территории.

    Статья 349.6 ТК РФ.

    17. Пособие будет выплатить ПФР.

    Работающие женщины получали пособие через работодателя.

    Ежемесячное пособие вставшим в ранние сроки беременности, будет назначаться и выплачиваться только через ПФР.

    Федеральный закон от 26.05.2021 № 151-ФЗ.

    18. Введены ежемесячные выплата беременным — малоимущим.

    Женщины, которые встали на медицинский учет по беременности до 12 недель, получают ежемесячную выплату в размере 50% от прожиточного минимума, если среднедушевой доход в семье не превышает прожиточного минимума в регионе.

    19. Введены ежемесячные выплаты на ребенка от 8 до 17 лет.

    Пособие будут получить родители и т.п. на каждого ребенка до 17 лет в размере 50% от прожиточного минимума в регионе.

    20. Изменены правила выплат больничных по уходу за ребенком.

    Размер выплаты по больничному зависел от стажа сотрудника.

    Больничный по уходу за ребенком до 8 лет оплачивается в размере 100% заработка независимо от стажа сотрудника.

    21. Для сайтов с посещаемостью более 100 000 ввели обязанность размещать бесплатную социальную рекламу.

    Нужно размещать бесплатно социальную рекламу в пределах 5% годового объема распространяемой ими рекламы.

    Федеральный закон от 30.04.2021 № 124-ФЗ.

    22. КЭП можно получить бесплатно.

    КЭП можно было получить только в удостоверяющем центре за деньги.

    Налоговая служба выдает бесплатные КЭП.

    23. Введены проверка и чистка реестра МСП.

    Один раз в год, 10 июля ФНС исключает из реестра МСП фирмы, не сдавшие отчетность и не отвечающие критериям малого бизнеса

    24. Вводятся отдельные коды ОКВЭД для аренды торговых центров.

    Росстандарт внес изменения в ОКВЭД 2 и ОКПД 2.

    Информация Росстандарта от 25 мая 2021 года.

    25. Меняются правила ведения реестра недобросовестных поставщиков.

    Правила ведения реестра утверждены правительственным постановлением от 25.11. 2013 № 1062.

    Банки обязаны информировать налоговую о переводах с использованием иностранных электронных кошельков от 600 тысяч рублей в год.

    Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 208-ФЗ.

    26. Оформить прописку можно через Интернет.

    Оформить регистрацию по месту проживания можно было только очно, за 2 посещения.

    Заявление можно подать через сайт госуслуг дистанционно, прийти и проставить печать очно, за одно посещение.

    Постановление Правительства РФ от 17.05.2021 № 744.

    Узнать о последних изменениях в бухгалтерском и налоговом законодательстве, разобрать практические ситуации исчисления и уплаты основных налогов и взносов в 2021 году, получить рекомендации по исправлению ошибок в учете и подготовке отчетности, вы сможете на курсе: «Бухгалтерский и налоговый учет 2021».

    Пройдите в «кабинет»

    alt=»По данным минфина, в 2018 году через личный кабинет было направлено 14,4 миллиона уведомлений. Фото: Александр Корольков/РГ» /> По данным минфина, в 2018 году через личный кабинет было направлено 14,4 миллиона уведомлений. Фото: Александр Корольков/РГ

    Речь идет о налоговых уведомлениях и требованиях об уплате налогов (присылается, когда у человека есть недоимка). Подготовленные Минфином поправки подразумевают, что эти документы граждане будут получать только в электронной форме через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС). Исключение предлагается сделать для инвалидов, пенсионеров и жителей отдаленных районов. Остальным, чтобы иметь возможность по-прежнему получать уведомления в бумажном виде (заказным письмом по почте), придется писать заявление.

    Фото: Наталья Ковалева, газета "Донецкий рабочий"

    Налогоплательщики, которые не успели завести личный кабинет на сайте налоговой службы, с 1 июня 2020 года (старт переходного периода) начнут получать вместе с письмами от налоговой регистрационные карты для упрощенного доступа к сервису. Сейчас регистрационная карта выдается лишь при личном визите в налоговую.

    На новый порядок планируется перейти к 1 июня 2021 года.

    По расчетам Министерства финансов, он позволит экономить на почтовой рассылке не менее 45 миллионов налоговых уведомлений и требований об уплате налогов. В результате, общий объем ежегодно высвобождаемых бюджетных средств за счет реализации изменений может составить 2,7 миллиарда рублей.

    В 2018 году объем ассигнований, предусмотренных на подготовку и пересылку почтовых отправлений налоговых органов, превысил четыре миллиарда рублей. Налоговики отправили гражданам 54,3 миллиона бумажных уведомлений и 26,3 миллиона требований об уплате налогов. Тогда пересылка одного заказного письма весом до 20 граммов стоила 54,28 рубля. В 2019 году из-за роста тарифов она обойдется уже в 60 рублей, уточняется в пояснительной записке к законопроекту.

    "Отказ от бумажных уведомлений об уплате налогов и иных платежей назрел давно — это общемировая практика, — отмечает Наталья Бокова, эксперт СКБ Контур. — В России цифровизация уже активно внедряется в отношении юридических лиц. Теперь в нее вовлекают граждан".

    По мнению Боковой, от налоговой службы на первом этапе потребуется масштабная разъяснительная работа. Наверняка проявятся спорные моменты. Не исключены просрочки платежей из-за ожидания бумажного налогового уведомления. "Налоговикам придется действовать на опережение, чтобы предупредить появление подобных ситуаций", — указывает эксперт.

    Фото: iStock

    Кстати, законопроект четко прописывает, что считается датой получения налогового уведомления налогоплательщиком. Если документ отправлен в электронной форме — это день, следующий за днем размещения уведомления в личном кабинете. Если речь о бумажном формате, то это шестой день со дня отправки заказного письма. Это важно, поскольку от четкости определения даты получения налогового уведомления зависит, будет ли начислена пеня за просрочку уплаты налога или нет.

    "Важно, что налогоплательщикам все-таки оставят право получать под расписку бумажные налоговые уведомления в любой налоговой инспекции либо через многофункциональный центр. В законопроекте оговорены сроки: не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом соответствующего заявления", — добавляет Наталья Бокова.

    Федеральной налоговой службе с учетом предполагаемого троекратного увеличения числа пользователей личного кабинета физлиц нужно будет увеличить его мощность. Для этого Минфин предлагает выделить ведомству дополнительно 2,1 миллиарда рублей. Эти средства будут использованы на закупку нового и модернизацию существующего оборудования. В том числе того, которое будет использоваться для печати налоговых уведомлений во время переходного периода.

    Cхема документооборота с ИФНС

    С 01 сентября 2014 года отправка и прием деклараций осуществляются в соответствии с приказом ФНС РФ от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи». Также данный приказ с 01 сентября 2014 года признает утратившим силу приказ ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@.

    При передаче отчетности, подписанной сертификатом уполномоченного представителя, с каждой декларацией передается информационное сообщение о представительстве (см. Каковы особенности предоставления налоговой отчетности через уполномоченного представителя?).

    Порядок документооборота с ФНС

    Налогоплательщик после отправки отчета получает следующие документы:

    1. Подтверждение даты отправки отчета

    Это электронный документ, формируемый специализированным оператором связи, содержащий данные о дате и времени отправки декларации. Формируется сразу после отправки отчета.

    Дата представления отчета, которая указывается в квитанции о приеме, соответствует дате, зафиксированной в подтверждении даты отправки.

    2. Извещение о получении либо сообщение об ошибке.

    • Извещение о получении — электронный документ, подтверждающий факт получения отчета налоговым органом. Формируется налоговым органом, поступает в течение 4 часов после отправки отчета. При поступлении извещения о получении документооборот продолжается. Необходимо дождаться результатов дальнейшей проверки отчета налоговым органом.
    • Сообщение об ошибке — электронный документ, формируемый налоговым органом, содержащий информацию об ошибках. Поступает от ИФНС в течение 4 часов после отправки отчета. Если вам пришло сообщение об ошибке, это значит, что отчет не принят. Документооборот прекращается. Необходимо исправить ошибки, указанные в сообщении, и повторить процедуру отправки отчета.

    3. Квитанция о приеме либо уведомление об отказе.

    • Квитанция о приеме — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт приема отчета. Поступает от ИФНС в течение следующего рабочего дня после отправки отчета. При получении квитанции о приеме документооборот продолжается. Необходимо дождаться результатов ввода данных в базу налогового органа.
    • Уведомление об отказе — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт отказа в приеме сведений с указанием причин отказа. Поступает от ИФНС в течение 6-12 часов после отправки отчета. Если пришло уведомление об отказе, это значит, что отчет не принят. Документооборот прекращается. Необходимо исправить ошибки, указанные в уведомлении, и повторить процедуру отправки отчета.

    4. Извещение о вводе либо уведомление об уточнении.

    • Извещение о вводе — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт загрузки отчета в базу инспекции. Поступает от ИФНС в течение двух рабочих дней после отправки квитанции о приеме. Если пришло извещение о вводе, это значит, что отчет принят. Документооборот завершен.
    • Уведомление об уточнении — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт загрузки отчета в базу инспекции, но содержащий сообщение о необходимости предоставить уточнения. Поступает от ИФНС в течение двух рабочих дней п осле отправки квитанции о приеме . Если пришло уведомление об уточнении, это значит, что отчет принят, но требует уточнений. Необходимо отправить корректирующий отчет, внеся необходимые уточнения.

    Сроки документооборота

    Максимальный срок завершенного документооборота согласно методическим рекомендациям не должен превышать трех рабочих дней при автоматическом функционировании приемного комплекса налогового органа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: