Полис ОСАГО без диагностической карты

Покупка ОСАГО без техосмотра в 2020 году

ОСАГО без техосмотра в 2020 году

В этой статье речь идет о Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Данный закон вносит несколько нововведений в закон «Об ОСАГО».

Первая часть нововведений вступила в силу с момента публикации закона (25 мая 2020 года) и о них речь пойдет сегодня. Вторая часть вступит в силу только 24 августа 2020 года и им посвящена отдельная статья.

Что касается рассматриваемых сегодня нововведений, то их основная идея — введение временной возможности купить страховку ОСАГО без прохождения техосмотра.

Информация о рассматриваемом законопроекте

25.05.2020 Федеральный закон от 25.05.2020 № 161-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» официально опубликован 25 мая 2020 года и действует с этой даты.

Покупка ОСАГО без техосмотра с 1 марта по 30 сентября 2020 года

В первую очередь рассмотрим пункт 5 статьи 3 нового документа:

5. В период с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года включительно договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств может быть заключен без представления диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (далее – диагностическая карта), либо свидетельства о прохождении технического осмотра в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин (далее – свидетельство о прохождении технического осмотра). При этом страхователь обязан не позднее одного месяца со дня отмены принятых органами государственной власти на территории преимущественного использования транспортного средства ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, но не позднее 31 октября 2020 года представить страховщику диагностическую карту либо свидетельство о прохождении технического осмотра (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «е» пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», если не требуется представления диагностической карты либо свидетельства о прохождении технического осмотра).

Пункт довольно длинный, поэтому разберем его по частям:

1. Документ вводит возможность купить страховку ОСАГО без прохождения технического осмотра. Это основная мысль, однако есть и несколько дополнительных важных деталей.

2. Нововведение распространяется как на транспортные средства, зарегистрированные в ГИБДД и получающие диагностическую карту (легковые и грузовые автомобили, автобусы), так и на транспортные средства, зарегистрированные в Гостехнадзоре и получающие свидетельство о прохождении техосмотра (трактора и самоходные машины).

3. Водитель имеет право не предоставлять диагностическую карту. Однако это не его обязанность. То есть при наличии соответствующего желания и возможности пройти техосмотр, закон не запрещает предъявить диагностическую карту.

Примечание. В некоторых случаях в этом может быть смысл. Чуть ниже речь пойдет о том, что если водитель не предъявил диагностическую карту при покупке полиса, то ему все равно придется «показать» ее впоследствии.

4. Возможность приобрести ОСАГО без техосмотра действует с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года включительно.

Внимание! С 22 августа 2021 года при покупке ОСАГО диагностическая карта техосмотра не требуется, то есть ОСАГО может быть приобретено на автомобиль без техосмотра.

5. Если водитель воспользовался возможностью и купил ОСАГО без техосмотра, то впоследствии ему нужно все равно представить страховщику диагностическую карту. Причем сделать это нужно в течение одного месяца с момента отмены ограничений в регионе преимущественного использования транспортного средства. И не позже 31 октября 2020 года.

То есть каждый автовладелец должен самостоятельно следить за тем, когда произойдет отмена ограничений в регионе, где он прописан. И начиная с момента отмены нужно в течение месяца пройти техосмотр и передать документы в страховую.

Этот пункт заслуживает более детального рассмотрения:

Предположим, что водитель живет в городе Москва, а прописан в Сахалинской области. Машину он купил в Москве, однако зарегистрирована она по месту прописки, то есть в Сахалинской области. Территория преимущественного использования в этом случае — Сахалинская область.

В этом примере водитель должен следить за тем, когда будут сняты ограничения именно в Сахалинской области, а не в Москве. И в течение месяца после этого нужно пройти техосмотр.

На практике ситуация в разных регионах серьезно отличается. И может получиться, что в Сахалинской области ограничения уже сняты, а в Москве они еще действуют и пункты техосмотра не работают.

Так что если Вы живете в одном регионе, а прописаны в другом, то учитывайте вариант из приведенного выше примера.

Примечание. Хочу напомнить, что в 2020 году диагностическая карта технического осмотра требовалась легковому автомобилю (кроме такси) только для покупки страховки ОСАГО. Штрафы за отсутствие техосмотра не накладывались.

Что будет, если не предъявить диагностическую карту в страховую?

Выше речь шла о том, что если водитель воспользовался своим правом и купил ОСАГО без предъявления диагностической карты техосмотра, то впоследствии он должен эту карту предоставить. Разберемся, что грозит водителю, если проигнорировать это требование или предоставить карту не вовремя.

Обратимся к пункту 6 статьи 3 рассматриваемого закона:

6. В случае, если по истечении одного месяца со дня отмены ограничительных мер, указанных в части 5 настоящей статьи, по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенному без представления диагностической карты либо свидетельства о прохождении технического осмотра, произошел страховой случай и страхователем страховщику не представлены диагностическая карта либо свидетельство о прохождении технического осмотра, к страховщику, осуществившему страховое возмещение по такому договору, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения.

В этом пункте речь идет о том, что страховщик получает право так называемого регрессного требования:

То есть, если водитель становится виновником ДТП, то страховая сначала делает выплаты пострадавшим, а затем взыскивает деньги с самого этого водителя. При этом основной смысл страхового полиса теряется.

Важно понимать, что полис ОСАГО в любом случае остается действующим, то есть штраф за отсутствие страховки в данном случае наложен быть не может. А в случае ДТП, которое произошло по вине другого водителя, несвоевременное предоставление диагностической карты на выплаты не повлияет.

Отмена регрессного требования при отсутствии техосмотра

Для начала напомню, что если водитель такси, автобуса или грузовика для перевозки детей не имеет действующего полиса ОСАГО, то в случае ДТП по вине этого водителя ему будет предъявлено регрессное требование. То есть за ремонт чужого автомобиля придется заплатить из собственного кармана:

Рассмотрим статью 2 и пункт 4 статьи 3 нового закона:

Статья 2

Приостановить до 30 сентября 2020 года включительно действие подпункта «и» пункта 1 статьи 14 и подпункта «е» пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2007, № 49, ст. 6067; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 27, ст. 3881; № 49, ст. 7040; 2012, № 31, ст. 4319, 4320; 2013, № 30, ст. 4084; 2014, № 30, ст. 4084, 4224; 2015, № 48, ст. 6715; 2016, № 26, ст. 3883; 2017, № 14, ст. 2008; 2019, № 18, ст. 2212; № 23, ст. 2905; Российская газета, 2020, 29 апреля).

Статья 3

4. Положения статьи 2 настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникшим при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, с 1 марта 2020 года.

В этой статье речь идет о том, что приостанавливается действие подпункта «и» пункта 1 статьи 14 и подпункта «е» пункта 3 статьи 15. Обратимся к закону «Об ОСАГО» и рассмотрим эти пункты:

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов.

3. Для заключения договора обязательного страхования владелец транспортного средства представляет страховщику следующие документы:

е) диагностическая карта,

Таким образом, статья 2 содержит два важных нововведения:

  1. При покупке ОСАГО не требуется диагностическая карта (этот вопрос подробно разобран выше).
  2. Временно отменяется одна из причин регрессного требования — отсутствие техосмотра у автобуса, такси или грузовика для перевозки пассажиров.
Читайте также  Замена полиса ОСАГО при смене фамилии

Указанные изменения действуют с 1 марта по 30 сентября 2020 года.

Могут ли продлить рассматриваемые нововведения?

Обратимся к пункту 7 статьи 3 нового документа:

7. Правительство Российской Федерации вправе продлить указанные в статье 2 настоящего Федерального закона и части 5 настоящей статьи сроки, но не более чем на девяносто дней.

Закон дает право Правительству РФ продлить возможность покупки ОСАГО без техосмотра на срок, не превышающий 90 дней. Воспользуется ли правительство этим правом мы узнает только в будущем.

В заключение хочу еще раз напомнить, что рассмотренный в данной статье закон официально действует с 25 мая 2020 года.

Что касается рассмотренных выше нововведений, то они позволяют приобрести ОСАГО без техосмотра. В период действия ограничений на передвижение это очень полезное нововведение. Водитель может не выходят из дома купить ОСАГО через Интернет. После этого он сможет пользоваться автомобилем без нарушения требований правил дорожного движения.

ОСАГО без диагностической карты (техосмотра)

Когда допускается оформление «автогражданки» без диагностической карты и что для этого понадобится?
Узнайте все секреты оформления «автогражданки» для новых и подержанных автомобилей.

Согласно КоАП, управление автомобилем без полиса автогражданского страхования является правонарушением. Но для его получения нужно доказать страховщику, что машина находится в надлежащем техническом состоянии. Сделать это владелец автотранспорта может лишь одним способом: показав заполненный по закону и действующий бланк диагностической карты. Среди водителей весьма популярным является вопрос, можно ли оформить или продлить полис ОСАГО без диагностической карты, и как это сделать? Разберём все доступные автовладельцу варианты заключения договора автострахования.

Можно ли купить полис ОСАГО без диагностической карты?

У водителей есть возможность получить полис автогражданского страхования без прохождения ТО и в рамках закона. Официально автостраховку выдают исключительно для новых автотранспортных средств, не эксплуатирующихся в качестве такси, либо прицепов грузоподъёмностью до 3,5 тонны (вне зависимости от года выпуска). В этих случаях полис гарантированно имеет полную законную силу, предусматривает регрессные выплаты участникам ДТП. Таким образом, автовладелец может получить е-ОСАГО, то есть или заключить договор в офисе без диагностической карты и эксплуатировать авто (или прицеп) в течение всего срока действия договора страхования, будучи финансово защищённым в случае ДТП.

В остальных ситуациях прохождение техосмотра обязательно.

ОСАГО без техосмотра

Что представляет собой техосмотр?

Документом, официально свидетельствующим о технической исправности автотранспорта, является заполненная и подписанная специалистом диагностическая карта. Прежде чем рассмотреть, для электронного полиса ОСАГО нужен ли техосмотр и как автогражданка оформляется онлайн, стоит разобраться, что такое карта ТО.

В ней должны быть отражены результаты проверки основных систем авто:

  • рулевого управления;
  • рабочего и стояночного тормоза;
  • колёсных дисков и шин;
  • светового оборудования;
  • соответствие нормам выброса вредных веществ и другие параметры.

Проводить техосмотр могут исключительно аккредитованные РСА операторы ТО. По закону, оформить страховку без техосмотра онлайн или в офисе страховщики не могут. За исключением установленных Законом случаев. Но существуют схемы, позволяющие выдать полис без фактического прохождения техосмотра.

Всегда ли нужен техосмотр для страховки?

Законное оформление или продление ОСАГО без ТО возможно, но применяется в ограниченном ряде случаев. В их число входит:

  • Получение временной «автогражданки». Её срок составляет всего 20 дней, сам же полис выдаётся исключительно для проезда к месту прохождения ТО. Перед тем как оформить ОСАГО без ТО сроком на 20 дней, помните, что участие в дорожно-транспортном происшествии с такой страховкой и без техосмотра не позволяет рассчитывать на компенсационные выплаты пострадавшим; . Для новых авто можно получить или продлить ОСАГО, не имея на руках диагностической карты вплоть до достижения ими 3-летнего возраста. Для более старых машин прохождение техосмотра обязательно.

Узнать подробнее, можно ли получить онлайн и можно ли купить для конкретного автотранспортного средства ОСАГО без диагностической карты вы можете у представителя СК. Для расчёта стоимости полиса и определения необходимости техосмотра понадобится СТС на автомобиль.

Как заключить ОСАГО без бланка ТО

Немаловажно знать, что оформление страховки онлайн и получение полиса без техосмотра затруднительно. Ведь для заключения договора нужно внести в специальное поле уникальный номер, присеваемый каждой диагностической карте. Но это не означает, что доступных вариантов нет — их немало:

  • Оформление страховки ОСАГО без техосмотра с формальной выдачей бланка ТО сотрудниками СК. На ней не будет стоять подписи проводившего ТО автомобиля специалиста. Формально автомобиль будет застрахован, в реальности же такой полис будет недействительным. И при ДТП возмещать ущерб придётся владельцу авто;
  • Покупка диагностической карты. Этот вариант полностью раскрывает вопрос, для страховки онлайн нужен ли техосмотр и как поступают в этом случае для страховки ОСАГО. По этой схеме автовладельцем приобретается активная диагностическая карта, номер которой используется для оформления страховки. Такие услуги неофициально предоставляют как сами страховщики, так и операторы ТО. Минус способа в том, что при ДТП в страховой выплате будет отказано, поскольку такой полис объявят недействительным;
  • Приобретение «пустой» карты технического осмотра. Незаполненный бланк техосмотра также может использоваться для оформления полиса — ведь на нём будет присутствовать уникальный номер. Но, аналогично описанному выше случаю, такая страховка является недействительной.

Если вас интересует, можно ли заключить договор автострахования без ТО на законных основаниях, то есть только 2 способа: оформить его на новое авто или получить временную страховку для прохождения техосмотра.

ОСАГО без техосмотра

Что будет, если оформить фальшивый полис ОСАГО

Нами были рассмотрены все законные способы, можно ли получить полис ОСАГО или онлайн купить его без техосмотра. Теперь поговорим о незаконных схемах, конкретнее — об оформлении фальшивых страховок.

В сети можно встретить немало предложений купить ОСАГО онлайн по цене 1500–2000 рублей за полис. Для выдачи «липовых» документов используется несколько схем:

  • за основу берётся выданный ранее в другом регионе страховой компанией бланк;
  • используется «двойник» — то есть вносятся данные реального и действующего полиса, оформленного на другого автовладельца;
  • страховка выдаётся от лица страховщика, ушедшего с рынка страхования «автогражданки».

По перед тем как оформить или выполнить продление полиса ОСАГО без диагностической карты помните, что юридической силы такой документ не имеет. Более того, за использование фальшивки водитель может быть привлечён к уголовной ответственности.

Последствия оформления ОСАГО без ТО

Если страховка ОСАГО онлайн или на бумаге оформлена без диагностической карты на «свежую» машину не старше 3 лет, то всё абсолютно законно. Водитель может рассчитывать на получение страховой выплаты при ДТП. Если же машина попала в аварию, когда водитель успел сделать страховку онлайн на 20 дней, но передвигается без техосмотра, в регрессных выплатах будет отказано. При плановой проверке документов с инспекторами ДПС сложностей у водителя не возникнет. Но при отсутствии ТО автотранспортное средство будет признано неисправными и в выплате по страховке будет отказано.

Выводы

Чтобы получить электронный полис ОСАГО при онлайн страховании, важно понимать, нужен ли техосмотр. Безусловно, нужна реальная и выданная аккредитованным оператором ТО карта, свидетельствующая об исправности ТС. Только это даёт гарантию возмещения страховщиком ущерба при ДТП. Но не все автовладельцы используют интернет для получения услуги автострахования — для любителей реального общения с представителями СК доступно документальное оформление полисов в любом офисе СК.

ОСАГО без техосмотра и диагностической карты

Владельцы автомобилей старше трех лет (физические и юридические лица) согласно законодательству РФ обязаны регулярно проходить технический осмотр (ТО). Процедура позволяет установить соответствует ли транспортное средства нормам безопасности для использования на дорогах общего пользования. Не следует путать техосмотр с техническим обслуживанием — плановой заменой расходных материалов и деталей согласно рекомендациям производителя.

Читайте также  Страховые компании продающие электронные полисы ОСАГО

Что такое техосмотр и сколько он стоит в 2021 году

Техосмотр — проверка технического состояния транспорта согласно строгим регламентам. Проводится уполномоченными операторами (автосервисы аккредитует РСА) и находится под контролем государства.

В ходе ТО проверяются:

  1. двигатель;
  2. тормозная система;
  3. функционирование стеклоочистителей;
  4. руль;
  5. наличие аптечки в необходимой комплектации и светоотражающего знака аварийной остановки;
  6. диски и обода колес (недопустимы трещины и признаки устранения дефектов сваркой);
  7. световые приборы;
  8. отсутствие трещин на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителя с водительской стороны.

После успешного прохождения ТО на руки выдают диагностическую карту, составленную в виде таблицы. В нее заносится информация о главных технических параметрах транспортного средства, которое подвергалось осмотру, данные о собственнике и автомобиле (государственный номерной знак, марка и модель, VIN двигателя).

Стоимость прохождения техосмотра зависит от региона. Возраст и марка автомобиля на расценки не влияет. Госпошлина за выдачу диагностической карты не предусмотрена. Необходимо лишь оплатить услуги сервисного центра. Средняя рекомендованная цена — 720 руб. для легкового автомобиля, 600 руб. для прицепа, 240 руб. для мототранспорта. Слишком низкая цена должна насторожить. Вероятно, это мошенники, которые по итогам техосмотра не вносят данные в ЕАИСТО (автоматизированный сервис, позволяющий проверить легитимность диагностической карты всем желающим). На сайте РСА представлен единый реестр аккредитованных автосервисов. Если диагностическая карта фиктивная, то при наступлении страхового случая в выплате откажут.

ФАС РФ разрабатывает новую методику определения стоимости техосмотра. Согласно действующей методологии цены на услугу не покрывают затрат автосервисов.

ТО бесплатен для следующих категорий граждан:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • герой РФ и СССР;
  • ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС;
  • кавалеры Ордена Славы всех степеней.

Дополнительные льготы пенсионерам и иным категориям граждан предоставляются по решению региональных властей.

С собой возить диагностическую карту не требуется. В случае утери или порчи целесообразно получить дубликат в том же сервисном центре, где было сделано ТО (чтобы не возникло проблем при наступлении страхового случая). Информация хранится в базе 5 лет.

Полис ОСАГО без техосмотра в 2021 году

С 1-го апреля до 1-го октября 2020 в связи с пандемией коронавируса получение ОСАГО было временно отвязано от диагностической карты. Приобрести полис разрешалось без обязательного прохождения техосмотра автомобилей старше трех лет. Если полис оформлен в указанный период, необходимо пройти технический осмотр до 31.10.2020. Предоставлять данные о диагностической карте в страховую компанию не требуется. Страховщик сам получит информацию из единой информационной базы ЕАИСТО. Если в указанные сроки техосмотр не пройден, полис будет действовать. При наступлении страхового случая пострадавшей по вине страхователя стороне ущерб возместят. Но страховая компания выставит клиенту регресс в полном размере выплаты.

Когда можно получить ОСАГО без ТО

На сегодня оформить ОСАГО без обязательного прохождения ТО и предоставления в страховую диагностической карты могут владельцы транспортных средств не старше трех лет. Возраст автомобиля исчисляется с момента сборки (год выпуска указан в ПТС). Машины от 3 до 7 лет должны проходить ТО раз в 2 года, старше 7 лет — ежегодно.

Летом 2020 должны были заработать обновленные правила прохождения ТО. Но из-за пандемии изменения начнут действовать 1-го марта 2021. Главные изменения коснутся периодичности ТО. Получить ОСАГО без ТО и диагностической карты смогут владельцы машин младше 4-ех лет. Машины от 4 до 10 лет должны будут проходить техосмотр раз в 2 года, старше 10 лет — ежегодно.

С марта 2021 заработают следующие изменения:

  1. Сотрудники аккредитованного сервисного центра будут фотографировать прохождение ТО (машина до и после). Фотографии, сделанные на расстоянии максимум 500 м от аккредитованного автосервиса, будут загружать вместе с координатами места съемки сразу в ЕАИСТО. Также зафиксирует время заезда и выезда машины.
  2. За несвоевременное прохождение техосмотра и отсутствие легитимной диагностической карты придется заплатить штраф (2000 руб.).
  3. Инспектор ГИБДД сможет аннулировать на месте диагностическую карту, если документ поддельный или выявлено несоответствие автомобиля требованиям безопасности. За 3 дня информация передается в РСА, страховщику и владельцу.
  4. Каждая диагностическая карта будет подписывать технический эксперт (с использованием усиленной электронной подписи). По желанию собственника автотранспорта распечатают бумажный вариант.

С 1-го января 2021 отменяет обязательный ТО для прицепов весом до 3,5 тонн, принадлежащих физическим лицам.

Можно ли купить или продлить полис ОСАГО без диагностической карты

Оформить полис без диагностической карты невозможно. При покупке страховки программное обеспечение всех лицензированных страховых компаний требует внести номер диагностической карты. Недобросовестные страховщики предлагают указать произвольный номер. Но если выяснится, что карта отсутствует или получена в неаккредитованном сервисном центре (номер не пробивается в базе ЕАИСТО), то при наступлении страхового случая ущерб третье стороне придется покрывать из собственного кармана. Страховая компания откажет в выплате. А с 1-го марта 2021 предусмотрен штраф за несвоевременно пройденный ТО и отсутствие диагностической карты.

Вывод

В 2021 процедура прохождения техосмотра претерпит существенные изменения. Это сделано для борьбы с мошенниками, продающими поддельные диагностические карты по заниженным ценам. Неизменным сохранится главное правило — невозможно оформления страховки ОСАГО без ТО, данные о котором будут сразу попадать в единую информационную систему. Любой желающий сможет проверить диагностическую карту по номеру.

До 1 октября оформить полис ОСАГО можно без диагностической карты и прохождения техосмотра

Владимир Путин подписал закон, по которому с учетом сложившейся социально-экономической обстановки в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции граждане смогут заключать договоры об ОСАГО со страховыми компаниями в период с 1 марта по 30 сентября без представления диагностической карты либо свидетельства о прохождении технического осмотра, что позволит гражданам продолжить эксплуатацию автомобиля. Представить указанные документы страховой организации можно будет не позднее чем через один месяц со дня отмены ограничительных мер, принятых органами госвласти на территории преимущественного использования ТС, но не позднее 31 октября 2020 года. Если по прошествии одного месяца со дня отмены таких ограничений произошел страховой случай, а автовладельцем диагностическая карта либо свидетельство о прохождении техосмотра не были предоставлены, страховщик, который выплатил страховое возмещение потерпевшему по такому договору, вправе требовать всю сумму страхового возмещения с лица, причинившего вред, которая была выплачена потерпевшему (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 25 мая 2020 г. № 161-ФЗ).

Принципиально важными являются также поправки в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ), предусматривающие индивидуализацию при формировании размера страховой выплаты по договорам ОСАГО (они вступят в силу через три месяца). В частности, страховщики могут рассчитывать страховые премии по договорам ОСАГО, ориентируясь лишь на предельные размеры базовых ставок страховых тарифов, установленные Банком России в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей ТС, от собственника ТС (физлицо или юрлицо), а также от назначения и (или) цели использования автомобиля (для специального назначения, для оперативных служб, для бытовых и семейных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности (такси)). В границах минимальных и максимальных значений базовых ставок страховых тарифов страховщики вправе устанавливать значения базовых ставок страховых тарифов, руководствуясь наличием факторов, характеризующих водителя, например, назначением водителю по полису ОСАГО или самому страхователю административных или уголовных наказаний за конкретные правонарушения (преступления) в сфере безопасности дорожного движения (управление ТС в состоянии опьянения, нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, если оно повлекло причинение вреда здоровью или смерть одного или нескольких лиц, либо назначение административного наказания в виде лишения права управления ТС за невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения, оставление места ДТП, участником которого он являлся). При этом установлен срок, в течение которого такие факторы могут быть учтены страховщиком в случае заключения договора ОСАГО – в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления ТС в полном объеме или со дня окончания срока уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Читайте также  Как отличить полис ОСАГО от подделки

Также страховщиками подлежат учету неоднократное в течение года до заключения договора, привлечение указанных лиц к административной ответственности за проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за превышение установленной скорости движения ТС на величину более 60 км/ч или за выезд на полосу встречного движения (за исключением случаев фиксации данных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техсредствами, и случаев, если данные правонарушения сопровождались наступлением страхового случая), наличие в заключаемом договоре ОСАГО условия, предусматривающего возможность управления ТС с прицепом к нему в случае, если страхователем является юрлицо и иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании ТС и на потенциальный размер причиненного вреда.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Помимо ранее установленных условий (п. 2 ст. 9 Закона № 40-ФЗ) для коэффициентов страховых тарифов Банком России дополнительно будет учитываться количество произведенных страховщиками страховых возмещений в предыдущие периоды как с участием допущенных к управлению ТС водителей, указанных в полисе ОСАГО, так и страхователя в случае отсутствия такого условия в договоре, а если страхователем является юрлицо будет учитываться численность парка застрахованных ТС. Отдельно оговаривается, что учету подлежит и отсутствие в договоре ОСАГО условия, предусматривающего управление ТС только указанными страхователем водителями, а при наличии такого условия – их водительских навыков (стажа управления по категории ТС, возраста).

Страховщики должны указывать в методике расчета страховых тарифов применяемые ими факторы при установлении значений базовых ставок страховых тарифов и на своих сайтах обеспечить возможность расчета страхователем страховой премии.

ОСАГО без техосмотра: эксперты — о новых правилах автострахования

С 22 августа в силу вступил закон, согласно которому российские автомобилисты смогут приобрести страховой полис ОСАГО, не предъявляя диагностическую карту, то есть не подтверждая исправность транспортного средства. Вырастет ли стоимость страхового полиса из-за новых правил и к чему может привести оформление ОСАГО без ТО, обозреватель РИАМО узнал у экспертов.

Причины отделения ОСАГО от ТО

Закон о внесении поправок в документы, регулирующие работу сферы страхования, президент России Владимир Путин подписал еще 2 июля. Однако изменения в нормативные акты Центрального банка, связанные с законом, вступят в силу только 29 августа — с этого момента российские автомобилисты смогут покупать ОСАГО без предъявления диагностической карты.

При этом владельцам коммерческого транспорта — будь то легковой автомобиль, автобус или грузовое авто — для получения полиса ОСАГО все еще нужен техосмотр, а значит, послабления в законодательстве на них не распространяются.

К отделению ОСАГО от техосмотра в России привели сразу несколько факторов, отметил в беседе с РИАМО замдекана юридического факультета, доцент Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ Венера Шайдуллина.

По словам эксперта, многие сервисы закрылись на фоне пандемии Covid-19, а к тем, что продолжили работу, существенно ужесточили законодательные требования в плане проведения техосмотров. Это стало одной из причин разделения ТО и ОСАГО.

«Хотелось бы также отметить статистику по ДТП: большинство аварий на дорогах происходят из-за нарушения ПДД, а не из-за технической неисправности в автомобиле. Поэтому наличие или отсутствие ТО особой роли для страхования не играет», — уверена Венера Шайдуллина.

В свою очередь руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов считает, что ТО к ОСАГО изначально привязали с целью заставить 85% автовладельцев, считающих техосмотр бессмысленной и бесполезной тратой времени и денег, проходить данную процедуру.

«Благодаря столь недальновидному решению и «систематическому закручиванию гаек» под угрозой оказалось функционирование рынка автострахования, ведь требования к прохождению ТО с течением времени настолько ужесточились, что 95% автомобилей у нас в стране никогда бы проверку не прошли из-за трещинок и сколов, которые на деле никак не влияют на безопасность дорожного движения», — объяснил Шкуматов.

Технический осмотр не отменили полностью

Несмотря на все нововведения, прохождение техосмотра в целом остается процедурой, обязательной для российских автомобилистов. Как объясняют в пресс-службе автомобильной группы «Авилон», диагностическая карта по-прежнему является документом, подтверждающим техническую исправность автомобиля и дающим водителю право эксплуатировать машину на дорогах общего пользования.

«Если при аварии или каком-либо автомобильном происшествии выяснится, что у автомобиля нет диагностической карты, страховая компания, детально разбирая тот или иной случай, вправе отказать в выплате ущерба по причине нарушения автовладельцем требований эксплуатации транспортного средства», — пояснили в «Авилоне».

Руководитель юридической службы онлайн-сервиса по подбору страховых продуктов «Страховка.ру» Антон Алферов посоветовал водителям должным образом проходить технический осмотр, особенно если автомобиль старше четырех лет или его диагностическая карта не попадает под продление, — дело в том, что все диагностические карты, срок действия которых истекает в период с февраля по октябрь, ранее автоматически продлили как минимум на полгода.

Директор по коммуникациям группы компаний «Автодом» Анна Уткина напомнила, что в 2021 году личные автомобили младше четырех лет уже освободили от технического осмотра. Ранее от ТО освобождали машины, с момента выпуска которых прошло менее трех лет. Теперь же предусмотренная законом обязанность получить первую диагностическую карту сдвигается на год.

Стоимость ОСАГО может вырасти

Как объясняет Анна Уткина, у ситуации с получением полиса ОСАГО без техосмотра есть свои подводные камни. Многие водители уже сегодня рассматривают частичную отмену ТО как возможность сэкономить при оформлении ОСАГО. Но экономия, вероятнее всего, будет мнимой.

«Во-первых, страховые компании вполне могут связать диагностическую карту с коэффициентом, понижающим конечную стоимость ОСАГО. Соответственно, выгода от игнорирования технического осмотра устремится к нулю», — объясняет Анна Уткина.

Во-вторых, по словам эксперта, зачастую в полисах ОСАГО и КАСКО уже указано, что будет в случае, если у автомобиля нет актуальной диагностической карты: обычно хозяин такого авто при наступлении страхового случая не получает никаких выплат. Поэтому необходимо внимательно читать договор и не игнорировать новые правила прохождения ТО.

Как говорит автоэксперт Игорь Моржаретто, теперь страховщикам стоило бы продумать введение неких поощрений, которые будут мягко склонять водителей к необходимости проходить ТО в срок. Например, водителям со свежим техосмотром можно предложить скидки при покупке полисов.

К чему может привести оформление ОСАГО без ТО

Как говорит руководитель направления ТО и ОСАГО международной сети автосервисов Fit Service и автоюрист Алексей Поляков, после появления в России возможности оформлять ОСАГО без ТО в судах может вырасти количество исков к автовладельцам из-за отсутствия у их транспортных средств действующей диагностической карты или из-за того, что причиной ДТП стала техническая неисправность машины.

«Практически у каждого автомобиля есть та или иная неисправность, а доказать, горела или нет разбитая в ДТП фара, в какую сторону она светила, вообще невозможно. Так что страховщиков ждет экономия на выплатах, а автовладельцев — трудные времена», — считает собеседник РИАМО.

Автоматический контроль ТО

Как говорит руководитель подразделений кредитования и страхования сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко, с марта 2022 года дорожные камеры видеонаблюдения будут сверять номера авто с содержащимися в Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, чтобы выяснить, есть ли у транспортного средства диагностическая карта. Также система будет автоматически выставлять автовладельцам штрафы в размере 2000 рублей.

Помимо этого, есть вероятность, что сотрудники ГИБДД смогут проверять автомобилистов на предмет наличия у их машин техосмотра с помощью мобильного приложения. Оно уже сейчас есть в распоряжении ведомства и отслеживает незарегистрированные авто или их владельцев, лишенных водительских прав.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: